уроки и внеклассные мероприятия по химии
план-конспект урока по химии на тему

повторительно - обобщающие уроки по  химии  по темам: "Важнейшие классы неорганических соединений" ( с использованием интерактивной доски) ( 8 класс) и "Углеводороды" (10 класс), а также внеклассное мероприятие по экологии "Свалка по имени Земля" ( в рамках недели естествено-математических наук).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Путешествие в страну углеводородов»

«Деревья будто незнакомы,

но под землей, в кромешной мгле,

 в тугой комок сплелись их корни,

 невидимые на земле»

Ай Цин

Цели и задачи:

Обучающая — повторение, обобщение и систематизация знаний учащихся об углеводородах на основе сравнительной характеристики состава, строения и свойств, обеспечивающее обратную связь и оперативную корректировку учебного процесса: выявление и оценка степени овладения системой знаний и комплексом навыков и умений, готовности учащихся успешно применять полученные знания на практике;

Развивающая — развитие логического мышления, самостоятельности и способности к рефлексии, обеспечение системности учения.

Воспитывающая — воспитание положительной мотивации учения, правильной самооценки и чувства ответственности.

Оборудование — карточки для учащихся, бланки ответов, таблицы строения разных классов углеводородов, компьютер, медиапроектор, копирки.

Тип учебного занятия: обобщение и систематизация знаний и способов деятельности

Методы обучения:

Словесные – беседа

Самостоятельная деятельность учащихся – индивидуальные и групповые задания

Межпредметные связи на уроке:

Химическая составляющая данной темы увязана с курсами физики (физические свойства и применение органических веществ, полимеров и пластмасс);

Планируемые результаты обучения:

Учащиеся должны знать:

 основные характеристики важнейших классов углеводородов;

Уметь:

-прогнозировать состав, строение и свойства представителей классов

-сравнивать состав, строение, свойства всех изученных классов углеводородов

-установить причинно-следственные связи (состав- строение – свойства – применение).

 Планируемые этапы урока:

1. Организационный -1 минута

2. Актуализация знаний-2 минуты

3. Основная часть урока – 30 минут

-  Графический диктант – 5 минут

-  классификация углеводородов– 3 минуты

-  Осуществление цепочки превращений- 10 минут

-  Решение расчетных задач- 9 минут

- Теоретические вопросы- 3 минуты

 4. Контроль знаний (тестирование)- 10 минут

5. Подведение итогов. Рефлексия.-2 минуты

Ход занятия

В урок включаются разноуровневые и разнохарактерные задания, что позволяет реализовать личностно-ориентированный подход к учащимся. Такой урок проводится в конце изучения темы перед итоговым контролем. В начале урока создается доброжелательная обстановка, сопутствующая полной реализации способностей обучающихся. Главным на таком занятии является самооценка на основе самоанализа выполнения заданий, служащая определению меры

Готовности к итоговой работе и подготовке к сдаче ЕГЭ, так как включает задания уровней А, В, С по изученной теме.

Этап 1. Организационный (1 мин)

Этап 2. Актуализация знаний (2 минуты)

Вступительное слово учителя.

  Сегодня у нас урок необычный. Мы с вами отправимся в путешествие в мир  «Углеводороды».

Вопрос:  Какие вещества называются углеводородами?

Вы изучили все классы углеводородов. Сегодня проведем обобщающий урок по этой теме.

Эпиграфом к уроку я взяла следующие слова: (зачитывается эпиграф)

Вопрос:  Как вы думаете, какова связь между темой урока и эпиграфом? (учащиеся объясняют, что между классами углеводородов также существует очень тесная взаимосвязь. Состав и строение углеводородов определяют их свойства).

Вопрос:   как вы думаете, какова цель нашего урока? (высказывания учащихся)

 Цель нашего урока – повторить, обобщить и закрепить полученные знания и умения по теме «Углеводороды»

 - сформировать целостное представление об углеводородах различных типов, рассмотреть их генетическую взаимосвязь, подчеркнуть решающее влияние строения органических веществ на их свойства, т.е. установить причинно-следственную связь в цепочке понятий

                                     состав-----строение-----свойства  

Путешествуя по стране углеводородов, вы будете останавливаться на различных станциях, на каждой из которых вас будут ждать задания. Если вы удачно пройдете все станции, вернетесь из путешествия с хорошей оценкой.

Итак, тема нашего урока (запись в тетрадь числа и темы)

3 этап. Основная часть занятия (30 минут)

Но прежде чем попасть в страну углеводородов, вам необходимо пройти таможню–  выполнить разминку. Кто удачно пройдет это испытание, тот и отправиться в путешествие.

1. Графический диктант   5 минут)

Каждый ученик получает листок со шкалой, где проставлены цифры - их 10 (это 10 вопросов) и копирку. Если вопрос соответствует данному веществу, то по шкале отмечается черточкой

(да  ___), она подчеркивается, а если нет - дугой (         ) . После окончания этого вида работы учащиеся выполняют самопроверку.

Ответы оцениваются из расчета:

5 баллов — 9—10 правильных ответов, 4 балла — 7—8 правильных ответов, 3 балла — 5—6 правильных ответов.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

     

1 вариант – этилен

2 вариант  – этан

3 вариант -  ацетилен

Вопросы: 

1. Валентность атомов углерода в молекулах до предела насыщена атомами водорода

2. Между атомами углерода в молекулах имеется сигма – связь

3. Невозможно свободное вращение атомов углерода вокруг углеродной связи

4. Характерны реакции присоединения

5. Характерна реакция горения

6. Характерны реакции замещения с галогенами

7. При нормальных условиях является газом

8. Обесцвечивает бромную воду и перманганат калия

9. Используется в быту как топливо

10.Полимеризуется

Ответы  

 

 1 вариант

__

__

__

___

___

___

___

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

2 вариант

__

__

___

___

___

___

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

3 вариант

__

__

__

___

___

___

___

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

2. Классификация углеводородов (3 минуты)

1) Какие классы углеводородов мы изучили и в чем особенности их строения?  

2) Составьте молекулярные формулы углеводородов, содержащих 6 атомов углерода по приведенным общим формулам  

СnH2n+2  СnH2n  СnH2n-2  СnH2n-6 

Вывод: Углеводороды различных гомологических рядов отличаются друг от друга содержанием водорода. Больше всего водорода содержат алканы, меньше всего арены.

3) На примере шестого члена гомологического ряда алкенов составьте структурные формулы: изомера положения двойной связи, формулу углеродной цепи, межклассовых изомеров, геометрических изомеров.

Вопрос: Так как углеводороды разных гомологических рядов отличаются друг от друга содержанием водорода, то какой вывод следует из этого? (Превращать углеводороды разных классов друг в друга можно путем отщепления или присоединения атомов водорода, т.е. с помощью реакций гидрирования и дегидрирования. Таким образом, все классы УВ связаны между собой взаимными переходами, т.е. находятся в генетической связи.

Вопрос: Но по строению вещества можно определить и предсказать его химические свойства. Какие же химические свойства характерны для углеводородов разных классов?

3. Осуществление цепочки превращений (10 минут)

1. Вспомните, какие типы реакций характерны для алканов, алкенов, алкинов, алкадиенов, циклоалканов, аренов.

