Рабочая программа по химии 8 класс
рабочая программа по химии (8 класс) на тему
Рабочая программа составлена на основе примерной программы по химии основного, общего образования 2008 год, и авторской программы О.С.Габриеляна «Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных школ», М., «Дрофа» рассчитана на 70 часов (по 2 часа в неделю). Соответствует Федеральному компоненту Государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации.
Авторской программе соответствует учебник: «Химия 8 класс»
О.С.Габриелян - рекомендовано Министерством образования и науки РФ / 10-е издание, переработанное – М.: Дрофа, 2009 (2000-2008 г.г. издания).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
рабочая программа по химии 8 класс | 268.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГЛЯДЕНСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №11
СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДАЮ:
Зам. директора по УВР Директор МОУ ГЛЯДЕНСКОЙ
___________Рассохина Т.Г. ООШ №11
_____________ Г.Н. Белоусова
Приказ № ___ от_____________
Рабочая программа
по курсу «ХИМИЯ 8 класс»
автор О.С.Габриелян
Учитель:
Рассохина Татьяна Геннадьевна
2010-2011 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе примерной программы по химии основного, общего образования 2008 год, и авторской программы О.С.Габриеляна «Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных школ», М., «Дрофа» рассчитана на 70 часов (по 2 часа в неделю). Соответствует Федеральному компоненту Государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации.
Авторской программе соответствует учебник: «Химия 8 класс»
О.С.Габриелян - рекомендовано Министерством образования и науки РФ / 10-е издание, переработанное – М.: Дрофа, 2009 (2000-2008 г.г. издания).
Практических работ- 9, контрольных работ – 5.
Учебно-методический комплект по химии 8 класса.
- Учебник О.С. Габриелян, «Химия» 8 класс, М. «Дрофа», 2009 года.
- Рабочая тетрадь О.С. Габриелян; А.В. Яшукова, «Химия» 8 класс, М. Дрофа, 2008 год.
В авторскую программу внесены следующие изменения:
1.Увеличено число часов на изучение тем:
- «Введение» 6 часов вместо 4, за счет включения практических работ №1, №2.
- «Соединения химических элементов» 16 часов вместо 12 часов за счет включения практических работ №3 и №4 и резервного времени.
- «Изменения, происходящие с веществами», 11 часов вместо 10, за счет включения практической работы №5
Таким образом, практические работы из «Химических практикумов» распределены по другим темам курса в соответствии с изучаемым материалом (нумерация практических работ по учебнику О.С. Габриеляна 2005г. издания)
2.Уменьшено число часов на изучение темы №6 «Растворение. Растворы. Реакции ионного обмена и окислительно – восстановительные реакции» с 18 часов до 16 часов, т.к. понятие о растворах, растворимости веществ рассматривается перед уроком «Массовая и объемная доли компонентов смеси (раствора)», понятия о кристаллических решетках рассматривается при изучении темы «Типы химической связи», так как эти темы тесно взаимосвязаны. Наряду с этим, в раздел введены практические работы №6, №7, №8, №9. Таким образом, общее количество часов на изучение раздела равно 20.
В поурочном планировании в графе «Основные изучаемые вопросы» курсивом выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки выпускников.
- Включен национально – региональный компонент:
- на уроке №18 «Простые вещества – неметаллы» рассматривается тема: «Проблема радона»
- на уроке №32 «Чистые вещества и смеси» отводится 15 минут на выполнение лабораторной работы: «Влияние продуктов питания на состояние здоровья человека»
- на уроке №41 «Типы химических реакций: реакции разложения, соединения» рассматривается тема: «Влияние факторов окружающей среды на развитие заболеваний».
Для изучения НРК используется материал из электронного учебника – хрестоматии «Природа Красноярского края», 2010 год.
Изучение химии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
- освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;
- овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;
- развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
- воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
- применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Задачи раздела «Химия-8»
Обучение
- Привить познавательный интерес к изучению химии через систему разнообразных по форме уроков: урок – практикум, урок – тест, урок – путешествие, урок – решение задач, проектная деятельность учащихся.
- Создать условия для формирования у учащихся предметной и учебно – исследовательской компетентностей, обеспечить усвоение учащимися знаний по химии в соответствии со стандартом химического образования.
Развитие
Создать условия для развития у школьников интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной и волевой сфер.
