"Развитие универсальных учебных действий (УУД) на уроках химии в свете идей ФГОС"
статья по химии на тему

Кондратьева Татьяна Александровна

В статье представлены основные требования общества к современной системе образования, нормативные документы, в которых эти требования закреплены. Дано определение универсальных учебных действий (УУД), их функции, классификация и характеристика, а также показана технологическая карта урока химии в 8 классе по теме "Соли", где отражены модули урока и универсальные учебные действия для каждого из них.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ) СПЕЦИАЛИСТОВ

ЦЕНТР ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА САМАРА»

ИТОГОВАЯ РАБОТА

по программе курсов повышения квалификации

«ФГОС ООО: содержание и механизмы реализации»

(120 часов)

«Развитие УУД учащихся на уроках химии в свете идей ФГОС»

Слушатель курсов

Кондратьева Т. А.

 учитель химии

МБОУ СОШ №128 г.о.Самара

_________________________________________

(подпись, дата)

Самара 2015

Содержание

  1. Введение                                                                                                     3
  2. Универсальные учебные действия                                                           4
  3. Технологическая карта урока химии в 8 классе по теме «Соли»          8
  4. Список использованных источников                                                       15

3

Введение

Основное требование общества к современной системе образования-воспитание всесторонне развитой личности, способной творчески мыслить, находить нестандартные решения, уметь выбирать профессиональный путь, быть готовым учиться на протяжении всей своей жизни. [3] Эти требования закреплены в нормативных документах:

  1. федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» [4];
  2. «Федеральном государственном образовательном стандарте», впервые появившемся в России в 1992 году с введением Закона РФ «Об образовании», статья 7 которого была посвящена государственным образовательным стандартам и представляющим собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ образовательными учреждениями [4];
  3. «Фундаментальном ядре содержания общего образования» - базовом документе, необходимом для создания базисных учебных планов, программ, учебно-методических материалов и пособий; основным назначением которого является сопровождение федеральных государственных образовательных стандартов [5].

Главным в современной системе образования на сегодняшний день является не столько набор определенных знаний по учебным предметам, сколько освоение обучающимся  новых способов действий при решении каких-либо учебных задач, т.е универсальных учебных действий (УУД).

Актуальность рассмотрения темы «Развитие УУД учащихся на занятиях химии в свете идей ФГОС» заключается в том, что формирование УУД способствует самостоятельной поисковой деятельности обучающихся, в ходе которой они усваивают новые знания и умения, развивает исследовательскую

4

активность, формирует творческие умения.

1. Универсальные учебные действия

Введение федерального государственного образовательного стандарта было связано с необходимостью перехода от школы передачи знаний к школе, проектирующей творческие способности личности. Ее развитие в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий.

В широком значении термин  «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком значении термин «универсальные учебные действия» можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса [5].

Функции универсальных учебных действий:

  1. обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
  2. создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, необходимость которого обусловлена поликультурностью общества и высокой профессиональной мобильностью;
  3. обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование компетентностей в любой предметной области.

5

Универсальные учебные действия должны быть положены в основу выбора и структурирования содержания образования, приемов, методов, форм обучения, а также построения целостного образовательно-воспитательного процесса.

Овладение учащимися универсальными учебными действиями происходит в контексте разных учебных предметов и, в конечном счете, ведет к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, т. е. умение учиться. Данная способность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия – это обобщенные способы действий, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, – как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целей, ценностно-смысловых и операциональных характеристик. Таким образом, достижение «умения учиться» предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности, которые включают:

  1. учебные мотивы,
  2. учебную цель,
  3. учебную задачу,
  4. учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка).

В составе основных видов универсальных учебных действий, диктуемом ключевыми целями общего образования, можно выделить четыре блока:

  1. личностные УУД - личностное самоопределение, ценностно-смысловую ориентация учащихся и нравственно-этическое оценивание (то есть умение ответить на вопрос «Что такое хорошо, что такое плохо?»), смыслообразования (соотношение цели действия и его результата, то есть умение ответить на вопрос «Какое значение, смысл имеет для меня

6

учение?») и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях ;

  1. регулятивные УУД (включающие также действия саморегуляции) - целеполагание, планирование, корректировка плана ;
  2. коммуникативные УУД - умение вступать в диалог и вести его, различия особенности общения с различными группами людей;
  3. познавательные УУД.