Задание. Поработайте в парах. В левом столбике указаны названия  гомологических рядов углеводородов, в правом –  формулы веществ. Установите, с какими из них могут реагировать представители каждого ряда углеводородов. Ответы занесите в таблицу.   (2 минуты)

  1. Алканы                                      
  2. Алкены
  3. Алкины
  4. Алкадиены
  5. Арены

 1. O2

         2. Cl2

 3. HCl

 4. H2O

 5.р-р KMnO4

 6. бромная вода

2. Осуществить превращения:   (4 минуты)

А)

Б) А теперь посложнее: (4 минуты)

             HCl         1500°          H2           H2O

Al4 C3     →   X1   →  X2  → X3     → C2H5OH

X1 – CH4,   X2 – C2H2,   X3 – C2Н4

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (1 минута)  

Чтобы отдохнуть минутку

Сделаем физкультминутку.

Пожалуйста, встаньте,

 посмотрите налево,

посмотрите направо,

 посмотрите наверх,

посмотрите вниз.

4. Решение расчетных задач (10 мин)  

а) Объем воздуха (н.у.), необходимый для полного сжигания 50 л метана (н.у.) равен _____л.(запишите число с точностью до целых)

б) Рассчитайте, какой объем 10% раствора соляной кислоты с ρ = 1,05 г/мл пойдет на полную нейтрализацию щелочи, образующейся при гидролизе карбида кальция, если выделившийся при гидролизе газ занял объем 8,96 л (н.у.)

5. Теоретические вопросы (3 мин)

1. В одном из пособий по химии предложена цепь, состоящая из следующих звеньев: парафин — растворимость в воде — электрическая проводимость — упаковочный материал. Какая логическая связь существует между звеньями этой цепи? (Парафин имеет молекулярную кристаллическую решетку, которая обусловливает его относительную плотность, нерастворимость в воде, отсутствие электрической проводимости. Бумага, пропитанная жидким парафином, становится влагонепроницаемой и используется как упаковочный материал)

2. Картофель, собранный хозяйкой на дачном участке, был помещен в подвал на зимнее хранение. Чтобы клубни картофеля лучше хранились, она положила в закром несколько зрелых яблок. Какова роль яблок в сохранности клубней картофеля? (Газ этилен, выделяемый зрелыми плодами яблонь, вызывает торможение ростовых процессов. Клубни картофеля дольше сохраняются и не прорастают.)

3. Кто из  английских промышленников обанкротился, так как плохо знал химию?              

( Макинтош. Плащи из полученной им ткани зимой становились хрупкими, а летом плавились и прилипали)  

Вывод:  

Углеводороды имеют большое значение для современных отраслей промышленности, техники, повседневной жизни людей. Эти вещества, как в индивидуальном состоянии, так и в виде природных смесей (газ, нефть, уголь) служат сырьём для производства десятка тысяч более сложных органических соединений, несут в наши дома тепло и свет.

Без них исчезли бы из обихода многие привычные вещи: изделия из пластмасс и резины, средства бытовой химии, косметика.

  Этап 4. Контроль знаний (10 мин)

На этом этапе учащимся предлагается выполнить задание по материалам ЕГЭ, которые касаются темы «Углеводороды» (приложение). Часть А –тестирование, часть В – письменно выполнить задания.

1. Самостоятельная работа – тест.    

Баллы

Оценка

18-20

7-17

2-6

5

4

3

Задание: ответить на вопросы теста ЕГЭ (приложение 1).

Учащиеся осуществляют взаимоконтроль и выставляют друг другу оценку за выполнение теста.

Проверь себя. 

1 вариант                                     2 вариант

1.   Г                                               1. В

2.   Б                                               2. В

3.   А                                              3. А

4.   В                                              4. Б

5.   Г                                              5. Б

6.   Б                                              6. В

7.   Г                                              7. А

8.   В                                              8. Г

Учащиеся проверяют, ставят оценку себе и сдают работы учителю.

Этап 5. Подведение итогов. Рефлексия. - Домашнее задание (2 минуты)

Какие выводы можно сделать по обобщающему уроку «Углеводороды»?

 Учащиеся вместе с учителем формулируют общие выводы, отмечая причинно-следственные связи (состав, строение, свойства, применение) и существование  генетической  связи между гомологическими рядами углеводородов, которая обнаруживается в процессе взаимного превращения этих веществ.

«И у природы есть всему свой срок

И осени пора и бурное цветенье

И химии не кончится урок

Жизнь будет её вечным продолженьем»

Смысл этих строк заключается в том, что знания, полученные на уроках химии, пригодятся вам в жизни, при выборе профессии. Ведь так много профессий, связанных с химией.

Домашнее задание:  

  1. Осуществите цепочку превращений: напишите уравнения реакций, укажите условия их протекания:   С 3Н6 strprС3Н8 strprС3Н7Сl strprХ strprСО2

При обработке 10 г образца карбида кальция водой получено 2,24 л ацетилена. Массовая доля карбида кальция в образце составляет... (г).   А) 36%   Б) 50%  В) 10%   Г) 64%

КОММЕНТАРИЙ. Такая форма урока позволяет проверить знания всех учащихся на основе самоанализа, организовать активную работу на уроке каждого ученика, рационально использовать рабочее время урока, выяснить пробелы в знаниях учащихся, наметить виды их ликвидации, включив выявленные пробелы в знаниях в индивидуальную часть домашнего задания. Это способствует снятию  эффекта «эмоционального выгорания», способствует созданию доброжелательной атмосферы на уроке. Такая форма организации работы на уроке окажет помощь при подготовке к сдаче ЕГЭ.

Самостоятельная работа                                                     (приложение 1)

1 вариант

1. (1б) Общая формула аренов:

   A. CnH2n+2

    Б. CnH2n

    В. CnH2n-2

    Г. CnH2n-6

 2. (2б) Изомером вещества, формула  которого CH2=CH-CH2-CH3, является:

   А. 2-Метилбутен-2

   Б. Бутен-2

   В. Бутан

   Г. Бутин-1

3. (3б) Вещество, для которого  характерна реакция замещения:

  А. Бутан

  Б. Бутен-1

  В. Бутин-1

  Г. Бутадиен-1,3

4. (3б) Вещество, для которого характерна реакция гидрирования:

  А. Метан

   Б. Пропан

   В. Пропен

   Г. Этан

5. (3б) Формулы веществ, вступающих в реакцию друг с другом:

  А. C2H4  и  CH4

  Б. C3H8  и  H2

  В. C6H6  и  H2O

  Г.  C2H4  и H2

6. (3б) Формула вещества Х в цепочке превращений CH4  

   

А. CO2

  Б. C2H2

  В. C3H8

  Г. C2H6

7. (2б) Предыдущим  гомологом вещества бутин-1 является:

  А. Бутин-2

  Б. Пентин-1

  В. Пентин-2

  Г. Пропин

8. (3б) Молекулярная формула углеводорода, содержащего 85,7% углерода и 14,3% водорода

с относительной плотностью паров этого вещества по водороду равной 28, является:

  А. C3H6

  Б.  CH4

  В.  C4H8

  Г. C6H6

Вариант 2

1.(1б) Алкадиены имеют общую формулу:

         А) CnH2n + 2   

          Б) CnH2n     

          В) CnH2n - 2   

          Г) CnH2n - 6     

2.(2б) Изомерами являются:

    А) бензол и толуол

    Б) пропан и циклопропан

    В) бутин и бутадиен

    Г) бутин  и бутан.

