Развитие познавательного интереса учащихся при изучении химии
методическая разработка по химии на тему
доклад на педагогическом совете по методической теме (теме самообразования)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
методическая разработка | 152 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие познавательного интереса учащихся
при изучении химии
Содержание
Введение.
Глава I. Психолого-педагогические основы развития познавательного интереса учащихся
1. Интерес и его виды
2. Познавательный интерес как особый вид интересов человека
3. Формирование познавательного интереса учащихся
3.1. Познавательный интерес, стадии его развития
3.2. Условия формирования познавательного интереса
3.3. Источники формирования познавательного интереса в предметном обучении
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по развитию познавательного интереса учащихся при изучении химии
1. Элективные курсы как стимул развития познавательного интереса учащихся при изучении химии
2. Игра как стимул развития познавательного интереса учащихся при изучении химии
Заключение
Список литературы
Введение.
Наше время характеризуется поиском новых форм, методов и приемов обучения. Современная школа нуждается в методах обучения, которые бы помогли не только качественно обучить, но и развить потенциал личности. Современное обучение направлено на то, чтобы готовить учащихся не только приспосабливаться, но и активно осваивать ситуации социальных перемен.
Концепция модернизации российского образования определяет цели общего образования на современном этапе. Она подчеркивает необходимость «ориентации образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т. е. ключевые компетентности, определяющие современное качество образования». В Концепции определены также важнейшие задачи воспитания: «формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда».
Структура целей изучения отдельных учебных предметов построена с учетом необходимости всестороннего развития личности обучающегося и включает освоение знаний, овладение умениями, воспитание, развитие и практическое применение приобретенных знаний и умений (ключевые компетенции).
Среди многих идей, направленных на совершенствование учебного процесса, одной из самых значимых является идея формирования и развития познавательного интереса учащихся. Эта идея служит поводом отыскания таких средств, которые привлекали бы учеников к предмету, располагали бы их к совместной деятельности с учителем. Важно сделать так, чтобы процесс обучения не превращался для учеников в скучное и однообразное занятие. Ведь наличие у учеников интереса к предмету способствует активности учащихся на уроках и росту качества знаний, помогает развить потенциал личности. Все это отражает актуальность проблемы развития познавательного интереса учащихся для современного построения учебного процесса.
Цель исследования:
Обосновать эффективность использования интеллектуальной игры, проведения элективных курсов для формирования и развития познавательного интереса учащихся к химии
Задачи:
1. Изучить психолого-педагогические основы познавательного интереса учащихся
2. Изучить приемы формирования познавательного интереса учащихся при изучении химии
3. Опытным путем выявить эффективность использования интеллектуальной игры, проведения элективных курсов для формирования и развития познавательного интереса учащихся к химии
Объект исследования: познавательный интерес
Предмет исследования:
интеллектуальная игра
элективные курсы
Гипотеза: использование интеллектуальной игры, проведение элективных курсов способствует развитию познавательного интереса учащихся к химии
Методы исследования:
- Анализ научно-методической литературы по проблеме исследования
- Наблюдение
- Пробное обучение
Структура исследовательской работы.
Исследование состоит из двух глав, введения и заключения.
Во введении обоснована актуальность исследуемой проблемы, цели и задачи, гипотеза, объект, предмет и методы исследования.
В первой главе приведены психолого-педагогические основы рассматриваемого вопроса. Данная глава – обобщение опыта ведущих педагогов, психологов и методистов.
Во второй главе приведен опыт работы по использованию некоторых приемов развития познавательного интереса учащихся на уроках химии.
В заключении дан вывод, полученный по результатам исследовательской работы.
Глава I. Психолого-педагогические основы познавательного интереса
1. Интерес и его виды
Сегодня нужен человек не только потребляющий знания, но и умеющий их добывать. Нестандартные ситуации наших дней требуют от нас широты интереса. Интерес - это реальная причина действий, ощущаемая человеком как особо важная. Он является одним из постоянных сильнодействующих мотивов деятельности. Интерес можно определить как положительное оценочное отношение субъекта к его деятельности.
Как сильное и очень значимое для человека образование, интерес имеет множество трактовок в своих психологических определениях, он рассматривается как:
избирательная направленность человека, его внимания, мыслей, помыслов (С.Л. Рубинштейн).
особый сплав эмоционально-волевых и интеллектуальных процессов, повышающий активность сознания и деятельности человека (А.А.Гордон);
активное познавательное (В.Н. Мясинцев, В.Г. Иванов), эмоционально-познавательное (Н.Г.Морозова) отношение человека к миру;
специфическое отношение личности к объекту, вызванное сознанием его жизненного значения и эмоциональной привлекательности (А.Г.Ковалев).
активная познавательная направленность человека на тот или иной предмет, явление и деятельность, созданная с положительным эмоциональным отношением к ним (В.А. Крутецкий).
Этот перечень трактовок интереса в психологии далеко не полон, но и сказанное подтверждает, что наряду с различиями выступает и известная общность аспектов, направленных на раскрытие феномена интереса, - его связь с различными психическими процессами, из которых особенно часто выделяют эмоциональные, интеллектуальные, регулятивные (внимание, воля), его включенность в различные личностные образования.
