рабочая программа по химии 9 класс
рабочая программа по химии (9 класс) по теме
рабочая программа и КТП к учебнику Новошинской для 9 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochie_programmy_himiya_9_klass_2014-2015.doc | 282.5 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное образование город Краснодар
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
муниципального образования город Краснодар
средняя общеобразовательная школа № 93
УТВЕРЖДЕНО
решение педсовета, протокол № ____
от 29.08 2014 года
Председатель педсовета
________________ О.Н. Дегтярева
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
I вида
по _____________химии_________________________________________
(указать предмет, курс, модуль)
Ступень обучения (класс) основное общее образование, 9класс
Количество часов 68 Уровень базовый_______________________
(базовый, профильный)
Учитель Стороженко Татьяна Николаевна_________________________
Программа разработана на основе
авторской программы курса химии для 9 класса общеобразовательных учреждений И.И. Новошинского, Н.С.Новошинской / Программа курса, тематическое и поурочное планирование к учебнику И.И.Новошинского, Н.С.Новошинской «Химия» для 9 класса общеобразовательных учреждений.- М.: ООО «ТИД «Русское слово-РС», 2009.
Согласовано
заместитель директора по УВР
_____________Л.В. Азарова __
«___»___________2014 года
муниципальное образование город Краснодар
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
муниципального образования город Краснодар
средняя общеобразовательная школа № 93
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ
по _______________химии______________________________________
(указать предмет, курс, модуль)
Класс 9_Д __________________________________________________
Учитель Дегтярева Олеся Николаевна ___________________________
Количество часов: всего 68 часа, в неделю 2 часа.
Планирование составлено на основе рабочей программы
Стороженко Т.Н. «Химия 9 класс», утвержденной решением педагогического совета МБОУ СОШ № 93, протокол №1 от 29.08.2014 года
1. Пояснительная записка
Рабочая программа по химии для 9 класса создана на основе авторской программы курса химии для 9 классов общеобразовательных учреждений, допущенной Министерством образования и науки РФ, М.: ООО «ТИД Русское слово-РС», 2009. Автор И.И. Новошинский, Н.С. Новошинская. Авторская программа в полном объеме является рабочей программой и соответствует федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования по химии (Часть I. Основное общее образование). Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения химии, которые определены стандартами.
Поскольку в авторской программе указано распределение часов по темам учебного курса и общее их количество (68 часов, из них 1 час резервное время) совпадает с учебным планом школы, нет необходимости их перераспределения. Рабочая программа составлена из расчета 2 часа в неделю, 68 часов за год: практические работы – 6 часов, контрольные работы – 4 часа. Резервное время (1 час) направлено на увеличение темы «Органические соединения».
Таблица тематического распределения количества часов:
№ п/п | Темы | Количество часов | |
Авторская программа | Рабочая программа | ||
Повторение некоторых вопросов курса химии 8 класса | 2 | 2 | |
1 | Окислительно–восстановительные реакции | 4 | 4 |
2 | Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева – основа изучения и предсказания свойств элементов и их соединений | 4 | 4 |
3 | Водород и его важнейшие соединения | 7 | 7 |
4 | Галогены | 5 | 5 |
5 | Скорость химических реакций и их классификация | 2 | 2 |
6 | Подгруппа кислорода | 8 | 8 |
7 | Подгруппа азота | 8 | 8 |
8 | Подгруппа углерода | 6 | 6 |
9 | Металлы и их соединения | 11 | 11 |
10 | Органические соединения | 10 | 11 |
Резервное время | 1 | - | |
Итого | 68 | 68 |
2. Содержание обучения, требования к подготовке учащихся по химии в полном объеме совпадают с авторской программой по химии.
Перечень практических работ.
