Презентация к проекту "Получение коллоидного раствора серебра и изучение его свойств"
презентация к уроку по химии (8, 9, 10 класс) на тему
Данная презентация позволит привлечь к проектной работе по химии большое количество учащихся, максимально использовать оборудование Курчатовского проекта
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poluchenie_kolloidnogo_serebra.pptx | 1.94 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Основные черты современного развития в области естественных наук:
Получение стабильных концентрированных водных дисперсий с заданными физико-химическими свойствами на базе наночастиц серебра является необходимой стадией при создании наноструктурных материалов, применяемых в микроэлектронике, электрохимии, при синтезе оптико-электронных сенсоров, пигментов др В связи с бактерицидными свойствами ионов серебра его нанодисперсии могут служить основой для создания новых классов бактерицидных препаратов, различного рода лекарственных веществ. Главным вопросом остается возможность получения дисперсной системы с требуемой устойчивостью во времени и к действию внешних факторов. Известным методом получения золей и порошков металлов является химическое восстановление, однако возможности регулирования дисперсности и других свойств золей металлов требуют детального изучения. АКТУАЛЬНОСТЬ
Гипотеза Условия получения коллоидного раствора серебра, методом жидкофазного химического осаждения из растворов, влияют на дисперсионные характеристики наночастиц серебра и их устойчивость.
Основные этапы работы Обоснование темы Постановка цели и задач Составление обзора литературы Практическая часть Обработка и систематизация полученных данных
Цель работы Изучение процесса восстановления серебра в водных растворах ; определение оптимальных условий синтеза наночастиц серебра; и зучение оптических и электрических свойств полученных растворов.
Задачи Экспериментально получить разными способами коллоидный раствор серебра, меняя восстановители, рН, концентрацию и условия. И зучить оптические и электрические свойства золей серебра. Основные цели педагогов: привлечение учащихся к проектной деятельности; обучение работе с оборудованием, полученном в рамках Курчатовского проекта; междисциплинарный подход.
Наночастицы серебра в водных растворах получали путем восстановления ионов серебра с помощью раствора глюкозы и таннина . Реакцию восстановления проводили в различных условиях. Кроме того были попытки восстановить серебро 1% раствором формалина, а также фармацевтическим препаратом «Аскорбиновая кислота с глюкозой». В результате получались нестабильные растворы. Конечно, эти опыты можно продолжить. Выбор глюкозы и таннина обусловлен лучшими результатами.
Оборудование 1. Аналитические весы лабораторные. 3. Числовые датчики мутности, рН, электропроводности. 4. Микроволновая печь. 6. Спектрофотометр. 7. Web -камера на подвижном штативе. 8. Приборы для наблюдения конуса Тиндаля . 9. Механические дозаторы. 10. Магнитные мешалки. 11.Дистиллятор. 12. Портативный компьютер aquarius . 13. Центрифуга. 14. Оптические фильтры. 15.АСМ 16. Химическая посуда. Как видно из списка, при работе над проектом использовано большое количество оборудования. Мы сами и учащиеся освоили работу на нем, что, несомненно, является достоинством проекта.
Реактивы 0,025 М раствор AgNO 3 , 0,1% раствор таннина , 0,025 М раствор глюкозы, раствор аммиака, дистиллированная вода . Использовались реактивы квалификации « хч » и дистиллированная вода, поэтому дополнительная очистка не проводилась.
Получение наночастиц серебра восстановлением с помощью таннина . При исследовании влияния рН в интервале 5,57-10,0 (С(AgNO 3 ) = 0,005 М; С ( таннина ) = 0,1% установлено, что растворы с рН больше 9 являются неустойчивыми: в осадок выпадало металлическое серебро. Окраска полученных растворов с увеличением значения рН изменялась от бледно- молочной до темно-коричневой. Таким образом, увеличение рН приводит, вероятно, к возрастанию количества и размера образующихся наночастиц серебра, а также сопровождается их агрегированием. Седиментационную устойчивость оценивали визуально. Оптимальное, на наш взгляд, значение рН = 8-8,7 . При этом таннин C 76 H 52 O 46 окисляется до флобафенов C 76 H 52 O 49 , а серебро восстанавливается. рН измеряли цифровым датчиком и доводили до нужного значения раствором аммиака при помощи дозатора объемом 5-50 мкл . Очень удобно использование электронных весов. Цифровыми датчиками измерили электропроводность и мутность.
