Рабочая программа по химии 8 класс
рабочая программа по химии (8 класс) на тему
рабочая программа по химии в 8 классе составлена согласно ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
8_klass.doc | 285 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по химии для основной школы составлена на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта общего образования;
- Фундаментального ядра содержания общего образования;
- Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте, общего образования второго поколения;
- Примерной программы основного общего образования по химии как инвариантной (обязательной) части учебного курса;
- Программы развития и формирования универсальных учебных действий;
- Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности.
Рабочая программа предназначена для изучения химии в 8 классе по учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 8 класс». Дрофа, 2012. Учебник соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта основного общего образования по химии и реализует авторскую программу О.С. Габриеляна.
Химия, как одна из основополагающих областей естествознания является неотъемлемой частью образования школьников. Каждый человек живет в мире веществ, поэтому он должен иметь основы фундаментальных знаний по химии (химическая символика, химические понятия, факты, основные законы и теории), позволяющие выработать представления о составе веществ, их строении, превращениях, практическом использовании, а также об опасности, которую они могут представлять. Изучая химию, учащиеся узнают о материальном единстве всех веществ окружающего мира, обусловленности свойств веществ их составом и строением, познаваемости и предсказуемости химических явлений. Изучение свойств веществ и их превращений способствует развитию логического мышления, а практическая работа с веществами (лабораторные опыты) – трудолюбию, аккуратности и собранности. На примере химии учащиеся получают представления о методах познания, характерных для естественных наук (экспериментальном и теоретическом).
Каждый учебный предмет или совокупность учебных предметов является отражением научного знания о соответствующей области окружающей действительности. Поэтому если в начальной школе на первое место выдвигается учебная деятельность, связанная с формированием умений учиться, адаптироваться в коллективе, читать, писать и считать, то в основной школе обучающиеся овладевают элементами научного знания и учебной деятельностью, лежащими в основе формирования познавательной, коммуникативной, ценностно-ориентационной, эстетической, технико-технологической, физической культуры, формируемой в процессе изучения совокупности учебных предметов.
При этом универсальные учебные действия формируются в результате взаимодействия всех учебных предметов и их циклов, в каждом из которых преобладают определенные виды деятельности и соответственно определенные учебные действия. В предметах естественно-математического цикла ведущую роль играет познавательная деятельность и соответствующие ей познавательные учебные действия; в предметах коммуникативного цикла — коммуникативная деятельность и соответствующие ей учебные действия и т. д.
Общая характеристика учебного предмета
Основное общее образование — вторая ступень общего образования. Одной из важнейших задач этого этапа является подготовка обучающихся к осознанному и ответственному выбору жизненного и профессионального пути. Обучающиеся должны научиться самостоятельно ставить цели и определять пути их достижения, использовать приобретенный в школе опыт деятельности в реальной жизни, за рамками учебного процесса.
Главные цели основного общего образования состоят в:
1) формировании целостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях и способах деятельности;
2) приобретении опыта разнообразной деятельности, познания и самопознания;
3) подготовке к осуществлению осознанного выбора индивидуальной образовательной или профессиональной траектории.
Большой вклад в достижение главных целей основного общего образования вносит изучение химии, которое призвано обеспечить:
1) формирование системы химических знаний как компонента естественнонаучной картины мира;
2) развитие личности обучающихся, их интеллектуальное и нравственное совершенствование, формирование у них гуманистических отношений и экологически целесообразного поведения в быту и трудовой деятельности;
3) выработку понимания общественной потребности в развитии химии, а также формирование отношения к химии как к возможной области будущей практической деятельности;
4) формирование умений безопасного обращения с веществами, используемыми в повседневной жизни.
Целями изучения химии в основной школе являются:
1) формирование у обучающихся умения видеть и понимать ценность образования, значимость химического знания для каждого человека независимо от его профессиональной деятельности; умения различать факты и оценки, сравнивать оценочные выводы, видеть их связь с критериями оценок и связь критериев с определенной системой ценностей, формулировать и обосновывать собственную позицию;
2) формирование у обучающихся целостного представления о мире и роли химии в создании современной естественно-научной картины мира; умения объяснять объекты и процессы окружающей действительности — природной, социальной, культурной, технической среды, используя для этого химические знания;
3) приобретение обучающимися опыта разнообразной деятельности, познания и самопознания; ключевых навыков (ключевых компетентностей), имеющих универсальное значение для различных видов деятельности: решения проблем, принятия решений, поиска, анализа и обработки информации, коммуникативных навыков, навыков измерений, сотрудничества, безопасного обращения с веществами в повседневной жизни.
- Особенности содержания обучения химии в основной школе обусловлены спецификой химии как науки и поставленными задачами. Основными проблемами химии являются изучение состава и строения веществ, зависимости их свойств от строения, получение веществ с заданными свойствами, исследование закономерностей химических реакций и путей управления ими в целях получения веществ, материалов, энергии.
Место учебного предмета
Рабочая программа учебного курса по химии для 8 класса разработана на основе ФГОС второго поколения, авторской программы О.С. Габриеляна, А.В.Купцовой, Программы основного общего образования по химии. 8-9 классы. М: Дрофа, 2012г.
Программа рассчитана на 70 ч. в год (2 часа в неделю).
Программой предусмотрено проведение:
- контрольных работ — 4;
- практических работ — 7;
- форма промежуточной аттестации – тестирование.
Требования к результатам обучения и освоению содержания курса
Деятельность образовательного учреждения общего образования в обучении химии должна быть направлена на достижение обучающимися следующих личностных результатов:
1) в ценностно-ориентационной сфере — чувство гордости за российскую химическую науку, гуманизм, отношение к труду, целеустремленность;
2) в трудовой сфере — готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории;
3) в познавательной (когнитивной, интеллектуальной) сфере — умение управлять своей познавательной деятельностью.
Метапредметными результатами изучения курса «Химия» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности;
выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;
составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы;
работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;
в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Познавательные УУД:
анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.).
преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.
Коммуникативные УУД:
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).школьные:
формулирует собственное мнение и позицию, аргументирует их.
координирует свою позицию с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего.
устанавливает и сравнивает разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор.
спорит и отстаивает свою позицию не враждебным для оппонентов образом.
осуществляет взаимный контроль и оказывает в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
организовывает и планирует учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;.
умеет работать в группе — устанавливает рабочие отношения, эффективно сотрудничает и способствует продуктивной кооперации; интегрируется в группу сверстников и строит продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.
