«Расчёты по химическим уравнениям»
статья по химии (8 класс) на тему

Алексеева Екатерина Николаевна

Конспект урока, посвященного одной из самых непростых тем: решению задач.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_po_zadacham_.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока «Расчёты по химическим уравнениям»

1. Проверка домашнего задания

В качестве домашнего задания вам было предложено расставить коэффициенты в уравнениях реакций. Можно посмотреть на перемене выполненную работу. Ошибки наверняка будут. Все ли получилось, есть ли у кого-то вопросы? Пусть расскажут о проведённом домашнем опыте.

2. Объявление темы и актуализация знаний

Тема сегодняшнего урока – расчеты по химическим уравнениям. Для начала, давайте вспомним все то, что сегодня нам может пригодиться. С химическими уравнениями мы уже сталкивались на прошлой лабораторной работе, в домашнем задании, еще раньше – в теме бинарные соединения. Давайте вспомним определение уравнения химической реакции.

(это условная запись химической реакции с помощью химических формул и коэффициентов.)

Замечательно.

При производстве каких-либо соединений нужно знать, сколько взять исходных веществ для получения требуемой массы продукта реакции. Для этого составляют уравнение протекающей химической реакции, а при расчётах масс учитывают молярные массы веществ, а при расчётах объёмов газов  учитывают величину молярного объёма газов .

Кто помнит значение молярного объема газов при нормальных условиях? (22,4 л/моль)

И что это за нормальные условия? (давление 101,3 кПа и температура 0оС)

То есть при данных условиях 1 моль ЛЮБОГО газа занимает объем 22,4 л.

Собственно, для того, чтобы решать задачи, нам необходимо вспомнить несколько величин:

Молярная масса – М (г/моль)

Количество вещества – n (моль)

Объём – V (л)

Лучше так: вы помните, что молярная масса численно равна относительной атомной массе или относительной молекулярной массе вещества. Для этого нужно использовать таблицу Менделеева, где в нижней части каждой «ячейки» указана относительная атомная масса. Не забывая правила округления, целое значение этой массы мы и используем в расчётах. 

Химия – наука очень четкая, логичная и последовательная, потому удобно будет для решения задач использовать АЛГОРИТМ, который приведен в учебнике. Это универсальная последовательность действий, которая используется для решения любой задачи данного типа.

Откройте, пожалуйста, учебник и давайте все вместе ознакомимся с алгоритмом.

(тут мы все дружно открываем учебники, кто-то один, возможно, я, читает алгоритм, остальные – следят, чтобы понимать, что им сейчас предстоит делать)

Звучит объемно, но, надеюсь, не слишком непонятно. Попробуем разобраться на примере.

Задача 1. Для получения водорода алюминий растворяют в серной кислоте: 2Al + 3H2SO4 → Al2(SO4)3 + 3H2 (Первый пункт нашего алгоритма). Для реакции взяли 10,8 г алюминия. Вычислите массу затраченной серной кислоты.

   Дано:

m (Al) = 10,8 г

Решение:

m=10,8 г          m - ?

      2Al    +    3H2SO4    →   Al2(SO4)3   +   3H2

М=27г/моль  М=98г/моль

Здесь можно упомянуть, что фактически в реакцию вступает не 2 атома алюминия и 3 молекулы кислоты, а порция атомов алюминия и порция молекул кислоты. Эту порцию в химии называют коротким словом «моль».

n=2 моль       n=3 моль

m = M ∙ n

m=54 г          m=294 г

Расчёт по пропорции:                      

m (H2SO4) - ?

10,8 г

=

   х

 54 г

 294 г

х

=

10,8 г ∙ 294 г

    54 г

     х = 58,8 г

 Ответ: m (H2SO4) = 58,8 г

Вот и все решение задачи. Есть вопросы? Давайте проговорим ход решения еще разок:

-составили уравнение

-над веществами подписали то, что ЗНАЕМ и то, что ХОТИМ НАЙТИ

-под формулами записали молярную массу, количество вещества и стехиометрическую массу вещества (лучше указать «массу по таблице Менделеева»)

-составили пропорцию

-решили пропорцию

-записали ответ

Решим похожую задачу, но уже с газообразными веществами (здесь мы будем использовать не молярную массу вещества, а что?...молярный объем)

Задача 2. 25 граммов цинка растворяют в соляной кислоте, в ходе химической реакции выделяется газ – водород. Рассчитайте объем  выделяющегося водорода.

   Дано:

m (Zn) = 10,8 г

Решение:

m=25 г                                         V - ?

      Zn   +    2HCl    →   ZnCl2 +   H2

М=65 г/моль                         Vm=22.4 л/моль

n=1 моль                               n=1 моль

m=65 г                                  V=22.4 л

Расчёт по пропорции:                      

m (HCl) - ?

25 г

=

   х

 65 г

22,4 л

х

=

25 г ∙ 22,4 л

65 г

     х = 8,61 л

 Ответ: V(H2)= 8,61 л

Проверим, как вы усвоили материал. Используя все тот же алгоритм, решите задачу:

НЕ ФАКТ, ЧТО ВЫ УСПЕЕТЕ:

При реакции с  углем оксидов Fe2O3 (первый вариант) и SnO2 (второй вариант)  получили по 20 г Fe и Sn. Сколько граммов каждого оксида было взято?

Обратите внимание, что сейчас мы рассчитываем массу исходных веществ, а не продуктов реакции)

(пусть каждый решит в тетради и выборочно попрошу показать решение, уравнение запишем все вместе на доске, а прорешать каждый попробует сам)

Fe2O3 + 3C = 2Fe + 3CO m(Fe2O3)= 160*20/2*56= 28,5  г

SnO2+C=Sn+CO2 m(SnO2)= 20*151/119= 25,38 г

Домашнее задание: изучить материал учебника с. 146-150, решить задачу

Какую массу оксида кальция и какой объём углекислого газа (н.у.)

можно получить при разложении карбоната кальция массой 250 г? НУЖНО ДАТЬ ШКОЛЬНИКАМ ГОТОВОЕ УРАВНЕНИЕ ДЛЯ ОФОРМЛЕНИЯ ЭТОЙ ЗАДАЧИ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Физические и химические явления, закон сохранения массы веществ, химические уравнения, типы химических реакций.(слайды к урокам)

Слайды к урокам: Физические и химические явления, закон сохранения массы веществ, химические уравнения, типы химических реакций....

Конспект урока по химии "Химические реакции. Химические уравнения"

Конспект урока по химии "Химические реакции. Химические уравнения" для 11 класса...

Диагностика №8 "Расчёты по химическим формулам" 8 класс

Диагностика из 4-х заданий, два варианта...

Контрольная работа № 3 "Типы химических реакций. Расчеты по химическим уравнениям."

-составление химических реакций- задача на процентное содержание примесей в исходном веществе- задача на процентное содержание вещества в растворе...

Карта-инструкция к уроку химии в 8 классе по теме "Типы химических реакций. Расчеты по химическим уравнениям"

Данный материал может быть использован учителем для обобщающего урока в 8 классе по теме "Типы химических реакций"....

"Химические уравнения". "Расчет по химическим уравнениям". 8 класс. О.С. Габриелян.

Материал разработан к учебнику  химия, 8 класс, О.С. Габриелян ....