Урок химии.10 класс. Лекарства.
рабочая программа по химии (8, 9 класс)

Прокопьева Елена Александровна

Урок химии. 10 класс. Лекарства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lekarstva.doc92.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конкурсе методических разработок по профилактике

употребления ПАВ «Я выбираю – жить!».

Номинация «Учебная работа», 5 ступень (10-11 класс).

ЛЕКАРСТВА, 10 КЛАСС

Прокопьева Елена Александровна,

МКОУ «Прилогинская средняя  общеобразовательная школа»,

учитель биологии и химии

Цель:  добиться усвоения знаний о лекарствах, влиянии лекарственных препаратов на организм человека.

Задачи:

-сформировать представление о лекарствах, о классификации лекарственных препаратов и их формах;

-раскрыть влияние лекарственных препаратов на организм человека,

-продолжить формирование  научного мировоззрения;

- продолжить формирование навыков работы с цифровыми образовательными ресурсами в сети Интернет;

-формировать умения работать в группе с дидактическим материалом;

- развивать умение работать с ЭОР;

- развивать навыки самостоятельной работы;

- развивать умения самоконтроля и самооценки;

- воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

Тип урока: урок изучения нового материала, интегрированный , комбинированный, с использованием ИКТ и ЦОР.

Методы и приемы обучения:

- частично- поисковый;

- проблемный;

- исследовательский;

- статистический;

- беседа;

- дискуссия;

- социализация;

- рефлексия.

Основное содержание темы, термины, понятия

Лекарства, анальгетики, сульфаниламиды, антибиотики, наркотические средства, снотворные, психотропные.

Планируемый результат

Личностные умения

- сформированность познавательных интересов, направленных на изучение;

- сформированность интеллектуальных умений (анализировать, строить рассуждения, сравнивать);

- проявление творческого отношения к процессу обучения.

Метапредметные умения

Познавательные:

- умение структуировать материал, работать с различными источниками информации, включая электронные;

- преобразовать информацию из одной формы в другую;

- овладение составляющими исследовательской деятельности, включая умения видеть проблему, выдвигать гипотезы, наблюдать.

Регулятивные:

- умение выполнять учебные действия в соответствии с планом;

- умение соотносить учебные действия с известными правилами.

Коммуникативные:

- умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции;

- умение сравнивать различные точки зрения и находить общее решение;

-- умение работать совместно в атмосфере сотрудничества.

Предметные умения

В познавательной (интеллектуальной) сфере:

- выявление взаимосвязей между составом препарата и его влиянием на организм человека;

- овладение методами  описания и сравнения  различных лекарственных средств.

В ценностно-ориентационной сфере:

- знание основ здорового образа жизни.

В сфере трудовой деятельности:

- знание и соблюдение правил работы в кабинете химии;

- соблюдение правил работы с оборудованием и инструментами.

      Организация образовательного пространства

Межпредметные связи: биология, биохимия,  экология человека, история, медицина, фармакология, информатика.

Ресурсы: учебник «Химия» , 10 класс, автор Габриэлян, «Просвещение, 2010; мультимедийный проектор, компьютер с выходом в Интернет , презентация, ссылки на Интернет- ресурсы.

           Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

1. http://download.myshared.ru/5ZuLgaK80rSs36mOoMjTew/1401362168/284280.ppt

2. http://ru.wikipedia.org/wiki/Лекарства.

3. http://download.myshared.ru/5ZuLgaK80rSs36mOoMjTew/1401362168/284280.ppt

4. http://ru.wikipedia.org/wiki/%CB%E5%EA%

5. http://download.myshared.ru/5ZuLgaK80rSs36mOoMjTew/1401362168/284280.ppt

6. http://mirhimii.ru/10class/55-lekarstva.html

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая, коллективная.

Структура урока

I  этап. Самоопределение к деятельности (целеполагание).

 II этап.  Учебно- познавательная деятельность (изучение нового материала).

 III этап.  Диагностика качества освоения темы.

IV этап.  Домашнее задание.

V этап. Рефлексивная деятельность.

ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ

I этап. Самоопределение к деятельности (целеполагание)

Цели деятельности

Ситуативное задание

Планируемый результат

- актуализировать имеющиеся знания, связанные с изучением лекарств;

- мотивировать обучающихся к изучению темы.

Учитель:

  • настраивает учащихся на работу, создает благоприятные условия для деятельности;
  • сообщает тему урока;
  • раскрывает цели учебного занятия и требования к результатам обучения;
  • сообщает о значимости содержания урока.

Учитель: А теперь, дорогие ребята, я хочу узнать вашу работоспособность. Поднимите, пожалуйста, руки. Ваш кулачок – минимальная оценка, ладошка – максимальная. Покажите мне свои ладошки те, кто готов играть и работать со мной, покажите мне кулачки те, кто работать не готов.

Актуализация субъектного опыта обучающихся

  • Актуализирует знания и умения обучающихся по вопросам:

1. Что такое лекарства?

2. Какие лекарства вы знаете?