Выпускник получит возможность научиться:
продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);
владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;
следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к партнёрам, внимания к личности другого, адекватного межличностного восприятия, готовности адекватно реагировать на нужды других, в частности оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнёрам в процессе достижения общей цели совместной деятельности;
Предметными результатами изучения предмета являются следующие умения:
осознание роли веществ:
- определять роль различных веществ в природе и технике;
- объяснять роль веществ в их круговороте.
рассмотрение химических процессов:
- приводить примеры химических процессов в природе;
- находить черты, свидетельствующие об общих признаках химических процессов и их различиях.
использование химических знаний в быту:
объяснять значение веществ в жизни и хозяйстве человека.
объяснять мир с точки зрения химии:
овладение основами методов познания, характерных для естественных наук:
- характеризовать методы химической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании природы;
- проводить химические опыты и эксперименты и объяснять их результаты.
умение оценивать поведение человека с точки зрения химической безопасности по отношению к человеку и природе:
- использовать знания химии при соблюдении правил использования бытовых химических препаратов;
– различать опасные и безопасные вещества.
Рабочая программа построена на основе концентрического подхода. Это достигается путем вычленения дидактической единицы – химического элемента - и дальнейшем усложнении и расширении ее: здесь таковыми выступают формы существования (свободные атомы, простые и сложные вещества). В программе учитывается реализация межпредметных связей с курсом физики (7 класс) и биологии (6-7 классы), где дается знакомство с строением атома, химической организацией клетки и процессами обмена веществ.
Основной формой организации учебного процесса является классно-урочная система. В качестве дополнительных форм организации образовательного процесса используется система консультационной поддержки, индивидуальных занятий, самостоятельная работа учащихся с использованием современных информационных технологий.
Преобладающей формой контроля выступают письменный (самостоятельные и контрольные работы) и устный опрос (собеседование), тестирование.
Содержание программы
Тема 1(8 ч)
Химия — наука о веществах, их свойствах и превращениях.
Понятие о химическом элементе и формах его существования: свободных атомах, простых и сложных веществах.
Превращения веществ. Отличие химических реакций от физических явлений. Роль химии в жизни человека.
Краткие сведения из истории возникновения и развития химии. Период алхимии. Понятие о философском камне. Химия в XVI в. Развитие химии на Руси. Роль отечественных ученых в становлении химической науки — работы М. В. Ломоносова, А. М. Бутлерова, Д. И. Менделеева.
Химическая символика. Знаки химических элементов и происхождение их названий. Химические формулы. Индексы и коэффициенты. Относительные атомная и молекулярная массы. Расчет массовой доли химического элемента по формуле вещества.
Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева, ее структура: малые и большие периоды, группы и подгруппы (главная и побочная). Периодическая система как справочное пособие для получения сведений о химических элементах.
Расчетные задачи. 1. Нахождение относительной молекулярной массы вещества по его химической формуле. 2. Вычисление массовой доли химического элемента в веществе по его формуле.
Практическая работа № 1 «Приемы обращения с лабораторным оборудованием. Строение пламени».
Лабораторные опыты.1.Сравнение свойств твердых кристаллических веществ и растворов.2.Сравнение скорости испарения воды, одеколона и этилового спирта с фильтровальной бумагой.
свечой.
Личностные результаты обучения
- осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки;
- постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение: осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.
Метапредметные результаты обучения
- самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
-формулировать собственное мнение и позицию;
- ставить учебные задачи на основе соотнесения, что уже известно и усвоено обучающимися и , того, что еще не известно.
Предметные результаты обучения
- различать предметы изучения естественных наук;
- наблюдать свойства веществ и их изменения в ходе химических реакции;
- изучать строение пламени;
- знать определение химии, веществ, основных понятий;
- уметь использовать понятие при характеристике веществ;
- описывать формы существования химических элементов.
- знать правила работы в химическом кабинете.
- уметь обращаться с лабораторным штативом, спиртовкой, различной химической посудой, обращаться с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами в соответствии с правилами т/б
ТЕМА 2
Атомы химических элементов (9 ч)
Атомы как форма существования химических элементов. Основные сведения о строении атомов. Доказательства сложности строения атомов. Опыты Резерфорда. Планетарная модель строения атома. Состав атомных ядер: протоны и нейтроны. Относительная атомная масса. Взаимосвязь понятий «протон», «нейтрон», «относительная атомная масса».
Изменение числа протонов в ядре атома — образование новых химических элементов.
Изменение числа нейтронов в ядре атома — образование изотопов. Современное определение понятия «химический элемент». Изотопы как разновидности атомов одного химического элемента.
Электроны. Строение электронных оболочек атомов химических элементов № 1—20 периодической системы Д. И. Менделеева. Понятие о завершенном и незавершенном электронном слое (энергетическом уровне).
Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева и строение атомов: физический смысл порядкового номера элемента, номера группы, номера периода.
Изменение числа электронов на внешнем электронном уровне атома химического элемента — образование положительных и отрицательных ионов. Ионы, образованные атомами металлов и неметаллов. Причины изменения металлических и неметаллических свойств в периодах и группах.
Образование бинарных соединений. Понятие об ионной связи. Схемы образования ионной связи.
Взаимодействие атомов химических элементов-неметаллов между собой — образование двухатомных молекул простых веществ. Ковалентная неполярная химическая связь. Электронные и структурные формулы.
Взаимодействие атомов химических элементов-неметаллов между собой — образование бинарных соединений неметаллов. Электроотрицательность. Понятие о ковалентной полярной связи.
Взаимодействие атомов химических элементов-металлов между собой — образование металлических кристаллов. Понятие о металлической связи.
Лабораторные опыты 3. Моделирование принципа действия сканирующего микроскопа.
4. Изготовление моделей молекул бинарных соединений.
Демонстрации. Модели атомов химических элементов. Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева.
Личностные результаты обучения
- формирование интереса к конкретному химическому элементу;
- проявление устойчивого учебно-познавательного интереса к новым способам знаний.
Метапредметные результаты обучения
-ставить и формулировать проблему урока, самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решении проблемы;
-отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами;
- принимают и сохраняют учебную задачу, планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей.
Предметные результаты обучения
-различать понятия «молекула», «атом», «химический элемент».
- определять валентности атомов в бинарных соединениях.
- уметь использовать при характеристике атомов понятия «протон», «нейтрон», «электрон», «химический элемент», «массовое число», «изотоп», «электронный слой», «энергетический уровень».
