Рабочая программа учебной дисциплины Химия 2015 год
рабочая программа по химии на тему
Рабочая программа учебной дисциплины Химия 2015 год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_himii_2015_g.docx | 108.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки
Архангельской области.
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение среднего профессионального образования Архангельской области
«Котласский транспортный техникум».
/ГБОУСПО АО» Котласский транспортный техникум»/
Утверждаю:
Директор ГБОУ СПО
Архангельской области
«Котласский транспортный техникум»»
____________________
В.А. Хаванов
« ___»__________2015г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
по профессиям:
«Мастер общестроительных работ»
«Машинист локомотива»
«Мастер сухого строительства»
«Автомеханик»
Вычегодский 2015
Организация – разработчик: ГБОУ СПО Архангельской области «Котласский транспортный техникум», п. Вычегодский.
Разработчик:
Лужинская Ирина Анатольевна, преподаватель химии
Рассмотрена и одобрена на методической комиссии общеобразовательных дисциплин ГБОУ СПО Архангельской области «Котласский транспортный техникум », п. Вычегодский.
Протокол №_____ от «01» сентября 2015г.
Методист ______________ Ганжа А.Н.
Содержание
- Пояснительная записка……………………………………………4- 8
- Общая характеристика учебной дисциплины «Химия» ……….5-6
- Место учебной дисциплины в учебном плане…………………..7
- Результаты освоения учебной дисциплины……………………..8
- Структура и содержание учебной дисциплины………………….9- 22
- Объем учебной дисциплины и виды учебной работы………….9
- Тематический план и содержание учебной дисциплины…….10- 22
- Характеристика основных видов учебной деятельности………23-25
студентов
- Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы учебной дисциплины …………………………………26
- Литература………………………………………………………….27-28
- Приложения………………………………………………………...29-35
- Темы рефератов, докладов, индивидуальных проектов………...29-30
- Поурочное планирование………………………………………….31-35
- Лабораторно-практические занятия………………………………36- 39
- Пояснительная записка
Программа общеобразовательной учебной дисциплины «Химия» предназначена для изучения химии в профессиональных образовательных организациях СПО, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО) на базе основного общего образования при подготовке квалифицированных рабочих, служащих, специалистов среднего звена.
Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Химия», в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии
или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259).
Содержание программы «Химия» направлено на достижение следующих целей:
- формирование у обучающихся умения оценивать значимость химического знания для каждого человека;
- формирование у обучающихся целостного представления о мире и роли химии в создании современной естественнонаучной картины мира; умения объяснять объекты и процессы окружающей действительности: природной, социальной, культурной, технической среды, — используя для этого химические знания;
- развитие у обучающихся умений различать факты и оценки, сравнивать оценочные выводы, видеть их связь с критериями оценок и связь критериев с определенной системой ценностей, формулировать и обосновывать собственную позицию;
- приобретение обучающимися опыта разнообразной деятельности, познания и самопознания; ключевых навыков, имеющих универсальное значение для различных видов деятельности (навыков решения проблем, принятия решений, поиска, анализа и обработки информации, коммуникативных навыков, навыков измерений, сотрудничества, безопасного обращения с веществами в повседневной жизни).
В программу включено содержание, направленное на формирование у студентов компетенций, необходимых для качественного освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования; программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих, программы подготовки специалистов среднего звена (ППКРС, ППССЗ).
1.1 Общая характеристика учебной дисциплины «Химия»
Химия — это наука о веществах, их составе и строении, свойствах и превращениях, значении химических веществ, материалов и процессов в практической деятельности человека.
Содержание общеобразовательной учебной дисциплины «Химия» направлено на усвоение обучающимися основных понятий, законов и теорий химии; овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций.
В процессе изучения химии у обучающихся развиваются познавательные интересы и интеллектуальные способности, потребности в самостоятельном приобретении знаний по химии в соответствии с возникающими жизненными проблемами, воспитывается бережное отношения к природе, понимание здорового образа жизни, необходимости предупреждения явлений, наносящих вред здоровью и окружающей среде. Они осваивают приемы грамотного, безопасного использования химических веществ и материалов, применяемых в быту, сельском хозяйстве и на производстве.
При структурировании содержания общеобразовательной учебной дисциплины для профессиональных образовательных организаций, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, учитывалась объективная реальность — небольшой объем часов, отпущенных на изучение химии и стремление максимально соответствовать идеям развивающего обучения. Поэтому теоретические вопросы максимально
смещены к началу изучения дисциплины, с тем чтобы последующий фактический материал рассматривался на основе изученных теорий.
Реализация дедуктивного подхода к изучению химии способствует развитию таких логических операций мышления, как анализ и синтез, обобщение и конкретизация, сравнение и аналогия, систематизация и классификация и др.
Изучение химии в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, имеет свои особенности в зависимости от профиля профессионального образования. Это выражается в содержании обучения, количестве часов, выделяемых на изучение отдельных тем программы, глубине их освоения обучающимися, объеме и характере практических занятий, видах внеаудиторной самостоятельной работы студентов.
Специфика изучения химии при овладении профессиями и специальностями технического профиля отражена в каждой теме раздела «Содержание учебной дисциплины» в рубрике «Профильные и профессионально значимые элементы содержания». Этот компонент реализуется при индивидуальной самостоятельной работе обучающихся (написании рефератов, подготовке сообщений, защите проектов), в процессе учебной деятельности под руководством преподавателя (выполнении химического эксперимента — лабораторных опытов и практических работ, решении практико-ориентированных расчетных задач и т. д.).
В процессе изучения химии теоретические сведения дополняются демонстрациями, лабораторными опытами и практическими занятиями. Значительное место отводится химическому эксперименту. Он открывает возможность формировать у обучающихся специальные предметные умения: работать с веществами, выполнять простые химические опыты, учить безопасному и экологически грамотному обращению с веществами, материалами и процессами в быту и на производстве.
Для организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов, овладевающих профессиями СПО представлен примерный перечень рефератов
(докладов), индивидуальных проектов.
В процессе изучения химии важно формировать информационную компетентность обучающихся. Поэтому при организации самостоятельной работы необходимо акцентировать внимание обучающихся на поиске информации в средствах массмедиа, Интернете, учебной и специальной литературе с соответствующим оформлением и представлением результатов.
Изучение общеобразовательной учебной дисциплины «Химия» завершается подведением итогов в форме дифференцированного зачета в рамках
промежуточной аттестации студентов в процессе освоения ОПОП СПО с получением среднего общего образования (ППКРС, ППССЗ.)
- Место учебной дисциплины в учебном плане
Учебная дисциплина «Химия» является учебным предметом по выбору из обязательной предметной области «Естественные науки» ФГОС среднего общего образования.
В профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, учебная дисциплина «Химия» изучается в общеобразовательном цикле учебного ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (ППКРС, ППССЗ).
В учебных планах ППКРС, ППССЗ место учебной дисциплины «Химия» — в составе общеобразовательных учебных дисциплин по выбору, формируемых из обязательных предметных областей ФГОС среднего общего образования, для профессий СПО или специальностей СПО соответствующего профиля профессионального образования.