3. Какие лекарства находятся в вашей домашней или автомобильной аптечке?

Форма работы- фронтальная.

Для сбора имеющейся информации мы используем приём «Синквейн». К ключевому слову «Лекарства» даем информацию, ассоциирующуюся с ним.

Полученную информацию мы систематизируем и определяем  план изучения темы «Лекарства»:

- история  открытия  и применения лекарств;

- формы лекарственных средств;

- классификация лекарств;

- влияние  лекарств на организм человека;

- правила приёма лекарственных препаратов.

Форма работы- фронтальная.

Личностный:

- проявление интереса к поставленной проблеме.

Предметный:

- знать основные понятия по теме.

Коммуникативный:

- умение слушать и вступать в диалог.

II этап. Учебно- познавательная деятельность изучение нового содержания)

- создать условия для формирования представления о лекарствах, о классификации лекарственных препаратов и их свойствах, о влиянии лекарственных препаратов на организм человека;

- развивать познавательную активность;

- развивать  умение работать с ЭОР;

- развивать навыки сравнительно-аналитической деятельности; - развивать способность к адекватному самоконтролю;

- воспитывать чувство ответственности в работе;

- воспитывать уверенность в себе;

- воспитывать культуру общения через работу в парах «ученик- ученик», «учитель- ученик».

Учитель:

  • Обращает внимание на план изучения нового материала на слайде.
  • Объясняет алгоритм работы с ЭОР для реализации плана урока (проводит инструктаж).

Учитель: «Все есть яд, ничто не лишено ядовитости и все есть лекарство. Лишь только доза делает вещество ядом или лекарством». Парацельс

Итак, мы поговорим сегодня о лекарствах. Человечество во все времена страдало от болезней и искало лекарства от всяких недуг. Народная медицина за многие поколения людей целительные силы нашла в растениях и отдельных тканях животных.

Лекарства известны человеку с глубокой древности

 А сейчас историческая справка.

Учитель: предлагает  учащемуся выступить с подготовленным сообщением об истории открытия лекарств. 

Образовательный ресурс

Презентация  (слайд 5-9)

http://download.myshared.ru/5ZuLgaK80rSs36mOoMjTew/1401362168/284280.ppt

Обучающиеся, слушая докладчика, заполняют таблицу:

Год  открытия лекарства, Ф,И.О. ученого-химика или врача

Лекарство и  краткая история его открытия или получения

 (Приложение 1: Примерный текст доклада)

Форма работы – индивидуальная.

Самостоятельная  групповая работа по получению и обработке новой информации.

Обучающиеся работают в группах (3-4 человека) по заданиям.

Задание первой группе.

Откройте электронный ресурс: Сайт Википедия  http://ru.wikipedia.org/wiki/Лекарства.

Выпишите в тетрадь классификацию

 лекарственных форм.

Образовательный ресурс

Презентация  (слайд 10)

http://download.myshared.ru/5ZuLgaK80rSs36mOoMjTew/1401362168/284280.ppt

Форма работы –групповая.

Задание второй группе.

Откройте электронный ресурс: Сайт Википедия  

http://ru.wikipedia.org/wiki/%CB%E5%EA%

E0%F0%F1%F2%E2%E5%ED%ED%E0%FF_%F4%EE%F0%EC%E0

Выпишите классификацию лекарственных средств.

Образовательный ресурс

Презентация  (слайд 11-24)

http://download.myshared.ru/5ZuLgaK80rSs36mOoMjTew/1401362168/284280.ppt

Форма работы- групповая.

Задание третьей группе.

Откройте  электронный ресурс http://mirhimii.ru/10class/55-lekarstva.html

Презентация по химии (слайды 19-27)

 и ознакомьтесь с правилами приема лекарственных средств и запишите их в тетрадь.

Форма работы – групповая.

Физкультминутка

После выполнения работы  обучающимися в группах . учитель предлагает  поиграть в игру.

Плакат «Будущее в наших руках. Присоединяйтесь!»

Давайте нарисуем две ладони и запишем 10 основных качеств, какими, по вашему мнению, должен обладать человек, свободный от ПАВ (10 качеств на 10 пальцев руки). Например, убежденный, уверенный в себе, независимый, интеллектуально развитый, культурный, нравственный, духовно развитый, доброжелательный, вежливый, обдумывает решения. 

А какое бы качество каждый из вас хотел бы взять с собой в будущее? 

Будущее в наших руках. И только объединившись, мы можем сказать НЕТ наркотикам. 

Отчеты групп.

Учитель: дополняет отчеты групп.

Обучающиеся: фиксируют информацию в тетрадях.

Познавательный

- умение выделять главное в материале;

- умение анализировать и обобщать.

Регулятивный

- умение выполнять учебное задание в соответствии с целью;

- умение самостоятельно контролировать свое время и управлять им.

Коммуникативный

- умение выполнять учебные занятия в паре, в группе;

- умение выступать публично с докладом.