- уметь использовать при характеристике атомов понятия «элементы-металлы», «элементы-неметаллы», при характеристике веществ понятия «ионная связь», «ионы».
- конкретизировать понятия «химическая связь», «кристаллическая решетка».
- обобщать понятия «ковалентная неполярная связь», «ковалентная полярная связь», «ионная связь», «ионная кристаллическая решетка», «атомная кристаллическая решетка»,
«молекулярная кристаллическая решетка».
ТЕМА 3 Простые вещества (7 ч.)
Положение металлов и неметаллов в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Важнейшие простые вещества — металлы: железо, алюминий, кальций, магний, натрий, калий. Общие физические свойства металлов.
Важнейшие простые вещества — неметаллы, образованные атомами кислорода, водорода, азота, серы, фосфора, углерода. Способность атомов химических элементов к образованию нескольких простых веществ — аллотропия. Аллотропные модификации кислорода, фосфора и олова. Металлические и неметаллические свойства простых веществ. Относительность деления простых веществ на металлы и неметаллы.
Постоянная Авогадро. Количество вещества. Моль. Молярная масса. Молярный объем газообразных веществ. Расчеты с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «молярный объем газов», «постоянная Авогадро».
Расчетные задачи. 1. Вычисление молярной массы веществ по химическим формулам. 2. Расчеты с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «молярный объем газов », « постоянная Авогадро ».
Демонстрации. Образцы белого и серого олова, белого и красного фосфора.
Лабораторные опыты. 5.Ознакомление с коллекциями металлов.
6. Ознакомление с коллекциями неметаллов.
Личностные результаты обучения
- формируют коммуникативный интерес в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности;
- проявляют устойчивого учебно-познавательного интереса к новым способам знаний.
Метапредметные результаты обучения
-ставить и формулировать проблему урока, самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решении проблемы;
-участвуют в коллективном обсуждении проблем;
- постановка учебной задачи на основе соотнесения, что уже известно и усвоено обучающимися и , того, что еще не известно.
Предметные результаты обучения
- наблюдать и описывать химические реакции с помощью естественного языка (родного) и языка химии.
- исследовать и описывать условия, влияющие на скорость химической реакции.
- знать классификацию химических реакций по составу веществ.
- уметь записывать, осуществлять цепочку превращения
- знать правила работы в химическом кабинете.
- уметь обращаться с лабораторным штативом, спиртовкой, различной химической посудой, обращаться с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами в соответствии с правилами т/б
ТЕМА 4
Соединения химических элементов (13 ч.)
Степень окисления. Определение степени окисления элементов по химической формуле соединения. Составление формул бинарных соединений, общий способ их называния. Бинарные соединения: оксиды, хлориды, сульфиды и др. Составление их формул. Представители оксидов: вода, углекислый газ и негашеная известь. Основания, их состав и названия. Растворимость оснований в воде. Таблица растворимости гидроксидов и солей в воде. Представители щелочей: гидроксиды натрия, калия и кальция. Понятие о качественных реакциях. Индикаторы. Изменение окраски индикаторов в щелочной среде.
Кислоты, их состав и названия. Классификация кислот. Представители кислот: серная, соляная и азотная. Изменение окраски индикаторов в кислой среде.
Соли как производные кислот и оснований. Их состав и названия. Растворимость солей в воде. Представители солей: хлорид натрия, карбонат и фосфат кальция.
Аморфные и кристаллические вещества.
Межмолекулярные взаимодействия. Типы кристаллических решеток: ионная, атомная, молекулярная и металлическая. Зависимость свойств веществ от типов кристаллических решеток.
Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Закон постоянства состава для веществ молекулярного строения.
Чистые вещества и смеси. Примеры жидких, твердых и газообразных смесей. Свойства чистых веществ и смесей. Их состав. Массовая и объемная доли компонента смеси. Расчеты, связанные с использованием понятия «доля».
Практическая работа № 2 «Анализ почвы и воды»
№3 «Приготовление раствора соли и расчет его массовой доли в растворе»
Расчетные задачи. 1. Расчет массовой и объемной долей компонентов смеси веществ. 2. Вычисление массовой доли вещества в растворе по известной массе растворенного вещества и массе растворителя. 3. Вычисление массы растворяемого вещества и растворителя, необходимых для приготовления определенной массы раствора с известной массовой долей растворенного вещества. 4. Вычисление массы (количества вещества, объема) продукта реакции, если известна масса исходного вещества, содержащего определенную долю примесей.
Лабораторные опыты. 7. «Ознакомление с коллекцией оксидов», 8 «Ознакомление со свойствами аммиака», 9 «Качественная реакция на углекислый газ», 10. «Определение рН растворов кислоты, щелочи и воды», 11 «Определение рН лимонного и яблочного соков на срезе плодов», 12. «Ознакомление с коллекцией солей», 13. «Ознакомление с коллекцией веществ с разным типом кристаллической решетки. Изготовление моделей кристаллических решеток», 14. «Ознакомление с образцом горной породы».
Личностные результаты обучения
- формируют коммуникативный интерес в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности;
- проявляют устойчивый учебно-познавательный интерес к новым способам знаний.
Метапредметные результаты обучения
- самостоятельно выделяют, формулируют познавательную цель используют общие приемы решения оксидов, оснований, кислот, солей ;выбирают наиболее эффективные способы решения задач
-участвуют в коллективном обсуждении проблем;
-планируют свои действия в связи с поставленной задачей и условиями ее решения.
Предметные результаты обучения
- исследовать свойства изучаемых веществ.
- наблюдать химические и физические превращения изучаемых веществ.
- описывать химические реакции, наблюдаемые в ходе демонстрационного и лабораторного экспериментов.
- делать выводы из результатов проведенных химических экспериментов.
- классифицировать изучаемые вещества по составу и свойствам.
Проводить наблюдения за проведением веществ в растворах, за химическими реакциями, протекающими в растворах.
- давать определения понятий «электролит», «неэлектролит», «электролитическая диссоциация».
- конкретизировать понятие «ион».
- обобщать понятия «катион», «анион».
- исследовать свойства растворов электролитов.
- характеризовать условия течения реакций до конца в растворах электролитов.
- знать правила работы в химическом кабинете.
- уметь обращаться с лабораторным штативом, спиртовкой, различной химической посудой, обращаться с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами в соответствии с правилами т/б
Тема 5.Изменения, происходящие с веществами (11 час.)
