Рабочая программа по химии. 10 класс
рабочая программа по химии (10 класс) по теме
Данная программа разработана по ФГОСам для работы в 10-х классах на базовом уровна (один час в неделю).
Скачать:
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета ХИМИЯ 10 класс
уровень образования: среднее
уровень освоения программы: базовый
профиль образовательной программы: естественно-научный
Составитель (автор): Пронина Любовь Ивановна –
учитель химии ГБПОУ «1-й МОК» СП «Школа»
Москва
2015
СОДЕРЖАНИЕ
- Пояснительная записка
- Профиль освоения образовательной программы
- Общие цели среднего общего образования с учетом специфики учебного предмета
- Общая характеристика учебного предмета
- Место учебного предмета в учебном плане
- Система оценки результатов освоения программы учебного предмета (курса)
- Количество часов по учебному плану
- Планируемые результаты освоения учебного предмета
- Личностные результаты
- Метапредметные результаты
- Предметные результаты
- Содержание учебного предмета (курса)
- Тематическое планирование учебного предмета (курса)
- Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательной деятельности
- Требования к результатам усвоения учебного предмета (курса)
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 года № 413, зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации, регистрационный № 24480 от 7 июня 2012 года, приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 30 августа 2013 г. N 1015 г. Москва "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования".
Рабочая программа учебного предмета химия представляет собой целостный документ, включающий 4 раздела: пояснительную записку, содержание учебного предмета, тематическое планирование учебного предмета, учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательной деятельности.
1.1 Профиль освоения образовательной программы естественно-научный. Программа реализует генеральные цели общего образования, авторские идеи развивающего обучения химии, результаты межпредметной интеграции, учитывает формирование универсальных учебных действий среднего (полного) общего образования.
- Общие цели среднего общего образования с учетом специфики учебного предмета
Рабочая программа ориентирована на дальнейшее становление и формирование личности обучающегося, развитие интереса к познанию и творческих способностей, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе индивидуализации и профессиональной ориентации содержания учебного предмета химии, подготовку обучающегося к жизни в обществе, самостоятельному жизненному выбору, продолжению образования и началу профессиональной деятельности.
- Общая характеристика учебного предмета
Рабочая программа учебного предмета химии обеспечивает преемственность обучения с подготовкой обучающихся по программам основного общего образования.
Образовательная область «Химия» представляет одну из базовых курсов общего образования. Ее роль в системе школьного образования обусловлена значением науки химии в познании законов природы и материальной жизни общества. Без химических знаний сегодня невозможно представить научную картину мира, так как окружающий мир- это мир органических и неорганических веществ, претерпевающих различные превращения, лежащие в основе многих явлений природы. Химические процессы лежат в основе многочисленных производств, продукция которых широко применяется в быту. Умелое обращение. С химическими веществами в повседневной жизни убережет человека от нанесения ущерба себе, человечеству, природе в целом.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета «химия» направлены на формирование у учащихся целостного представления об окружающей мире как о единой саморегулируемой системе, где человек и его деятельность представлены как часть этой системы, которая существует в соответствии с фундаментальными законами природы. Помимо этого, важной составляющей содержания химии является воспитание бережного отношения к природе и экологически безопасного поведения.
Учащиеся должны усвоить и применять в своей деятельности основные положения химической науки, получают представление о многообразии органических соединений и их химических свойствах, способах получения и классификации. Они узнают о практическом значении органических соединений для сельского хозяйства, производства, медицины и человека.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.
Программа курса химии 10 класса отражает учебный материал в 5 крупных разделах: «Теоретические основы органической химии», «Классы органических соединений. Углеводороды», «Производные углеводородов», «Вещества живых клеток», «Органическая химии в жизни человека».
В курсе 10 класса изучается органическая химия, теоретическую основу которой составляют современная теория строения органических соединений, показывающая единство химического, электронного и пространственного строения, явления изомерии и гомологии, классификация и номенклатура органических соединений. Весь курс органической химии пронизан идеей зависимости свойств вещества от состава и строения, от характера функциональных групп, а так же генетических связей между классами органических соединений.
В данном курсе содержатся важнейшие сведения об отдельных веществах и синтетических материалах, о лекарственных препаратах, способствующих формированию здорового образа жизни и общей культуры человека.
Учащиеся должны усвоить и применять в своей деятельности основные положения химической науки, получают представление о многообразии органических соединений и их химических свойствах, способах получения и классификации. Они узнают о практическом значении органических соединений для сельского хозяйства, производства, медицины и человека.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.
Содержание программы базового уровня можно изучить за 35 ч (1 ч в неделю) при применении:
- технологии «ЧПКМ: «Чтение и письмо для развития критического мышления»;
- интернет - ресурсов;
- обобщающих уроков в виде конференций.