Воспитание
Способствовать воспитанию социально успешных личностей, формированию у учащихся коммуникативной компетентности, химической грамотности и ответственного отношения к окружающей среде.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ (70 час)
МЕТОДЫ ПОЗНАНИЯ ВЕЩЕСТВ И ХИМИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ.
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ХИМИИ (8 час).
Химия как часть естествознания. Химия – наука о веществах, их строении, свойствах и превращениях.
Наблюдение, описание, измерение, эксперимент, моделирование. Понятие о химическом анализе и синтезе.
Правила работы в школьной лаборатории. Лабораторная посуда и оборудование. Правила безопасности.
Разделение смесей. Очистка веществ. Фильтрование.
Взвешивание. Приготовление растворов. Получение кристаллов солей. Проведение химических реакций в растворах.
Нагревательные устройства. Проведение химических реакций при нагревании.
Методы анализа веществ. Качественные реакции на газообразные вещества и ионы в растворе. Определение характера среды. Индикаторы.
Получение газообразных веществ.
Демонстрации
Образцы простых и сложных веществ.
Горение магния.
Растворение веществ в различных растворителях.
Лабораторные опыты
Знакомство с образцами простых и сложных веществ.
Разделение смесей.
Химические явления (прокаливание медной проволоки; взаимодействие мела с кислотой).
Практические занятия
Знакомство с лабораторным оборудованием. Правила безопасной работы в химической лаборатории.
Очистка загрязненной поваренной соли.
Приготовление раствора с заданной массовой долей растворенного вещества.
ВЕЩЕСТВО ( 25 час).
Атомы и молекулы. Химический элемент. Язык химии. Знаки химических элементов, химические формулы. Закон постоянства состава.
Относительные атомная и молекулярная массы. Атомная единица массы. Количество вещества, моль. Молярная масса. Молярный объем.
Чистые вещества и смеси веществ. Природные смеси: воздух, природный газ, нефть, природные воды.
Качественный и количественный состав вещества. Простые вещества (металлы и неметаллы). Сложные вещества (органические и неорганические). Основные классы неорганических веществ.
Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Группы и периоды периодической системы.
Строение атома. Ядро (протоны, нейтроны) и электроны. Изотопы. Строение электронных оболочек атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И. Менделеева.
Строение молекул. Химическая связь. Типы химических связей: ковалентная (полярная и неполярная), ионная, металлическая. Понятие о валентности и степени окисления. Составление формул соединений по валентности (или степени окисления).
Вещества в твердом, жидком и газообразном состоянии. Кристаллические и аморфные вещества. Типы кристаллических решеток (атомная, молекулярная, ионная и металлическая).
Демонстрации
Химические соединения количеством вещества в 1 моль.
Модель молярного объема газов.
Коллекции нефти, каменного угля и продуктов их переработки.
Знакомство с образцами оксидов, кислот, оснований и солей
Модели кристаллических решеток ковалентных и ионных соединений.
Возгонка йода.
Сопоставление физико-химических свойств соединений с ковалентными и ионными связями.
Образцы типичных металлов и неметаллов.
Расчетные задачи
Вычисление относительной молекулярной массы вещества по формуле.
Вычисление массовой доли элемента в химическом соединении.
Установление простейшей формулы вещества по массовым долям элементов.
ХИМИЧЕСКАЯ РЕАКЦИЯ (15 час).
Химическая реакция. Уравнение и схема химической реакции. Условия и признаки химических реакций. Сохранение массы веществ при химических реакциях.
Классификация химических реакций по различным признакам: числу и составу исходных и полученных веществ; изменению степеней окисления химических элементов; поглощению или выделению энергии. Понятие о скорости химических реакций. Катализаторы.
Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация кислот, щелочей и солей в водных растворах. Ионы. Катионы и анионы. Реакции ионного обмена.
Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель.
Демонстрации
Реакций, иллюстрирующих основные признаки характерных реакций
Нейтрализация щелочи кислотой в присутствии индикатора
Лабораторные опыты
Взаимодействие оксида магния с кислотами.
Взаимодействие углекислого газа с известковой водой.
Получение осадков нерастворимых гидроксидов и изучение их свойств.
Практические занятия
Выполнение опытов, демонстрирующих генетическую связь между основными классами неорганических соединений.
Расчетные задачи
Вычисления по химическим уравнениям массы, объема или количества одного из продуктов реакции по массе исходного вещества и вещества, содержащего определенную долю примесей.