Опыт проводили на многоместной магнитной мешалке. Реактивы отмеряли дозаторами. Результаты сведены в таблицу. ИСХОДНЫЕ СМЕСИ ПОЛУЧЕННЫЕ РАСТВОРЫ
К Концентрация таннина 0,1% 0,1% 0,1% Объем 10 мл 10 мл 10 мл Объем воды 100 мл 100 мл 100мл рН 5,57 8,7 10,0 Концентрация раствора AgNO 3 0,005 М 0,005 М 0,005М Обьем 3 мл 3 мл 3 мл Цвет раствора Мутный белый Темно-оранжевый Темно-коричневый Электропроводность, мСм/см 0,53 0,13 0,24 Мутность,ЕФМ Не измеряли 2,2 97,6 № раствора 1 2 3 КОНУС ТИНДАЛЯ Электропроводность дистиллированной воды – 0,05 мСм /см, раствора AgNO 3 - 0 , 66 мСм /см
Рассеивание света- источник (фонарь) красные-длинноволновые , зеленые-средневолновые Использовали призматические емкости от датчика мутности.
В данной работе исследован процесс восстановления серебра в водных растворах глюкозы разной концентрации, в отсутствие какого-либо дополнительного стабилизатора. Получение наночастиц серебра восстановлением с помощью глюкозы. Изучение влияния концентрации нитрата серебра на стабильность коллоидного раствора. К раствору (10 мл) нитрата серебра определенной концентрации (0,0001 М, 0,001 М, 0,0025 М и 0,005М) добавляли такой же объем раствора глюкозы 0,05 М. Доводили рН до 8-8,5 с помощью раствора аммиака. Затем обрабатывали смесь в микроволновой печи при мощности излучения 800. Время облучения подбирали экспериментально, проверяя содержимое через 1 минуту. Оптимально – 3 минуты . Процесс восстановления серебра можно выразить следующим уравнением HOCH 2 -(CHOH) 4 -CH =O +2[Ag(NH 3 )2]OH HOCH 2 -( CHOH) 4 -COONH 4 + 2Ag↓ +3NH 3 + H 2 O
Концентрация раствора AgNO 3 0,0001 М 0,001 М 0,0025 М 0,005М Объем 10 мл 10 мл 10 мл 10 мл Концентрация раствора глюкозы 0,05 М 0,05 М 0,05 М 0,05 М Объем 10 мл 10 мл 10 мл 10 мл Цвет Прозрачный желтый Мутный коричневый Мутный коричневый Мутный серый Седиментационная устойчивость устойчив Неустойчивы
ПРИГОТОВЛЕНИЕ РАСТВОРОВ
ПОСЛЕ ДОБАВЛЕНИЯ АММИАКА
ПОСЛЕ 3Х МИНУТ В МИКРОВОЛНОВКЕ
КОНУС ТИНДАЛЯ Определены оптимальные условия восстановления серебра: восстановитель – глюкоза; С(AgNO 3 ) = 0,0001М; С (C 6 H 12 O 6 ) = 0,05М; рН = 9,0 . Для наблюдения эффекта Тиндаля : Необходимо приготовить различные источники направленного света. Для наблюдений явлений рассеяния света необходимо приготовить экран. Для получения чёткой картины эксперимента проводить наблюдения при затемнении или в вечернее время. Для фиксирования результатов эксперимента необходимо приготовить цифровой фотоаппарат. Фотоаппарат настроить на съёмку в затемнённом помещении . Мы использовали кюветы от датчика мутности.
Эффект Тиндаля Доказательство различной длины волны красной и синей части спектра белого света. Использованы светофильтры –красный, синий.
Определение оптической плотности растворов при помощи спектрофотометра. Оптические спектры поглощения гидрозолей серебра регистрировали при комнатной температуре в области 350-700 нм на спектрофотометре в кварцевой кювете, длина оптического слоя – 1 см. Максимум поглощения наблюдается на длине волны λ = 420 нм . По литературным данным, это соответствует поглощению серебряных частиц размером несколько нанометров . Очень долго пытались провести измерения с использованием компьютерной программы. К сожалению, в поставке такой программы нет. Делали все вручную.
Восстановление раствором танина при рН=10 Восстановление раствором глюкозы при рН=9,0 Восстановление раствором танина при рН= 8,7
ПОКАЗАНИЯ ДАТЧИКА МУТНОСТИ В РАСТВОРАХ №2, №3 Сразу не получилась работа с датчиком мутности. Оказалось он требует настройки. Нажимать надо на саму надпись «Настройка» и ждать окончания.
Мы попытались доказать, что получены именно наночастицы серебра. На центрифуге выделить их не удалось. В итоге профильтровали раствор через яичную скорлупу, которая не пропускает коллоидные частицы. Обработали осадок на скорлупе азотной кислотой, а затем добавили хлорид натрия. Образовался белый творожистый осадок, нерастворимый в избытке азотной кислоты. Ag + + Cl - = AgCl ↓ Результат доказывает наличие серебра в исходном растворе.
Была сделана удачная попытка посмотреть полученные образцы на АСМ. Данный снимок позволяет утверждать, что обнаруженные частицы имеют наноразмеры . Снимок последовательно обрабатывался: плоскость – вертикальный фильтр - фильтр резкости Лаплас 5*5. На исходном снимке ничего не видно.