- Место учебного предмета в учебном плане
Учебный предмет химия (базовый уровень) относится к предметной области «Математика и информатика».
- Система оценки результатов освоения программы учебного предмета
Методы и формы обучения определяются с учетом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся, развития и саморазвития личности. В связи с этим основные методики изучения химии на данном уровне: обучение через опыт и сотрудничество; учет индивидуальных особенностей и потребностей учащихся.
Основной формой обучения является урок, типы которого могут быть: уроки усвоения новой учебной информации; уроки формирования практических умений и навыков учащихся; уроки совершенствования и знаний, умений и навыков; уроки обобщения и систематизации знаний, умений и навыков; уроки проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся; помимо этого в программе предусмотрены такие виды учебных занятий как лекции, семинарские занятия, практические работы, конференции, игры, тренинги.
Для контроля уровня достижений учащихся используются такие виды и формы контроля как предварительный, текущий, тематический, итоговый контроль; формы контроля: контрольная работа, дифференцированный индивидуальный письменный опрос, самостоятельная, проверочная работа, контрольная работа, тестирование, химический диктант, письменные домашние задания, компьютерный контроль, анализ творческих, исследовательских работ.
Количество часов по учебному плану
Общее количество часов по учебному предмету за два года обучения на базовом уровне - 68. Программа по химии в 10 –м классе на базовом уровне рассчитана на 34 часа в неделю (1 час в неделю).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
2.1. Личностные результаты освоения программы учебного предмета отражают:
ЛР1.Формирование чувства гордости за российскую химическую науку.
ЛР2.Воспитание ответственное отношения к природе, осознание необходимости защиты окружающей среды, стремление к здоровому образу жизни.
ЛР3.Подготовка к осознанному выбору индивидуальной образовательной или профессиональной траектории.
ЛР4.Умение управлять своей познавательной деятельностью.
ЛР5.Развитие готовности к решению творческих задач, умения находить адекватные способы поведения и взаимодействия с партнерами во время учебной и внеучебной деятельности; способности оценивать проблемные ситуации и оперативно принимать ответственные решения в различных продуктивных видах деятельности (учебная, поисково-исследовательская, клубная, проектная, кружковая и т.п.).
ЛР6.Формирование химико-экологической культуры, являющейся составной частью экологической и общей культуры и научного мировоззрения.
2.2. Метапредметные результаты освоения программы учебного предмета:
МР1.Использование умений и навыков различных видов познавательной деятельности, применение основных методов познания (системно-информационный анализ, моделирование) для изучения различных сторон окружающей действительности.
МР2.Использование основных интеллектуальных операций: анализ, синтез, сравнение, обобщение, систематизация, формулирование гипотез, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов, понимание проблемы.
МР3.Умение генерировать идеи и распределять средства, необходимые для их реализации.
МР4.Умение извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; умение свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях; соблюдать нормы информационной избирательности, этики.
МР5.Умение пользоваться на практике основными логическими приемами, методами наблюдения, моделирования, объяснения, решения проблем, прогнозирования и др.
МР6.Умения объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив.
МР7.Умения выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике.
МР8. Умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей; умение слушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение.
2.3. Предметные результаты освоения программы учебного предмета:
ПР1.Давать определения изученным понятиям.
ПР2.Описывать демонстрационные и самостоятельно проведенные эксперименты.
ПР3.Описывать и различать изученные классы неорганических и органических соединений, химические реакции.
ПР4. Классифицировать изученные объекты и явления.
ПР5.Наблюдать демонстрируемые и самостоятельно проводимые опыты и химические реакции, протекающие в природе и в быту.
ПР6.Делать выводы и умозаключения из наблюдений изученных химических закономерностей, прогнозировать свойства неизученных веществ по аналогии со свойствами изученных.
ПР7.Структурировать изученный материал.
ПР8.Инетрпретировать химическую информацию, полученную из других источников.
ПР9.Моделировать строение простейших молекул неорганических и органических веществ, кристаллов.
ПР10.Анализировать и оценивать последствия для окружающей среды бытовой и производственной деятельности человека, связанной с переработкой веществ.
ПР11.Проводить химический эксперимент.
ПР12.Оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием.
- СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
(35 часов, 1час в неделю)
Раздел 1. ТЕОРИЯ ОСНОВЫ ОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ (3ч)
Тема 1. Теория основы органической химии (3ч)
Формирование органической химии как науки. Теория строения органических соединений А. М. Бутлерова. Углеродный скелет. Радикалы. Функциональные группы. Гомологический ряд. Гомологи. Структурная изомерия. Номенклатура.
Электронная природа химических связей в органических соединениях.
