Рабочая программа по химии 10 класс
рабочая программа по химии (10 класс) на тему
Рабочая программа составлена по учебнику Габриеляна-базовый уровень
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
10_himiya_14.doc | 208.5 КБ |
Предварительный просмотр:
- Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основании следующих нормативных и инструктивно – методических документов:
Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012
- Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (утверждён приказом МО РФ «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05. 03 2004 № 1089. Сборник нормативных документов. (Составитель Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев.) – М.: Дрофа, 2006;
- Примерная программа по учебным предметам ФБУП (письмо Департамента Гос. политики в образовании от 07. 07. 2005 № 03- 1263). Примерная программа среднего (полного) общего образования по химии.
- Программа курса химии для 8- 11 классов общеобразовательных учреждений / О. С. Габриелян. – 7-е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2010;
Рабочая программа рассчитана на 70 часов, в том числе на контрольные работы в объеме 5 часов и практические работы в объеме 2 часов. Содержание программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует Образовательной программе школы. Она включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования по химии и авторской программой учебного курса.
Изучение химии на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний о химической составляющей естественнонаучной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях;
- овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;
- развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;
- воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;
- применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Рабочая программа разработана на основе авторской программы О.С. Габриеляна, соответствующей Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации. (Габриелян О.С. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений /О.С. Габриелян. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Дрофа, 2009.).
Данная рабочая программа может быть реализована при использовании традиционной технологии обучения, а также элементов других современных образовательных технологий, передовых форм и методов обучения, таких как развивающее обучение, компьютерные технологии, тестовый контроль знаний и др. в зависимости от склонностей, потребностей, возможностей и способностей каждого конкретного класса.
Контроль за уровнем знаний учащихся предусматривает проведение практических, самостоятельных и контрольных работ.
Учебно-методический комплект
- Габриелян О.С. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений.– М.: Дрофа, 2009.
- Габриелян О.С., Маскаев Ф.Н., Пономарев С.Ю., Теренин В.И. Химия. 10 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Дрофа, 2006.
- Габриелян О.С., Берёзкин П.Н., Ушакова А.А. и др. Контрольные и проверочные работы по химии. 10 класс – М.: Дрофа, 2003.
- Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Остроумова Е.Е. Органическая химия в тестах, задачах, упражнениях. 10 класс. – М.: Дрофа, 2004.
- Габриелян О.С., Пономарев С.Ю., Карцова А.А. Органическая химия: Задачи и упражнения. 10 класс. – М.: Просвещение, 2005.
Критерии и норы оценки знаний обучающихся:
- Оценка устного ответа.
Отметка «5»:
- ответ полный и правильный на основании изученных теорий;
- материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком;
- ответ самостоятельный.
Ответ «4»:
- ответ полный и правильный на сновании изученных теорий;
- материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.
Отметка «З»:
- ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный, несвязный.
Отметка «2»:
- при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя, отсутствие ответа.
2. Оценка экспериментальных умений.
- Оценка ставится на основании наблюдения за учащимися и письменного отчета за работу. Отметка «5»:
- работа выполнена полностью и правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы;
- эксперимент осуществлен по плану с учетом техники безопасности и правил работы с веществами и оборудованием;
- проявлены организационно - трудовые умения, поддерживаются чистота рабочего места и порядок (на столе, экономно используются реактивы).
Отметка «4»:
- работа выполнена правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы, но при этом эксперимент проведен не полностью или допущены несущественные ошибки в работе с веществами и оборудованием.
Отметка «3»:
- работа выполнена правильно не менее чем наполовину или допущена существенная ошибка в ходе эксперимента в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности на работе с веществами и оборудованием, которая исправляется по требованию учителя.
Отметка «2»:
- допущены две (и более) существенные ошибки в ходе: эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя;
- работа не выполнена, у учащегося отсутствует экспериментальные умения.
3. Оценка умений решать расчетные задачи.
Отметка «5»:
- в логическом рассуждении и решении нет ошибок, задача решена рациональным способом;
Отметка «4»:
- в логическом рассуждении и решения нет существенных ошибок, но задача решена нерациональным способом, или допущено не более двух несущественных ошибок.
Отметка «3»:
- в логическом рассуждении нет существенных ошибок, но допущена существенная ошибка в математических расчетах.
Отметка «2»:
- имеется существенные ошибки в логическом рассуждении и в решении.
- отсутствие ответа на задание.
4. Оценка письменных контрольных работ.
