Обобщение и систематизация полученных знаний по теме «Периодический закон и периодическая система Д.И. Менделеева».
методическая разработка по химии (8, 9 класс) на тему
1. Развивать у школьников умение пользоваться опорными знаниями умение и навыки работать с таблицей.
2. Развивать мышление, умение делать логические выводы.
3. Активизировать способность учащихся говорить «химическим языком», выражать свои мысли грамотно и свободно
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_obobshch_ps.docx | 22.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока « Обобщение и систематизация полученных знаний по теме «Периодический закон и периодическая система Д.И. Менделеева».
« Ты, молодчина, и в это поверь…
Открыта тобою в мир химии дверь
Надеемся все мы, что лет через пять
Прекрасным ученым сможешь ты стать…»
Цель урока: 1. Обобщить и закрепить полученные знания по изученной теме.
2. Активизировать интерес учащихся к предмету.
Задачи урока:
- Развивать у школьников умение пользоваться опорными знаниями умение и навыки работать с таблицей.
- Развивать мышление, умение делать логические выводы.
- Активизировать способность учащихся говорить «химическим языком», выражать свои мысли грамотно и свободно.
План урока:
-Работа по периодической таблице.
-Работа по тестам.
-Подведение урока.
Ход урока. 1.Работа по периодической таблице.
Ребята, мы знаем, что 1869 год- год открытия Периодического закона. Великий русский ученый Дмитрий Иванович Менделеев привел в систему все известные в то время простые тела. Этот закон мы изучаем в виде периодической системы.
Вопросы классу:
-что взял Д.И.Менделеев за основу классификации? Как он их расположил?
- что представляют собой горизонтальные и вертикальные ряды?
-что называется периодом? Сколько их? Какие?
-Обратим внимание, что каждый период начинается щелочным металлом и заканчивается – инертным газом.
-как изменяются свойства в периодах? ( Металлические, неметаллические, восстановительные, окислительные - объяснить с точки зрения длины радиуса)
-как называются вертикальные столбцы? Сколько их? Как подразделяются?
-какие группы состоят только из металлов? Неметаллов?
-как изменяются свойства в группах? (объяснить с точки зрения длины радиуса)
Итак, рассматривая периоды и группы, мы выяснили, что самым активным металлом является…франций, а неметалл- фтор.
-как сам Менделеев сформулировал Периодический закон?
В то время не было известно строение атома, а мы можем для этого использовать периодическую систему.
-каков физический смысл а) порядкового номера? б) номера периода? в) номера группы?
- каким образом можем определить число электронов на энергетическом уровне?
Итак, заряд ядра атома, число электронов = порядковому номеру, число электронных слоев = номеру периода, на вешнем слое – электронов столько - каков номер группы, а по формуле 2n2 мы определяем число электронов на слое, кроме последнего и предпоследнего.
- назовите элементы, у которых на внешнем уровне будет 5 электронов? ( Сколько не хватает электронов до завершения слоя? Какие степени окисления они будут проявлять? Какими свойствами будут обладать эти соединения?)
- у каких элементов не хватает до завершения одного электрона? Назовите высшую степень окисления элемента: хлор?
-назовите оксиды 6 группы главной подгруппы.
- какие гидроксиды они образуют?
-сравните гидроксиды кальция и серы.
-назовите водородные соединения элементов 5 группы главной подгруппы.
- как мы может сказать современную формулировку Периодического закона?
2. Работа по тестам.
Мы с вами повторили основные понятия периодической системы. Сейчас подтвердите свои знания выполнением тестов.
3.Подведение урока.
4.Окончание урока.
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Тест по теме «Периодический закон и периодическая система Д.И. Менделеева».
1 вариант
- А1. Каков физический смысл порядкового номера?
- а) это число энергетических уровней в атоме; б) это заряд ядра атома
- в) это относительная атомная масса; г) это число нейтронов в ядре
- А2. Каков физический смысл номера периода таблицы Д.И. Менделеева?
- а) это число электронов на внешнем энергетическом уровне;
- б) это заряд ядра атома; в) это число энергетических уровней в атоме;
- в) это число электронов в атоме.
- А3.Чему равно число электронов на внешнем энергетическом уровне?
- а) номеру группы; б) порядковому номеру; в) числу нейтронов в ядре; г) номеру периода.
- А4.Почему свойства химических элементов периодически повторяются?
- а) число энергетических уровней в атоме возрастает;
- б) строение внешних энергетических уровней периодически повторяются;
- в) атомная масса химического элемента возрастает; г) заряд ядра атома возрастает.
- А5. Укажите число электронов на внешнем энергетическом уровне в атоме Cl .