Учебно-тематический план по химии, 8 класс
(2 часа в неделю, всего 70 часов, из них 3часа – резервное время)
№ п/п | Наименование темы | Всего часов по прогр. | Всего часов | Из них | |
Практические работы | Контрольные работы | ||||
1. | Введение | 4 | 4+2(Практ№1)= 6 | №1. Приемы обращения с лабораторным оборудованием. №2. Наблюдение за горящей свечой. | |
2. | Тема 1. Атомы химических элементов | 10 | 10 | К.р. №1 | |
3. | Тема 2. Простые вещества | 7 | 7 | К.р. №2 | |
4. | Тема 3. Соединение химических элементов | 12 | 14+2(Практ№1)=16 | №3. Анализ почвы и воды №4. Приготовление раствора сахара с заданной массовой долей растворенного вещества. | К.р. №3 |
5. | Тема 4. Изменения, происходящие с веществами. | 10 | 10+1(Практ№1)=11 | №5. Признаки химических реакций. | К.р. №4 |
6. | Тема 6. Растворение. Растворы. Реакции ионного обмена и окислительно – восстановительные реакции. | 18 | 16+4(Практ№2)=20 | № 6. Ионные реакции №7. Условия протекания химических реакций. №8.Свойства кислот, оснований, оксидов и солей. №9. Решение экспериментальных задач. | К.р. №5 |
Практикум | 5 | ||||
Практикум | 4 | ||||
Итого: | 70 | 70 |
Требования к уровню подготовки обучающихся 8 класса
В результате изучения курса учащиеся должны:
знать/понимать
химическую символику: знаки химических элементов, формулы
химических веществ и уравнения химических реакций;
важнейшие химические понятия: химический элемент, _атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объем, химическая реакция, классификация реакций, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление;
основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;
уметь
называть: химические элементы, соединения изученных классов;
объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д. И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп;
характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д. И. Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; химические свойства основных классов неорганических веществ;
определять: состав веществ по их формулам, принадлежность веществ
к определенному классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, тип химической связи в соединениях,
составлять: формулы неорганических соединений изученных классов; схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д. И. Менделеева; уравнения химических реакций;
обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;
распознавать опытным путем: кислород, водород, углекислый газ, растворы кислот и щелочей,
вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения, массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- безопасного обращения с веществами и материалами;
- экологически грамотного поведения в окружающей среде;
- оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;
- критической оценки информации о веществах, используемых в быту;
- приготовления растворов заданной концентрации.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:
а) литература для учащихся:
- Е.А. Еремин, Н.Е. Кузьменко «Справочник школьника по химии 8-11 класс, М, «Дрофа», 2000 г.
- Л.Ю. Аликберова «Занимательная химия», М, «АСТ – Пресс», 2002г.
б) литература для учителя:
- Л.В. Комисарова, И.Г, Присягина «Контрольные и проверочные работы по химии 8 класс», М., «Экзамен», 2007г.
- О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов «Настольная книга учителя» Химия 8 класс, М., «Дрофа», 2003 г.
- М.Ю. Горковенко «Поурочные разработки» по химии 8 класс, М., «Вако», 2004 г.
- Учебно – методическая газета для учителей, изд. «Первое сентября», М., 2009 г.
- Е.А. Еремина, В.В. Еремин, Н.Е. Кузьменко. Справочник школьника по химии. 8-11 класс. М., «Дрофа», 1997
в) электронные пособия:
СD диски «Общая и неорганическая химия»,
Органическая химия»
«Виртуальная лаборатория»
Интернет-ресурсы:
http://www.chem-astu.ru/chair/study/genchem/index.html
http://bril2002.narod.ru/chemistry.html
http://www.prosv.ru/ebooks/Gara_Uroki-himii_8kl/index.html
http://chem-inf.narod.ru/inorg/element.html
г) Документы:
1. Закон «Об образовании»
2. Приказ Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего, и среднего (полного) общего образования»
3. Письмо Минобразования России от 20.02.2004 г. № 03-51-10/14-03 «О введении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»
4. Приказ Минобразования России от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования»
5. Письмо Минобрнауки России от 07.07.2005 г. «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»
6. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования
7. Примерные программы по учебным предметам федерального базисного учебного плана.
