Программа кружка "Волшебная химия"
рабочая программа по химии (7, 8 класс) на тему
Программа разработана для внеклассной работы по химии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
na_publikatsiyu.doc | 90 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа кружка «Волшебная химия»
Пояснительная записка
Цель кружка: Развитие интереса к химии и дальнейшему ее изучению в 9 классе
Задачи кружка:
- Познакомить учащихся с занимательными опытами по химии
- Развить и дополнить знания, полученные учащимися в базовом курсе химии (основные химические понятия, законы, теории, факты).
- Сформировать практические умения и навыки работы с лабораторным оборудованием и химическими реактивами.
Кружок «Волшебная химия» предназначен к освоению учащимися 8 класса и представлен в объеме 17 часов. Рекомендуется к изучению по 1 часу в две недели
Предметом изучения данного курса являются занимательные опыты, которые представляются как фокусы, вызывая тем самым неподдельный интерес у учащихся. Раскрывая химическую суть опыта, учащиеся повторяют базовый курс, тем самым происходит взаимосвязь теории и практики изучения химии.
В ходе курса проводятся занимательные опыты из трех областей химического знания:
- Типы химических реакций
- Химические свойства основных классов неорганических веществ
- Ионные и окислительно-восстановительные реакции
Спецификой изучения данного курса является преобладание эксперимента. На каждом уроке либо учитель, либо учитель совместно с учащимися, проводит опыт, достаточное количество времени посвящается его подготовке и проведению. Особое внимание уделяется правилам техники безопасности при работе с лабораторным оборудованием и химическими реактивами.
В рамках курса применяются наглядно-практические методы, методы поискового и исследовательского характера.
Учащиеся работают либо совместно с учителем, либо самостоятельно в малых группах.
В результате усвоения данного курса учащиеся
должны знать:
- Химизм и признаки занимательных опытов по химии
- Правила техники безопасности при работе с лабораторным оборудованием и химическими реактивами
- Типы химических реакций, их признаки
- Химические свойства оксидов, кислот, оснований и солей.
- Отличие ионных и окислительно-восстановительных реакций.
должны уметь:
- Ставить химический эксперимент
- Наблюдать и изучать явления и свойства веществ
- Описывать результаты наблюдений
- Делать практические выводы из проведенного опыта
- Составлять уравнения химических реакций, уравнивать их
- Составлять ионные уравнения реакций
- Уравнивать окислительно-восстановительные реакции методом электронного баланса
Формами промежуточного контроля являются выполнение учащимися лабораторных и самостоятельных работ. Итоговая аттестация курса проводится по результатам выполненных работ. Итоговый результат подводится на последнем уроке, который проводится в нестандартной форме, как тематический вечер «Вечер волшебства», на котором всем учащимся выдаются сертификаты «Юный волшебник».
Тематический план
№ | Тема урока | Количество часов | Теория | Практика | Форма контроля |
Введение (1ч) | |||||
1 | Посвящение в волшебники | 1 | Правила техники безопасности при работе с лабораторным оборудованием и химическими реактивами | Д: Химическая хирургия Д: Свеча и волшебная палочка | |
ТИПЫ ХИМИЧЕСКИХ РЕАКЦИЙ (7 часов) | |||||
2 | Волшебные огни | 1 | Реакция соединения | Д: Огнедышащая сера Д: Пламя и сноп искр Д: Зеленое пламя Д: Фейерверк над тиглем | |
3 | Химический вулкан | 1 | Реакция соединения и реакция разложения | Д: Вулкан Лемери Д: Вулкан Беттгера | |
4 | Химический «серпентарий» | 1 | Реакция соединения и реакция разложения | Д: Уротропиновый дракон Л: Содовая гадюка | |
5 | Волшебный кусочек | 1 | Каталитические реакции | Л: Каталитический процесс разложения пероксида водорода | |