- Результаты освоения учебной дисциплины
Освоение содержания учебной дисциплины «Химия», обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
личностных:
- чувство гордости и уважения к истории и достижениям отечественной
химической науки; химически грамотное поведение в профессиональной деятельности и в быту при обращении с химическими веществами, материалами и процессами;
- готовность к продолжению образования и повышения квалификации в избранной профессиональной деятельности и объективное осознание роли химических компетенций в этом;
- умение использовать достижения современной химической науки и химических технологий для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности;
метапредметных:
- использование различных видов познавательной деятельности и основных интеллектуальных операций (постановки задачи, формулирования гипотез, анализа и синтеза, сравнения, обобщения, систематизации, выявления причинно-следственных связей, поиска аналогов, формулирования выводов) для решения поставленной задачи, применение основных методов познания (наблюдения, научного эксперимента) для изучения различных сторон химических объектов и процессов, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере;
- использование различных источников для получения химической информации, умение оценить ее достоверность для достижения хороших результатов в профессиональной сфере;
предметных :
- сформированность представлений о месте химии в современной научной картине мира; понимание роли химии в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач;
- владение основополагающими химическими понятиями, теориями, законами и закономерностями; уверенное пользование химической терминологией и символикой;
- владение основными методами научного познания, используемыми в химии: наблюдением, описанием, измерением, экспериментом; умение обрабатывать, объяснять результаты проведенных опытов и делать выводы; готовность и способность применять методы познания при решении практических задач;
- сформированность умения давать количественные оценки и производить расчеты по химическим формулам и уравнениям;
- владение правилами техники безопасности при использовании химических веществ;
- сформированность собственной позиции по отношению к химической информации, получаемой из разных источников.
- Структура и содержание учебной дисциплины
2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Количество часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 180 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 120 |
в том числе: | |
лабораторно-практические занятия | 70 |
контрольные работы | 6 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 60 |
в том числе: | |
реферат | 25 |
домашняя работа | 30 |
домашняя лабораторная работа | 5 |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета |
- Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень усвоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Введение Содержание учебного материала: 1. Научные методы познания веществ и химических явлений 2. Роль эксперимента и теории в химии 3. Моделирование химических процессов 4.Значение химии при освоении профессии | 1 | 1 1 1 1 | |
Раздел 1 | Органическая химия | 85 | |
Тема 1.1 | Основные понятия органической химии и теория строения органических соединений Содержание учебного материала: 1. Предмет органической химии 2. Природные, искусственные и синтетические органические вещества 3. Сравнение органических веществ с неорганическими 4. Валентность 5. Химическое строение как порядок соединения атомов в молекулы по валентности 6. Основные положения теории химического строения 7. Изомерия и изомеры 8. Химические формулы и модели молекул в органической химии 9. Классификация веществ по строению углеродного скелета и наличию функциональных групп 10. Гомологи и гомология 11. Классификация реакций в органической химии | 5 | 1 1 1 1 1 2 2 1 1 2 1 |
1 | Профессионально значимые элементы: 12. Понятие о субстрате и реагенте 13. Сравнение классификации соединений и классификации реакций в неорганической и органической химии Лабораторно-практические занятия Самостоятельная работа обучающихся 2 | 2 3 3 | 1 1 4 |
Тема 1.2 | Углеводороды и их природные источники Содержание учебного материала: 1. Алканы, гомологический ряд 2. Изомерия и номенклатура алканов 3. Химические свойства алканов (метана, этана): горение, замещение, разложение, дегидрирование 4. Применение алканов на основе свойств 5. Циклоалканы 6. Алкены, гомологический ряд 7. Изомерия и номенклатура алкенов 8. Этилен, его получение 9. Химические свойства этилена: горение, качественные реакции, гидратация, полимеризация 10. Применение этилена на основе свойств 11. Алкадиены, гомологический ряд 12. Сопряженные диены 13. Химические свойства бутадиена – 1,3 и изопрена: обесцвечивание бромной воды и полимеризация в каучуки 14. Натуральный и синтетический каучуки 15. Резина 16. Алкины, гомологический ряд 17. Ацетилен, его химические свойства: горение, обесцвечивание бромной воды, присоединение хлороводорода и гидратация 18. Межклассовая изомерия с алкадиенами 19. Применение ацетилена на основе свойств 20. Понятие об аренах 21. Бензол 22. Химические свойства бензола: горение, реакции замещения и присоединения 23. Применение бензола на основе свойств 24. Природный газ: состав, применение в качестве топлива 25. Нефть: состав и переработка 26. Нефтепродукты 27. Каменный уголь | 36 | 1 2 2 1 1 1 2 1 2 1 1 1 2 1 1 1 2 2 1 1 1 2 1 1 1 1 1 |
1 | 2 | 3 | 4 |
Профессионально значимые элементы: 28. Правило В.В.Марковникова 29. Классификация и назначение каучуков 30. Классификация и назначение резин 31. Вулканизация каучука 32. Получение ацетилена пиролизом метана и карбидным способом 33. Реакция полимеризации винилхлорида 34. Поливинилхлорид и его применение 35. Тримеризация ацетилена в бензол 36. Понятие об экстракции 37. Восстановление нитробензола в анилин 38. Гомологический ряд аренов 39. Толуол 40. Нитрование толуола 41. Тротил 42. Основные направления промышленной переработки природного газа 43. Попутный нефтяной газ, его переработка 44. Процессы промышленной переработки нефти: крекинг, риформинг 45. Октановое число бензинов и цетановое число дизельного топлива 46. Коксохимическое производство Лабораторно-практические занятия Контрольные работы Самостоятельная работа обучающихся | 19 2 18 | 2 1 1 1 2 2 1 2 1 2 2 1 2 1 1 1 1 1 1 | |
Тема 1.3 | Кислородсодержащие органические соединения Содержание учебного материала: 1. Спирты, их классификация 2. Получение этанола брожением глюкозы и гидратацией этилена 3. Гидроксильная группа как функциональная 4. Понятие о предельных одноатомных спиртах 5. Химические свойства этанола: взаимодействие с натрием, образование простых и сложных эфиров, окисление в альдегид | 30 | 1 2 1 1 2 |
1 | 2 | 3 | 4 |
6. Применение этанола на основе свойств 7. Алкоголизм, его последствия, предупреждение 8. Глицерин как представитель многоатомных спиртов 9. Качественная реакция на многоатомные спирты 10. Применение глицерина 11. Фенол: физические и химические свойства 12. Взаимное влияние атомов в молекуле фенола: взаимодействие с гидроксидом натрия и азотной кислотой 13. Применение фенола на основе свойств 14. Понятие об альдегидах 15. Альдегидная группа как функциональная 16. Формальдегид и его свойства: окисление и восстановление 17. Получение альдегидов окислением спиртов 18. Применение формальдегида на основе свойств 19. Понятие о карбоновых кислотах 20. Карбоксильная группа как функциональная 21. Гомологический ряд предельных одноосновных карбоновых кислот 22. Получение карбоновых кислот окислением альдегидов 23. Химические свойства уксусной кислоты: общие свойства с минеральными кислотами и этерификация 24. Применение уксусной кислоты 25. Высшие жирные кислоты на примере пальмитиновой и стеариновой 26. Сложные эфиры в природе, их значение 27. Получение сложных эфиров реакцией этерификации 28. Применение сложных эфиров на основе свойств 29. Жиры как сложные эфиры | 1 1 2 1 1 2 1 1 1 1 2 2 1 1 1 2 2 2 1 1 1 2 1 1 | ||
