Рабочая программа по химии 8 класс
рабочая программа по химии (8 класс) на тему
Рабочая программа по УМК Н.Е Кузнецовой, 8 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
8_klass_bazovyy_uroven.doc | 76.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа
пгт Даровской Кировской области.
Рассмотрено Согласовано Утверждено
на заседании ШМО Зам. директора по УВР Директор школы
«______»_______20 _г ___________В.В Боброва ________ В.А Поздина
Руководитель ШМО «______»________20 __г «_______»_______20 _г
_________
Рабочая программа по химии
8 класс (базовый уровень)
Разработана Подсухиной Е.В
учителем химии
2015 – 2016 учебный год
8 класс
(базовый уровень)
Изучение химии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
- Вооружение учащихся знаниями основ науки и химической технологии; способами их добывания, переработки и применения.
- Раскрытие роли химии в познании природы и обеспечении жизни общества; показ значения общего химического образования для правильной ориентации в жизни в условиях ухудшения экологической обстановки.
- Внесение вклада в развитие научного миропонимания ученика, формирование химической картины природы как важного компонента научного мировоззрения.
- Развитие внутренней мотивации учения, повышение интереса к познанию химии.
- Развитие личности учащегося средствами данного предмета, создание адаптации ученика к постоянно изменяющимся условиям жизни.
- Обеспечение химико-экологического образования, развитие экологической культуры учащихся.
Обязательный минимум содержания образования.
Методы познания веществ и химических явлений.
Химия как часть естествознания. Химия-наука о веществах, их строении, свойствах и превращениях. Наблюдение, описание, измерение, эксперимент. Экспериментальное изучение химических свойств неорганических веществ. Проведение расчетов на основе формул и уравнений: 1) массовой доли химического элемента в веществе; 2) массовой доли растворенного вещества в растворе; 3) количества вещества, массы или объема по количеству вещества, массе или объему одного из реагентов или продуктов реакции.
Вещество.
Атомы и молекулы. Химический элемент. Язык химии. Знаки, химические формулы. Закон постоянства состава. Относительная атомная и молекулярная массы. Количество вещества, моль. Молярная масса и молярный объем. Чистые вещества и смеси. Природные смеси.
Качественный и количественный состав вещества. Простые и сложные вещества. Основные классы неорганических веществ.
Периодический закон и система химических элементов Д.И Менделеева. Группы и периоды. Строение атома, ядро (протоны, нейтроны) и электроны, изотопы. Строение электронных оболочек атомов первых 20 химических элементов.
Строение молекул. Химическая связь. Типы химических связей: ковалентная (полярная и неполярная), ионная. Понятие о валентности и степени окисления. Вещества в твердом, жидком и газообразном состоянии. Кристаллические и аморфные вещества. Типы кристаллических решеток.
Химическая реакция.
Химическая реакция. Условия и признаки химических реакций. Сохранение массы веществ при химических реакциях.
Классификация химических реакций по различным признакам: числу и составу исходных и полученных веществ; изменению степеней окисления химических элементов; поглощению и выделению энергии.
Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель.
Элементарные основы неорганической химии.
Свойства простых веществ, оксидов, оснований, солей, кислот.
Водород. Водородные соединения. Кислород. Вода. Галогены. Галогеноводородные кислоты и их соли.
Экспериментальные основы химии.
Правила работы в школьной лаборатории. Лабораторная посуда и оборудование. Правила безопасности. Разделение смесей. Очистка веществ. Фильтрование. Взвешивание. Приготовление растворов. Получение кристаллов солей. Проведение химических реакций в растворах. Индикаторы.
Химия и жизнь.
Человек в мире веществ, материалов и химических реакций. Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия. Проблемы безопасного использования веществ и химических реакций в повседневной жизни.
Требования (в результате изучения химии ученик должен)
Знать, понимать:
- химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения реакций;
- важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярные массы, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса и объем, химическая реакция, типы реакций, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление;
- основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;
Уметь
-называть: химические элементы, соединения изученных классов;
-объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп;
-характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе и особенностей строения их атомов; химические свойства основных классов неорганических веществ;
-определять: состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, тип химической связи;
-составлять: формулы неорганических соединений, схемы строения атомов первых 20 элементов, уравнения химических реакций;
-обращаться: с химической посудой и лабораторным оборудованием;
-распознавать опытным путем: кислород, водород, растворы кислот и щелочей;
-вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединений, массовую долю вещества в растворе, количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объем или массу реагентов или продуктов реакции;
-использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Обучающие диски:
Сетевые версии образовательных программ
1.Учебное электронное издание «Химия (8-11класс) Виртуальнакя лаборатория.
2004год Лаборатория систем мультимедиа. МарГТУ.
2.Химия 8 класс. Мультимедийное учебное пособие.
Электронная библиотека «Просвещение».
3.Самоучитель «Химия для всех»
Система поддержки информационного пространства школы.
