План урока-мастерской по теме: "Железо"
презентация к уроку по химии (9 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Железо и его свойства»
Цель: Обобщение, систематизация, развитие знаний учащихся о строении металлов, свойствах металлов и их важнейших соединений, рассмотрение их взаимообусловленности.
Задачи:
Обучающая: Познакомить учащихся со строением атома железа, основными соединениями железа, физическими и химическими свойствами данного металла. Продолжить отработку основных методов исследования объектов, изучаемых в химии: наблюдение, описание, химический эксперимент, моделирование, расчет.
Воспитательная: Воспитать связь с жизнью
МПС (связь с биологией, медициной, физикой, географией, астрономией)
Развивающая: Научить наблюдать, сравнивать, делать выводы
Тип урока: Урок-мастерская
Использование новых педагогических технологий:
- ИКТ:
- использование мультимедийных ресурсов, компьютера
2. Технологии личностно-ориентированного обучения:
- принцип дифференциации и индивидуализации обучения и контроля
- элементы компетентного подхода, усиление практико-прикладной направленности предмета
- элементы технологий критического мышления
- организация проектно-исследовательской деятельности учащихся на уроке
Ожидаемые результаты:
Формирование ЗУН, компетентности:
- методы исследования объектов, изучаемых в химии
- химическая реакция как объект изучаемый в химии
- признаки и условия химической реакции
- превращения веществ
- физические свойства железа
- химические свойства железа
Оборудование: реактивы, лабораторное оборудование, мультимедиа ресурсы
Ход урока:
Индукция:
Ассоциативный ряд: колокольный звон, песня «Малиновый звон», яблоко, гвоздь, колокольчик, молоток, паровоз.
Проблема: Что общего между этими компонентами данного ассоциативного ряда? Правильно! Это железо. Значит тема нашего сегодняшнего урока: «Железо и его свойства». Давайте с вами сформулируем тему сегодняшнего урока: Изучение железа и его свойств. Какими целями при изучении данного металла мы должны с вами руководствоваться? Формулируют цели.
Деконструкция:
У нас с вами сегодня не обычный урок, а урок-мастерская. Вы должны разделиться на творческие группы, каждая из групп будет выполнять свое задание и затем представить отчет в виде презентации своей работы. Группы формируются произвольно жеребьевкой.
Реконструкция:
1 группа (Cu)
Социализация:
Проблема: Вам известно, что у элементов периодической системы Д.И. Менделеева число электронов на последнем энергетическом уровне определяется по номеру группы. Почему железо, находящееся в VIII группе IV периода на последнем энергетическом уровне имеет 2 электрона?
Строение атома.
Железо – элемент побочной подгруппы VIII группы и IV периода Периодической системы Д.И.Менделеева. Атом железа устроен несколько отлично от атомов элементов главных подгрупп. Как и положено элементу 4-го периода, атомы железа имеют четыре энергетических уровня, но заполняется у них не последний, а предпоследний, третий от ядра уровень. На последнем уровне атомы железа содержат два электрона. На предпоследнем уровне, который может вместить 18 электронов, у атома железа находятся 14 электронов. Следовательно, распределение электронов по уровням в атомах железа таково:
Fe + 26 2/8/14/2
Степени окисления: 0 простое вещество
+ 2 FeO
+ 3 Fe2O3
Реконструкция:
2 группа (HCl)
Социализация:
Проблема: Почему шумеры называли железо «небесной медью», а древние копты «небесным камнем»?
Нахождение железа в природе.
Железо – третий по распространенности элемент на Земле и составляет 5% земной коры. Однако несмотря на то, что железо являет столь высокий процент земной коры, его возникновение и формирование происходит вне Земли. Открытия современной астрофизики свидетельствуют, что все запасы железной руды на Земле попали на нее из внешнего космоса с колоссальных звезд. Причем не только на Земле, но и во всей Солнечной системе железо появилось из внешнего космоса, не из нашей галактики, ибо температура Солнца недостаточна для возникновения и формирования железа как химического элемента. Железо может быть образовано лишь в условиях сверхвысоких температур, измеряемых несколькими сотнями миллионов градусов, что возможно лишь в ядрах звезд, которые по своим размерам значительно превышают размеры нашего Солнца.
Поэтому шумеры называли его "небесной медью", а древние копты – "небесным камнем". Датируются предметы IV тысячами лет до нашей эры, это наследие древнеегипетской и древнешумерской цивилизаций. Железные изделия того времени представляли собой украшения и наконечники для оружия. При изготовлении этих предметов использовали метеоритное железо, а вернее сплав железа с никелем, который встречается в падающих на землю метеоритах. Вероятнее всего, в то далекое время железо было самым дорогим металлом, дороже даже золота.