1 | 2 | 3 | 4 |
30. Классификация жиров 31. Химические свойства жиров: гидролиз и гидрирование жидких жиров 32. Применение жиров на основе свойств 33. Мыла 34. Углеводы, их классификация 35. Моносахариды (глюкоза и фруктоза) 36. Дисахариды (сахароза) 37. Полисахариды (крахмал и целлюлоза) 38. Глюкоза – альдегидоспирт 39. Химические свойства глюкозы: окисление в глюконовую кислоту, восстановление в сорбит, спиртовое брожение 40. Применение глюкозы на основе свойств 41. Значение углеводов в живой природе и жизни человека 42. Понятие о реакциях поликонденсации и гидролиза на примере взаимопревращений: глюкоза – полисахарид Профессионально значимые элементы: 43. Метиловый спирт и его использование в качестве химического сырья 44. Токсичность метанола и нормы охраны труда при работе с ним 45. Этиленгликоль и его применение 46. Токсичность этиленгликоля и нормы охраны труда при работе с ним 47. Получение фенола из бензола 48. Получение фенола из продуктов коксохимического производства 49. Поликонденсация формальдегида с фенолом в фенолформальдегидную смолу 50. Ацетальдегид 51. Понятие о кетонах на примере ацетона 52. Применение ацетона в технике и промышленности 53. Многообразие карбоновых кислот: щавелевая, акриловая, бензойная кислоты 54. Пленкообразующие масла | 1 2 1 1 1 1 1 2 2 2 1 1 2 1 1 1 1 2 2 1 1 1 1 1 1 | ||
1 | 2 | 3 | 4 |
55. Замена жиров в технике непищевым сырьем 56. Синтетические моющие средства 57. Молочнокислое брожение глюкозы 58. Кисломолочные продукты 59. Силосование кормов 60. Нитрование целлюлозы 61. Пироксилин Лабораторно-практические занятия Контрольные работы Самостоятельная работа обучающихся | 20 1 15 | 1 1 2 1 1 2 1 | |
Тема 1.4 | Азотсодержащие органические соединения. Полимеры Содержание учебного материала: 1. Понятие об аминах 2. Алифатические амины, их классификация 3. Номенклатура аминов 4. Анилин как органическое основание 5. Получение анилина из нитробензола 6. Применение анилина на основе свойств 7. Аминокислоты как амфотерные бифункциональные органические соединения 8. Химические свойства аминокислот: взаимодействие с кислотами, щелочами, друг с другом 9. Применение аминокислот на основе свойств 10. Пептидная связь и полипептиды 11. Белки, их биологические функции 12. Структуры белков 13. Химические свойства белков: горение, денатурация, гидролиз, цветные реакции 14. Белки и полисахариды как биополимеры 15. Пластмассы 16. Получение полимеров реакцией полимеризации и поликонденсации 17. Термопластичные и термореактивные пластмассы 18. Представители пластмасс | 14 | 1 1 2 1 2 1 2 2 1 1 1 1 2 1 1 2 1 1 |
1 | 2 | 3 | 4 |
19. Волокна, их классификация 20. Получение волокон 21. Отдельные представители химических волокон Профессионально значимые элементы: 22. Аминокапроновая кислота и капрон 23. Использование гидролиза белков в промышленности 24. Поливинилхлорид, тефлон 25. Фенолформальдегидные пластмассы Лабораторно-практические занятия Контрольные работы Самостоятельная работа обучающихся | 7 1 7 | 1 1 1 1 1 1 1 | |
Раздел 2 | Общая и неорганическая химия | 34 | |
Тема 2.1 | Основные понятия и законы Содержание учебного материала: 1. Основные понятия химии: вещество, атом, молекула, химический элемент 2. Аллотропия 3. Простые и сложные вещества 4. Качественный и количественный состав веществ 5. Химические знаки и формулы 6. Относительная атомная и молекулярная массы 7. Количество вещества 8. Стехиометрия 9. Закон сохранения массы веществ 10. Закон постоянства состава веществ молекулярной структуры 11. Закон Авогадро и следствия из него Профессионально значимые элементы: 12. Аллотропные модификации углерода (алмаз, графит), кислорода (кислород, озон), олова (серое и белое олово) 13. Понятие и химической технологии, биотехнологии, нанотехнологии Самостоятельная работа обучающихся | 2 1 | 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 1 1 1 |
Тема 2.2 | Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева и строение атома Содержание учебного материала: | 3 | |
1 | 2 | 3 | 4 |
1. Открытие Д.И.Менделеевым периодического закона 2. Периодический закон в формулировке Д.И.Менделеева 3. Периодическая таблица химических элементов, ее структура 4. Строение атома 5. Строение ядра атома 6. Электронные оболочки атома 7. Изотопы 8. Строение электронных оболочек атомов элементов малых периодов 9. Особенности строения электронных оболочек атомов элементов больших периодов 10. Понятие об орбиталях: s-, p-, d-орбитали 11. Электронные конфигурации атомов химических элементов 12. Современная формулировка периодического закона 13. Значение периодического закона и периодической системы химических элементов Д.И.Менделеева Профессионально значимые элементы: 14. Радиоактивность 15. Использование радиоактивных изотопов в технических целях 16. Рентгеновское излучение и его использование в технике и медицине 17. Моделирование как метод прогнозирования ситуации на производстве Лабораторно-практические занятия Самостоятельная работа обучающихся | 1 2 | 1 1 2 2 2 1 2 2 2 1 2 1 1 1 1 1 1 | |
Тема 2.3 | Строение вещества Содержание учебного материала: 1. Виды химической связи 2. Катионы и анионы 3. Ионная связь, как связь между катионами и анионами 4. Ионные кристаллические решетки 5. Свойства веществ с ионным типом | 3 | 1 1 2 1 1 |
1 | 2 | 3 | 4 |
кристаллической решетки 6. Механизм образования ковалентной связи 7. Электроотрицательность 8. Ковалентная полярная и неполярная связи 9. Кратность ковалентной связи 10. Молекулярные и атомные кристаллические решетки 11. Свойства веществ с молекулярными и атомными кристаллическими решетками 12. Металлическая связь 13. Металлическая кристаллическая решетка 14. Физические свойства металлов 15. Агрегатные состояния веществ 16. Переход вещества из одного агрегатного состояния в другое 17. Водородная связь 18. Понятие о смеси веществ 19. Гомогенные и гетерогенные смеси 20. Понятие о дисперсной системе 21. Дисперсная фаза и дисперсионная среда 22. Классификация дисперсных систем 23. Понятие о коллоидных системах Профессионально значимые элементы: 24. Полярность связи и молекулы 25. Конденсация, текучесть, возгонка, кристаллизация, сублимация 26. Аномалии физических свойств воды 27. Эмульсии, суспензии, золи 28. Коагуляция. Синерезис Лабораторно-практические занятия Самостоятельная работа обучающихся | 1 1 | 2 1 2 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 | |
Тема 2.4 | Вода. Растворы. Электролитическая диссоциация Содержание учебного материала: 1. Вода как растворитель 2. Растворимость веществ 3. Насыщенные, ненасыщенные, пересыщенные растворы | 4 | 1 1 1 |
1 | 2 | 3 | 4 |
4. Зависимость растворимости газов, жидкостей и твердых веществ от различных факторов 5. массовая доля растворенного вещества 6. Электролиты и неэлектролиты 7. Электролитическая диссоциация 8. Механизм электролитической диссоциации для веществ с различными типами химической связи 9. Гидратированные и негидратированные ионы 10. Степень электролитической диссоциации 11. Сильные и слабые электролиты 12. Основные положения теории электролитической диссоциации 13. Кислоты, основания и соли как электролиты Профессионально значимые элементы: 14. Растворение как физико-химический процесс 15. Тепловые эффекты при растворении 16. Кристаллогидраты 17. Задачи на массовую долю растворенного вещества 18. Применение воды в технических целях 19. Жесткость воды 20. Способы устранения жесткости воды 21. Минеральные воды Лабораторно-практические занятия Самостоятельная работа обучающихся | 2 2 | 1 2 1 1 2 1 1 1 1 2 1 1 1 2 1 1 1 1 | |