3.(3б) При гидрировании алкенов образуются:

            А) алканы

            Б)  алкины

            В) алкадиены

            Г) спирты

4.(3б) Реакция замещения характерна для:

            А) алкенов        

            Б) алканов  

            В)  алкинов      

            Г) алкадиенов

5.(3б) Превращение бутана в бутен относится к реакции:

    А) полимеризации

    Б) дегидрирования

    В) дегидратации

    Г) изомеризации

6.(3б) Формула вещества Х в цепочке превращений:

           +Н 20       +Cl2„hv    +Na,t°

Аl 4С3   →   СН4      →     Х    →    С2 Н6        

            А) этилат натрия

            Б) этан

            В) хлорметан

            Г) метан

7.(2б) Гомологом вещества гексен-1 является:

            А) пропен    

            Б) пропин

            В) пропан

            Г) циклопропан

8.(3б) Объем воздуха (н.у.), необходимый для полного сжигания 20 л бутана (н.у.) равен:

             А) 162,5 л.

              Б) 224л.

              В) 130 л.

              Г) 650 л.



Предварительный просмотр:

Экологическое мероприятие

«СВАЛКА ПО ИМЕНИ ЗЕМЛЯ»

Цели и задачи: расширение и углубление экологических знаний, развитие умений находить выход из различных экологических ситуаций, умений увидеть взаимосвязь и взаимозависимость всех компонентов живой природы, воспитание у учащихся гуманного отношения к природе, чувства ответственности за всё живое на Земле. Ознакомление детей со сложной проблемой загрязнения планеты, от решения которой зависит, в конечном счете, само существование человека.

Оборудование: детские рисунки, плакаты, компакт диск, компьютер.

Плакат с изображением земного шара, на котором располагаются бумажки с изображением различного мусора, выставка книг по экологии, плакаты с надписями.

Форма проведения: беседа с элементами игры.

Возраст игроков 11-14 лет.

Ход проведения:

1 Вступление (Учитель) Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые гости! Вы знаете, что 2013 год объявлен годом окружающей среды. Кроме того, 22 апреля отмечается Международный день земли. Сегодня мы начинаем еще и неделю химии, биологии и географии. В рамках всех этих событий мы сегодня проводим экологическое мероприятие под названием «Свалка по имени Земля». Эта тема сейчас очень актуальна. И мы сегодня рассмотрим данную тему более серьезно. Давайте поговорим сегодня о том, что мы называем мусором.  Выясним причины образования огромного количества мусора, вопросы цивилизованной утилизации, пути возврата мусора в качестве вторичного сырья.

Вопрос «Куда деть мусор?» становится всё актуальнее, и мы попробуем сегодня ответить на него. С этой целью проводим с вами  данное экологическое мероприятие  – это интересные вопросы, ситуации, это ваши знания и эрудиция. В мероприятии принимают участие 6 б и 7 классов, которые определили команды в количестве 6 человек. Игра включает несколько конкурсов. Остальные обучающиеся – болельщики. Оценивать работу участников будет жюри, в состав которого входят  библиотекарь нашей школы и социальный педагог. (У жюри – листочки, с названием конкурсов и баллы). В нашем мероприятии принимают участие и обучающиеся 8а класса, которые являются ведущими. Итак, начинаем.

1 ведущий (Ештокина Аня). Природа украшает нашу жизнь. Она доставляет нам много радости. С каким удовольствием мы слушаем песни птиц, журчание ручейка, таинственный шепот леса. С каким наслаждением любуемся раздольем полей, зеркальной гладью водоемов или величественными громадами гор! Все это нам щедро дарит планета Земля. А взамен просит только одного – бережного, доброго отношения. Чтобы сохранить природу для наших потомков, мы должны хорошо ее знать и хозяйствовать на планете разумно. В последнее время активная деятельность человека приводит к  все более заметному изменению окружающей среды.

Ученик 1 (читает стихотворение ученица 7 класса -------------------------------    (Включается музыка – композиция E. Morricone “Chimai”) (слайд 1-9)-----2 минуты

Кромсаем лёд,

 Меняем рек теченье,

 Твердим о том, что дел невпроворот…

 Но мы ещё придём просить прощенье

 У этих рек,

 Барханов

 И болот,

 У самого гигантского восхода,

 У самого мельчайшего малька…

 Пока об этом

 Думать не охота.

 Сейчас нам не до этого

 Пока.

 Аэродромы,

 и перроны

 Леса без птиц

 И реки без воды…

 Всё меньше – окружающей природы…..

 Всё больше - окружающей среды.

(Р. Рождественский)

1.Свалки в России и в мире. (Мосенкова Даша)

2 ведущий. Каждый день, выходя из дома, мы выкидываем пакет мусора. Пластик стал настоящим бедствием для природы! Мировой океан буквально забит пластиковым мусором в виде бутылок и пакетов. 95% обитающих в Северном море морских птиц имеют в желудках различные остатки пластика. В Бельгии в желудке у одной птицы было обнаружено  более 1600 кусочков пластика.

По данным ООН, пластиковые отбросы являются причиной гибели более 1 млн. морских птиц в год, а также более 100 тыс. морских млекопитающих, таких как дельфины, киты, тюлени.

В желудке погибшего птенца альбатроса найдено 272 кусочка различного мелкого мусора. В желудках рыб, которыми его кормили, было полно мусора. Всё это скапливалось в желудке птенца, пока он не переполнился.

Пластиковый пакет в океане может напоминать медузу. Если черепаха проглотит его, то он блокирует пищеварительный тракт. Животное перестаёт есть и умирает.

1 ведущий         Мусор - это все, что было некогда извлечено из чрева Земли, переработано в полезную продукцию, а затем — отринуто за ненадобностью. ( слайд 10-18) ------3 минуты

Мусор постепенно становится монстром цивилизации. При нынешнем состоянии экономики, культуры, быта люди еще долго обречены жить среди этих рукотворных памятников своей беззаботности. Планета наша засорена, но мы ещё не осознали опасности жизни на огромной свалке. Мы – то пока на ней живём, но смогут ли жить наши дети? (фотографии об отходах: мировые свалки, полигоны, горящие свалки). (Звучит музыка группа «Крематорий» – «Мусорный ветер»)

1 ведущий. Что же такое отходы?

   Отходы – это изделия и материалы, которые утратили свои потребительские свойства в результате физического или морального износа. Отходы образуются в самых различных сферах деятельности. Сколько отходов образуется в городах?           В крупных городах мира в среднем накапливается свыше 1 м3 бытовых отходов на человека в год. В некоторых городах эта цифра значительно выше. Из них около 25% производится в сфере бизнеса и в торговле, а 75% – в жилых домах.

2 ведущий.  Давайте разберемся, откуда берутся эти ужасные горы мусора?

За год в Петербурге образуется около 8 млн. кубич. метров бытового мусора. Если всё свалить в одном месте, то получится гора в 5 Исаакиевских соборов.

Потребление пластиковой посуды в мире составляет 88,5 кг на человека в год. Использованная упаковка попадает на свалки и захламляет землю. В естественных условиях бумага разлагается в течение 2-5 лет, окурки от 1 до 12 лет, полиэтиленовые пакеты (биоразлагаемые) от 10 до 20 лет, стеклянная тара разлагается более 1 тысячи лет. Пластиковая упаковка практически не разлагается.

1 ведущий. Сейчас мы проведем первый конкурс среди команд.  ( 5 минут)

1 КОНКУРС: «Что мы выбрасываем или золотые россыпи помоек» ( слайды 19-22)

На каждый задаваемый вопрос дается три варианта ответа. Вопросы будут задаваться командам по очереди.