Классификация интересов
∙ по содержанию
- материальные интересы проявляются в стремлении к жилищным удобствам, гастрономическим изделиям, к одежде и т.п.;
- духовные интересы – это познавательные интересы к математике, физике, химии, биологии, философии, психологии и т.п., интересы к литературе и разным видам искусства (музыке, живописи, театру). Характеризуют высокий уровень развития личности;
- общественные интересы включают интерес к общественной работе, к организационной деятельности.
∙ по направленности
- широкие интересы – это разнообразие интересов при наличии основного, центрального интереса;
- узкие интересы – наличие одного -двух ограниченных и изолированных интересов при полном равнодушии ко всему остальному;
- глубокие интересы – потребность основательно изучить объект во всех деталях и тонкостях;
- поверхностные интересы – скольжение по поверхности явления и нет интереса к объекту по-настоящему.
∙ по силе
- устойчивые интересы длительно сохраняются, играют существенную роль в жизни и деятельности человека и являются относительно закрепленными особенностями его личности;
- неустойчивые интересы – сравнительно кратковременны: быстро возникают и быстро угасают.
∙ по опосредованности
- прямые (непосредственные) интересы вызываются самим содержанием той или иной области знаний или деятельности, ее занимательностью и увлекательностью;
- косвенные (опосредованные) интересы вызываются не содержанием объекта, а тем значением, которое он имеет, будучи связанным с другим объектом, непосредственно интересующим человека.
∙ по уровню действенности
- пассивные интересы – созерцательные интересы, когда человек ограничивается восприятием интересующего объекта;
- активные интересы – действенный интерес, когда человек не ограничивается созерцанием, а действует с целью овладения объектом интереса.
2. Познавательный интерес как особый вид интересов человека
Особый вид интереса - интерес к познаниям, или, как его принято теперь называть, познавательный интерес. Его область - познавательная деятельность, в процессе которой происходит овладение содержанием учебных предметов и необходимыми способами или умениями и навыками, при помощи которых ученик получает образование.
Проблема интереса как важнейшего стимула развития личности теперь все больше привлекает к себе внимание, как педагогов, так и психологов.
Интерес с психологической точки зрения характеризуется подвижностью, изменчивостью, разнообразием оттенков и степеней развития. Большинство психологов относят интерес к категории направленностей, то есть к стремлениям личности к объекту или деятельности. Придавая особое значение познавательному интересу, психологи указывают на то, что под этим «интересом понимаются как интерес к содержанию, так и к процессу овладения знаниями».
С точки зрения С.Л.Рубинштейна и Б.Г.Ананьева психологические процессы, включенные в познавательный интерес, - это не сумма слагаемых, а особые связи, своеобразные взаимоотношения. Интерес - это «сплав» многих психических процессов, образующих особый тонус деятельности, особые состояния личности (радость от процесса учения, стремление углубиться в познание интересующего предмета, в познавательную деятельность, переживание неудач и волевые устремления к их преодолению).
Познавательный интерес играет в педагогическом процессе главную роль. И. В. Метельский определяет познавательный интерес следующим образом: «Интерес - это активная познавательная направленность, связанная с положительным эмоционально окрашенным отношением к изучению предмета, с радостью познания, преодолением трудностей, созданием успеха, с самовыражением и утверждением развивающейся личности».
Г. И. Щукина, специально занимавшаяся исследованием познавательного интереса в педагогике, определяет его следующим образом: «познавательный интерес выступает перед нами как избирательная направленность личности, обращенная к области познания, к ее предметной стороне и самому процессу овладения знаниями».
Познавательный интерес может быть:
- широким, распространяющимся на получение информации вообще,
- углубленным, направленным в определенную область познания.
Познавательный интерес школьников направлен на овладение знаниями, которые представлены в школьных предметах. При этом он обращен не только к содержанию данного предмета, но и к процессу добывания этих знаний, к познавательной деятельности.
Познавательный интерес – это соединение психических процессов: интеллектуального, волевого и эмоционального.
В интеллектуальной деятельности, протекающей под влиянием познавательного интереса, проявляется:
• активный поиск;
• догадка;
• исследовательский подход;
• готовность к решению задач.
Эмоциональные проявления, сопровождающие познавательный интерес:
• эмоции удивления;
• чувство ожидания нового;
• чувство интеллектуальной радости;
• чувство успеха.
Характерными для познавательного интереса волевыми проявлениями считаются:
• инициатива поиска;
• самостоятельность добывания знаний;
• выдвижение и постановка познавательных задач.
Познавательный интерес психологи и педагоги изучают с различных сторон, но любое исследование рассматривается как часть общей проблемы воспитания и развития. Сегодня проблема интереса всё шире исследуется в контексте разнообразной деятельности учащихся, что позволяет творчески работающим учителям успешно формировать и развивать интересы учащихся, обогащая личность, воспитывать активное отношение к жизни.
3. Формирование познавательного интереса учащихся
3.1. Познавательный интерес, стадии его развития
Познавательный интерес - это избирательная направленность личности на предметы и явления окружающей действительности. Эта направленность характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям. Лишь тогда, когда та или иная область науки, тот или иной учебный предмет представляются человеку важными, значительными, он с особым увлечением занимается ими, старается более глубоко и основательно изучить все стороны тех явлений, событий, которые связаны с интересующей его областью знаний. В противном случае интерес к предмету не может носить характера подлинной познавательной направленности: он может быть случайным, нестойким и поверхностным.