Календарно-тематическое планирование ХИМИЯ-8
№ урока | Темы уроков | Основные изучаемые вопросы | Эксперимент: Д. – демонстрац. Л. – лабораторн. | Требования к уровню подготовки выпускников | Д/З | Дата проведения |
1. Введение (4+2 пр.раб.=6 часов) | ||||||
1(1) | Предмет химии и история ее развития. Вещества. Вводный инструктаж по Т/Б при работе в кабинете химии. | Что изучает химия. Вещества и их свойства. История возникновения и развития химии. Роль отечественных ученых в становлении химической науки. Основные законы химии. Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Алхимия, происхождение слова «химия», великие химики. | Д. Коллекции изделий из алюминия и стекла. | Знать/понимать. -химические понятия: атом, химический элемент, вещество. | §1,3, с. 174 | |
2(2) | Вещества. Практическая работа №1. Приемы обращения с лабораторным оборудованием. Строение пламени. | Правила Т.Б. при работе в химической лаборатории. Устройство и использование лабораторного штатива. Приемы работы со спиртовкой. Строение пламени. Химическая посуда. | Уметь -обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием. | с.174, с.180 | ||
3(3) | Превращения веществ. Роль химии в жизни человека. Практическая работа №2 «Наблюдения за горящей свечой» | Химический элемент. Формы существования химического элемента. Простые и сложные вещества. | Д. Горение магния | Уметь. - обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием. Уметь -определять: - простые и сложные вещества. | §2,3 | |
4(4) | Периодическая система хим. элем. Д. И. Менделеева. Знаки хим. элементов. | Общее знакомство со структурой таблицы Д. И. Менделеева: периоды малые, большие, группы, подгруппы. Таблица Д. И. Менделеева как справочное пособие для получения сведений о химических элементах. Обозначение химических элементов. Происхождение названий химических элементов. Св-ва: лантаноиды, актиноиды, щелочные, галогены. | Уметь -называть: химические элементы по их символу, периоды большие и малые, группы и подгруппы (главные и побочные). | §4, знак. | ||
5(5) | Химические формулы. Относительная атомная и молекулярная массы. | Химическая формула, индекс, коэффициент: записи и чтение формул. Масса атомов и молекул. Относительная атомная и молекулярная массы, их обозначение и нахождение. Расчёт Mr по формуле вещества. Атомная единица массы. | Знать/понимать -химические понятия: относительная атомная и молекулярная масса, химическая формула Уметь -определять: качественный и количественный состав вещества по химической формуле -вычислять: относительную молекулярную массу вещества; массовую долю химического элемента по формуле соединения. | §5 | ||
6(6) | Расчеты по химической формуле вещества | Обозначение массовой доли и ее нахождение по формуле. Решение задач. Информация о химической формуле. | Знать/понимать -химические понятия: массовая доля химического элемента в веществе Уметь -определять: качественный и количественный состав вещества по химической формуле -вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения. | |||
Тема 1. Атомы химических элементов (10 часов) | ||||||
1(7) | Основные сведения о строении атомов. | Доказательства сложности строения атомов. Опыты Резерфорда. Планетарная модель строения атома. | Д. Модели атомов химических элементов. | Знать/понимать -химическое понятие: химический элемент Уметь -объяснять: физический смысл порядкового номера химического элемента -характеризовать: состав ат. | §6 | |
2(8) | Ядерные реакции. Изотопы. | Характеристика нуклонов. Взаимосвязь понятий: протон, нейтрон, массовое число. Физический смысл порядкового (атомного) номера. Современное определение «химический элемент». Изотопы как разновидность атомов одного химического элемента. | §6 | |||
3(9) | Строение электронных оболочек атомов | Строение электронных оболочек атомов элементов №1-20 в таблице Д. И. Менделеева. Понятие о завершенном и незавершенном электронных уровнях. Физический смысл № группы, периода. Изменение электронов внешнего энергетического уровня. Изменение св-в. Понятие иона. | Уметь -составлять: схемы строения атомов первых 20 элементов в ПС -объяснять: физический смысл номеров группы и периода, к которым принадлежит элемент в ПСХЭ Д.И. Менделеева, закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп. | §8 | ||
4(10) | Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. | Д. Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева | §9 | |||
5(11) | Ионная связь. Ионная кристаллическая решетка. | Ионы положительные и отрицательные. Образование ионов. Ионная химическая связь. Механизм их образования. Свойства веществ с ионным типом кристаллической решетки. | Д. Модели кристаллической решетки хлорида натрия. | Знать/понимать - химическое понятие: ион, ионная химическая связь Уметь -определять ионную связь в химических соединениях. | §9, 22 | |