Вопросы:

1. Большую часть мусора, загрязняющего Землю, составляет:

  1. Пластмасса
  2. Стекло
  3. Металл

2. Мировыми рекордсменами по количеству бытовых отходов являются жители:

  1. Москвы
  2. Лондона
  3. Нью-Йорка

3. Какая отрасль промышленности во Франции считается самой активной и процветающий:

  1. Производство упаковочных металлов
  2. Переработка мусора

Производство автомобилей

4. Какую страну называют «мусорным ящиком Европы»:

  1. Британию
  2. Россию

3.  Польшу 

5.  Вредные выбросы оказывают влияние:

  1. Только на те регионы, где появилось загрязнение.
  2. На близлежащие регионы.
  3. На состояние всей окружающей среды

6. Самая страшная «Добавка» к воде:

  1. Бытовой мусор
  2. Пестициды

3. Минеральные удобрения 

7. Наиболее эффективный путь борьбы с нарастающим количеством отходов, попадавшихв окружающую среду:

  1. Их захоронение
  2. Разработка правовых механизмов регулирования процесса

3. Регуляция (Повторенное использование отходов) 

8.  Первое место по суммарному объему выбросов вредных веществ в атмосферу занимает:

  1. Теплоэнергетика
  2. Нефте- и газопереработка

3.  Автотранспорт 

9. Гарбология – это

  1. Наука о доме, местопребывании
  2. Наука, изучающая почву
  1. Мусороведение

10. Поступление в среду обитания вредных веществ, приводящих к нарушению функционирования экологических систем, называют:

  1. Загрязнением
  2. Экологическим кризисом

3.   Интродукцией

2 ведущий.  Каких отходов образуется больше всего?

         Для каждого города существует своя статистика. В целом в российских городах структура бытовых отходов изменяется следующим образом:

-     уменьшается доля пищевых отходов, древесины, черных и цветных металлов;

-     увеличивается доля отходов упаковочных материалов изготовленных из трудноразлагающихся веществ;

-     стремительно возрастает количество отслужившей бытовой техники, автомобилей, отработанных батареек и т.п.

1 ведущий. Почему мусора стало так много? Почему актуально в 20 и 21 веке?

Обучающиеся предлагают свои  варианты, а потом учитель  дополняет список, если что-то упущено.

Основные причины (кратко перечислить основное) :

  • Рост численности населения Земли. Только за последние 170 лет количество людей на земле увеличилось в 7 раз (с 1 млрд до 7 млрд)
  • Появление новых синтетических, не природных материалов, которые крайне долго разлагаются, загрязняя природу столетиями
  • Переход к массовому производству от ручного труда сделал вещи более доступными, мы перестали их беречь и с легкостью отправляем на свалку
  • Появление рекламы, которая навязывает нам все новые и новые потребности, заставляя покупать много лишних ненужных вещей, и регулярно отправлять на свалку слегка устаревшие (но при этом еще исправные и хорошие) вещи
  • Появление большого количества упаковки, которая служит только для привлечения покупателей и сразу после покупки превращается в мусор.

2 ведущий.   Куда девается мусор из мусоропровода?  

Сбор основной массы отходов из домовладений осуществляется с помощью контейнеров различной емкости, которые устанавливаются в специально отведенном месте. Из небольших контейнеров мусор переносится водителем в грузовик-мусоросборщик. В некоторых районах мусор собирает специальный мусоровоз, подъезжающий в определенное время к воротам домов.

1 ведущий. Почему же емкостей этих контейнеров не хватает, и мусор зачастую оказывается сваленным рядом? Причиной этого нередко становится неорганизованность и низкий уровень культуры самих горожан, которые оставляют пакеты с мусором в неположенном месте или бросают их мимо контейнеров.

Однако существуют и другие причины.

В мусорные контейнеры (или рядом с ними), попадает, например, строительный мусор, который образуется в результате ремонта домовладений, в то время как для вывоза строительного мусора предназначены особые контейнеры, которые можно арендовать.

Многие мелкие предприятия, индивидуальные предприниматели, магазины и др. не вносят плату за загрязнение, а бесплатно сбрасывают свой мусор в места сбора, обслуживаемые за счет населения.

Все вышеперечисленное наносит серьезный ущерб внешнему виду и санитарному благополучию городских территорий.

2 ведущий. Конкурс 2. Кроссворд  « Дорога мусора». Разгадать кроссворд. (слайд 23)- 5 минут

      По горизонтали:      

  № 1: - Что разлагается в почве 2-5 лет:

  №2:Металлическое или пластмассовое ведро, с которого начинается дорога мусора

 № 3: Специально отведенное место для сборки мусора за пределами города

 № 4: Как на земле называется существо, обладающее сознанием и разумом?

№ 5: Специалисты своего дела, которые занимаются сбором мусора на улицах города  

     По вертикали:  № 6. Содержимое свалки, урны, контейнера во дворе.

         1.

 6.  

 

 2.  

 3.  

4.

5.

      1. б

у

 6. м

а

г

а

2.  у

р

н

а

3.  с

в

а

л

к

а

4.ч

е

л

     о

в

е

к

5.д

в

о

     р

н

и

к

и

1 ведущий. Почему проблему отходов можно считать экологической? 

Твердые бытовые отходы являются источником экологической опасности:

- ТБО распространяют неприятный  запах и являются  средой  для размножения болезнетворных бактерий, насекомых и грызунов – переносчиков инфекционных заболеваний;

- серьезную опасность представляет сжигание ТБО (особенно синтетических материалов и веществ) в урнах и мусорных баках, так как  при этом в воздух выделяются токсичные вещества, которые быстро попадают в органы дыхания окружающих людей;

- разбросанный повсюду (в подъездах, на улице, на детских площадках) мусор – это позор нашего общества, характеристика уровня нашей бытовой культуры, среда, в которой все мы живем.

2 ведущий. Как вы думаете, сколько будут разлагаться разные материалы? Проблема отходов усложняется в связи с тем, что естественное разложение различных материалов требует определенного времени. Обратите внимание - на одного обучающегося школы приходится 19 кг мусора в год, в нашей школе обучаются 420 учеников, а это тонны мусора - какая огромная мусорная гора.

Проведем Конкурс 3. Сколько времени разлагаются различные виды отходов? (слайд 24)

  • Пластиковая бутылка
  • Алюминиевая банка
  • Стеклянная бутылка
  • Тетрадь
  • Носок
  • Огрызок яблока или кожуру апельсина

Период разложения отходов

  • 2-5 недель
  • 2-10 лет
  • Более 1000 лет
  • 500 лет
  • 100 лет
  • 1 год

Сроки разложения мусора ( см. таблицу)

Вывод: отходы прибывают, но никуда не исчезают.

«Подумайте только, например, ни одна пластиковая бутылка не разложилась с момента начала их производства, и они будут лежать на свалках даже во времена ваших внуков и правнуков! Зато ежедневно потребляется от 500 миллиардов до 1 триллиона новых бутылок, которые являются одноразовыми, и мы выбрасываем их, как правило, через несколько часов после того, как купили в магазине напиток».

