Внеклассное мероприятие "Познавательная игра для учащихся 9-10 классов "Химическое ассорти"
методическая разработка по химии (9 класс) на тему
Аннотация
Актуальность темы.
«Жизнь-череда химических реакций»,- как бы такое утверждение не казалось чрезмерным, оно четко показывает, насколько значима роль химии в современном мире. Дети, обучающиеся в школах, имеют возможность глубже погрузиться в изучение предмета и проверить свои знания по данному предмету.
В будущем химия должна стать любимым предметом для тех, кто хочет реализовать себя в следующих специальностях: инженер-химик, медицинский работник, ветеринар, технолог, эколог.
Цель работы:
1. Развивать познавательный интерес школьников в области химии.
2. Пропаганда химических знаний и формирование стимула к их приобретению.
Задачи:
Рассказать о химии как о предмете;
Научиться работать в команде;
Использовать данный материал на уроках и внеклассных мероприятиях.
Использованные источники:
1 Википедия- свободная энциклопедия, www.wikipedia.org/
2 Биография Ломоносов Михаил Васильевич, www.slovo.ws/bio/rus/Lomonosov_Mihail_Vasilevih/
3 Академик. Бутлеров Александр Михайлович, www.dic.academic.ru/
4 Алхимик, www.alhimik.ru/
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_vneklassnogo_meropriyatiya.docx | 28.52 КБ |
prezentatsiya_vneklassnogo_meropriyatiya_himicheskoe_assorti.rar | 2.82 МБ |
Предварительный просмотр:
Разработка внеклассного мероприятия
«Химическое ассорти» учителя химии МБОУ «СОШ №28»
г. Набережные Челны Республики Татарстан
Исаковой Ларисы Радиловны.
Пояснительная записка
Разработка представляет собой внеклассное мероприятие, которое проводится среди учащихся старших классов школы. Мероприятие проводится в рамках недели предметов естественного цикла. Для участия в викторине требуется знания по указанным предметам, необходим широкий кругозор, знания, полученные на кружках, внеклассных занятиях, общая эрудиция.
Приобретаемые навыки. В ходе игры учащиеся приобретают навыки общения, навыки поведения в затруднительной ситуации, активизируется долговременная память, активность учащихся, развивается логическое мышление. Повышается эрудиция как игроков, так и зрителей.
Цели игры:
1) развитие познавательного интереса учащихся к предмету химия;
2) развитие творческих способностей учащихся; расширение кругозора учащихся;
3) формирование умения работать в команде.
Задачи игры:
1) повторение и обобщение знаний по курсу химии;
2) формирование общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией.
Характер игры - соревнование между группами (командами) старшеклассников.
В перерывах между конкурсами - демонстрация занимательных химических опытов.
Ход игры
1 тур –
«Разминка».
Вопросы первой команде:
- 1)Советский химик-органик, создатель первого синтетического каучука?
(С.В. Лебедев)
- 2) Топливо для заправки самолётов? (керосин)
- 3) Металл, который называют «воздушным»? (алюминий )
- 4) Как называется смесь двух кислот, растворяющая золото? (царская водка)
- 5) Химический элемент, входящий в состав гемоглобина крови? (железо)
«Разминка».
вопросы второй команде:
- 1) Ядовитый металл , содержащийся в выхлопных газах автомобилей? (свинец)
- 2) Ядовитый металл, содержащийся в лампах дневного света? (ртуть)
- 3) Галоген, который оказывает успокаивающее действие на нервную систему? (бром )
- 4) Каким химическим элементом богата морская капуста? (йод)
- 5) Говорят, «чтобы узнать человека, надо пуд соли с ним съесть». За какое время два человека съедают пуд соли, если человек за год, в среднем, употребляет 4 кг соли? (2 года)
2 тур
«колесо истории»
Задание: Назовите ученого, используя как можно меньше подсказок (подсказки четыре).
- Вопросы первой команде:
- Он является основоположником русской научной терминологии.
- Он ввёл в обращение такие слова, как «термометр», «формула», «поршень», «атмосфера», «барометр» и др..
- Он считал, что химия не наука, а искусство.
- По словам А.С. Пушкина : «Он создал первую химическую лабораторию. Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был «первым нашим университетом»?
Ответ: Михаи́л Васи́льевич Ломоно́сов — первый русский учёный-естествоиспытатель мирового значения, энциклопедист, химик и физик, основатель Московского университета.
- Вопросы второй команде:
- Он с 14 лет увлекался химией, однажды устроив пожар, был наказан чёрной доской с надписью «Великий химик», через 20 лет он стал великим химиком.