6(12) | Ковалентная неполярная связь. Атомная и молекулярная кристаллическая решетка. | Взаимодействие атомов элементов – неметаллов между собой. Ковалентная неполярная и ковалентная полярная связь. Электроотрицательность. Частичный заряд. Электронные и структурные формулы. Кратность химической связи. Свойства веществ с атомной и молекулярной кристаллической решеткой. | Д. Модели кристаллических решеток алмаза и графита. | Знать/понимать -химические понятия: ковалентная неполярная и ковалентная полярная связь Уметь -определять ковалентную связь в соединениях. | §10, 11, 22 | |
7(13) | Ковалентная полярная связь. | §11 | ||||
8(14) | Металлическая химическая связь. | Взаимодействие атомов металлов между собой – образование металлической связи. Обобществленные электроны. Свойства веществ с металлическим типом кристаллической решетки. | Д. Модели кристаллических решеток меди, железа | Знать/понимать -химическое понятие: металлическая связь Уметь -определять: тип химической связи в металлах. | §12,22 | |
9(15) | Повторение, обобщение темы «Атомы химических элементов». | П. 4-12 | ||||
10(16) | Контрольная работа №1 по теме «Атомы химических элементов» | |||||
Тема 2. Простые вещества (7 часов) | ||||||
1(17) | Простые вещества – металлы | Характеристика положения элементов металлов и неметаллов в ПС, строение их атомов, виды химической связи, типы кристаллических решеток. Физические свойства простых веществ – металлов и неметаллов. Понятие аллотропия и аллотропные модификации. Аллотропные модификации кислорода, углерода, фосфора и олова. Благородные газы. | Д. Коллекция металлов. Д. Коллекция неметаллов. | Уметь: -характеризовать: связь между строением и свойствами металлов -использовать приобретенные знания для критической оценки информации о металлах, используемых в быту Уметь -характеризовать: положение неметаллов в периодической системе; строение атомов неметаллов. | §13 | |
2(18) | Простые вещества – неметаллы НРК «Проблема радона» | §14 | ||||
3(19) | Количество вещества. Молярная масса. | Количество вещества и единицы его измерения: моль, миллимоль, киломоль. Постоянная Авогадро. Молярная, миллимолярная, киломолярная массы. Расчеты молярной массы, количества вещества, массы по химическим формулам. | Д. Некоторые металлы и неметаллы количеством вещества 1 моль (столовая ложка). | Знать/понимать -химические понятия: моль, молярная масса Уметь - вычислять: молярную массу, количество вещества. | §15 | |
4(20) | Молярный объем газов. | Молярный, миллимолярный, киломолярный объемы газов. Молярный объем газов при нормальных условиях. Нормальные условия. Плотность и относительная плотность газов. Выполнение упражнений с использованием понятий: «объем», «моль», «количество вещества», «масса», «молярный объем», «относительная плотность газов». | Знать/понимать - химическое понятие: молярный объем Уметь - вычислять: по количеству (массе) газообразного вещества его объем, по объему газообразного вещества его количество (массу). | §16 | ||
5( 21) | Решение задач с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «молярный объем», «Число Авогадро». | Решение задач и упражнений с использованием понятий: «количество вещества», «молярная масса», «молярный объем газов», «постоянная Авогадро», «относительная плотность газов». | Молярный объём газов, н.у., плотность. | §15,16 | ||
6(22) | Повторение, обобщение и систематизация знаний по теме «Простые вещества». Подготовка к контрольной работе. | §13-16 | ||||
7(23) | Контрольная работа №2 по теме « Простые вещества» | |||||
Тема 3. Соединения химических элементов (12+2 пр.раб.+2 резерв=16 часов) | ||||||
1(24) | Степень окисления. | Понятие о степени окисления. Высшая, промежуточная и низшая СО. Бинарные соединения. Определение степени окисления элементов по формулам соединений. Составление формул бинарных соединений по степеням окисления элементов. Химическая номенклатура. | Д. Образцы оксидов, хлоридов, сульфидов. | Уметь - называть: бинарные соединения по их химическим формулам -определять: степень окисления элементов в соединениях. | §17 | |
2(25) | Упражнения на определение степени окисления по формуле, составление формул бинарных соединений по степеням окисления элементов | |||||
3(26) | Важнейшие классы бинарных соединений – оксиды и летучие водородные соединения. | Оксиды, гидриды, летучие водородные соединения. Характеристика важнейших бинарных соединений. Расчеты по формулам. | Д. Образцы оксидов, хлоридов, сульфидов. | Уметь - называть: бинарные соединения по их химическим формулам -определять: степень окисления элементов в соединениях. | §18 | |
4(27) | Знакомство с ВКНС. Основания. | Состав и номенклатура оснований, их классификация. Представители. Расчеты по формулам оснований. Качественные реакции. Индикаторы. | Д. Образцы щелочей и нерастворимых оснований. Изменение окраски индикаторов в щелочной среде. | Знать/понимать –химические понятия: основания, щелочи. Уметь -называть: основания по их формулам -составлять: химические формулы оснований - определять: основания по их формулам. | §19 | |
5(28) | Кислоты. | Состав и номенклатура кислот, их классификация. Представители кислот. Расчеты по формулам. Качественная реакция. | Д. Образцы кислот. Изменение окраски индикаторов в кислой среде.