Систематически укрепляясь и развиваясь познавательный интерес становится основой положительного отношения к учению. Познавательный интерес носит поисковый характер. Под его влиянием у человека постоянно возникают вопросы, ответы на которые он сам постоянно и активно ищет. При этом поисковая деятельность школьника совершается с увлечением, он испытывает эмоциональный подъем, радость от удачи. Познавательный интерес положительно влияет не только на процесс и результат деятельности, но и на протекание психических процессов - мышления, воображения, памяти, внимания, которые под влиянием познавательного интереса приобретают особую активность и направленность.
Характерной особенностью познавательного интереса является и его волевая направленность. Познавательный интерес направлен не только на процесс познания, но и на результат его, а это всегда связано со стремлением к цели, с реализацией ее, преодолением трудностей, с волевым напряжением и усилием. Познавательный интерес - не враг волевого усилия, а верный его союзник. В познавательном интересе своеобразно взаимодействуют все важнейшие проявления личности.
Познавательный интерес - это один из важнейших мотивов учения школьников. Под влиянием познавательного интереса учебная работа даже у слабых учеников протекает более продуктивно. Этот мотив окрашивает эмоционально всю учебную деятельность подростка. В то же время он связан с другими мотивами (ответственностью перед родителями и коллективом и др.). Познавательный интерес как мотив учения побуждает ученика к самостоятельной деятельности, при наличии интереса процесс овладения знаниями становится более активным, творческим, что, в свою очередь, влияет на укрепление интереса. Самостоятельное проникновение в новые области знания, преодоление трудностей вызывает чувство удовлетворения, гордости, успеха, то есть создает тот эмоциональный фон, который характерен для интереса.
Познавательный интерес при правильной педагогической и методической организации деятельности учащихся и систематической и целенаправленной воспитательной деятельности может и должен стать устойчивой чертой личности школьника и оказывать сильное влияние на его развитие. Как черта личности познавательный интерес проявляется во всех обстоятельствах, находит применение своей пытливости в любой обстановке, в любых условиях. Под влиянием интереса развивается мыслительная активность, которая выражается во множестве вопросов, с какими школьник, например, обращается к учителю, к родителям, взрослым, выясняя сущность интересующего его явления. Поиск и чтение книг в интересующей области, выбор определенных форм внеклассной работы, способных удовлетворить его интерес, - все это формирует и развивает личность школьника.
Познавательный интерес выступает и как сильное средство обучения. Характеризуя интерес как средство обучения, следует оговориться, что интересное преподавание - это не развлекательное преподавание, насыщенное эффективными опытами, демонстрациями красочных пособий, занимательными задачами и рассказами и т. д., это даже не облегченное обучение, в котором все рассказано, разъяснено, и ученику остается только запомнить. Интерес как средство обучения действует только тогда, когда на первый план выступают внутренние стимулы, способные удержать вспышки интереса, возникающие при внешних воздействиях. Новизна, необычность, неожиданность, странность, несоответствие ранее изученному - все эти особенности способны не только вызвать мгновенный интерес, но и пробудить эмоции, порождающие желание изучить материал более глубоко, т. е. содействовать устойчивости интереса
Активизация познавательной деятельности ученика без развития его познавательного интереса не только трудна, но практически и невозможна. Вот почему в процессе обучения необходимо систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательный интерес учащихся и как важный мотив учения, и как стойкую черту личности, и как мощное средство воспитывающего обучения, повышения его качества.
У школьников одного и того же класса познавательный интерес может иметь разный уровень своего развития и характер проявлений, обусловленных различным опытом, особыми путями индивидуального развития.
Элементарным уровнем познавательного интереса можно считать открытый, непосредственный интерес к новым фактам, занимательным явлениям, которые фигурируют в информации, полученной учеником на уроке. На этой стадии - стадии любопытства ученик довольствуется только занимательностью того или иного предмета, той или иной области знаний. На этой ступени у учащихся еще не замечается стремления к познанию сущности.
Более высоким уровнем его является интерес к познанию свойств предметов и явлений, составляющих более глубокую, часто невидимую их внутреннюю суть. Этот уровень, называемый стадией любознательности, требует поиска, догадки, активного оперирования имеющимися знаниями. Стадия любознательности характеризуется стремлением проникнуть за пределы видимого. Школьнику свойственны эмоции удивления, радости познания. Ученик, включаясь по собственному побуждению в деятельность, наталкивается на трудности и сам начинает искать причины неудачи. Любознательность, становясь устойчивой чертой характера, представляет большую ценность для развития личности. Эта стадия, как показали исследования, характерна для младших подростков, которые еще не имеют достаточного теоретического багажа, чтобы проникнуть в суть и в глубь вещей, но уже оторвались от элементарных конкретных действий и становятся способными к самостоятельному дедуктивному подходу в изучении.
Еще более высокий уровень познавательного интереса составляет интерес школьника к причинно-следственным связям, к выявлению закономерностей, к установлению общих принципов явлений, действующих в различных условиях. Этот интерес характеризует собой подлинно познавательный интерес. Стадия познавательного интереса обычно связывается со стремлением ученика к разрешению проблемного вопроса. В центре внимания школьника становится не готовый материал учебного предмета и не сама по себе деятельность, а вопрос, проблема. Познавательный интерес, как особая направленность личности на познание окружающей действительности, характеризуется непрерывным поступательным движением, содействующим переходу школьника от незнания к знанию, от неполного и неглубокого к полному и глубокому проникновению в сущность явлений. Для познавательного интереса характерно напряжение мысли, усилие воли, проявление чувств, ведущие к преодолению трудностей в решении задач, к активным поискам ответа на проблемные вопросы.