Тема 2.5 | Химические реакции Содержание учебного материала: 1. Реакции соединения, разложения, замещения и обмена 2. Каталитические реакции 3. Обратимые и необратимые реакции 4. Гомогенные и гетерогенные реакции 5. Экзотермические и эндотермические реакции 6. Тепловой эффект химических реакций 7. Термохимические уравнения | 6 | 2 1 2 2 1 1 2 |
1 | 2 | 3 | 4 |
8. Степень окисления 9. Окислитель и восстановитель, окисление и восстановление 10. Метод электронного баланса для составления ОВР 11. Понятие о скорости химических реакций 12. Зависимость скорости химических реакций от различных факторов 13. Понятие о химическом равновесии 14. Условия смещения равновесия Профессионально значимые элементы: 15. Понятие об электролизе 16. Электролиз расплавов 17. Электролиз растворов 18. Электролитическое получение алюминия 19. Практическое применение электролиза 20. Гальванопластика 21. Гальваностегия 22. Рафинирование цветных металлов 23. Катализ 24. Гомогенные и гетерогенные катализаторы 25. Промоторы 26. Каталитические яды 27. Ингибиторы 28. Производство аммиака: сырье, аппаратура, научные принципы Лабораторно-практические занятия Контрольные работы Самостоятельная работа обучающихся | 5 1 3 | 2 2 2 1 2 1 2 1 2 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 | |
Тема 2.6 | Классификация неорганических соединений и их свойства Содержание учебного материала: 1. Кислоты как электролиты, их классификация по различным признакам 2. Химические свойства кислот 3. Особенности взаимодействия концентрированной серной и азотной кислоты с металлами 4. Основные способы получения кислот | 8 | 1 2 2 2 |
1 | 2 | 3 | 4 |
5. Основания как электролиты, их классификация по различным признакам 6. Химические свойства оснований 7. Разложение нерастворимых в воде оснований 8. Основные способы получения оснований 9. Соли как электролиты 10. Соли средние, кислые, основные 11. Химические свойства солей 12. Способы получения солей 13. Гидролиз солей 14. Оксиды: основные, кислотные, амфотерные 15. Солеобразующие и несолеобразующие оксиды 16. Зависимость характера оксида от степени окисления образующего его металла 17. Химические свойства оксидов 18. Получение оксидов Профессионально значимые элементы: 19. Правила разбавления серной кислоты, ее использование в промышленности 20. Едкие щелочи, их применение 21. Гашеная и негашеная известь, ее применение в строительстве 22. Гипс и алебастр, гипсование 23. Понятие о рН раствора Лабораторно-практические занятия Самостоятельная работа обучающихся | 8 4 | 1 2 2 2 1 2 2 2 2 1 1 1 2 2 1 1 1 1 1 | |
Тема 2.7 | Металлы и неметаллы Содержание учебного материала: 1. Особенности строения атомов металлов 2. Физические свойства металлов 3. Классификация металлов по различным признакам 4. Химические свойства металлов 5. Электрохимический ряд напряжений металлов 6. Металлотермия 7. Общие способы получения металлов | 8 | 1 1 1 2 1 1 2 |
1 | 2 | 3 | 4 |
8. Понятие о металлургии 9. Пирометаллургия, гидрометаллургия, электрометаллургия 10. Сплавы черные и цветные 11. роль металлов в технике 12. Особенности строения атомов неметаллов 13. Неметаллы – простые вещества 14. Зависимость свойств галогенов от их положения в периодической системе 15. Окислительные и восстановительные свойства неметаллов в зависимости от их положения в ряду электроотрицательности Профессионально значимые элементы: 16. Коррозия металлов: химическая и электрохимическая 17. Зависимость скорости коррозии от условий окружающей среды 18. Классификация коррозии металлов по различным признакам 19. Способы защиты металлов от коррозии 20. Производство чугуна и стали 21. Получение неметаллов фракционной перегонкой жидкого воздуха и электролизом растворов и расплавов 22. Производство серной кислоты 23. Силикатная промышленность Лабораторно-практические занятия Контрольные работы Самостоятельная работа обучающихся | 5 1 4 | 1 1 1 1 1 1 1 2 1 2 1 1 2 1 2 1 | |
ИТОГО | 180 | ||
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения: 1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств); 2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством) 3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач) |
- Характеристика основных видов учебной деятельности студентов
Содержание обучения | Характеристика основных видов деятельности студентов (на уровне учебных действий) |
Важнейшие химические понятия | Умение давать определение и оперировать следующими химическими понятиями: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, аллотропия, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем газообразных веществ, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология |
Основные законы химии | Формулирование законов сохранения массы веществ и постоянства состава веществ. Установка причинно-следственной связи между содержанием этих законов и написанием химических формул и уравнений. Установка эволюционной сущности менделеевской и современной формулировок периодического закона Д. И. Менделеева. Объяснение физического смысла символики периодической таблицы химических элементов Д. И. Менделеева (номеров элемента, периода, группы) и установка причинно-следственной связи между строением атома и закономерностями изменения свойств элементов и образованных ими веществ в периодах и группах. Характеристика элементов малых и больших периодов по их положению в Периодической системе Д. И. Менделеева. |
Основные теории химии | Установка зависимости свойств химических веществ от строения атомов образующих их химических элементов. Характеристика важнейших типов химических связей и относительности этой типологии. Объяснение зависимости свойств веществ от их состава и строения кристаллических решеток. |
Формулировка основных положений теории электролитической диссоциации и характеристика в свете этой теории свойств основных классов неорганических соединений. Формулировка основных положений теории химического строения органических соединений и характеристика в свете этой теории свойств основных классов органических соединений. | |
Важнейшие вещества и материалы | Характеристика состава, строения, свойств, получения и применения важнейших металлов (IА и II А групп, алюминия, железа. Характеристика состава, строения, свойств, получения и применения важнейших неметаллов (VIII А, VIIА, VIА групп, а также азота и фосфора, углерода и кремния, водорода) и их соединений. Характеристика состава, строения, свойств, получения и применения важнейших классов углеводородов (алканов, циклоалканов, алкенов, алкинов, аренов) и их наиболее значимых в народнохозяйственном плане представителей. Аналогичная характеристика важнейших представителей других классов органических соединений: метанола и этанола, сложных эфиров, жиров, мыл, альдегидов (формальдегидов и ацетальдегида), кетонов (ацетона), карбоновых кислот (уксусной кислоты), моносахаридов (глюкозы), дисахаридов (сахарозы), полисахаридов (крахмала и целлюлозы), анилина, аминокислот, белков, искусственных и синтетических волокон, каучуков, пластмасс. |
Химический язык и символика | Использование в учебной и профессиональной деятельности химических терминов и символики. Название изученных веществ по тривиальной или международной номенклатуре и отражение состава этих соединений с помощью химических формул. Отражение химических процессов с помощью уравнений химических реакций. |