Отметка «5»:
- ответ полный и правильный, возможна несущественная ошибка.
Отметка «4»:
- ответ неполный или допущено не более двух несущественных ошибок.
Отметка «3»:
- работа выполнена не менее чем наполовину, допущена одна существенная ошибка и при этом две-три несущественные.
Отметка «2»:
- работа выполнена меньше чем наполовину или содержит несколько существенных ошибок.
- работа не выполнена.
При оценке выполнения письменной контрольной работы необходимо учитывать требования единого орфографического режима.
5. Оценка тестовых работ.
Тесты, состоящие из пяти вопросов можно использовать после изучения каждого материала (урока). Тест из 10—15 вопросов используется для периодического контроля. Тест из 20—30 вопросов необходимо использовать для итогового контроля.
При оценивании используется следующая шкала: для теста из пяти вопросов
• нет ошибок — оценка «5»;
• одна ошибка - оценка «4»;
• две ошибки — оценка «З»;
• три ошибки — оценка «2».
Для теста из 30 вопросов:
• 25—З0 правильных ответов — оценка «5»;
• 19—24 правильных ответов — оценка «4»;
• 13—18 правильных ответов — оценка «З»;
• меньше 12 правильных ответов — оценка «2».
6. Оценка реферата.
Реферат оценивается по следующим критериям:
• соблюдение требований к его оформлению;
• необходимость и достаточность для раскрытия темы приведенной в тексте реферата информации;
• умение обучающегося свободно излагать основные идеи, отраженные в реферате;
• способность обучающегося понять суть задаваемых членами аттестационной комиссии вопросов и сформулировать точные ответы на них.
2. Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате обучения химии ученик должен:
Знать /понимать |
|
Уметь |
|
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: |
|
Рабочая программа рассчитана на 70 часов.
Количество часов
Всего 70 часов; в неделю 2 час.
Плановых контрольных работ - 3ч., практических работ – 2ч.
- Содержание программы учебного предмета химии
Введение
Предмет органической химии. Сравнение органических соединений с неорганическими. Природные, искусственные и синтетические органические соединения.
Тема.1 Теория строения органических соединений.
Валентность. Химическое строение как порядок соединения атомов в молекуле согласно их валентности. Основные положения теории химического строения органических соединений. Понятие о гомологии и гомологах, изомерии и изомерах. Химические формулы и модели молекул в органической химии.
Демонстрации. Модели молекул гомологов и изомеров органических соединений.
Учащиеся должны знать (понимать):
- Важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, валентность, степень окисления, вещества молекулярного и немолекулярного строения, классификация веществ, углеродный скелет, функциональная группа, гомология, изомерия;
- Основные законы химии: сохранение массы веществ, постоянства состава, периодический закон;
- Основные теории химии: химической связи, строения органических соединений;
- Важнейшие вещества и материалы: метан, этилен, ацетилен, бензол, этанол, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы.
Учащиеся должны уметь:
- Называть: изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре;
- Объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения; природу химической связи (ионной, ковалентной, металлической;
- Характеризовать: основных классов органических и неорганических веществ; строением и химические свойства изученных органических соединений;
- Определять: валентность и степень окисления химических элементов принадлежность веществ к различным классам органических соединений, типы химических связей в соединениях;
- Выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших органических веществ;
- Проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно – популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета),; использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах.
Учащиеся должны использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- Безопасного обращения с горючими и токсичным веществами и лабораторным оборудованием;
- Экологически грамотного поведения в окружающей среде;
- Оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
- Критической оценки достоверности химической информации, поступающих из разных источников;
- Объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
- Определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий.
Тема 2. Углеводороды и их природные источники
Природный газ. Алканы. Природный газ как топлива. Преимущества природного газа перед другими видами топлива. Состав природного газа.
Алканы: гомологический ряд, изомерия и номенклатура алканов. Химические свойства алканов (на примере метана и этана): горение, замещение, разложение дегидрирование. Применение алканов на основе свойств.
Алкены. Этилен, его получение (дегидрированием этана и дегидратацией этанола). Химические свойства этилена: горение, качественные реакции (обесцвечивание бромной воды и раствора перманганата калия), гидратация, полимеризация. Полиэтилен, его свойства и применение. Применение этилена на основе свойств.
Алкадиены и каучуки. Понятие об алкадиенах как углеводородах с двумя двойными связями. Химические свойства бутадиена – 1,3 и изопрена: обесцвечивание бромной воды и полимеризация в каучуки. Резина.
