Регулятивные универсальные учебные действия
статья по химии на тему
Представлено выступление по теме "Регулятивные универсальные учебные действия"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
regulyativnye_universalnye_uchebnye_deystviya.doc | 104 КБ |
Предварительный просмотр:
«Курская областная вечерняя (сменная) общеобразовательная школа»
Регулятивные универсальные учебные действия
Выполнил учитель химии
Архипова Т.Н.
Регулятивные действия
Регулятивные действия обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности. К ним относятся:
целеполагание - постановка учебной задачи;
планирование - составление плана и последовательности действий по достижению поставленной цели;
контроль - сличение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от эталона;
коррекция - внесение необходимых дополнений и изменений в план и способ действия в случае расхождения с эталоном для достижения реального ожидаемого результата;
оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;
саморегуляция - способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий;
В составе основных видов универсальных учебных действий, диктуемом ключевыми целями общего образования, можно выделить пять блоков:
- личностный;
- регулятивный (включающий также действия саморегуляции);
- познавательный;
- знаково-символический;
- коммуникативный.
Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают организацию учащимися своей учебной деятельности (целеполагание, планирование, прогнозирование, составление плана, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция).
Регулятивные действия обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности. К ним относятся:
- целеполагание - как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
- планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
- прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;
- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
- коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;
- оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
- волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии;
- способность к волевому усилию - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.
Типовые задания, направленные на формирование регулятивных универсальных учебных действий:
Показатели (характеристики) планируемых результатов | Типовые задачи (задания) |
Целеполагание: | Регулятивные целеполагания |
умеет формулировать и учебную задачу. | предполагают установление связи между содержанием учебного материала и целью его предоставления, выполнением заданий (ответ на вопрос «Для чего необходимо знать (уметь)?») |
Планирование: | Регулятивные планирования. |
умеет выполнять точно следовать образцу и простейшим алгоритмам; самостоятельно устанавливать последовательность действий для решения учебной задачи. | Эта группа типовых задач предполагает установление взаимосвязи между элементами (объектами) и определение последовательности при осуществлении практической задачи. Например, определить «Что сначала делал герой, что потом?», «Как это делать?», «Что и как нужно было сделать герою, чтобы получился правильный результат?» |
Осуществление учебных действий: | Регулятивные осуществления учебных действий. |
выполняет учебные действия в различных формах; с помощью речи регулирует свои действия | предусматривают установление обучающимися связи между заданным условием и применением определённой формы для выполнения задания. Эта группа задач предполагают выполнение заданий «Напиши по памяти...», «Прочитай вслух...», «Прочитай про себя...» |
Прогнозирование: | Регулятивные прогнозирования |
может предвосхитить результат своей деятельности; может определить возможный вариант ответа, уровень усвоения знаний. | направлены на предвосхищение результата с учётом имеющихся знаний, а также на выявление и прогнозирование причин трудностей. К этой группе принадлежат задачи с недостающими и лишними данными, а также ответы на вопросы «Как думаешь, какой результат может получиться?», «Как думаешь, достаточно знать... для выполнения задания?», «Какие трудности могут возникнуть и почему?» |
Контроль и самоконтроль: | Регулятивные контроля и самоконтроля. |
умеет осуществлять пошаговый контроль выполнения действия, контроль за результатом работы по установленным правилам, установленному образцу. | Эта группа типовых задач направлена на применение различных способов осуществления контроля за деятельностью своей и товарищей. Задания типа «Герой сказал... Проверь: прав ли он?». «Кто из героев правильно...?», «Такой ли получен результат, как в образце?», «Правильно ли это делается?»; «Сможешь доказать?..», «Поменяйтесь тетрадями, проверьте работу друг у друга», «Проверь по словарю...», «Проверь вывод по...» |
Коррекция: | Регулятивные коррекции |
вносит необходимые дополнения и изменения в план, способ и результат действия на основе его оценки и учёта сделанных ошибок; адекватно воспринимает предложения взрослых и товарищей по исправлению допущенных ошибок. | нацелены на осуществление помощи сквозным героям в исправлении ошибок в их действиях, результатах действий, а также работа с деформированными предложениями, текстами, установление правильного порядка в следовании событий историй, явлений и т.д. Типовые задания «Помоги герою исправить ошибки», «Установи правильный порядок предложений в тексте», «Помоги восстановить правильный порядок событий сказки...» |