Классификация органических соединений.
Демонстрации. Образцы органических веществ и материалов. Модели молекул органических веществ. Растворимость органических веществ в воде и неводных растворителях. Плавление, обугливание и горение органических веществ.
Раздел 2. УГЛЕВОДОРОДЫ (12 ч)
Тема 2. Предельные углеводороды (алканы) (3ч)
Строение алканов. Гомологический ряд. Номенклатура и изомерия. Физические и химические свойства алканов. Реакция замещения. Получение и применение алканов. Понятие о циклоалканах.
Демонстрации. Взрыв смеси метана с воздухом. Отношение алканов к кислотам, щелочам, раствору перманганата калия и бромной воде.
Лабораторные опыты. Изготовление моделей молекул углеводородов и галогенпроизводных.
Расчетные задачи. Нахождение молекулярной формулы органического соединения по массе (объему) продуктов сгорания.
Тема 3. Непредельные углеводороды (4 ч)
Алкены. Строение алкенов. Гомологический ряд. Номенклатура. Изомерия: углеродной цепи, положение кратной связи, цис-, транс-изомерия. Химические свойства: реакции окисления, присоединения, полимеризации. Применение алкенов.
Алкадиены. Строение. Свойства, применение. Природный каучук.
Алкины. Строение ацетилена. Гомологи и изомеры. Номенклатура. Физические и химические свойства. Реакции присоединения и замещения. Применение.
Демонстрации. Получение ацетилена карбидным способом. Взаимодействие ацетилена с раствором перманганата калия и бромной водой. Горение ацетилена. Разложение каучука при нагревании и испытание продуктов разложения.
Практическая работа. Получение этилена и изучение его свойств.
Тема 4. Ароматические углеводороды (арены) (2 ч)
Строение бензола. Изомерия и номенклатура. Физические и химические свойства бензола. Гомологи бензола. Генетическая связь ароматических углеводородов с другими классами углеводородов.
Демонстрации. Бензол как растворитель, горение бензола. Отношение бензола к бромной воде и раствору перманганата калия. Окисление толуола.
Тема 5. Природные источники углеводородов (3 ч)
Природный газ. Нефть и нефтепродукты. Физические свойства. Способы переработки нефти.
Демонстрации. Ознакомление с образцами продуктов нефтепеработки.
Раздел 3. КИСЛОРОДСОДЕРЖАЩИЕ ОРГАНИЧЕСКИЕ СОЕДИНЕНИЯ (12 ч)
Тема 6. Спирты и фенолы (4 ч)
Одноатомные предельные спирты. Строение молекул, функциональная группа. Водородная связь. Изомерия и номенклатура. Свойства метанола (этанола), получение и применение. Физиологическое действие спиртов на организм человека.
Многоатомные спирты. Этиленгликоль, глицерин. Свойства, применение.
Фенолы. Строение молекулы фенола. Взаимное влияние атомов в молекуле на примере фенола. Свойства. Токсичность фенола и его соединений. Применение фенола. Генетическая спиртов и фенола с углеводородами.
Демонстрации. Взаимодействие фенола с бромной водой и раствором гидроксида натрия. Растворение глицерина в воде. Реакция глицерина с гидроксидом меди (II).
Расчетные задачи. Расчеты по химическим уравнениям, при условии что одно из реагирующих веществ дано в избытке.
Тема 7. Альдегиды, кетоны, карбоновые кислоты (4 ч)
Альдегиды. Кетоны. Строение молекул. Функциональная группа. Изомерия и номенклатура. Формальдегид и ацетальдегид: свойства, получение и применение. Ацетон – представитель кетонов. Применение.
Односоставные предельные карбоновые кислоты. Строение молекул. Функциональная группа. Изомерия и номенклатура. Свойства карбоновых кислот. Применение.
Краткие сведения о непредельных карбоновых кислотах.
Генетическая связь карбоновых кислот с другими классами органических соединений.
Демонстрации. Получение этаналя окислением этанола. Взаимодействие метаналя (этаналя) с аммиачным раствором оксида серебра (I) и гидроксидом меди (II). Растворение в ацетоне различных органических веществ.
Расчетные задачи. Определение массовой или объемной доли выхода продукта реакции от теоретически возможного.
Тема 8. Жиры. Углеводы (4 ч)
Жиры. Нахождение в природе. Свойства. Применение.
Моющие средства. Правила безопасного обращения со средствами бытовой химии.
Глюкоза. Строение молекулы. Свойства глюкозы. Применение. Сахароза. Свойства, применение.
Крахмал и целлюлоза – представители природных полимеров. Реакция поликонденсации. Физические и химические свойства. Нахождение в природе. Применение. Ацетатное волокно.