Химические реакции | Объяснение сущности химических процессов. Классификация химических реакций по различным признакам: числу и составу продуктов и реагентов, тепловому эффекту, направлению, фазе, наличию катализатора, изменению степеней окисления элементов, образующих вещества. |
Установка признаков общего и различного в типологии реакций для неорганической и органической химии. Классификация веществ и процессов с точки зрения окисления-восстановления. Составление уравнений реакций с помощью метода электронного баланса. Объяснение зависимости скорости химической реакции и положения химического равновесия от различных факторов. | |
Химический эксперимент | Выполнение химического эксперимента в полном соответствии с правилами безопасности. Наблюдение, фиксация и описание результатов проведенного эксперимента. |
Химическая информация | Проведение самостоятельного поиска химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета). Использование компьютерных технологий для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах. |
Расчеты по химическим формулам и уравнениям | Установка зависимости между качественной и количественной сторонами химических объектов и процессов. Решение расчетных задач по химическим формулам и уравнениям. |
Профильное и профессионально значимое содержание | Объяснение химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве. Определение возможностей протекания химических превращений в различных условиях. Соблюдение правил экологически грамотного поведения в окружающей среде. Оценка влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы. Соблюдение правил безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием. Подготовка растворов заданной концентрации в быту и на производстве. Критическая оценка достоверности химической информации, поступающей из разных источников. |
- Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы учебной дисциплины
Освоение программы учебной дисциплины «Химия» предполагает наличие в профессиональной образовательной организации, реализующей образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, кабинета химии с лабораторией и лаборантской комнатой, в котором имеется возможность обеспечить свободный доступ в Интернет во время учебного занятия и в период внеучебной деятельности обучающихся.
Помещение кабинета должно удовлетворять требованиям Санитарно-эпидемио-логических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2 № 178-02) и быть оснащено типовым оборудованием, указанным в настоящих требованиях, в том числе специализированной учебной мебелью и средствами обучения, достаточными для выполнения требований к уровню подготовки обучающихся
В кабинете должно быть мультимедийное оборудование, посредством которого участники образовательного процесса могут просматривать визуальную информацию по химии, создавать презентации, видеоматериалы и т. п.
В состав учебно-методического и материально-технического оснащения кабинета
химии входят:
- многофункциональный комплекс преподавателя;
- натуральные объекты, модели, приборы и наборы для постановки демонстра ционного и ученического эксперимента;
- печатные и экранно-звуковые средства обучения;
- средства новых информационных технологий;
- реактивы;
- перечни основной и дополнительной учебной литературы;
- вспомогательное оборудование и инструкции;
- библиотечный фонд.
В библиотечный фонд входят учебники и учебно-методические комплекты (УМК), рекомендованные или допущенные для использования в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования.
Библиотечный фонд может быть дополнен химической энциклопедией, справочниками, книгами для чтения по химии.
В процессе освоения программы учебной дисциплины «Химия» студенты должны иметь возможность доступа к электронным учебным материалам по химии, имеющимся в свободном доступе в сети Интернет (электронным книгам, практикумам, тестам, материалам ЕГЭ и др.)
- Литература
Для студентов
Габриелян О. С., Остроумов И. Г. Химия для профессий и специальностей технического профиля: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.
Габриелян О. С., Остроумов И. Г., Остроумова Е. Е. и др. Химия для профессий и специальностей естественнонаучного профиля: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.
Габриелян О. С., Остроумов И. Г. Химия для профессий и специальностей социально-экономического и гуманитарного профилей: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.
Габриелян О. С., Остроумов И. Г., Сладков С. А.,Дорофеева Н. М. Практикум: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.
Габриелян О. С., Остроумов И. Г., Сладков С. А. Химия: пособие для подготовки к ЕГЭ: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.
Габриелян О. С.,Лысова Г. Г.Химия. Тесты, задачи и упражнения: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.
Ерохин Ю. М., Ковалева И. Б. Химия для профессий и специальностей технического и естественнонаучного профилей: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.
Ерохин Ю. М. Химия: Задачи и упражнения: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.
Ерохин Ю. М. Сборник тестовых заданий по химии: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.
Ерохин Ю. М.,Ковалева И. Б. Химия для профессий и специальностей технического профиля. Электронный учебно-методический комплекс. — М., 2014.
Сладков С. А., Остроумов И. Г., Габриелян О. С., Лукьянова Н. Н. Химия для профессий и специальностей технического профиля. Электронное приложение (электронное учебное издание) для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014
Для преподавателя
Федеральный закон от 29.11.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования».
Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.12.2014 № 1645 «О внесении изменений в Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 № 413 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования”».
Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259 «Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований
федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования».
Габриелян О. С., Лысова Г. Г. Химия: книга для преподавателя: учеб.-метод. пособие. — М., 2012.
Габриелян О. С. и др. Химия для профессий и специальностей технического профиля (электронное приложение).
Интернет-ресурсы
www. pvg. mk. ru (олимпиада «Покори Воробьевы горы»).
www. hemi. wallst. ru (Образовательный сайт для школьников «Химия»).
www.alhimikov.net(Образовательный сайт для школьников).
www. chem. msu. su (Электронная библиотека по химии).
www.enauki.ru(интернет-издание для учителей «Естественные науки»).
www. 1september. ru (методическая газета «Первое сентября»).
www. hvsh. ru (журнал «Химия в школе»).
www.hij.ru(журнал «Химия и жизнь»).
www.chemistry-chemists.com(электронный журнал «Химики и химия»).
- Приложения
6.1 Темы рефератов, докладов, индивидуальных проектов
Биотехнология и генная инженерия — технологии XXI века.
Нанотехнология как приоритетное направление развития науки и производства в Российской Федерации.
Современные методы обеззараживания воды.
Аллотропия металлов.
Жизнь и деятельность Д. И. Менделеева.
«Периодическому закону будущее не грозит разрушением…»
Синтез 114-го элемента — триумф российских физиков-ядерщиков.
Изотопы водорода.
Использование радиоактивных изотопов в технических целях.
Рентгеновское излучение и его использование в технике и медицине.
Плазма — четвертое состояние вещества.
Аморфные вещества в природе, технике, быту.
Охрана окружающей среды от химического загрязнения. Количественные характеристики загрязнения окружающей среды.
Применение твердого и газообразного оксида углерода (IV).