| Знать/понимать -химические понятие: кислота, щелочь. Уметь - называть: кислоты по их формулам -составлять: химические формулы кислот - определять: кислоты по их формулам. | §20 | |
6(29) | Соли. | Состав и номенклатура солей. Представители. Расчеты по формулам. Качественные реакции. | Д. Образцы солей. | Знать/понимать -химическое понятие: соль Уметь - называть: соли по их формулам -составлять: химические формулы солей - определять: соли по их формулам. | §21 | |
7-8 (30-31) | Упражнения на составление формул солей, расчеты по формулам солей. | Классификация сложных веществ, определение принадлежности соединений к различным классам по их формулам. Упражнения в составлении формул по названиям и названий веществ по формулам. Расчеты по формулам. | Знать/понимать - химическое понятие: классификация веществ Уметь - вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения, количество вещества, объем или массу вещества по его количеству. | §17-21 | ||
9(32) | Чистые вещества и смеси. НРК «Л.Р. Влияние продуктов питания на состояние здоровья человека» | Чистые вещества и смеси. Простые и сложные вещества. Однородные и неоднородные смеси. | Д. Образцы смесей. Л.2. Разделение см. речного песка и поваренной соли. | Уметь. - обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием. Уметь -определять: - простые и сложные вещества, чистые вещества и смеси | §23 | |
10 (33) | Инструктаж по Т/Б. П/Р № 3. Анализ почвы и воды. | Чистые вещества и смеси. Способы разделения смесей. | Уметь. - обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием. | § 23 | ||
11 (34) | Растворение. Растворимость. Растворы. | Истинные растворы. Физическая и химическая теории растворов. Гидраты и кристаллогидраты. Кристаллизационная вода. Тепловые явления при растворении. Зависимость растворимости веществ от температуры. Кривые растворимости. Насыщенные, ненасыщенные, пересыщенные растворы. Растворимость веществ. Массовая доля растворенного вещества в растворе. | Д. Растворение безводного сульфата меди (II) в воде. Л. Получение кристаллов солей (дом. практическая раб.) | Уметь - вычислять: массовую долю вещества в растворе. | §34 | |
12 (35) | Массовая и объемная доли компонентов смеси (раствора). | Решение задач. Массовая и объёмная доли компонентов смеси (раствора). Проба золота, объёмная доля, концентрация, молярная концентрация. | Уметь - вычислять: массовую долю вещества в растворе. | §24 | ||
13 (36) | Решение задач на определение массовой доли компонентов смеси | Уметь - вычислять: массовую долю вещества в растворе. | §24 | |||
14 (37) | Инструктаж по Т/Б. Практическая работа № 4. Приготовление растворов. | Вычислять массу сахара и объем воды необходимые для приготовления раствора. | Уметь -Использовать приобретенные знания для приготовления растворов заданной концентрации. Знать - Правила ТБ | с.185 | ||
15 (38) | Повторение, обобщение и систематизация знаний по теме «Соединения химических элементов». Подготовка к контрольной работе. | |||||
16(39) | Контрольная работа №3 по теме «Соединения химических элементов» | |||||
Тема 4. Изменения, происходящие с веществами (10 часов+1 пр.раб.=11) | ||||||
1(40) | Химические реакции. Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения. | Реакции горения. Экзотермические и эндотермические реакции. Закон сохранения массы веществ. Понятие о химическом уравнении. Термохимическое уравнение. Значение индексов и коэффициентов при составлении уравнений. Правила подбора коэффициентов. Составление уравнений химических реакций. | Д.Горения магния. Возгонка йода. Плавление парафина Л. 4. Окисление меди в пламени спиртовки 5. помутнение известковой воды 6. Получение СО2. 7. Замещение меди в р-ре хлорида меди (II) железом. | Знать/понимать -химические понятия: химическая реакция, классификация реакций (экзотермические и эндотермические реакции). Знать/понимать -закон сохранения массы в-в Уметь - составлять: уравнения химических реакций. | §26, 27 | |
2(41) | Типы химических реакций: реакции разложения, соединения. НРК «Влияние факторов окружающей среды на развитие заболеваний»» | Сущность реакций соединения, разложения. Скорость реакции. Катализаторы. Ферменты. Обратимые и необратимые реакции. Каталитические и некаталитические реакции. Понятие о скорости химических реакций. Катализаторы. Составление уравнений реакций указанных типов. | Д. Химические реакции различных типов. | Знать/понимать - химическое понятие: классификация реакций Уметь -определять: типы химических реакций по числу и составу исходных и полученных веществ. | §29,30 | |