Предметный

- знание основных особенностей лекарств и лекарственных форм, их влияние на организм человека, правил приема лекарствен-

ных препаратов;

- уметь анализировать полученную информацию;

- уметь делать выводы и умозаключения .

III этап. Диагностика качества освоения темы

- установить степень усвоения темы  «Лекарства».

Учитель:

Предлагает выполнить тестовые задания и разъясняет алгоритм работы с проверочной работой.

(Приложение 2)

Познавательный:

- представление учащихся о формах вариантов заданий;

- умение выбирать вариант выполнения задания.

Регулятивный:

-умение выполнять задание в соответствии с целью.

Предметный:

- умение определять  лекарства и  лекарственные формы;

- знать их влияние на организм человека.

 IV этап. Домашнее задание

- стимулировать интерес к выполнению заданий поискового и исследовательского уровня;

- научить школьников: планировать свои действия в соответствии с учебным заданием, представлять результат своей деятельности.

Дифференцированное домашнее задание

«3» - Выучить материал в тетради, параграф 20 (раздел «Лекарства»).

«4» - Выучить материал в тетради, параграф 20 (раздел «Лекарства»),

-подготовить сообщение на тему: «К чему приводит употребление наркотических и психотропных средств?»

«5» - Выучить материал в тетради, параграф 20 (раздел «Лекарства»),

 -подготовить сообщение на тему: «К чему приводит употребление наркотических и психотропных средств?»,

-написать мини-сочинение «Молодежь против наркотиков».

Личностный:

- творческое отношение к процессу выполнения заданий.

Познавательный:

- умение обрабатывать информацию для выполнения задания.

Регулятивный:

- умение выполнять учебное действие в соответствии с планом.

Коммуникативный:

- умение адекватно использовать средства для представления результата.

V  этап. Рефлексивная деятельность

научить школьников:

- соотносить полученный результат с поставленной целью;

- оценивать результат своей деятельности;

- оценивать результат учебной деятельности.

Самоанализ

  1. Задание на самоанализ.

Составьте  ассоциограмму на тему «Лекарства».

Самооценка

II. Задание на самооценку. Закончите предложения:

Я доволен (льна) результатом своей учебной деятельности, так как я

-научился (лась)______________________________

- выполнил (а)________________________________

- понял (а)____________________________________

- запомнил (а)_________________________________

- пришел (а)  к выводу, что__________________________

 Учитель:Я хочу прочитать вам такую притчу. Притча о бабочке.

В древности жил-был один мудрец, к которому люди приходили за советом. Всем он помогал, люди ему доверяли и очень уважали его возраст, жизненный опыт и мудрость. И вот однажды один завистливый человек решил опозорить мудреца в присутствии многих людей. Завистник и хитрец придумал целый план, как это сделать: «Я поймаю бабочку и в закрытых ладонях принесу мудрецу, потом спрошу его, как он думает, живая у меня в руках бабочка или мертвая. Если мудрец скажет, что живая, я сомкну плотно ладони, раздавлю бабочку и, раскрыв руки, скажу, что наш великий мудрец ошибся. Если мудрец скажет, что бабочка мертвая, я распахну ладони, бабочка вылетит живая и невредимая, и скажу, что наш великий мудрец ошибся». Так и сделал завистник, поймал бабочку и пошел к мудрецу. Когда он спросил мудреца, какая у него в ладонях бабочка, мудрец ответил «Всё в твоих руках». 

Поделитесь своими впечатлениями о притче. 

Вывод:  каждый в жизни делает для себя свой выбор, причём постоянно и в любой ситуации. 

И напоследок узелки на память (Приложение 3).

                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока химии в 10 классе по теме "Лекарства"

Урок посящен изучению лекарственных средств при изучении химии на базовом уровне....

Интегрированный урок химии и биологии по теме «Лекарства: известные и неизвестные» 11 класс

Цель урока:  Дидактическая:-          изучение понятия «лекарственные препараты» и истории их создания;-...

Технологическая карта урока химии "Классы неорганических соединений. Соли"

Технологическая карта урока. как современная форма планирования урочной деятельности, в условиях реализации ФГОС позволяет учителю увидеть учебный материал целостно и системно и спроектировать учебный...

Разработка урока химии в 8 классе Предмет и задачи химии. О понятиях и теориях химии.

В разработке урока представлена технологическая карта урока №1 "Предмет и задачи химии. О понятиях и теориях химии."( химия 8 класс УМК Н.Е.Кузнецовой) , презентация к уроку и тест на закреп...

Урок химии "Классы неорганических веществ"

       Урок-путешествие « Круиз на  остров «Кисольфия» - это последний урок в теме «Классы неорганических веществ».  На уроке прослеж...

Презентация к уроку химии по теме «Возникновение и развитие органической химии - химии соединений углерода. Классификация и номенклатура углеводородов», 9 класс

Презентация может быть использована на уроке химии при изучении темы «Возникновение и развитие органической химии - химии соединений углерода. Классификация и номенклатура углеводородов&raq...

Конспект урока химии в 10 классе "Лекарства"

Конспект урока химии в 10 классе "Лекарства"...