Защита озонового экрана от химического загрязнения.
Грубодисперсные системы, их классификация и использование в профессиональной деятельности.
Косметические гели.
Применение суспензий и эмульсий в строительстве.
Минералы и горные породы как основа литосферы.
Растворы вокруг нас. Типы растворов.
Вода как реагент и среда для химического процесса.
Жизнь и деятельность С. Аррениуса.
Вклад отечественных ученых в развитие теории электролитической диссоциации.
Устранение жесткости воды на промышленных предприятиях.
Серная кислота — «хлеб химической промышленности».
Использование минеральных кислот на предприятиях различного профиля.
Оксиды и соли как строительные материалы.
История гипса.
Поваренная соль как химическое сырье.
Многоликий карбонат кальция: в природе, в промышленности, в быту. Реакции горения на производстве и в быту.
Виртуальное моделирование химических процессов.
Электролиз растворов электролитов.
Электролиз расплавов электролитов.
Практическое применение электролиза: рафинирование, гальванопластика, гальваностегия.
История получения и производства алюминия.
Электролитическое получение и рафинирование меди.
Жизнь и деятельность Г. Дэви.
Роль металлов в истории человеческой цивилизации. История отечественной черной металлургии. Современное металлургическое производство.
История отечественной цветной металлургии. Роль металлов и сплавов в научно- техническом прогрессе.
Коррозия металлов и способы защиты от коррозии.
Инертные или благородные газы.
Рождающие соли — галогены.
История шведской спички.
История возникновения и развития органической химии.
Жизнь и деятельность А. М. Бутлерова.
Витализм и его крах.
Роль отечественных ученых в становлении и развитии мировой органической химии.
Современные представления о теории химического строения.
Экологические аспекты использования углеводородного сырья.
Экономические аспекты международного сотрудничества по использованию углеводородного сырья.
История открытия и разработки газовых и нефтяных месторождений в Российской Федерации.
Химия углеводородного сырья и моя будущая профессия.
Углеводородное топливо, его виды и назначение.
Синтетические каучуки: история, многообразие и перспективы.
Резинотехническое производство и его роль в научно-техническом прогрессе.
Сварочное производство и роль химии углеводородов в нем.
Нефть и ее транспортировка как основа взаимовыгодного международного сотрудничества.
6.2 Поурочное планирование предмета «Химия»
1 курс – 48 часов
№ темы | № урока | Название раздела, темы, урока | Д/З | Кол-во часов |
1 | Введение | 1 | ||
Раздел 1. Органическая химия | 85 | |||
1.1 | Основные понятия органической химии и теория строения органических соединений | 5 | ||
2 | Предмет органической химии | П.1 | 1 | |
3,4 | Теория строения органических соединений А.М.Бутлерова ЛПЗ № 1 | П.2 упр.2 | 2 | |
5 | Изомерия органических соединений ЛПЗ № 2 | П.2 упр.8 | 1 | |
6 | Классификация органических веществ | Схема, п.2 | 1 | |
1.2 | Углеводороды и их природные источники | 36 | ||
7 | Алканы. Гомологический ряд алканов ЛПЗ № 3 | П.3упр.6 | 1 | |
8 | Изомерия алканов ЛПЗ № 4 | П.3 упр.7 | 1 | |
9 | Номенклатура алканов ЛПЗ № 5 | П.3 упр.8 | 1 | |
10 | Строение метана | П. 3 | 1 | |
11,12 | Физические и химические свойства алканов ЛПЗ № 6 ЛПЗ № 7 | П.3 упр.12 | 2 | |
13 | Применение алканов на основе их свойств | П.3 упр.10,11 | 1 | |
14 | Решение задач на нахождение молекулярной формулы веществ ЛПЗ № 8 | задача | 1 | |
15 | Обобщение, повторение | Подг. к контр. | 1 | |
16 | Контрольная работа № 1 по теме «Алканы» | 1 | ||
17 | Циклоалканы ЛПЗ № 9 | 1 | ||
18 | Алкены. Гомологический ряд алкенов | П.4 упр.2 | ||
19,20 | Изомерия и номенклатура алкенов ЛПЗ № 10 ЛПЗ № 11 | П.4 | 2 | |
21 | Строение этилена | П.4 | 1 | |
22,23 | Физические и химические свойства алкенов ЛПЗ № 12 ЛПЗ № 13 | П.4 упр.4,5,9 | 2 | |
24 | Применение этилена на основе свойств | П.4 упр.6 | 1 | |
25 | Решение генетических цепочек ЛПЗ № 14 | Задание в тетради | 1 | |
26 | Алкадиены: строение, свойства, применение ЛПЗ № 15 | П. 5 упр.2,3 | 1 | |
27,28 | Натуральный и синтетические каучуки. Резина. ЛПЗ № 16 | П. 5 упр. 4,5 | 2 | |
29 | Алкины. Гомологический ряд алкинов | П.6 упр.7 | 1 | |
30 | Изомерия и номенклатура алкинов ЛПЗ № 17 | П.6 упр.6 | 1 | |
31 | Строение ацетилена | П.6 | 1 | |
32 | Свойства и применение ацетилена ЛПЗ № 18 | П.6 упр.2,4,10 | 1 | |
33 | Арены. Строение бензола | П.7 упр.1 | 1 | |
34 | Свойства бензола ЛПЗ № 19 | П.7 упр.4 | 1 | |
35 | Применение бензола на основе свойств | П.7 упр.2 | 1 | |
36 | Гомологи бензола | конспект | 1 | |
37 | Обобщение, повторение ЛПЗ № 20 | Подг. к контр. | 1 | |
38 | Контрольная работа № 2 по теме «Углеводороды» | 1 | ||
39 | Природный газ | П.3 упр.4 | 1 | |
40,41 | Нефть. Нефтепродукты ЛПЗ № 21 | П.8 Упр.6,7,8 | 2 | |
42 | Каменный уголь | 1 | ||
1.3 | Кислородсодержащие органические соединения | 6 | ||
43 | Спирты: строение, классификация, физические свойства, гомологический ряд ЛПЗ № 22 | п.9 упр.5,6,7 | 1 | |
44 | Химические свойства этанола ЛПЗ № 23 | п. 9 упр.8,13 | 1 | |
45 | Получение и применение этанола | П.9 упр.10 | 1 | |
46 | Влияние спиртов на организм человека | 1 | ||
47 | Многоатомные спирты ЛПЗ № 24 | П.9 упр.11,12 | 1 | |
48 | Фенол: строение, свойства, применение ЛПЗ № 25 | П.10 упр.1-4 | 1 |
2 курс – 72 часа
№ темы | № урока | Название раздела, темы, урока | Д/З | Кол-во часов |
1.3 | Кислородсодержащие органические вещества | 24 | ||
1,2 | Альдегиды: строение, свойства, получение, применение ЛПЗ № 1 ЛПЗ № 2 | П. 11 упр. 3,4,6 | 2 | |
3 | Понятие о кетонах. Ацетон | П.11 | 1 | |
4 | Карбоновые кислоты: строение, классификация | П.12 упр.1,2 | 1 | |
5 | Гомологический ряд предельных одноосновных карбоновых кислот ЛПЗ № 3 | П.12 | 1 | |
6,7 | Свойства и получение карбоновых кислот ЛПЗ № 4 ЛПЗ № 5 | П.12 упр.3,6 | 2 | |
