Рабочая программа по химии БД 08
рабочая программа по химии на тему
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОБУ СПО ВО «ПАВЛОВСКИЙ
СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ТЕХНИКУМ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
БД.08. ХИМИЯ
для специальностей
среднего профессионального образования
21.02.05 Земельно-имущественные отношения
21.02.04 Землеустройство
35.02.07 Механизация сельского хозяйства
23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного
транспорта
09.02.02 Компьютерные сети
43.02.01 Организация обслуживания в общественном питании
08.02.04 Водоснабжение и водоотведение
20.02.03 Природоохранное обустройство территории
г. Павловск
2014
РАССМОТРЕНО Предметной (цикловой) комиссией математических и естественнонаучных дисциплин Протокол № ___ от «___»_______2014 г. Председатель ___________Т.В. Лукина СОГЛАСОВАНО Зав. учебной частью ____________________Л.В. Забудько «____» ____________________ 2014 г. СОГЛАСОВАНО Зав. учебной частью ___________________ Шарыкина И.Д. «____» ____________________ 2014 г. | Разработана в соответствии с федеральным компонентом Государственного стандарта среднего (полного) общего образования по химии (базовый уровень) СОГЛАСОВАНО Зав. учебной частью ________________ Олейников С.П. «____» _________________ 2014 г. УТВЕРЖДАЮ Зам. директора по УР и развитию образовательных программ _______________ Э.В. Ноздрачева «____» _________________ 2014 г. |
Организация – разработчик:
ГОБУ СПО ВО «Павловский сельскохозяйственный техникум»
Разработчик: Костенко Людмила Петровна,
преподаватель ГОБУ СПО ВО «Павловский сельскохозяйственный техникум»
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
| 4 |
| 6 |
| 13 |
| 14 |
- ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
БД. 08 ХИМИЯ
1.1 Область применения программы.
Рабочая программа учебной дисциплины «Химия» разработана в соответствии с федеральным компонентом среднего (полного) общего образования по химии (базовый уровень) для специальности среднего профессионального образования (далее - СПО)
Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Дисциплина химия входит в общеобразовательный цикл.
Цели и задачи дисциплины:
Изучение химии на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:
- освоение системы знаний о химической составляющей естественнонаучной картины мира, а также о системе важнейших химических понятий, законов и теорий;
- овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;
- развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения знаний и умений по химии с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных технологий;
- воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;
- применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины химия обучающийся должен знать:
- важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, аллотропия, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем газообразных веществ, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология;
- основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава веществ, Периодический закон Д.И. Менделеева;
- основные теории химии: химической связи, электролитической диссоциации, строения органических и неорганических соединений;
- важнейшие вещества и материалы: важнейшие металлы и сплавы; серная, соляная, азотная и уксусная кислоты; благородные газы, водород, кислород, галогены, щелочные металлы; основные, кислотные и амфотерные оксиды и гидроксиды, щелочи, углекислый и угарный газы, сернистый газ, аммиак, вода, природный газ, метан, этан, этилен, ацетилен, хлорид натрия, карбонат и гидрокарбонат натрия, карбонат и фосфат кальция, бензол, метанол и этанол, сложные эфиры, жиры, мыла, моносахариды (глюкоза), дисахариды (сахароза), полисахариды (крахмал и целлюлоза), анилин, аминокислоты, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы;
В результате освоения дисциплины химия обучающийся должен уметь:
- называть: изученные вещества по тривиальной или международной номенклатуре;
- определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, характер среды в водных растворах неорганических и органических соединений, окислитель и восстановитель, принадлежность веществ к разным классам неорганических и органических соединений;
- характеризовать: элементы малых периодов по их положению в Периодической системе Д.И. Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений; строение и химические свойства изученных неорганических и органических соединений;
- объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения, природу химической связи (ионной, ковалентной, металлической и водородной), зависимость скорости химической реакции и положение химического равновесия от различных факторов;
- выполнять химический эксперимент: по распознаванию важнейших неорганических и органических соединений;
- проводить: самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;
- связывать: изученный материал со своей профессиональной деятельностью;
- решать: расчетные задачи по химическим формулам и уравнениям;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- для объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
- определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;
- экологически грамотного поведения в окружающей среде;
- оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
- безопасного обращения с горючими и токсичными веществами и лабораторным оборудованием;
- приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве;
критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.
- Количество часов на освоение программы дисциплины «Химия»:
максимальной учебной нагрузки обучающегося - 99 часов, в том числе:
- обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 66 часов
(из них 42 часа - теория, 16 часов – лабораторные занятия и 8 часов - практические занятия); - внеаудиторной самостоятельной занятия обучающегося - 33 часа.
- СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.
2.1 Объём учебной дисциплины и виды учебной занятия.
Вид учебной занятия | Объём часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 99 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 66 |
в том числе: лабораторные занятия практические занятия | 16 8 |
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающегося (всего) | 33 |
Итоговая аттестация |
- Тематический план и содержание учебной дисциплины «Химия».
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные занятия, практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа обучающегося. | Объём часов | |
1 | 2 | 3 | |
РАЗДЕЛ 1. Общая и неорганическая химия | 56 | ||
Тема 1.1. Основные понятия и законы химии | Содержание учебного материала | 4 | |
Основные понятия химии. Основные законы химии. | |||
Практические занятия | 2 | ||
1 | Нахождение массы, объема, количества вещества продукта реакции по известной массе, объему, количеству вещества одного из исходных веществ. | ||
2 | Вычисление массовой доли химического элемента в соединении. | ||
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся | 2 | ||
Написание конспектов по вариантам: Аллотропные модификации углерода | |||
Тема 1.2 Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева и строение атома | Содержание учебного материала | 2 | |
Периодический закон Д.И. Менделеева. Строение атома и периодический закон Д.И. Менделеева. | |||
Практические занятия | 2 | ||
3 | Моделирование построения Периодической таблицы химических элементов. Составление схем строения атомов химических элементов малых и больших периодов. | ||
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся | 3 | ||
Подготовка докладов по темам: Радиоактивность. Использование радиоактивных изотопов в технических целях. Рентгеновское излучение и его использование в технике и медицине. Моделирование как метод прогнозирования ситуации на производстве. | |||
Тема 1.3. Строение вещества | Содержание учебного материала | 3 | |
Ионная химическая связь. Ковалентная химическая связь. Металлическая связь. Агрегатные состояния веществ и водородная связь. Чистые вещества и смеси. Дисперсные системы. | |||
Лабораторные занятия | 1 | ||
1 | Приготовление суспензии карбоната кальция в воде. Получение эмульсии моторного масла. Ознакомление со свойствами дисперсных систем. | ||
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся | 3 | ||
Составление тезисов по темам: Полярность связи и полярность молекулы. Конденсация. Текучесть. Возгонка. Кристаллизация. Сублимация и десублимация. Аномалии физических свойств воды. Жидкие кристаллы. Минералы и горные породы как природные смеси. Эмульсии и суспензии. Золи (в том числе аэрозоли) и гели. Коагуляция. Синерезис. | |||
Тема 1.4. Вода. Растворы. Электролитическая диссоциация | Содержание учебного материала | 2 | |
Вода. Растворы. Растворение. Электролитическая диссоциация. | |||
Лабораторные занятия | 1 | ||
2 | Приготовление раствора заданной концентрации. | ||
Практические занятия | 1 | ||
4 | Решение задач на массовую долю растворенного вещества | ||
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся | 3 | ||
Написание планов-конспектов по темам: Растворение как физико-химический процесс. Тепловые эффекты при растворении. Кристаллогидраты. Применение воды в технических целях. Жесткость воды и способы ее устранения. Минеральные воды. | |||
Тема 1.5. Классификация неорганических соединений и их свойства | Содержание учебного материала | 4 | |
Кислоты и их свойства. Основания и их свойства. Оксиды и их свойства. Соли и их свойства. | |||
Лабораторные занятия | 2 | ||
3 | Исследование химических свойств кислот, оснований и солей. | ||
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся | 3 | ||
Подготовка сообщений по темам: Правила разбавления серной кислоты. Использование серной кислоты в промышленности. Едкие щелочи, их использование в промышленности. Гашеная и негашеная известь, ее применение в строительстве. Гипс и алебастр, гипсование. Понятие о рН раствора. Кислотная, щелочная, нейтральная среды растворов. | |||
Тема 1.6. Химические реакции | Содержание учебного материала | 4 | |
Классификация химических реакций. Окислительно-восстановительные реакции. Скорость химических реакций. Обратимость химических реакций. | |||
Лабораторные занятия | 2 | ||
4 | Зависимость скорости химических реакций от концентрации, температуры и катализатора. | ||
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся | 3 | ||
Составление схем по темам: Понятие об электролизе. Электролиз расплавов. Электролиз растворов. Электролитическое получение алюминия. Практическое применение электролиза. Гальванопластика. Гальваностегия. Рафинирование цветных металлов. Катализ. Гомогенные и гетерогенные катализаторы. | |||