Физические явления. Явления, связанные с изменением состава вещества, — химические реакции. Признаки и условия протекания химических реакций. Понятие об экзо- и эндотермических реакциях. Реакции горения как частный случай экзотермических реакций, протекающих с выделением света.
Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения. Значение индексов и коэффициентов. Составление уравнений химических реакций.
Реакции разложения. Реакции соединения. Каталитические и некаталитические реакции. Обратимые и необратимые реакции.
Реакции замещения. Электрохимический ряд напряжений металлов, его использование для прогнозирования возможности протекания реакций между металлами и растворами кислот. Реакции вытеснения одних металлов из растворов их солей другими металлами.
Реакции обмена. Реакции нейтрализации. Условия протекания реакций обмена в растворах до конца.
Типы химических реакций (по признаку «число и состав исходных веществ и продуктов реакции») на примере свойств воды. Реакция разложения — электролиз воды. Реакции соединения — взаимодействие воды с оксидами металлов и неметаллов. Понятие «гидроксиды». Реакции замещения — взаимодействие воды с щелочными и щелочноземельными металлами. Реакции обмена (на примере гидролиза сульфида алюминия и карбида кальция).
Практическая работа №4 «Признаки химических реакций».
Расчетные задачи. Расчет по химическим уравнениям массу, объем и количество реагирующих и образующихся веществ.
Лабораторные опыты: 15 «Прокаливание меди в пламени спиртовки», 16. «Замещение меди в растворе сульфата меди (II) железом.
Личностные результаты обучения
- формируют коммуникативный интерес в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности;
- проявляют устойчивого учебно-познавательного интереса к новым способам знаний.
Метапредметные результаты обучения
-ставить и формулировать проблему урока, самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решении проблемы;
-участвуют в коллективном обсуждении проблем;
- постановка учебной задачи на основе соотнесения, что уже известно и усвоено обучающимися и , того, что еще не известно.
Предметные результаты обучения
- наблюдать и описывать химические реакции с помощью естественного языка (родного) и языка химии.
- исследовать и описывать условия, влияющие на скорость химической реакции.
- знать классификацию химических реакций по составу веществ.
- уметь записывать, осуществлять цепочку превращения
- знать правила работы в химическом кабинете.
Тема 6
Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов (18 час.)
Растворение как физико-химический процесс. Понятие о гидратах и кристаллогидратах. Растворимость. Кривые растворимости как модель зависимости растворимости твердых веществ от температуры. Насыщенные, ненасыщенные и пересыщенные растворы. Значение растворов для природы и сельского хозяйства.
Понятие об электролитической диссоциации. Электролиты и неэлектролиты. Механизм диссоциации электролитов с различным типом химической связи. Степень электролитической диссоциации. Сильные и слабые электролиты.
Основные положения теории электролитической диссоциации. Ионные уравнения реакций. Условия протекания реакции обмена между электролитами до конца в свете ионных представлений.
Классификация ионов и их свойства.
Кислоты, их классификация. Диссоциация кислот и их свойства в свете теории электролитической диссоциации. Молекулярные и ионные уравнения реакций кислот. Взаимодействие кислот с металлами. Электрохимический ряд напряжений металлов. Взаимодействие кислот с оксидами металлов. Взаимодействие кислот с основаниями — реакция нейтрализации. Взаимодействие кислот с солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств кислот.
Основания, их классификация. Диссоциация оснований и их свойства в свете теории электролитической диссоциации. Взаимодействие оснований с кислотами, кислотными оксидами и солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств оснований. Разложение нерастворимых оснований при нагревании.
Соли, их классификация и диссоциация различных типов солей. Свойства солей в свете теории электролитической диссоциации. Взаимодействие солей с металлами, условия протекания этих реакций. Взаимодействие солей с кислотами, основаниями и солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств солей.
Обобщение сведений об оксидах, их классификации и химических свойствах.
Генетические ряды металлов и неметаллов. Генетическая связь между классами неорганических веществ.
Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель, окисление и восстановление.
Реакции ионного обмена и окислительно-восстановительные реакции. Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса.
Свойства простых веществ — металлов и неметаллов, кислот и солей в свете представлений об окислительно-восстановительных процессах.
Условия необратимого протекания реакций ионного обмена.
Свойства кислот, оснований, оксидов и солей.
Решение экспериментальных задач
Практическая работа №5 «Условия необратимого протекания реакций ионного обмена»,
№6 «Свойства кислот, оснований, оксидов и солей»,
№7 «Решение экспериментальных задач»
Лабораторные опыты: 17 «Взаимодействие растворов хлорида натрия и нитрата серебра», 18. «Получение нерастворимого гидроксида и взаимодействие его с кислотами», 19 «Взаимодействие кислот с основаниями», 20. «Взаимодействие кислот с оксидами металлов», 21. «Взаимодействие кислот с металлами», 22. «Взаимодействие кислот с солями», 23. «Взаимодействие щелочей с кислотами», 25. «Взаимодействие щелочей с солями», 26. «Получение и свойства нерастворимых оснований», 27 «Взаимодействие основных оксидов с водой», 29. «Взаимодействие кислотных оксидов с щелочами» (в видеозаписи) 30 «Взаимодействие кислотных оксидов с водой» (в видеозаписи), 31. «Взаимодействие солей с кислотами», 32 «Взаимодействие солей с щелочами», 33. «Взаимодействие солей с солями», 34. «Взаимодействие растворов солей с металлами».
Личностные результаты обучения
- формируют коммуникативный интерес в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности;
- проявляют устойчивый учебно-познавательный интерес к новым способам знаний.
Метапредметные результаты обучения
- самостоятельно выделяют, формулируют познавательную цель используют общие приемы решения оксидов, оснований, кислот, солей ;выбирают наиболее эффективные способы решения задач
-участвуют в коллективном обсуждении проблем;
-планируют свои действия в связи с поставленной задачей и условиями ее решения.
Предметные результаты обучения
- исследовать свойства изучаемых веществ.
- наблюдать химические и физические превращения изучаемых веществ.
- описывать химические реакции, наблюдаемые в ходе демонстрационного и лабораторного экспериментов.
- делать выводы из результатов проведенных химических экспериментов.
- классифицировать изучаемые вещества по составу и свойствам.
Проводить наблюдения за проведением веществ в растворах, за химическими реакциями, протекающими в растворах.