Демонстрации. Растворимость жиров, доказательство их непредельного характера, омыление жиров. Сравнение свойств мыла и синтетических моющих средств.
Взаимодействие глюкозы с гидроксидом меди (II). Взаимодействие глюкозы с аммиачным раствором оксида серебра (I).
Взаимодействие сахарозы с гидроксидом кальция. Взаимодействие крахмала с йодом. Гидролиз крахмала. Ознакомление с образцами природных и искусственных волокон.
Практическая работа. Решение экспериментальных задач на получение и распознавание органических веществ.
Раздел 4. АЗОТСОДЕРЖАЩИЕ ОРГАНИЧЕСКИЕ СОЕДИНЕНИЯ (4 ч)
Тема 9. Амины и аминокислоты (2 ч)
Амины. Строение молекул. Аминогруппа. Физические и химические свойства. Анилин. Свойства, применение.
Аминокислоты. Изомерия и номенклатура. Свойства. Аминокислоты как амфотерные органические соединения. Применение.
Тема 10. Белки (2 ч)
Белки – природные полимеры. Состав и строение. Физические и химические свойства. Превращение белков в организме. Успехи в изучении и синтезе белков.
Химия и здоровье человека. Лекарства. Проблемы, связанные с применением лекарственных препаратов.
Демонстрации. Окраска ткани анилиновым красителем. Доказательство наличия функциональных групп в растворах аминокислот. Цветные реакции на белки (биуретовая и ксантопротеиновая).
Раздел 5. ВЫСОКОМОЛЕКУЛЯРНЫЕ СОЕДИНЕНИЯ (4 ч)
Тема 11. Синтетические полимеры (4 ч)
Понятие о высокомолекулярных соединениях. Полимеры, получаемые в реакциях полимеризации. Строение молекул. Полиэтилен. Полипропилен. Фенолформальдегидные смолы.
Синтетические каучуки. Строение, свойства, получение и применение.
Синтетические волокна. Капрон. Лавсан.
Демонстрации. Образцы пластмасс, синтетических каучуков и синтетических волокон.
Практическая работа. Распознавание пластмасс и волокон.
- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ХИМИЯ___10 класс
наименование учебного предмета, класса (года обучения)
№ п/п | Раздел, тема | Тема урока | Количество часов | Вид (форма) урока | Виды учебной деятельности обучающихся | Виды контроля | |||
обязательная часть | вариативная часть | ||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | ||
1. | Раздел 1. ТЕОРИЯ ОСНОВЫ ОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ (3ч) Тема 1. Теория основы органической химии (3ч) |
Теория строения органических соединений А.М. Бутлерова. | 1 | урок усвоения новых знаний (лекция) | Знакомятся с положениями ТХС. Учатся различать предметы изучения органической и неорганической химии. | фронтальная беседа | |||
2 | 1.1.2. Электронная природа химических связей в органических соединениях. | 1 | урок усвоения новых знаний (лекция-диалог) | Называют изученные положения ТХС. Учатся различать предметы изучения органической и неорганической химии. | устный опрос | ||||
3 | 1.1.3. Классификация органических соединений | 1 | урок совершенство-вания знаний, умений и навыков. (лекция-диалог) | Называют изученные положения ТХС. Объясняют предметы изучения органической и неорганической химии. Знакомятся/изучают классификацию органических соединений. Находят, выписывают, анализируют необходимую информацию по новой теме. | фронтальная контролирующая беседа, письменный опрос | ||||
4 | Раздел 2. УГЛЕВОДОРОДЫ (12 ч) Тема 2. Предельные углеводороды (алканы) (3ч) | 2.2.1 Алканы: строение, гомология, изомерия и номенклатура. | 1 | урок усвоения новых знаний (лекция-диалог) | Моделируют пространственное строение метана, этана. Описывают пространственную структуру метана. Находят, выписывают, анализируют необходимую информацию (гомологи, изомеры). Знакомятся с номенклатурой алканов. | фронтальная беседа | |||
5 | 2.2.2 Алканы: получение, свойства, применение. | 1 | комбинированный урок (урок-диалог) | Объясняют пространственную структуру метана. Рассказывают о понятиях «гомологи», «изомеры» алканов. Наблюдают и описывают химические реакции с помощью русского языка и языка химии | устный опрос, письменный опрос на этапе закрепления | ||||
6 | 2.2.3 Решение задач на нахождение молекулярной формулы газообразного углеводорода. | 1 | Комбинированный урок (урок-диалог) | Знакомятся с новым типом задач, учатся решать задачи на нахождение формулы СхНу. | фронтальная контролирующая беседа, индивидуальный контроль результатов | ||||
7 | Тема 3 Непредельные углеводороды (4 ч) | 2.3.1 Алкены: строение, номенклатура, изомерия, свойства, применение. | 1 | урок усвоения новых знаний (лекция-диалог) | Моделируют пространственное строение этена. Описывают пространственную структуру этена. Находят, выписывают, анализируют необходимую информацию о номенклатуре и изомерии алкенов. Наблюдают и описывают химические реакции, характерные для алкенов. Перечисляют области применения алкенов. Осознанно и произвольно строят высказывания в устной и письменной форме, используя необходимую химическую терминологию. | фронтальная контролирующая беседа | |||