Существует также стадия теоретического интереса, связанная не только со стремлением к познанию закономерностей, теоретических основ, но и с применением их в практике. Она появляется на определенном этапе развития личности и ее мировоззрения. Эта ступень характеризуется активным воздействием на мир, направленным на его переустройство, требует от личности не только глубоких знаний, но и стойких убеждений. На эту ступень в состоянии подняться лишь старшие школьники, имеющие теоретическую основу для формирования научных взглядов, правильного миропонимания.
Эти ступени развития познавательного интереса: любопытство, любознательность, познавательный интерес, теоретический интерес помогает нам более или менее точно определить отношение ученика к предмету и степень влияния его на личность. И хотя эти стадии не все принимают и выделяются они чисто условно, тем не менее они остаются общепризнанными.
Было бы ошибкой, однако, рассматривать указанные ступени познавательного интереса изолированно друг от друга. В реальном процессе они представляют собой сложнейшие сочетания и взаимосвязи.
Состояние заинтересованности, которое обнаруживает ученик на том или ином учебном занятии, проявляющееся под влиянием самых разнообразных сторон обучения (занимательность, расположение к учителю, удачный ответ, поднявший его престиж перед коллективом и т. д.), может быть временным, преходящим, не оставляющим глубокого следа в развитии личности ученика, в отношении школьника к учению. Но в условиях высокого уровня обучения, при целенаправленной работе учителя по формированию познавательных интересов это временное состояние заинтересованности может быть использовано как отправная точка для развития пытливости, любознательности, стремления во всем руководствоваться научным подходом при изучении различных учебных предметов (искать и находить доказательства, читать дополнительную литературу, интересоваться последними научными открытиями и т. д.). [32]
Быть внимательным к каждому ребенку. Уметь увидеть, подметить у ученика малейшую искру интереса к какой-либо стороне учебной работы, создавать все условия для того, чтобы разжечь ее и превратить в подлинный интерес к науке, к знаниям - в этом задача учителя, формирующего познавательный интерес.
Таким образом, познавательный интерес может рассматриваться как один из важнейших мотивов учения, как устойчивая черта личности и как сильное средство обучения. В процессе же обучения важно развивать и укреплять познавательный интерес и как мотив учения, и как черту личности, и как средство обучения. При этом нужно помнить, что существуют разные стадии развития познавательного интереса, знать их особенности, признаки. А для того чтобы учитель мог формировать познавательный интерес в какой-либо деятельности, он должен знать основные формы и пути активизации познавательного интереса, учесть все необходимые для этого условия.
3.2. Условия формирования познавательного интереса
Опираясь на огромный опыт прошлого, на специальные исследования и практику современного опыта, можно говорить об условиях, соблюдение которых способствует формированию, развитию и укреплению познавательного интереса учащихся:
1. Первое условие состоит в том, чтобы осуществлять максимальную опору на активную мыслительную деятельность учащихся. Главной почвой для развития познавательных сил и возможностей учащихся, как и для развития подлинно познавательного интереса, являются ситуации решения познавательных задач, ситуации активного поиска, догадок, размышления, ситуации мыслительного напряжения, ситуации противоречивости суждений, столкновений различных позиций, в которых необходимо разобраться самому, принять решение, встать на определённую точку зрения.
2. Второе условие предполагает обеспечение формирования познавательных интересов и личности в целом. Оно состоит в том, чтобы вести учебный процесс на оптимальном уровне развития учащихся. Путь обобщений, отыскание закономерностей, которым подчиняются видимые явления и процессы, - это путь, который в освещении множества запросов и разделов науки способствует более высокому уровню обучения и усвоения, так как опирается на максимальный уровень развития школьника. Именно это условие и обеспечивает укрепление и углубление познавательного интереса на основе того, что обучение систематически и оптимально совершенствует деятельность познания, её способов, её умений. В реальном процессе обучения учителю приходится иметь дело с тем, чтобы постоянно обучать учащихся множеству умений и навыков. При всём разнообразии предметных умений выделяются общие, которыми ученик может руководствоваться вне зависимости от содержания обучения, такие, например, как умение читать книгу (работать с книгой), анализировать и обобщать, умение систематизировать учебный материал, выделять единственное, основное, логически строить ответ, приводить доказательства и т.д. Эти обобщённые умения основаны на комплексе эмоциональных регулярных процессов. Они и составляют те способы познавательной деятельности, которые позволяют легко, мобильно, в различных условиях пользоваться знаниями и за счёт прежних приобретать новые.
3. Эмоциональная атмосфера обучения, положительный эмоциональный тонус учебного процесса - третье важное условие. Благополучная эмоциональная атмосфера обучения и учения сопряжена с двумя главными источниками развития школьника: с деятельностью и общением, которые рождают многозначные отношения и создают тонус личного настроения ученика. Оба эти источника не изолированы друг от друга, они всё время переплетаются в учебном процессе, и вместе с тем стимулы, поступающие от них, различны, и различно влияние их на познавательную деятельность и интерес к знаниям, другие - опосредованно. Благополучная атмосфера учения приносит ученику желание быть умнее, лучше и догадливей. Именно это стремление ученика подняться над тем, что уже достигнуто, утверждает чувство собственного достоинства, приносит ему при успешной деятельности глубочайшее удовлетворение, хорошее настроение, при котором работается скорее, быстрее и продуктивней. Создание благоприятной эмоциональной атмосферы познавательной деятельности учащихся - важнейшее условие формирования познавательного интереса и развития личности ученика в учебном процессе. Это условие связывает весь комплекс функций обучения - образовательной, развивающей, воспитывающей и оказывает непосредственное и опосредованное влияние на интерес. Из него вытекает и четвёртое важное условие, обеспечивающее благотворное влияние на интерес и на личность в целом.