Алкины. Ацетилен, его получение пиролизом метана и карбидным способом. Химические свойства ацетилена: горение, обесцвечивание бромной воды, присоединение хлороводорода и гидратация. Применение ацетилена на основе свойств. Реакция полимеризации винилхлорида. Поливинилхлорид и его применение.
Бензол. Получение бензола из гексана и ацетилена. Химические свойства бензола: горение, галогенирование, нитрование. Применение бензола на основе свойств.
Нефть. Состав и переработка нефти. Нефтепродукты. Бензин и понятие об октановом числе.
Демонстрации.
Горение метана, этилена, ацетилена.
Отношение метана. Этилена, ацетилена и бензола к раствору перманганата калия и бромной воде.
Получение этилена реакцией дегидратации этанола и деполимеризации полиэтилена, ацетилена карбидным способом.
Разложение каучука при нагревании, испытание продуктов разложения на непредельность.
Коллекция образцов нефти и нефтепродуктов.
Лабораторные опыты:
- Определение элементарного состава органических соединений.
- Изготовление моделей молекул углеводородов.
- Обнаружение непредельных соединений в жидких нефтепродуктах.
- Получение и свойства ацетилена.
- Ознакомление с коллекцией «Нефть и продукты ее переработки».
Контрольная работа №1 по теме: «Обобщение знаний по теме «Углеводороды».
Учащиеся должны знать (понимать):
- Важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, валентность, степень окисления, вещества молекулярного и немолекулярного строения, классификация веществ, углеродный скелет, функциональная группа, гомология, изомерия;
- Основные законы химии: сохранение массы веществ, постоянства состава, периодический закон;
- Основные теории химии: химической связи, строения органических соединений;
- Важнейшие вещества и материалы: метан, этилен, ацетилен, бензол, Учащиеся должны уметь:
- Называть: изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре;
- Объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения; природу химической связи (ионной, ковалентной, металлической;
- Характеризовать: основные классы органических веществ; связь между строением и химическими свойствами изученных органических соединений;
- Определять: валентность и степень окисления химических элементов принадлежность веществ к различным классам органических соединений, типы химических связей в соединениях;
- Выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших органических веществ;
- Проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно – популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета),; использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах.
Учащиеся должны использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- Безопасного обращения с горючими и токсичным веществами и лабораторным оборудованием;
- Экологически грамотного поведения в окружающей среде;
- Оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
- Критической оценки достоверности химической информации, поступающих из разных источников;
- Объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
- Определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий.
Тема 3. Кислородсодержащие органические соединения и их природные источники
Единство химической организации живых организмов.
Спирты. Получение этанола брожением глюкозы и гидратацией этилена. Гидроксильная группа как функциональная. Представление о водородной связи. Химические свойства этанола: горение, взаимодействие с натрием, образование простых и сложных эфиров, окисление в альдегид. Применение этанола на основе свойств. Алкоголизм, его последствия и предупреждение.
Понятие о многоатомных спиртах. Глицерин как представитель многоатомных спиртов. Качественная реакция на многоатомные спирты. Применение глицерина.
Каменный уголь. Фенол. Коксохимическое производство и его продукция. Получение фенола коксованием каменного угля. Взаимное влияние атомов в молекуле фенола: взаимодействие с гидроксидом натрия и азотной кислотой. Поликонденсация фенола с формальдегидом в фенолформальдегидную смолу. Применение фенола на основе свойств.
Альдегиды. Получение альдегидов окислением соответствующих спиртов. Химические свойства альдегидов: окисление в соответствующую кислоту и восстановление в соответствующий спирт. Применение формальдегида и ацетальдегида на основе свойств.
Карбоновые кислоты. Получение карбоновых кислот окислением альдегидов. Химические свойства уксусной кислоты: общие свойства с неорганическими кислотами и реакция этерификации. Применение уксусной кислоты на основе свойств. Высшие жирные кислоты на примере пальмитиновой и стеариновой.
Сложные эфиры и жиры. Получение сложных эфиров реакцией этерификации. Сложные эфиры в природе, их значение. Применение сложных эфиров на основе свойств.
Жиры как сложные эфиры. Химические свойства жиров: гидролиз (омыление) и гидрирование жидких жиров. Применение жиров на основе свойств.
