Рабочая программа по химии, 10 класс
рабочая программа по химии (10 класс) на тему

Программа по химии составлена на основе  федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне. Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает  распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.                                                                                                                                                        

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ktp_10_klass_khimiya.doc291 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Тумульская средняя общеобразовательная школа»

МР « Мегино – Кангаласский район»

«Рассмотрено»

Заседание методсовета

 МБОУ Тумульской СОШ

Протокол № ___ от «__»

__________________20___г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР МБОУ «Тумульская СОШ»

_____________Эверстова Н.А.

 «__»________________20___г.

«Утверждаю»

Директор МБОУ Тумульская СОШ

________________Иванова М.В.

Приказ № ___ от «__»_________________20___г.

                     

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По химии

10 класс

Учитель: Черкаева Полина Васильевна

2014-2015 уч. год

Пояснительная записка

 Статус документа                                                                                                                                Программа по химии составлена на основе  федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне. Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает  распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.                                                                                                                                                        Программа выполняет две основные функции:                                                                           Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.                                                                         Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.

Исходными документами для составления примера рабочей программы явились:

  • Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1089 от 05.03.2004;
  • Федеральный базисный учебный план для среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09.03. 2004;
  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования на 2007/2008 учебный год, утвержденным Приказом МО РФ № 379 от 09.12.2008 г.;
  • Письмо Минобрнауки России  от 01.04.2005 № 03-417 «О перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения образовательных учреждений» (//Вестник образования, 2005, № 11или сайт   http:/ www. vestnik. edu. ru).

Программа разработана на основе федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений РФ (2004г); федерального компонента государственного стандарта общего образования, утверждённого Министерством образования РФ (05. 03. 2004), примерной программы по химии среднего (полного) общего образования (базовый уровень) и авторской программы Г.Е.Рудзитиса и Ф.Г.Фельдмана «Программа курса химии для 8 – 11 классов общеобразовательных учреждений», допущенной Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации к учебнику авторов Г.Е.Рудзитиса и Ф.Г.Фельдмана «Химия 10 класс»

 Программой предусмотрено проведение 4 контрольных работ.

 Структура документа                                                                                                                       Программа включает пять разделов:

  • пояснительную записку
  • основное содержание с указанием часов, отводимых на изучение каждого блока минимальным    перечнем лабораторных и практических работ, экскурсий
  • требования к уровню подготовки обучающихся
  • календарно-тематическое планирование  
  • перечень учебно-методического обеспечения    

          Изучение химии должно способствовать формированию у учащихся научной картины мира, их интеллектуальному развитию, воспитанию нравственности, готовности к труду.

Изучение химии направлено на достижение следующих целей:

  • освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;
  • овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;
  • развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
  • воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
  • применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

  Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций, использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдения, измерения, опыты, эксперимент); проведение практических и лабораторных работ, несложных экспериментов и описание их результатов; использование для решения познавательных задач различных источников информации; соблюдение норм и правил поведения в химических лабораториях, в окружающей среде, а также правил здорового образа жизни.

Результаты обучения

Результаты изучение курса «Химия» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует  стандарту. Требования на базовом уровне направлены на  реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов: освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими  ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Рубрика «Знать/понимать» содержит требования, ориентированные главным образом на воспроизведение усвоенного содержания.

В рубрику «Уметь» включены требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: объяснять,  описывать, выявлять, сравнивать, решать задачи,  анализировать и оценивать, изучать, находить и критически оценивать информацию о химических объектах.

В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены  требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.            

Учебно-тематический план.

№ п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов (всего)

 Из них(количество часов)    

Контрольные работы

Лабораторные работы

1

Повторение курса 9 класса «Периодический закон периодическая система химических элементов, строение вещества»

          1

2

Тема 1 . Теория химического строения органических соединений.

3

Углеводороды  (21часов)

3

Тема 2. Предельные углеводороды

4

 

1

4

Тема 3. Непредельные углеводороды

9

3

5

Тема 4. Ароматические углеводороды

4

6

Тема 5. Природные источники углеводородов и их переработка

4

Кислородосодержащие органические вещества (21 часов)

7

Тема 6. Спирты и фенолы

9

1

8

Тема 7. Альдегиды

2

2

9

Тема 8. Карбоновые кислоты

4

10

Тема 9. Сложные эфиры. Жиры.

6

Углеводы ( 6 часов)

11

Тема 10. Углеводы

6

1

2

Азотсодержащие органические соединения (8часов)

12

Тема 11. Амины. Аминокислоты

3

13

Тема 12. Белки

5

Синтетические полимеры ( 3 часа)

14

Тема 13. Синтетические полимеры

3

1

Химия и жизнь (3часа)

15

Тема 14 Органическая химия, человек и природа

3

1

В нижней части таблицы часы суммируются

Итого:

68

      4

8

Резервный час: 2часа

Требования к уровню подготовки учеников

  В результате обучения  в 10 классе ученик будет

знать/понимать:

- важнейшие химические понятия: валентность, степень окисления, гомологи, изомеры.

- основные теории химии: химической связи; теорию строения органических веществ Бутлерова.

уметь:

- называть изученные вещества по "тривиальной" или международной номенклатуре;

- определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, принадлежность веществ к различным классам органических соединений;

- характеризовать: основные классы органических веществ

- объяснять: природу химической связи

- выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших  органических веществ;

- проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;

определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;

- экологически грамотного поведения в окружающей среде;

- оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;

- безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;

- приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве;

- критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.

Содержание программы

 

Тема 1. Теория строения органических соединений ( 3 часа ) 

Предмет органической химии. Особенности строения и свойств органических соединений. Значение и роль органической химии в системе естественных наук и в жизни общества.

Теория строения органических соединений А.М. Бутлерова. Основные положения теории строения А.М.Бутлерова. Химическое строение и свойства органических веществ. Изомерия на примере н-бутана и изобутана. Изомерия и ее виды. Структурная изомерия, её виды: изомерия «углеродного скелета», изомерия положения (кратной связи и функциональной группы), межклассовая изомерия.

Требования ГОС

Знать:

важнейшие химические понятия:  предмет орг. химии,  тип хим. связи и кристаллической решетки  в орг. в-вах,  валентность, степень окисления, углеродный скелет, электроотрицательность,  изомерия, роль химии в естествознании; значение в жизни общества; теорию строения, углеродный скелет, радикалы, гомологи, изомеры , понятие структурной изомерии

Уметь: 

объяснять зависимость свойств в-в от их  состава и строения.

составлять структурные формулы изомеров.

определять валентность и степень окисления элементов.

характеризовать углерод по положению в ПСХЭ

принимать критические оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.

П.р. Качественный анализ органических соединений.

Углеводороды и их природные источники (21часов) 

Тема 2.     Предельные углеводороды . (4часа)

Алканы Гомологический ряд и общая формула алканов. Строение молекул метана и других алканов. Изомерия алканов. Физические  и химические свойства алканов (на примере метана и этана: горение, замещение, разложение, дегидрирование). Алканы в природе. Применение.

