"Развитие универсальных учебных действий (УУД) на уроках химии в свете идей ФГОС"
статья по химии на тему
В статье представлены основные требования общества к современной системе образования, нормативные документы, в которых эти требования закреплены. Дано определение универсальных учебных действий (УУД), их функции, классификация и характеристика, а также показана технологическая карта урока химии в 8 классе по теме "Соли", где отражены модули урока и универсальные учебные действия для каждого из них.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_uud_uchashchihsya_na_urokah_himii_v_svete_idey_fgos.odt | 25.51 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ) СПЕЦИАЛИСТОВ
ЦЕНТР ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА САМАРА»
ИТОГОВАЯ РАБОТА
по программе курсов повышения квалификации
«ФГОС ООО: содержание и механизмы реализации»
(120 часов)
«Развитие УУД учащихся на уроках химии в свете идей ФГОС»
Слушатель курсов
Кондратьева Т. А.
учитель химии
МБОУ СОШ №128 г.о.Самара
_________________________________________ (подпись, дата) |
Самара 2015
Содержание
- Введение 3
- Универсальные учебные действия 4
- Технологическая карта урока химии в 8 классе по теме «Соли» 8
- Список использованных источников 15
3
Введение
Основное требование общества к современной системе образования-воспитание всесторонне развитой личности, способной творчески мыслить, находить нестандартные решения, уметь выбирать профессиональный путь, быть готовым учиться на протяжении всей своей жизни. [3] Эти требования закреплены в нормативных документах:
- федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» [4];
- «Федеральном государственном образовательном стандарте», впервые появившемся в России в 1992 году с введением Закона РФ «Об образовании», статья 7 которого была посвящена государственным образовательным стандартам и представляющим собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ образовательными учреждениями [4];
- «Фундаментальном ядре содержания общего образования» - базовом документе, необходимом для создания базисных учебных планов, программ, учебно-методических материалов и пособий; основным назначением которого является сопровождение федеральных государственных образовательных стандартов [5].
Главным в современной системе образования на сегодняшний день является не столько набор определенных знаний по учебным предметам, сколько освоение обучающимся новых способов действий при решении каких-либо учебных задач, т.е универсальных учебных действий (УУД).
Актуальность рассмотрения темы «Развитие УУД учащихся на занятиях химии в свете идей ФГОС» заключается в том, что формирование УУД способствует самостоятельной поисковой деятельности обучающихся, в ходе которой они усваивают новые знания и умения, развивает исследовательскую
4
активность, формирует творческие умения.
1. Универсальные учебные действия
Введение федерального государственного образовательного стандарта было связано с необходимостью перехода от школы передачи знаний к школе, проектирующей творческие способности личности. Ее развитие в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий.
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком значении термин «универсальные учебные действия» можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса [5].
Функции универсальных учебных действий:
- обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
- создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, необходимость которого обусловлена поликультурностью общества и высокой профессиональной мобильностью;
- обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование компетентностей в любой предметной области.
5
Универсальные учебные действия должны быть положены в основу выбора и структурирования содержания образования, приемов, методов, форм обучения, а также построения целостного образовательно-воспитательного процесса.
Овладение учащимися универсальными учебными действиями происходит в контексте разных учебных предметов и, в конечном счете, ведет к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, т. е. умение учиться. Данная способность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия – это обобщенные способы действий, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, – как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целей, ценностно-смысловых и операциональных характеристик. Таким образом, достижение «умения учиться» предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности, которые включают:
- учебные мотивы,
- учебную цель,
- учебную задачу,
- учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка).
В составе основных видов универсальных учебных действий, диктуемом ключевыми целями общего образования, можно выделить четыре блока:
- личностные УУД - личностное самоопределение, ценностно-смысловую ориентация учащихся и нравственно-этическое оценивание (то есть умение ответить на вопрос «Что такое хорошо, что такое плохо?»), смыслообразования (соотношение цели действия и его результата, то есть умение ответить на вопрос «Какое значение, смысл имеет для меня
6
учение?») и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях ;
- регулятивные УУД (включающие также действия саморегуляции) - целеполагание, планирование, корректировка плана ;
- коммуникативные УУД - умение вступать в диалог и вести его, различия особенности общения с различными группами людей;
- познавательные УУД.
Более подробно я хотела бы остановиться на рассмотрении познавательных универсальных учебных действий.