№ п\п | Вид работы, тема | Дата проведения | |
По плану | Факти-чески | ||
9Д | 9Д | ||
1 | Практическая работа №1 (ТБ). Решение экспериментальных задач по темам «Важнейшие классы неорганических соединений» и «Реакции ионного обмена» | 4.09 | |
2 | Практическая работа №2 (ТБ). Галогены | 20.11 | |
3 | Практическая работа №3 (ТБ). Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа кислорода» | 15.12 | |
4 | Практическая работа №4 (ТБ). Получение аммиака и изучение его свойств. Соли аммония | 19.01 | |
5 | Практическая работа №5 (ТБ). Получение оксида углерода (IV) и изучение его свойств. Свойства карбонатов | 16.02 | |
6 | Практическая работа №6 (ТБ). Решение экспериментальных задач по теме «Металлы и их соединения» | 6.04 | |
ИТОГО | 6 |
Перечень контрольных работ.
№ п\п | Вид работы, тема | Дата проведения | |
По плану | Факти-чески | ||
9Д | 9Д | ||
1 | Контрольная работа № 1 по темам: «Окислительно-восстановительные реакции», «Периодический закон и Периодическая система», «Водород и его важнейшие соединения» | 27.10 | |
2 | Контрольная работа № 2 по темам: «Галогены», «Скорость химических реакций и их классификация», «Подгруппа кислорода» | 22.12 | |
3 | Контрольная работа № 3 по темам: «Подгруппа азота», «Подгруппа углерода» | 26.02 | |
4 | Контрольная работа № 4 по теме «Металлы и их соединения» | 13.04 | |
ИТОГО | 4 |
3. Список использованной учебно-методической литературы.
1. Программа курса, тематическое и поурочное планирование к учебнику И.И. Новошмнского и Н.С. Новошинской "Химия" для 9 класса общеобразовательных учреждений.-М.: ООО "ТИД" «Русское слово-РС», 2009 г.
2. Новошинский И.И., Новошинская Н.С. Химия, 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. – .-М.: ООО "ТИД" «Русское слово-РС», 2011 г.
3. Новошинский И.И., Новошинская Н.С. Текущий и итоговый контроль по курсу Химия. 9 класс. – Москва: «Русское слово», 2013
4. Новошинский И.И., Новошинская Н.С. Типы химических задач и способы их решения, 8-11 классы. – .-М.: ООО "ТИД" «Русское слово-РС», 2008 г.
5. Новошинский И.И., Новошинская Н.С. Тетрадь для практических работ по химии. 9 класс. – .-М.: ООО "ТИД" «Русское слово-РС», 2008 г..
6. Новошинский И.И., Новошинская Н.С. Таблицы по химии. – .-М.: ООО "ТИД" «Русское слово-РС», 2008 г.
7. Диски DVD: «Виртуальная лаборатория» 8-11 класс, «Химия» 8-9 класс.
8. Интерактивное учебное пособие «Наглядная химия»: «Начала химии. Основы химических знаний», «Строение вещества. Химические реакции», «Химия 10-11 класс», «Химия 8-9 класс», «Металлы», «Неметаллы», «Растворы. Электролитическая диссоциация», 2012 год.