Углеводы, их классификация: моносахариды (глюкоза), дисахариды (сахароза) и полисахариды (крахмал и целлюлоза). Значение углеводов в живой природе и жизни человека.
Глюкоза – вещество с двойственной функцией – альдегидоспирт. Химические свойства глюкозы: окисление в глюконовую кислоту, восстановление в сорбит, брожение (молочнокислое и спиртовое). Применение глюкозы на основе свойств.
Дисахариды и полисахариды. Понятие о реакции поликонденсации и гидролиза на примере взаимопревращений: глюкоза = полисахарид.
Демонстрации:
Окисление спирта в альдегид.
Качественная реакция на многоатомные спирты.
Коллекция «Каменный уголь и продукты его переработки».
Растворимость фенола в воде при обычной температуре и при нагревании. Качественные реакции на фенол.
Реакция «серебряного зеркала» альдегидов и глюкозы.
Окисление альдегидов и глюкозы в кислоты с помощью гидроксида меди (II).
Получение уксусно – этилового и уксусно – изоамилового эфиров.
Коллекция эфирных масел. Качественная реакция на крахмал.
Лабораторные опыты:
6.Свойства этилового спирта.
7.Свойства глицерина.
8.Свойства формальдегида.
9.Свойства уксусной кислоты.
10.Свойства жиров.
11.Сравнение свойств растворов мыла и стирального порошка.
12.Свойства глюкозы.
13.Свойства крахмала.
Контрольная работа №2 по теме: «Обобщение и систематизация знаний по темам «Спирты, фенолы, альдегиды, карбоновые кислоты, эфиры, жиры»
Учащиеся должны знать (понимать):
- Важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, валентность, степень окисления, вещества молекулярного и немолекулярного строения, классификация веществ, углеродный скелет, функциональная группа, гомология, изомерия;
- Основные законы химии: сохранение массы веществ, постоянства состава, периодический закон;
- Основные теории химии: химической связи, строения органических соединений;
- Важнейшие вещества и материалы: этанол, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, белки,
- Учащиеся должны уметь:
- Называть: изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре;
- Объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения; природу химической связи (ионной, ковалентной, металлической;
- Характеризовать: основные классы органических веществ; связь между строением и химическими свойствами изученных органических соединений;
- Определять: валентность и степень окисления химических элементов принадлежность веществ к различным классам органических соединений, типы химических связей в соединениях;
- Выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших органических веществ;
- Проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно – популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета),; использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах.
Учащиеся должны использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- Безопасного обращения с горючими и токсичным веществами и лабораторным оборудованием;
- Экологически грамотного поведения в окружающей среде;
- Оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
- Критической оценки достоверности химической информации, поступающих из разных источников;
- Объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
- Определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий.
Тема 4. Азотсодержащие соединения и их нахождение в живой природе
Амины. Понятие об аминах. Получение ароматического амина – анилина – из нитробензола. Анилин как органическое основание. Взаимное влияние атомов в молекуле анилина: ослабление основных свойств и взаимодействие с бромной водой. Применение анилина на основе свойств.
Аминокислоты. Получение аминокислот из карбоновых кислот и гидролизом белков. Химические свойства аминокислот как амфотерных органических соединений: взаимодействие со щелочами, кислотами и друг с другом (реакция поликонденсации). Пептидная связь и полипептиды. Применение аминокислот на основе свойств.
Белки. Получение белков реакцией поликонденсации аминокислот. Первичная вторичная и третичная структура белков. Химические свойства белков: горение, денатурация, гидролиз, цветные реакции. Биохимические функции белков.
Генетическая связь между классами органических соединений.
Демонстрации:
Взаимодействие аммиака и анилина с соляной кислотой.
Реакция анилина с бромной водой.
Доказательство наличия функциональных групп в растворах аминокислот.
Растворение и осаждение белков.
Цветные реакции белков: ксантопротеиновая и биуретовая.
Горение птичьего пера и шерстяной нити.
Переходы: этанол – этилен – этиленгликоль – этиленгликолят меди (II); этанол – этаналь – этановая кислота.
Лабораторные опыты:
14. Свойства белков.
Практическая работа №1: «Идентификация органических соединений».