Реконструкция:
3 группа (S)
Социализация:
Проблема: В 1726 году в своем труде «О движении мышц» швейцарский естествоиспытатель Д. Бернулли отмечал, что красный цвет мышцам, а значит и мясу, придает кровь. Какую ошибку допустил ученый?
Железо в жизни человека:
Железо – это важнейший микроэлемент, принимающий участие в кроветворении, дыхании, окислительно-восстановительных реакциях и иммунобиологических процессах. Чрезвычайно важная роль железа в организме человека определяется тем, что железо входит в состав крови, придавая крови и мышцам красный цвет, и более чем сотни ферментов.
Железо содержится в структуре ряда белков, и, прежде всего, гемоглобина, переносящего кислород из легких к клеткам, тканям и органам. Присутствуя в другом белке – миоглобине, – железо служит для создания кислородного запаса в организме. Благодаря наличию этих запасов можно, к примеру, нырнуть в воду и в течение какого-то времени не дышать, используя собственные запасы кислорода, накопленные благодаря железу миоглобина.
Железо входит в структуру цитохромов, которые участвуют в процессах накопления энергии, выделяющейся во время заключительных этапов биологического окисления.
В животных тканях железо находится в виде соединения с ДНК, и, видимо, участвует в работе наследственного механизма. Установлено, что репликация-удвоение молекулы ДНК - во многом зависит от ионов металлов, и железа в том числе. Железо поступает в наш организм с пищей.
Реконструкция:
4 группа (O2)
Социализация:
Проблема: Всем хорошо известна накипь, которая образуется на нагревательных приборах бытовой техники. Что связывает накипь и руды, из которых получают железо? Из предложенной коллекции выбрать руды, которые используют для получения данного металла.
Руды железа
Самая настоящая и самая давно известная железная руда, безусловно, знакома и вам. Все, кто видел железо, помнит и то, как выглядит ржавчина. Стоит не защитить любой железный гвоздик или винтик от влаги и они моментально покрываются ржавым налетом: на их поверхности образуется рыхлый слой гидроксида железа, - это часть одна из самых распространенных его руд. Для извлечения железа используются в основном такие руды: магнитный железняк Fe3O4 (магнетит) обладает сильными ферромагнитными свойствами. Может изменять показания компаса. По данному признаку его можно найти: стрелка компаса показывает на магнетит и его залежи. Красный железняк Fe2O3(гематит). Цвет гематита чёрный до тёмно-стального в кристаллах и вишнёво-красный у скрытокристаллических и порошковатых разностей. Непрозрачен. Цвет черты характерный вишнёво-красный, от синевато-красного до красно-коричневого оттенков.
и бурый железняк Fe2O3* nН2О осадочная горная порода, природное скопление гидроксидов железа.. В больших количествах в природе встречается железный колчедан FeS2 – пирит распространён преимущественно в виде сплошных масс, мелкозернистых агрегатов, прожилков, а в осадочных горных породах — желваков и стяжений различной формы. Цвет на свежем сколе светлый латунно-жёлтый до золотисто-жёлтого, со временем меняется до тёмно-жёлтого, часто с побежалостью, за счёт образования поверхностной окисной плёнки. Имеет металлический блеск. Обладает проводниковыми свойствами.
Реконструкция:
5 группа (CuSO4)
Cоциализация:
Проблема: Перед вами находится пробирка, в которой проведен опыт по вытеснению меди железом. Что вы наблюдаете? Сделайте вывод о том, какой металл более активный? Может ли произойти обратная реакция? Какие еще химические свойства железа вы можете узнать, пользуясь следующей инструкцией?
- Химические свойства железа
Опыт 1. Взаимодействие железа с солями ДЭ.
Опустить железный гвоздь в раствор медного купороса.
Fe + CuSO4 Fe SO4 + Cu
Опыт 2. Горение железа в атмосфере кислорода.
Поместим раскаленную скрепку в атмосферу кислорода.
3Fe + 2O2 Fe3O4 (железная окалина) степени окисления железа +2, +3
Опыт 3. Взаимодействие с серой.
Нагреть смесь железных опилок и порошка серы.
Fe + S FeS
Б). Взаимодействие со сложными веществами
Опыт 4. Взаимодействие железа с соляной кислотой.