4. Четвертым условием является благоприятное общение в учебном процессе. Эта группа условий отношения «ученик - учитель», «ученик - родители и близкие», «ученик - коллектив». К этому следует добавить некоторые индивидуальные особенности самого ученика, переживание успеха и неуспеха, его склонности, наличие других сильных интересов и многое другое в психологии ребенка. Каждое из этих отношений может повлиять на заинтересованность ученика как в положительном, так и в отрицательном направлении. Всеми этими отношениями и, прежде всего, отношением «учитель - ученик» управляет учитель. Его требовательное и в тоже время заботливое отношение к ученику, его увлеченность предметом и стремление подчеркнуть его огромное значение определяет отношение ученика к изучению данного предмета. К этой группе условий следует отнести способности ученика, а также успех, достигнутый им в результате упорства и настойчивости.
Итак, выше были рассмотрены одни из самых главных условий формирования познавательного интереса. Соблюдение всех этих условий способствует формированию познавательного интереса при изучении школьных предметов, в том числе и химии.
3.3. Источники формирования познавательных интересов в обучении
Познавательный интерес развивается и формируется в деятельности, прежде всего, в учении. Успех учителя в процессе обучения зависит в первую очередь от того, насколько ему удалось заинтересовать учащихся своим предметом. Но интерес не может возникнуть сам по себе, учителю нужно работать в этом направлении. Следует заметить, что успеваемость учащихся по предмету не всегда является показателем наличия у ученика познавательного интереса к нему. Ученик может получать только отличные оценки, но это может свидетельствовать только о его старательности или о том, что ему легко дается предмет. О наличии у него познавательного интереса к предмету утверждать нельзя. В то же время, ученик, не отличающийся успеваемостью, может проявлять интерес к предмету, ему нравится заниматься на уроке. Работа учителя в классе заключается в том, чтобы выявить таких учеников, развить и сформировать у них устойчивый познавательный интерес. Педагог должен поддержать таких учеников, разнообразить их учебную деятельность. Добившись успеха, ученик поднимется не только в своих глазах, но в глазах одноклассников. Все это вдохновит его на дальнейшее более серьезное изучение предмета.
Формирование познавательных интересов учащихся в обучении может происходить по двум основным каналам, с одной стороны само содержание учебных предметов содержит в себе эту возможность, а с другой - путем определенной организации познавательной деятельности учащихся.
Аспекты методики познавательного интереса включают три момента:
1) привлечение учащихся к целям и задачам урока;
2) возбуждение интереса к содержанию повторяемого и вновь изучаемого материала;
3) включение учащихся в интересную для них форму работы
Содержание учебного материала
Внутри каждого источника можно выделить несколько конкретных стимулов (побудителей) познавательного интереса.
В группу стимулов, содержащихся в первом источнике, входят:
• новизна содержания учебного материала
• практическая значимость содержания знаний
• историзм
• современные достижения науки
Организация учебной деятельности
Для того чтобы школьники стали активными участниками процесса обучения, необходимо так организовать учебную деятельность, чтобы учащимся было интересно приобретать новые знания, умения и навыки.
В группу стимулов, содержащихся во втором источнике, входят:
• проблемное обучение
• практические работы исследовательского характера
• творческие работы
• нетрадиционные типы уроков: урок-игра, интегрированный урок и др.
• специальные приемы учителя: наглядность, занимательность и др.
Первое, что является предметом познавательного интереса для школьников - это новые знания о мире. Вот почему глубоко продуманный отбор содержания учебного материала, показ богатства, заключенного в научных знаниях, являются важнейшим звеном формирования интереса к учению. Каковы же пути осуществления этой задачи? Прежде всего, интерес возбуждает и подкрепляет такой учебный материал, который является для учащихся новым, неизвестным, поражает их воображение, заставляет удивляться. Удивление - сильный стимул познания, его первичный элемент. Удивляясь, человек как бы стремится заглянуть вперед. Он находится в состоянии ожидания чего-то нового.
Но познавательный интерес к учебному материалу не может поддерживаться все время только яркими фактами, а его привлекательность невозможно сводить к удивляющему и поражающему воображение. Новое и неожиданное всегда в учебном материале выступает на фоне уже известного и знакомого. Вот почему для поддержания познавательного интереса важно учить школьников умению в знакомом видеть новое. Такое преподавание подводит к осознанию того, что у обыденных, повторяющихся явлений окружающего мира множество удивительных сторон, о которых он сможет узнать на уроках.
Все значительные явления жизни, ставшие обычными для учащегося в силу своей повторяемости, могут и должны приобрести для него в обучении неожиданно новое, полное смысла, совсем иное звучание. И это обязательно явится стимулом интереса ученика к познанию. Именно поэтому учителю необходимо переводить школьников со ступени его чисто житейских, достаточно узких и бедных представлений о мире на уровень научных понятий, обобщений, понимания закономерностей. Интересу к познанию содействует также показ новейших достижений науки. Сейчас, больше чем когда-либо, необходимо расширять рамки программ, знакомить учеников с основными направлениями научных поисков, открытиями.