Учащиеся должны знать (понимать):
- Важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, валентность, степень окисления, вещества молекулярного и немолекулярного строения, классификация веществ, углеродный скелет, функциональная группа, гомология, изомерия;
- Основные законы химии: сохранение массы веществ, постоянства состава, периодический закон;
- Основные теории химии: химической связи, строения органических соединений;
- Важнейшие вещества и материалы: белки, органические амфотерные вещества;
- Учащиеся должны уметь:
- Называть: изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре;
- Объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения; природу химической связи (ионной, ковалентной, металлической;
- Характеризовать: основные классы органических веществ; связь между строением и химическими свойствами изученных органических соединений;
- Определять: валентность и степень окисления химических элементов принадлежность веществ к различным классам органических соединений, типы химических связей в соединениях;
- Выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших органических веществ;
- Проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно – популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета),; использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах.
Учащиеся должны использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- Безопасного обращения с горючими и токсичным веществами и лабораторным оборудованием;
- Экологически грамотного поведения в окружающей среде;
- Оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
- Критической оценки достоверности химической информации, поступающих из разных источников;
- Объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
- Определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий.
Тема 5. Биологически активные вещества
Ферменты. Ферменты как биологические катализаторы белковой природы. Особенности функционирования ферментов. Роль ферментов в жизнедеятельности живых организмов и народном хозяйстве.
Витамины. Понятие о витаминах. Нарушения, связанные с витаминами: авитаминозы, гиповитаминозы и гипервитаминозы. Витамин С как представитель водорастворимых витаминов и витамин А как представитель жирорастворимых витаминов.
Гормоны. Понятие о гормонах как гуморальных регуляторах жизнедеятельности живых организмов. Инсулин и адреналин как представители гормонов. Профилактика сахарного диабета.
Лекарства. Лекарственная химия: от иатрохимии до химиотерапии. Аспирин. Антибиотики и дисбактериоз. Наркотические вещества. Наркомания, борьба с ней и профилактика.
Демонстрации:
Разложение пероксида водорода каталазой сырого мяса сырого картофеля.
Коллекция СМС, содержащих энзимы.
Испытание среды раствора СМС индикаторной бумагой.
Иллюстрации с фотографиями животных с различными формами авитаминозов.
Коллекции витаминных препаратов.
Испытание среды раствора аскорбиновой кислоты индикаторной бумагой.
Испытание аптечного препарата инсулина на белок.
Домашняя, лабораторная и автомобильные аптечки.
Учащиеся должны знать (понимать):
- Важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, валентность, степень окисления, вещества молекулярного и немолекулярного строения, классификация веществ, углеродный скелет, функциональная группа, гомология, изомерия;
- Основные законы химии: сохранение массы веществ, постоянства состава, периодический закон;
- Основные теории химии: химической связи, строения органических соединений;
- Важнейшие вещества и материалы: ферменты, гормоны, лекарства, витамины.
Учащиеся должны уметь:
- Называть: изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре;
- Объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения; природу химической связи (ионной, ковалентной, металлической;
- Характеризовать: основные классы органических веществ; связь между строением и химическими свойствами изученных органических соединений;
Определять: валентность и степень окисления химических элементов принадлежность веществ к различным классам органических соединений, типы химических связей в соединениях;
- Выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших органических веществ;
- Проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно – популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета),; использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах.
Учащиеся должны использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- Безопасного обращения с горючими и токсичным веществами и лабораторным оборудованием;
- Экологически грамотного поведения в окружающей среде;
- Оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
- Критической оценки достоверности химической информации, поступающих из разных источников;
- Объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
- Определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий.
Тема 6. Искусственные и синтетические органические соединения – 3ч
Искусственные полимеры. Получение искусственных полимеров, как продуктов химической модификации природного полимерного сырья. Искусственные волокна (ацетатный шелк, вискоза), их свойства, применение.
Синтетические полимеры. Получение синтетических полимеров реакциями поликонденсации и полимеризации. Структура полимеров: линейная, разветвленная, пространственная. Представители синтетических пластмасс: полиэтилен низкого и высокого давления, полипропилен и поливинилхлорид. Синтетические волокна: лавсан, нитрон, капрон.
Демонстрации:
Коллекция пластмасс и изделий из них.
Распознавание волокон по отношению к нагреванию и химическим реактивам.
Коллекции искусственных и синтетических волокон и изделий из них.
Лабораторные опыты:
15. Ознакомление с образцами пластмасс, волокон, каучуков.
Практическая работа №2 «Распознавание пластмасс и волокон».