Железные опилки растворить в соляной кислоте.
Fe + 2HCl FeCl2 + H2
В холодной серной концентрированной кислоте железо пассивирует.
Афиширование: Каждая группа представляет результаты работы.
Разрыв:
Внимательно посмотрите на название наших групп? По какому принципу я давала им названия? (химические свойства железа). Основываясь на данном принципе, какое название группы лишнее?
Рефлексия:
- Найти ошибку в рассуждении незадачливого химика:
«Ну и врачи пошли теперь, ничего не понимают! Бабушка наша плохая стала, пошла в поликлинику. А там ей прописали: пить бром, есть железо, прогреваться кварцем. Пить бром – это явное самоубийство! Есть железо – не старушечьи зубы надо. Хорошо, что хоть насчет кварца понятно: это значит лежать на пляже, на горячем песке. Все-таки плохо их там учат в мединститутах». Опровергните данное утверждение.
- Почему умер юный влюбленный
В настоящее время всем известно о содержании железа в составе гемоглобина крови человека. Но в XIX веке открытие этого факта французским ученым Мери стало сенсацией, вызвало небывалый интерес общественности и стало причиной трагических случаев. Один студент-химик решил подарить своей возлюбленной кольцо, сделанное из железа собственной крови. Выпуская время от времени кровь, он получал соединение, из которого химическим путем выделял железо. Однако юноша погиб, так и не собрав нужного для изготовления кольца количества железа. Что стало причиной смерти юного возлюбленного?
- В результате какого взаимодействия получится сульфат железа (II)?
- SO2 + Fe(OH)2
- Fe + ZnSO4
- FeO + H2SO4
- Fe2O3 + H2SO
Домашнее задание:
§ 29 до 145 стр.
«5» Почему не допустимо одновременное введение в внутрь больному сульфата железа (II) и нитрита натрия, учитывая, что среда в желудке кислая?
Рассмотреть уравнение реакции между сульфатом железа (II) и нитрита натрия как окислительно-восстановительную:
Fe SO4 + NaNO2 + H2SO4 Fe2 (SO4)3 + Na2 SO4 + NO + H2О
«4» К раствору, содержащему 16 грамм сульфата меди (II), прибавили 12 грамм железных опилок. Какая масса меди выделится при этом?
«3» Подготовить доклады о том, как в древнем Египте добывали железо.
Итог урока: выставление оценок
Подарки: каждому учащемуся по яблоку
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока-мастерской «Мозаичные работы»
Краткая аннотация конкурсной работы:Виды работ: 1. План-конспект урока-мастерскойтема урока «Мозаичные работы»класс: 6Учителя технологии, работающие в классах, в которых в силу объективных ...
План-конспект урока с использованием ЭОР по теме "Железо. Строение атома, физические и химические свойства простого вещества".
Разработка содержит материал : конспект, презентации плана-конспекта урока и презентацию "Свойства железа", которую можно использовать и как проверочный материал....
открытый урок по теме "Железо, свойства соединений железа."
Данный урок провелен в 9 классе. Разработка урока участвовала во Всероссийском конкурсе, посвященном Д.И.Менделееву. Уро в виде игры....
22.10.2020 группа ТЭУ 02 Анатомия и физиология Тема "Железы внутренней секреции - щитовидная железа"
Задание1. Составить конспект по видео СТРОЕНИЕ И ФУНКЦИЯ ЩИТОВИДНОЙ ЖЕЛЕЗЫ https://www.youtube.com/watch?v=xlrkGkdYirw2. Сделать необходимые рисунки и схемы3. Заполнить таблицу Гормоны щитовидной желе...
03.11.2020 группа ТЭУ 02 Анатомия и физиология Тема "Железы внутренней секреции – поджелудочная железа"
Задание1. Составить конспект по видео СТРОЕНИЕ И ФУНКЦИЯ ПОДЖЕЛУДОЧНОЙ ЖЕЛЕЗЫ https://www.youtube.com/watch?v=_VjFCrkFwGA2. Сделать необходимые рисунки и схемы3. Заполнить таблицу Гормоны поджелу...
План-конспект урока по теме "Железо"
План-конспект урока по теме "Железо" в 9 классе...
Кейс-задание «Кровавый водопад в Антарктиде» для учеников 9 класса по теме: «Железо. Соединения железа»
Кейс задание рассчитано на учеников в возрасте 14-16 лет. В этом задании рассматривается явление, которое называется «Кровавый водопад в Антарктиде». Вводные материалы включают ...