Тема 1.7. Металлы и неметаллы | Содержание учебного материала | 4 | |
Металлы. Неметаллы. | |||
Лабораторные занятия | 2 | ||
5 | Получение, собирание и распознавание газов. | ||
6 | Решение экспериментальных задач. | ||
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся | 3 | ||
Разработка тестов по темам: Коррозия металлов: химическая и электрохимическая. Зависимость скорости коррозии от условий окружающей среды. Классификация коррозии металлов по различным признакам. Способы защиты металлов от коррозии. | |||
РАЗДЕЛ 2. ОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ | 43 | ||
Тема 2.1. Основные понятия органической химии и теория строения органических соединений | Содержание учебного материала | 3 | |
Предмет органической химии. Теория строения органических соединений А.М. Бутлерова Классификация органических веществ. Классификация реакций в органической химии. | |||
Практические занятия | 1 | ||
5 | Изготовление моделей молекул органических веществ. | ||
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся | 3 | ||
Написание тезисов по темам: Понятие о субстрате и реагенте. Реакции окисления и восстановления органических веществ. Сравнение классификации соединений и классификации реакций в неорганической и органической химии. | |||
Тема 2.2. Углеводороды и их природные источники | Содержание учебного материала | 7 | |
Алканы. Алкены. Алкины. Диены и каучуки. Арены. Природные источники углеводородов. | |||
Лабораторные занятия | |||
7 | Ознакомление с коллекцией образцов нефти и продуктов ее переработки. Ознакомление с коллекцией каучуков и образцами изделий из резины. | 1 | |
Практические занятия | |||
6 | Нахождение молекулярной формулы газообразного вещества. | 1 | |
7 | Вычисление массовой и объемной доли выхода продукта реакции. | 1 | |
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся | |||
Написание докладов по темам: Основные направления промышленной переработки природного газа. Попутный нефтяной газ, его переработка. Процессы промышленной переработки нефти: крекинг, риформинг. Коксохимическое производство и его продукция. | 2 | ||
Тема 2.3. Кислородсодержащие органические соединения | Содержание учебного материала | 4 | |
Спирты. Фенол. Альдегиды. Карбоновые кислоты. Сложные эфиры и жиры. Углеводы. | |||
Лабораторные занятия | |||
8 | Растворение глицерина в воде и взаимодействие с гидроксидом меди(II). Свойства уксусной кислоты, общие со свойствами минеральных кислот. | 2 | |
9 | Доказательство непредельного характера жидкого жира. Взаимодействие глюкозы и сахарозы с гидроксидом меди (II). Качественная реакция на крахмал. | 2 | |
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся | 2 | ||
Составление сравнительных таблиц по темам: Метиловый спирт и его использование в качестве химического сырья. Токсичность метанола и правила техники безопасности при работе с ним. Этиленгликоль и его применение. Токсичность этиленгликоля и правила техники безопасности при работе с ним. | |||
Тема 2.4. Азотсодержащие органические соединения. Полимеры | Содержание учебного материала | 3 | |
Амины. Аминокислоты. Белки. Полимеры. | |||
Лабораторные занятия | 3 | ||
10 | Растворение белков в воде. Обнаружение белков в молоке и в мясном бульоне. Денатурация раствора белка куриного яйца спиртом, растворами солей тяжелых металлов и при нагревании. | ||
11 | Решение экспериментальных задач на идентификацию органических соединений. Распознавание пластмасс и волокон. | ||
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся | 4 | ||
Разработка тестов по темам: Поливинилхлорид, политетрафторэтилен (тефлон). Аминокапроновая кислота. Капрон как представитель полиамидных волокон. Использование гидролиза белков в промышленности. Фенолоформальдегидные пластмассы. Целлулоид. Промышленное производство химических волокон. | |||
Тема 2.5. Химия в жизни общества. | Содержание учебного материала | 2 | |
Химия и производство. Химия и сельское хозяйство. Проблемы охраны окружающей среды. Лекарства. | |||
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся | 2 | ||
Написание докладов по темам: Химия и проблемы охраны окружающей среды. | |||
ИТОГО | 99 |
- УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ.
3.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению.
Оборудование учебного кабинета:
- посадочных мест - 30;
- рабочее место преподавателя;
- доска;
- учебно-наглядные пособия по химии;
- демонстрационный стол;
- набор посуды и реактивов для демонстрационных опытов;
- набор посуды и реактивов для проведения лабораторных и практических работ;
- приборы для демонстрации опытов.
Технические средства обучения:
- компьютер с программным обеспечением;
- цифровая камера для микроскопа;
- микроскоп – 2.
- Информационное обеспечение обучения.
Перечень учебных изданий, интернет - ресурсов, дополнительной литературы.