Циклоалканы. Понятие о циклоалканах и их свойствах. Гомологический ряд и общая формула циклоалканов.   Изомерия циклоалканов (по «углеродному скелету», цис-, транс-, межклассовая). Химические свойства циклоалканов: горение, разложение, радикальное замещение, изомеризация.                                                              Тема 3.     Непредельные углеводороды.(9часов)

Алкены. Гомологический ряд и общая формула алкенов. Строение молекул этена Изомерия алкенов: структурная. Положение π-связи, межклассовая. Номенклатура алкенов. Физические свойства алкенов. Получение этилена (дегидрированием этана и дегидратацией этанола). Химические свойства: горение, качественные реакции, гидратация, полимеризация. Применение этилена.                                                                                                                                          Алкодиены. Общая формула алкадиенов. Строение молекул. Изомерия и номенклатура алкадиенов. Физические и химические  свойства изопрена и бутадиена -1,3(обесчвечивание бромной воды, полимеризация в каучуки). Резина.                                                                                                                                                                                    Алкины. Гомологический ряд алкинов. Общая формула. Строение молекул ацителена . Изомерия алкинов (структурная: по положению кратной связи и межклассовая). Номенклатура алкинов. Получение алкинов: метановый и карбидный способы. Физические  и химические (горение, обесцвечивание бромной воды, присоединение хлороводорода, гидратация) свойства этина. Р-ция полимеризации  винилхлорида и его применение.                                                                                                                                                                                    Тема 4.     Ароматические  углеводороды.(4часа)

Ароматические углеводороды. Бензол как представитель аренов. Строение молекулы бензола. Физические и химические (горение, галогенирование, нитрование)  свойства бензола. Применение бензола. Получение бензола из гексана и ацетилена .                                                                                                                                                       Тема 5. Природные источники углеводородов и их переработка.(4часа)                                                                                  Природные источники углеводородов.   Нефть. Состав и её промышленная переработка. Нефтепродукты. Бензин и понятие об октановом числе. Природный газ, его состав и практическое использование. Преимущества природного газа перед другими видами топлива.  Каменный уголь. Коксохимическое производство и его продукция                                                                                                                                                                            Расчетные задачи. 1. Нахождение молекулярной формулы органического соединения по массе (объему) продуктов сгорания. 2. Нахождение молекулярной формулы вещества по его относительной плотности и массовой доле элементов в соединениях. 3. Комбинированные задачи.

Демонстрации. Коллекция «Природные источники углеводородов».  Растворение парафина в бензине и испарение растворителя из смеси. Плавление парафина и его отношение к воде (растворение, сравнение плотностей, смачивание). Разделение смеси бензин — вода с помощью делительной воронки.

 Модели молекул алканов — шаростержневые и объемные.

Шаростержневые и объемные модели молекул структурных и пространственных изомеров алкенов. Объемные модели молекул алкенов.

Модели (шаростержневые и объемные) молекул алкадиенов с различным взаимным расположением π-связей. Деполимеризация каучука. Модели (шаростержневые и объемные) молекул алкадиенов с различным взаимным расположением π-связей.

Шаростержневые модели молекул циклоалканов и алкенов.

Шаростержневые и объемные модели молекул бензола и его гомологов.

Лабораторные опыты. 1. Построение моделей молекул алканов. 2. Построение моделей молекул алкенов.

Контрольная работа № 1 по теме «Углеводороды».

Требования ГОС.

 Знать:

важнейшие химические понятия: вещество, атом, молекула, химическая связь, валентность, степень окисления, моль, вещества молекулярного строение, углеродный скелет, изомерия, гомология, радикалы, общую формулу, гомолог. ряд.

основные теории химии: ТХСОС А.М. Бутлерова.

важнейшие вещества и материалы: метан, этилен, ацетилен, бензол, каучуки, природные источники углеводородов: нефть, природный газ, продукты переработки нефти.  

 Уметь:

называть углеводороды по тривиальной номенклатуре и  по ИЮПАК,

характеризовать строение, свойства  и основные способы получения углеводородов.

определять принадлежность в-в к определенному классу. Объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения;

выполнять химический эксперимент: по распознаванию важнейших органических веществ;

проводить: самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников, использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и её представления в различных формах.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для объяснения хим. явлений, происходящих в быту и на производстве и для экологически грамотного поведения в окружающей среде, а также для оценки влияния хим. загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы  при нефтепереработке и транспортировке нефтепродуктов, для безопасного обращения с горючими в-ми.  

Кислородосодержащие органические вещества (21 часов)

 

Тема 6. Спирты и фенолы (9часов) Состав и классификация спиртов. Изомерия спиртов (положение гидроксильных групп, межклассовая, «углеродного скелета»). Физические свойства спиртов, их получение. Межмолекулярная водородная связь. Особенности электронного строения молекул спиртов. Химические свойства спиртов, обусловленные наличием в молекулах гидроксильных групп: образование алкоголятов, взаимодействие с галогеноводородами, межмолекулярная и внутримолекулярная дегидратация, этерификация, окисление и дегидрирование спиртов. Особенности свойств многоатомных спиртов. Качественная реакция на многоатомные спирты. Важнейшие представители спиртов. Физиологическое действие метанола и этанола. Алкоголизм, его последствия. Профилактика алкоголизма. Фенол, его физические свойства и получение. Химические свойства фенола как функция его строения. Кислотные свойства. Взаимное влияние атомов и групп в молекулах органических веществ на примере фенола. Поликонденсация фенола с формальдегидом. Качественная реакция на фенол. Применение фенола. Классификация фенолов. Сравнение кислотных свойств веществ, содержащих гидроксильную группу: воды, одно- и многоатомных спиртов, фенола. Электрофильное замещение в бензольном кольце. Применение производных фенола.

Расчетные задачи. Вычисления по термохимическим уравнениям.

Демонстрации. Шаростержневые модели молекул изомеров  

Тема 7. Альдегиды и кетоны. (2 часа) Строение молекул альдегидов и кетонов, их изомерия и номенклатура. Особенности строения карбонильной группы. Физические свойства формальдегида и его гомологов. Отдельные представители альдегидов и кетонов. Химические свойства альдегидов, обусловленные наличием в молекуле карбонильной группы атомов (гидрирование, окисление аммиачными растворами оксида серебра и гидроксида меди (II)). Качественные реакции на альдегиды.   Особенности строения и химических свойств кетонов.  

Тема 8. Карбоновые кислоты ( 4 часа) Строение молекул карбоновых кислот и карбоксильной группы. Классификация и номенклатура карбоновых кислот. Физические свойства карбоновых кислот и их зависимость от строения молекул. Карбоновые кислоты в природе. Биологическая роль карбоновых кислот. Общие свойства неорганических и органических кислот (взаимодействие с металлами, оксидами металлов, основаниями, солями). Влияние углеводородного радикала на силу карбоновой кислоты. Реакция этерификации, условия ее проведения.  

Демонстрации. Шаростержневые модели молекул альдегидов и изомерных им кетонов.

Лабораторные опыты. 11. Построение моделей молекул изомерных альдегидов и кетонов.

 Тема 9. Сложные эфиры. Жиры. (6часов)

Строение сложных эфиров. Изомерия сложных эфиров («углеродного скелета» и межклассовая). Номенклатура сложных эфиров. Обратимость реакции этерификации, гидролиз сложных эфиров. Равновесие реакции этерификации — гидролиза; факторы, влияющие на него. Решение расчетных задач на определение выхода продукта реакции (в %) от теоретически возможного, установление формулы и строения вещества по продуктам его сгорания (или гидролиза).  Жиры — сложные эфиры глицерина и карбоновых кислот. Состав и строение жиров. Номенклатура и классификация жиров. Масла. Жиры в природе. Биологические функции жиров. Свойства жиров. Омыление жиров, получение мыла. Объяснение моющих свойств мыла. Гидрирование жидких жиров. Маргарин. Понятие о CMC. Объяснение моющих свойств мыла и CMC (в сравнении).

Демонстрации. Шаростержневые модели молекул сложных эфиров и изомерных им карбоновых кислот. Лабораторные опыты. 18. Построение моделей молекул изомерных карбоновых кислот и сложных эфиров. 19. Растворимость жиров в воде и органических растворителях.