1 ведущий. 4 Конкурс. НЕ СПЕШИТЕ ВЫБРАСОВАТЬ СВОЕ БУДУЩЕЕ

(ИЛИ про ОТХОДЫ «УСТАМИ МЛАДЕНЦА») (слайд 25,26)

Зачитываются детские высказывания об отходах. На каждый из отходов заготовлено по пять высказываний. Задача команд: попытаться понять, что имели в виду  дети и догадаться как можно скорее.

ДЕТСКИЕ ВЫСКАЗЫВАНИЯ:

1. Его производит обыкновенная корова.

В небольших количествах он очень полезен.

Когда его слишком много, это становится настоящим бедствием.

При попадании в водоемы он разрушается, рыба и другие водные животные начинают задыхаться

Его необходимо компостировать. (Навоз). (слайд 27)

2. У меня очень много игрушек сделано из нее.

Она бывает разноцветной, и ее очень трудно сломать.

Предметы, сделанные из нее мало весят.

Если ее пожечь, то появляется много черного дыма, который плохо пахнет.

Её нельзя выбрасывать, так как она сама по себе в природе не разлагается. (Пластмасса) (сл. 28)

3. Её изобрели китайцы.

У нас ее получают из дерева.

Она легко горит.

Из нее получается очень много мусора.

На ней обычно рисуют или пишут. (Бумага) (слайд 29)

4. Его делают из песка.

Чаще всего оно прозрачное.

Когда падает, оно разбивается

Если его нагреть, оно становится тягучим, как тесто.

Брошенное в лесу, оно может стать источником травм. (Стекло) (слайд 30)

5. Этого почти не видно

Этого очень много промышленном городе, где работает заводы и фабрики.

От этого у людей бывает астма, бронхит, рак.

Это могут собрать на свои листья зеленые растения.

В городе, где этого очень много не растут лишайники. (Газовые отходы) (слайд 31)

6. Это получается, когда становится старым или ломается.

Это можно увидеть везде – в городе, в деревне, даже вдоль дорог.

Это можно сдать и получить деньги.

Из этого можно сделать что-то новое.

Это бывает цветным, и из него можно получить деньги. (Металлолом) (слайд 32)

7. Всегда черного цвета.

Этого много в городе, особенно где есть заводы и фабрики.

Это очень вредно.

У человека вызывает болезни, а одежда его делается грязной.

Этого много при горении. (Сажа)(слайд 33)

8. Это то, без чего уже не может прожить.

Этим мы пользуемся каждый день.

Когда это попадает в воду, то образуется много пены.

Это убивает рыбу в воде, растения на земле.

         С помощью этого все становится чище. (СМС – синтетические моющие средства) (слайд 34)

2 ведущий.   Что же  делать с отходами?

«Как же нам избежать грустной участи: жить и отдыхать в скором будущем в окружении свалок? Что же делать со всем этим количеством отходов, которое образуется ежедневно?»

Существуют 4 основных способа обращения с отходами.(слайд 35)

А. Захоронение на полигонах (слайд 36)

Организация свалок - самый дешёвый, но при этом недальновидный способ утилизации мусора.

  • Ядовитые вещества проникают в подземные воды, развеиваются ветрами по окрестностям и тем самым наносят ущерб окружающей среде.
  • В результате процессов гниения без доступа воздуха образуются различные газы
  • На свалках регулярно возникают пожары, при которых в атмосферу выбрасывается сажа, фенол и прочие ядовитые вещества.

1 ведущий  Свалки мусора могут оказаться полезными (слайд 37)

         Строительным мусором засыпают овраги и ямы.

  • Во-первых, такие свалки дренируют, чтобы не допустить проникновения вод со свалки в подземные водоносные горизонты.
  • Во-вторых, их вентилируют, чтобы не допустить образования горючих и ядовитых газов.
  • В-третьих, мусор на свалку насыпают так, чтобы её поверхность была ровной.

2 ведущий. Б. Сжигание     Чем плохо сжигание?(слайд 38)

Сжигание отходов – наиболее распространенный и известный способ.  
НО:

  • в огромном количестве выделяются вредные или ядовитые химические соединения.
  • не весь мусор горит
  • мусор содержит много влаги и трудно- сгораемых материалов

1 ведущий. В. Вторичная переработка

Наиболее выгодный, разумный способ обращения с отходами (и с экологической, и с экономической точки зрения) – извлекать из мусора максимум полезных компонентов и перерабатывать их в новые вещи. Такой подход: (слайд 39)

  • Сохраняет первичные ресурсы (древесину, полезные ископаемые) для наших потомков
  • Сокращает количество отходов, которые вывозятся на свалку
  • Сохраняет наше здоровье
  • Меньше загрязняет окрестности.

Вторичное использование отходов – наиболее ресурсосберегающий путь. (слайд 40)

 Но здесь существует ряд проблем:

  • Первая проблема: мусор необходимо рассортировать.
  • Вторая проблема: доставка мусора к месту переработки.
  • Третья проблема: мусор невозможно использовать как сырьё для производства высококачественной продукции.

Сегодня мы перерабатываем всего 3-4% отходов из наших домов, а могли бы перерабатывать до 90%.  

2 ведущий. Г.  Компостирование

Органические отходы (траву, листья, пищевые отходы) можно переработать с помощью естественного биоразложения – компостирования. В результате отходы превращаются в компост, который прекрасно удобряет почву и улучшает ее свойства. Наверняка многие у кого есть дачи или дом в деревне знают и применяют этот способ обращения с отходами.

1 ведущий.   Пути решения проблемы: (слайд 41)

1. Раздельный сбор и переработка пластиковых отходов для получения вторичных полимерных материалов.

2. Разработка упаковки из фото-био- и водоразлагаемых материалов.

3. Запрещение бесплатной выдачи пластиковых пакетов в магазинах, введение платы за упаковку.

4. Производство упаковки из бумаги – экологически чистого материала. Бумага практически не наносит вреда окружающей среде, опасна только краска, нанесённая на бумагу.

2 ведущий.   Что может сделать каждый из нас? Как предупредить появление отходов?

Конкурс 5  Напишите на листочке в течение 5 минут свои предложения.

Если мы с вами будем выполнять эти простые, но важные правила, то никакая  экологическая катастрофа на наше планете  не случиться. И тогда растения и животные не будут исчезать, реки и леса будут чистыми, а мы с вами счастливыми и здоровыми. (ролик о свалках).  –(2 мин)

Ученицы 7 класса читают стихотворение.

Просмотри на этот мир:                             Как прекрасно жить на свете!

Сколько строф и звучных лир,                     Как милы в нем наши дети.

Мы познали силу ветра,                         Покорили вод лавины,

Света белого весь спектр                     Достигает звезд вершины.

Шар земной – наш дом родной,                  Он один от века к веку,

Сам в опасности большой                          От деяний человека.

Нам природа подарила                         Разум, силу и уменье.

Воздадим же ей сполна,                     Чтоб она жива была!

Сохраним моря и воздух,                           Недра, лес и тишину,

Чтобы были труд и отдых,                     Как бывало в старину,

Чтобы ели не болели,                         Пили воду, не боясь,

Чтоб нигде, нигде не смели                Потратить Землю отродясь!

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ. (Учитель благодарит всех участников встречи.

1 ведущий предоставляет  слово жюри.

Ведущий 2 обращается к детям с предложением принять «КОДЕКС   ЖИТЕЛЯ   ПЛАНЕТЫ   ЗЕМЛЯ». Право зачитать  текст «Кодекса» предоставляется команде-победительнице. Торжественно зачитывается (по одному пункту каждым участником).