Есть и другие направления развития интереса у школьников к химии, например использование литературы. Содержание заданий, их занимательная фабула, связь с жизнью незаменимы при обучении химии. Занимательность создает заинтересованность, рождает чувство ожидания, побуждает любопытство, любопытство переходит в любознательность и пробуждает интерес к поиску ответов, к самой химии. Повышают интерес к предмету и материал, содержащий факты из жизни исторических личностей, сведения из истории химии. Новизна заданий также может достигаться путем реализации межпредметных связей.
Далеко не все в учебном материале может быть для учащихся интересно. И тогда выступает еще один, не менее важный источник познавательного интереса - сам процесс деятельности. Чтобы возбудить желание учиться, нужно развивать потребность ученика заниматься познавательной деятельностью, а это значит, что в самом процессе ее школьник должен находить привлекательные стороны, чтобы сам процесс учения содержал в себе положительные заряды интереса. Так эпизодическое проведение уроков в виде игр своей нетрадиционностью и занимательностью повышает интерес учащихся к предмету.
Выводы:
Познавательный интерес психологи и педагоги изучают с разных сторон, но любое исследование рассматривает интерес как часть общей проблемы воспитания и развития.
Познавательный интерес - это избирательная направленность личности на предметы и явления окружающей действительности.
Познавательный интерес можно рассматривать с разных сторон: как мотив учения, как устойчивую черту личности, как сильное средство обучения. Чтобы активизировать учебную деятельность школьника, нужно систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательный интерес и как мотив, и как стойкую черту личности, и как мощное средство обучения.
Существует четыре уровня развития познавательного интереса. Это любознательность, любопытство, познавательный интерес и теоретический интерес. Учителю нужно уметь определять стадию развития познавательного интереса у отдельных учащихся, чтобы способствовать укреплению интереса к предмету и его дальнейшему росту.
Выделяют также условия формирования познавательного интереса, а именно: максимальная опора на активную мыслительную деятельность учащихся, ведение учебного процесса на оптимальном уровне развития учащихся, положительный эмоциональный тонус учебного процесса, благоприятное общение в учебном процессе.
Познавательный интерес к предмету формируется и развивается в процессе учения. Главная цель учителя заключается в том, чтобы заинтересовать учащихся своим предметом.
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по развитию познавательного интереса учащихся при изучении химии.
Одно из направлений работы школы в настоящее время состоит в модернизации содержания образования, адекватного потребностям общества. Основное внимание в этой работе уделено профилизации обучения на старшей ступени общеобразовательной школы.
Профильное обучение в настоящее время рассматривается как средство дифференциации и индивидуализации обучения, когда за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитываются интересы и склонности учащихся, создаются условия для образования старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. Методические аспекты проблемы профилизации старшей школы решаются в нескольких направлениях: проводится разработка содержания, соответствующего профилю; апробируются методы его внедрения в практику работы школы; используются организационные формы обучения и способы контроля за уровнем достижения учащимися намеченных результатов обучения.
Дифференциация обучения предполагает различное обучение учащихся одинаковой возрастной группы (или одного класса) в процессе обучения. Она направлена на создание условий для развития знаний и интеллектуальных возможностей учащихся, формирования их познавательной активности, творчества в учебной работе и профессиональной ориентации школьников.
Дифференциация обучения в разные периоды развития школы осуществлялась по-разному. В период, когда школы работали по единым программам и стабильным учебникам, углубление химических знаний учащихся и развитие их интереса к школьным предметам осуществлялось не только на уроках, но и на занятиях кружков, при проведении внеклассных мероприятий. Для отстающих учащихся предусматривались дополнительные занятия.
Дифференциация обучения с 1960 г. проводилась для подготовки школьников к определенной профессии, уже в школе учащиеся могли приобрести некоторые специальности через учебно-производственный комбинат, желающие могли получить специализацию, обучаясь в средних профессионально-технических училищах или в средних специальных учебных заведениях. Позже появились две новые формы дифференциации обучения учащихся в старших классах: факультативные курсы и углубленное изучение предмета в специально организованных для этого школах или классах. Факультативный курс, или факультатив— необязательный учебный курс или предмет, изучаемый учащимися средних учебных заведений вне урока. В отличие от факультативов углубленное изучение предмета осуществлялось на уроках по разработанным для этого программам и было обязательным для учащихся, выбравших специальную школу или класс.
В настоящее время профильное обучение реализуется путем изучения системы учебных курсов: базовых, профильных, элективных. Базовые курсы своим содержанием и уровнем требований к их усвоению соответствуют базовому уровню образовательного стандарта, а профильные курсы — профильному уровню образовательного стандарта. Элективные курсы разнообразной тематики направлены на профессиональную ориентацию учащихся в выбранной сфере деятельности.
В соответствии с Федеральной программой развития образования профильное обучение было введено с 2006/07 учебного года во всех регионах России. Профильное обучение не отменяет сложившегося опыта углубленного изучения химии и изучения факультативных курсов. Профильным курсом может быть и какой-либо углубленный курс по неорганической или органической химии.
