Урок химии.10 класс. Лекарства.
рабочая программа по химии (8, 9 класс)
Предварительный просмотр:
Конкурсе методических разработок по профилактике
употребления ПАВ «Я выбираю – жить!».
Номинация «Учебная работа», 5 ступень (10-11 класс).
ЛЕКАРСТВА, 10 КЛАСС
Прокопьева Елена Александровна,
МКОУ «Прилогинская средняя общеобразовательная школа»,
учитель биологии и химии
Цель: добиться усвоения знаний о лекарствах, влиянии лекарственных препаратов на организм человека.
Задачи:
-сформировать представление о лекарствах, о классификации лекарственных препаратов и их формах;
-раскрыть влияние лекарственных препаратов на организм человека,
-продолжить формирование научного мировоззрения;
- продолжить формирование навыков работы с цифровыми образовательными ресурсами в сети Интернет;
-формировать умения работать в группе с дидактическим материалом;
- развивать умение работать с ЭОР;
- развивать навыки самостоятельной работы;
- развивать умения самоконтроля и самооценки;
- воспитывать бережное отношение к своему здоровью.
Тип урока: урок изучения нового материала, интегрированный , комбинированный, с использованием ИКТ и ЦОР.
Методы и приемы обучения:
- частично- поисковый;
- проблемный;
- исследовательский;
- статистический;
- беседа;
- дискуссия;
- социализация;
- рефлексия.
Основное содержание темы, термины, понятия
Лекарства, анальгетики, сульфаниламиды, антибиотики, наркотические средства, снотворные, психотропные.
Планируемый результат
Личностные умения
- сформированность познавательных интересов, направленных на изучение;
- сформированность интеллектуальных умений (анализировать, строить рассуждения, сравнивать);
- проявление творческого отношения к процессу обучения.
Метапредметные умения
Познавательные:
- умение структуировать материал, работать с различными источниками информации, включая электронные;
- преобразовать информацию из одной формы в другую;
- овладение составляющими исследовательской деятельности, включая умения видеть проблему, выдвигать гипотезы, наблюдать.
Регулятивные:
- умение выполнять учебные действия в соответствии с планом;
- умение соотносить учебные действия с известными правилами.
Коммуникативные:
- умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции;
- умение сравнивать различные точки зрения и находить общее решение;
-- умение работать совместно в атмосфере сотрудничества.
Предметные умения
В познавательной (интеллектуальной) сфере:
- выявление взаимосвязей между составом препарата и его влиянием на организм человека;
- овладение методами описания и сравнения различных лекарственных средств.
В ценностно-ориентационной сфере:
- знание основ здорового образа жизни.
В сфере трудовой деятельности:
- знание и соблюдение правил работы в кабинете химии;
- соблюдение правил работы с оборудованием и инструментами.
Организация образовательного пространства
Межпредметные связи: биология, биохимия, экология человека, история, медицина, фармакология, информатика.
Ресурсы: учебник «Химия» , 10 класс, автор Габриэлян, «Просвещение, 2010; мультимедийный проектор, компьютер с выходом в Интернет , презентация, ссылки на Интернет- ресурсы.
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
1. http://download.myshared.ru/5ZuLgaK80rSs36mOoMjTew/1401362168/284280.ppt
2. http://ru.wikipedia.org/wiki/Лекарства.
3. http://download.myshared.ru/5ZuLgaK80rSs36mOoMjTew/1401362168/284280.ppt
4. http://ru.wikipedia.org/wiki/%CB%E5%EA%
5. http://download.myshared.ru/5ZuLgaK80rSs36mOoMjTew/1401362168/284280.ppt
6. http://mirhimii.ru/10class/55-lekarstva.html
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая, коллективная.
Структура урока
I этап. Самоопределение к деятельности (целеполагание).
II этап. Учебно- познавательная деятельность (изучение нового материала).
III этап. Диагностика качества освоения темы.
IV этап. Домашнее задание.
V этап. Рефлексивная деятельность.
ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ
I этап. Самоопределение к деятельности (целеполагание) | ||||||
Цели деятельности | Ситуативное задание | Планируемый результат | ||||
- актуализировать имеющиеся знания, связанные с изучением лекарств; - мотивировать обучающихся к изучению темы. | Учитель:
Учитель: А теперь, дорогие ребята, я хочу узнать вашу работоспособность. Поднимите, пожалуйста, руки. Ваш кулачок – минимальная оценка, ладошка – максимальная. Покажите мне свои ладошки те, кто готов играть и работать со мной, покажите мне кулачки те, кто работать не готов. Актуализация субъектного опыта обучающихся
1. Что такое лекарства? 2. Какие лекарства вы знаете? 3. Какие лекарства находятся в вашей домашней или автомобильной аптечке? Форма работы- фронтальная. Для сбора имеющейся информации мы используем приём «Синквейн». К ключевому слову «Лекарства» даем информацию, ассоциирующуюся с ним. Полученную информацию мы систематизируем и определяем план изучения темы «Лекарства»: - история открытия и применения лекарств; - формы лекарственных средств; - классификация лекарств; - влияние лекарств на организм человека; - правила приёма лекарственных препаратов. Форма работы- фронтальная. | Личностный: - проявление интереса к поставленной проблеме. Предметный: - знать основные понятия по теме. Коммуникативный: - умение слушать и вступать в диалог. | ||||
II этап. Учебно- познавательная деятельность изучение нового содержания) | ||||||
- создать условия для формирования представления о лекарствах, о классификации лекарственных препаратов и их свойствах, о влиянии лекарственных препаратов на организм человека; - развивать познавательную активность; - развивать умение работать с ЭОР; - развивать навыки сравнительно-аналитической деятельности; - развивать способность к адекватному самоконтролю; - воспитывать чувство ответственности в работе; - воспитывать уверенность в себе; - воспитывать культуру общения через работу в парах «ученик- ученик», «учитель- ученик». | Учитель:
Учитель: «Все есть яд, ничто не лишено ядовитости и все есть лекарство. Лишь только доза делает вещество ядом или лекарством». Парацельс Итак, мы поговорим сегодня о лекарствах. Человечество во все времена страдало от болезней и искало лекарства от всяких недуг. Народная медицина за многие поколения людей целительные силы нашла в растениях и отдельных тканях животных. Лекарства известны человеку с глубокой древности А сейчас историческая справка. Учитель: предлагает учащемуся выступить с подготовленным сообщением об истории открытия лекарств. Образовательный ресурс Презентация (слайд 5-9) http://download.myshared.ru/5ZuLgaK80rSs36mOoMjTew/1401362168/284280.ppt Обучающиеся, слушая докладчика, заполняют таблицу:
(Приложение 1: Примерный текст доклада) Форма работы – индивидуальная. Самостоятельная групповая работа по получению и обработке новой информации. Обучающиеся работают в группах (3-4 человека) по заданиям. Задание первой группе. Откройте электронный ресурс: Сайт Википедия http://ru.wikipedia.org/wiki/Лекарства. Выпишите в тетрадь классификацию лекарственных форм. Образовательный ресурс Презентация (слайд 10) http://download.myshared.ru/5ZuLgaK80rSs36mOoMjTew/1401362168/284280.ppt Форма работы –групповая. Задание второй группе. Откройте электронный ресурс: Сайт Википедия http://ru.wikipedia.org/wiki/%CB%E5%EA% E0%F0%F1%F2%E2%E5%ED%ED%E0%FF_%F4%EE%F0%EC%E0 Выпишите классификацию лекарственных средств. Образовательный ресурс Презентация (слайд 11-24) http://download.myshared.ru/5ZuLgaK80rSs36mOoMjTew/1401362168/284280.ppt Форма работы- групповая. Задание третьей группе. Откройте электронный ресурс http://mirhimii.ru/10class/55-lekarstva.html Презентация по химии (слайды 19-27) и ознакомьтесь с правилами приема лекарственных средств и запишите их в тетрадь. Форма работы – групповая. Физкультминутка После выполнения работы обучающимися в группах . учитель предлагает поиграть в игру. Плакат «Будущее в наших руках. Присоединяйтесь!» Давайте нарисуем две ладони и запишем 10 основных качеств, какими, по вашему мнению, должен обладать человек, свободный от ПАВ (10 качеств на 10 пальцев руки). Например, убежденный, уверенный в себе, независимый, интеллектуально развитый, культурный, нравственный, духовно развитый, доброжелательный, вежливый, обдумывает решения. А какое бы качество каждый из вас хотел бы взять с собой в будущее? Будущее в наших руках. И только объединившись, мы можем сказать НЕТ наркотикам. Отчеты групп. Учитель: дополняет отчеты групп. Обучающиеся: фиксируют информацию в тетрадях. | Познавательный - умение выделять главное в материале; - умение анализировать и обобщать. Регулятивный - умение выполнять учебное задание в соответствии с целью; - умение самостоятельно контролировать свое время и управлять им. Коммуникативный - умение выполнять учебные занятия в паре, в группе; - умение выступать публично с докладом. Предметный - знание основных особенностей лекарств и лекарственных форм, их влияние на организм человека, правил приема лекарствен- ных препаратов; - уметь анализировать полученную информацию; - уметь делать выводы и умозаключения . | ||||
