Рабочая программа по химии 10 класс
рабочая программа по химии (10 класс) на тему
Предварительный просмотр:
МКОУ « Бузиновская СОШ»
Рабочая программа образовательного
курса «Органическая химия»
10 класс
Составила: ____________ Панченко Т.Ф.
Проверила _____________Федотова Е.А.
зам. директора по УВР
Утверждаю_____________ Федотов Ю.И.
директор школы
2014 г.
Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена на основе примерной программы среднего (полного) общего образования по химии (базовый уровень). Предназначена для изучения органической химии в 10 классе в объеме 34 часов (1 часа в неделю).
Цели: усвоение знаний об органических веществах, применение полученных знаний, для безопасного использования материалов в быту, решение практических задач.
Основное содержание.
1 Введение (1 час).
2 Теория химического строения (2 часа).
3 Углеводороды (12 часов).
4 Кислородосодержащие органические вещества (11 часов).
5 Азотсодержащие органические вещества (3 часа).
6 Полимеры (3 час).
Практические работы: 1) Определение пластмасс и волокон (1 час).
2) Идентификация органических веществ (1 час)
Требования к уровню подготовки.
Знать: важнейшие химические понятии: углеродный скелет, функциональная группа, изомерия ,гомология, теория строения органических веществ; важнейшие вещества: уксусная кислота, метан, этилен, ацетилен, бензол, этанол, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, клетчатка, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы
Уметь: называть изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре; проводить самостоятельный поиск химической информации; выполнять химические эксперименты по распознаванию химических веществ.
Здоровьесберегающие технологии.
У учащихся особенно чувствительной является нервная система, поэтому важным во время урока является:
а) Чередование различных видов учебной деятельности:
– опрос учащихся;
– работа с учебником;
– рассматривание наглядных пособий;
– ответы на вопросы;
– использование мультимедийных пособий.
б) Использование различных методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих обучающихся.
– метод свободного выбора (беседа);
– активные методы (обсуждение в группах, ученик как исследователь).
Это снижает утомительную нагрузку, связанную с необходимостью поддержания рабочей позы.
в) Проведение физкультурных минуток
г) Важное значение имеет эмоциональный климат на уроке:
– эмоциональная мотивация в начале урока
– создание ситуации успеха
д) Соблюдение техники безопасности при проведении практических работ и экскурсий.
Примечание: уроки с применением здоровьесберегающих технологий отмечены значком ●
Учебно-методический комплект.
1. Новошинский И.И., Новошинская Н.С. Химия. Учебник для общеобразовательных учреждений, 2010г.
2. CD. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия.
№ | Название раздела | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уроку | Вид контроля | Эл-ты доп.сод. | Д/з | Дата | |
План | Факт | ||||||||||
1 | Введение | Предмет органической химии. | 1 | Урок изучения нового. | Предмет органической химии. Особенности строения и свойств органических соединений. Значение и роль органической химии в системе естественных наук и в жизни общества. | Знать определение «органическая химия», отличие органических и неорганических веществ. | Предварительный. | С 3-5 | |||
2 | Теория строения органических соединений (2 часа) | Теория строения органических соединений | 1 | Комбинированный урок. | Основные положения теории А.М.Бутлерова. Химическое строение и свойства органических веществ. Изомерия на примере бутана и изобутана. | Знать основные положения теории химического строения. Знать определения понятий изомерия и изомеры. | Текущий | С 8-11 | |||
3 | Углеродный скелет, радикалы, функциональные группы. | 1 | Комбинированный урок. | Углеродный скелет, радикалы, функциональные группы. | Знать понятие углеродного скелета, радикала, функциональных групп. | Текущий | С 11 | ||||
4 | Углеводороды (12 часов) | Классификация химических реакций в органической химии, их особенности. | 1 | Комбинированный урок. | Понятие о реакциях замещения (галогенирование алканов и аренов, щелочной гидролиз галогеналканов); присоединения (гидрирование, гидрогалогенирование, галогенирование; реакции полимеризации и поликонденсации), реакциях отщепления (элиминирования) – дегидрирование алканов, дегидратация спиртов, дегидрохлорирование галогеналканов. Понятие о крекинге. Реакции изомеризации. | Знать типы химических реакций: замещение и присоединение, полимеризации, отщепления и изомеризации. Уметь составить уравнения реакций. | Текущий. | Классификация хим. реакций; понятие полимеризации, изомеризации, крекинге. | Конспект. | ||