В блоке универсальных действий познавательной направленности целесообразно различать общеучебные, включая знаково-символические; логические, действия постановки и решения проблем.
В число общеучебных входят: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; знаково-символические действия, включая моделирование (преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область); умение структурировать знания; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового
7
стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации; умение адекватно, подробно, сжато, выборочно передавать содержание текста;
составлять тексты различных жанров, соблюдая нормы построения текста (соответствие теме, жанру, стилю речи и др.).
Наряду с общеучебными также выделяются универсальные логические действия: анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты; выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; подведение под понятия, выведение следствий; установление причинно- следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование.
Действия постановки и решения проблем включают формулирование проблемы и самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Одним из самых важных и непременных условий формирования УУД на всех ступенях образования является обеспечение преемственности в освоении учащимися универсальных учебных действий. Для этого ФГОС предусматривает наличие в каждой школе на каждой ступени программы формирования УУД [2].
Ведущую роль в формировании УУД также играет подбор содержания, разработка конкретного набора наиболее эффективных, ярких и интересных ученикам учебных заданий.
Развитие познавательных универсальных учебных действий на уроках химии в 8 классе я хотела бы показать на примере темы «Соли», представив технологическую карту урока.
Технологическая карта урока
Разработчик: учитель химии МБОУ СОШ № 128 г. о. Самара Кондратьева Татьяна Александровна
Учебный предмет: химия
Класс: 8 класс
Тема урока: «Соли»
Тип урока: урок первичного предъявления новых знаний.
Методы обучения: интерактивные (метод активного диалога, мозговой штурм).
Формы обучения: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Средства обучения: печатные (учебник «Химия. 8 класс», авторы И. И. Новошинский, Н. С. Новошинская), аудиовизуальные (презентация).
Техническое оборудование урока: персональный компьютер, ноутбуки с подключением к интернет, доска, экран.
Используемые ЭОР:
http://school-collection.edu.ru/catalog/teacher/?&class[]=50&subject[]=31 (сокращенный адрес через Google URL Shortener http://goo.gl/Bdc67l )
СанПиН
http://www.referent.ru/1/174463
Цель урока: развитие умения обучающихся искать и выделять необходимую информацию из различных источников для определения веществ, относящихся к классу солей.
Задачи урока:
- образовательная - умение определять понятие соли , классифицировать их, самостоятельно выбирать критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение и делать вывод;
- развивающие - развитие навыков сотрудничества, развитие речи;
- воспитательная — умение оценить свои поступки, развитие доверия и доброжелательности.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД |
Организационный момент | Приветствует обучающихся. Проверяет готовность класса к уроку. | Эмоционально настраиваются на работу, включаются в деловой ритм урока. | Регулятивные - прогнозирование своей деятельности. Коммуникативные - планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками. Личностные - самоопределение, смыслообразование, внутренняя позиция школьника, учебно-познавательная мотивация. |
Мотивация. | Стимулирует обучающихся к мыслительной деятельности, предлагая ученикам самостоятельно определить межпредметные связи изучаемой темы с биологией (соли в составе жидкостей организма человека, возможное влияние солей, входящих в состав средств бытовой химии, на организм человека) и физикой (агрегатное состояние солей) , задает вопросы по ранее пройденному материалу: тема «Соли» изучается после тем, посвященных основаниям и кислотам, поэтому обучающиеся имеют представления о строении солей (знают формулы кислотного остатка и их названия). Таким образом, учитель подводит обучающихся к необходимости изучения темы «Соли». | Отвечают на вопросы учителя, вспоминают ранее пройденный материал. | Познавательные-повторение формул и названий кислотных остатков, анализ учебной ситуации. Коммуникативные-высказывание суждений, работа в группе с одноклассниками. Личностные-достижение результата. |
Конкретизация целей и задач учебной деятельности. | Ставит стратегическую задачу урока: определение понятия солей , их состав, классификация и номенклатура. Предлагает для работы инструкцию, где представлены вопросы для изучения темы «Соли». | Формируют микрогруппы для решения поставленной задачи. Разрабатывают план реализации идеи решения поставленной учителем задачи. | Коммуникативные-учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций. Формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации. Личностные-понимать смысл поставленной задачи. Умение слушать учителя и одноклассников, работать в составе групп. |