Более подробно я хотела бы остановиться на рассмотрении познавательных универсальных учебных действий.

В блоке универсальных действий познавательной направленности целесообразно различать общеучебные, включая знаково-символические; логические, действия постановки и решения проблем.

В число общеучебных входят: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; знаково-символические действия, включая моделирование (преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область); умение структурировать знания; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового

7

стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации; умение адекватно, подробно, сжато, выборочно передавать содержание текста;

составлять тексты различных жанров, соблюдая нормы построения текста (соответствие теме, жанру, стилю речи и др.).

Наряду с общеучебными также выделяются универсальные логические действия: анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты; выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; подведение под понятия, выведение следствий; установление причинно- следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование.

Действия постановки и решения проблем включают формулирование проблемы и самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Одним из самых важных и непременных условий формирования УУД на всех ступенях образования является обеспечение преемственности в освоении учащимися универсальных учебных действий. Для этого ФГОС предусматривает наличие в каждой школе на каждой ступени программы формирования УУД [2].

Ведущую роль в формировании УУД также играет подбор содержания, разработка конкретного набора наиболее эффективных, ярких и интересных ученикам учебных заданий.

Развитие познавательных универсальных учебных действий на уроках химии в 8 классе я хотела бы показать на примере темы «Соли», представив технологическую карту урока.

Технологическая карта урока

Разработчик: учитель химии МБОУ СОШ № 128 г. о. Самара Кондратьева Татьяна Александровна

Учебный предмет: химия

Класс: 8 класс

Тема урока: «Соли»

Тип урока: урок первичного предъявления новых знаний.

Методы обучения: интерактивные (метод активного диалога, мозговой штурм).

Формы обучения: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Средства обучения: печатные (учебник «Химия. 8 класс», авторы И. И. Новошинский, Н. С. Новошинская), аудиовизуальные (презентация).

Техническое оборудование урока: персональный компьютер, ноутбуки с подключением к интернет, доска, экран.

Используемые ЭОР:

http://school-collection.edu.ru/catalog/teacher/?&class[]=50&subject[]=31  (сокращенный адрес через Google URL Shortener http://goo.gl/Bdc67l )

СанПиН

http://www.referent.ru/1/174463

Цель урока: развитие умения обучающихся искать и выделять необходимую информацию из различных источников для определения веществ, относящихся к классу солей.

Задачи урока:

  1. образовательная - умение определять понятие соли ,  классифицировать их, самостоятельно выбирать критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение и делать вывод;
  2. развивающие - развитие навыков сотрудничества, развитие речи;
  3. воспитательная — умение оценить свои поступки, развитие доверия и доброжелательности.

Этапы урока

Деятельность

учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

Организационный момент

Приветствует обучающихся. Проверяет готовность класса к уроку.

Эмоционально настраиваются на работу, включаются в деловой ритм урока.

Регулятивные - прогнозирование своей деятельности.

Коммуникативные - планирование учебного сотрудничества с учителем  и одноклассниками.

Личностные - самоопределение, смыслообразование, внутренняя позиция школьника, учебно-познавательная мотивация.

Мотивация.

Стимулирует обучающихся к мыслительной деятельности, предлагая ученикам самостоятельно определить  межпредметные связи изучаемой темы с биологией (соли в составе жидкостей организма человека, возможное влияние солей, входящих в состав средств бытовой химии, на организм человека)  и физикой (агрегатное состояние солей) , задает вопросы по ранее пройденному материалу: тема «Соли» изучается после тем, посвященных основаниям и кислотам, поэтому обучающиеся имеют представления о строении солей (знают формулы кислотного остатка и их названия).

Таким образом, учитель подводит  обучающихся к  необходимости изучения  темы «Соли».

Отвечают на вопросы учителя, вспоминают ранее пройденный  материал.

Познавательные-повторение формул и названий кислотных остатков, анализ учебной ситуации.

Коммуникативные-высказывание суждений, работа в группе с одноклассниками.

Личностные-достижение результата.

Конкретизация целей и задач учебной деятельности.

Ставит стратегическую задачу урока: определение понятия солей , их состав,  классификация  и номенклатура.

Предлагает для работы инструкцию, где представлены вопросы для изучения  темы «Соли».

Формируют микрогруппы для решения поставленной задачи. Разрабатывают план реализации идеи решения поставленной учителем задачи.

Коммуникативные-учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций.