В 2006-2007 учебном году в учебный план школы включили элективные курсы. Перед проведением элективных курсов в 9-ом классе учителя-предметники делали презентацию своего курса перед учащимися. Среди других курсов учащиеся выбрали «Химия, красота и здоровье». При выборе элективных курсов я учла то, что в этом классе много сильных учащихся с широкой направленностью интересов, но в основном гуманитарии, хотя интерес к химии есть, кроме того, 2 ученицы собирались выбрать профессию, связанную с химией.
Программа элективного курса «Химия, красота и здоровье» носит межпредметный характер.
Содержание курса расширяет представления учащихся о химических веществах, используемых в медицине, даёт понятие о лекарствах и механизмах их действия на организм человека.
Интеграция этого курса с биологией и медициной позволит учащимся лучше понять биохимические процессы, происходящие в организме человека.
Разнообразный историко-искусствоведческий материал создаёт базу для интеграции этого курса с историей, географией, литературой.
Такая тема как «Химические средства гигиены и косметики» позволит повысить уровень общей культуры учащихся, расширить их представления об использовании химических веществ в средствах гигиены.
Актуальность данного курса подкрепляется и практической значимостью темы «Красота и здоровье», что способствует повышению интереса к познанию химии и ориентирует на профессии, связанные с медициной.
Поэтому я выбрала этот курс, чтобы развить интерес учащихся, помочь им определиться с выбором профессии.
При проведении элективного курса учащихся интересовал химический эксперимент, подготовка сообщений, связанных с предметами гуманитарного цикла, теоретический аспект их интересовал меньше.
После проведения элективного курса в 9-ом классе учащиеся интересовались, какие еще есть курсы по химии прикладного характера, и выбрали в 10-ом классе «Металлы главных и побочных подгрупп», в 11-ом классе «Пища, химия и здоровье».
Три года я проводила элективные курсы по химии: в 9-ом классе «Химия, красота и здоровье», в 10-ом классе «Химия и пища», в 11-ом классе «Изучение продуктов питания экспериментальным путем». При подготовке курсов просматривала много материалов, подбирала эксперимент.
При проведении элективных курсов расширились знания учащихся по химии, прослеживались межпредметные связи, учащиеся узнали много нового о веществах, которые встречаются им в повседневной жизни, обсудили вопросы, касающиеся красоты, питания, здоровья, поделились своим опытом, нашли ответы на некоторые интересующие их вопросы, проверили свои знания на практике.
Некоторым учащимся элективные курсы помогли определиться с выбором профессии: кто-то выбрал себе профессию, связанную с технологией питания, кто-то колебался в выборе между химией и предметами гуманитарного цикла и отдал предпочтение последним.
В целом повысился интерес к химии, выросло качество знаний по предмету.
Недостатком в проведении элективных курсов считаю невысокую активность учащихся по самостоятельному поиску материалов, подготовке сообщений, хотя это и нельзя отнести ко всем учащимся, некоторые из них находили интересные материалы и делали хорошие сообщения.
Каждый учитель химии стремится к тому, чтобы его ученики получили прочные знания по предмету и понимали тесную взаимосвязь химии с другими науками. Умение учителя вызвать интерес к предмету - одно из условий успешного обучения.
Для учителей-химиков эта проблема особенно актуальна, так как в рейтинге предметов химия занимает не первые места. Казалось бы, что может быть интереснее, чем занимательный опыт. Но иногда видно, что учащиеся с удовольствием наблюдают химический эксперимент и охотно проводят лабораторные опыты, а к предмету не проявляют интереса.
Как вызвать интерес к предмету? Одним из способов решения проблемы мотивации к предмету может оказаться поиск разнообразных, а иногда и невероятных с обычной точки зрения педагогических приемов. Один из таких приемов - проведение интеллектуальных игр на материале химии. Такие игры не только пробуждают интерес к предмету, но и стимулируют детей к решению задач вообще. Подобные игры вызывают интеллектуальный азарт: хочется решить, догадаться, сделать это раньше других.
Игра во всех ее формах развивает самостоятельность учащихся, их творческие способности, активизирует познавательную деятельность, формирует профессиональный интерес, способствует закреплению и углублению знаний, развивает логическое мышление. Введение в учебный процесс новых нестандартных элементов оживляет и эмоционально окрашивает деятельность учащихся.
В последнее время интеллектуальные игры стали чрезвычайно популярны среди школьников среднего и старшего возраста, где успех достигается прежде всего за счет мыслительных способностей ученика, его эрудиции и интеллекта. Интеллектуальные игры всегда вызывают оживление и интерес, актуализируют знания. Учащиеся могут проявить себя в игре с самых разных сторон: кто-то блеснет эрудицией, кто-то артистизмом, а кто-то откроет в себе такие способности, которые не проявляются в обычной учебной деятельности. Подготовка, организация и проведение интеллектуальных игр сплачивает ребят, учит действовать сообща и в то же время помогает показать знания и находчивость, соревнуясь друг с другом. Самое важное в подготовке и проведении интеллектуальных игр - привлечь к участию и заинтересовать ею как можно больше школьников. В процессе неформального общения возникает взаимопонимание, расширяется круг друзей, а любая созидающая деятельность способствует развитию у учащихся позитивных качеств, развивает творческие способности и создает условия для самовыражения. И, естественно, интеллектуальные игры с химическим содержанием стимулируют интерес к предмету, учат школьников использовать накопленные знания в жизни, воспитывают у них стремление расширять кругозор и не останавливаться на достигнутом. В то же время участники игры получают весьма важный опыт достойного восприятия жизненных неудач, учатся не отчаиваться, верить в свои силы и делать выводы на будущее.