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания Заместитель директора по УВР
методической кафедры учителей _____________ Л.В. Азарова
химии, биологии, географии
от .08.2014г. №_1_, «_____» августа 2014 года
Председатель МК
________________ Т.Н.Стороженко
№ урока | Содержание (разделы, темы) | Кол-во часов | Дата проведения | Оборудование урока | |||||||||||||
По плану | Фак-тически | ||||||||||||||||
9Д | 9Д | ||||||||||||||||
Повторение некоторых вопросов курса химии 8 класса (2 часа) | |||||||||||||||||
1. | Вводный инструктаж по ТБ. Важнейшие классы неорганических соединений. Реакции ионного обмена | 1 | 1.09 | Мультимедийное оборудование Интерактивное пособие (далее – ИП) «Строение вещества» (№ 17), «Химия 8-9» (№8,13) | |||||||||||||
2. | Практическая работа №1 (ТБ). Решение экспериментальных задач по темам «Важнейшие классы неорганических соединений» и «Реакции ионного обмена» | 1 | 4.09 | Лабораторное оборудование | |||||||||||||
Тема 1. Окислительно–восстановительные реакции (4 часа) | |||||||||||||||||
3. | Понятие об окислительно- восстановительных реакциях | 1 | 8.09 | ИП «Строение вещества» (№ 15), «Химия 8-9» (№6) Демонстрации: 1.Взаимодействие соляной кислоты с цинком и оксидом кальция. 2. Горение серы (угля) и взаимодействие оксида серы (IV) (оксида углерода IV) с водой или гидроксидом натрия. | |||||||||||||
4. | Окислители и восстановители. Окислительно-восстановительная двойственность | 1 | 11.09 | ИП «Строение вещества» (№ 15), «Химия 8-9» (№6) Мультимедийное оборудование | |||||||||||||
5. | Составление уравнений окислительно-восста-новительных реакций | 1 | 15.09 | ИП «Строение вещества» (№ 15), «Химия 8-9» (№6) Лабораторный опыт № 1 Окислительно–восстановительные реакции | |||||||||||||
6. | Упражнения в составлении уравнений окислительно-восстановительных реакции | 1 | 18.09 | ИП «Строение вещества» (№ 15), «Химия 8-9» (№6) Мультимедийное оборудование | |||||||||||||
Тема 2. Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева – основа изучения и предсказания свойств элементов и их соединений (4 часа) | |||||||||||||||||
7. | Периодический закон | 1 | 22.09 | Демонстрации: 1.ПСХ элементов Д. И. Менделеева. 2. Опыты по сопоставлению: а) металлических свойств; б) кислотно-основных свойств оксидов и гидроксидов. Лабораторный опыт № 2 Сущность явления периодичности | |||||||||||||
8. | Характеристика химического элемента и его соединений на основе положения в Периодической системе и строения атома | 1 | 25.09 | Демонстрация: Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева | |||||||||||||
9. | Значение Периодического закона | 1 | 29.09 | Демонстрация: 1.Периодическая система хими-ческих элементов Д.И. Менделеева 2. Кинофильм «Жизнь и научная деятельность Д.И. Менделеева» (фрагмент) | |||||||||||||
10 | Обобщение знаний по темам «Окислительно-восстановительные реакции» и «Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева» | 1 | 2.10 | ||||||||||||||
Тема 3. Водород и его важнейшие соединения (7 часов) | |||||||||||||||||
11 | Водород, его общая характеристика, нахождение в природе и получение | 1 | 6.10 | Мультимедийное оборудование | |||||||||||||
12 | Свойства и применение водорода | 1 | 9.10 | Демонстрации: Получение водорода и ознакомление с его физ. и хим. свойствами (горение и восстановление меди из оксида меди (II)) | |||||||||||||
13 | Молярный объем газов. Относительная плотность газов | 1 | 13.10 | ||||||||||||||
14 | Вычисления по уравнениям химических реакций с использованием физической величины «молярный объем газа» | 1 | 16.10 | Мультимедийное оборудование | |||||||||||||