АСМ работает с образцами на твердом носителе. Попытка получить частицы серебра центрифугированием не удалась. Воспользовались простым испарением раствора с поверхности С D- диска (хорошо режется ножницами). Датчик АСМ Центрифуга с образцами Твердый носитель Интерфейс АСМ
Выводы В ходе работы ознакомились с литературой по данной теме. Выбрали методики получения растворов коллоидного серебра, которые можно осуществить в школьной лаборатории. После проведенных исследований, было установлено, что эффективными восстановителями являются раствор таннина и глюкозы. («зеленые» восстановители). Определены оптимальные концентрации реагентов, условия проведения экспериментов. Изучены оптические и электрические свойства полученных растворов. Выполнение данной работы позволило совершенствовать приемы работы с оборудованием, поставленном в рамках реализации «Курчатовского проекта»
Над проектом может работать целый класс!!! Возможные направления продолжения работы над данной темой. Продолжение серии опытов с формалином Продолжение серии опытов с препаратом «Аскорбиновая кислота с глюкозой» Длительное наблюдение за стабильностью растворов с использованием датчика мутности Подбор стабилизаторов для полученных растворов Определение зависимости размеров наночастиц от способов и условий получения. Фиксирование результатов при помощи АСМ Сравнение полученных растворов с медицинскими препаратами «Протаргол» и « Коларгол » Исследование влияния коллоидного серебра на биологические препараты
1. Воюцкий С.С. Курс коллоидной химии. – М.: Химия, 1975. 2.Конькова А.В. Коллоидные растворы: руководство к лабораторной работе. / А.В. Конькова – Северск: Изд –во СТИ НИЯУ МИФИ, 2010. 3.Агафонова Е.И. и др. Практикум по физической и коллоидной химии.– М.:Высшая школа, 1985. 4.Балезин С.А., Ерофеев Б.В., Подобаев Н.И. Основы физической и коллоидной химии. – М.: Просвещение, 1970. 5.Б.Г.Ершов Наночастицы металлов в водных растворах: электронные, оптические и каталитические свойства/Ершов Б.Г.//Журнал российского химического общества им. Д.И. Менделеева. – 2001. - Т. XLV , № 3. 6. Кузьмина Л.Н.Получение наночастиц серебра методом химического восстановления/ Л.Н.Кузьмина , Н.С.Звиденцова , Л.В Колесников// Журнал Российского химического общества им. Д.И. Менделеева. – 2007. - Т. XХХ, № 8. 7. Сергеев Б.М.. Получение наночастиц серебра в водных растворах полиакриловой кислоты/ Б.М.Сергеев , М..В. Кирюхин, А.Н.Прусов , В.Г Сергеев // Вестник Московского Университета. Серия 2. Химия – 1999. – Т.40, №2 8. Вегера , А.В. Синтез и физико-химические свойства наночастиц серебра/ А.В. Вегера , А.Д. Зимон // Московский государственный университет технологии и управления. – 2006 9. Шабанова, Н.А. Химия и технология нанодисперсных систем/ Н.А.Шабанова , В.В.Попов , П.Д.Саркизов . – М.:ИКЦ «Академкнига СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Определение состава тканей и изучение их свойств"
Презентация составлена с учетом повторения тканей химического и натурального происхождений. Представлена схема проведения практической работы по определению свойств тканей....
Проектная работа"Получение коллоидного раствора серебра и изучение его свойств"
Проектная работа"Получение коллоидного раствора серебра изучение его свойств"Данная работа позволяет учителю организовать исследовательскую работу учащихся во внеурочное время с использованием о...
Проектная работа "Получение коллоидного раствора серебра и изучение его свойств"
Данная работа позволит привлечь к проектной работе по химии большое количество учащихся, максимально использовать оборудование Курчатовского проекта...
презентация по теме "Вода. Растворы. Растворение."
представлена презентация к учебному занятию по химии по теме "Вода.Растворы.Растворение." для обучающихся 1 курса колледжа (технический профиль).Занятие №10, но №1 в теме 1.4 "Вода. Растворы. Электрол...
Получение и свойства коллоидных растворов.
Практическая работа для профильного класса. Соотвествует учебнику О.С.Габриеляна...
Теоретический материал для студентов II курса по теме: Коллоидные растворы
Цель: приобретение системных знаний о коллоидно-дисперсных системах в зависимости от признаков классификации, о методах получения, очистки и об устойчивости дисперсных систем и умение применять эти зн...
Урок технологии в 7 классе "Свойства текстильных материалов. Определение сырьевого состава тканей и изучение их свойств"
Цель урока: организовать деятельность учащихся по ознакомлению с видами и свойствами натуральных волокон животного происхождения и тканей из них; научить школьниц определять свойства и состав материал...