8 | 2.3.2 Практическая работа. Получение этилена и изучение его свойств. | 1 | урок комплексного применения знаний и умений (урок -практическая работа) | Самостоятельно формулируют цели урока, структурируют информацию, проводят опыты для получения этилена и изучения его свойств, Применяют знания по ТБ при выполнении заданий. Работают и выполняют учебные действия в парах, демонстрируют способность выполнять эксперимент и описывать его по определенному плану. | практическая работа | ||||
9 | 2.3.3 Алкадиены. Каучуки и резина. | 1 | урок усвоения новых знаний (анализ первоисточников) | Самостоятельно формулируют цели урока, находят и выделяют необходимую информацию, структурируют информацию, оформляют в виде конспекта. | индивидуальный контроль результатов; самостоятельная работа | ||||
10 | 2.3.4 Алкины: строение, номенклатура, изомерия, свойства, применение. | 1 | урок систематизации и обобщения знаний и умений (урок-семинар) | Моделируют пространственное строение этина. Находят, выписывают, анализируют необходимую информацию о номенклатуре и изомерии алкинов. Наблюдают и описывают химические реакции, характерные для этина. Перечисляют области применения алкинов. Осознанно и произвольно строят высказывания в устной и письменной форме, используя необходимую химическую терминологию. | фронтальная контролирующая беседа, индивидуальный контроль результатов | ||||
11 | Тема 4 Ароматические углеводороды (арены) (2 ч) | 2.4.1 Бензол: строение, свойства, применение. | 1 | урок усвоения новых знаний (лекция-диалог) | Моделируют пространственное строение бензола. Наблюдают и описывают химические реакции, характерные для бензола. Перечисляют области применения бензола и его производных. | фронтальная контролирующая беседа | |||
12 | 2.4.2 Гомологи бензола. Генетическая связи аренов с другими классами углеводородов. | 1 | урок обобщения и систематизации (интегрированный урок) | Знакомятся с информацией о гомологах бензола. Описывают генетические связи между изученными классами органических веществ с помощью естественного языка и языка химии. Осознанно и произвольно строят высказывания в устной и письменной форме, используя необходимую химическую терминологию. | проверочная работа | ||||
13 | Тема 5 Природ- ные источни- ки углеводородов (3 ч) | 2.5.1 Природный газ. Нефть. Физические свойства. Способы переработки нефти. | 1 | урок усвоения новых знаний (анализ первоисточников) | Самостоятельно формулируют цели урока, находят и выделяют необходимую информацию, структурируют информацию, оформляют в виде конспекта. | индивидуальный контроль результатов, самостоятельная работа | |||
14 | 2.5.2 Обобщение и систематизация знаний по теме «Углеводороды». | 1 | Урок обобщения и систематизации (урок-семинар) | Обобщают знания и делают выводы о закономерностях изменений свойств углеводородов в гомологических рядах. Записывают уравнения, характеризующие свойства классов органических веществ. | индивидуальный контроль результатов | ||||
15 | 2.5.3 Контрольная работа по теме «Углеводо- роды» | 1 | урок контроля знаний и умений (урок – контрольная работа) | Составляют план работы и последовательность действий для успешного выполнения заданий. С достаточной полнотой и точностью письменно выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями заданий. | контрольная работа | ||||
16. | Раздел 3. КИСЛОРОДСОДЕРЖАЩИЕ ОРГАНИЧЕСКИЕ СОЕДИНЕНИЯ (12 ч) Тема 6. Спирты и фенолы (4 ч) | 3.6.1 Одноатомные спирты: строение, свойства, получение, применение. | 1 | урок усвоения новых знаний (лекция-диалог) | Знакомятся со строением молекулы этанола. Находят, выписывают, анализируют необходимую информацию о номенклатуре и изомерии алканолов. Наблюдают демонстрируемые опыты и описывают химические реакции, характерные для алканолов. Перечисляют области применения алканолов. Осознанно и произвольно строят высказывания в устной и письменной форме, используя необходимую химическую терминологию. | фронтальная контролирующая беседа | |||
17 | 3.6.2 Многоатомные спирты: строение, свойства, применение. | 1 | комбинированный урок (урок-семинар) | Знакомятся со строением молекул этиленгликоля и глицерина. Исследуют их свойства. Осознанно и произвольно строят высказывания в устной и письменной форме, используя необходимую химическую терминологию. | устный опрос | ||||