15 | Оксид водорода - вода | 1 | 20.10 | ИП «Химия 10-11» (№3) Демонстрации: 1.Модель молекулы воды 2.Очистка воды перегонкой 3.Взаимодействие воды с натрием, оксидом фосфора (V) и оксидом кальция, испытание полученных растворов гидроксидов индикаторами. | |||||||||||||
16 | Обобщение знаний по теме «Водород и его важнейшие соединения» | 1 | 23.10 | Мультимедийное оборудование | |||||||||||||
17 | Контрольная работа № 1 по темам: «Окислительно-восстановительные реакции», «Периодический закон и Периодическая система», «Водород и его важнейшие соединения» | 1 | 27.10 | ||||||||||||||
Тема 4. Галогены (5 часов) | |||||||||||||||||
18 | Анализ контрольной работы. Общая характеристика галогенов | 1 | 30.10 | ИП «Неметаллы» (№ 1) Демонстрация: Образцы галогенов - простых веществ Лабораторный опыт № 3 Вытеснение одних галогенов другими из соединений (галогенидов) Лабораторный опыт № 4 Растворимость брома и иода в органических растворителях | |||||||||||||
19 | Хлор | 1 | 10.11 | ИП «Неметаллы» (№ 2) Демонстрации: 1.Получение хлорной воды 2.Обесцвечивание хлорной водой красящих веществ | |||||||||||||
20 | Хлороводород и соляная кислота | 1 | 13.11 | ИП «Неметаллы» (№ 2) Демонстрации: 1.Получение хлороводорода и соляной кислоты 2.Качественная реакция на хлорид-ион | |||||||||||||
21 | Фтор. Бром. Иод | 1 | 17.11 | ИП «Неметаллы» (№ 2) Демонстрация: Сравнение растворимости иода в воде, водном растворе иодида калия и органических растворителях. Лабораторный опыт № 5 Распознавание иода Лабораторный опыт № 6 Распознавание хлорид-, бромид-, иодид-ионов в растворах. | |||||||||||||
22 | Практическая работа №2 (ТБ). Галогены | 1 | 20.11 | Лабораторное оборудование | |||||||||||||
Тема 5. Скорость химических реакций и их классификация (2 часа) | |||||||||||||||||
23 | Понятие о скорости химических реакций | 1 | 24.11 | ИП «Химия 8-9» (№16) Демонстрации: 1. Взаимодействие цинка с уксусной и соляной кислотами. 2.Взаимодецствие оксида меди(II) с серной кислотой различной концентрации и при разных температурах. 3.Разложение пероксида водорода в присутствии оксида марганца (IV). Лабораторный опыт № 7 Влияние площади поверхности твердого в-ва на скорость растворения мела в соляной кислоте. | |||||||||||||
24 | Классификация химических реакций | 1 | 27.11 | ИП «Химия 8-9» (№17,18), «Строение вещества» (№13,14) Мультимедийное оборудование | |||||||||||||
Тема 6. Подгруппа кислорода (8 часов) | |||||||||||||||||
25 | Кислород. Озон. Аллотропия | 1 | 1.12 | ИП «Химия 8-9» (№17,18) Демонстрации: Получение кислорода и ознакомление с его физ. и хим. свойствами. | |||||||||||||
26 | Сера | 1 | 4.12 | ИП «Неметаллы» (№ 3,4) Демонстрации: 1.Образцы серы и её природных соединений. 2.Взаим-е серы с металлами и кислородом. | |||||||||||||
27 | Сероводород. Оксид серы (IV). Сернистая кислота | 1 | 8.12 | Демонстрация: Распознавание сульфид- и сульфит- ионов в растворе. | |||||||||||||
28 | Оксид серы (VI). Серная кислота | 1 | 11.12 | ИП «Неметаллы» (№ 5) Демонстрация: Взаимодействие концентрированной серной кислоты с сахаром. Лабораторный опыт № 8 Качественная реакция на сульфат- ион. | |||||||||||||
29 | Практическая работа №3 (ТБ). Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа кислорода» | 1 | 15.12 | Лабораторное оборудование | |||||||||||||
30 | Обобщение по темам: «Галогены», «Скорость химических реакций и их классификация», «Подгруппа кислорода» | 1 | 18.12 | Мультимедийное оборудование | |||||||||||||