Основные источники:
- Габриелян О.С. Химия 10 класс. Базовый уровень: учеб. для общеобразоват. учреждений / О.С. Габриелян – М.: Дрофа, 2014. - 192 с.
- Габриелян О.С. Химия 11 класс. Базовый уровень: учеб. для общеобразоват. учреждений / О.С. Габриелян – М.: Дрофа, 2014. - 224 с.
- Рудзитис Г.Е. Химия 10 класс: учебник для общеобразоват. учреждений /
Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман - М.: «Просвещение», 2011. - 192 с. - Рудзитис Г.Е. Химия 11 класс: учебник для общеобразоват. учреждений /
Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман - М.: «Просвещение», 2011. - 159 с.
Дополнительные источники:
- Габриелян О.С. Химия: учеб. для студ. проф. учеб. заведений / О.С. Габриелян – М: Просвещение, 2007.- 254 с.
- Габриелян О.С. Химия в тестах, задачах, упражнениях: учеб. пособие для студ. сред. проф. учебных заведений / О.С. Габриелян – М: Просвещение, 2007.- 226 с.
- Габриелян О.С. Практикум по общей, неорганической и органической химии: учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений / О.С. Габриелян –
М.: Просвещение, 2007. - 204 с. - Ерохин Ю.М. Химия: учебник для техникумов / Ю.М. Ерохин –
М.: «Просвещение», 2003. - 378 с.
Интернет-ресурсы:
|
|
|
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ.
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем по итогам проведения лабораторных, практических занятий, проверочных самостоятельных работ на уроке, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения. |
Умения: | |
называть: изученные вещества по тривиальной или международной номенклатуре; | Оценивание выполнения практических работ. Текущий контроль методом письменного и устного опроса. Оценивание конспекта, ответов обучающихся в ходе дифференцированного зачета. |
определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, характер среды в водных растворах неорганических и органических соединений, окислитель и восстановитель, принадлежность веществ к разным классам неорганических и органических соединений; | Оценивание выполнения практических работ. Текущий контроль методом письменного и устного опроса. Оценивание конспекта, ответов обучающихся в ходе дифференцированного зачета. |
характеризовать: элементы малых периодов по их положению в Периодической системе Д.И. Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений; строение и химические свойства изученных неорганических и органических соединений; | Оценивание выполнения практических работ. Текущий контроль методом письменного и устного опроса. Оценивание конспекта, ответов обучающихся в ходе дифференцированного зачета. |
| Оценивание выполнения лабораторных работ, ответов обучающихся в ходе дифференцированного зачета. |
| Оценивание выполнения лабораторных работ, ответов обучающихся в ходе дифференцированного зачета. |
| Оценивание выполнения самостоятельной занятия студентами, написанных ими конспектов, докладов, тезисов. |
| Оценивание выполнения самостоятельной занятия студентами, написанных ими докладов, тезисов. |
| Оценка решения задач в ходе практических работ, ответов обучающихся в ходе дифференцированного зачета. |
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников. | Оценивание выполнения самостоятельной занятия студентами, написанных ими конспектов, докладов, тезисов. |
Знания: | |
| Текущий контроль методом письменного и устного опроса, оценивание ответов обучающихся в ходе дифференцированного зачета. |
| Текущий контроль методом письменного и устного опроса, оценивание ответов обучающихся в ходе дифференцированного зачета. |
| Текущий контроль методом письменного и устного опроса. Оценивание выполнения лабораторных работ, ответов обучающихся в ходе дифференцированного зачета. |
| Текущий контроль методом письменного и устного опроса. Оценивание практических работ, ответов обучающихся в ходе дифференцированного зачета. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна
Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Рабочая программа по химии для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна
Рабочая программа по химии для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...
Рабочая программа по химии для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна
Рабочая программа по химии для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...
Рабочая программа по химии для 10-11 классов, составленная на основе авторской программы М.Н.Афанасьева, Москва "Просвещение" 2017г к учебникам " Химия.10 класс" и ""Химия. 11класс" Г.Е Рудзитиса ФГ Фельдмана, Москва "Просвещение"
Данная рабочая программа реализуется в учебниках для общеобразовательных учреждений авторов Г.Е. Рудзитиса и Ф.Г. Фельдмана «Химия. 10 класс» и «Химия 11 класс». Рабочая ...
Рабочая программа по химии 8-9 класс к учебникам Г. Е. Рудзитис и Ф. Г. Фельдман Химия 8, Химия 9
Рабочая программа по химии разработана в соответствии с ФГОС по химии . Она содержит пояснительную записку, планируемые результаты освоения учебного предмета,учебно-тематический план и т. д....
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...