урок химии по теме "Типы кристаллической решетки"
методическая разработка по химии (8 класс) на тему
Урок разработан на курсах по ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_himii_tipy_kristallicheskoy_reshetki.doc | 140 КБ |
Предварительный просмотр:
Правительство Свердловской области
Министерство общего и профессионального образования Свердловской области
Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Свердловской области
«Институт развития образования»
(ГАОУ ДПО СО «ИРО»)
Кафедра естественнонаучного и математического образования
Проект
Современный урок химии в 8 классе по теме
«Типы кристаллических решеток»
ДПП «Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования: идеология, содержание технологии введения» ВМ для педагогов основной школы (с использованием ДОТ) (108ч.)
Бархатова Татьяна Ивановна, учитель математики,
МКОУ Киргинская СОШ с. Кирга Ирбитского района
г. Екатеринбург 2014г.
Пояснительная записка
В свете внедрения ФГОС основного образования в школах России произошло смещение акцентов в обучении со «знаниевой» направленности образования на деятельностную. В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход. В связи с этим современному учителю необходимо освоить и применять в своей работе приемы, методы и средства, позволяющие развивать у обучающихся универсальные учебные действия.
Объект – изучение химии согласно ФГОС основной школы
Предмет – развитие универсальных учебных действий на уроках химии в 8 классе
Цель: на основе изучения нормативных документов, учебно-методической литературы и с учетом требований ФГОС составить конструкт урока химии для 8-го класса по теме «Типы кристаллических решеток».
Задачи:
1. Изучить нормативные документы и учебно-методическую литературу, раскрывающую содержание ФГОС.
2. Отобрать приемы, методы, средства, развивающие универсальные учебные действия на уроке химии для 8-го класса по теме «Типы кристаллических решеток»
3. Составить конструкт урока по химии для 8-го класса по теме «Типы кристаллических решеток»
Методы, используемые для реализации данного проекта:
сравнение, обобщение, анализ.
Планируемый результат:
Повышение уровня профессиональной компетентности педагога в развитии УУД на уроках химии в 8 классе.
Конструкт урока
Тема урока: Типы кристаллических решеток
Класс: 8.
УМК: Химия. 8 класс. Габриелян О.С. М.: Дрофа, 2010.
Оборудование: учебник, тетрадь, ручка, карандаш, модели кристаллических решеток, слайд-фильм о кристаллах, проектор, ноутбуки.
Цели:
Обучающие: планируется, что в процессе урока обучающиеся:
- Повторят виды химической связи, агрегатные состояния вещества.
- Научатся выявлять зависимость свойств веществ от строения их кристаллических решёток: ионных, атомных, молекулярных, металлических.
- Проявят умение описывать изученные кристаллические решетки, применяя логику.
- Осознают значение теоретических знаний для практической деятельности человека.
Цели личностного развития обучаемых:
Воспитательные:
Способствовать формированию и развитию познавательного интереса к обучению, научного мировоззрения на основе изучения строения вещества
Развивающие:
Обеспечить условия для развития умений устанавливать причинно-следственные связи между типом химической связи и типом кристаллической решетки, между типом кристаллической решетки и физическими свойствами вещества.
Личностные результаты: формирование познавательных интересов учащихся при самостоятельном приобретении новых знаний на основе практических умений; формирование ценностных отношений друг к другу, учителю и результатам обучения.
Метапредметные результаты: развитие умения самостоятельно ставить цели, самостоятельной работы с информацией любой сложности, развитие моно- и диалоговой речи, умения выражать свои мысли, выслушивать собеседника, фиксировать результаты наблюдений и делать выводы.
Предметные результаты:
Базовый уровень: развитие умений заполнять таблицу, обнаруживать зависимости
Повышенный уровень: объяснять полученные результаты и делать выводы
Высокий уровень: формирование убеждения в объективности научного знания
Методы:
- Практический
- Словесный
- Наглядный
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Развиваемые УУД | Результат работы ученика |
Организационный | Приветствие. Создает благоприятную эмоциональную атмосферу, проверяет готовность к уроку. | Приветствует учителя, демонстрирует готовность к уроку. | Р. способность к волевому усилию, готовность к уроку. Л. знание моральных норм. | Готовое рабочее место. |
Мотивационный | Ведет эвристический диалог и организует деятельность учеников по определению цели урока и её достижения. Предлагает варианты задач урока для выбора и определения их последовательности. | Включается в эвристический диалог. Совместно определяет цель урока. Выбирает задачи для достижения цели и последовательность их выполнения. | Р. целеполагание, планирование. К. выражение своих мыслей, аргументация своего мнения. П. формулирование познавательной цели, анализ с целью выделения признаков. | Сформулированы цель и задачи урока. |
Повторение материала | Организует деятельность учащихся по определению связи изученного ранее на уроках физики и химии с новой темой. Формулирует определения основных понятий по теме урока. | Отвечает на вопросы учителя, работая в группе. Записывают определения основных понятий по теме урока. | П. построение логической цепи рассуждений. К. умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и вступать в диалог. Р. выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению. | Коллективное составление кластера на доске. Записанные в тетради определения. |
Усвоение новых знаний | Организует учащихся на выполнение практической работы, координирует работу в группах, предлагает планы работы групп. | Выполняет практическую работу в группе, делает выводы. Работает с учебником по предложенному плану, заполняет таблицу, делает вывод, составляет рассказ. | П. поиск и выделение информации. К. инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. Л. ориентация в межличностных отношениях, умение правильно распределить обязанности в группе. | Выполненная практическая работа. Заполненная таблица. |
Промежуточный контроль | Организует деятельность учащихся по обсуждению результатов работы в группах. | Представляет результаты выполненной работы (рассказ), слушает и заполняет таблицу в тетради. Сравнивает данные таблицы и устанавливает причинно-следственные связи. | П. синтез как составление целого из частей, восполняя недостающие компоненты, установление причинно-следственных связей. Р. умение представить результаты работы. К. умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли и оценивать действия партнера. Л. понимание значимости полученных результатов. | Результаты представлены в письменном и электронном виде, сделаны выводы. |
Рефлексив- ный | Даёт тестовое задание по изученной теме. Предлагает провести взаимоконтроль и оценить деятельность друг друга по данным критериям. Побуждает к высказыванию учащимися своего мнения о результатах урока. | Выполняет тест. Проводит взаимоконтроль и оценивает ответ одноклассника. Формулирует конечный результат своей работы на уроке. Определяет значимость урока для себя лично. | Р. выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено, контроль. Л. понимание значимости приобретаемых на уроке знаний и умений. | Отметка за урок. Оценка своего эмоционального состояния. |
Тема урока: «Типы кристаллических решеток»
Класс: 8.