18 | 3.6.3 Строение, свойства и применение фенола | 1 | урок усвоения новых знаний (анализ первоисточников) | Знакомятся со строением молекулы фенола. Находят, выписывают, анализируют необходимую информацию о феноле. Наблюдают демонстрируемые опыты и описывают химические реакции, характерные для фенола. Перечисляют области применения фенола. Осознанно и произвольно строят высказывания в устной и письменной форме, используя необходимую химическую терминологию. | устный опрос, письменный опрос | ||||
19 | 3.6.4 Генетическая связь спиртов и фенола с углеводородами. Решение задач на избыток. | 1 | Урок обобщения и систематизации (урок-семинар) | Называют изученные положения ТХС. Обобщают знания и делают выводы о закономерностях изменений свойств функциональных производных углеводородов в гомологических рядах. Осознанно и произвольно строят высказывания в устной и письменной форме, используя необходимую химическую терминологию. По предложенному алгоритму решают задачи на избыток. | проверочная работа | ||||
20 | Тема 7. Альдегиды, кетоны, карбоновые кислоты (4 ч) | 3.7.1 Альдегиды и кетоны: классификация, строение, свойства, получение, применение. | 1 | урок усвоения новых знаний (лекция-диалог) | Знакомятся со строением молекул альдегидов и кетонов. Находят, выписывают, анализируют необходимую информацию о веществах данных классов. Наблюдают демонстрируемые опыты и описывают химические реакции, характерные для альдегидов, записывают уравнения получения альдегидов. Перечисляют области их применения. Осознанно и произвольно строят высказывания в устной и письменной форме, используя необходимую химическую терминологию. | фронтальная контролирующая беседа | |||
21 | 3.7.2 Карбоновые кислоты: классификация, строение, свойства, получение, применение. | 1 | урок усвоения новых знаний (лекция-диалог, проблемный семинар) | Знакомятся со строением молекул карбоновых кислот. Находят, выписывают, анализируют необходимую информацию о веществах данного класса. Наблюдают демонстрируемые опыты и описывают химические реакции, характерные для альдегидов, записывают уравнения получения карбоновых кислот. Перечисляют области их применения. Осознанно и произвольно строят высказывания в устной и письменной форме, используя необходимую химическую терминологию. | фронтальная контролирующая беседа, индивидуальный контроль результатов | ||||
22 | 3.7.3. Практическая работа. Решение экспериментальных задач на распознавание органических веществ. | 1 | урок комплексного применения знаний и умений (урок -практическая работа) | Самостоятельно формулируют цели урока, структурируют информацию, проводят опыты, характеризующие свойства кислородосодержащих органических веществ. Применяет знания по ТБ при выполнении заданий. Работают и выполняют учебные действия в парах, демонстрируют способность выполнять эксперимент и описывать его по определенному плану. | практическая работа | ||||
23 | 3.7.4 Генетическая связь карбоновых кислот с другими углеводородами. Решение задач на выход. | 1 | урок совершенствования знаний, умений и навыков (урок-зачет) | Обобщают знания и делают выводы о закономерностях изменений свойств функциональных производных углеводородов в гомологических рядах. Осознанно и произвольно строят высказывания в устной и письменной форме, используя необходимую химическую терминологию. По предложенному алгоритму решают задачи на выход. | зачет | ||||
24 | Тема 8. Жиры. Углеводы (4 ч) | 3.8.1 Жиры: строение, свойства, применение. Понятие о моющих средствах. | 1 | урок усвоения новых знаний (анализ первоисточников) | Самостоятельно формулируют цели урока, находят и выделяют необходимую информацию, структурируют информацию, оформляют в виде конспекта. | самостоятельная работа | |||
25 | 3.8.2 Глюкоза и сахароза: строение, свойства, применение. | 1 | урок усвоения новых знаний (лекция-диалог) | Знакомятся со строением молекулы глюкозы и сахарозы. Находят, выписывают, анализируют необходимую информацию о глюкозе и сахарозе. Наблюдают демонстрируемые опыты и описывают химические реакции, характерные для них. Перечисляют области их применения. Осознанно и произвольно строят высказывания в устной и письменной форме, используя необходимую химическую терминологию. | фронтальная контролирующая беседа, индивидуальный контроль результатов | ||||
26 | 3.8.3 Крахмал и целлюлоза: строение, свойства, применение. | 1 | урок усвоения новых знаний (анализ первоисточников) | Самостоятельно формулируют цели урока, находят и выделяют необходимую информацию, структурируют информацию, оформляют в виде конспекта-таблицы. | самостоятельная работа | ||||
