Домашний эксперимент
опыты и эксперименты по химии (8 класс) на тему

Запорожец Елена Петровна
Журнал домашних экспериментов для учащихся 8 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon eksperiment_doma.doc86.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Учащиеся 8 класса в начале учебного года имеют сильный познавательный интерес, обусловленный новизной предмета. Главная задача учителя на первых уроках школьного курса химии не растерять этот интерес, что очень часто бывает при нагромождении теоретического материала.

Программа Новошинского И.И. и Новошинской Н.С. для 8 класса предусматривает 2 практических работы в начале учебного года, на которых учащиеся изучают правила безопасности в кабинете химии, приёмы обращения с химическим оборудованием и физические свойства веществ. Но в дальнейшем следует довольно большой блок теоретического материала (Тема 1 – 8 часов), который не включает демонстрационные эксперименты. Ученикам становится не интересно, так как теоретическое понятийное мышление у восьмиклассников развито ещё чрезвычайно слабо. Поэтому на данном этапе изучения  целесообразно предложить учащимся провести химические эксперименты дома. В условиях небольшого числа часов, отводимых на изучение химии, этот приём даёт хорошие результаты.

Инструкции для выполнения работы, таблицы для отчётов и вопросы для анализа приводятся в  «Журнале домашнего эксперимента».

                                       Химия – это, прежде всего то,

                             что можно посмотреть.

Журнал

 домашнего эксперимента.

Ученика (цы) ____________класса

_____________________________

Дорогой восьмиклассник!

        Химия – наука экспериментальная, поэтому химические опыты являются главным компонентом учебного процесса. Ты уже познакомился с оборудованием химического кабинета и приёмами обращения с ним, с техникой химического эксперимента и правилами безопасной работы. Теперь тебе предстоит выступить в роли экспериментатора и выполнить некоторые опыты самостоятельно дома.

        Учти, что ученический эксперимент должен носить исследовательский характер, служить источником знаний.

Желаю успеха!

Прежде чем начинать эксперимент, внимательно прочитай эту страничку!

Правила безопасности в домашней лаборатории.

1. Строго и точно соблюдай все рекомендации.

2. Не используй для опытов посуду, из которой едят.

3. Никогда не бери реактивы руками, не наклоняйся над склянками, в которых идут реакции, не нюхай вещества с едким запахом.

4. Будь осторожен при нагревании веществ.

5. Если хочешь стать настоящим экспериментатором, приступай к работе только после того, как будут ясны все действия.

Эксперимент 1.

 «Выращивание кристаллов соли».

Цели работы: провести самостоятельные наблюдения и описать их; научиться выращивать кристаллы.

Оборудование и реактивы: поваренная соль (хлорид натрия), горячая вода, термос, нитка, воронка, вата.

Ход работы.

1. В литровую банку налейте горячей воды и порциями, перемешивая, насыпайте в неё соль до тех пор, пока она не прекратит растворяться.

2. Отфильтруйте полученный раствор соли через воронку с ватой в термос (остывание должно быть медленным) и закройте его.

3. Через 2 – 3 часа, когда раствор немного остынет, внесите в него кристаллик соли, подвешенный на нитке (затравку).

4. Прикройте термос крышкой и оставьте его на неделю, чтобы вырос крупный кристалл.

5. Ежедневно доставайте нитку с затравкой, чтобы наблюдать рост кристаллов.

        Отчёт о проделанной работе.

1. Опишите форму, цвет и размеры кристаллов. Прозрачные они или нет?

2. Какие явления вы наблюдали – физические или химические?

3.Сделайте рисунок или фотографию кристаллов.

Эксперимент 2.

«Получение свечи из мыла».

        Цель работы: убедиться в прикладном характере некоторых химических экспериментов.

        Оборудование и реактивы: хозяйственное мыло,  вода, уксус, деревянная палочка, ёмкость для нагревания, водяная баня, толстая нитка.

Ход работы.

1. Ножом настрогайте примерно полкуска хозяйственного мыла и положите его в консервную банку (или в отслужившее своё кастрюлю).

2. Налейте воды так, чтобы она с избытком покрывала мыльную стружку, и поставьте смесь на водяную баню. Периодически помешивайте содержимое кастрюли деревянной палочкой, чтобы мыло быстрее растворилось.

3. После полного растворения мыла, снимите сосуд с огня (осторожно, горячее!) и вливайте в него уксус. Под действием кислоты из раствора выделится и всплывёт на поверхность густая белая масса – стеарин, вещество из которого делают свечки.

4. После остывания, соберите стеарин с поверхности ложкой, промойте 2-3 раза водой и заверните в чистую ткань или фильтровальную бумагу для удаления избытка влаги.

5. Делаем свечку: толстую витую нить необходимо многократно окунать в слегка подогретый расплавленный стеарин, каждый раз давая стеарину затвердеть на фитиле.

Отчёт о проделанной работе.

1. Придумайте схему в виде рисунков или опорных слов, отражающих последовательность ваших действий.