Контрольная работа  №2

Требования ГОС.

 Знать:

важнейшие  химические  понятия:

Функциональные  группы, изомерия, гомология, окисление, восстановление.

важнейшие  вещества  и  материалы:

этанол, уксусная  кислота, жиры, мыла.

Уметь:

называть: вещества  по “тривиальной” и  международной  номенклатуре.

определять: принадлежность  веществ  к  разным  классам  органических  соединений.

характеризовать: основные  классы  органических  веществ, строение  и  химические  свойства  изученных  органических  соединений.

объяснять: зависимость  свойств  кислородсодержащих  органических  соединений  от  их  состава  и  строения.

Выполнять  химический  эксперимент: по  распознаванию  важнейших  кислородсодержащих  органических  веществ.

проводить: самостоятельный  поиск  химической  информации  с  использованием  различных  источников.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для объяснения хим. явлений, происходящих в быту и на производстве и для экологически грамотного поведения в окружающей среде, а также для оценки влияния хим. загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы, для охраны окружающей среды от промышленных отходов, содержащих фенол, для оценки влияния действия альдегидов на живые организмы, для безопасной работы со средствами бытовой химии, для оценки влияния алкоголя на организм человека. 

Тема 10. Углеводы  (6часов)

Моносахариды. Глюкоза, ее физические свойства. Строение молекулы. Равновесия в растворе глюкозы. Зависимость химических свойств глюкозы от строения молекулы. Взаимодействие с гидроксидом меди (II) при комнатной температуре и нагревании, этерификация, реакция «серебряного зеркала», гидрирование. Реакции брожения глюкозы: спиртового, молочнокислого. Глюкоза в природе. Биологическая роль глюкозы. Применение глюкозы на основе ее свойств. Фруктоза как изомер глюкозы. Сравнение строения молекул и химических свойств глюкозы и фруктозы. Фруктоза в природе и ее биологическая роль.

Дисахариды. Строение дисахаридов. Восстанавливающие и невосстанавливающие дисахариды. Сахароза, лактоза, мальтоза, их строение и биологическая роль. Гидролиз дисахаридов. Промышленное получение сахарозы из природного сырья.

Полисахариды. Крахмал и целлюлоза (сравнительная характеристика: строение, свойства, биологическая роль). Физические свойства полисахаридов. Химические свойства полисахаридов. Гидролиз полисахаридов. Качественная реакция на крахмал. Полисахариды в природе, их биологическая роль. Применение полисахаридов. Понятие об искусственных волокнах. Взаимодействие целлюлозы с неорганическими и карбоновыми кислотами — образование сложных эфиров.

Демонстрации. Образцы углеводов и изделий из них. Ознакомление с физическими свойствами целлюлозы и крахмала. Набухание целлюлозы и крахмала в воде.  

Лабораторные опыты.   Ознакомление с физическими свойствами глюкозы.   Взаимодействие глюкозы с гидроксидом меди (II) при обычных условиях и при нагревании.  

Требования ГОС.

 Знать: важнейшие  химические  понятия:  функциональные  группы, изомерия, гомология, окисление, восстановление.

Уметь: называть: вещества  по “тривиальной” и  международной  номенклатуре.

определять: принадлежность  веществ  к  разным  классам  органических  соединений.

характеризовать: основные  классы  органических  веществ, строение  и  химические  свойства  изученных  органических  соединений. выполнять  химический  эксперимент: по  распознаванию  важнейших  кислородсодержащих  органических  веществ. проводить: самостоятельный  поиск  химической  информации  с  использованием  различных  источников.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для объяснения хим. явлений.

Контрольная работа  №3

Азотсодержащие органические соединения (8часов)

Тема 11. Амины и Аминокислоты  (3часа) Состав и строение аминов. Классификация, изомерия и номенклатура аминов. Алифатические амины. Анилин. Получение аминов: алкилирование аммиака, восстановление нитросоединений (реакция Зинина). Физические свойства аминов. Химические свойства аминов: взаимодействие с водой и кислотами. Гомологический ряд ароматических аминов. Алкилирование и ацилирование аминов. Взаимное влияние атомов в молекулах на примере аммиака, алифатических и ароматических аминов. Применение аминов.

  Тема 12. Белки (5 часов) Состав и строение молекул аминокислот. Изомерия аминокислот. Двойственность кислотно-основных свойств аминокислот и ее причины. Взаимодействие аминокислот с основаниями. Взаимодействие аминокислот с кислотами, образование сложных эфиров. Образование внутримолекулярных солей (биполярного иона). Реакция поликонденсации аминокислот. Синтетические волокна (капрон, энант и др.). Биологическая роль аминокислот. Применение аминокислот.

Белки как природные биополимеры. Пептидная группа атомов и пептидная связь. Пептиды. Белки. Первичная, вторичная и третичная структуры белков. Химические свойства белков: горение, денатурация, гидролиз, качественные (цветные) реакции. Биологические функции белков. Значение белков. Четвертичная структура белков как агрегация белковых и небелковых молекул. Глобальная проблема белкового голодания и пути ее решения.

Нуклеиновые кислоты. Общий план строения нуклеотидов. Понятие о пиримидиновых и пуриновых основаниях. Первичная, вторичная и третичная структуры молекулы ДНК. Биологическая роль ДНК и РНК. Генная инженерия и биотехнология. Трансгенные формы животных и растений. Лекарственная химия: от агрохимии до химиотерапии. Аспирин. Антибиотики и дисбактериоз. Наркотические вещества. Наркомания, борьба с ней и профилактика.

Требования ГОС.

Знать:

важнейшие химические понятия: валентность, степень окисления углерода, водорода, азота, кислорода; функциональные группы (амино-, нитро), изомерия, гомология;  лекарственные препараты домашней медицинской аптечки. Искусственные и синтетические волокна, каучуки и пластмассы.

Уметь:

называть по «тривиальной» и международной номенклатуре.

объяснять зависимость свойств веществ от их состава и строения; природа химической связи; проблемы, связанные с применением лекарственных препаратов.

характеризовать строение и химические свойства.

определять валентность, степень окисления элементов, тип химической связи, принадлежность веществ к определённому классу органических соединений, типы химических реакций,

выполнять химический эксперимент

по распознаванию веществ, качественная реакция на белки

проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и её представления в различных формах.

вычислять массовую долю химического элемента по формуле соединения, массовую долю вещества в растворе, по химическим уравнениям  массу, объём и количество продуктов реакции по массе исходного вещества и вещество, содержащее определённую долю примесей.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для объяснения хим. явлений, происходящих в быту и на производстве и для экологически грамотного поведения в окружающей среде, а также для оценки влияния хим. загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы, для охраны окружающей среды от промышленных отходов.

Синтетические полимеры ( 3 часа)

 Получение искусственных полимеров, как продуктов химической модификации природного полимерного сырья. Синтетические каучуки. Искусственные волокна (ацетатный шелк, вискоза), их свойства и применение Получение синтетических полимеров реакциями полимеризации и поликонденсации. Структура полимеров: линейная, разветвленная, пространственная. Представители синтетических пластмасс: полиэтилен низкого и высокого давления, полипропилен и поливинилхлорид. Синтетические волокна: лавсан, нитрон, капрон. 

Химия и жизнь (3часа)

Экологические проблемы химическое производство. Лекарства, ферменты, витамины. Проблемы, связанные с применением лекарственных препаратов, привыкание к ним.

Итоговая контрольная работа № 4 за курс органической химии

Календарно-тематическое планирование за 2014-2015учебный год.