3(42) | Реакции замещения. | Сущность реакций замещения. Ряд активности металлов. Условия взаимодействия металлов с растворами кислот и солей. | Д. Химические реакции данного типа | Знать/понимать - химическое понятие: классификация реакций Уметь -определять: типы химических реакций по числу и составу исходных и полученных веществ. | §31 | |
4(43) | Реакции обмена. | Сущность реакций обмена. Реакции нейтрализации. Условия протекания реакций обмена в растворах до конца. | Д. Химические реакции данного типа | Знать/понимать - химическое понятие: классификация реакций Уметь -определять: типы химических реакций по числу и составу исходных и полученных веществ. | §32 | |
5(44) | Типы химических реакций на примере химических свойств воды. | Химические свойства воды. Электролиз. Фотолиз. Гидролиз. Фотосинтез. Щелочные и щелочноземельные металлы. Гидроксиды (основания и кислородсодержащие кислоты). Условия взаимодействия оксидов металлов и неметаллов с водой. Типы химических реакций. | Д. Химические реакции с водой | Уметь - характеризовать: химические свойства воды -составлять: уравнения химических реакций характеризующих химические свойства воды и определять их тип. | §33 | |
6(45) | *Инструктаж по Т/Б. П/Р № 5. Признаки химических реакций. | Уметь - составлять: уравнения химических реакций -использовать: приобретенные знания для безопасного обращения с веществами. | с.183 | |||
7-8 (46-47) | Расчеты по химическим уравнениям. | Решение расчетных задач. Тепловой эффект химической реакции. Расчёты по термохимическим уравнениям. | Уметь - вычислять: количество вещества, массу или объем по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции, производить вычисления по термохимическому урав. | |||
9(48) | Окислительно-восстановительные реакции. | ОВР. Окисление, восстановление. Важнейшие окислители, восстановители. Составление уравнений ОВР методом электронного баланса. | Знать/понимать - химические понятия: окислитель и восстановитель, окисление и восстановление. - определять: степень окисления элемента в соединении, тип химической реакции по изменению степени окисления химических элементов. | |||
10 (49) | Повторение, обобщение и систематизация знаний по теме «Изменения, происходящие с веществами». Подготовка к контрольной работе. | |||||
11(50) | Контрольная работа №4 по теме « Изменения, происходящие с веществами». | |||||
Тема 5. Растворение. Растворы. Реакции ионного обмена и ОВР. (16+4 пр.раб.=20 часов) | ||||||
1(51) | Электролитическая диссоциация. Основные положения ТЭД. | Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация и ассоциация. Механизм диссоциации веществ с разным видом связи. Причина диссоциации. Степень диссоциации. Слабые и сильные электролиты. Ионы. Свойства и классификация ионов по составу, по заряду, по наличию водной оболочки. Основные положения ТЭД. Кислоты, основания, соли в свете ТЭД. | Д. Испытание веществ и их растворов на электропроводность. | Знать/понимать электролитическая диссоциация. | §35,36 | |
2(52) | Ионные уравнения. | Сущность реакций ионного обмена и условия их протекания. Составление полных и сокращенных ионных уравнений реакций с использованием таблицы растворимости. Таблица растворимости кислот, оснований и солей в воде. Запись реакций обмена в молекулярном и ионном виде с использованием таблицы растворимости. | Д.Примеры реакции, идущие до конца. | Уметь - объяснять: сущность реакций ионного обмена - определять: возможность протекания реакций ионного обмена до конца. -составлять: полные и сокращенные ионные уравнения реакций обмена. | §37 | |
3(53) | Инструктаж по Т/Б. Практическая работа № 6 « Ионные реакции» | Уметь - составлять: полные и сокращенные уравнения реакций обмена. Обращаться с химической посудой, растворами кислот и щелочей. | ||||
4(54) | Инструктаж по Т/Б. Практическая работа № 7. «Условия их протекания химических реакций до конца». | |||||