КОДЕКС  ЧЕСТИ  ЖИТЕЛЯ   ПЛАНЕТЫ   ЗЕМЛЯ

Я  ДИТЯ ПРИРОДЫ, ПОЭТОМУ Я

  • ЛЮБЛЮ НЕБО, ЗВЕЗДЫ, МОРЕ И ЗЕМЛЮ;
  • РАДУЮСЬ СОЛНЦУ, ДОЖДЮ, СНЕГУ И ВЕТРУ;
  • НЕ ТОПЧУ ТРАВУ, НЕ ЛОМАЮ ДЕРЕВЬЕВ, НЕ РАЗБРАСЫВАЮ МУСОР;
  • Я ЦЕНЮ ЖИЗНЬ; ЗАМЕЧАЮ И ПРИВЕТСТВУЮ ЛЮБОЕ ПРОЯВЛЕНИЕ ЖИЗНИ;
  • ПЕРЕЖИВАЮ ЗА СОСТОЯНИЕ ПРИРОДЫ НА ЗЕМЛЕ, СОДЕЙСТВУЮ ЕЕ ПРИУМНОЖЕНИЮ;
  • НЕСУ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НЕЕ ВМЕСТЕ СО ВСЕМ ЧЕЛОВЕЧЕСТВОМ

Ведущий 1 А сейчас я раздам вам символ  Земли. Это не просто символ, это бюллетень для голосования. Нам очень интересно будет узнать, какое решение приняли каждый из вас после нашей встречи. Требуется ли нашей планете Земля помощь и готовы ли встать на защиту нашего дома?  У нас на столе стоят 2 урны для сбора ваших голосов: «за» и «против». Прошу вас сделать свой выбор.

Ведущий 2 Наше мероприятие заканчивается. Будем же беречь нашу Землю! Повсюду, на каждом шагу, все вместе и каждый в отдельности. Другой планеты у нас не будет.

Учитель: Дорогие ребята. Давайте все вместе будем следить затем, чтобы в нашей школе, в нашем городе всегда был порядок: чистые классы и коридоры, улицы и переулки. Завтрашний день земли будет таким, каким мы его создадим сегодня. (слайд 42)

 (Включается музыкальная композиция группа «Земляне» – «Прости Земля») – 4 минуты

Конкурс 2.  Разгадать кроссворд.

      По горизонтали:      

  № 1: - Что разлагается в почве 2-5 лет

  №2:Металлическое или пластмассовое ведро, с которого начинается дорога мусора

 № 3: Специально отведенное место для сборки мусора за пределами города

 № 4: Как на земле называется существо, обладающее сознанием и разумом?

№ 5: Специалисты своего дела, которые занимаются сбором мусора на улицах города  

     По вертикали:  6. Содержимое свалки, урны, контейнера во дворе.

         1.

 6.  

 

 2.  

 3.  

4.

5.

Конкурс 2.  Разгадать кроссворд.

      По горизонтали:      

  № 1: - Что разлагается в почве 2-5 лет:

  №2:Металлическое или пластмассовое ведро, с которого начинается дорога мусора

 № 3: Специально отведенное место для сборки мусора за пределами города

 № 4: Как на земле называется существо, обладающее сознанием и разумом?

№ 5: Специалисты своего дела, которые занимаются сбором мусора на улицах города  

     По вертикали:  6. Содержимое свалки, урны, контейнера во дворе.

         1.

 6.  

 

 2.  

 3.  

4.

5.

Конкурс 3. Сколько времени разлагаются различные виды отходов?

  • Пластиковая бутылка
  • Алюминиевая банка
  • Стеклянная бутылка
  • Тетрадь
  • Носок
  • Огрызок яблока или кожуру апельсина

    Период разложения

  • 2-5 недель
  • 2-10 лет
  • Более 1000 лет
  • 500 лет
  • 100 лет
  • 1 год

Конкурс 3. Сколько времени разлагаются различные виды отходов?

  • Пластиковая бутылка
  • Алюминиевая банка
  • Стеклянная бутылка
  • Тетрадь
  • Носок
  • Огрызок яблока или кожуру апельсина

     Период разложения

  • 2-5 недель
  • 2-10 лет
  • Более 1000 лет
  • 500 лет
  • 100 лет
  • 1 год

КОДЕКС  ЧЕСТИ  ЖИТЕЛЯ   ПЛАНЕТЫ   ЗЕМЛЯ

Я  ДИТЯ ПРИРОДЫ, ПОЭТОМУ Я

  • ЛЮБЛЮ НЕБО, ЗВЕЗДЫ, МОРЕ И ЗЕМЛЮ;
  • РАДУЮСЬ СОЛНЦУ, ДОЖДЮ, СНЕГУ И ВЕТРУ;
  • НЕ ТОПЧУ ТРАВУ, НЕ ЛОМАЮ ДЕРЕВЬЕВ, НЕ РАЗБРАСЫВАЮ МУСОР;
  • Я ЦЕНЮ ЖИЗНЬ; ЗАМЕЧАЮ И ПРИВЕТСТВУЮ ЛЮБОЕ ПРОЯВЛЕНИЕ ЖИЗНИ;
  • ПЕРЕЖИВАЮ ЗА СОСТОЯНИЕ ПРИРОДЫ НА ЗЕМЛЕ, СОДЕЙСТВУЮ ЕЕ ПРИУМНОЖЕНИЮ;
  • НЕСУ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НЕЕ ВМЕСТЕ СО ВСЕМ ЧЕЛОВЕЧЕСТВОМ.

Сроки разложения мусора

Виды мусора

Сроки разложения

Пищевые отходы

От 10 дней до 1 месяца

Газетная бумага

От 1 месяца до 1 года

Картонные коробки

До 1 года

Бумага

2 года

Доски деревянные

До 10 лет

Железная арматура

До 10 лет

Железные банки

До 10 лет

Старая обувь

До 10 лет

Обломки кирпича, бетона

До 100 лет

Автоаккумуляторы

До 100 лет

Фольга

До 100 лет

Жестяная банка

До 90 лет

Электрические батарейки

До 100 лет

Резиновые покрышки

Более 100 лет

Пластиковые бутылки

Более 1000 лет

Полиэтиленовая пленка

200 лет

Алюминиевые банки

500 лет

Стекло

Более 1000 лет

Натуральная ткань

1 год

                        

                                               

Конкурс 5.

Что может сделать каждый из нас?

Как предупредить появление отходов?

1. Не оставляйте мусор на улице, в лесу, на пляже.

2. По возможности приобретайте товары в стеклянной таре и бумажной упаковке.

3. Выбирайте продукты, при производстве которых используется минимальное количество упаковочных материалов.

4. Покупайте большие или экономичные упаковки.

5. Если есть выбор, не покупайте продукты, упакованные в пластик.

6. Отправляясь в магазин или на рынок, берите с собой сумку для покупок и несколько пакетов, чтобы не нужно было брать в магазине пластиковые пакеты.

7. Покупайте вещи по необходимости,  не захламляйте дом или квартиру лишними вещами.

8. Сведите до минимума приобретение пластмассовых предметов, синтетической одежды.

9. Лишние вещи и пакеты не выбрасывайте, а старайтесь раздать нуждающимся.

10. Если вы  житель сельской местности, то заведите для пищевых отходов компостную яму, использованную бумагу сжигайте в печке.

11. Не берите с собой в дорогу, путешествие или на прогулку в лес так называемую одноразовую пластиковую посуду.

