Учебно-методический материал
учебно-методический материал по химии (8 класс) по теме

Надеюсь, что моя методическая разработка поможет в проведении практического занятия по химии в 8 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_uroka.docx27.48 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

урока - практического занятия по теме: 

« Генетическая связь между основными классами

неорганических веществ»

8 класс УМК О.С. Габриелян

Автор: Юдина Н.С.,

 учитель ГБОУ школа №596

Санкт-Петербурга

2015г.

Тема:  « Генетическая связь между основными классами неорганических веществ»

  1. Цели:
  • образовательные: закрепить понятия «генетический ряд», «генетическая связь»; научить составлять генетические ряды элементов (металлов и неметаллов), составлять уравнения реакций, соответствующих генетическому ряду;  проверить, как усвоены знания о химических свойствах   оксидов, кислот, солей, оснований;
  • развивающие: развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы,  составлять уравнения химических реакций;
  • воспитательные:  содействовать формированию научного мировоззрения.

2. Обеспечение занятия: таблицы «Периодическая система», «Таблица растворимости»,  «Ряд   активности металлов.

3. Порядок выполнения:

Теоретическая часть:

    1. Фронтальный опрос.

Практическая часть:

1. Решение заданий.

2. Выполнение  работы по вариантам.

Схема отчета:

1. Записать тему и цели практического занятия.

2. Записать  решение задач.

3. Решить свой вариант самостоятельной работы, решение записать в тетрадь и сдать на проверку преподавателю.

4. Анализ преподавателем выполнения работы.

4. Рекомендуемая литература:

  1. О.С.Габриелян  Химия. Учебник для 8 класса. М. «Дрофа» 2014
  2. И.И. Новошинский, Н.С. Новошинская  Химия.  Учебник для 8 класса М. «Русское слово» 2012

Ход работы

 Теоретическая часть:

1. Фронтальная беседа по вопросам:

Что такое генетическая связь?

Генетические связи - это связи между разными классами, основанные на их взаимопревращениях.

Что такое генетический ряд?

Генетический ряд – ряд веществ – представителей разных классов, являющихся соединениями одного химического элемента, связанных взаимопревращениями и отражающих превращения данных веществ. В основу этих рядов положен один и тот же элемент.

Какие виды генетических рядов принято выделять?

Среди металлов можно выделить две разновидности рядов:

а) Генетический ряд, в котором в качестве основания выступает щёлочь, можно представить с помощью следующих превращений:

металл →основный оксид → щёлочь → соль

пример:  Na → Na2O → NaOH→ NaCl

б) Генетический ряд, где в качестве основания выступает нерастворимое основание:

 металл → основный оксид → соль→ нерастворимое основание →основный оксид → металл

пример:  Zn→ ZnO → ZnCl2 → Zn(OH)2 → ZnO → Zn

Среди неметаллов также можно выделить две разновидности рядов:

а)  Генетический ряд неметаллов, где в качестве звена ряда выступает растворимая кислота. Цепочку превращений можно представить в следующем виде:

 неметалл → кислотный оксид → растворимая кислота → соль.

пример:  S→ SO3 → H2SO4 →Na2SO4

б)  Генетический ряд неметаллов, где в качестве звена ряда выступает нерастворимая кислота :

 неметалл → кислотный оксид → соль→  кислота → кислотный оксид → неметалл

 пример:  Si→  SiO2 → Na2SiO3 → H2SiO3→ SiO2 → Si

Практическая часть:

   1.Запишите определения понятий:

 Генетическая связь- __________________________________________

Генетический ряд - ___________________________________________

 Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить эти цепочки превращений:

      Na → Na2O → NaOH→ NaCl

      Zn→ ZnO → ZnCl2 → Zn(OH)2 → ZnO → Zn

      S→ SO3 → H2SO4 →Na2SO4

      Si→  SiO2 → Na2SiO3 → H2SiO3→ SiO2 → Si

   2.Выполнение заданий по вариантам:

1. Выберите в вашем варианте формулы оксидов, объясните свой выбор, опираясь на знание признаков состава данного класса соединений. Назовите их.

2. В столбце формул вашего варианта найдите формулы кислот и объясните свой выбор на основании анализа состава этих соединений. Назовите их.

3. Определите валентности кислотных остатков в составе кислот.

4. Выберите формулы солей и назовите их.

5. В столбце формул вашего варианта найдите формулы оснований и объясните свой выбор на основании анализа состава этих соединений.

6. Составьте цепочку генетических связей неорганических соединений, в состав которой войдет вещество, формула которого дана в вашем варианте под номером один.

Вариант 1

Вариант 2

1

MgO

H3PO4

2

Fe(OH)3

N2O5

3

Al(NO3)3

Cr(OH)3

4

H2SiO3

H2S

5

H2SO4

LiOH

6

K3PO4

CO2

7

NaOH

Fe2O3

8

P2O5

ZnCl2

9

HCl

 BaSO4

10

 Al2O3

H2CO3 

3.Из данных веществ составьте  генетический ряд, используя все формулы. Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить эту цепочку превращений:

I вариант: CuSO4, Cu, CuO, Cu, Cu(OH)2

II вариант: K2SO4, KOH, K, K 2O2, K2O

Домашнее задание:  составьте схему постепенного перехода от кальция к карбонату кальция и подготовьте сообщение об использовании этой соли (используя дополнительную литературу).  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методический материал «Современные требования к уроку информатики»

Все, кто так или иначе сделал информатику областью своей практической деятельности, имеют уникальную возможность ви­деть становление новой научной области.Практика обучения информатике и тенденции раз...

Учебно-методический материал. Конспект урока ( 6 класс):"My Dream House. My Dream Room."

Использование проектной технологии - это проявление творчества учащегося, его индивидуальности и, конечно же, определенных знаний.  Для закрепления материала по теме «Мой дом»  учащимс...

Учебно - методический материал "Проектная методика на уроках иностранного языка"

Предлагается теоретический и практический материал, используемый на уроках немецкого языка по методу проектов...

учебно- методический материал, сценарии внеклассных мероприятий, учебные программы

Данный материал является результатом многолетней работы педагога музыкально-теоретических дисциплин на отделении "хореографическое искусство" ДШИ. Это план-конспект открытого урока по истории хореогра...

Учебно-методический материал по физкультуре (9 класс) на тему: МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Данная разработка содержит раскрытие принципа организация самостоятельной работы (самостоятельных занятий) обучающихся, которой отводится 50 % времени, выделенного на изучение дисциплины «Физиче...

Учебно - методический материал «Дидактический материал для учащихся 7 кл. по русскому языку, тема "Служебные части речи"

Учебно - методический материал «Дидактический материал для учащихся 7 кл. по русскому языку,  тема "Служебные части речи"...