- а) 2 электрона б) 5 электронов в) 7 электронов г) 17 электронов.
- А6. Электронная конфигурация атома 2е 8е 2е соответствует атомам:
- а) алюминия б) кальция; в) магния; г) натрия.
- А7. Металлические свойства простых веществ, образованных атомами элементов третьего периода, от натрия к хлору:
- а) не изменяются б) ослабевают в) усиливаются г) сначала усиливаются, потом ослабевают.
- А8.Способность атомов отдавать электроны увеличивается в ряду:
- а) Мg, Al, Si. б) Mg, Na, Zn. в)Ca, Mg, Be. г) Al, Mg, Na.
- А9.Формула высшего оксида элемента с электронной конфигурацией атома 2е 8е 6е:
- а) ЭО2 б) ЭО3 в) ЭО г) Э2 О5.
- А10. Формула водородного соединения, образованного элементом 5 группы главной подгруппы:
- а) ЭН4 б) ЭН3 в) ЭН г) ЭН2.
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Тест по теме «Периодический закон и периодическая система Д.И. Менделеева».
2 вариант.
- А1. Каков физический смысл порядкового номера?
- а) это число нейтронов в ядре б) это относительная атомная масса
- в) это число энергетических уровней в атоме г) это число протонов в ядре.
- А2.Каков физический смысл порядкового номера?
- а)это заряд ядра атома; б) это число электронов на внешнем энергетическом уровне;
- в) это число электронов в атоме; г) это число энергетических уровней в атоме.
- А3.Чему равно число электронов на внешнем энергетическом уровне?
- а) порядковому номеру; б) номеру периода; в) номеру группы ; г) числе нейтронов в ядре.
- А4. Почему свойства химических элементов периодически повторяются?
- а) заряд ядра атома возрастает; б) атомная масса химического элемента возрастает;
- в) строение внешних энергетических уровней периодически повторяются;
- г) число энергетических уровней в атоме возрастает.
- А5. Укажите число электронов на внешнем энергетическом уровне в атоме N.
- а)7 электронов б) 2 электрона в) 3 электрона г) 5 электронов.
- А6. Элементу с атомным номером 17 соответствует электронная схема атома:
- а)2е7е б) 2е8е3е в) 2е8е7е г) 2е8е8е
- А7.Металлические свойства простых веществ в ряду: магний, кальций, барий а) уменьшаются; б) возрастают;
- в) вначале возрастают, затем уменьшаются; г) не изменяются.
- А8.Периодически изменяются следующие характеристики атомов:
- а) число энергетических уровней; б) заряд атомного ядра; в) относительная атомная масса;
- г) число электронов на внешнем энергетическом уровне.
- А9. Кислотные свойства наиболее выражены у высшего оксида, образованного
- а) фосфором б) кремнием в) серой г) углеродом.
- А10. Формула газообразного водородного соединения, образованного элементом главной подгруппы 5 группы:
- а) ЭН3 б) ЭН2 в) ЭН4 г) ЭН
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Турнир знатоков химии по теме "Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева".
Девиз турнира: «Не в количестве знаний заключается образование, а в полном понимании и искусном применении того, что знаешь» (А.Дистервег).Цели турнира:Развивать познавательную активность учащихся, пр...
Тест по теме: «Строение атома. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева»
Тест составлен по программе 8 класса Кузнецовой Н.Е., требующий знаний таких тем, как: "Основные законы химии и расчеты на их основе", "Современные представления о строении атома", "Периодически...
Разработки уроков для реализации МТО при изучении тем «Важнейшие химические понятия и законы», «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева на основе учения о строении атома», «Строение вещества» (11 класс).
Представлены методические разработки уроков химии в 11 классе (технология МТО) по следующим темам: «Важнейшие химические понятия и законы» (2 ч), «Периодический закон и п...
Общественный смотр знаний по теме "Периодический закон и периодическая система Д.И.Менделеева"
Сценарий урока-зачета по теме "Периодический закон и периодическая система Д.И.Менделеева"....
Самостоятельная работа по теме "Периодический закон и периодическая система Д. И. Менделеева. Строение атома" 8 класс
Самостоятельная работа по теме "Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Строение атома" 8 класс...
Повторение и обобщение по темам: «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Строение атома. Строение веществ. Химическая связь
Повторение и обобщение по темам: «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Строение атома. Строение веществ. Химическая связь...
Обобщение и систематизация знаний по теме: "Периодический закон и Периодическая система Д.И. Менделеева. Строение атома"
Обобщение знаний и умений по теме: "Периодический закон. Строение атома"...