Оценка: | Регулятивные оценки |
умеет определить качество и уровень работы, знаний; понимает, что усвоено, а что ещё нужно усвоить; устанавливает соответствие полученного результата поставленной цели; соотносит правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи. | направлены на осуществление адекватной полученному результату оценки и самооценки деятельности, а также процесса выполнения задания. Ученикам предлагается по уже готовым критериям или выработанным в совместной деятельности с учителем оценить результат деятельности или процесс его выполнения. Это такие типовые задачи, как го «Герои выполнили задание. Оцени их работу...», «Правильно ли оценил выполнение своего задания герой?..», «По каким критериям герои оценивали свою работу?» |
Саморегуляция: | Регулятивные саморегуляции. |
способен сконцентрировать волю для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий; может стабилизировать своё эмоциональное состояние для решения различных задач. | Эти типовые задания основываются на познавательном интересе обучающихся (например, «Ты сможешь прочитать зашифрованное слово (дойти до вершины горы), выполнив ряд заданий»), а также на тренинговых , упражнениях психологического характера (например, установка «Раз, два, три - слушай и смотри! Три, два, раз - мы начнём сейчас!»), дыхательной гимнастике. |
При отборе заданий учебника для организации деятельности на уроке следует учитывать его инвариантную и вариативную части, дифференциацию учащихся по уровню подготовки и темпу деятельности, а также другие особенности учащихся класса.
Критериями сформированности у учащегося произвольной регуляции своего поведения и деятельности может стать способность:
- Выбирать средства для организации своего поведения;
- Запоминать и удерживать правило, инструкцию во времени;
- Планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу, правилу, с использованием норм;
- Предвосхищать промежуточные и конечные результаты своих действий, а также возможные ошибки;
- Начинать и заканчивать действие в нужный момент;
- Тормозить ненужные реакции.
Для формирования регулятивных универсальных учебных действий возможны следующие виды заданий:
- «преднамеренные ошибки»;
- поиск информации в предложенных источниках;
- взаимоконтроль;
- диспут;
- контрольный опрос на определенную проблему;
- проекты.
Таблица «Виды оказываемой учителем помощи» (5 - наиболее низкий уровень регуляции действия)
Степень помощи | Условия, при которых оказывается помощь | Содержание помощи |
1 | Действие выполняется неуверенно | Одобрение, поддержка |
2 | Возникают трудности, остановка | Замечания «Попробуй еще раз», «Выполняй дальше» |
3 | Действие выполняется ошибочно | Вопрос «Разве так?» |
4 | Действие выполняется ошибочно повторно | Вопрос «Почему?» с просьбой объяснить причину действия |
5 | Неправильно выполняется все задание | Показ, демонстрация правильного выполнения действия, инструкция в действенном плане |
Проанализируем деятельность учащихся на каждом этапе урока выделим те универсальные учебные действия (УУД), которые при
правильной организации деятельности учащихся формируются:
Требования | Урок | Универсальные | |
Объявление темы урока | Формулируют сами учащиеся (учитель подводит учащихся к осознанию темы) | Познавательные общеучебные, коммуникативные | |
Сообщение целей и задач | Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания (учитель подводит учащихся к осознанию целей и задач) | Регулятивные целеполагания, коммуникативные | |
Планирование | Планирование учащимися способов достижения намеченной цели (учитель помогает, советует) | Регулятивные планирования | |
Практическая деятельность учащихся | Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы) (учитель консультирует) | Познавательные, регулятивные, коммуникативные | |
Осуществление контроля | Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля) (учитель консультирует) | Регулятивные контроля (самоконтроля), коммуникативные | |
Осуществление коррекции | Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно (учитель консультирует, советует, помогает) | Коммуникативные, регулятивные коррекции | |
Оценивание учащихся | Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей) (учитель консультирует) | Регулятивные оценивания (самооценивания), коммуникативные | |
Итог урока | Проводится рефлексия | Регулятивные саморегуляции, коммуникативные | |
Домашнее задание | Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей | Познавательные, регулятивные, коммуникативные |
Конечно, в таблице представлены универсальные учебные действия в обобщённой форме. Больше конкретики будет при отборе заданий, форм организации деятельности и средств обучения к каждому этапу урока. И всё же данная таблица позволяет учителю уже при планировании видеть, на каком этапе урока какие метапредметные результаты формируются при правильной организации деятельности учащихся.