- Его увлечение- занятие физическими упражнениями- мог согнуть кочергу в букву «Б».
- Д.И. Менделеев дал ему характеристику: «…один из замечательных русских учёных.
- Он русский и по учёному образованию, и по оригинальности трудов. В химии существует его школа, его направление».
Ответ: Алекса́ндр Миха́йлович Бу́тлеров — русский химик, создатель теории химического строения органических веществ, родоначальник «бутлеровской школы» русских химиков, учёный-пчеловод, общественный деятель, ректор Императорского Казанского Университета.
3 тур
«угадай вещество»
Задание: Назовите вещество, используя как можно меньше подсказок (подсказок пять).
Вопросы первой команде:
- В 1890 году он явился причиной гибели экипажа океанского парусника «Мальборо». Корабль не получил никаких повреждений , но потеряв управление , блуждал в океане.
- Он явился причиной массовых самоубийств китов (киты выбрасывались на берег).
- Он встречается в составе вулканических газов.
- Его содержание в окружающей среде – своеобразный эталон для сравнения загрязнённости атмосферы различных городов.
- При отравлении им происходит кислородное голодание тканей, а в особенности клеток ЦНС
Ответ: оксид углерода (II)
Вопросы второй команде:
- Агат, оникс, опал, кварц, горный хрусталь - всё это его аллотропические формы.
- Первым оружием и одновременно орудием труда древнего человека был материал , состоящий главным образом из него.
- Он оказывает вредное биологическое действие на человека : вызывает такие заболевания , как силикоз и образование камней в почках.
- В земной коре его содержание по массе составляет около 90 %.
Ответ: оксид кремния
4 тур :
«Дальше…
дальше…
дальше…»
Задание: За 1 минуту дайте как можно больше правильных ответов.
Вопросы первой команде:
- 1-Вещества с различным строением, но одинаковой формулой?
- 2-формула молекулы метана?
- 3-основная составная часть природного газа?
- 4-аллотропная модификация кислорода?
- 5-вулканизированный каучук?
- 6-соединение серы, имеющее запах тухлых яиц?
- 7-единственный жидкий металл?
- 8. Каким легким газом наполняют воздушные шарики?
- 9. Самое твердое на Земле вещество
- 10. Самый активный неметалл
- 11. Какова формула питьевой соды?
- 12. Каким газом газируют напитки?
Ответы:
- 1-изомеры
- 2-тетраэдр
- 3-метан
- 4-озон
- 5-резина
- 6-сероводород
- 7-ртуть
- 8- гелий
- 9-алмаз
- 10-фтор
- 11-NaHCO3
- 12-углекислый газ
Вопросы второй команде:
- 1-Вещества с одинаковым строением, но различными формулами?
- 2-форма молекулы этилена?
- 3-тривиальное название алканов?
- 4-жидких углеводородов в природе?
- 5-реакции, характерные для алкенов?
- 6-реакция обмена между кислотой и щёлочью?
- 7-тип кристаллической решётки в алмазе?
- 8. Какой металл называют «крылатым»?
- 9. Самое распространенное на Земле вещество
- 10. В биологии бабочка, а в химии единица количества вещества
- 11. Какой металл является самым лучшим проводником электричества?
- 12. Какой неметалл хорошо проводит электрический ток?
Ответы:
- 1-гомологи
- 2-плоская
- 3-парафины
- 4-нефть
- 5-присоединения
- 6-нейтрализация
- 7-атомная
- 8 – алюминий
- 9 – вода
- 10 – моль
- 11 – серебро
- 12 - графит, углерод
Подводятся итоги игры и награждается команда-победитель.
Использованные источники:
1 Википедия- свободная энциклопедия, www.wikipedia.org/
2 Биография Ломоносов Михаил Васильевич, www.slovo.ws/bio/rus/Lomonosov_Mihail_Vasilevih/
3 Академик. Бутлеров Александр Михайлович, www.dic.academic.ru/
4 Алхимик, www.alhimik.ru/
Подписи к слайдам:
№
2:
«появление джина»
ответ:
образуются газы-
co
2
,
so
2
,
cs
2
Ответ:
Алекса́ндр
Миха́йлович
Бу́тлеров
— русский химик, создатель теории химического строения органических веществ, родоначальник «
бутлеровской
школы» русских химиков,
учёный-пчеловод,
общественный деятель, ректор Императорского
Казанского Университета.
вопрос:
почему не сгорел платок
?