- давать определения понятий «электролит», «неэлектролит», «электролитическая диссоциация».
- конкретизировать понятие «ион».
- обобщать понятия «катион», «анион».
- исследовать свойства растворов электролитов.
- характеризовать условия течения реакций до конца в растворах электролитов.
- знать правила работы в химическом кабинете.
- уметь обращаться с лабораторным штативом, спиртовкой, различной химической посудой, обращаться с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами в соответствии с правилами т/б
Тема 4
Химия и жизнь (2 час)
Человек в мире веществ, материалов и химических реакций.
Химия и здоровье. Лекарственные препараты; проблемы, связанные с их применением.
Химия и пища. Консерванты пищевых продуктов (поваренная соль, уксусная кислота).
Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия.
Проблемы безопасного использования веществ и химических реакций в повседневной жизни. Токсичные, горючие и взрывоопасные вещества. Бытовая химическая грамотность.
Тематическое планирование
№ урока | Тема урока | Характеристика основных видов деятельности обучающихся (на уровне учебных действий) | ||
личностные | метапредметные | предметные | ||
Тема 1. Введение. Первоначальные химические понятия (8 часов) | ||||
1 | Предмет химии. Вещества. | Формируют ответственное отношение к учению | Использование умений и навыков различных видов познавательной деятельности, применение основных методов познания для изучения различных сторон окружающей действительности | Знать определение важнейших понятий: простые и сложные вещества, химический элемент, атом, молекула. Различать понятия «вещество» и «тело», «простое вещество» и «химический элемент» |
2 | Превращения веществ. Роль химии в жизни человека | Проявляют устойчивый учебно-познавательный интерес к новым способам решения задач | Уметь определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике. | Уметь отличать химические реакции от физических явлений. Использовать приобретенные знания для безопасного обращения с веществами и материалами, экологически грамотного поведения в окружающей среде, оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека. |
3 | Периодическая система химических элементов. Знаки химических элементов. | Проявляют устойчивый учебно-познавательный интерес к новым способам знаний | Использование умений и навыков различных видов познавательной деятельности, применение основных методов познания для изучения различных сторон окружающей действительности | Уметь определять положение химического элемента в периодической системе. Уметь называть химические элементы. Знать знаки 20 химических элементов. |
4 | Химические формулы. Относительная атомная и молекулярная массы | Проявляют устойчивый учебно-познавательный интерес к новым способам решения задач | Использование основных интеллектуальных операций: сравнение, обобщение, систематизация, поиск аналогов. | Знать определение химической формулы вещества, формулировку закона постоянства состава. Понимать и записывать химические формулы веществ. Определять состав веществ по химической формуле, принадлежность к простым и сложным веществам. |
5. | Массовая доля химического элемента в веществе. | Проявляют устойчивый учебно-познавательный интерес к новым способам решения задач | Участвуют в коллективном обсуждении проблем, проявляют активность во взаимодействии для решения познавательных задач; оценивают правильность решения действий; выбирают наиболее эффективные способы решения задач | Уметь вычислять массовую долю химического элемента по формуле соединения. |
6. | Пр.р.№1 «Приемы обращения с лабораторным оборудованием. Строение пламени». | Формирование интегрировать и использовать знания о лабораторной посуде, приемов работы с нагревательными приборами в повседневной жизни | Формирование умения работать индивидуально и в парах, сотрудничать с учителем. Выполнение простейших приемов работы с лабораторным оборудованием. | Уметь обращаться с лабораторным оборудованием. Знать правила безопасности при работе в школьной лаборатории. |
7. | Повторение | Определяют свою личную позицию адекватную дифференцированную самооценку своих успехов в учебе | Участвуют в коллективном обсуждении проблем, проявляют активность во взаимодействии для решения познавательных задач; оценивают правильность решения действий; выбирают наиболее эффективные способы решения задач | Обобщение, систематизация и коррекция знаний по изученным темам. |
8. | Зачет по введению. | Выражают адекватное понимание успеха и неуспеха учебной деятельности | Строят речевое высказывание в устной и письменной форме; учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве | Контроль знаний и умений. |
Тема 2. Атомы химических элементов (9 часов) | ||||
9. | Основные сведения о строении атомов. | Формирование интереса к конкретному химическому элементу | Использование различных иcточников для получения химической информации | Уметь объяснять физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента |
10. | Ядерные реакции. Изотопы. | Определяют свою личную позицию, адекватную, дифференцированную самооценку своих партнеров успехов в учебе. | Использование различных иcточников для получения химической информации | Знать определение понятия «химический элемент». |
11-12 | Строение электронных оболочек атомов. | Определяют свою личную позицию, адекватную, дифференцированную самооценку своих партнеров успехов в учебе. | Использование основных интеллектуальных операций: сравнение, обобщение, систематизация, поиск аналогов. | Уметь объяснять физический смысл номера группы и периода, составлять схемы строения атомов первых 20 элементов ПСХЭ Д.И.Менделеева |
13. | П.З. и ПС химических элементов Д.И.Менделеева. | Определяют внутреннюю позицию обучающихся на уровне положительного отношения к образовательному процессу, понимают необходимость учения. | Использование умений и навыков различных видов познавательной деятельности, применение основных методов познания для изучения различных сторон окружающей действительности | Знать формулировку периодического закона. Уметь объяснять закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп. |
14. | Ионная связь. | Определяют свою личную позицию, адекватную, дифференцированную самооценку своих партнеров успехов в учебе. | Умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике. | Знать определение понятий: «химическая связь», «ион», «ионная связь». Уметь определять тип химической связи(ионная) в соединениях |
15. | Ковалентная полярная и неполярная связь. | Определяют свою личную позицию, адекватную, дифференцированную самооценку своих партнеров успехов в учебе. | Использование основных интеллектуальных операций: сравнение, обобщение, систематизация, поиск аналогов. | Уметь определять тип химической связи (ковалентная полярная и неполярная) в соединениях |
16. | Металлическая связь. | Определяют свою личную позицию, адекватную, дифференцированную самооценку своих партнеров успехов в учебе. | Ставить задачи на основе соотнесения, что уже известно и усвоено обучающимися и , того, что еще неизвестно | Знать определение металлической связи, объяснять свойства металлов, исходя из типа химической связи, находить черты сходства и различия ее с ковалентной и ионной связью. |