27 | 3.8.4 Практическая работа. Решение экспериментальных задач на получение и распознавание органических веществ. | 1 | урок комплексного применения знаний и умений (урок -практическая работа) | Самостоятельно формулируют цели урока, структурируют информацию, проводят опыты, характеризующие свойства жиров и углеводов. Применяет знания по ТБ при выполнении заданий. Работают и выполняют учебные действия в парах, демонстрируют способность выполнять эксперимент и описывать его по определенному плану. | практическая работа | ||||
28 | Раздел 4. АЗОТ-СОДЕРЖА-ЩИЕ ОРГАНИЧЕСКИЕ СОЕДИНЕНИЯ (4 ч) Тема 9. Амины и амии-нокислоты (2 ч) | 4.9.1 Амины: строение, свойства, применение. Анилин | урок усвоения новых знаний (анализ первоисточников) | Знакомятся со строением молекул аминов и анилина. Находят, выписывают, анализируют необходимую информацию о них. Описывают химические реакции, характерные для них. Перечисляют области их применения. Осознанно и произвольно строят высказывания в устной и письменной форме, используя необходимую химическую терминологию. | фронтальная контролирующая беседа, самостоятельная работа | ||||
29 | 4.9.2 Аминокислоты: изомерия, номенклату-ра, свойства, применение. | 1 | урок усвоения новых знаний (урок-семинар) | Знакомятся со строением молекул аминокислот. Находят, выписывают, анализируют необходимую информацию о них. Описывают химические реакции, характерные для них. Перечисляют области их применения. Осознанно и произвольно строят высказывания в устной и письменной форме, используя необходимую химическую терминологию. | индивидуальный контроль результатов | ||||
30. | Тема 10 . Белки (2 ч) | 4.10.1 Белки – природные полимеры: состав, структура, свойства. | урок усвоения новых знаний (анализ первоисточников) | Самостоятельно формулируют цели урока, находят и выделяют необходимую информацию, структурируют информацию, оформляют в виде конспекта. | самостоятельная работа | ||||
31 | 4.10.2 Химия и здоровье человека. Решение расчетных задач. | 1 | урок систематизации и обобщения знаний и умений (урок-семинар) | Называют изученные положения ТХС. Обобщают знания и делают выводы о закономерностях изменений свойств функциональных производных углеводородов в гомологических рядах. Выбирают наиболее эффективные способы решения задач. Осознанно и произвольно строят высказывания в устной и письменной форме, используя необходимую химическую терминологию. | проверочная работа | ||||
32 | Раздел 5. ВЫСОКОМОЛЕКУЛЯРНЫЕ СОЕДИНЕНИЯ (4 ч) Тема 11. Синтетические полимеры (4 ч) | 5.11.1 Понятие о ВМС. Классификация. Основные методы синтеза. | урок усвоения новых знаний (анализ первоисточников) | Самостоятельно формулируют цели урока, находят и выделяют необходимую информацию, структурируют информацию, оформляют в виде конспекта. | самостоятельная работа | ||||
33 | 5.11.2 Синтетические каучуки и волокна. Практическая работа. Распознавание пластмасс и волокон. | 1 | урок комплексного применения знаний и умений (урок -практическая работа) | Самостоятельно формулируют цели урока, структурируют информацию, проводят опыты, характеризующие свойства полимеров и волокон. Применяет знания по ТБ при выполнении заданий. Работают и выполняют учебные действия в парах, демонстрируют способность выполнять эксперимент и описывать его по определенному плану. | практическая работа | ||||
34 | 5.11.3 Контрольная работа по темам «Кислородсодержащие и азотсодержащие органические соединения». | урок контроля знаний и умений (урок – контрольная работа) | Составляют план работы и последовательность действий для успешного выполнения заданий. С достаточной полнотой и точностью письменно выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями заданий. | контрольная работа | |||||
35 | Резерв- ный урок |
Примечание: в данной программе не предусмотрена вариативная часть, т. к. на каждом уроке изучается новая тема.
- УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
- Требования к минимальному материально-техническому обеспечению реализации учебного предмета
Реализация программы учебного предмета осуществляется в учебном кабинете химии.
Оборудование учебного кабинета:
Печатные пособия:
Таблицы:
- периодическая таблица химических элементов Д.И. Менделеева.
- таблица растворимости кислот, оснований, солей в воде.
- электрохимический ряд напряжения металлов.
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование:
- Приборы, приспособления: комплект посуды и принадлежностей для проведения лабораторных работ и практических работ.
- Реактивы и материалы: комплект реактивов для базового уровня.