12. Не покупайте дешёвых  товаров, быстро выходящих из строя, кипятильников, приёмников, швабр и т.п., одноразовых ручек.

13. Для чистой воды из источников используйте прочные пластмассовые канистры и бутылки хорошего качества с прочными ручками.

14. Не выбрасывайте бутылок из-под воды, взятой из святых источников. При появлении тёмного осадка внутри бутылки, промойте её водой с кусочками бумаги.

15. Старайтесь не покупать вредных для здоровья продуктов и напитков с консервантами и искусственными красителями.

16. Отдавайте предпочтение продуктам в упаковке, которую можно сдать в пункты приёма вторсырья.

17. Не доверяйте многим современным моющим средствам, парфюмерии и химическим лекарствам.

18.Сообщите знакомым и близким о реальной экологической опасности и о том, что может сделать каждый из нас для её сдерживания.

     Каждый из нас в ответе за чистоту на планете.



Предварительный просмотр:

«Важнейшие классы неорганических соединений» с применением интерактивной доски

Девиз: Если то, о чем тебе известно, ты один иль сотни слышишь раз,

Не ропщи: «Мол мне - не интересно». Повторенье образует нас!        

Цели:

образовательная: закрепить и систематизировать полученные на уроках знания о классах неорганических веществ;

развивающая: развивать логическое мышление на примерах генетической связи между классами неорганических веществ и при решении экспериментальных задач;

воспитательная: воспитывать чувство коллективизма, ответственности, взаимопомощи, взаимоподдержки и взаимоуважения в условиях работы в командах.

Задачи для учащихся:

1. Знать определения важнейших классов неорганических  соединений.

2. Уметь составлять формулы и давать названия неорганическим соединениям.

3. Уметь записывать химические свойства неорганических веществ.

4. Вырабатывать практические навыки при решении экспериментальных задач.

Оборудование: SMART  boаrd,  карточки с заданиями, карточки для самостоятельной работы, кроссворды (3 шт.), 3 штатива с реактивами: HCl, NaOH, H2O, Na2SO4, индикаторы – фенолфталеин, лакмус, метилоранж.

Тип  урока: обобщение и закрепление знаний.  

Форма проведения урока: в виде игры «Клуб находчивых химиков».                                

ХОД урока

О проведении игры – «Клуба находчивых химиков» (КНХ) объявляется заранее, дается домашнее задание:

1)  придумать название команды, выбрать капитана;

2)  подготовить сообщения о применении неорганических веществ в быту, в медицине, в сельском хозяйстве.

В игре принимают участие 3 команды.

I. Организационная часть.

1) Организационный момент

2) Подготовка учащихся к проведению игры КНХ.

«Сегодня мы собрались в клубе находчивых химиков для того, чтобы обобщить полученные вами знания об оксидах, кислотах, основаниях, солях и получить новые. На этом уроке вы вспомните о химических свойствах важнейших классов неорганических соединений и взаимосвязи между ними.

Для того, чтобы ваши знания были правильно оценены, у нас на уроке присутствует  жюри –

II. Основная часть урока.

Наша игра пойдет по следующим этапам:

  1. Приветствие команд.- макс. 5 мин всего – по 1-2 мин от каждой команды.
  2. Разминка- всего 15 мин. На все задания..
  3. Конкурс капитанов- 3 мин.
  4. Конкурс эрудитов- всего 10 мин.
  5. Это интересно знать- 5 мин. всего. Сообщения учащихся
  6. Проверь себя.- 5 мин. ( дифференцированная самостоятельная работа)

Итак, начинаем нашу игру КНХ (команды рассаживаются по группам).

1)  ПРИВЕТСТВИЕ  (отводится по одной минуте на приветствие, оценивается в 3 балла)

1 команда – «КИСЛОТЫ».

Капитан 1 команды: Вас приветствует команда (хором) «Кислота».

Наш девиз: (все хором) «Нас, кислот, огромный строй - водород тому виной».

Капитан 1 команды: Наша песня: (команда хором исполняет песню).

Колба крепкая не развалится.
Не разъест ее даже кислота.
Друг в беде не бросит
И списать поможет.
Мы же химики!
Честь нам и хвала!

2 команда – «СОЛИ».

Капитан 2 команды: Вас приветствует команда (хором) «Соли».

Наш девиз: «Химичить всегда, химичить везде, химичить с водою, химичить в воде».

Капитан 2 команды: Наша песня: (команда хором исполняет песню).

Химия моя, ты наука века!
Обеспечила нитратами человека.
Овощи ли ем, фруктами питаюсь
Всюду и везде с химией встречаюсь! 

3 команда – «ОСНОВАНИЯ».

Капитан 3 команды: Вас приветствует команда (хором) «Основания»

Наш девиз  (все хором) "Наш девиз всего два слова – химичишь сам – трави другого!"

Капитан 3 команды: Наша песня: (команда хором исполняет песню).

Эх, палочки да колбочки,
Взгляните вы на нас.
В костюмчики с иголочки
Оделись мы для вас.

2) РАЗМИНКА

1. (Правильный ответ – 1 балл.) Ведущий поочередно каждой команде задает    вопросы:

1)  Какие вещества называются основаниями?

2) Какие вещества называются кислотами?

3) Какие вещества называются солями?

2. Задание выполняется с использованием интерактивной доски. (Правильный ответ – 3 балла.)

К доске выходят по одному представителю от каждой команды и при помощи цветных фломастеров подчеркивают  формулы соединений, согласно своему  заданию.

На интерактивной доске вы видите формулы неорганических веществ: Ca, H2SO4, KCl, NaOH, KNO3, SO3, MgCO3, KOH, Cl2, Cu(OH)2, HNO3, Fe(OH)3, HCl, Ca(HSO4)2, H3PO4, NH3.

Выберите из них:

1 команда – соли (красный цвет)

2 команда – основания (жёлтый цвет)

3 команда – кислоты (синий цвет)

3. Задание оценивается в 6 баллов (5 баллов за уравнения и 1 балл за быстроту решения; это очко присуждается команде, которая быстрее, а главное, правильно записала все возможные уравнения реакций).

С какими из перечисленных веществ будут реагировать данные вещества?

Командам раздаются карточки с заданиями, которые выполняются на отдельных листах. Каждый участник команды пишет по одному уравнению реакции.

1) HCl:  Zn, AgNO3, Cu,  S, CaO, ZnCl2, Cu(OH)2.

2) CuCl2: HNO3, KOH, Fe,  HCl, AgNO3, Cu, H3PO4.

3) NaOH:  H2SO4, CuCl2, CO2, Cl2, HNO3, KOH, CaO,

4 Задание выполняется с использованием интерактивной доски. . (Правильный ответ – 3 балла.)  

Из приведенного перечня  CO2, CaSO4, H2SO4, S, Ca(OH)2, Na, SO2, CaO, NaOH, SO3, BaSO4, Ca, Na2O, AlCl3, MgO, Na2SO4  выберите  формулы тех веществ, которые составляют генетический ряд:

1) для команды «КИСЛОТЫ» - генетический ряд кальция;    

2) для команды «СОЛИ» -   генетический ряд серы;

3) для команды «ОСНОВАНИЯ» - генетический ряд натрия.

По одному представителю от каждой команды выходят к доске и составляют заданный генетический ряд. Из ряда приведенных формул выносят нужные и составляют ряд.

Затем ведущий на интерактивной  доске открывает затененную  часть экрана для проверки составленных цепочек.