2. Опишите физические свойства полученного стеарина.

3. Сделайте фотографию или принесите в класс сделанную вами свечку.

Эксперимент 3.

«Исследование воды».

Цель работы: исследовать воду из разных источников по запаху и  мутности.

Оборудование: пробы водопроводной, дождевой воды и воды из пруда, страница книжного текста, стеклянный прозрачный сосуд (стакан или, если есть, цилиндр).

Ход работы.

1. Определение запаха.

Наличие у образца воды запаха определяем по шкале в баллах:

0 баллов – запах не определяется;

1 балл – очень слабый;

2 балла – слабый;

3 балла – заметный;

4 балла – отчётливый;

5 баллов – очень сильный.

Вода, запах которой оценивается 4 и 5 баллами , непригодна для питья.

        2. Определение мутности, или прозрачности.

Для исследования данного параметра, прозрачный сосуд с водой помещают на страницу книги и читают текст. Постоянно приливают воду в сосуд, пока текст не станет невидимым или слабовидимым. Определяют мутность по шкале:

5 баллов (очень сильная) – буквы прослеживаются очень слабо при высоте столба 100 мл (1см);

4 балла (сильная) – буквы прослеживаются слабо при высоте столба 200 мл;

3 балла (заметная) - буквы прослеживаются хорошо при высоте столба 300 мл;

2 балла (слабая) - буквы прослеживаются очень хорошо при высоте столба 400 мл;

1 балл (не определяется) - буквы прослеживаются отчётливо при высоте столба 500 мл.

Отчёт о проделанной работе.

1. Занесите данные исследований в таблицу.

Образец воды

Запах

Мутность

Водопроводная

вода

Дождевая вода

Вода из пруда

2. Проанализируйте данные таблицы и сделайте вывод о том, чем отличаются рассмотренные образцы воды? Соответствует ли водопроводная вода нормам?

Заключение.

        Увлечение химией начинается обычно с опытов, и не случайно едва ли не все знаменитые химики с детства любили экспериментировать с веществом. Но некоторые начинающие химики почему-то полагают, будто настоящие опыты – это гром и сверкание, клубы дыма и едкие запахи. Надеюсь, что предложенные эксперименты убедили вас в обратном.

        Напиши, понравились ли тебе домашние опыты и исследования? Что оказалось самым удачным? Какие трудности ты испытывал?

 

Эксперимент 4.

«Волшебный пейзаж» на дне банки.

Цель работы: наблюдать признаки химической реакции  между силикатами натрия и калия, которые входят в состав жидкого стекла, и соответствующими солями.

Оборудование и реактивы: жидкое стекло (конторский силикатный клей), медный купорос, железный купорос, азотнокислый кобальт, сернокислый никель, хлористый кальций, склянка с плоским дном или аквариум.

Ход работы.

Растворить силикатный клей в воде (1:2) в склянке соответствующего размера. Образуется мутный раствор, поэтому его отстаивают в течение 5-10 дней и осторожно сливают в какой – нибудь прозрачный чистый сосуд – большую склянку с плоским дном или аквариум. «Питательная среда» готова. В раствор бросают кусочки солей, а сосуд прикрывают стеклом, чтобы не попала пыль.

Отчёт о проделанной работе.

1. Что вы наблюдаете на дне банки?

2. Является ли наблюдаемое вами явление динамичным (т.е. изменяется ли с течением времени)?

3. Сделайте рисунки или фотографии.

Объяснить причины того, что вы видите в банке, поможет учитель.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

домашнии эксперименты

методичка по продедению домашних экспериментов. в  ней подбораны эксперименты,  которые учащиеся легко могут провести самостоятельно в домашних условиях. при проведении опытов учащиеся систе...

Домашний эксперимент по физике с производственным содержанием (профессия "Повар, кондитер")

После обсуждения темы на занятиях, ребятам предлагается дома проделать экспериментальные задания, тем или иным образом связанные с их будущей профессией и сделать выводы по их результатам...

Домашний эксперимент как средство развития творческого потенциала личности учащегося.

В работе говориться о необходимости использования личного опыта учащихся для наиболее полного усвоения курса физики. Этот опыт преобретается в том числе и при выполнении домашних экспериментов. Привед...

Первые домашние эксперименты по хими

При выполении данных опытов обучающиеся знакомяться с правилами ТБ и приобретают экспериментальные навыки...

Формирование исследовательских умений учащихся по физике средствами домашнего эксперимента

В современных условиях школа должна не только формировать у учащихся систему знаний, умений и навыков, но и создавать условия для развития личности учащегося, его индивидуальности, творческих сп...

Домашний эксперимент. Тема «Кислоты»

Главная цель домашнего эксперимента: расширить знания о веществах и явлениях, полученных на уроках. В разработке приведены примеры эксперимента по изучению органических кислот, используемых человеком....

Домашний эксперимент — как средство активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках физики

Творческий проект. Современный учитель физики   может и даже  обязан использовать различные приемы и средства, активизирующие познавательную деятельность школьников и развивающие их познават...