Обобщение и систематизация полученных знаний по теме «Периодический закон и периодическая система Д.И. Менделеева».
методическая разработка по химии (8, 9 класс) на тему

1.      Развивать у школьников умение пользоваться опорными  знаниями умение и навыки работать с таблицей.

2.      Развивать мышление, умение делать логические выводы.

3.       Активизировать способность учащихся говорить «химическим языком», выражать свои мысли грамотно и свободно

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_obobshch_ps.docx22.21 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока « Обобщение и систематизация полученных знаний  по теме «Периодический закон и периодическая система Д.И. Менделеева».

                                                                                                    « Ты, молодчина, и  в это поверь…

                                                                                                              Открыта тобою в мир химии дверь

                                                                                                              Надеемся все мы, что лет через пять

                                                                                                             Прекрасным ученым сможешь ты стать…»

Цель урока: 1. Обобщить и закрепить полученные знания по изученной теме.

                       2. Активизировать интерес учащихся к предмету.

Задачи урока:

  1. Развивать у школьников умение пользоваться опорными  знаниями умение и навыки работать с таблицей.
  2. Развивать мышление, умение делать логические выводы.
  3. Активизировать способность учащихся говорить «химическим языком», выражать свои мысли грамотно и свободно.

План урока:

-Работа по периодической таблице.

-Работа по тестам.

-Подведение урока.

Ход урока. 1.Работа по периодической таблице.

Ребята, мы знаем, что 1869 год- год открытия Периодического закона. Великий русский  ученый Дмитрий Иванович Менделеев привел в систему все известные  в то время простые тела. Этот закон мы изучаем в виде периодической системы.

Вопросы классу:

-что взял Д.И.Менделеев за основу классификации? Как он их расположил?

- что представляют собой горизонтальные  и вертикальные ряды?

-что называется периодом? Сколько их? Какие?

-Обратим внимание, что каждый период начинается щелочным металлом и заканчивается – инертным газом.

-как изменяются свойства в периодах? ( Металлические, неметаллические,  восстановительные, окислительные - объяснить с точки зрения длины радиуса)

-как называются вертикальные столбцы? Сколько их? Как подразделяются?

-какие группы состоят только из металлов? Неметаллов?

-как изменяются свойства в группах? (объяснить с точки зрения длины радиуса)

Итак, рассматривая периоды и группы, мы выяснили, что самым активным металлом является…франций, а неметалл- фтор.

-как сам Менделеев сформулировал Периодический закон?

В то время не было известно строение атома, а мы можем для этого использовать периодическую систему.

-каков физический смысл а) порядкового номера?  б) номера периода? в) номера группы?

- каким образом можем определить число электронов на энергетическом уровне?

Итак, заряд ядра атома, число электронов = порядковому номеру, число электронных слоев = номеру периода, на вешнем слое – электронов столько - каков номер группы, а по формуле 2n2 мы определяем число электронов на слое, кроме последнего и предпоследнего.

- назовите элементы, у которых на внешнем уровне будет 5 электронов? ( Сколько не хватает электронов до завершения слоя? Какие степени окисления они будут проявлять? Какими свойствами  будут обладать эти  соединения?)

- у каких элементов не хватает до завершения одного электрона? Назовите высшую степень окисления элемента: хлор?

-назовите оксиды 6 группы главной подгруппы.

- какие гидроксиды они образуют?

-сравните гидроксиды кальция и серы.

-назовите водородные соединения элементов 5 группы главной подгруппы.

- как мы может сказать современную формулировку Периодического закона?

2. Работа по тестам.

Мы с  вами повторили основные понятия периодической системы. Сейчас подтвердите свои знания выполнением тестов.

3.Подведение урока.

4.Окончание урока.

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Тест по теме «Периодический закон и периодическая система Д.И. Менделеева».