1) Ca → CaO → Ca (OH)2 → CaSO4

2) S → SO2 → SO3 → H2SO4

3) Na → Na2O → NaOH → Na2SO4  

5. Задание выполняется с использованием интерактивной доски. (Правильный ответ – 3 балла.)

Установите соответствие между оксидами и соответствующими  гидроксидами.

В один столбик записаны формулы оксидов, во второй – формулы  гидроксидов (в виде кислот и оснований). Представители от команд фломастерами  при помощи стрелок устанавливают данные соответствия.

Команда «КИСЛОТЫ»                Команда  «СОЛИ»                  Команда «ОСНОВАНИЯ»

Оксиды        Гидроксиды            Оксиды    Гидроксиды               Оксиды      Гидроксиды    

SO2                 H2SO4                     Al2O3         H2SO3                          B2O3               HNO3 

Cl2O7              HCl                          P2O5          H2CO3                         K2O                H3BO3

CaO                 H2SO3                     CO2           H3PO4                         N2O5               HNO2

                        Ca(OH)2                                    Al(OH)3                                               KOH

                        HClO4                                        H2SiO3                                                H2CrO4 

3) КОНКУРС КАПИТАНОВ

1.  Задание выполняется на интерактивной доске. (Оценивается в 3 балла)

Выявите в каждом ряду закономерность, в соответствии с которой заполнены клетки формулами разных неорганических веществ. И в соответствии с правилом, вставьте в пустые клетки подходящие формулы.

Капитаны команд  при помощи фломастеров вписывают в таблицы необходимые формулы (таблицы заготавливаются заранее). По окончанию ведущий приоткрывает затененную часть экрана для проверки.

На интерактивной доске таблицы:

1)

Na2O        

NaOH

NaCl

СaO

2)    

        NO        

N2O5        

HNO3

SO2        

3)

Ca

CaO

Ca(OH)2

КOH

4) КОНКУРС  ЭРУДИТОВ

1. Каждой команде задаются вопросы.  На обдумывание  ответа дается 30 секунд. Каждый правильный ответ оценивается в 3 балла.

1) Какой великий русский химик был поэтом, физиком, географом, геологом, стекловаром? (М.Ю.Ломоносов)

2) Какая кислота всегда находится в желудках здоровых людей, а при недостатке этой кислоты ее употребляют как лекарство? (соляная кислота)

3) Какой камень искали химики средневековья, хотя такого камня в природе не было и нет? («философский»)

2. Кроссворд. Решение кроссворда оценивается в 5 баллов.

Каждой команде на столы раздаётся кроссворд, который после выполнения сдается жюри для оценивания.

Надо заполнить клетки по горизонтали так, чтобы по вертикали «А» можно было прочитать фамилию известного композитора – химика.

                                                                            «А»

  1. Соли угольной кислоты.
  2. Соли фосфорной кислоты.
  3. Соли бромоводородной кислоты.
  4. Соли соляной кислоты
  5. Соли сероводородной кислоты
  6. Соли сернистой кислоты.
  7. Соли азотной кислоты.

3. Экспериментальные задачи.

Ведущий раздает каждой команде карточки с задачами   и штатив с необходимыми реактивами. Результаты опытов проверяют члены жюри и учитель. Задание оценивается в 5 баллов, при этом учитывается фактор скорости выполнения.

1) Задача для команды «КИСЛОТЫ».

В трех склянках без этикеток находятся прозрачные растворы гидроксида натрия, соляной кислоты и дистиллированной воды. Установите опытным путем, используя выданные вам реактивы, в какой склянке какой раствор.

2) Задача для команды « СОЛИ».

Даны три пробирки без этикеток с растворами щелочи, кислоты, дистиллированной воды. Определите, где какой раствор, используя только один индикатор (какой?).

3) Задача для команды «ОСНОВАНИЯ».

В трех пробирках находятся гидроксид натрия, соляная кислота, сульфат натрия. Определите содержание каждой пробирки, используя не более двух реактивов.

5) ЭТО ИНТЕРЕСНО ЗНАТЬ

От каждой команды  выступает ученик с заранее  приготовленным сообщением на тему:  «Применение неорганических веществ:

1 команда – в быту,  2 команда - в  медицине, 3 команда - в сельском хозяйстве»

Каждое сообщение оценивается в 3 балла.

6)  ПРОВЕРЬ СЕБЯ

1.Дифференцированное задание: ведущий предлагает цветные карточки с заданием  «Осуществите превращения».красные - на оценку «5» синие – на оценку «4» зеленые – на оценку«3»

Ученик сам выбирает цвет карточки.  На выполнение задания дается 5 минут.

Оценки за это задание выставит учитель на следующем уроке.

Осуществите превращения:

На  оценку «5»

1 вариант                                                       2 вариант

KCl ←  K → K2O → K2CO3                       NaOH ← Na → Na2O → NaOH → NaH2PO4

              ↓                                                                       ↓

            KOH → KH2PO4                                               NaCl

 На оценку «4»

1 вариант                                                        2 вариант

CuCl2 → Cu(OH)2 → CuO → Cu(NO3)2          Ca → CaO → Ca(OH)2

↓                                                                          ↓

Cu                                                                       CaSO4 → Ca(OH)2 

 На оценку «3»

1 вариант                                                            2 вариант

K →  K2О → KOH → K3PO4                           Р → Р2О5 → Н3РО4 → К3РО4

III. Заключительная часть.

Жюри подводит итоги и объявляет победителей среди команд и среди  капитанов.

IV. Домашнее задание:

    1).Подготовиться к практической работе: стр.114 пр.раб.№6, задачи 1, 3, 5

           2). Сделать слайдовую презентацию по основным классам  неорганических веществ по плану: определение, классификация, физические и химические свойства,  применение.

1 команда  «КИСЛОТЫ» - для кислот  2 команда  « СОЛИ» - для солей    3 команда  «ОСНОВАНИЯ» - для оснований.

Примечание:  динамичность урока дает возможность не проводить     физкультминутку, перемещение по классу позволяет размять мышцы.      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по химии «Химия – волшебница!»

Мероприятие можно провести на неделе естественных наук. В кабинете химии, продолжительность 30 минут. использование показательных опытов заинтересует учащихся....

Внеклассное мероприятие по химии "Химия - наука чудес"

Внеклассное мероприятие "Химия - наука чудес!" призвана как можно раньше вызвать у обучающихся интерес к изучению химии. Мероприятие можно проводить в начальной школе, а также в 5-7 классах во время п...

Внеклассное мероприятие по химии "Абсолютное первенство по химии 2011" для учащихся 9-11 классов

Краткое описание внеклассного мероприятия и слайд-фильм к нему....

Внеклассное мероприятие по химии "Урок — турнир по химии "Что мы знаем, что мы умеем" 8 класс

Внеклассное мероприятие по химии "Урок — турнир по химии "Что мы знаем, что мы умеем" 8 класс...

Внеклассное мероприятие по химии: Сладкоешка-шоу: Поле чудес «Химия, химия, химия…»

Внеклассное мероприятие по химии: Сладкоешка-шоу: Поле чудес «Химия, химия, химия…»...

Формирование ключевых компетенций обучающихся через применение игровых технологий на уроках и внеклассных мероприятиях по химии

ПРОЕКТ Формирование ключевых компетенций обучающихся через применение игровых технологий на уроках и внеклассных мероприятиях по химии...