Ответ:
происходит взаимодействие раствора соды с небольшими количествами различных растворов, которые налиты в разные стаканы:
с фенолфталеином,
С соляной кислотой,
с хлоридом кальция
Ответ:
оксид кремния
S
i
О2
Вопросы первой команде:
1-Вещества с различным строением , но одинаковой формулой
?
2-формула молекулы метана
?
3-основная составная часть природного газа
?
4-аллотропная модификация кислорода
?
5-вулканизированный каучук
?
6
-соединение серы, имеющее запах тухлых яиц
?
7-единственный жидкий металл
?
8. Какой металл называют «крылатым»?
9. Самое распространенное на Земле вещество
10. В биологии бабочка, а в химии единица количества вещества
11. Какой металл является самым лучшим проводником электричества?
12. Какой неметалл хорошо проводит электрический ток?
Опыт № 8:
«горение магниевой ленты»
Использованные источники:
1.
Википедия
- свободная энциклопедия,
www
.
wikipedia
.
org
/
2.
Биография Ломоносов Михаил Васильевич,
www
.
slovo
.
ws
/
bio
/
rus
/
Lomonosov
_
Mihail
_
Vasilevih
/
3.
Академик. Бутлеров Александр Михайлович,
www
.
dic
.
academic
.
ru
/
4.
Алхимик,
www
.
alhimik
.
ru
/
Вопрос:
назовите вещества, которые участвуют в реакции
?
6)свинец
7)ртуть
8) бром
9) йод
10)
Вопрос
:
за счёт каких веществ происходит образование пористой массы, имеющей большую длину
?
Вопросы второй команде:
Он
с 14
лет увлекался химией, однажды устроив пожар, был наказан чёрной доской с надписью «Великий химик», через 20 лет он стал великим химиком. Его увлечение- занятие физическими упражнениями- мог согнуть кочергу в букву «Б». Д.И. Менделеев дал ему характеристику: «…один из замечательных русских учёных. Он русский и по учёному образованию, и по оригинальности трудов. В химии существует его школа, его направление».
Вопросы второй команде:
Агат, оникс, опал, кварц, горный хрусталь - всё это его аллотропические формы.
Первым оружием и одновременно орудием труда древнего человека был материал , состоящий главным образом из него.
Он оказывает вредное биологическое действие на человека : вызывает такие заболевания , как силикоз и образование камней в почках.
В земной коре его содержание по массе составляет около
90 %.
В наши дни из него изготавливают цемент, стекло, хрусталь, керамику.
Опыт №7:
«несгораемый платок»
Вопросы второй команде:
1-Вещества
с одинаковым строением,
но
различными
формулами
?
2-форма молекулы этилена
?
3-тривиальное название
алканов
?
4-
жидких углеводородов в природе
?
5-реакции, характерные для
алкенов
?
6-реакция обмена между кислотой и щёлочью
?
7-тип кристаллической решётки в алмазе
?
«
Химическое
а
с
с
о
р
т
и»
Познавательная игра по химии
для учащихся 9-10 классов
Опыт
№
3:
фараоновы змеи
Вопрос:
Объясните, почему в разных стаканах образовались различные напитки:
малиновый сок,
молоко,
газированная вода
?
Ответ:
В корабликах находятся кусочки натрия, при взаимодействии с водой выделяется много тепла, поэтому происходит воспламенение бумаги, в воде создаётся щелочная среда, фенолфталеин, находящийся в воде, окрашивается в малиновый цвет
.
4 тур :
«Дальше…
дальше…
дальше…»
(
за 1 минуту
)
Поздравляем
победителей!!!
Опыт № 1:
«Вулкан на столе»
«разминка»:
вопросы второй команде:
1)-
Ядовитый металл , содержащийся в выхлопных газах автомобилей
?
2
)-
Ядовитый металл, содержащийся в лампах дневного света
?
3)-Галоген, который оказывает успокаивающее действие на нервную систему
?
4)-Каким химическим элементом богата морская капуста
?
5)-Говорят, «чтобы узнать человека, надо пуд соли с ним съесть». За какое время два человека съедают пуд соли, если человек за год, в среднем, употребляет 4 кг соли
?
Ответ:
Михаи́л
Васи́льевич
Ломоно́сов
— первый русский учёный-естествоиспытатель мирового значения, энциклопедист, химик и
физик, основатель Московского университета.