8 | Отдельные представители карбоновых кислот и их применение ЛПЗ № 6 | П.12 Упр.4,7 | 1 | |
9,10 | Лабораторная работа № 1 «Свойства карбоновых кислот» ЛПЗ № 7 ЛПЗ № 8 | 2 | ||
11 | Сложные эфиры ЛПЗ № 9 | П.13 упр.2,3 | 1 | |
12,13 | Жиры: строение, свойства, применение, биологическая роль. Мыла ЛПЗ № 10 | П.13 упр.4,5,7 | 2 | |
14 | Решение задач ЛПЗ № 11 | 1 | ||
15 | Обобщение, повторение ЛПЗ № 12 | Подг. к контр. | 1 | |
16 | Контрольная работа №3 по теме «Кислородсодержащие органические вещества» | 1 | ||
17 | Углеводы: функции, классификация | П.14 упр.2-4 | 1 | |
18,19 | Глюкоза: строение, свойства, применение ЛПЗ № 13 | П.14 упр.5,6,9 | 2 | |
20 | Фруктоза. Сахароза. | П.14,15 | 1 | |
21 | Крахмал ЛПЗ № 14 | П.15упр.3 | 1 | |
22 | Целлюлоза | П.15упр.3 | 1 | |
23,24 | Лабораторная работа № 2 «Решение экспериментальных задач» ЛПЗ № 15 ЛПЗ № 16 | 2 | ||
1.4 | Азотсодержащие органические соединения. Полимеры | 14 | ||
25 | Амины: строение, классификация | П.16 упр.1,2 | 1 | |
26 | Предельные первичные амины ЛПЗ № 17 | П.16 упр.7 | 1 | |
27 | Анилин – ароматический амин | П.16 упр.5,6 | 1 | |
28,29 | Аминокислоты: строение, свойства, применение ЛПЗ № 18 ЛПЗ № 19 | П.17 Упр.2-5 | 2 | |
30,31 | Белки: строение, свойства, биологическая роль ЛПЗ № 20 | П.17 упр.7-9 | 2 | |
32 | Обобщение, повторение ЛПЗ № 21 | Подг. к контр. | 1 | |
33 | Контрольная работа № 4 по теме «Азотсодержащие органические вещества» | 1 | ||
34 | ВМС: терминология, классификация | П.21,22 | 1 | |
35,36 | Пластмассы: термопластичные и термореактивные, области применения ЛПЗ № 22 | П.7,Упр.4,5 (11 классс) | 2 | |
37,38 | Волокна: классификация, получение, отдельные представители ЛПЗ № 23 | П.7 упр.6 | 2 | |
Раздел 2. Общая и неорганическая химия | 34 | |||
2.1 | Основные понятия и законы | 2 | ||
39,40 | Основные понятия и законы общей химии | конспект | 2 | |
2.2 | Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева и строение атома | 3 | ||
41 | Строение атома. Изотопы | П.1 упр.8 | 1 | |
42,43 | Строение электронных оболочек атомов ЛПЗ № 24 | П.2 упр.4 | 2 | |
2.3 | Строение вещества | 3 | ||
44,45 | Виды химической связи ЛПЗ № 25 | П.3-6 | 2 | |
46 | Дисперсные системы | П.11 | 1 | |
2.4 | Вода. Растворы. Электролитическая диссоциация | 4 | ||
47 | Растворы, их виды. Растворимость | П.8-10 | 1 | |
48 | Массовая доля растворенного вещества ЛПЗ № 26 | П.12упр.5-9 | 1 | |
49,50 | Электролитическая диссоциация ЛПЗ № 27 | П.17 | 2 | |
2.5 | Химические реакции | 6 | ||
51,52 | Классификация химических реакций. ОВР ЛПЗ № 28 ЛПЗ № 29 | П.13,14,19 Упр.6,9 | 2 | |
53 | Скорость химических реакций ЛПЗ № 30 | П.14 упр.11,12 | 1 | |
54 | Химическое равновесие ЛПЗ № 31 | П.16 упр.3,5,6 | 1 | |
55 | Обобщение, повторение ЛПЗ № 32 | 1 | ||
56 | Контрольная работа № 5 по темам «Вода. Растворы. Электролитическая диссоциация. Химические реакции» | 1 | ||
2.6 | Классификация неорганических соединений и их свойства | 8 | ||
57,58 | Кислоты: классификация, свойства, получение ЛПЗ № 33 ЛПЗ № 34 | П.22 упр.5 | 2 | |
59,60 | Основания: классификация, свойства, получение ЛПЗ № 35 ЛПЗ № 36 | П.23 упр.5 | 2 | |
61,62 | Соли: классификация, свойства, получение ЛПЗ № 37 ЛПЗ № 38 | П.24 упр.5 | 2 | |
63,64 | Оксиды: классификация, свойства, получение ЛПЗ № 39 ЛПЗ № 40 | П.25 упр.3,7 | 2 | |
2.7 | Металлы и неметаллы | 8 | ||
65 | Строение атомов металлов ЛПЗ № 41 | П.20 | 1 | |
66,67 | Физические и химические свойства металлов ЛПЗ № 42 ЛПЗ № 43 | П.20 упр.5 | 2 | |
68 | Способы получения металлов | П.20 | 1 | |
69 | Сплавы металлов. Роль металлов в технике | П.20 | 1 | |
70 | Неметаллы: строение, свойства ЛПЗ № 44 | П.21 упр.6,7 | 1 | |
71 | Дифференцированный зачет (к.р. № 6 ) | 1 | ||
72 | Роль химии в жизни человека ЛПЗ № 45 | 1 |
6.3 Лабораторно-практические занятия - 70
№ ЛПЗ | № по теме | Раздел, тема, лабораторно-практические занятия | № урока |
1 курс | Раздел 1. Органическая химия Тема 1.1 Основные понятия органической химии и теория строения органических соединений | ||
1 | 1 | Составление полных и сокращенных структурных формул | 4 |
2 | 2 | Составление структурных формул изомеров | 5 |
Тема 1.2 Углеводороды и их природные источники | |||
3 | 1 | Составление формул алканов по общей формуле Сдать ряд алканов | 7 |
4 | 2 | Названия алканов по номенклатуре Составление формул изомеров алканов | 8 |
5 | 3 | С. р. «Номенклатура алканов» | 9 |
6 | 4 | Уравнения реакций, характеризующих химические свойства алканов | 11 |
7 | 5 | Решение генетических цепочек | 12 |
8 | 6 | Решение задач на нахождение молекулярной формулы веществ по массовым долям элементов | 15 |
9 | 7 | Уравнения реакций, характеризующих химические свойства циклоалканов | 17 |
10 | 8 | Названия алкенов по номенклатуре | 19 |
11 | 9 | Составление формул изомеров алкенов | 20 |
12 | 10 | Уравнения реакций, характеризующих химические свойства алкенов | 22 |
13 | 11 | Решение задач | 23 |
14 | 12 | Решение генетических цепочек | 25 |
15 | 13 | Названия алкадиенов по номенклатуре Составление формул изомеров алкадиенов | 26 |
16 | 14 | Знакомство с образцами каучуков (работа с коллекциями) | 28 |
17 | 15 | Названия алкинов по номенклатуре Составление формул изомеров алкинов | 30 |
18 | 16 | Уравнения реакций, характеризующих химические свойства алкинов Решение генетических цепочек | 32 |
19 | 17 | Решение задач и генетических цепочек | 34 |
20 | 18 | Распределение углеводородов по классам, их номенклатура | 37 |
21 | 19 | Знакомство с образцами природных углеводородов и продуктами их переработки | 40 |
Тема 1.3 Кислородсодержащие органические вещества | 6 час | ||
22 | 1 | Знакомство с физическими свойствами спиртов (экс.) Составление формул изомеров одноатомных спиртов и их названий по номенклатуре | 43 |
23 | 2 | Уравнения реакций, характеризующих химические свойства спиртов Решение генетических цепочек | 44 |