31 | Контрольная работа № 2 по темам: «Галогены», «Скорость химических реакций и их классификация», «Подгруппа кислорода» | 1 | 22.12 | ||||||||||||||
32 | Анализ контрольной работы. Решение задач по уравнениям химических реакций | 1 | 25.12 | Мультимедийное оборудование | |||||||||||||
Тема 7. Подгруппа азота (8 часов) | |||||||||||||||||
33 | Повторный инструктаж по ТБ. Азот | 1 | 12.01 | ИП «Неметаллы» (№ 6) Мультимедийное оборудование | |||||||||||||
34 | Аммиак. Соли аммония | 1 | 15.01 | Демонстрации: 1.Растворение аммиака в воде 2.Горение аммиака в кислороде 3.Взаимодействие аммиака с хлороводородом Лабораторный опыт № 9 Качественная реакция на соли аммония. | |||||||||||||
35 | Практическая работа №4 (ТБ). Получение аммиака и изучение его свойств. Соли аммония | 1 | 19.01 | Лабораторное оборудование | |||||||||||||
36 | Оксиды азота | 1 | 22.01 | Интерактивное пособие (далее – ИП) «Неметаллы» (№ 6,7) | |||||||||||||
37 | Азотная кислота | 1 | 26.01 | ИП «Неметаллы» (№ 8) Демонстрация: Взаимодействие концентрированной азотной кислоты с медью | |||||||||||||
38 | Фосфор и его соединения | 1 | 29.01 | ИП «Неметаллы» (№ 9,10) Лабораторный опыт № 10 Качественная реакция на фосфат- ион | |||||||||||||
39 | Круговорот азота и фосфора в природе | 1 | 2.02 | Мультимедийное оборудование ИП «Неметаллы» (№ 11,12) Демонстрации: Образцы азотных и фосфорных удобрений. | |||||||||||||
40 | Обобщение по теме «Подгруппа азота» | 1 | 5.02 | ||||||||||||||
Тема 8. Подгруппа углерода (6 часов) | |||||||||||||||||
41 | Углерод | 1 | 9.02 | ИП «Неметаллы» (№ 13,14) Демонстрации: 1.Образцы природных соединений углерода 2.Кристаллические решетки алмаза и графита Лабораторный опыт № 11 Адсорбционные свойства угля | |||||||||||||
42 | Кислородные соединения углерода | 1 | 12.02 | Демонстрации: 1.Горение магния в углекислом газе 2Отношение карбонатов и гидрокарбонатов к кислотам Лабораторный опыт № 12 Распознавание карбонатов. | |||||||||||||
43 | Практическая работа №5 (ТБ). Получение оксида углерода (IV) и изучение его свойств. Свойства карбонатов | 1 | 16.02 | Лабораторное оборудование | |||||||||||||
44 | Кремний и его соединения | 1 | 19.02 | ИП «Неметаллы» (№ 15,16.17) Демонстрации: 1.Образцы природных соединений кремния 2.Получение кремниевой кислоты. | |||||||||||||
45 | Обобщение по темам: «Подгруппа азота», «Подгруппа углерода» | 1 | 23.02 | Мультимедийное оборудование | |||||||||||||
46 | Контрольная работа № 3 по темам: «Подгруппа азота», «Подгруппа углерода» | 1 | 26.02 | ||||||||||||||
Тема 9. Металлы и их соединения (11 часов) | |||||||||||||||||
47 | Анализ контрольной работы. Общая характеристика металлов. Получение и физические свойства металлов | 1 | 2.03 | ИП «Химия 8-9» (№7) Мультимедийное оборудование ИП «Металлы» (№ 9) Демонстрации: Образцы минералов и металлов. | |||||||||||||
48 | Химические свойства металлов | 1 | 5.03 | Демонстрации: Опыты, показывающие восстановительные свойства металлов | |||||||||||||
49 | Алюминий и его соединения | 1 | 9.03 | ИП «Металлы» (№ 5) Мультимедийное оборудование Лабораторный опыт № 14 Получение гидроксида алюминия и исследование его кислотно-основных свойств. | |||||||||||||
50 | Магний и кальций | 1 | 12.03 | ИП «Металлы» (№ 3), «Химия 10-11» (№6) Демонстрации: 1.Взаимодействие кальция с водой. 2.Окрашивание пламени ионами кальция. 3.Качественная реакция на ион кальция. | |||||||||||||
51 | Жесткость воды и ее устранение | 1 | 16.03 | ИП «Металлы» (№ 4) Лабораторный опыт № 15 Жесткость воды и ее устранение | |||||||||||||