Тема 1. Теория химического строения органических соединений.

Электронная природа химических связей. (3 часа)

 Основные задачи изучения темы: Дать учащимся первоначальное представление об органических веществах, познакомить

с особенностями их состава, строения и свойствами в сравнении с неорганическими веществами. Показать некоторые причины многообразия органических веществ и продолжить их выяснение в ходе дальнейшего изучения предмета. Сформировать понятие о явлении изомерии, изомерах, структурных формулах, отражающих порядок соединения атомов в молекулы. Познакомить учащихся с основными положениями теории химического строения органических веществ А.М.Бутлерова и научить доказывать эти положения на примере органических и неорганических веществ. Показать значение теории А.М.Бутлерова для развития науки, промышленности. Познакомить учащихся с основными направлениями дальнейшего развития теории строения органических веществ на основе электронных представлений и пространственного строения веществ. Продолжить формирование мировоззренческих понятий; на примере органических синтезов подвести учащихся к идее о материальном единстве органических и неорганических веществ, познаваемости природы, причинно-следственной зависимости между строением и свойствами органических веществ. Способствовать дальнейшему развитию патриотического воспитания: познакомить учащихся с жизнью и деятельностью А.М.Бутлерова, показать значение его теории для развития органической химии как науки.

Темы

Календ. сроки

Химический эксперимент

Базовые единицы

(ЗУН)

Компетентности

(УУД, ОУУН)

Вид контроля

Повторение основных вопросов курса 9 класса (1 час)

1

Периодический закон, периодическая система химических элементов, строение вещества

Знать структуру ПС, физический смысл номера группы и периода, виды химической связи. Уметь характеризовать химический элемент по положению в ПС и строению атома

Фронтальный опрос

Тема 1. Теория химического строения органических соединений А.М. Бутлерова (3 часа)

1

Предмет органической химии

Демонстрация: образцы органических веществ

Знать определение органической химии, что изучает данная наука. Знать различие между органическими и неорганическими веществами, особенностями строения и свойств орг. веществ. Знать значение орг. химии

Умения устанавливать причинно-следственные связи

Фронтальный опрос

2-3

Теория химического строения органических соединений А.М. Бутлерова

Демонстрация: шаростержневые модели атомов

Знать предпосылки возникновения теории строения орг. веществ, основные положения теории А.М.Бутлерова и их док-ва.

Знать значение теории и основные направления её развития. Иметь представление об изомерии и изомерах как одной из причин многообразия орг.

в-в. Уметь записывать структурные формулы орг.  в-в (полные и сокращенные),

определять изомеры. Знать как образуется ковалентная связь, способы её разрыва.

Умения устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать, обобщать, проводить аналогию

Фронтальный опрос

Работа с учебником

Тема 2.     Предельные углеводороды . (4часа)

Основные задачи изучения темы: Дать учащимся понятие о химическом, пространственном и электронном строении вещества (у предельных углеводородов). На примере метана познакомить с sp3-гибридизацией электронных облаков атома углерода, указать длину связи, валентный угол; дать понятии, о тетраэдрическом строении молекулы метана. Сформировать понятие о зигзагообразном строении углеводородной цепи у предельных углеводородов, т.е. доказать пространственное строение этих веществ. Ознакомить с понятием гомологии, гомологической разности, указать различное строение углеводородов, при котором атомы углерода могут соединяться в цепи (у предельных) и в циклы (у циклопарафинов).  Ознакомить с правилами названия веществ и составлением формул по современной (систематической) номенклатуре. Научить составлять уравнения химических реакций, доказывающие химические свойства предельных углеводородов; объяснять эти свойства, (сравнительную химическую стойкость, способность вступать в реакции замещения и т.д.), исходя из строения предельных углеводородов. Провести грань различия между понятием «гомолог» и «изомер». Научить составлять для данного органического вещества формулы гомологов и изомеров, называть их. Продолжить формирование понятий о причинно-следственной зависимости между составом, строением, свойствами применением предельных углеводородов. Показать большое народно-хозяйственное значение предельных и циклопарафинов, нахождение их  в природе, основные промышленные способы их получения. Научить изготавливать модели молекул органических веществ, решать задачи на определение молекулярной формулы газообразных веществ.

Темы

Календ.

сроки

Химический эксперимент

Базовые единицы

(ЗУН)

Компетентности

(УУД, ОУУН)

Вид контроля

1-2

Алканы. Гомологический ряд, изомерия.

Получение, свойства и применение алканов.

Демонстрация: шаростержневые модели молекулы метана

Лабораторный опыт; изготовление моделей молекул алканов(пластилин)

Знать определение органической химии, что изучает данная наука. Знать различие между органическими и неорганическими веществами, особенностями строения и свойств орг. веществ. Знать общую формулу алканов. Знать значение орг. Химии

Уметь составлять формулы по названию., называть вещества по международной

Номенклатуре

Уметь характеризовать физические и химические свойства метана, использовать знания и умения безопасного обращения с горючими веществами.

Знать области применения алканов. Знать способы получения алканов

Умения устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать, обобщать, проводить аналогию

Текущий опрос

Работа с учебником

3

4

Циклоалканы

Проверочная работа

Иметь понятие о циклических углеводородах. Знать физические и химические свойства циклопарафинов в сравнении с алканами. Уметь записывать уравнения реакций, доказывающих химические свойства циклопарафинов. Знать практическое применение, способы получения.

Умения устанавливать причинно-следственные связи

Текущий опрос

Работа с учебником

Тема 3.     Непредельные углеводороды.(9 часов)

Основные задачи изучения темы: Дать понятие о классификации непредельных углеводородов (этиленовых, диеновых, ацетиленовых). Познакомить учащихся с особенностями строения этиленовых углеводородов: наличие в молекуле кратных углерод - углеродных  связей, с sp2 , sp -гибридизацией, способами образования и свойствами σ- и π-связями. Расширить знания учащихся о видах структурной изомерии: изомерии положения кратных связей, изомерии взаимного положения кратных связей, изомерии веществ, принадлежавших разным гомологическим рядам. Познакомить учащихся с физическими, химическими свойствами этиленовых, диеновых, ацетиленовых углеводородов, закрепить умения записывать уравнения реакций, отражающих химические свойства непредельных углеводородов. Научить  учащихся давать сравнительную характеристику разных гомологических рядов непредельных углеводородов: выявлять у них общее и отличное в строении и свойствах, указывать причину этого. Дать первоначальные представления о высокомолекулярных соединениях. Расширить понятие  о взаимном влиянии атомов в молекулах на основе электронных представлений. Показать причинно-следственную связь между строением, свойствами и применением непредельных углеводородов. Рассказать  о широком использовании непредельных углеводородов для разнообразных синтезов; показать значение каучука в современной жизни и т.д. Научить учащихся раскрывать генетические связи между различными гомологическими рядами углеродов, составлять генетические цепочки, записывать уравнения реакций.

Темы

Календ. сроки

Химический эксперимент

Базовые единицы

(ЗУН)

Компетентности

(УУД, ОУУН)

Вид контроля

1,2,3

Алкены. Гомологический ряд, изомерия, свойства.

Выполнение упражнений.

Демонстрация: таблица алкены

Знать определение непредельных  ряда этилена, общую формулу. Уметь объяснять образование σ- и π-связей, их особенности, записывать молекулярные, структурные, электронные  формулы, обозначать распределение электронной плотности в молекуле. Уметь  называть вещества ряда этилена по систематической номенклатуре и по названию записывать формулы. Знать четыре вида изомерии для этиленовых, уметь составлять формулы различных изомеров, называть их.

