Учебно-методический материал
учебно-методический материал по химии (8 класс) по теме
Надеюсь, что моя методическая разработка поможет в проведении практического занятия по химии в 8 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_uroka.docx | 27.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
урока - практического занятия по теме:
« Генетическая связь между основными классами
неорганических веществ»
8 класс УМК О.С. Габриелян
Автор: Юдина Н.С.,
учитель ГБОУ школа №596
Санкт-Петербурга
2015г.
Тема: « Генетическая связь между основными классами неорганических веществ»
- Цели:
- образовательные: закрепить понятия «генетический ряд», «генетическая связь»; научить составлять генетические ряды элементов (металлов и неметаллов), составлять уравнения реакций, соответствующих генетическому ряду; проверить, как усвоены знания о химических свойствах оксидов, кислот, солей, оснований;
- развивающие: развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы, составлять уравнения химических реакций;
- воспитательные: содействовать формированию научного мировоззрения.
2. Обеспечение занятия: таблицы «Периодическая система», «Таблица растворимости», «Ряд активности металлов.
3. Порядок выполнения:
Теоретическая часть:
1. Фронтальный опрос.
Практическая часть:
1. Решение заданий.
2. Выполнение работы по вариантам.
Схема отчета:
1. Записать тему и цели практического занятия.
2. Записать решение задач.
3. Решить свой вариант самостоятельной работы, решение записать в тетрадь и сдать на проверку преподавателю.
4. Анализ преподавателем выполнения работы.
4. Рекомендуемая литература:
- О.С.Габриелян Химия. Учебник для 8 класса. М. «Дрофа» 2014
- И.И. Новошинский, Н.С. Новошинская Химия. Учебник для 8 класса М. «Русское слово» 2012
Ход работы
Теоретическая часть:
1. Фронтальная беседа по вопросам:
Что такое генетическая связь?
Генетические связи - это связи между разными классами, основанные на их взаимопревращениях.
Что такое генетический ряд?
Генетический ряд – ряд веществ – представителей разных классов, являющихся соединениями одного химического элемента, связанных взаимопревращениями и отражающих превращения данных веществ. В основу этих рядов положен один и тот же элемент.
Какие виды генетических рядов принято выделять?
Среди металлов можно выделить две разновидности рядов:
а) Генетический ряд, в котором в качестве основания выступает щёлочь, можно представить с помощью следующих превращений:
металл →основный оксид → щёлочь → соль
пример: Na → Na2O → NaOH→ NaCl
б) Генетический ряд, где в качестве основания выступает нерастворимое основание:
металл → основный оксид → соль→ нерастворимое основание →основный оксид → металл
пример: Zn→ ZnO → ZnCl2 → Zn(OH)2 → ZnO → Zn
Среди неметаллов также можно выделить две разновидности рядов:
а) Генетический ряд неметаллов, где в качестве звена ряда выступает растворимая кислота. Цепочку превращений можно представить в следующем виде:
неметалл → кислотный оксид → растворимая кислота → соль.
пример: S→ SO3 → H2SO4 →Na2SO4
б) Генетический ряд неметаллов, где в качестве звена ряда выступает нерастворимая кислота :
неметалл → кислотный оксид → соль→ кислота → кислотный оксид → неметалл
пример: Si→ SiO2 → Na2SiO3 → H2SiO3→ SiO2 → Si
Практическая часть:
1.Запишите определения понятий:
Генетическая связь- __________________________________________
Генетический ряд - ___________________________________________
Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить эти цепочки превращений:
Na → Na2O → NaOH→ NaCl
Zn→ ZnO → ZnCl2 → Zn(OH)2 → ZnO → Zn
S→ SO3 → H2SO4 →Na2SO4
Si→ SiO2 → Na2SiO3 → H2SiO3→ SiO2 → Si
2.Выполнение заданий по вариантам:
1. Выберите в вашем варианте формулы оксидов, объясните свой выбор, опираясь на знание признаков состава данного класса соединений. Назовите их.
2. В столбце формул вашего варианта найдите формулы кислот и объясните свой выбор на основании анализа состава этих соединений. Назовите их.
3. Определите валентности кислотных остатков в составе кислот.
4. Выберите формулы солей и назовите их.
5. В столбце формул вашего варианта найдите формулы оснований и объясните свой выбор на основании анализа состава этих соединений.
6. Составьте цепочку генетических связей неорганических соединений, в состав которой войдет вещество, формула которого дана в вашем варианте под номером один.
Вариант 1 | Вариант 2 | |
1 | MgO | H3PO4 |
2 | Fe(OH)3 | N2O5 |
3 | Al(NO3)3 | Cr(OH)3 |
4 | H2SiO3 | H2S |
5 | H2SO4 | LiOH |
6 | K3PO4 | CO2 |
7 | NaOH | Fe2O3 |
8 | P2O5 | |
9 | HCl | BaSO4 |
10 | Al2O3 | H2CO3 |
3.Из данных веществ составьте генетический ряд, используя все формулы. Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить эту цепочку превращений:
I вариант: CuSO4, Cu, CuO, Cu, Cu(OH)2
II вариант: K2SO4, KOH, K, K 2O2, K2O
Домашнее задание: составьте схему постепенного перехода от кальция к карбонату кальция и подготовьте сообщение об использовании этой соли (используя дополнительную литературу).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-методический материал «Современные требования к уроку информатики»
Все, кто так или иначе сделал информатику областью своей практической деятельности, имеют уникальную возможность видеть становление новой научной области.Практика обучения информатике и тенденции раз...
Учебно-методический материал. Конспект урока ( 6 класс):"My Dream House. My Dream Room."
Использование проектной технологии - это проявление творчества учащегося, его индивидуальности и, конечно же, определенных знаний. Для закрепления материала по теме «Мой дом» учащимс...
Учебно - методический материал "Проектная методика на уроках иностранного языка"
Предлагается теоретический и практический материал, используемый на уроках немецкого языка по методу проектов...
Учебно-методический материал к дополнительной образовательной программе "Декоративно-прикладное творчество". Модуль "Художественная культура"
Методический материал для педагогов дополнительного образования по Художественной культуре...
учебно- методический материал, сценарии внеклассных мероприятий, учебные программы
Данный материал является результатом многолетней работы педагога музыкально-теоретических дисциплин на отделении "хореографическое искусство" ДШИ. Это план-конспект открытого урока по истории хореогра...
Учебно-методический материал по физкультуре (9 класс) на тему: МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
Данная разработка содержит раскрытие принципа организация самостоятельной работы (самостоятельных занятий) обучающихся, которой отводится 50 % времени, выделенного на изучение дисциплины «Физиче...
Учебно - методический материал «Дидактический материал для учащихся 7 кл. по русскому языку, тема "Служебные части речи"
Учебно - методический материал «Дидактический материал для учащихся 7 кл. по русскому языку, тема "Служебные части речи"...