Действительно, динамичность интеллектуальной игры в ответы на вопросы и дух соревновательности не оставляют ребят равнодушными. Так, играя, они получают и запоминают много интересной и полезной информации.
Для развития познавательного интереса учащихся я провожу интеллектуальные игры на материале химии. Такие игры не только пробуждают интерес к предмету, но и стимулируют детей к решению задач вообще. Подобные игры вызывают интеллектуальный азарт: хочется решить, догадаться, сделать это раньше других.
При подготовке игр просматриваю много материалов, выбираю задания, направленные на формирование и развития познавательного интереса учащихся к химии, прослеживание межпредметных связей, практическое применение химии в смежных областях знаний и деятельности человека. Так, например, в игре-соревновании «Металлы» много вопросов на использование металлов в жизни человека, есть вопросы, связанные с литературой, историей, биологией, известными историческими личностями. Иногда, спустя некоторое время, ученики вспоминают: «А помните, был такой вопрос?», значит, тот материал, который их удивил, запомнился, вызвал интерес.
Самое важное в подготовке и проведении интеллектуальных игр - привлечь к участию и заинтересовать ею как можно больше учащихся. Поэтому при составлении игр предусматриваю возможность участия зрителей в игре: конкурсы, ответы на вопросы.
Я проводила игры «Металлы», «Углеводы», «Азот и его соединения», «Кислород», «Углерод и его соединения». Такие игры пробуждают интерес к предмету, активизируют познавательную деятельность учащихся, способствуют закреплению, углублению и актуализации знаний, развивают логическое мышление.
После проведения игр провожу небольшой опрос, выясняю, что понравилось, что не понравилось, замечания и предложения учитываю в дальнейшей работе.
Заключение
Результаты опытно-экспериментальной работы
1. На протяжении трех лет работы в классе с 9-ого по 11-ый наблюдался рост качества знаний, хотя при этом надо отметить, что этот класс изначально был сильный по уровню возможностей учащихся.
2. По окончании школы 2 учащихся 11-ого класса (14%) выбрали профессию, связанную с химией:
3 По окончании школы 5 учащихся 9-ого класса (25%) выбрали профессию, связанную с химией:
4. В 9-ом классе 3 учащихся (15%) выбрали для экзамена по выбору химию. 2учащихся сдали экзамен на 4, один - на 3.
Считаю, что использование интеллектуальной игры, проведение элективных курсов способствовало развитию познавательного интереса учащихся к химии, их профессиональному самоопределению.
Вывод
Проведение элективных курсов, использование интеллектуальной игры способствует развитию познавательного интереса учащихся к химии.
Литература
1. Божович Л. И. Проблемы формирования личности, 1997.
2. Возрастная и педагогическая психология//Под ред. М.В. Гамезо. М., Просвещение, 1984.
3. Дейкина А. Ю. Познавательный интерес: сущность и проблемы изучения, 2002.
4. Основы психологии: Практикум/ Ред.-сост. Л.Д. Столяренко, 2003.
5. “Педагогика: педагогические теории, системы, технологии” Учебное пособие, 1988.
6. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. 1971.
7. Щукина Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся, 1988.
8. С.М. Курганский. Интеллектуальные игры по химии. М., 5 за знания, 2007.
9. Общая методика обучения химии в школе. Под редакцией Р. Г. Ивановой. М. Дрофа. 2008.
10. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования // Приложение к приказу Минобразования РФ от 18.07.2002. № 2783. — С. 3.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование современного технического оборудования для развития познавательного интереса в процессе изучения химии.
В статье говорится о практической составляющей уроков химии, о развитии познавательного интереса к предмету через выполнение практических и лабораторных работ....
«Развитие познавательного интереса учащихся к изучению русского языка на уроках развития речи посредством опоры на нестандартное использование произведений живописи с учетом расширения форм работы и социокультурное наследие региона»
«Живописное полотно, воздействуя на чувства учащихся яркими, запоминающимися образами, способствует развитию у них духовно ориентированного мышления, обогащению их словарного запаса. Это особенн...
Развитие познавательного интереса учащихся при изучении физики.
Познавательный интерес положительно влияет не только на процесс и результаи деятельности, но и на протекание психических процессов - мышления, воображения, памяти, внимания, которые под влиянием позна...
Развитие познавательного интереса учащихся, при изучении темы «Площади фигур»
данная методичнская разработка поможет педагогам в преподавании темы "Площади фигур"...
Обобщение педагогического опыта «Развитие познавательного интереса учащихся к изучению русского языка на уроках развития речи посредством опоры на нестандартное использование произведений живописи с учетом расширения форм работы и социокультурное наслед
Обобщение педагогического опыта «Развитие познавательного интереса учащихся к изучению русского языка на уроках развития речи посредством опоры на нестандартное использование произведений ...
Развитие познавательного интереса учащихся на уроках химии через практическую деятельность
Текст выступления на тему "Развитие познавательного интереса учащихся на уроках химии через практическую деятельность"...
Развитие познавательного интереса учащихся к изучению природы через творчество русских поэтов.
Влияние времен года - один из интереснейших феноменов, которые могут происходить с человеком.Особенно важно, чтобы ребенок уже в школе начал понимать о тех сложных связях, которыесуществуют в си...