Знать физические и химические свойства алкенов.  Уметь записывать уравнения реакций, доказывающих химические свойства алкенов. Знать практическое применение, способы получения.

Умения устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать, обобщать, проводить аналогию

Текущий опрос

Работа с учебником

4,5,6

Алкадиены, гомологический ряд, изомерия.

Получение, свойства и применение алкадиенов.

Природный каучук.

Демонстрация: отношение каучука и резины к органическим растворителям.

Знать определение диеновых углеводородов, общую формулу, химические  свойства, области применения. Уметь записывать структурные формулы диеновых, составлять формулы изомеров, называть их, записывать уравнения реакций, доказывающих химические свойства углеводородов ряда диенового ряда. Знать строение и свойства и применение натурального каучука.

Умения устанавливать причинно-следственные связи

Текущий опрос

Работа ч учебником

7,8,9

Алкины, гомологический ряд, изомерия.

Получение, свойства и применение алкинов.

Выполнение упражнений.

Демонстрация: таблица алкины

Знать определение алкинов, общую формулу.  Уметь записывать структурные формулы гомологов ацетилена, называть их. Знать физические и химические свойства алкинов.  Уметь записывать уравнения реакций, доказывающих химические свойства алкинов. Знать практическое применение, способы получения.

Умения устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать, обобщать, проводить аналогию

Текущий опрос

Работа с учебником

Тема 4.     Ароматические  углеводороды.(4 часа)

Основные задачи изучения темы: Продолжить знакомство учащихся с другими рядами углеводородов – непредельными. Дать понятие о классификации непредельных углеводородов (этиленовые, диеновые, ацетиленовые). Познакомить с особенностями строения непредельных углеводородов: наличием кратных углерод - углеродных связей, с sp2 и sp- гибридизацией, способами образования и свойствами σ – и π- связей. Расширить знания учащихся о видах структурной изомерии: изомерии положения кратных связей, изомерии взаимного положения кратных связей, изомерия веществ, принадлежащим в разным гомологическим рядам. Сформировать понятие о новом виде изомерии – пространственной (геометрической) – цис – транс - изомерии. Продолжить раскрывать причины многообразия органических веществ. Познакомит с физическими и химическими свойствами этиленовых, диеновых, ацетиленовых углеводородов. Закрепить умения записывать уравнения химических реакций, отражающих химические свойства непредельных углеводородов. Научить давать сравнительную характеристику разных гомологических рядов непредельных углеводородов: выявлять у них общее и отличное в строении и свойствах, указывать причину этого. Дать первоначальные представления о ВМС. Расширить понятие о взаимном влиянии атомов в молекулах на основе электронных представлений. Показать причинно-следственную связь между строением, свойствами применением непредельных углеводородов. Рассказать о широком использовании непредельных углеводородов для разнообразных синтезов; показать значение каучука в современной жизни и т.д. Научить раскрывать генетические связи между различными гомологическими рядами углеводородов, составлять генетические цепочки, записывать уравнения реакций.

Темы

Календ. сроки

Химический эксперимент

Базовые единицы

(ЗУН)

Компетентности

(УУД, ОУУН)

Вид контроля

1,2

Арены, гомологический ряд, изомерия.

Получение,свойства и применение бензола.

Знать определение ароматических углеводородов, строение молекулы бензола, способы его получения и области применения. Уметь объяснять свойства бензола на основе его строения, записывать уравнения реакций, доказывающих химические свойства бензола. Иметь понятия о ядохимикатах, условиях их использования в с\х на основе требований охраны природы.

Иметь представления о гомологах бензола. Знать строение молекулы толуола, его свойства, применение. Уметь доказывать взаимное влияние атомов в молекуле толуола.

Умения устанавливать причинно-следственные связи

Текущий опрос

Работа с учебником

3,4

Обобщение и систематизация знаний.

Контрольная работа.

Знать понятия темы, уметь применить знания для выполнения упражнений и решения задач

Умения устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать, обобщать, проводить аналогию, делать выводы, умозаключения

Фронтальный опрос

Письменная контрольная работа по тексту ЕГЭ

Тема 5. Природные источники углеводородов и их переработка.(4 часа)

Основные задачи изучения темы: дать учащимся понятие о природных источниках углеводородов: природном и попутном газах, нефти, каменном угле. Познакомить со способами переработки природного газа, нефти, каменного угля как  источников топлива и сырья для получения многих органических веществ. Показать значение важнейших нефтепродуктов и  способа охраны природы от загрязнения. Объяснить  причины снижение доли нефти в топливно-энергетическом балансе страны и увеличение использования природного и путного газов в качестве горючего в автотранспорте. Рассказать о перспективах получения жидкого горючего из твердого топлива. Познакомить с основными направлениями развития энергетики в стране и проблемами изменения структуры народнохозяйственного использования углеводородного сырья, показать роль химии в решении энергетических проблем.

Темы

Календ. сроки

Химический эксперимент

Базовые единицы

(ЗУН)

Компетентности

(УУД, ОУУН)

Вид контроля

1,2,3,4

Природный газ.Попутные нефтяные газы.

Нефть.

Коксохимическое производство.

Развитие энергетики  и проблемы изменения  структуры использования углеводородного сырья.

Лабораторный опыт: работа с коллекцией природных источников и продуктов их переработки.

Демонстрация: модель нефтеперегонной установки.

Лабораторные опыты: ознакомление с продуктами нефтепереработки

Знать состав природного и попутного газов, области их применения. Уметь составлять уравнения хим. реакций, отражающих превращения углеводородов. Знать основные месторождения природного газа

Знать состав и свойства нефти, нефтепродукты и области их применения. Имеет представления об октановом числе, детонационной стойкости бензинов. Уметь объяснять по схеме процесс перегонки нефти. Знать основные направления развития нефтеперерабатывающей промышленности в стране, месторождения нефти.

Знать сущность термического и каталитического крекинга, риформинга. Уметь составлять уравнения хим. реакций, отражающих процесс крекинга, превращения парафинов и циклопарафинов в ароматические.

Знать сущность процесса коксования. Основные продукты и области применения. Знать об основных направлениях развития энергетики в стране и проблемами изменения структуры народнохозяйственного использования углеводородного сырья, о решениях проблемы получения жидкого топлива из угля, о роль химии в решении энергетических проблем.

Повторить и закрепить полученные знания, умения и навыки при изучении данной темы.

Знать понятия темы, уметь применить знания для выполнения упражнений и решения задач

Умения устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать, обобщать, проводить аналогию

Текущий опрос

Работа с учебником

Тема 6. Спирты и фенолы . (9часов)

Основные задачи изучения темы: дать первоначальные понятия о кислородосодержащих веществах (спирты, фенолы). Познакомить со строением спиртов, фенолов, дать понятие о функциональной группе атомов и взаимном влиянии ее на свойства вещества. Объяснить сущность и значение водородной связи. Развить понятие изомерии: познакомить с изомерией положения функциональной группы и изомерией между одноатомными спиртами и простыми эфирами. Сформировать знания о химических свойствах спиртов и фенолов, научить записывать уравнения химических реакций (замещения – с металлическим натрием и хлороводородом, дегидратации – меж – и внутримолекулярной, окисления и др.). Научить доказывать взаимное влияние атомов в молекулах спиртов и фенолов на основе электронных представлений. Продолжить формирование мировоззренческих знаний: умение характеризовать свойства и применение изучаемых веществ, на основе их состава и строения (доказательство причинно-следственной зависимости); разъяснить влияние количественных изменений (увеличение углеводородного радикала, числа функциональных групп) на качественные (изменение свойств). На основе эксперимента познакомить учащихся с качественными реакциями на одноатомные  и многоатомные спирты и фенол. Дать представление о промышленных способах получения спиртов, оптимальных условиях их осуществления. Сформулировать знания учащихся о губительном воздействии спиртов на организм человека. Познакомить с  вопросами охраны окружающей среды от промышленных отходов, содержащих фенол. Продолжить формирование знаний о генетической связи между различными органическими веществами (углеводородами и спиртами).