6 | Алхимические превращения | 1 | Реакция замещения | Д: Замшелые камни Л: Красивые гвозди | |
7 | Химические пейзажи | 1 | Реакция обмена | Д: Силикатный сад | |
Химические свойства основных классов неорганических соединений (6ч) | |||||
8 | Ах, эта кислота! | 1 | Химические свойства кислот: взаимодействие с металлами, солями | Д: Волшебное яйцо Л: Водородные пузыри | |
9 | Вода становится вином | 1 | Химические свойства оснований: с индикаторами, с кислотой – реакция нейтрализации | Л: Вино и вода | |
10 | Химический огнетушитель | 1 | Химические свойства оксидов, оксид углерода(IV) | Д: Химический огнетушитель | |
11 | Несгораемые предметы и окрашивание пламени | 1 | Химические свойства солей, качественный состав солей | Д: Несгораемая нить Л: Цветное пламя | |
12-13 | Краски природы | 1 | Индикаторы | Д: Цветок-Хамелеон Д: Васильковая роза и розовый василек Л: Летние индикаторы | |
Ионные и окислительно-восстановительные реакции (4ч) | |||||
13 | Золотой дождь и необычное превращение | 1 | Реакции ионного обмена, условия протекания реакции обмена до конца в свете ионных представлений | Д: Золотой дождь Л: Превращение воды в молоко и молока в воду | |
14 | Три превращения | 1 | Реакции ионного обмена, краткие и полные ионные уравнения | Л: Молоко, творог и газировка | |
15 | Окислители и восстановители | 1 | Окислительно-восстановительные реакции, окислитель и восстановитель | Д: Апельсин, лимон и яблоко Д:Фейерверк в жидкости | |
16 | Химическая радуга | 1 | Ионные и окислительно-восстановительные реакции | Д: Химическая радуга | |
Повторение (1ч) | |||||
17 | Вечер волшебства | 1 | |||
Итого: 17ч |
Содержание кружка
Тема 1. Введение (1ч)
Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Знакомство с лабораторной посудой и оборудованием. Основные приемы работы в химическом кабинете.
Демонстрации:
- Взаимодействие хлорида железа(III) и цианата калия
- Взаимодействие этилового спирта и смеси перманганата калия и концентрированной серной кислоты.
Тема 2. Типы химических реакций (6ч)
Реакции разложения и соединения. Каталитические реакции. Реакции замещения. Реакции между металлами и солями. Реакции обмена.
Демонстрации:
- Взаимодействие серы с алюминием, с цинком.
- Горение алюминия, магния
- Горение борно-этилового спирта
- Горение железа и углерода
- Взаимодействие серы и железа
- Разложение дихромата аммония
- Разложение уротропина в смеси с нитратом аммония
- Взаимодействие раствора сульфата меди(II) и цинка
Лабораторные опыты:
- Разложение гидрокарбоната натрия
- Каталитическое разложение пероксида водорода
- Взаимодействие раствора медного купороса и железа
Тема 3. Химические свойства основных классов неорганических соединений(6ч).
Химические свойства кислот: взаимодействие с металлами, солями.
Химические свойства оснований: взаимодействие с индикаторами, реакция нейтрализации.
Химические свойства оксидов.
Химические свойства солей, качественный состав солей.
Индикаторы, изменение окраски природных индикаторов в различных средах.
Демонстрации:
- Взаимодействие карбоната кальция с соляной кислотой
- Взаимодействие соды и уксусной кислоты
- Изменение окраски индикатора в зависимости от рН среды
Лабораторные опыты:
- Взаимодействие цинка с соляной кислотой
- Взаимодействие гидроксида натрия с соляной кислотой
- Окрашивание пламени катионами металлов различных солей
- Изготовление индикаторов из цветов, ягод и овощей
Тема 3. Ионные и окислительно-восстановительные реакции(4ч
Реакции ионного обмена. Полные и краткие ионные уравнения. Условия протекания ионных реакций до конца.
Окислительно-восстановительные реакции. Окислители и восстановители.
Демонстрации:
- Взаимодействие нитрата свинца с иодидом калия
- Изменение окраски дихромата калия в различных средах
- Горение этилового спирта под действием сильных окислителей
- Взаимодействие хлорида железа (III) и роданида калия.
