Урок химии "Признаки химических реакций"
план-конспект урока по химии (8 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Тема урока: Признаки химических реакций
Цель урока: изучить на практике признаки химических реакций
Задачи:
Образовательные:
- закрепить знания учащихся о физических и химических явлениях;
- рассмотреть признаки химических реакций;
- дать первоначальное понятие о классификации химических реакциях по признаку выделения и поглощения теплоты.
Развивающие:
- развивать умения ставить проблемы и решать их;
- совершенствовать умения работать с лабораторным оборудованием и реактивами;
- продолжать формирование умений оформлять результаты учебного эксперимента;
- развивать навыки самостоятельного анализа и оценки практической деятельности.
Воспитывающие:
- воспитывать культуру общения через работу в парах;
- продолжить формирование представлений о продолжительной роли химии для объяснения происходящих процессов в природе и в организме человека.
Оборудование: учебник О.С. Габриелян «Химия 8 класс», компьютер, проектор, экран. Слайдовая презентация в программе Power Point.
Пробирки, спиртовка, химическая ложка, химический стакан, зажим, спички.
Реактивы: Na2CO3; Ca(OH)2; CaCJ3; HCl; Zn; NaOH; H2SO4; CuSO4; фенолфталеин; сера.
Ход урока
- Организационный момент
Ребята, сегодняшний урок я бы хотела начать со слов великого русского ученого М.В. Ломоносова: «Химии никоим образом научиться невозможно, не видав самой практики и, не принимаясь за химические операции». (Слайд 2)
- Проверка домашнего задания. (слайд 3)
1.Какие явления называются физическими? Приведите примеры
III. Изучение нового материала.
Кроме физических явлений ежеминутно в мире протекает миллионы химических реакций – в нашем желудке, когда мы едим, в выпекающемся пироге или в двигателе автомобиля. Но как определить происходит химическая реакция или нет?
При химических процессах происходит превращение одних веществ в другие. Которые обладают новыми свойствами, которыми не обладали исходные вещества. Эти превращения сопровождаются яркими и наглядными изменениями. Эти наглядные изменения называются -признаки.
Какова же тема нашего урока? (Дети формулируют тему урока)
-Признаки химических реакций. (слайд 4). Запишите тему урока в тетрадь. А цель нашего урока изучить на практике признаки химических реакций.
Я предлагаю вашему вниманию туфовую башню (слайды 6-9)
Известково – туфовые башни Моно озера
Долгое время озеро было ничем не примечательно, ровно до тех пор как уровень воды резко снизился ( к 1994 году- на 15 метров) настолько, что обнажились находившиеся под водой известково-туфовые башни, одно из природных чудес озера. Позже была принята программа по сохранению уникального озера, после чего уровень воды в нем стал постепенно подниматься.
С удовольствием осмотрев и сфотографировав, участники поездки подумали о том что неплохо и освежиться в местном «мертвом море», но подойдя в плотную к воде отказались от этой затеи. Вода у берегов просто кишит рачками, что как-то даже неприятно заходить, хотя вода очень прозрачная и теплая.
Давайте повторим эту реакцию в лабораторных условиях.
Но вначале инструктаж по технике безопасности. (слайд 10) здесь пропущен один пункт – какой? (Вещества нельзя пробовать на вкус).
Для протекания многих реакций необходимо создать определенные условия.
Условия для протекания химических реакций.
- Соприкосновение;
- Нагревание;
- Освещение
Химический эксперимент.
(Учитель раздает таблицы, учащиеся проводят опыты и заполняют таблицу).
Реакция | Что наблюдаю | Признак реакции |
1.Na2 CO3+Ca(OH)2 | ||
Опара | ||
CaCO3 + H2SO4 | ||
Na2 CO3+HCl | ||
Цинк +кислота | ||
Щелочь + фенолфталеин + кислота | ||
Горение серы (демонстрирует учитель) | ||
Сульфат меди + гидроксид натрия | ||
Горение свечи | ||
Горение магния(демонстрирует учитель) |
Так выглядит заполненная таблица
Реакция | Что наблюдаю | Признак реакции |
1.Na2 CO3+Ca(OH)2 | Образование белого осадка | Образование осадка |
Опара | Опара поднимается, выделяются пузырьки | Выделение газа |
CaCO3 + H2SO4 | Осадок растворился | Растворение осадка Выделяются пузырьки газа |
Na2 CO3+HCl | Выделяются пузырьки газа | Выделение газа |
Цинк +кислота | выделяются пузырьки газа | Выделение газа |
Щелочь + фенолфталеин + кислота | Раствор стал малиновым, а затем бесцветным | Изменение цвета |
Горение серы (демонстрирует учитель) | Цвет становиться… | Изменение цвета |
Сульфат меди + гидроксид натрия | Образование синего осадка | Образование осадка |
Горение свечи | Выделение света и тепла | Выделение света и тепла |
Горение магния(демонстрирует учитель) | Выделение света и тепла | Выделение света и тепла |
Почему дрожжевое тесто «пыхтит» в кастрюле? А когда его обминают, то появляется писк? Это тоже признак того, что протекает химическая реакция. При брожении дрожжей образуется углекислый газ, происходит образование нового вещества. (Слайды 11-15).