Темы

Календ. сроки

Химический эксперимент

Базовые единицы

(ЗУН)

Компетентности

(УУД, ОУУН)

Вид контроля

1,2

Предельные одноатомные спирты.

Строение молекул, изомерия, номенклатура.

Получение,свойства и применение одноатомных предельных спиртов.

Знать  определение спиртов, состав и строение; сущность водородной связи и ее влияние на физические свойства спиртов. Уметь составлять молекулярные, структурные и электронные формулы спиртов. Показывать распределение электронной плотности в молекуле. Уметь составлять формулы изомеров у спиртов, называть их по систематической номенклатуре.

Уметь записывать уравнения реакций, доказывающих химические свойства спиртов.

Знать  основные области применения спиртов, вытекающие из их свойств. Знать способы получения спиртов(лабораторный и промышленный). Уметь записывать уравнения реакций, отражающие способы получения спиртов.

Умения устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать, обобщать, проводить аналогию

Текущий опрос

Работа с учебником

3,4,5

Многоатомные спирты. Строение молекул, номенклатура.

Получение,свойства и применение многоатомных спиртов.

Выполнение упражнений.

Знать  определение  многоатомных спиртов. Их представителей. Знать   состав, строение, свойства и применение глицерина и этиленгликоля. Уметь записывать уравнения реакций, отражающих химические свойства  многоатомных спиртов. Уметь сравнивать свойства одноатомных и многоатомных спиртов. Знать причины сходства и различия. Уметь проводить качественную реакцию с гидроксидом меди (ΙΙ).

Умения устанавливать причинно-следственные связи

Текущий опрос

Работа с учебником

6,7

8,9

Фенол.

Свойства фенола и его применение.

Повторение и обобщение.

Контрольная работа.

Знать  определение, состав, строение, свойства и применение фенола. Уметь

доказывать взаимное влияние атомов в молекуле фенола и подтверждать соответствующими уравнениями реакций. Уметь предсказывать свойства фенола на основе его строения и записывать уравнения реакций. Уметь определять фенол по характерным реакциям. Иметь представление об охране окружающей среды от промышленных отходов, содержащих фенол.

Умения устанавливать причинно-следственные связи

Текущий опрос

Работа с учебником

Самостоятельная работа с ДМ

Письменная контрольная работа по тексту ЕГЭ

Тема 7. Альдегиды . (2часа)

 Основные задачи изучения темы: продолжить знакомство с кислородосодержащими соединениями на примере альдегидов. Дать понятие об альдегидной функциональной группе, рассмотреть электронное строение. Показать взаимное влияние атомов внутри функциональной группы, а также взаимное влияние функциональной группы  и углеводородного радикала в молекуле. Познакомить с химическими  свойствами альдегидов, дать им объяснения на основе строения. Пояснить особенности реакций окисления и восстановления в органической химии, Рассмотреть генетическую связь между кислородосодержащими соединениями и углеводородами. Научить составлять уравнения реакций, характеризующих свойства веществ и их генетические связи. Продолжить формирование мировоззренческих понятий; показать причинно-следственные связи при рассмотрении строения, свойств, применения данных веществ; переход количественных изменений в качественные при рассмотрении гомологического ряда альдегидов и изменении их физических свойств с увеличением масс. Охарактеризовать народнохозяйственное значение важнейших представителей.

Темы

Календ. сроки

Химический эксперимент

Базовые единицы

(ЗУН)

Компетентности

(УУД, ОУУН)

Вид контроля

1,2

Альдегиды. Кетоны

Свойства и применение альдегидов.

Знать определение альдегидов, строение молекулы, способы получения, области применения уксусного и муравьиного альдегидов

 Уметь составлять структурные формулы альдегидов, называть по систематической номеклатуре.  

Уметь доказывать хим. свойства альдегидов, записывать уравнения реакций.

Знать промышленные и лабораторные способы получения

Умения устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать, обобщать, проводить аналогию

Текущий опрос

Работа с учебником

Тема 8.Карбоновые кислоты. (4 часа)

Основные задачи изучения темы: продолжить знакомство с кислородосодержащими соединениями на примере карбоновых кислот. Дать понятие об карбоксильной функциональной группе, рассмотреть электронное строение. Показать взаимное влияние атомов внутри функциональной группы, а также взаимное влияние функциональной группы  и углеводородного радикала в молекуле. Познакомить с химическими  свойствами карбоновых кислот, дать им объяснения на основе строения. Научить составлять уравнения реакций, характеризующих свойства веществ и их генетические связи. Указать общее, частное и единичное при рассмотрении свойств веществ (муравьиной кислоты). Охарактеризовать народнохозяйственное значение важнейших представителей.

Темы

Календ. сроки

Химический эксперимент

Базовые единицы

(ЗУН)

Компетентности

(УУД, ОУУН)

Вид контроля

1,2,3,4

Одноосновные карбоновые кислоты

Строение молекул, изомерия, номенклатура.

Получение ,свойства и применение карбоновых кислот.

Краткие сведения о непредельных карбоновых кислотах.

Выполнение упражнений..

Знать состав карбоновых кислот, понятие карбоксильной группы.

Уметь составлять структурные формулы изомеров, называть по международной номенклатуре .

Уметь записывать молекулярные, структурные, электронные формулы кислот, показывать на смещение эл. плотности и распределение зарядов в молекуле. Уметь объяснять взаимное влияние атомов в молекуле. Уметь доказывать хим. Свойства кислот, записывать уравнения реакций. Знать способы получения

Умения устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать, обобщать, проводить аналогию

Текущий опрос

Работа с учебником

Тема 9. Сложные эфиры. Жиры (6  ч)

Основные задачи изучения темы: дать понятие о строении, свойствах и применении сложных эфиров. На примере реакции этерификации развить знания учащихся о закономерностях химических реакций, условиях смещения химического равновесия. Дать понятие о жирах как биологически важных сложных эфирах. Познакомить с превращениями жиров пищи в организме, ролью жиров  в питании. Ознакомить учащихся со способами переработки жиров в технике (гидролиз, гидрирование), условиями их осуществления, значением данных процессов. Рассмотреть замену пищевого сырья непищевым. Дать понятие о синтетических моющих средствах, показать различие в свойствах мыла и СМС. Раскрыть проблему защиты  природы от загрязнения СМС. Научить применять знания о закономерностях химических реакций при определении условий проведения реакции этерификации и гидролиза сложных эфиров, жиров, объяснить промышленные способы переработки жиров.

Темы

Календ. сроки

Химический эксперимент

Базовые единицы

(ЗУН)

Компетентности

(УУД, ОУУН)

Вид контроля

1,2

Сложные эфиры

Строение молекул, номенклатура.

Получение,свойства и применение сложных эфиров.

Знать определение сложного эфира, строение, свойства, получение и применение. Уметь составлять формулы, называть их. Уметь записывать уравнение гидролиза и этерификации, знать условия осуществления этих реакций

Умения устанавливать причинно-следственные связи

Текущий опрос

Работа с учебником

3,4

Жиры. Строение. Свойства.

Моющие средства.

