Развитие познавательного интереса учащихся к изучению природы через творчество русских поэтов.
статья по биологии (9 класс)

Юнусова Гулия Латыповна

Влияние времен года -  один из интереснейших феноменов, которые могут происходить с человеком.Особенно важно, чтобы ребенок уже в школе начал понимать о тех сложных связях, которыесуществуют в системе " природа - человек", умел сопоставлять эти факторы со своим душевным и физическим состоянием.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx22.88 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие познавательного интереса учащихся к изучению природы через творчество русских поэтов.

 Одно из направлений экологического образования  - это  активизация познавательной деятельности учащихся. Существуют разные формы и методы формирования интереса и понимания мира окружающей среды. Особенно важно, чтобы ребенок уже в школе начал понимать о тех сложных связях, которые существуют в системе « природа – человек», умел сопоставлять эти факторы со своим душевным и физическим состоянием.

Влияние времен года – один из интереснейших феноменов, которые могут происходить с человеком. Уже в начале жизни у человека проявляется настоятельная потребность самовыражения через творчество, человек учится мыслить неординарно. У каждого это проявляется в определенный период времени года. А почему это происходит у каждого человека в разное время года? Как перемена времен года влияет на развитие познавательного процесса? Это побуждает учащихся искать ответы на вопросы. Наиболее актуально и интересно  эти процессы можно рассматривать, изучая и анализируя творчество известных поэтов.

Много раз в своем творчестве А.С. Пушкин обращался к картинам русской природы. Он описывал ее и в отдельных стихотворениях, и в своих повестях, и в поэмах.

В стихах о природе Пушкин дает не только ее внешнее описание, но и выражает свое отношение к ней. Александр Сергеевич часто жил в деревне, любил ее, особенно в осеннюю и зимнюю пору. Именно в деревне, и осенью, им создан ряд лучших произведений.

Жизнь и творчество А.С. Пушкина делится на несколько этапов, каждый этап охватывает несколько лет его жизни, но особо выделен в его лирике период Болдинской осени. Это всего лишь одна осень, а какой всплеск эмоций, как много создано за этот короткий период! С чем же это связано? Почему осень по-разному влияет на людей? Осенью на нашем столе не переводятся свежие овощи и фрукты, словно специально напитывая нас витаминами перед зимними холодами.

Поэт любил и боготворил осень. Им созданы прекрасные и незабываемые строки об этом удивительном времени года.

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса —

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса…

Через века своими строчками из стихотворения об осени, он обращается к нам, почитателям его таланта.

Дни поздней осени бранят обыкновенно,

Но мне она мила, читатель дорогой,

Красою тихою, блистающей смиренно.

Так нелюбимое дитя в семье родной

К себе меня влечет. Сказать вам откровенно,

Из годовых времен я рад лишь ей одной,

В ней много доброго; любовник не тщеславный,

Я нечто в ней нашел мечтою своенравной.

А как весна влияет на человека?С наступлением весны большинство людей не ощущают весеннего подъема сил, а скорей наоборот, им присуще плохое настроение, слабость и упадок сил, которые приводят к раздражительности и усталости. Организм человека чутко реагирует на происходящие природные изменения.

Причин несколько. Это может зависеть от природных биоритмов. Поэтому в разные сезоны года появляется различное самочувствие, настроение и работоспособность. Так же такие перепады настроения происходят из-за перемены концентрации гормонов в крови.

С точки зрения медицины, весенняя депрессия проявляется на фоне истощившихся за зиму энергетических запасов организма и снижения иммунитета, нехватки витаминов и микроэлементов. Так же, одной из возможных причин является гиподинамия и длительное нахождение в отапливаемых помещениях, вследствие которых люди становятся инертными, апатичными и вялыми.

Весной человеческий организм развивается быстрее, чем зимой. А витаминов в продуктах питания в этот период очень мало. Поэтому весной большинство людей страдает от авитаминоза. После изнурительной зимы организм медленно восстанавливает силы, этот период - очень опасен.

Пушкин не любил весну, о чем писал со всей откровенностью:

Теперь моя пора: я не люблю весны;

Скучна мне оттепель; вонь, грязь — весной я болен;

Кровь бродит; чувства, ум тоскою стеснены.

Времена года по-разному влияют на людей. Например, Ф.И. Тютчев в своём творчестве воспевал весну. Это время для него- источник вдохновения, душа его наполнялась восторгом, стихи (как он сам говорил) лились из него, как весенний дождь.

Как ни гнетет рука судьбины,

Как ни томит людей обман,

Как ни браздят чело морщины

И сердце как ни полно ран,

Каким бы строгим испытаньям

Вы ни были подчинены, -

Что устоит перед дыханьем

И первой встречею весны.

Таким образом, времена года по-разному влияют на творческую активность людей, но более высокий подъем активности происходит весной и осенью.

Каждое время хорошо по-своему, но, несомненно, оно влияет на человеческую душу. У всех есть своё любимое время года, которое действует на него как-то особенно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательного интереса учащихся при изучении химии

доклад на педагогическом совете по методической теме (теме самообразования)...

«Развитие познавательного интереса учащихся к изучению русского языка на уроках развития речи посредством опоры на нестандартное использование произведений живописи с учетом расширения форм работы и социокультурное наследие региона»

«Живописное полотно, воздействуя на чувства учащихся яркими, запоминающимися образами, способствует развитию у них  духовно ориентированного мышления, обогащению их словарного запаса. Это особенн...

Развитие познавательного интереса учащихся при изучении физики.

Познавательный интерес положительно влияет не только на процесс и результаи деятельности, но и на протекание психических процессов - мышления, воображения, памяти, внимания, которые под влиянием позна...

Развитие познавательного интереса учащихся, при изучении темы «Площади фигур»

данная методичнская разработка поможет педагогам в преподавании темы "Площади фигур"...

Обобщение педагогического опыта «Развитие познавательного интереса учащихся к изучению русского языка на уроках развития речи посредством опоры на нестандартное использование произведений живописи с учетом расширения форм работы и социокультурное наслед

Обобщение педагогического опыта «Развитие познавательного интереса учащихся к изучению русского языка на уроках развития речи  посредством опоры на нестандартное использование  произведений ...

Развитие познавательного интереса учащихся на уроках химии через практическую деятельность

Текст выступления на тему "Развитие познавательного интереса учащихся на уроках химии через практическую деятельность"...