ООО «Хронобус», 2003год.
4.Химия 8 класс Мультимедийное учебное пособие.
5. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия.
Литература
основная
1.Кузнецова,Н.Е., Титова, И.М., Гара, Н.Н., Жегин, А.Ю. Программы по химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений [Текст]/Под ред.Н.Е.Кузнецовой.-М.: Вентана-Граф,2006.-128 с.
2. Кузнецова, Н.Е., Титова, И.М., Гара ,Н.Н., Жегин, А.Ю. Химия: Учебник для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений. [Текст]-2-е изд.,с исправл.- М.: Вентана-Граф,2008.-320 с.:ил.
3.Кузнецова, Н. Е. Лёвкин А.Н. Задачник по химии для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений[Текст].- М.: Вентана
Пояснительная записка
Курс построения по концентрической концепции.
Тематическое планирование составлено на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в общеобразовательном процессе в общеобразовательных учреждениях (автор Н.Е Кузнецова)
2часа в неделю (всего 68 часов)
Особенность программы заключается в стремлении обеспечить высокий теоретический уровень курса, сделать его доступным. Это достигается путем вычисления укрупненной дидактической единицы, в роли которой выступает основополагающее понятие «химический элемент и формы его существования (свободные атомы, простые и сложные вещества)», следование строгой логике принципа развивающего обучения, положенного в основу конструирования программы и освобождения ее от избытка конкретного материала.
Особенность программы в том, что весь теоретический материал курса рассматривается в 8 классе, что позволяет учащимся более осознанно и глубоко изучить фактический материал.
Ведущими идеями курса являются:
- Материальное единство веществ природы, их генетическая связь,
- Причинно- следственные связи между составом, строением, свойствами и применением веществ,
- Наука и практика взаимосвязаны; и т.д.
Основное содержание курса химии 8 класса составляют сведения о химическом элементе и формах его существования- атомах, изотопах, ионах, простых веществах и их важнейших соединениях (оксидах и других бинарных соединениях, кислотах, основаниях, солях), о строении вещества (типологии химический связей и видах кристаллических решеток).
Представленный в курсе химический эксперимент открывает возможность формировать у учащихся специальные предметные умения работать с химическими веществами, выполнять простые химические опыты, учить безопасному и экологически грамотному обращению с веществами в быту и на производстве.
При отборе содержания курса 8 класса авторы исходили из наличия в нем четырех основных компонентов: знаний, умений, ценностных отношений, элементов творчества. В последовательном раскрытии учебного содержания ведущая роль отведена фундаментальным идеям, важнейшим теориям, законам и понятиям химии, современным проблемам общества, в решении которых необходимы химические знания. Помимо основ науки в содержании учебного предмета включен ряд сведений занимательного, исторического, прикладного характера, содействующих мотивации учения, развитию познавательных интересов и решению других задач воспитания личности.
Программа для 8 класса ориентирована на общеобразовательные (2 ч. в неделю).
Главная дидактическая цель формирование ключевых компетентностей над предметного характера (коммуникативной, технологической, социальной, проектной, рефлексивной и информационной) и формирование предметных компетентностей.
Основные задачи курса:
*создать условия для вооружения учащихся знаниями основ науки, свойств, способов добывания и переработки, применения веществ.
*продолжить формирование ключевых компетентностей школьников.
* способствовать раскрытию роли химии в развитии научного миропонимания, в познании природы и обеспечении жизни общества; развитию экологической культуры учащихся.
2 часа в неделю (68 часов)
Введение (2часа)
- Предмет и задачи химии. Вводный инструктаж по ТБ при работе в химическом кабинете.
- Практическая работа №1 «Правила ТБ при работе в кабинете химии. Лабораторное оборудование и приемы работы с ним».
Химические элементы и вещества в свете атомно-молекулярного учения. Первоначальные химические понятия (13часов)
- Понятие «вещество» в физике и химии. Физические и химические явления. Описание свойств веществ.
- Атомы. Молекулы. Химические элементы. Формы существования химических элементов.
- Состав веществ. Простые и сложные вещества. Закон постоянства состава. Химические формулы.
- Атомно-молекулярное учение.
- Масса атома, а.е.м,относительная атомная масса элемента.
- Относительная молекулярная масса веществ. Массовые доли элементов в соединениях.
- Химический знак и химическая формула. Система химических элементов Д.И Менделеева. Определение периода и группы. Характеристика положения химических элементов по периодической системе.
- Валентность. Определение валентности по положению элемента в периодической системе. Составление формул по валентности.
- Валентность. Определение валентности по положению элемента в периодической системе. Составление формул по валентности.
- Количество вещества. Моль-единица количества вещества.
- Молярная масса.
- Решение задач: расчеты по химическим формулам.
- Обобщение и систематизация знаний по теме №1 «Химические элементы и вещества».
Химические реакции. Закон сохранения массы и энергии (6часов)
- Сущность химических явлений в свете атомно-молекулярного учения. Признаки и условия протекания химических реакций. Тепловой эффект реакции.
