Конспект занятия "Адсорбция в военном деле"
план-конспект по химии по теме
Практикум по теме "Адсорбция в военном деле" является одним из занятий во внеурочной деятельности по предмету. Так же это занятие можно использовать в мероприятиях недели науки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_adsorbtsiya_v_voennom_dele.doc | 266.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Кулакова Ирина Владимировна – учитель химии МБОУ СОШ № 33 г.Озерск
ТЕМА ЗАНЯТИЯ «АДСОРБЦИЯ В ВОЕННОМ ДЕЛЕ»
Цели: Изучить явление адсорбции на примере различных веществ
Задачи:
- Обучающие:
изучить явление адсорбции (физическая и химическая);
пронаблюдать и проанализировать явление адсорбции;
найти примеры практического применения адсорбции в профессиональной деятельности и в жизни.
- Развивающие:
продолжить развитие навыков самостоятельной работы (делать выводы, анализировать, сравнивать, наблюдать).
продолжить развитие навыков техники лабораторных работ (фильтрование, взбалтывание);
развивать коммуникативные умения (вступать в контакт, выразить мысль, оказать помощь, сотрудничать).
- Воспитывающие:
воспитание активной самостоятельности в учении;
воспитание отношений сотрудничества;
воспитание чувства коллективизма.
Технологии:
- Технология интегрированного обучения (история-химия)
- Технология исследовательской деятельности
- Технология проблемного обучения
Оборудование:
- Презентация «Разделение однородных и неоднородных смесей, основанных на явлении сорбции», компьютер, проектор, экран, микроскоп.
- Для эксперимента:
- Эксперимент №1: газированный напиток (ярко окрашенный – пепси-кола), активированный уголь, колбы – 2 шт. (или пробирка), фильтр, воронка, электроплита (или спиртовка).
- Эксперимент № 2: активированный уголь, мерный стакан, раствор уксусной кислоты.
- Эксперимент № 3: духи (одеколон), кукурузные палочки, склянки (пробирки или колбы) с крышками – 2 шт.
ХОД УРОКА:
- ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
- ИЗУЧЕНИЕ И ЗАКРЕПЛЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
№ слайда | Действия учителя и учеников | ||||||
Слайд №1 «Титульный» | Название: «Адсорбция в военном деле» | ||||||
Слайд №2 «Благодаря чему Россия выиграла первую мировую войну?» | |||||||
Учитель: С физико - химическим явлением, которое было положено в основу работы противогаза и о котором сейчас пойдет речь, знаком, наверное, каждый, хотя, может быть, не все знают, что оно называется адсорбцией. Если вы даже не слышали о адсорбции то, наблюдали ее неоднократно. Как только потекшая гелевая ручка попадает на бумагу или на одежду, так сразу вы и знакомитесь с этим явлением. Когда поверхность одного вещества (бумаги, ткани) поглощает частицы другого вещества (чернил), это и есть адсорбция. | |||||||
Слайд №2 «Сорбция» | Учитель комментирует слайд:. Сорбцией (от латинского «sorbeo» - поглощаю, втягиваю) называют любой процесс поглощения одного вещества другим, независимо от механизма поглощения. В зависимости от механизма сорбции различают адсорбцию, абсорбцию и хемосорбцию. На слайде:
| ||||||
Слайд №3 «Абсорбция и адсорбция» | На слайде:
жидкостей поверхностью твердых тел.
компонентов газовой смеси жидким поглотителем.
объеме; при адсорбции – поглощение вещества поверхностью. Мы сегодня будем рассматривать адсорбцию. Материал, на котором происходит адсорбция называется адсорбентом, адсорбирующееся вещество является адсорбатом. Что в данном примере является адсорбентом (бумага, ткань), а что – адсорбатом (чернилы)? | ||||||
Слайд №4 «Понятие адсорбция» | Учитель: . Если даже вы и не проходили адсорбцию на уроках, наблюдали вы ее неоднократно. Одежда маляра пахнет скипидаром и краской, кондитера – орехом мускатным, шофера – бензином. Причина этого вызвана адсорбцией молекул газов на одежде. На слайде: Адсорбция - (от лат. ad — на, при и sorbeo — поглощаю), поглощение какого-либо вещества из газообразной среды или раствора поверхностным слоем жидкости или твёрдого тела. Рассмотрим механизм данного процесса: Просмотр видео ресурса с Интернета по гиперссылке (4:27): http://www.youtube.com/watch?feature=player_embedded&v=odM6KfFa4Uo | ||||||
Дополни-тельный материал | Учитель: Чтобы вы имели представление о данном явлении, приведу в качестве примера две истории: странную болезнь Ньютона и версию отравления Наполеона. Странная болезнь Ньютона: незадолго до своего пятидесятилетия, в 1692 году, Ньютон тяжело заболел. Причина болезни осталась неизвестной. Недуг продолжался год. Когда непонятная болезнь прошла, он прожил еще 33 года. Впоследствии группа исследователей проанализировала имеющиеся в их распоряжении волосы великого ученого. Оказалась, что средняя концентрация ртути в них в 15 раз превышала норму. Химический анализ волос и то обстоятельство, что до болезни Ньютон 18 лет работал с ртутью, послужили основанием считать болезнь Ньютона результатом ртутного отравления. количество мышьяка (в виде арсенита мышьяка). В настоящее время объяснение причины болезни Ньютона и возможность отравления Наполеона следует рассматривать как версии. Безусловной в одном случае является повышенная концентрация в волосах ртути, в другом - мышьяка. Возможно, они проникли во внутренние органы человека, а затем в волосы, но скорее это произошло вследствие адсорбции паров ртути и мышьяка из окружающей среды. | ||||||