Лабораторные опыты. 1.Растворимость жиров, доказательство
их непредельного характера, омыление жиров. 2. Сравнение свойств мыла и синтетических моющих средств. Знакомство с образцами моющих средств

Знать определение жиров, их классификацию, строение, свойства.

Уметь записывать структурные формулы, уравнения гидролиза жира и образование его. Знать как происходит превращение жиров пищи в организме. Иметь представление о замене пищевых жиров в технике непищевым сырьем. Знать некоторые виды СМС, вопросы защиты от загрязнении СМС.

Умения устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать, обобщать, проводить аналогию

Текущий опрос

Работа с учебником

5,6

Обобщение и повторение.

Контрольная работа.

Знать понятия темы, уметь применить знания для выполнения упражнений и решения задач

Умения устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать, обобщать, проводить аналогию, делать выводы и умозаключения

Самостоятельная работа по ДМ

Письменная контрольная работа по тексту ЕГЭ

Тема 10. Углеводы (6 ч)

Основные задачи изучения темы: познакомить учащихся с важнейшими представителями углеводов: моносахаридами(глюкоза, пентозы), дисахаридами(сахароза), полисахаридами(крахмал, целлюлоза), их строением,  свойствами, превращениями в процессе жизнедеятельности организмов. Дать понятие о различных изомерных формах молекул моносахаридов – линейной и циклической. Расширить представление о природных полимерах

(крахмал и целлюлоза), их строении молекул (линейном и разветвленном). Познакомить с техническим применением полисахаридов – промышленном получении искусственного волокна(ацетатного). Научить давать сравнительную характеристику углеводов по составу(крахмал и целлюлоза), строению, свойствам, указывать причину сходства  и отличия, записывать уравнения химических реакций, объяснять единство неорганических и органических веществ природы на основе явления фотосинтеза.

Темы

Календ. сроки

Химический эксперимент

Базовые единицы

(ЗУН)

Компетентности

(УУД, ОУУН)

Вид контроля

1,2

Углеводы. Глюкоза

Свойства,получение,

применение глюкозы..

Знать классификацию углеводов, состав, строение.

Уметь на основании строения предсказывать свойства глюкозы, составлять уравнения реакций окисления, восстановления, брожения. Иметь представление об изомере глюкозы - фруктозе, знать области применения глюкозы.

Умения устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать, обобщать, проводить аналогию

Текущий опрос

Работа с учебником

3

Сахароза.

Демонстрация: гидролиз сахарозы

Знать строение молекулы сахарозы, технологию получения сахарозы из сахарной свеклы, применение. Уметь составлять реакцию гидролиза

Умения устанавливать причинно-следственные связи

Текущий опрос

Работа с учебником

4

Крахмал, его строение, химические свойства, применение

Демонстрация: гидролиз целлюлозы Лабораторные опыты: 1.взаимодействие крахмала с йодом. Гидролиз крахмала

Знать состав, строение, свойства крахмала и целлюлозы в сравнении.

Знать области применения полисахаридов, знать качественную реакцию на крахмал, превращения крахмала пищи в организме.

Умения устанавливать причинно-следственные связи

Текущий опрос

Работа с учебником

5

6

Целлюлоза, ее строение и химические свойства

Проверочная работа

Знать состав, строение, свойства крахмала и целлюлозы в сравнении. Иметь представления о получении ацетатного волокна, его свойствах, классификации.

Умения устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать, обобщать, проводить аналогию

Текущий опрос

Работа с учебником

Проверочная работа

Тема 11. АЗОТСОДЕРЖАЩИЕ ОРГАНИЧЕСКИЕ СОЕДИНЕНИЯ (8 ч)

Тема 11. Амины и аминокислоты (3 ч)

Основные задачи изучения темы: познакомить учащихся с новыми классами органических веществ: аминами, аминокислотами. Дать понятие о строении данных веществ на основе электронных представлений. Показать, что амины являются производными аммиака. Познакомит с химическими свойствами, научить составлять уравнения химических реакций, сравнивать свойства аминов с аммиаком, аминокислот с карбоновыми кислотами и аминами, объяснять причину  сходства и отличия. Ввести новые понятия об органических основаниях и объяснить их строение и свойства на основе  протолитических представлений, особенностях амфотерности органических соединений. На примере предельных ароматических аминов (анилина) показать смещение электронной плотности в молекуле. Взаимное влияние атомов. Способствовать дальнейшему развитию представлений о неисчерпаемом многообразии органических веществ, зависимости их свойств от строения, создание новых веществ. Показать большое практическое значение аминов(анилина), аминокислот.

Темы

Календ. сроки

Химический эксперимент

Базовые единицы

(ЗУН)

Компетентности

(УУД, ОУУН)

Вид контроля

1

Амины.

Знать определение класса аминов, строение, свойства, применение.

Уметь составлять структурные и электронные формулы, давать названия. Уметь составлять уравнения реакций, характеризующих хим. свойства аминов, сравнивать их со свойствами аммиака, указывать причину сходства и различия

Умения устанавливать причинно-следственные связи

Текущий опрос

Работа с учебником

2,3

Аминокислоты, изомерия,номенклатура.

Получение, свойства,применение аминокислот.

Знать определение аминокислот, строение, свойства, применение.

Уметь записывать структурные формулы, составлять изомеры, давать названия . Уметь составлять уравнения реакций, характеризующих хим. Свойства аминокислот, доказывать их амфотерность

Умения устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать, обобщать, проводить аналогию

Текущий опрос

Работа с учебником

Тема 12. Белки (5ч)

Основные задачи изучения темы: познакомить с составом, строением, свойствами и биологическими функциями белков и нуклеиновых кислот. Показать, что белки являются высшей формой организации всего живого, что развитие веществ в природе идет от простых форм до более сложных. Познакомить учащихся с особенностями строения белковых молекул (четыре уровня организации) Показать. что первичная структура молекулы белка (полипептидная цепь) состоит из остатков λ-аминокислот, а многообразие химических свойств и функций белков объясняется образованием более сложной вторичной и третичной структур. Рассказать об успехах в изучении и синтезе белков. Роли микробиологической промышленности в решении продовольственных проблем. Для понимания биологической  функции нуклеиновых кислот, познакомить  с  составом  и строением нуклеотидов, особенностями строения ДНК и РНК,  показать роль нуклеиновых кислот в жизнедеятельности организмов.

Темы

Календ. сроки

Химический эксперимент

Базовые единицы

(ЗУН)

Компетентности

(УУД, ОУУН)

Вид контроля

1,2,3,4,5

Белки ,состав и  строение.

Свойства белков. Превращение белков в организме.

Понятие об азотсодержащих  гетероциклических соединениях.

Нуклеиновые кислоты.

Химия и здоровье человека.

Знать состав белков.

Уметь составлять уравнения реакции образование простейших дипептидов и их гидролиза

Знать состав  нуклеиновых веществ, их свойства.

Умения устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать, обобщать, проводить аналогию

Текущий опрос

Работа с учебником

Тема 13. Синтетические полимеры (3 ч)

Основные задачи изучении темы: дать учащимся понятие о синтетических высокомолекулярных веществах и полимерных материалах на их основе (пластмассы, синтетические волокна и каучуки). Познакомить со строением, свойствами и применением данных соединений Дать понятие полимера, макромолекулы, структурного звена макромолекулы, различных структур полимеров (линейной ,разветвленной пространственной). Охарактеризовать реакции синтеза высокомолекулярных соединений - полимеризации и поликонденсации, условий их осуществления. Углубить теоретические- значения учащихся введением понятий: мономер, степень полимеризации средняя молекулярная масса полимеров, кристаллическое и аморфное строение полимеров, стереорегулярное строение Рассмотреть свойства полимерных материалов (пластмасс, волокон, каучуков), исходя из их строения,  охарактеризовать области применения в зависимости от свойств полимеров. Закрепить практические навыки по определению пластмасс и волокон. Познакомить учащихся с основными направлениями научно-технического прогресса в области  высокомолекулярных соединений: создание полимеров с заранее заданными свойствами, развитие производства композиционных материалов и др.