III этап. Диагностика качества освоения темы | ||||||
- установить степень усвоения темы «Лекарства». | Учитель: Предлагает выполнить тестовые задания и разъясняет алгоритм работы с проверочной работой. (Приложение 2) | Познавательный: - представление учащихся о формах вариантов заданий; - умение выбирать вариант выполнения задания. Регулятивный: -умение выполнять задание в соответствии с целью. Предметный: - умение определять лекарства и лекарственные формы; - знать их влияние на организм человека. | ||||
IV этап. Домашнее задание | ||||||
- стимулировать интерес к выполнению заданий поискового и исследовательского уровня; - научить школьников: планировать свои действия в соответствии с учебным заданием, представлять результат своей деятельности. | Дифференцированное домашнее задание «3» - Выучить материал в тетради, параграф 20 (раздел «Лекарства»). «4» - Выучить материал в тетради, параграф 20 (раздел «Лекарства»), -подготовить сообщение на тему: «К чему приводит употребление наркотических и психотропных средств?» «5» - Выучить материал в тетради, параграф 20 (раздел «Лекарства»), -подготовить сообщение на тему: «К чему приводит употребление наркотических и психотропных средств?», -написать мини-сочинение «Молодежь против наркотиков». | Личностный: - творческое отношение к процессу выполнения заданий. Познавательный: - умение обрабатывать информацию для выполнения задания. Регулятивный: - умение выполнять учебное действие в соответствии с планом. Коммуникативный: - умение адекватно использовать средства для представления результата. | ||||
V этап. Рефлексивная деятельность | ||||||
научить школьников: - соотносить полученный результат с поставленной целью; - оценивать результат своей деятельности; - оценивать результат учебной деятельности. | Самоанализ
Составьте ассоциограмму на тему «Лекарства». Самооценка II. Задание на самооценку. Закончите предложения: Я доволен (льна) результатом своей учебной деятельности, так как я -научился (лась)______________________________ - выполнил (а)________________________________ - понял (а)____________________________________ - запомнил (а)_________________________________ - пришел (а) к выводу, что__________________________ Учитель:Я хочу прочитать вам такую притчу. Притча о бабочке. В древности жил-был один мудрец, к которому люди приходили за советом. Всем он помогал, люди ему доверяли и очень уважали его возраст, жизненный опыт и мудрость. И вот однажды один завистливый человек решил опозорить мудреца в присутствии многих людей. Завистник и хитрец придумал целый план, как это сделать: «Я поймаю бабочку и в закрытых ладонях принесу мудрецу, потом спрошу его, как он думает, живая у меня в руках бабочка или мертвая. Если мудрец скажет, что живая, я сомкну плотно ладони, раздавлю бабочку и, раскрыв руки, скажу, что наш великий мудрец ошибся. Если мудрец скажет, что бабочка мертвая, я распахну ладони, бабочка вылетит живая и невредимая, и скажу, что наш великий мудрец ошибся». Так и сделал завистник, поймал бабочку и пошел к мудрецу. Когда он спросил мудреца, какая у него в ладонях бабочка, мудрец ответил «Всё в твоих руках». Поделитесь своими впечатлениями о притче. Вывод: каждый в жизни делает для себя свой выбор, причём постоянно и в любой ситуации. И напоследок узелки на память (Приложение 3). |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока химии в 10 классе по теме "Лекарства"
Урок посящен изучению лекарственных средств при изучении химии на базовом уровне....
Интегрированный урок химии и биологии по теме «Лекарства: известные и неизвестные» 11 класс
Цель урока: Дидактическая:- изучение понятия «лекарственные препараты» и истории их создания;-...
Технологическая карта урока химии "Классы неорганических соединений. Соли"
Технологическая карта урока. как современная форма планирования урочной деятельности, в условиях реализации ФГОС позволяет учителю увидеть учебный материал целостно и системно и спроектировать учебный...
Разработка урока химии в 8 классе Предмет и задачи химии. О понятиях и теориях химии.
В разработке урока представлена технологическая карта урока №1 "Предмет и задачи химии. О понятиях и теориях химии."( химия 8 класс УМК Н.Е.Кузнецовой) , презентация к уроку и тест на закреп...
Урок химии "Классы неорганических веществ"
Урок-путешествие « Круиз на остров «Кисольфия» - это последний урок в теме «Классы неорганических веществ». На уроке прослеж...
Презентация к уроку химии по теме «Возникновение и развитие органической химии - химии соединений углерода. Классификация и номенклатура углеводородов», 9 класс
Презентация может быть использована на уроке химии при изучении темы «Возникновение и развитие органической химии - химии соединений углерода. Классификация и номенклатура углеводородов&raq...
Конспект урока химии в 10 классе "Лекарства"
Конспект урока химии в 10 классе "Лекарства"...