Слайд №6 «Открытие» | Учитель: Честь открытия адсорбции в растворах, положившего начало области новой химии – учению о поверхностных явлениях, принадлежит русскому учёному XVIII в. Т.Е.Ловицу. Приемник М.В. Ломоносова по кафедре химии Петербургской Академии наук, он дал исчерпывающее описание адсорбционных свойств угля и указал области его возможного применения, в том числе медицине. На слайде (последовательность появления):
| ||||||
Слайд №7 «Адсорбтив и адсорбент» | Учитель: Адсорбирующееся вещество является адсорбатом, адсорбирующее вещество – адсорбентом. В приведенных примерах, пары ртути и соединений мышьяка будут адсорбатом, а волосы – адсорбентом. Ни Ньютон, ни Наполеон не подозревали, что их волосы являлись адсорбентом, и ничего не могли сделать для предотвращения адсорбции. Очень хороший адсорбент - уголь. Причем не каменный, а древесный, и не просто древесный, а активный (активированный). Ребята, а что представляет собой древесный уголь? (Предполагаемый ответ: Древесный уголь - это микропористый высокоуглеродистый продукт, образующийся при разложении древесины без доступа воздуха. Чтобы увеличить поглотительную способность, древесный уголь обрабатывают горячим водяным паром. Обработанный таким способом уголь называют активированным или активным. Применяется в производстве кристаллического кремния, сероуглерода, чёрных и цветных металлов, активированного угля, в качестве топлива в кузнечных горнах, используется в металлургии при выплавке особо чистых сортов чугуна, так как не содержит вредных примесей, имеющихся в коксе. Однако больше известно применение древесного угля, основанное на его способности к адсорбции – способности поглощать (адсорбировать) различные вещества.) Можно продемонстрировать активированный уголь под микроскопом. На слайде: Адсорбтив – поглощаемое вещество. Адсорбент – поглотитель. | ||||||
Слайд №10 «Эксперимент №1» | Эксперимент №1. «Адсорбция активированным углем красящих веществ газировки» При проведении данного эксперимента необходимо вспомнить ТБ
| ||||||
Слайд №11 «Экспери-мент №2» | Эксперимент №2. «Способность активированного угля поглощать пахучие вещества» Учитель: Адсорбенты способны поглощать вещества не только из растворов Давайте выясним: может ли уголь адсорбировать газообразные вещества, лучше это выяснить на примере пахучих веществ. Пахучая жидкость при нагревании будет быстрее испаряться и сильнее пахнуть.
| ||||||
Слайд №12 «Экспери-мент №3» | Эксперимент №3. «Адсорбция кукурузными палочками паров пахучих веществ» Учитель: Не обязательно брать для этих опытов активный уголь. Есть много других веществ, которые могут служить адсорбентами: туф, сухая размолотая глина, мел, промокательная бумага. Словом, самые разные вещества, но обязательно с развитой поверхностью. В том числе и некоторые пищевые продукты — вы, наверное, знаете, как легко хлеб впитывает посторонние запахи. Недаром пшеничный хлеб не советуют держать в одной упаковке с ржаным — их запахи смешиваются, и каждый теряет свой особый, только ему присущий аромат. Очень хороший адсорбент — воздушная кукуруза, или кукурузные палочки, столь любимые многими из нас. Конечно, тратить на опыт пакет или даже четверть пакета нет смысла, но несколько штук... Попробуем. Предыдущий опыт с пахучими веществами повторите в присутствии кукурузных палочек. Давайте узнаем, исчезнет ли запах совершенно. Конечно, после опыта есть палочки уже нельзя. Оборудование: духи (одеколон), кукурузные палочки, склянки (пробирки или колбы) с крышками – 2 шт. Ход работы: 1. В две склянки с крышками капните по капле духов. 2. В одну из склянок положите 4-5 кукурузных палочек. 3. Обе склянки закройте крышками. 4. Склянку, в которой находятся кукурузные палочки, немного потрясите. 5. Откройте обе склянки. 6. Объясните результаты опыта. | ||||||
Эксперимент № 4 «Адсорбция ионной металлов из растворов» На основе адсорбции производят очистку и осветление воды, которую в дальнейшем используют для питья и технических нужд. С помощью угля можно абсорбировать даже ионы металлов из растворов солей. У вас на столе стоит раствор нитрата свинца. Ход работы:
| |||||||
Демонстрационный опыт «Абсорбция углекислого газа» Явление адсорбции газов кукурузными палочками можно доказать на примере с углекислым газом. Вспомните, как можно обнаружить углекислый газ? Предполагаемый ответ: с помощью известковой воды. Она помутнеет. Заранее заполним две пробирки углекислым газом.