- Взаимодействие раствора хромата калия и H2SO4
- Взаимодействие нитрата свинца и иодида калия
- Взаимодействие сульфата никеля (II) и гидроксида натрия
- Взаимодействие сульфата меди (II) и гидроксида натрия
- Взаимодействие сульфата меди (II) и раствора аммиака
- Взаимодействие хлорида кобальта (II) и роданида калия
Лабораторные опыты:
- Взаимодействие раствора хлорида кальция и раствора карбоната натрия
- Взаимодействие карбоната кальция с раствором соляной кислоты
- Взаимодействие раствора хлорида бария и раствора сульфата калия
Повторение(1ч)
Литература для учителя:
- Алексинский В.Н. Занимательные опыты по химии: Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1980. – 127 с.
- Белов Д. В. Химические чудеса./Д.В.Белов//Химия в школе. - №1. – 2002. – С.68
- Горковенко М.Ю. химия. 8 класс:Поурочные разработки к учебникам О.С.Габриеляна; Л.С.Гузея, В.В.Сорокина, Р.П.Суровцевой; г.Е.Рудзитиса, Ф.Г.Фельдмана. – М.: ВАКО, 2004. – 284 с. – (В помощь школьному учителю).
- Першин Р.В. Занимательные опыты на уроках химии./Р.В. Першин//Химия в школе. - №5. – 2000. – С.66
- Рюмин В.В. Занимательная химия. Перельман Я.И. Занимательная астрономия. – Ростов-на-Дону: ЗАО "Книга", 2005. – 400 с.
- Сомин Л.Е. Увлекательная химия. Пособие для учителей. Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1978. – 176 с.
- Степин Б.Д. Занимательные задания и эффектные опыты по химии/ Б.Д.Степин, Л.Ю.Аликберова. – М.:Дрофа, 2002. – 432 с.:ил. – (Познавательно!Занимательно!).
- Яковишин Л.А. Новые способы получения «фараоновых змей» /Л.А.Яковишин// Химия в школе. – № 2. – 2007.– С. 73–74.
Литература для учащихся:
- Гроссе Э., Вайсманталь Х. Химия для любознательных. Основы химии и занимательные опыты. ГДР. 1974. – Пер. с нем. – Л.: Химия, 1980. – 392 с.
- Мойе Стивен У. Занимательная химия.: замечательные опыты с простыми вещами. – АСТ. Астрель, 2007. – 96 с.
- Ольгин О.М. Опыты без взрывов. Изд. 4-е - М.: Химия, 1995. -176 с.: ил. (Научно-популярная б-ка школьника)
- Степин Б.Д. Занимательные задания и эффектные опыты по химии/ Б.Д.Степин, Л.Ю.Аликберова. – М.:Дрофа, 2002. – 2432 с.:ил. – (Познавательно!Занимательно!).
- Энциклопедия для детей. Том 17. Химия. /Глав. ред. В. А. Володин. – М.: Аванта+, 2000. – 640 с.
- Яковишин Л.А. Занимательные опыты по химии: в школе и дома. – Севастополь: Библекс, 2005. – 116 с.
- Мультимедийное пособие: Химия для всех - XXI: Химические опыты со взрывами и без. Серия 1С: Образовательная коллекция. CD-ROM, 2006г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа по химии в 9 классе "Решение усложнённых и комбинированных задач по химии"
пояснительная записка , содержание и тематическое планирование дополнительной образовательной программы по химии в 9 классе "Решение усложнённых и комбинированных задач по химии"...
Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна
Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Рабочая программа по химии для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна
Рабочая программа по химии для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...
Рабочая программа по химии для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна
Рабочая программа по химии для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...
Рабочая программа по химии для 10-11 классов, составленная на основе авторской программы М.Н.Афанасьева, Москва "Просвещение" 2017г к учебникам " Химия.10 класс" и ""Химия. 11класс" Г.Е Рудзитиса ФГ Фельдмана, Москва "Просвещение"
Данная рабочая программа реализуется в учебниках для общеобразовательных учреждений авторов Г.Е. Рудзитиса и Ф.Г. Фельдмана «Химия. 10 класс» и «Химия 11 класс». Рабочая ...
Рабочая программа по химии 8-9 класс к учебникам Г. Е. Рудзитис и Ф. Г. Фельдман Химия 8, Химия 9
Рабочая программа по химии разработана в соответствии с ФГОС по химии . Она содержит пояснительную записку, планируемые результаты освоения учебного предмета,учебно-тематический план и т. д....