Технические средства обучения:
1. Компьютер
3. Доска «СМАРТ»
4. Компьютерные программы (обучающие и контролирующие)
Комплект ЭОР:
- Электронное пособие «Органическая химия 10-11 класс».
- Электронное приложение к учебнику Г.Е. Рудзитиса «Химия 10 класс».
- Электронное пособие «Современный открытый урок. Химия. 10 класс»
5. Телевизор
- Учебно-методическое обеспечение учебного предмета
Учебники:
Рудзитис Г.Е. Химия. Органическая химия 10 класс.: учебник для общеобразовательных учреждений: базовый уровень / Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман – 14-е издание – М.: Просвещение, 2011. – 192 с.
Интернет-ресурсы:
1. http://www.mon.gov.ru (Министерство образования и науки)
2. http://www.fipi.ru (портал ФИПИ – Федеральный институт педагогических измерений)
3. http://www.ege.edu.ru (информационной поддержки ЕГЭ)
4. http://www.probaege.edu.ru (портал Единый экзамен)
5. http://edu.ru/index.php (федеральный портал «Российское образование»)
6. http://www.infomarker.ru/top8.html RUSTEST.RU (федеральный центр тестирования)
7. http://www.pedsovet.org (Всероссийский Интернет-Педсовет)
8. http://www.chemistry.ssu.samara.ru/ (виртуальный учебник по химии)
9. http://www.schoolchemistry.by.ru/ (школьная химия)
10. http://www.mec.tgl.ru/index.php?module=subjects&func=viewpage&pageid=149 (каталог образовательных ресурсов по химии)
11. http://www.alhimik.ru/fun/games.html (химические игры Алхимик)
12. http://home.uic.tula.ru/~zanchem/index.htm (занимательная химия)
- Требования к результатам усвоения учебного курса
В ходе усвоения учебного материала, выполнения различных видов учебной деятельности у обучающегося будут сформированы следующие компетенции:
Знание/понимание
- важнейшие химические понятия: вещество, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие, углеродный скелет. функциональная группа, изомерия, гомология:
- основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон,
- основные теории химии: химической связи, строения органических соединении.
- важнейшие вещества и материалы: метан, этилен, ацетилен, бензол, этанол, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы.
умение
- называть: изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре,
- определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, принадлежность веществ к различным классам органических соединений,
- характеризовать: общие химические свойства органических соединении; строение и химические свойства изученных органических соединений,
- объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения,
- выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших органических веществ,
- проводить: самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;
7. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве; определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий; экологически грамотного поведения в окружающей среде; оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы; безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием; приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве; критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.
Содержание информационной компетенции учащихся 10-го классов.
- Умение извлекать учебную информацию на основе сопоставительного анализа рисунков, объектов, моделей, коллекций.
- Умение работать с химическими словарями и справочниками в поиске значений химических терминов.
- Умение пользоваться предметным указателем энциклопедий и справочников для нахождения информации.
- Умение делать сообщения объемом 4-5 печатных листов.
- Умение пользоваться ИНТЕРНЕТ для поиска учебной информации о химических объектах.
- Способность передавать содержание прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания.
Содержание коммуникативной компетенции учащихся 10-го классов
- Способность передавать содержание прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания.
- Умение перефразировать мысль (объяснить «иными словами»).
- Осознанное и беглое чтение текстов различных стилей и жанров, проведение информационно-смыслового анализа текста. Использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.
- Выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения.
- Владение монологической и диалогической речью. Умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение).
Содержание рефлексивной компетенции
- Самостоятельная организация учебной деятельности (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.).
- Владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные последствия своих действий. Поиск и устранение причин возникших трудностей.
- Соблюдение норм поведения в окружающей среде.
- Владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива; учет особенностей различного ролевого поведения (лидер, подчиненный и др.).
- Оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей. Использование своих прав и выполнение своих обязанностей как гражданина, члена общества и учебного коллектива.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна
Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...
Рабочая программа по химии (класс естественнонаучный)
Рабочая программа по химии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования.Рабочая программа конкретизирует содержание предметных ...
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Рабочая программа по химии для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна
Рабочая программа по химии для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...
Рабочая программа по химии для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна
Рабочая программа по химии для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...
Рабочая программа по химии для 10-11 классов, составленная на основе авторской программы М.Н.Афанасьева, Москва "Просвещение" 2017г к учебникам " Химия.10 класс" и ""Химия. 11класс" Г.Е Рудзитиса ФГ Фельдмана, Москва "Просвещение"
Данная рабочая программа реализуется в учебниках для общеобразовательных учреждений авторов Г.Е. Рудзитиса и Ф.Г. Фельдмана «Химия. 10 класс» и «Химия 11 класс». Рабочая ...
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...