5 | Метан, углеводороды ряда метана. | 1 | Урок изучения нового | Гомологический ряд и общая формула. Строение молекулы метана. Физические и химические свойства метана. Алканы в природе. Промышленные способы получения алканов. | Знать формулы первых представителей класса алканов; знать понятие «гомолог», «гомологический ряд»; уметь составлять уравнения реакций горения, замещения с хлором и разложения на примере метана | Текущий. | Промышленные способы получения алканов
| С 21-27 | |||
6 | Химические свойства алканов. | 1 | Комбинированный урок. | Химические свойства предельных углеводородов. | Знать химические свойства и применение предельных углеводородов. | Текущий. | С 32-37 | ||||
7 | Этилен, углеводороды ряда этилена. | 1 | Урок изучения нового | Гомологический ряд и общая формула алкенов. Строение молекулы этилена. Получение этиленовых углеводородов из алканов, галогеналканов, спиртов. Применение алкенов на основе их свойств | Знать формулу этилена; уметь составлять уравнения реакций горения, присоединения с хлором, водородом, водой и полимеризации. Знать применение этилена. | Текущий. | Способы получения, изомерия, алкенов; реакции окисления; области применения. | С 44-48 | |||
8 | Химические свойства этиленовых углеводородов. | 1 | Урок изучения нового | Химические свойства этиленовых углеводородов. | Знать химические свойства этиленовых углеводородов. | Текущий | С 54-57 | ||||
9 | Бутадиен. | 1 | Комбинированный урок. | Общая формула алкадиенов. Строение молекул. Аналогия в химических свойствах алкенов и алкадиенов. Полимеризация алкадиенов. Натуральный и синтетический каучуки. Вулканизация каучука. Резина | Знать понятие «полимеризация». «полимеры», «вулканизация»; физические свойства натурального и синтетического (бутадиеновый) каучуков и резины. | Текущий | Способы получения диенов, их пром. значение.Вулканизация каучука. | С 63-64 | |||
10 | Ацетилен, углеводороды ряда этина. | 1 | Комбинированный урок. | Гомологический ряд алкинов. Общая формула. Строение молекулы ацетилена. Получение алкинов: метановый и карбидный способы. Физическиеи химические свойства алкинов. Применение алкинов. | Знать формулу ацетилена; уметь составлять уравнения реакций горения, присоединения с хлором, водородом, получение из карбида кальция. Знать применение ацетилена. | Текущий | Качественная реакция на тройную связь. | С 68-73 | |||
11 | Ароматические углеводороды. | 1 | Комбинированный урок. | Ароматические углеводороды, природные источники углеводородов. | Знать свойства, применение и получение бензола. | Текущий | С 76-81 | ||||
12, 13 | Решение задач на определение молекулярной формулы вещества. | 2 | Урок-практикум. | Решение задач на определение молекулярной формулы вещества. | Уметь решать задачи по теме. | Проверка задач. | Задачи. | ||||
14 | Обобщающий урок по теме «Углеводороды» | 1 | Обобщающий урок. | Углеводороды. | Знать свойства углеводородов. | Обобщающий. | Подготовка к контрольной работе. | ||||
15 | Контрольная работа № 1 по теме «Углеводорода» | 1 | Урок проверки знаний. | Упражнения и задания по теме «Углеводорода» | Уметь выполнятьупражнения и задания по теме «Углеводорода» | Проверка контрольной работы. | |||||
16, 17 | Кислородсодержащие вещества (11 часов) | Одноатомные спирты. | 2 | Урок изучения нового | Состав и классификация одноатомных спиртов. Физические и химические свойства спиртов и их получение. | Знать классификацию спиртов; формулу этанола; уметь составлять уравнения реакций горения, дегидратации с этанолом. Знать применение этанола. | Текущий | Способы получения спиртов на примере метанола и этанола; их воздействие на организм; применение. | С 110-114 | ||
18 | Многоатомные спирты. | 1 | Комбинированный урок. | Физические и химические свойства многоатомных спиртов и их получение. | Знать строение и свойства многоатомных спиртов. | Текущий | С 126, задача. | ||||
19 | Фенолы | 1 | Комбинированный урок. | Фенол, его физические свойства и получение. Химические свойства фенола как функция его строения. Кислотные свойства. Качественная реакция на фенол. Применение фенола. | Знать формулу фенола; качественную реакцию на фенол. Знать применение фенола. | Текущий | Взаимное влияние атомов в молекуле фенола, Воздействие Фенола на организм человека и животных. | С 128-131 | |||
20 | Альдегиды | 1 | Комбинированный урок. | Строение их молекул. Физические свойства формальдегида и его гомологов. Химические свойства альдегидов | Знать формулы муравьиного и уксусного альдегидов; качественные реакции на альдегиды. | Текущий | Области применения и способы получения альдегидов. | С 133-139 | |||
21, 22 | Карбоновые кислоты. | 2 | Комбинированный урок. | Строение молекул карбоновых кислот. Физические и химические свойства. | Знать формулы муравьиной и уксусной кислот; уметь составлять уравнения реакций, характеризующих свойства кислот. | Текущий | Области применения карбоновых кислот; способы получения на примере уксусной кислоты. | С 141-144 | |||
23 | Сложные эфиры. | 1 | Комбинированный урок. | Понятие сложные эфиры. Этерификация. Гидролиз сложных эфиров. | Знать понятие «этерификация»;. Строение сложных эфиров. | Текущий | Способы получения сложных эфиров. | С 156-159 | |||
