Металлы главных и побочных подгрупп
элективный курс по химии (11 класс) на тему
Программа элективного курса для обучающихся 11-х классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metally_glavnykh_i_pobochnykh_podgrupp.doc | 76 КБ |
Предварительный просмотр:
МЕТАЛЛЫ ГЛАВНЫХ И ПОБОЧНЫХ ПОДГРУПП
Пояснительная записка
Данный курс рассчитан на 17 часов учебного времени и может быть организован в целях профильной подготовки учащихся 11 классов.
В базовой программе 11 класса (программа О. С. Габриелями, 11 кл.) на обобщение этой темы отводится всего 4 часа. Основные вопросы для обобщения и систематизации темы должны быть значительно расширены, так как при подготовке к ЕГЭ и для поступления в учебные заведения требуется более полный и обширный объем знаний по данной теме.
Целесообразно кроме вопросов об общей характеристике металлов, коррозии и способах получения металлов рассмотреть такой вопрос, как сплавы металлов; подробно осветить электролиз как один из способов получения металлов. По этой теме организован урок-практикум по решению расчетных задач. Обобщение и систематизацию знаний по теме «Металлы главных подгрупп» предусмотрено провести в виде семинара-практикума; в такой же форме выясняется генетическая связь в рядах металлов. В курс включена подробная информация о комплексных соединениях, о металлах побочных подгрупп. Обзор d-элементов, комплексные соединения рассматриваются на семинарах-практикумах.
В данном элективном курсе предусмотрены лекции, семинары-практикумы, в том числе практикум по решению расчетных задач, урок-упражнение «Металлы главных и побочных подгрупп», итоговая контрольная работа.
Цель курса: обобщить, систематизировать, углубить знания учащихся по теме «Металлы главных и побочных подгрупп».
Задачи: создать условия для формирования и развития у учащихся интереса к изучению темы, умений самостоятельно приобретать и применять на практике знания о металлах, решать расчетные задачи, выполнять опыты в соответствии с требованиями правил безопасности.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
После изучения данного элективного курса учащиеся должны знать:
- строение, состав, свойства, способы получения металлов и их сплавов;
- механизм коррозии металлов и способы защиты от коррозии;
- особенности металлов главных и побочных подгрупп, комплексных соединений, генетических рядов металлов.
Уметь:
• проводить эксперименты, наблюдать и изучать явления и свойства веществ;
- описывать результаты наблюдений;
- решать расчетные задачи;
- осуществлять цепочки превращений;
- работать в группе и индивидуально;
- составлять схемы, таблицы;
- писать сообщения, придерживаясь определенной формы.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Введение «Общая характеристика металлов» (1 ч).
Положение металлов в периодической системе и строение их атомов. Металлы как простые вещества: металлическая связь в строении кристаллов. Аллотропия. Общие физические свойства металлов. Общие химические свойства металлов (восстановительные свойства): взаимодействие с неметаллами (кислородом, галогенами, серой, азотом, водородом), с водой, кислотами, солями в растворах, органическими веществами (спиртами, галогеналканами, фенолом, кислотами), со щелочами. Оксиды и гидроксиды металлов. Зависимость их свойств от степени окисления металла. Значение металлов в природе и жизни человека.
Тема 1. Коррозии металлов. (1 ч)
Понятие «Коррозия». Химическая коррозия. Электрохимическая коррозия. Способы защиты металлов от коррозии.
Тема 2. Способы получения металлов. (3 ч)
Металлы в природе. Металлургия: пиро-, гидро-, электрометаллургия. Электролиз растворов и расплавов соединений металлов, его практическое значение.
Практикум по решению расчетных задач по теме «Электролиз».
Тема 3. Сплавы металлов. (1 ч)
Характеристика сплавов, их свойства. Важнейшие сплавы и их значение.
Тема 4. Металлы главных подгрупп. (2 ч)
Семинар-практикум «Соединения щелочных, щелочноземельных металлов, алюминия».
Семинар-практикум «Генетические ряды металлов, общие представления о генетической связи». Генетические ряды металлов, которым соответствуют щелочи, нерастворимые гидроксиды, амфотерные оксид и гидроксид.
Тема 5. Комплексные соединения. (2 ч)
Состав, строение, основы номенклатуры комплексных соединений. Свойства, способы получения и применение комплексных соединений.
Тема 6. Металлы побочных подгрупп. (4 ч)
Металлы побочных подгрупп. Общая характеристика.
Обзор d-элементов I и II групп.
Хром - представитель d-элементов VI группы.
Железо - представитель элементов VIII группы.
Урок-упражнение «Металлы главных и побочных подгрупп».