Темы

Календ. сроки

Химический эксперимент

Базовые единицы

(ЗУН)

Компетентности

(УУД, ОУУН)

Вид контроля

1

Понятие о высокомолекулярных соединениях.

Знать основные понятия химии ВМС

Уметь составлять реакции полимеризации и поликонденсации.

Знать области применения ВМС на основе их свойств

умение выделять главное, составлять план лекции и тезисы

Текущий опрос

Работа с учебником

2,3

Синтетические каучуки.

Синтетические волокна.

Лабораторный опыт «Синтетические волокна»

Знать области применения ВМС на основе их свойств .

Уметь составлять реакции полимеризации и поликонденсации

составлять схемы, делать умозаключения, выводы.

Умения сравнивать, обобщать, высказывать суждение о свойствах веществ на основе их строения и наоборот

Текущий опрос

Работа с учебником

Тема № 14 Химия и жизнь. (1 час)

1

Органическая химия, человек и природа

Знать влияние лекарственных препаратов на организм человека, уметь оценивать влияние химического загрязнения окружающей среды на организмы человека и животных.

Текущий опрос

1,2

Итоговая контрольная работа за курс органической химии

Обобщение знаний по курсу органической химии. Органическая химия, человек и природа.

Знать понятия темы, уметь применить знания для выполнения упражнений и решения задач

Умения устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать, обобщать, проводить аналогию, делать выводы и умозаключения

Фронтальный опрос

Письменная контрольная работа по тексту ЕГЭ

Учебно-методический комплект:

  1. Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. Химия: учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений -М.; Просвещение, 2011
  2. Примерная программа среднего (полного) общего образования по химии (базовый уровень).

Дополнительная литература:

  1. Ерёмин В.В. Сборник задач и упражнений по химии: школьный курс - М.;ООО «Издательский дом «Оникс21век»; ООО «Издательство «Мир и образование», 2005.
  2. Кузьменко Н.Е. Начала химии: современный курс для поступающих в вузы/ Кузьменко Н.Е., Ерёмин В.В, Попков В.А. - М., Ι Федеративная книготорговая компания, 2002.
  3. Савин Г.А. Олимпиадные задания по органической химии. 10-11 классы/ Савин Г.А - Волгоград: Учитель, 2004.
  4. Химия Справочник  Р.А.Лидин, Л.Ю.Аликберова Москва «АСТ-ПРЕСС ШКОЛА»2002
  5. Химия  Сборник олимпиадных задач В.Н.Доронькин,А,Г.Бережная ЛЕГИОН Ростов-на-Дону 2011
  6. Большой справочник Дрофа Москва 2004
  7. Химия Полный школьный курс Е.В.Савинкина,Г.П.Логинова Москва «АСТ-ПРЕСС» 2000
  8. Тесты по основным разделам школьного курса С.В.Горбунцова Москва «ВАКО» 2006
  9. 700  задач по химии В.И.Резяпкин Минск «Юнипресс» 2003
  10. Химия А.С.Егоров Ростов на Дону  Феникс 2007
  11. Химия Ю.Н.Медведев Издательство «Экзамен» Москва 2015
  12. Химия Г,П.ХомченкоМосква №Высшая школа» 1986

Обеспечение учащихся:

  1. Рудзитис. Г.Е., Фельдман Ф.Г. Химия: учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений -М.; Просвещение, 2011.
  2. Библиотека научно- популярных изданий для получения дополнительной информации по предмету (в кабинете и в школьной библиотеке).

Дидактические материалы:

  1. Комплекты карточек - инструкций для проведения лабораторных и практических работ
  2. Комплекты контрольно- измерительных материалов для промежуточной и итоговой аттестации.
  3. Комплекты тестов- тренажеров и тренажеры на электронных носителях.

Материально- техническое:

  1. Наглядные пособия:  серии таблиц по  органической химии, коллекции, модели молекул, наборы моделей атомов для составления моделей молекул  комплект кристаллических решеток.
  2. Наличие компьютера в классе, доступа в кабинете информатики к ресурсам Интернет, наличие комплекта компакт-дисков по предмету позволяет создавать мультимедийное сопровождение уроков химии, проводить учащимися самостоятельный поиск химической информации, использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации, её представления в различных формах.
  3. Реактивы органических веществ ( глицерин, глюкоза,крахмал,формалин, фенол,сахароза,парафин, аминоуксусная кислота,уксусная кислота, стеариновая кислота, олеиновая кислота, муравьиная кислота).
  4. Набор приборов, посуды и принадлежностей для ученического эксперимента.
  5. Весы лабораторные электронные, технические.
  6. Комплект справочных таблиц по химии.
  7. Комплект таблиц « Химия в технологиях сельского хозяйства»
  8. Термометр электронный.
  9. Коллекции: Нефть. Топливо.Волокна.
  10. Электронные пособия: Органическая химия.10-11класс. Химия Общая и неорганическая.10-11 класс. Химический эксперимент.
  11. Химические имкролаборатории
  12. Мультимедийный проектор. Экран.
  13. Монитор. Блок. Клавиатура. Мышка.
  1. .

   

Химия

Оценка письменных контрольных работ

Отметка «5»

Ответ полный и правильный, возможна несущественная ошибка.

Отметка «4»

Ответ полный или допущено не более двух несущественных ошибок.

Отметка «3»

Работа выполнена не менее чем наполовину, допущена одна существенная ошибка при этом две-три несущественные.

Отметка «2»

Работа выполнена меньше чем наполовину или содержит несколько существенных ошибок.

Отметка «1»

Работа не выполнена.

Оценка устного ответа:

Отметка «5»

Ответ полный и правильный на основании изученных теорий;

Материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком;

Ответ самостоятельный.

Отметка «4»

Ответ полный и правильный на основании изученных теорий;

Материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.

Отметка «3»

Ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный, несвязный.

Отметка «2»

При ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя.

Отметка «1»

Отсутствие ответа.

Оценка экспериментальных умений

Оценка ставится на основании наблюдения за учащимися и письменного отчета за работу.

Отметка «5»

Работа выполнена полностью и правильно; сделаны правильные наблюдения и выводы;

Эксперимент осуществлен по плану с учетом техники безопасности им правил работы с веществами и оборудованием;

Проявлены организационно-трудовые умения (поддерживается чистота рабочего места и порядок на столе, экономно используются реактивы).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна

Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...

Рабочая программа по химии (класс естественнонаучный)

Рабочая программа по химии составлена на основе федераль­ного компонента государственного стандарта среднего (полного) об­щего образования.Рабочая  программа конкретизирует содержание предметных ...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по химии для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна

Рабочая программа по химии  для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...

Рабочая программа по химии для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна

Рабочая программа по химии  для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...

Рабочая программа по химии для 10-11 классов, составленная на основе авторской программы М.Н.Афанасьева, Москва "Просвещение" 2017г к учебникам " Химия.10 класс" и ""Химия. 11класс" Г.Е Рудзитиса ФГ Фельдмана, Москва "Просвещение"

Данная рабочая программа реализуется в учебниках для общеобразовательных учреждений авторов Г.Е. Рудзитиса и Ф.Г. Фельдмана «Химия. 10 класс» и «Химия 11 класс».  Рабочая ...

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...