Предполагаемый ответ: Жидкость станет мутной только в том стакане, в который «вылили» газ, не обработанный адсорбентом. А из другой пробирки, той, где были кукурузные палочки, диоксида углерода не извлечь: его поглотил адсорбент. | |||||||
«Применение» | Учитель: Адсорбция - очень распространенное явление, широко используется в технике, быту и повседневной жизни. Где мы это используем?. Задание: Составьте кластер «Применение адсорбции» На слайде:
анестезиология и реаниматология, токсикология и др. | ||||||
Слайд №9 «Применение» | На слайде:
| ||||||
Дополнительный материал | Практическое значение адсорбции. Учитель дополняет ответ учащихся, если это требуется
| ||||||
Итак, давайте подведем итог нашего занятия.
Я благодарю вас за активную работу и доброжелательное отношение на занятие. В заключении сегодняшнего разговора хотелось бы, чтобы вы продолжили одну из фраз на экране: Я рада, что это занятие было для вас полезным, познавательным, заставило вас задумать о
Я рада, что это занятие было для вас полезным, познавательным и подарило вам новые знания и умения. |
Литература:
- Сорбция - http://proiz-teh.ru/adsorbcija.html
- Т.Е.Ловиц. http://www.y10k.ru/articles/descr363913.html
- О.С.Габриелян. Г.А.Шипарева. Химия. 7 класс: рабочая тетрадь к учебному пособию. – М: Дрофа, 2011.
Источники изображений:
- Адсорбция. http://khimie.ru/wp-content/uploads/2011/12/Adsorbtsiya-na-poverhnosti-tverdogo-tela.jpg
- http://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=324186287-22-72&n=21
- Заголовок «Адсорбция». http://i1.fastpic.ru/big/2009/1124/85/23325534c071435b9bd24ed210d1a285.jpg
- Абсорбция и адсорбция. http://www.cogeneration.ru/netcat_files/122/183/h_4187444ffdebaed6ae67a78b739f6eb3
- http://www.biosite.dk/leksikon/images/absorption.gif
- Т.Е.Ловиц. http://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=945047903-15-72&n=21
- Аквариум. http://chihuashki.ru/sites/default/files/images/aqua-filter.jpg
- Колбы. http://img.board.com.ua/a/1043870050/wm/1-nigrozin-spirtorastvorimyij.jpg
- Адсорбтив. http://www.chemport.ru/newsimages/1236326342b81d8.jpg
- Задумался (анимация). http://opritiplanetavreausacobor.files.wordpress.com/2009/11/boy_thinking.gif
- Духи. http://www.ledinn.ru/userfiles/Dolce_Vita.jpg
- Кукурузные палочки. http://www.povarenok.ru/images/recipes/step/29/2936/293610.jpg
- Склянки химические с крышками. http://happywitch.ru/upload/iblock/cc2/cc2ef48d2a7c0a943f3a0fcbb99212c7.jpeg
- Древесные опилки. http://deloles.alloy.ru/media/images/2011/11/05/big/966b6a05e26b094e752be24c0126c4ef.jpeg
- Уголь. http://zamkova.info/uploads/posts/2011-10/1318333290_1.jpg
- Химия. http://www.edu.cap.ru/Home/3885/novi%20god%202011/festival%20himia.gif
- Опыт адсорбция. http://900igr.net/datai/khimija/Otstaivanie-vody/0005-004-Adsorbtsija-Porjadok-provedenija.jpg
- Мерный стакан. http://era-med.ru/image/cache/data/raznoe/%2012345-400x400.jpg
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Химия и военное дело"
В связи с особенностью образовательного учреждения, в кадетском корпусе особое значение приобретает военно-патриотическая направленность в преподавании дисциплин.Задачи образовательного и воспитательн...
Углеводороды в военном деле
Материал об использовании углеводородов для производства материалов, применяемых в военном деле. Может быть использован при проведении бинарных уроков химия - ОБЖ...
Программа дополнительного образования "Автомобиль в военном деле"
Программа направлена на изучение истории возникновения и развития Автомобильных войск в России...
Календарно-тематическое планирование занятий по программе дополнительного образования «Автомобиль в военном деле»
Календарно-тематическое планирование занятий по программе дополнительного образования «Автомобиль в военном деле»...
Интеллектуальная игра "Математика и военное дело"
" НЕ ПЕКИСЬ О СНИСКАНИИ ВЕЛИКОГО ЗНАНИЯ,ИЗ ВСЕХ ЗНАНИЙ -НРАВСТВЕННАЯ- САМАЯ НУЖНЕЙШАЯ, НО ЕЙ НЕ ОБУЧАЮТСЯ " ...
Курс "Основы военного дела" для школ с кадетским компонентом.
Календарно-тематическое планирование курса "Основы военного дела", для школ с кадетским компонентом, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем учеб...
Конспект занятия "Адсорбция в военном деле"
Практикум по теме "Адсорбция в военном деле" является одним из занятий во внеурочной деятельности по предмету. Так же это занятие можно использовать в мероприятиях недели науки....