Учащиеся должны знать (понимать):
- Важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, валентность, степень окисления, вещества молекулярного и немолекулярного строения, классификация веществ, углеродный скелет, функциональная группа, гомология, изомерия;
- Основные законы химии: сохранение массы веществ, постоянства состава, периодический закон;
- Основные теории химии: химической связи, строения органических соединений;
- Важнейшие вещества и материалы: искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы.
Учащиеся должны уметь:
- Называть: изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре;
- Объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения; природу химической связи (ионной, ковалентной, металлической;
- Характеризовать: основных классов органических и неорганических веществ; строением и химические свойства изученных органических соединений;
- Определять: валентность и степень окисления химических элементов принадлежность веществ к различным классам органических соединений, типы химических связей в соединениях;
- Выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших органических веществ;
- Проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно – популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета),; использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах.
Учащиеся должны использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- Безопасного обращения с горючими и токсичным веществами и лабораторным оборудованием;
- Экологически грамотного поведения в окружающей среде;
- Оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
- Критической оценки достоверности химической информации, поступающих из разных источников;
- Объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
- Определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий.
Тема 7. «Химия и жизнь»
Контрольная работа №3 «Обобщение знаний по курсу органической химии».
Формы и средства контроля
- наблюдение;
- беседа;
фронтальный опрос; контрольные работы (пакет прилагается) ; практикум.
Поурочное планирование по химии, 10 класс, базовый уровень
(2 ч в неделю, всего 68ч. из них 2ч – резервное время), УМК О.С. Габриеляна
№№ п/п | Тема урока | Кол-во уроков | дата | оборудование | примечания | |
План. | факт | |||||
1 | Инструктаж по ТБ. Предмет органической химии | 1 | 1.09 | Д. Коллекция органических веществ и изделий из них | ||
2 | Теория строения органических соединений | 2 | 4.09 | Д. Модели молекул гомологов и изомеров органических соединений | ||
3-4 | Понятие о гомологии и гомологах, изомерии и изомерах | 2 | 8.09 10.09 | Л. Изготовление моделей молекул углеводородов | ||
5-6 | Классификация органических веществ | 2 | 15.09 17.09 | |||
7 | Систематизация и обобщение знаний по теме № 1 | 1 | 22.09 | Л. Определение элементного состава органических соединений | ||
8 | Природный газ | 1 | 29.09 | |||
9-10 | Алканы | 2 | 1.10 6.10 | Д. Горение метана и отношение его к раствору перманганата калия и бромной воде Л. Изготовление моделей молекул алканов | ||
11-12 | Алкены | 2 | 08.10 13.10 | Д. Получение этилена, горение, отношение к бромной воде и раствору перманганата калия Л. Изготовление моделей молекул алкенов | ||
13 | Полиэтилен | 1 | 15.10 | Д. Коллекция изделий из полиэтилена | ||
14 | Алкадиены. Каучуки | 1 | 20.10 | Д. Разложение каучука при нагревании, испытание продукта разложения на наличие двойных связей. | ||
15-16 | Алкины. Ацетилен | 2 | 22.10 27.10 | Д. Получение и свойства ацетилена Л. Изготовление модели молекулы ацетилена | ||
17 | Нефть | 1 | 29.10 | Д. (Л.) Ознакомление с коллекцией «Нефть и продукты ее переработки» Л. Обнаружение непредельных соединений в жидких нефтепродуктах | ||
18-19 | Арены. Бензол | 2 | 05.11 10.11 | Д. Отношение бензола к раствору перманганата калия и бромной воде | ||
20 | Решение задач | 1 | 12.11 | |||
21 | Решение задач | 1 | 17.11 | |||
22 | Контрольная работа № 1 по теме № 2 «Углеводороды и их природные источники» | 1 | 19.11 | |||
23 | Анализ контрольной работы | 1 | 24.11 | |||
24 | Углеводы | 1 | 26.11 | Д. Ознакомление с образцами углеводов Л. Свойства крахмала | ||
25 | Глюкоза | 1 | 01.12 | Л. Свойства глюкозы | ||
26 | Спирты | 1 | 03.12 | |||
27 | Химические свойства спиртов | 1 | 08.12 | Л. Свойства этилового спирта | ||