Ответ:
оксид углерода (
II)
Ответ:
щёлочь и фенолфталеин
Ответ:
тепла, которое выделяется при горении ацетона, недостаточно для испарения воды, а мокрая ткань не горит
7-ртуть
8- гелий
9-алмаз
10-фтор
11-
NaHCO
3
12-углекислый газ
Подведение итогов
1 место
2 место
план мероприятия:
Ответ:
катализатор
Вопросы первой команде:
Он-является основоположником русской научной терминологии. Он-ввёл в обращение такие слова, как «термометр», «формула», «поршень», «атмосфера», «барометр» и др.. Он считал, что химия не наука, а искусство. По словам А.С. Пушкина : «Он создал первую химическую лабораторию. Он-создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был «первым нашим университетом»
?
Вопрос:
почему происходит воспламенение бумажных корабликов
?
Вопрос:
какие вещества
участвуют в реакции
?
7-атомная
8 – алюминий
9 – вода
10 – моль
11 – серебро
12 - графит, углерод
Проверь ответ:
1)
С.В. Лебедев
2
) керосин
3) алюминий
4) Царская водка
5) железо
Опыт № 4:
«волшебный кувшин»
Вопросы первой команде:
В 1890 году он явился причиной гибели экипажа океанского парусника «Мальборо». Корабль не получил никаких повреждений , но потеряв управление , блуждал в океане.
Он явился причиной массовых самоубийств китов (киты выбрасывались на берег).
Он встречается в составе вулканических газов.
Его содержание в окружающей среде – своеобразный эталон для сравнения загрязнённости атмосферы различных городов.
При отравлении им происходит кислородное голодание тканей, а в особенности клеток ЦНС
Ответы:
1-
изомеры
2-тетраэдр
3-метан
4-озон
5-резина
6-сероводород
Ответ:
магний
Оборудование:
Фарфоровая
ступка
Асбестовая
сетка
Лист белой
бумаги
Тигельные
щипцы
спиртовка
Сухое
горючее
Химические
стаканы
пипетка
Химические
реактивы
фотоаппарат
спички
Кувшин из
стекла
Стеклянная
пластинка
1
тур «разминка»
вопросы первой команде:
1)-Советский химик-органик, создатель первого синтетического каучука
?
2)-Топливо для заправки самолётов
?
3)-Металл, который называют «воздушным»
?
4)-Как называется смесь двух кислот, растворяющая золото
?
5)-
Химический элемент, входящий в состав гемоглобина крови
?
Вопрос
:
какую роль играет в этой реакции вода
?
2
тур
«колесо истории»
Опыт № 5:
«гибель флотилии»
3
тур
«угадай вещество»
Опыт 6:
«моментальная фотография»
8. Каким легким газом наполняют воздушные шарики?
9. Самое твердое на Земле вещество
10. Самый активный неметалл
11. Какова формула питьевой соды?
12. Каким газом газируют напитки?
Ответы:
1-гомологи
2-плоская
3-парафины
4-нефть
5-присоединения
6-нейтрализация
^
ответ:
бихромат аммония, магний
Вопрос:
горение какого вещества применяли раньше фотографы, когда не было фотовспышки
?
Цели мероприятия:
развитие познавательного интереса учащихся к предмету химия;
расширение кругозора учащихся;
развитие творческих способностей учащихся ;
создание ситуации успеха для учащихся;
умение работать в команде.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие к дню Защитника Отечества КВН "Армейское ассорти"
КВН, проводимый нами для 7-8 классов, посвящен Дню Защитников Отечества. Перед КВН всем классам-участникам подготовить визитную карточку своей команды, состоящей из 5 человек. В нашей школе это были к...
разработка внеклассного мероприятия по истории для 6 класса "Историческое ассорти"
Игра по истории Древней Руси может быть использована как на уроках обобщения, так и во внеурочное время при проведении недели истории. Игру лучше всего проводить в виде состязания между командам...
Внеклассное мероприятие по географии на тему: «Географическое эрудит – ассорти»
Цели мероприятия:v Образовательная: организовать деятельность учащихся по систематизации и закреплению знаний по географии в 8 классе.v Развивающая: совершенствовать коммуникативные ...
Внеклассное мероприятие – игра для учащихся 10 – 11 классов “Who wants to be the champion”
Методическая разработка данного мероприятия поможет повторить изученный материал по истории, политическому устройству, литературе, культуре англоязычных стран....
Внеклассное мероприятие игра для учащихся 7 классов «Финансовый калейдоскоп»
Игра разработана на основе игры «Своя игра» для учащихся 7 классов...
Внеклассное занятие - игра "Поле чудес" - "Овощное ассорти" по сельскохозяйственному труду в 8-х классов
Основная цель занятия - познакомить учащихся с интеллектуальной игрой "Поле чудес" подобран познавательный и интересный материал об овощах. Занятие проведено с использованием презентации ....