Формулирование и аргументация своего мнения и  позиции в коммуникации.

Личностные-понимать смысл поставленной задачи. Умение слушать учителя и одноклассников, работать в составе групп.

 Выполнение учебных действий по достижению цели урока.

Консультирует обучающихся в процессе работы: выслушивает ответы, задает наводящие вопросы по необходимости, отмечает степень вовлеченности учеников в работу, отслеживает деятельность каждой микрогруппы.

Собирают, анализируют и систематизируют информацию, используя учебник химии, электронные образовательные ресурсы.

Представляют результат  деятельности своей микрогруппы.

Познавательные-поиск и выделение необходимой информации.

Построение логической цепи рассуждений. Умение выбирать наиболее эффективные способы решения поставленных задач, обосновывать выбор, использование знаково-символических средств.

Регулятивные-взаимоконтроль, коррекция, самооценка качества своей деятельности.

Коммуникативные-умение работать с информацией.

Личностные-умение работать в составе микрогрупп.

Первичное применение нового знания.

Дает задание на решение задач из учебника. Раздает задание группам

с использованием ЭОР. Консультирует обучающихся при решении заданий.

Решают задания, позволяющие применить полученные теоретические знания на практике.

Регулятивные-самостоятельность в формулировании, проверка с образцом.Построение высказывания, применение умозаключения.

Коммуникативные-умение слушать одноклассников и учителя, высказывать свое мнение, адекватно аргументировать свою точку зрения.

Регулятивные-умение слушать и вступать в диалог.Умение соблюдать дисциплину на уроке.

Контроль и самопроверка.

Проводит проверку совместно с обучающимися и выставляет отметки.

Проводят самопроверку совместно с учителем.

Регулятивные-оценивание и корректировка полученного результата.

Коммуникативные-умение достигать результата, используя общие интеллектуальные усилия и практические действия.

Личностные-удовлетворение потребности в положительном оценивании.

Домашнее задание.

Дает домашнее задание.

Записывают домашнее задание.

Регулятивные-планируют свою деятельность.

Рефлексия.

Оценивает деятельность каждой микрогруппы.

Оценивают свою деятельность, определяют границы своего «знания» и «незнания».

Познавательная-осознание получения новой для себя информации.

Коммуникативные-умение слушать одноклассников и учителя, высказывать свое мнение, адекватно аргументировать свою точку зрения.

Список использованных источников

  1. Апатова Н.В. Информационные технологии в школьном образовании. – М: «Школа-Пресс» -  2002. - 305 с.
  2. Гузеев В.В. Образовательная технология ХХI века: деятельность, ценности, успех. – М: "Педагогический поиск" -  2004. - 250 с.
  3. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» [электронный ресурс]. Режим доступа http://минобрнауки.рф/документы/1450   Дата доступа 11.05.15.
  4. ФЗ «Об образовании» [электронный ресурс]. Режим доступа http:// минобрнауки.рф/документы/543. Дата доступа 11.05.15.
  5. Фундаментальное ядро образования [электронный ресурс]. Режим доступа http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=821 . Режим доступа 11.05.15.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие универсальных учебных действий учащихся на уроках русского языка по теме "Наречие"

Упражнения для выявления уровня знаний учащихся по теме "Наречие"....

«Формирование универсальных учебных действий (УУД) на уроках географии в условиях введения ФГОС ООО»

       Объектом данной проектной работы является процесс формирования универсальных учебных действий у школьников на уроке географии....

"Развитие универсальных учебных действий (УУД) на уроках химии в свете идей ФГОС"

В статье представлены основные требования общества к современной системе образования, нормативные документы, в которых эти требования закреплены. Дано определение универсальных учебных действий (УУД),...

Развитие универсальных учебных действий учащихся на уроках математики с использованием УМК

            Метапредметные результаты        освоения    учащимися       основной о...

Концептуальная основа Программы развития универсальных учебных действий для основного общего образования Составила Алеева ЭГ по пособию «Формирование универсальных учебных действий в основной школе : от действия к мысли. Система заданий», пособие для учи

Концептуальная основа Программы развития универсальных учебных действий для основного общего образованияСоставила Алеева ЭГ по пособию «Формирование универсальных учебных действий в основной школе : о...

РАЗВИТИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ

Данная работа может представлять интерес для учителей информатики. Одним из оптимальных методов обучения является метод проектов, который предполагает получение учащимися нового продукта в ходе самост...