17. | Повторение. | Определяют свою личную позицию адекватную дифференцированную самооценку своих успехов в учебе | Участвуют в коллективном обсуждении проблем, проявляют активность во взаимодействии для решения познавательных задач; оценивают правильность решения действий; выбирают наиболее эффективные способы решения задач | Обобщение, систематизация и коррекция знаний по изученным темам. |
Тема 3. Простые вещества (7 часов) | ||||
18 | Простые вещества – металлы. | Овладение навыками для практической деятельности. | Использование умений и навыков различных видов познавательной деятельности, применение основных методов познания для изучения различных сторон окружающей действительности. | Знать общие физические свойства металлов. Характеризовать между строением, составом и свойствами металлов. |
19 | Простые вещества – неметаллы. | Овладение навыками для практической деятельности. | Использование основных интеллектуальных операций: сравнение, обобщение, систематизация, поиск аналогов. | Уметь характеризовать физические свойства неметаллов. Понимать связь между строением, составом и свойствами неметаллов. |
20 | Количество вещества. Молярная масса. | Овладение навыками для практической деятельности. | Участвуют в коллективном обсуждении проблем, проявляют активность во взаимодействии для решения познавательных задач; оценивают правильность решения действий; выбирают наиболее эффективные способы решения задач | Знать определение понятий: «моль», «молярная масса». Уметь вычислять молярную массу по формуле соединения, массу вещества и число частиц по известному количеству вещества (и обратные задачи) |
21 | Молярный объем газов. Закон Авогадро. | Овладение навыками для практической деятельности. | Участвуют в коллективном обсуждении проблем, проявляют активность во взаимодействии для решения познавательных задач; оценивают правильность решения действий; выбирают наиболее эффективные способы решения задач | Знать определение молярного объема газов. Уметь вычислять объем газа по его количеству, массу определенного объема или числа молекул газа (и обратные задачи). |
22 | Решение задач. | Овладение навыками для практической деятельности. | Участвуют в коллективном обсуждении проблем, проявляют активность во взаимодействии для решения познавательных задач; оценивают правильность решения действий; выбирают наиболее эффективные способы решения задач | Уметь использовать при решении задач понятия «количество вещества», «моль», «постоянная Авогадро», «молярная масса», «молярный объем газов», «н.у». Знать определения, проводить расчеты с использованием понятий: «количество вещества», «моль», «постоянная Авогадро», «молярная масса», «молярный объем газов». |
23 | Повторение | Определяют свою личную позицию адекватную дифференцированную самооценку своих успехов в учебе | Строят речевое высказывание в устной и письменной форме; учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве | Обобщение, систематизация и коррекция знаний по изученным темам. |
24 | Контрольная работа №1 по теме: «Атомы химических элементов. Простые вещества» | Проявляют ответственность за результаты. | Выбирают наиболее эффективные способы решения задач, контролируют и оценивают процесс и результат. | Контроль знаний и умений и навыков по теме : «Атомы химических элементов. Простые вещества" |
Тема 4. Соединения химических элементов (13 часов) | ||||
25 | Степень окисления и валентность | формирование готовности и способности к обучению саморазвитию, самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. | Участвуют в коллективном обсуждении проблем, проявляют активность во взаимодействии для решения познавательных задач; оценивают правильность решения действий; выбирают наиболее эффективные способы решения задач | Уметь определять валентность и степень окисления элементов в бинарных соединениях, составлять формулы соединений по степени окисления, называть бинарные соединения. |
26 | Важнейшие классы бинарных соединений – оксиды и летучие водородные соединения. | Определяют внутреннюю позицию обучающихся на уровне положительного отношения к образовательному процессу, понимают необходимость учения. | Участвуют в коллективном обсуждении проблем, проявляют активность во взаимодействии для решения познавательных задач; оценивают правильность решения действий; выбирают наиболее эффективные способы решения задач | Уметь определять принадлежность вещества к классу оксидов, называть его, составлять формулу оксидов. |
27 | Основания. | Формирование готовности и способности к обучению саморазвитию, самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. | Постановка задачи на основе соотнесения, что уже известно и усвоено обучающимися и , того, что еще неизвестно | Уметь определять принадлежность вещества к классу оснований, называть его, составлять формулу оснований. Знать качественную реакцию на распознавание щелочей. |
28 | Кислоты. | Формирование готовности и способности к обучению саморазвитию, самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. | Постановка задачи на основе соотнесения, что уже известно и усвоено обучающимися и , того, что еще неизвестно | Уметь определять принадлежность вещества к классу кислот, называть его, составлять формулу кислот. Знать качественную реакцию на распознавание кислот. |
29 | Соли. | Формирование готовности и способности к обучению саморазвитию, самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. | Постановка задачи на основе соотнесения, что уже известно и усвоено обучающимися и , того, что еще неизвестно | Уметь определять принадлежность вещества к классу солей, составлять формулы солей, называть их. |
30 | Кристаллические решетки | формирование готовности и способности к обучению саморазвитию, самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. | Выдвижение гипотез, их обоснование, доказательство. Планируют свои действия в связи с поставленной задачей и условиями ее решения. | Уметь характеризовать и объяснять свойства веществ на основании вида химической связи и типа кристаллической решетки. |
31 | Чистые вещества и смеси. | Формируют умения использовать полученные знания в быту | Участвуют в коллективном обсуждении проблем, проявляют активность во взаимодействии для решения познавательных задач; оценивают правильность решения действий; выбирают наиболее эффективные способы решения задач | Знать определение основных понятий, отличие чистого вещества от смеси. Уметь отличать однородные смеси от неоднородных. |
32 | Массовая и объемная доли компонентов смеси (раствора) | Овладение навыками для практической деятельности | Выбирают наиболее эффективные способы решения задач, контролируют процесс и результат. | Уметь вычислять массовую долю вещества в растворе. |
33 | Решение задач. | Овладение навыками для практической деятельности | Участвуют в коллективном обсуждении проблем, проявляют активность во взаимодействии для решения познавательных задач; оценивают правильность решения действий; выбирают наиболее эффективные способы решения задач | Уметь вычислять массовую долю вещества в растворе. |
34 | Пр.р.№2 «Анализ почвы и воды» | Развитие коммуникативного компонента в общении и сотрудничестве со сверстниками и учителем | Учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве; осуществляют пошаговый контроль по результату. | Уметь определять качественный состав почвы и воды. |
35 | Пр.р.№3 «Приготовление раствора соли и расчет его массовой доли в растворе» | Развитие коммуникативного компонента в общении и сотрудничестве со сверстниками и учителем | Формирование умения работать индивидуально и в парах, сотрудничать с учителем. | Уметь готовить растворы заданной концентрации |