- Закон сохранения массы и энергии.
- Составление химических уравнений. Расчеты по ним.
- Типы химических реакций.
- Обобщение и систематизация знаний по теме.
- Контрольная работа №1 по теме «Химические реакции».
Методы химии (2часа)
- Методы, связанные с изучением веществ: наблюдение, описание, сравнение, химический эксперимент. Понятие об индикаторах. Лабораторная работа «Изменение окраски индикаторов в различных средах».
- Химический язык как средство и метод познания химии.
Вещества в окружающей нас природе и технике (6часов)
- Чистые вещества и смеси. Степень чистоты и виды загрязнения веществ. Очистка веществ- фильтрование, перегонка, выпаривание.
- Практическая работа №2 по теме «Очистка веществ».
- Растворы. Растворимость веществ. Способы выражения концентрации растворов. Массовая доля.
- Практическая работа №3 «Приготовление раствора соли с заданной концентрацией».
- Обобщение и систематизация знаний по теме.
- Контрольная работа №2 по теме «Смеси. Растворы. Растворение».
Понятие о газах. Воздух. Кислород. Горение (6 часов)
- Понятие о газах. Законы Гей-Люссака и Авогадро. Решение задач.
- Воздух- смесь газов. Относительная плотность газов.
- Кислород - химический элемент и простое вещество. Получение кислорода в промышленности и в лаборатории. Химические свойства.
- Практическая работа №4 «Получение кислорода и исследование его свойств». Применение кислорода.
- Определение относительной плотности газов по значениям их молекулярных масс.
- Обобщение и систематизация знаний по теме.
Основные классы неорганических соединений (11 часов)
- Оксиды. Состав, номенклатура, классификация. Лабораторная работа «Ознакомление с образцами оксидов». Понятие об амфотерности.
- Основания-гидроксиды основных оксидов.
- Кислоты и соли.
- Соли: состав и номенклатура.
- Химические свойства оксидов.
- Химические свойства кислот. Лабораторная работа.
- Щелочи, их свойства и способы получения. Лабораторная работа.
- Нерастворимые основания, их получение и свойства. Амфотерность.
- Химические свойства солей. Генетическая связь неорганических веществ.
- Практическая работа №5 «Исследование свойств оксидов, кислот и оснований».
- Контрольная работа №3 «Классы неорганических соединений. Расчет по химическим формулам».
Строение атома (3 часа)
- Строение атома. Изотопы.
- Состояние электронов в атоме.
- Составление электронных формул химических элементов (урок- упражнение)
Периодический закон и система химических элементов Д.И Менделеева (3часа)
- Периодический закон Д.И Менделеева. Периодическая система в свете теории строения атома.
- Характеристика химического элемента и его свойств по положению в периодической системе и теории строения атома. Научное значение периодического закона.
- Урок-упражнение.
Строение вещества (6 часов)
- Валентное состояние химические связи атомов элементов.
- Ковалентная связь атомов при образовании молекул простых веществ.
- Виды ковалентной связи и ее свойства.
- Ионная связь и ее свойства.
- Степень окисления.
- Кристаллическое состояние веществ.
Химические реакции в свете электронной теории (2часа)
- Окислительно-восстановительные реакции. Составление уравнений реакций ОВР.
- Сущность и классификация химических реакций в свете электронной теории.
Водород и его важнейшие соединения (4 часа)
- Водород- химический элемент и простое вещество. Получение в лаборатории и свойства. Применение. Водород - экологически чистое топливо; перспективы его использования.
- Практическая работа №6 «Получение водорода и исследование его свойств».
- Вода. Состав, пространственное строение, свойства. Пероксид водорода.
- Контрольная работа №4 «Строение вещества. Химическая связь. Окислительно-восстановительные реакции».
Галогены (4часа)
- Строение атомов галогенов. Галогены- химические элементы и простые вещества.
- Физико-химические свойства галогенов. Вычисление объема газов по количеству веществ.
- Хлороводород и соляная кислота. Хлориды.
- Обобщение знаний.
Всего 68 часов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна
Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...
Рабочая программа по химии (класс естественнонаучный)
Рабочая программа по химии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования.Рабочая программа конкретизирует содержание предметных ...
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Рабочая программа по химии для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна
Рабочая программа по химии для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...
Рабочая программа по химии для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна
Рабочая программа по химии для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...
Рабочая программа по химии для 10-11 классов, составленная на основе авторской программы М.Н.Афанасьева, Москва "Просвещение" 2017г к учебникам " Химия.10 класс" и ""Химия. 11класс" Г.Е Рудзитиса ФГ Фельдмана, Москва "Просвещение"
Данная рабочая программа реализуется в учебниках для общеобразовательных учреждений авторов Г.Е. Рудзитиса и Ф.Г. Фельдмана «Химия. 10 класс» и «Химия 11 класс». Рабочая ...
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...