Так, при проектировании и проведении урока комбинированного типа, направленного на формирование не только предметных, но и метапредметных результатов, учитель может использовать следующие методы, приёмы, средства обучения, формы организации деятельности
учащихся, а также педагогические технологии:
Требовании к уроку комбинированною типа | Формируемые универсальные учебные действия | Методы, приёмы, средства обучения; формы организации деятельности учащихся; педагогические технологии |
Объявление темы урока | Познавательные общеучебные, коммуникативные | Ведение проблемного диалога (автор технологии Е.Л.Мельникова) |
Сообщение целей и задач | Регулятивные целеполагания, коммуникативные | Ведение проблемного диалога (автор технологии Е.Л.Мельникова) |
Планирование | Регулятивные планирования | Работа с картой урока, с интерактивным плакатом |
Практическая деятельность учащихся | Познавательные, регулятивные, коммуникативные | Групповая, парная, индивидуальная формы организации деятельности учащихся. Работа по решению проектных задач. Проведение ролевых игр. Работа с учебником (учёт вариативной и инвариантной части). Применение словарей, справочников, ИКТ технологий. |
Осуществление контроля | Регулятивные контроля (самоконтроля), коммуникативные | Применение методики безотметочного обучения (автор Г. А.Цукерман) Работа по само- и взаимоконтролю устных и письменных ответов (по заранее определённым критериям, образцам). |
Осуществление коррекции | Коммуникативные, регулятивные коррекции | Использование памяток. Организация взаимопомощи. |
Оценивание учащихся | Регулятивные оценивания (самооценивания), коммуникативные | Применение методики безотметочного обучения (автор Г.А.Цукерман) Работа по само- и взаимооцениванию устных и письменных ответов (по заранее определённым критериям). |
Итог урока | Регулятивные саморегуляции, коммуникативные | Проведение рефлексии с применением: вопросов, символов - кружков в листах обратной связи, смайликов, приёма «ладошка» |
Домашнее задание | Познавательные, регулятивные, коммуникативные | Дифференциация заданий. Применение творческих заданий, практико-значимых заданий. |
Учитель призван быть творцом своих уроков. Новый стандарт, обозначив требования к образовательным результатам, предоставляет почву для новых идей и новых творческих находок. Но если учитель знает, что прежние методы работы помогают реализовать требования нового стандарта, не стоит отбрасывать их совсем. Необходимо найти им применение наряду с новыми педагогическими технологиями в новой образовательной среде.
Заключение
С помощью регулятивных универсальных учебных действий обучающиеся научатся:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
- учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки соответствия результатов требованиям данного задания;
- различать способ и результат действия;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
- осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Список литературы
- Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа/ (сост. Е.С. Савинов). – М.: Просвещение, 2011. – 342 с. – (Стандарты второго поколения). – ISBN 978-5-09-019043-05
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие регулятивных универсальных учебных действий
Описаны характеристика регулятивных учебных действий, критерии сформированности данного вида действий, действия учителя по развитию регулятивных учебных умений....
Регулятивные универсальные учебные действия
Здесь рассматривается вопрос "Что такое регулятивные унверсальные действия" и их компоненты.Подробнее останавливаюсь на целеполагании....
Развитие регулятивных универсальных учебных действий - важное условие успешного обучения ребенка в школе.
В разработке представлены рекомендации для родителей по развитию у младших школьников регулятивных навыков....
Портфолио как инструмент формирования регулятивных универсальных учебных действий в педагогическом колледже в предметной области "Иностранный язык"
Очевидно, что одной из основных задач педагога является формирование у обучающегося умения учиться, то есть его способность к саморазвитию и самосовершенствов...
Планирование и организация деятельности по формированию регулятивных универсальных учебных действий при изучении комбинаторики.
Статья раскрывает сущность УУД и отражает способы действия учителя по формированию универсальных учебных действий. Разработка урока алгебры (9 класс) по формированию регулятивных УУД при изучении комб...
Регулятивные универсальные учебные действия
В статье говорится об УУД,их функциях,видах.Подробно расскрывается понятие регулятивных учебных действий,их функций.Статья написана в соавторстве с Фёдоровой С.В учителем ГБОУ СОШ№127....
Возможные приемы формирования регулятивных универсальных учебных действий.
Центральной задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию п...