Выполнение учебных действий по достижению цели урока. | Консультирует обучающихся в процессе работы: выслушивает ответы, задает наводящие вопросы по необходимости, отмечает степень вовлеченности учеников в работу, отслеживает деятельность каждой микрогруппы. | Собирают, анализируют и систематизируют информацию, используя учебник химии, электронные образовательные ресурсы. Представляют результат деятельности своей микрогруппы. | Познавательные-поиск и выделение необходимой информации. Построение логической цепи рассуждений. Умение выбирать наиболее эффективные способы решения поставленных задач, обосновывать выбор, использование знаково-символических средств. Регулятивные-взаимоконтроль, коррекция, самооценка качества своей деятельности. Коммуникативные-умение работать с информацией. Личностные-умение работать в составе микрогрупп. |
Первичное применение нового знания. | Дает задание на решение задач из учебника. Раздает задание группам с использованием ЭОР. Консультирует обучающихся при решении заданий. | Решают задания, позволяющие применить полученные теоретические знания на практике. | Регулятивные-самостоятельность в формулировании, проверка с образцом.Построение высказывания, применение умозаключения. Коммуникативные-умение слушать одноклассников и учителя, высказывать свое мнение, адекватно аргументировать свою точку зрения. Регулятивные-умение слушать и вступать в диалог.Умение соблюдать дисциплину на уроке. |
Контроль и самопроверка. | Проводит проверку совместно с обучающимися и выставляет отметки. | Проводят самопроверку совместно с учителем. | Регулятивные-оценивание и корректировка полученного результата. Коммуникативные-умение достигать результата, используя общие интеллектуальные усилия и практические действия. Личностные-удовлетворение потребности в положительном оценивании. |
Домашнее задание. | Дает домашнее задание. | Записывают домашнее задание. | Регулятивные-планируют свою деятельность. |
Рефлексия. | Оценивает деятельность каждой микрогруппы. | Оценивают свою деятельность, определяют границы своего «знания» и «незнания». | Познавательная-осознание получения новой для себя информации. Коммуникативные-умение слушать одноклассников и учителя, высказывать свое мнение, адекватно аргументировать свою точку зрения. |
Список использованных источников
- Апатова Н.В. Информационные технологии в школьном образовании. – М: «Школа-Пресс» - 2002. - 305 с.
- Гузеев В.В. Образовательная технология ХХI века: деятельность, ценности, успех. – М: "Педагогический поиск" - 2004. - 250 с.
- Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» [электронный ресурс]. Режим доступа http://минобрнауки.рф/документы/1450 Дата доступа 11.05.15.
- ФЗ «Об образовании» [электронный ресурс]. Режим доступа http:// минобрнауки.рф/документы/543. Дата доступа 11.05.15.
- Фундаментальное ядро образования [электронный ресурс]. Режим доступа http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=821 . Режим доступа 11.05.15.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие универсальных учебных действий учащихся на уроках русского языка по теме "Наречие"
Упражнения для выявления уровня знаний учащихся по теме "Наречие"....
«Формирование универсальных учебных действий (УУД) на уроках географии в условиях введения ФГОС ООО»
Объектом данной проектной работы является процесс формирования универсальных учебных действий у школьников на уроке географии....
Развитие универсальных учебных действий учащихся на уроках русского языка на основе применения проектной деятельности в условиях реализации ФГОС
Разработана в соавторстве с Гольцовой Людмилой Александровной...
"Развитие универсальных учебных действий (УУД) на уроках химии в свете идей ФГОС"
В статье представлены основные требования общества к современной системе образования, нормативные документы, в которых эти требования закреплены. Дано определение универсальных учебных действий (УУД),...
Развитие универсальных учебных действий учащихся на уроках математики с использованием УМК
Метапредметные результаты освоения учащимися основной о...
Концептуальная основа Программы развития универсальных учебных действий для основного общего образования Составила Алеева ЭГ по пособию «Формирование универсальных учебных действий в основной школе : от действия к мысли. Система заданий», пособие для учи
Концептуальная основа Программы развития универсальных учебных действий для основного общего образованияСоставила Алеева ЭГ по пособию «Формирование универсальных учебных действий в основной школе : о...
РАЗВИТИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ
Данная работа может представлять интерес для учителей информатики. Одним из оптимальных методов обучения является метод проектов, который предполагает получение учащимися нового продукта в ходе самост...