Итоговая контрольная работа.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ урока | Тема | Всего часов | В том числе | Формы контроля | ||
Лекц. | Практ. | Семин. | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1 | Введение «Общая характеристика металлов» | 1 | 1 | Тезисы, лекции, составление таблиц | ||
2 | Коррозия металлов | 1 | 0,5 | 0,5 | ||
3 | Способы получения металлов | 3 | 1 | Составление таблиц | ||
4 | Электролиз растворов и расплавов соединений металлов, его практическое применение | 1 | Самостоятельная работа | |||
5 | Практикум по решению расчетных задач по теме «Электролиз» | 1 | Решение расчетных задач | |||
6а | Сплавы металлов | 1 | 1 | Самостоятельная работа | ||
6 | Металлы главных подгрупп | 2 | ||||
7 | Семинар-практикум «Соединения щелочных, щелочноземельных металлов, алюминия» | 1 | Составление конспекта, отчет по лабораторным опытам | |||
8 | Семинар-практикум «Генетические ряды металлов» | 1 | Проверка выполнения заданий по осуществлению цепочек превращений | |||
Комплексные соединения | 2 | |||||
9 | Комплексные соединения. Состав, строение, основы номенклатуры комплексных соединений | 1 | Опорный конспект, тезисы лекций | |||
10 | Свойства, способы получения и применения комплексных соединений | 1 | Отчет по выполнению лабораторных опытов, письменная работа | |||
Металлы побочных подгрупп | 4 | |||||
11 | Общая характеристика металлов побочных под- групп | 2 | Опорный конспект, тезисы, лекции | |||
12 | Обзор d-элементов I и II групп | 1 | Отчет по заданиям, сообщения учащихся | |||
13 | Хром - представитель d-элементов VI группы | 1 | Отчет по заданиям, сообщения учащихся | |||
14 | Железо - представитель элементов VIII группы | 1 | Отчет, составление Генетической связи | |||
15 | Урок-упражнение «Металлы главных и побочных подгрупп» | 1 | Решение задач и упражнений по курсу | |||
16-17 | Итоговая контрольная работа | 2 | Контрольная работа |
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
- Архангельская О. В., Больков И. А. Цепочки превращений химических соединений // Химия в школе. - 2004, № 7.
- Ахметов Н. С. Неорганическая химия. - М.: Просвещение, 1992.
- Габриелян О. С. Настольная книга учителя. 9 кл. Настольная книга учителя. 11 кл. - М: Дрофа, 2003.
- Глинка Н. Л. Общая химия. - Л.: Химия. Ленинградское отделение, 1984.
- Гоголевская Н.И. Супоницкая И. И., Клунова, С. Н. Цепочки превращений: требования к экзаменационному ответ)' // Химия в школе. - 1993, №2.
- Горский М. А. Обучение основам общей химии. М.: Просвещение, 1991.
- Кушнарев А. А. Учимся решать задачи по химии // Химия в школе. -1994, №3.
8. Сурин Ю. В., Балезина. С. С. Проблемный подход при изучении комплексных соединений на факультативных занятиях // Химия в школе. - 1983, №3.
9. Сурин Ю. В. Развивающий эксперимент при изучении свойств алюминия // Химия в школе. - 1997, № 5.
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
- Венецкий С. И. Рассказы о металлах. - М.: Металлургия, 1986.
- Локерман А. А. Рассказы о самых стойких. - М: Знание, 1982.
- Мазенин, Н. А. Занимательно о железе. - М.: Металлургия, 1985.
4. Немчанинов Г.Л. Путешествие по шестой группе. Элементы VI группы периодической системы Д. И. Менделеева. - М.: Просвещение, 1976.
- Попова Л. Ф. От лития до цезия. Элементы I группы периодической системы Д. И. Менделеева М.: Просвещение, 1972.
- Популярная библиотека химических элементов / под ред. Петрянова-Соколова И. В. В 2 книгах. - М.: Наука. 1978.
- Химия и современность / под ред. Третьякова Ю. Д. - М.: Просвещение, 1985.
- Фадеев Г. Н. Пятая вертикаль периодической системы. Элементы V группы периодической системы Д. И. Менделеева. - М.: Просвещение, 1973.
- Фадеев Г.Н., Сычев. А. А. Мир металлов и сплавов. - М.: Просвещение, 1978.
10. Справочные материалы по химии: учебное пособие для учащихся. - М.: Просвещение, 1984.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок - семинар по теме: «Металлы главных подгрупп I–III групп и побочных подгрупп периодической системы химических элементов Д.И.Менделеева»
В этой работе показана разработка урока – обобщения (урок-семинар) по теме «Металлы».Такая форма организации обобщающего урока способствует развитию познавательного интереса и активизации ...
Тест "Металлы побочных подгрупп" 9 класс
Тематический тест предназначен для проверки знаний обучающихся по теие "Железо и его соединения"и подготовке к ГИА в новой форме...
"Железо - представитель металлов побочных подгрупп", Методическая разработка урока, 9 класс
Урок построен как путешествие в оздоровительный комплекс "Железо", что позволяет раскрыть практическую значимость этого металла. В разработке много интересного дополнительного материала и использованы...
"Железо - представитель металлов побочных подгрупп", Методическая разработка урока, 9 класс
Урок построен как путешествие в оздоровительный комплекс "Железо", что позволяет раскрыть практическую значимость этого металла. В разработке много интересного дополнительного материала и использованы...
Элективный курс "Металлы побочных подгрупп".
Элективный курс "Металлы побочных подгрупп" предназначен для учащихся 9-го класса. Курс является предметно-ориентированным. Содержание курса направлено, в первую очередь, на углубление зна...
Урок по теме: «Металлы побочных подгрупп. Железо»
Цели урока:· Показать строение железа, его физические свойства, разнообразие химических свойств железа на примере задания С-2; рассмотреть к...
Элективный курс «Человек и металлы побочных подгрупп»
Тема «Металлы побочных подгрупп» в курсе основной и средней школы рассматривается в недостаточном объёме. В 9 классе при изучении данной темы больший упор делается на характеристику химических элемент...