Эмаль представляет собой белую жесткую ткань, покрывающую поверхность зуба. Эмаль является самой прочной частью человеческого организма и на95% состоит из минералов. Ее состав близок к гидроксид – апатиту Ca5OH(PO4)3. (Слайд 16).
Под действием молочной кислоты, образующейся в ротовой полости, растворение, а затем и разрушение эмали ускоряется. Поэтому всегда после еды необходимо чистить зубы и язык, а также полоскать рот. (Слайд 17).
Изменение окраски, это тоже признак химической реакции. Наглядный тому пример -листья на деревьях. (Слайды 18-21). Летом они зеленые, а осенью желтые и красные.
Учитель зажигает свечу.
Учитель: Ребята, определите, какими признаками сопровождается горение свечи? (Тепло и свет). (Слайд 22)
Итак, признаки химических реакций:
- Появление осадка;
- Выделение газа;
- Изменение цвета;
- Появление запаха
- Выделение тепла и света
Учитель: выделение тепла и света это признаки реакции горения. Реакция горения – это частный случай экзотермической реакции. А что это такое? Работаем с учебником, п.26. найдите определение этих понятий.(Учащиеся работают с учебником).
Реакции, идущие с выделением теплоты, называются экзотермическими.
Реакции, идущие с поглощением теплоты, называются эндотермическими.
IV.Закрепление
- Химическое лото (Слайд 23)
Учитель раздает таблицы
Хлорид натрия | Гидроксид алюминия | Нитрат бария | Фосфорная кислота |
Оксид алюминия | Карбонат кальция | Серная кислота | Гидроксид кальция |
Оксид магния | Соляная кислота | Сульфат калия | Оксид натрия |
Сернистая кислота | Гидроксид магния | Сульфит цинка | Оксид серы(IV) |
(Учащиеся накрывают соответствующими формулами)
- Тест (Слайд 24)
Учитель раздает листочки с тестом.
1.Что не является признаком химических реакций:
а) появление осадка;
б)выделение газа;
в)изменение объема;
г) появление запаха
2. Реакции горения – это:
а)реакции, протекающие с выделением теплоты;
б) реакции, протекающие с выделением теплоты и света;
г) реакции, протекающие с поглощением теплоты;
д) реакции, протекающие с образованием осадка.
3. К химическим явлениям относится:
а) скисание молока;
б )появление росы;
в) плавление алюминия;
г) сгибание алюминиевой фольги.
4. Химическими называются явления:
а) при которых молекулы веществ сохраняются;
б) при которых состав веществ остается неизменным;
в) в результате которых из данных веществ образуются новые;
г) при которых изменяется агрегатное состояние веществ или его форма, но новых веществ не образуется.
5. К химическим явлениям относятся:
а) приготовление порошка из куска мела;
б) скисание молока;
в ) таяние снега;
г) образование инея на деревьях.
Взаимопроверка. Ответы на слайде: 1в, 2б, 3а, 4в, 5б. (слайд 24).
V. Домашнее задание (Слайд 25).
П. 26, выучить определения, упр. № 1,2- домашний эксперимент, № 3,6- ответить на вопросы; дополнительное задание №5 стр.138-139.
VI. Итог урока (Слайд26).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План урока: классификация химических реакций, тепловой эффект химических реакций
План урока: классификация химических реакций, тепловой эффект химических реакций...
презентация к уроку «Сущность химических реакций и признаки их протекания. Тепловой эффект реакции»
презентация к уроку химии в 8 классе по учебнику Кузнецовой Н.Е....
Методическая разработка проекта части урока с учётом вариативности. Химия. 8 класс. Тема 4: "Изменения. происходящие с веществами", Урок 2 "Химические реакции.
Цель разработки: Создать оптимальную среду для работы учителя и ученика....
Тема урока: «Классификация химических реакций. Реакции, идущие без изменения и с изменением состава вещества» в 11 классе.
Цели:Образовательная: продолжить формирование у учащихся понятия о классификации химических реакций в органической и неорганической химии.Развивающая: развитие аналитического и синтетического мышления...
Конспект урока "Обратимость химических реакции. Химическое равновесие"
Сложная тема, требующая не только знания фактологии. но и умения логически мыслить, хорошо будет усвоена и понята, если все теоретические выкладки будут подтверждены конкретными примерами, демонстраци...
Методическая разработка открытого урока "Скорость химических реакций. Химическое равновесие.".
Методическая разработка содержит цели и задачи занятия, план занятия, ход занятия. Содержит конспект урока и презентацию по этой теме. Также приводится тест для закрепления изученного материала....
Урок "Типы химических реакций. Реакции соединения"
Рассчитан на учащихся 8 класса....