«Познать сущее нельзя извне,
можно только изнутри»
Н.Бердяев
Цели:
Обучающие: планируется, что в процессе урока обучающиеся:
- Повторят виды химической связи, агрегатные состояния вещества.
- Научатся выявлять зависимость свойств веществ от строения их кристаллических решёток: ионных, атомных, молекулярных, металлических.
- Проявят умение описывать изученные кристаллические решетки, применяя логику.
- Осознают значение теоретических знаний для практической деятельности человека.
Цели личностного развития обучаемых:
Воспитательные:
- Способствовать формированию и развитию познавательного интереса к обучению, научного мировоззрения на основе изучения строения вещества
Развивающие:
- Обеспечить условия для развития умений устанавливать причинно-следственные связи между типом химической связи и типом кристаллической решетки, между типом кристаллической решетки и физическими свойствами вещества.
Оборудование: учебник, тетрадь, ручка, карандаш, модели кристаллических решеток, пластилин, графит, ложки металлические и пластмассовые, коллекция минералов, проектор, ноутбуки.
Ход урока
Приложение 1
Таблица 1. Кристаллические решетки, вид связи и свойства веществ
Тип решетки | Виды частицв узлах решетки | Вид связи между частицам | Примеры веществ | Наиболее характерные физические свойства | Практическое значение физических свойств |
Ионная | Ионы: катионы и анионы | Ионная | Соли, оксиды и гидроксиды типичных металлов | Тугоплавкие, нелетучие, твердые, многие хорошо растворимы в воде и проводят электрический ток в растворе и расплаве | Производство металлов методом электролиза из растворов или расплавоа их солей |
Атомная | Атомы | Ковалентная | Алмаз, кремний, бор. Исключение: кварц (оксид кремния) | Твердые, нерастворимые, тугоплавкие, как вещества с ионной кристаллической решеткой, но часто в превосходной степени – очень твердые, очень прочные и т.д. | Изготовление режущих и сверлящих инструментов из данных веществ |
Молекулярная | Молекулы | Между молекуласуществуют слабые силы межмолекулярного притяжения, а вот внутри молекул-прочная ковалентная связь | При обычных условиях газы или жидкости, или твердые вещества с низкой температурой плавления: органические вещества (нафталин), вода, углекислый газ и др. | Легкоплавкие, летучие, в твердом виде хрупкие, способны к возгонке, имеют малую твердость | «Сухой лёд», нафталин |
Металлическая | Атом-ионы | Метал- лическая | Металлы и сплавы | Ковкие, пластичные, тягучие, электро- и теплопроводные, имеют металлический блеск и т.д. | Изготовление изделий различной формы, электропроводников, нагревательных элементов и т.д. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Бинарный урок химии и математики по теме "Кристаллические решетки металлов"
В статье представлен бинарный урок математики и химии по теме "Кристаллические решетки металлов".Проведение бинарных уроков дает возможность формировать знания об окружающем мире и его закономер...
Урок в 8 классе "Кристаллические решетки"
План-конспект урока и презентация...
Сценарий урока химии для 8 класса "Кристаллические решетки"
Сценарий урока химии для 8 класса "Кристаллические решетки". Урок сопровождается презентацией MS Power Point....
конспект урока по химии "Кристаллические решетки" (ФГОС)
Разработка конспекта урока по химии в 8 классе, по теме "Кристаллические решетки"(ФГОС), урок изучения новой темы....
План-конспект урока химии по теме : "Кристаллические решётки" 8 класс
Разработанный урок по теме "Кристаллические решётки" предназначен для учащихся 8х классов общеобразовательных учреждений. Обучеющей целью является формирование понятия о кристаллическом и ам...
Бинарный урок химии и математики по теме "Кристаллические решетки металлов"
Проведение бинарных уроков дает возможность формировать знания об окружающем мире и его закономерностях в целом, преодолев дисциплинарную разобщенность научного знания, а так же усилить внутрипредметн...
Презентация к уроку химии в 11 классе на тему "Кристаллические решетки"
Презентация к уроку химии в 11 классе на тему "Кристаллические решетки"...