5-6 (55-56) | Кислоты, их классификация и свойства в свете ТЭД. | Определение кислот как электролитов их классификация по различным признакам. Типичные свойства кислот: взаимодействие их с металлами, основными оксидами, основаниями и солями и условия их протекания. Ряд напряжения металлов. | Л. 8. Реакции характерные для растворов кислот (соляной и серной) принадлежность веществ к классу кислот. | Уметь - называть кислоты - характеризовать: химические свойства кислот. - определять: возможность протекания типичных реакций кислот. | §38 | |
7-8 (57-58) | Основания, их классификация и свойства в свете ТЭД. | Определение оснований как электролитов их классификация. Типичные химические свойства растворимых и нерастворимых оснований: взаимодействие с кислотами (реакция нейтрализации), взаимодействие щелочей с растворами солей и оксидами неметаллов. Разложение нерастворимых оснований. Условия их протекания. | Л.9. реакции характерные для растворов щелочей Л.10. получение и св-ва нерастворимого основания. | Уметь - называть основания: - характеризовать: химические свойства оснований. - определять: возможность протекания типичных реакций оснований. | §39 | |
9-10 (59-60) | Оксиды, их классификация и свойства. | Состав оксидов, их классификация: несолеобразующие и солеобразующие (кислотные и основные). Типичные свойства кислотных и основных оксидов. | Л. 12. Реакции характерные для основных оксидов Л. 13. Реакции характерные для кислотных оксидов | Уметь - называть оксиды - определять: принадлежность веществ к классу оксидов -характеризовать: химические свойства оксидов. | §40 | |
11-12 (61-62) | Соли, их классификация и свойства в свете ТЭД. | Определение солей как электролитов их классификация. Типичные химические свойства различных групп солей и условия их протекания. Особенности взаимодействия с металлами. Взаимодействие с кислотами, щелочами и солями (работа с таблицей растворимости) Два правила ряда напряжений металлов. | Уметь - называть соли. - определять: -принадлежность веществ к классу солей - характеризовать: химические свойства солей. | §41 | ||
13-14 (63-64) | Генетическая связь между классами веществ. | Понятие о генетической связи и генетических рядах металлов и неметаллов и их разновидности. | Уметь - характеризовать: химические свойства основных классов неорганических веществ - составлять: уравнения химических реакций, характеризующие свойства неорганических в-в. | §42 | ||
15(65) | Решение задач на «избыток». | |||||
16(66) | Инструктаж по Т/Б. Практическая работа №8. Свойства кислот, оснований, оксидов и солей. | Уметь.- обращаться с химической посудой и реактивами - распознавать опытным путем растворы кислот и щелочей. - определять: возможность протекания реакций ионного обмена до конца. | с.241 | |||
17(67) | Инструктаж по Т/Б. Практическая работа № 9. Решение экспериментальных задач. | |||||
18(68) | Повторение, обобщение и систематизация знаний по теме «Реакции ионного обмена». Подготовка к контрольной работе. | §35-43 | ||||
19(69) | Контрольная работа №5 по теме «Реакции ионного обмена» | |||||
20(70) | Анализ контрольной работы. За страницами учебника химии Портретная галерея великих химиков. | Повторение материала 8 класса – основных понятий, законов и теорий через знакомство с жизнью и деятельностью ученых, осуществивших эти открытия. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна
Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...
Рабочая программа по химии (класс естественнонаучный)
Рабочая программа по химии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования.Рабочая программа конкретизирует содержание предметных ...
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Рабочая программа по химии для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна
Рабочая программа по химии для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...
Рабочая программа по химии для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна
Рабочая программа по химии для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...
Рабочая программа по химии для 10-11 классов, составленная на основе авторской программы М.Н.Афанасьева, Москва "Просвещение" 2017г к учебникам " Химия.10 класс" и ""Химия. 11класс" Г.Е Рудзитиса ФГ Фельдмана, Москва "Просвещение"
Данная рабочая программа реализуется в учебниках для общеобразовательных учреждений авторов Г.Е. Рудзитиса и Ф.Г. Фельдмана «Химия. 10 класс» и «Химия 11 класс». Рабочая ...
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...