28 | Многоатомные спирты | 1 | 10.12 | Л. Свойства глицерина | ||
29-30 | Каменный уголь. Фенол | 2 | 15.12 17.12 | Д. Коллекция «Каменный уголь и продукты его переработки» Д. Растворимость фенола в воде при обычной температуре и при нагревании Д. Качественные реакции на фенол | ||
31-32 | Альдегиды | 2 | 22.12 24.12 | Д. Окисление спирта в альдегид Д. Реакция «серебряного зеркала» Д. Окисление альдегидов с помощью гидроксида меди (П) Л. Свойства формальдегида | ||
33-34 | Карбоновые кислоты | 2 | 29.12 14.01 | Л. Свойства уксусной кислоты | ||
35 | Сложные эфиры | 1 | 19.01 | Д. Получение уксусно-этилового и уксусно-изоамилового эфиров Д. Коллекция эфирных масел | ||
36-37 | Жиры | 2 | 21.01 26.01 | Л. Свойства жиров Л. Сравнение растворов свойств мыла и стирального порошка | ||
38 | Практическая работа № 1 Решение экспериментальных задач на идентификацию органических соединений | 1 | 28.01 | |||
39 | Генетическая связь между классами органических соединений | 1 | 02.02 | Переходы: этанол – этилен – этиленгликоль – этиленгликолят меди (П); этанол – этаналь – этановая кислота | ||
40 | Решение задач | 1 | 04.02 | |||
41 | Контрольная работа № 2 по теме №3 «Кислородсодержащие органические соединения и их нахождение в живой природе» | 1 | 11.02 | |||
42 | Анализ контрольной работы | 1 | 16.02 | |||
43 | Амины | 1 | 18.02 | |||
44 | Анилин | 1 | 25.02 | Д. Взаимодействие аммиака и анилина с соляной кислотой. Д. Реакция анилина с бромной водой | ||
45-46 | Аминокислоты | 2 | 1.03 3.02 | Д. Доказательство наличия функциональных групп в растворах аминокислот | ||
47-48 | Белки | 2 | 10.02 15.03 | Д. Растворение и осаждение белков. Цветные реакции белков: ксантопротеиновая и биуретовая. Горение птичьего пера и шерстяной нити. Л. Свойства белков | ||
49 | Нуклеиновые кислоты | 1 | 17.03 | Д. Модель молекулы ДНК | ||
50-51 | Решение расчетных задач. Выполнение упражнений | 2 | 22.03 24.03 | |||
52 | Ферменты | 1 | 5.04 | Д. Разложение пероксида водорода каталозой сырого мяса или сырого картофеля Д. Коллекция СМС, содержащих энзимы | ||
53 | Витамины | 2 | 7.04 | Д. Коллекция витаминных препаратов Д. Домашняя, лабораторная и автомобильная аптечки | ||
54 | Гормоны | 1 | 12.04 | |||
55 | Лекарства | 1 | 14.04 | Д. Коллекция витаминных препаратов Д. Домашняя, лабораторная и автомобильная аптечки | ||
56 | Практическая работа № 2 Обнаружение витаминов | 1 | 19.04 | |||
57-58 | Искусственные полимеры | 2 | 21.04 26.04 | Л. Ознакомление с коллекцией пластмасс и волокон | ||
59 | Синтетические полимеры | 1 | 28.04 | Л. Ознакомление с коллекцией пластмасс, волокон и каучуков | ||
60 | Синтетические пластмассы | 1 | 3.05 | Д. Коллекция изделий из пластмасс | ||
61 | Синтетические волокна | 1 | 5.05 | |||
62-63 | Синтетические каучуки | 2 | 10.05 12.05 | |||
64-66 | Органические вещества «Углеводороды» | 3 | 17.05 19.05 | |||
67-68 | Классы органических веществ | 2 | 24.05 26.05 | |||
69 | Контрольная работа № 3 по курсу органической химии | 1 | 27.05 | |||
70 | Итоговой урок за курс 10 класса | 1 | 31.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна
Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...
Рабочая программа по химии (класс естественнонаучный)
Рабочая программа по химии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования.Рабочая программа конкретизирует содержание предметных ...
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Рабочая программа по химии для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна
Рабочая программа по химии для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...
Рабочая программа по химии для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна
Рабочая программа по химии для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...
Рабочая программа по химии для 10-11 классов, составленная на основе авторской программы М.Н.Афанасьева, Москва "Просвещение" 2017г к учебникам " Химия.10 класс" и ""Химия. 11класс" Г.Е Рудзитиса ФГ Фельдмана, Москва "Просвещение"
Данная рабочая программа реализуется в учебниках для общеобразовательных учреждений авторов Г.Е. Рудзитиса и Ф.Г. Фельдмана «Химия. 10 класс» и «Химия 11 класс». Рабочая ...
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...