24 | Жиры | 1 | Урок-конференция | Жиры – сложные эфиры глицерина и карбоновых кислот. Состав и строение молекул жиров. Классификация жиров. Омыление жиров, получение мыла. Жиры в природе. Биологическая функция жиров. | Знать состав, классификацию и биологическую функцию жиров | Тематический. | С 159-162 | ||||
25 | Углеводы | 1 | Урок-семинар. | Моно-, ди-, полисахариды. Представители каждой группы. Биологическая роль углеводов. Их значение в жизни человека и общества | Знать классификацию углеводов; их биологическую роль; уметь записать молекулярные формулы глюкозы, сахарозы, крахмала. | Тематический. | Глюкоза, состав, строение, свойства, кач. реакции и области ее применения; полисахариды. | задача, с. 166-171. Подготовка к К.Р. | |||
26 | Контрольная работа № 2 по теме «Кислородсодержащие вещества» | 1 | Урок проверки знаний. | Упражнения и задания по теме «Кислородсодержащие вещества» | Уметь выполнятьупражнения и задания по теме «Кислородсодержащие вещества» | Обобщающий. | |||||
27 | Азотсодержащие вещества (3 часа) | Амины. Анилин. | 1 | Урок изучения нового. | Амины. Строение аминов. Анилин. Физические свойства аминов. Химические свойства аминов: взаимодействие с водой и кислотами. | Знать понятие «амины»; формулу анилина; уметь составлять уравнения реакций метиламина с водой и соляной кислотой. | Текущий | Основные св-ва аминов; области их применения; взаимное влияние атомов в анилина. | § 40 | ||
28 | Аминокислоты | 1 | Комбинированный урок. | Состав и строение молекул аминокислот. Двойственность кислотно-основных свойств аминокислот и ее причины. Взаимодействие аминокислот с основаниями, образование сложных эфиров. Взаимодействие с сильными кислотами. | Знать состав и строение аминокислот; их свойства и практ. значимость. | Текущий. | Амфотерность аминокислот, составление формулы биполярного иона; поликонденсацию аминокислот (для сильных учащихся) | § 41 | |||
29 | Белки. | 1 | Урок-лекция. | Белки как природные биополимеры. Пептидная группа атомов и пептидная связь. Пептиды. Химические свойства белков: горение, денатурация, гидролиз, качественные реакции (цветные). Биологические функции белков. Значение белков. | Знать основные функции белков в живом организме; гидролиз и денатурация белков. | Текущий. | Роль , строение белков, свойства белков; кач. реакции на белки. Структуры белка. | С 203-205 | |||
30 | Полимеры (3 часа) | Пластмассы и волокна | 1 | Комбинированный урок. | Понятия «полимер», «мономер», «структурное звено», «степень полимеризации». Классификация пластмасс и волокон. | Знать понятия «полимер», «мономер», «структурное звено», «степень полимеризации»; классификацию пластмасс и волокон. | Текущий | Подготовка к практической работе. | |||
31 | Практическая работа № 1 по теме «Распознавание пластмасс и волокон» | 1 | Урок-практикум | Распознавание пластмасс и волокон | Уметь распознавать пластмассы и волокна. | Проверка практической работы. | |||||
32 | Практическая работа № 2 по теме «Идентификация органических соединений». | 1 | Урок-практикум | Идентификация органических соединений. | Знать качественные реакции на органические вещества; уметь выполнять эксперимент по распознаванию важнейших органических веществ. | Проверка практической работы. | |||||
33 | Обобщающий урок по теме «Органические вещества» | 1 | Урок повторения | Органические вещества. | Знать основные понятия органической химии. | Текущий. | Подготовка к контрольной работе. | ||||
34 | Контрольная работа № 3 по теме «Органические вещества» | 1 | Урок проверки знаний. | Упражнения и задания по теме «Органические вещества» | Уметь выполнять упражнения и задания по теме «Органические вещества» | Проверка контрольной работы. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна
Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...
Рабочая программа по химии (класс естественнонаучный)
Рабочая программа по химии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования.Рабочая программа конкретизирует содержание предметных ...
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Рабочая программа по химии для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна
Рабочая программа по химии для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...
Рабочая программа по химии для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна
Рабочая программа по химии для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...
Рабочая программа по химии для 10-11 классов, составленная на основе авторской программы М.Н.Афанасьева, Москва "Просвещение" 2017г к учебникам " Химия.10 класс" и ""Химия. 11класс" Г.Е Рудзитиса ФГ Фельдмана, Москва "Просвещение"
Данная рабочая программа реализуется в учебниках для общеобразовательных учреждений авторов Г.Е. Рудзитиса и Ф.Г. Фельдмана «Химия. 10 класс» и «Химия 11 класс». Рабочая ...
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...