24 | 3 | Качественная реакция на многоатомные спирты (экс.) | 47 |
25 | 4 | Качественная реакция на фенол (экс.) | 48 |
2 курс | Тема 1.3 Кислородсодержащие органические соединения | 24час | |
1 | 1 | Составление формул изомеров альдегидов и их названий по номенклатуре | 1 |
2 | 2 | Уравнения реакций, характеризующих химические свойства альдегидов Качественная реакция на альдегиды (экс.) | 2 |
3 | 3 | Составление формул изомеров карбоновых кислот и их названий по номенклатуре | 5 |
4 | 4 | Знакомство с физическими свойствами карбоновых кислот (экс.) | 6 |
5 | 5 | Составление уравнений реакций, характерных для карбоновых кислот | 7 |
6 | 6 | Решение генетических цепочек | 8 |
7,8 | 7,8 | Лабораторная работа №1 (эксперимент) «Свойства карбоновых кислот» | 9,10 |
9 | 9 | Составление формул изомеров сложных эфиров и их названий по номенклатуре Составление уравнений реакций получения сложных эфиров и реакций этерификации Синтез этилового эфира уксусной кислоты (экс.) | 11 |
10 | 10 | Изучение физических свойств жиров и обнаружение непредельных соединений в растительном масле (экс.) | 12 |
11 | 11 | Решение задач на вывод формул веществ по продуктам сгорания | 14 |
12 | 12 | Решение генетических цепочек по теме: «Кислородсодержа- щие органические вещества» Распределение кислородсодержащих веществ по классам, их номенклатура | 15 |
13 | 13 | Качественные реакции на глюкозу | 18 |
14 | 14 | Качественная реакция на крахмал | 21 |
15,16 | 15,16 | Лабораторная работа №2 (эксперимент) «Решение экспериментальных задач» | 23,24 |
Тема 1.4 Азотсодержащие органические соединения. Полимеры | |||
17 | 1 | Составление формул изомеров аминов и их названий по номенклатуре | 26 |
18 | 2 | Составление формул изомеров аминокислот и их названий по номенклатуре | 28 |
19 | 3 | Составление уравнений реакций, характерных для аминокислот | 29 |
20 | 4 | Качественные реакции на белки (экс.) | 31 |
21 | 5 | Решение генетических цепочек по теме: «Азотсодержащие органические вещества» Распределение азотсодержащих веществ по классам | 32 |
22 | 6 | Знакомство с образцами пластмасс | 35 |
23 | 7 | Знакомство с образцами волокон | 37 |
Раздел 2. Общая и неорганическая химия Тема 2.2 Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева и строение атома | |||
24 | 1 | Составление электронных формул элементов | 43 |
Тема 2.3 Строение вещества | |||
25 | 1 | Составление схем образования ионной и ковалентной связи | 45 |
Тема 2.4 Вода. Растворы. Электролитическая диссоциация | |||
26 | 1 | Решение задач на вычисление массовой доли веществ | 48 |
27 | 2 | Составление уравнений реакций электролитической диссоциации | 50 |
Тема 2.5 Химические реакции | |||
28 | 1 | Распределение химических реакций по признакам классификации | 51 |
29 | 2 | Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций | 52 |
30 | 3 | Решение задач по теме «Скорость химических реакций» | 53 |
31 | 4 | Решение задач по теме «Химическое равновесие» | 54 |
32 | 5 | Решение задач по теме «Химические реакции» | 55 |
Тема 2.6 Классификация неорганических соединений и их свойства | |||
33 | 1 | Составление уравнений реакций, характерных для кислот | 57 |
34 | 2 | Проведение химических реакций, характерных для кислот (экс.) | 58 |
35 | 3 | Составление уравнений реакций, характерных для оснований | 59 |
36 | 4 | Проведение химических реакций, характерных для оснований (экс.) | 60 |
37 | 5 | Составление уравнений реакций, характерных для солей | 61 |
38 | 6 | Проведение химических реакций, характерных для солей (экс.) | 62 |
39 | 7 | Составление уравнений реакций, характерных для оксидов | 63 |
40 | 8 | Решение генетических цепочек | 64 |
Тема 2.7 Металлы и неметаллы | |||
41 | 1 | Работа с коллекциями «Металлы», «Руды металлов», «Сплавы металлов» | 65 |
42 | 2 | Составление уравнений реакций, характерных для металлов | 66 |
43 | 3 | Решение генетических цепочек | 67 |
44 | 4 | Работа с коллекциями «Неметаллы» | 70 |
45 | 5 | Составление развернутой схемы применения химических веществ в различных отраслях промышленности и повседневной жизни | 72 |
Домашние лабораторные работы – 5 часов
- Изучение свойств резины
- Изучение свойств уксусной кислоты
- Качественная реакция на крахмал
- Изучение физических и химических свойств сахарозы
- Изучение физических свойств жиров
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебной дисциплины "Химия. Работа с одаренными детьми"
Программа предназначена для подготовки старшеклассников к предметным олимпиадам и интеллектуальным соревнованиям....
Рабочая программа учебной дисциплины «Химия» базовый уровень основное образование 8 класс
Программа может быть использована при работе по УМК Г.Е Рудзитиса, Ф.Г Фельдмана в 8 классе....
Рабочая программа учебной дисциплины «Химия» основной профессиональной образовательной программы начального профессионального образования по профессии 190631.01 «Автомеханик»
Рабочая программа соотвествует современным стандартам ФГОС.Рабочая программа по предмету ХИМИЯ для профессии НПО 190631.01 «Автомеханик»....
Рабочая программа учебной дисциплины «Химия» основной профессиональной образовательной программы начального профессионального образования по профессии 150709.02 «Сварщик» (электросварочные и газосварочные работы).
150709.02 «Сварщик» (электросварочные и газосварочные работы)...
Рабочая программа учебной дисциплины «Химия» основной профессиональной образовательной программы начального профессионального образования по профессии 150709.01 «Наладчик сварочного и газоплазморезательного оборудования»
Рабочая программа учебной дисциплины «Химия» основной профессиональной образовательной программы начального профессионального образования ...
Рабочая программа учебной дисциплины Естествознание 2015 год
Рабочая программа учебной дисциплины Естествознание 2015 год...
Рабочая программа учебной дисциплины Биология 2015 год
Рабочая программа учебной дисциплины Биология 2015 год...