52 | Щелочные металлы | 1 | 19.03 | ИП «Металлы» (№ 1,2), «Химия 10-11» (№6) Демонстрации: 1.Взаимодействие натрия с водой 2.Окрашивание пламени ионами натрия и калия 3.Обазцы калийных удобрений. | |||||||||||||
53 | Железо | 1 | 30.03 | ИП «Металлы» (№ 6) Демонстрации: Взаимодействие железа с растворами кислот и солей. | |||||||||||||
54 | Соединения и сплавы железа | 1 | 2.04 | ИП «Металлы» (№ 6,7,8) Демонстрации: Получение и исследование свойств гидроксидов железа (II) и (III) Лабораторный опыт № 16 Качественные реакции на ионы железа. | |||||||||||||
55 | Практическая работа №6 (ТБ). Решение экспериментальных задач по теме «Металлы и их соединения» | 1 | 6.04 | Лабораторное оборудование | |||||||||||||
56 | Обобщение по теме «Металлы и их соединения» | 1 | 9.04 | Мультимедийное оборудование | |||||||||||||
57 | Контрольная работа № 4 по теме «Металлы и их соединения» | 1 | 13.04 | ||||||||||||||
Тема 10. Органические соединения (11 часов) | |||||||||||||||||
58 | Анализ контрольной работы. Первоначальные представления об органических веществах | 1 | 16.04 | Демонстрации: Образцы органических веществ, изделия из них. | |||||||||||||
59 | Углеводороды. Предельные углеводороды – алканы | 1 | 20.04 | Мультимедийное оборудование Демонстрации: Отношение метана к кислороду и бромной воде. | |||||||||||||
60 | Непредельные углеводороды – алкены | 1 | 23.04 | Мультимедийное оборудование Демонстрации: 1.Отношение этилена к кислороду и бромной воде. 2.Образцы полимеров. | |||||||||||||
61 | Природные источники углеводородов | 1 | 27.04 | Мультимедийное оборудование Демонстрации: Коллекция образцов нефти продуктов её переработки. | |||||||||||||
62 | Кислородсодержащие органические соединения. Спирты | 1 | 30.04 | Демонстрация: Горение спиртов. | |||||||||||||
63 | Уксусная кислота | 1 | 4.05 | Лабораторный опыт № 17 Свойства уксусной кислоты. | |||||||||||||
64 | Жиры | 1 | 7.05 | Демонстрация: Образцы жиров. | |||||||||||||
65 | Углеводы | 1 | 11.05 | Демонстрация: Образцы углеводов. | |||||||||||||
66 | Азотсодержащие соединения | 1 | 14.05 | Лабораторный опыт № 18 Качественная реакция на белки. | |||||||||||||
67 | Обобщение по теме «Органические соединения» | 1 | 18.05 | ||||||||||||||
68 | Решение основных типов задач | 1 | 21.05 | ||||||||||||||
ИТОГО | 68 | Контрольные работы - 4 Практические работы - 6 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна
Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...
Рабочая программа по химии (класс естественнонаучный)
Рабочая программа по химии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования.Рабочая программа конкретизирует содержание предметных ...
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Рабочая программа по химии для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна
Рабочая программа по химии для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...
Рабочая программа по химии для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна
Рабочая программа по химии для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...
Рабочая программа по химии для 10-11 классов, составленная на основе авторской программы М.Н.Афанасьева, Москва "Просвещение" 2017г к учебникам " Химия.10 класс" и ""Химия. 11класс" Г.Е Рудзитиса ФГ Фельдмана, Москва "Просвещение"
Данная рабочая программа реализуется в учебниках для общеобразовательных учреждений авторов Г.Е. Рудзитиса и Ф.Г. Фельдмана «Химия. 10 класс» и «Химия 11 класс». Рабочая ...
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...