1 вариант

  • А1. Каков физический смысл порядкового номера?
  • а) это число энергетических уровней в атоме; б) это заряд ядра атома
  • в) это относительная атомная масса; г) это число нейтронов в ядре
  • А2. Каков физический смысл номера периода таблицы Д.И. Менделеева?
  • а) это число электронов на внешнем энергетическом уровне;
  • б) это заряд ядра атома; в)  это число энергетических уровней в атоме;
  • в) это число электронов в атоме.
  • А3.Чему равно число электронов на внешнем энергетическом уровне?
  • а) номеру группы; б) порядковому номеру; в) числу нейтронов  в ядре; г) номеру периода.
  • А4.Почему свойства химических элементов периодически повторяются?
  • а) число энергетических уровней  в атоме возрастает;
  • б) строение внешних энергетических уровней периодически повторяются;
  • в) атомная масса химического элемента возрастает; г) заряд ядра атома возрастает.
  • А5. Укажите число электронов на внешнем энергетическом уровне в атоме Cl .
  • а) 2 электрона б) 5 электронов в) 7 электронов г) 17 электронов.
  • А6. Электронная конфигурация  атома 2е 8е  2е соответствует атомам:
  • а) алюминия б) кальция; в) магния; г) натрия.
  • А7. Металлические свойства простых веществ, образованных атомами элементов третьего периода, от натрия к хлору:
  • а) не изменяются б) ослабевают  в) усиливаются г) сначала усиливаются, потом ослабевают.
  • А8.Способность атомов отдавать электроны увеличивается в ряду:
  • а) Мg, Al, Si.   б) Mg, Na, Zn.         в)Ca, Mg, Be.       г)  Al, Mg, Na.
  • А9.Формула высшего оксида  элемента  с электронной конфигурацией атома 2е 8е 6е:
  • а) ЭО2     б)   ЭО3       в) ЭО     г) Э2 О5.
  • А10. Формула водородного соединения, образованного элементом 5  группы главной подгруппы:
  • а) ЭН4     б)   ЭН3       в) ЭН     г) ЭН2.

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Тест по теме «Периодический закон и периодическая система Д.И. Менделеева».

2 вариант.

  • А1. Каков физический смысл порядкового номера?
  • а) это число нейтронов в ядре  б) это относительная атомная масса
  • в) это число энергетических уровней в атоме г) это число протонов в ядре.
  • А2.Каков физический смысл порядкового номера?
  • а)это заряд ядра атома; б) это число электронов на внешнем энергетическом уровне;
  • в)  это число электронов в атоме; г) это число энергетических уровней в атоме.
  • А3.Чему равно число электронов на внешнем энергетическом уровне?
  • а) порядковому номеру; б) номеру периода; в) номеру группы ; г) числе нейтронов в ядре.
  • А4. Почему свойства химических элементов периодически повторяются?
  • а) заряд ядра атома возрастает; б) атомная масса химического элемента возрастает;
  • в) строение внешних энергетических уровней периодически повторяются;
  • г) число энергетических уровней  в атоме возрастает.
  • А5. Укажите число электронов на внешнем энергетическом уровне в атоме N.
  • а)7 электронов б) 2 электрона в)  3 электрона г) 5 электронов.
  • А6. Элементу с атомным номером 17 соответствует электронная схема атома:
  • а)2е7е       б) 2е8е3е            в) 2е8е7е       г) 2е8е8е
  • А7.Металлические свойства простых веществ в ряду: магний, кальций, барий                    а) уменьшаются; б) возрастают;  
  • в) вначале возрастают, затем уменьшаются; г) не изменяются.
  • А8.Периодически изменяются следующие характеристики атомов:
  • а) число энергетических уровней; б) заряд атомного ядра; в) относительная атомная масса;
  • г) число электронов на внешнем энергетическом уровне.
  • А9. Кислотные свойства наиболее выражены у высшего оксида, образованного
  • а) фосфором б) кремнием  в) серой   г) углеродом.
  • А10. Формула газообразного водородного соединения, образованного элементом главной подгруппы 5 группы:
  • а) ЭН3           б) ЭН2            в) ЭН4           г) ЭН


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Турнир знатоков химии по теме "Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева".

Девиз турнира: «Не в количестве знаний заключается образование, а в полном понимании и искусном применении того, что знаешь» (А.Дистервег).Цели турнира:Развивать познавательную активность учащихся, пр...

Тест по теме: «Строение атома. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева»

Тест составлен по программе 8 класса Кузнецовой Н.Е., требующий знаний таких тем, как:  "Основные законы химии и расчеты на их основе", "Современные представления о строении атома", "Периодически...

Разработки уроков для реализации МТО при изучении тем «Важнейшие химические понятия и законы», «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева на основе учения о строении атома», «Строение вещества» (11 класс).

Представлены  методические разработки уроков химии в 11 классе (технология МТО)    по следующим темам: «Важнейшие химические понятия и законы» (2 ч), «Периодический закон и п...

Общественный смотр знаний по теме "Периодический закон и периодическая система Д.И.Менделеева"

Сценарий урока-зачета по теме "Периодический закон и периодическая система Д.И.Менделеева"....

Самостоятельная работа по теме "Периодический закон и периодическая система Д. И. Менделеева. Строение атома" 8 класс

Самостоятельная работа по теме "Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Строение атома" 8 класс...

Повторение и обобщение по темам: «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Строение атома. Строение веществ. Химическая связь

Повторение и обобщение по темам: «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Строение атома. Строение веществ. Химическая связь...