36 | Повторение | Определяют свою личную позицию адекватную дифференцированную самооценку своих успехов в учебе | Строят речевое высказывание в устной и письменной форме; учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве | Обобщение, систематизация и коррекция знаний по изученным темам. |
37 | Контрольная работа №2 по теме: «Соединения химических элементов» | Проявляют ответственность за результаты. | Выбирают наиболее эффективные способы решения задач, контролируют и оценивают процесс и результат. | Контроль знаний и умений и навыков по теме : «Соединения химических элементов» |
Тема 5. Изменения, происходящие с веществами (11 часов) | ||||
38 | Физические явления. | Проявляют ответственность за результаты. | Использование различных иcточников для получения химической информации | Знать способы разделения смесей. |
39 | Химические реакции | Проявляют ответственность за результаты. | Выдвижение гипотез, их обоснование и доказательство. | Знать определение понятия «химическая реакция», признаки и условия течения химических реакций по поглощению и выделению теплоты. |
40 | Пр.р.№4 «Признаки химических реакций». | Овладение навыками для практической деятельности. | Проводят классификацию и сравнение по заданным критериям. Договариваются о совместных действиях в различных ситуациях. Выполняют простейшие приемы работы с лабораторным оборудованием. | Знать правила работы в химическом кабинете. Уметь наблюдать за свойствами веществ и явлениями, происходящими с ними. |
41 | Химические уравнения. | Формируют коммуникативный компонент в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности. | Использование различных иcточников для получения химической информации | Знать определение понятия. Уметь составлять уравнения химических реакций на основе сохранения массы веществ. |
42-43 | Расчеты по химическим уравнениям. | Формируют коммуникативный компонент в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности. | Выбирают наиболее эффективные способы решения задач, контролируют и оценивают процесс и результат. | Уметь вычислять по химическим уравнениям массу, объем или количество одного из продуктов реакции по массе исходного вещества, содержащего определенную долю примесей. |
44 | Реакции разложения и соединения. | Формируют коммуникативный компонент в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности. | Ставят и формулируют цели и проблемы урока. Участвуют в коллективном обсуждении проблем, проявляют активность во взаимодействии для решения познавательных задач; оценивают правильность решения действий; выбирают наиболее эффективные способы решения задач | Уметь отличать реакции разложения и соединения от других типов реакций, составлять уравнения реакций данного типа. |
45 | Реакции замещения и обмена. | Формируют коммуникативный компонент в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности. | Ставят и формулируют цели и проблемы урока. Участвуют в коллективном обсуждении проблем, проявляют активность во взаимодействии для решения познавательных задач; оценивают правильность решения действий; выбирают наиболее эффективные способы решения задач | Уметь отличать реакции обмена и замещения от других типов реакций, составлять уравнения реакций данного типа. |
46 | Типы химических реакций на примере свойств воды. | Выражают адекватное понимание причин успеха и неуспеха учебной деятельности. | Постановка задачи на основе соотнесения, что уже известно и усвоено обучающимися и , того, что еще неизвестно | Уметь составлять уравнения реакций, характеризующих химические свойства воды, определять типы химических реакций. |
47 | Повторение. | Определяют свою личную позицию адекватную дифференцированную самооценку своих успехов в учебе | Строят речевое высказывание в устной и письменной форме; учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве | Обобщение, систематизация и коррекция знаний по изученным темам. |
48 | Контрольная работа №3 по теме: «Изменения, происходящие с веществами». | Проявляют ответственность за результаты. | Выбирают наиболее эффективные способы решения задач, контролируют и оценивают процесс и результат. | Контроль знаний и умений и навыков по теме : «Изменения, происходящие с веществами». |
Тема 6. Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов. (18 часов) | ||||
49 | Растворение. Растворимость веществ в воде. | Овладение навыками для практической деятельности. | Выдвижение гипотез, их обоснование и доказательство. формирование умения работать индивидуально и в парах, сотрудничать с учителем. | Знать определение понятия «растворы», условия растворения веществ в воде. Уметь пользоваться таблицей растворимости. |
50 | Электролитическая диссоциация. | Овладение навыками для практической деятельности. | Ставят и формулируют цели и проблемы урока. Участвуют в коллективном обсуждении проблем, проявляют активность во взаимодействии для решения познавательных задач; оценивают правильность решения действий; выбирают наиболее эффективные способы решения задач | Знать определение понятий «электролит», «неэлектролит», «электролитическая диссоциация», «сильный электролит», «слабый электролит», понимать сущность процесса электролитической диссоциации. |
51 | Основные положения теории электролитической диссоциации. | Овладение навыками для практической деятельности. | Ставят и формулируют цели и проблемы урока. Различают способ и результат действий. | Знать основные положения теории электролитической диссоциации. |
52 | Ионные уравнения. | Овладение навыками для практической деятельности. | Владеют общим приемом решения задач. Различают способ и результат действий. | Уметь составлять уравнения реакций ионного обмена, понимать их сущность. Определять возможность протекания реакций ионного обмена. |
53 | Урок-упражнение. | Овладение навыками для практической деятельности. | Участвуют в коллективном обсуждении проблем, проявляют активность во взаимодействии для решения познавательных задач; оценивают правильность решения действий; выбирают наиболее эффективные способы решения задач | Уметь составлять уравнения реакций ионного обмена, понимать их сущность. Определять возможность протекания реакций ионного обмена. |
54 | Пр.р.№5 «Условия необратимого протекания реакций ионного обмена» | Овладение навыками для практической деятельности. | Проводят классификацию и сравнение по заданным критериям. Договариваются о совместных действиях в различных ситуациях. Выполняют простейшие приемы работы с лабораторным оборудованием. | Знать правила работы в химическом кабинете. Уметь наблюдать за свойствами веществ и явлениями, происходящими с ними. |
55 | Кислоты, их классификация и свойства. | Имеют целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки. | Владеют общим приемом решения задач. Адекватно используют речевые средства для эффективного решения коммуникативных задач. Различают способ и результата действия. | Знать классификацию и химические свойства кислот. Уметь составлять уравнения реакций, характеризующих химические свойства кислот в молекулярном и ионном виде. |
56 | Основания, их классификация и свойства. | Имеют целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки. | Владеют общим приемом решения задач. Адекватно используют речевые средства для эффективного решения коммуникативных задач. Различают способ и результата действия. | Знать классификацию и химические свойства оснований. Уметь составлять уравнения реакций, характеризующих химические свойства оснований в молекулярном и ионном виде. |
57 | Оксиды, их классификация и свойства. | Имеют целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки. | Владеют общим приемом решения задач. Адекватно используют речевые средства для эффективного решения коммуникативных задач. Различают способ и результата действия. | Знать классификацию и химические свойства оксидов. Уметь составлять уравнения реакций, характеризующих химические свойства оксидов в молекулярном и ионном виде. |
58 | Соли, их классификация и свойства. | Имеют целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки. | Владеют общим приемом решения задач. Адекватно используют речевые средства для эффективного решения коммуникативных задач. Различают способ и результата действия. | Знать классификацию и химические свойства солей. Уметь составлять уравнения реакций, характеризующих химические свойства солей в молекулярном и ионном виде. |
59 | Генетическая связь между основными классами неорганических соединений. | Имеют целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки. | Использование различных иcточников для получения химической информации | Уметь составлять уравнения реакций, характеризующих химические свойства и генетическую связь основных классов неорганических соединений в молекулярном и ионном виде. |
60 | Окислительно-восстановительные реакции. | Формирование готовности и способности к обучению саморазвитию, самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. | Самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приемы решения задач. | Знать определение понятий «окислитель», «восстановитель», «окисление», «восстановление». Уметь определять окислители и восстановители, отличать окислительно-восстановительные реакции от других типов реакций. |
61 | Урок-упражнение. | Определяют свою личную позицию адекватную дифференцированную самооценку своих успехов в учебе. | Владеют общим приемом решения задач. Различают способ и результат действий. | Уметь расставлять коэффициенты в окислительно-восстановительных реакциях методом электронного баланса. |
62 | Свойства веществ изученных классов соединений в свете окислительно-восстановительных реакций. | Имеют целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки. | Самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приемы решения задач. | Уметь составлять уравнения реакций, характеризующих химические свойства основных классов неорганических соединений в молекулярном и ионном виде, рассматривать их с позиций учения об окислительно-восстановительных реакциях. |
63 | Пр.р.№6 «Свойства кислот, оснований, оксидов и солей» | Овладение навыками для практической деятельности. | Проводят классификацию и сравнение по заданным критериям. Договариваются о совместных действиях в различных ситуациях. Выполняют простейшие приемы работы с лабораторным оборудованием. | Знать правила работы в химическом кабинете. Уметь наблюдать за свойствами веществ и явлениями, происходящими с ними. |
64 | Пр.р.№7 «Решение экспериментальных задач» | Овладение навыками для практической деятельности. | Проводят классификацию и сравнение по заданным критериям. Договариваются о совместных действиях в различных ситуациях. Выполняют простейшие приемы работы с лабораторным оборудованием. | Знать правила работы в химическом кабинете. Уметь наблюдать за свойствами веществ и явлениями, происходящими с ними. |
65 | Повторение. | Определяют свою личную позицию адекватную дифференцированную самооценку своих успехов в учебе | Строят речевое высказывание в устной и письменной форме; учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве | Обобщение, систематизация и коррекция знаний по изученным темам. |
66 | Контрольная работа №4 по теме: «Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов». | Проявляют ответственность за результаты. | Выбирают наиболее эффективные способы решения задач, контролируют и оценивают процесс и результат. | Контроль знаний и умений и навыков по теме : «Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов». |
Тема 7. Химия и жизнь (2 час) | ||||
67 | Химия и здоровье. Химия и пища. | Гордость за российскую науку | Использование различных иcточников для получения химической информации | Уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: безопасной работы с вещ-ми на производстве, в быту, в лаборатории. |
68 | Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия. | Овладение навыками для практической деятельности. | Использование различных иcточников для получения химической информации | Уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни . |
резерв времени – 2 часа. |
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Программа авторского курса для 8-11 классов О.С. Габриеляна. М.: Дрофа, 2000.
Учебный комплекс для учащихся:
- О.С. Габриелян. Химия 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2013.
Наличие методических разработок для учителей:
- О.С. Габриелян, Н.П. Воскобойникова. Настольная книга учителя. Химия. 8 класс. – М.: Дрофа, 2003.
- Т.А. Боровских. Обучение химии в 8 классе: Методическое пособие. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2002.
- О.Р. Гуревич. Тематическое и поурочное планирование по химии: 8 класс. – М.: Экзамен, 2006.
- Н.И.Богданова, Л.М.Мещерякова. Тестовые материалы для оценки качества обучения. Химия 8-9кл., Москва «Интеллект-Центр»2012.
- М.А.Рябов, сборник задач и упражнений по химии 8-9 кл., Изд-во «Экзамен», Москва, 2010.
- О.С. Габриелян. Химия: 8 класс: контрольные и проверочные работы. – М.: Дрофа, 2005.
- О.С. Габриелян. Задачи по химии и способы их решения. 8-9 класс. – М.: Дрофа, 2004.
- О.В. Галичкина. Занимательная химия на уроках в 8-11 класса: тематические кроссворды. - Волгоград: Учитель, 2005.
- Л.М. Брейгер. Нестандартные уроки. Химия 8-11 классы. Волгоград: Учитель, 2002.
- Компьютер
- Цифровые образовательные ресурсы
- Интернет-ресурсы:
- www.openclass.ru
- http://old.internet-school.ru(интернет-школа просвещение.ru)
- www.skillopedia.ru (видеоуроки)
- http://festival.1september.ru/
- Компьютерные презентации к урокам
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна
Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...
Рабочая программа по химии (класс естественнонаучный)
Рабочая программа по химии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования.Рабочая программа конкретизирует содержание предметных ...
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Рабочая программа по химии для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна
Рабочая программа по химии для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...
Рабочая программа по химии для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна
Рабочая программа по химии для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...
Рабочая программа по химии для 10-11 классов, составленная на основе авторской программы М.Н.Афанасьева, Москва "Просвещение" 2017г к учебникам " Химия.10 класс" и ""Химия. 11класс" Г.Е Рудзитиса ФГ Фельдмана, Москва "Просвещение"
Данная рабочая программа реализуется в учебниках для общеобразовательных учреждений авторов Г.Е. Рудзитиса и Ф.Г. Фельдмана «Химия. 10 класс» и «Химия 11 класс». Рабочая ...
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...