Рабочая программа по химии 9 класс
рабочая программа по химии (9 класс) на тему
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Солчурская средняя общеобразовательная школа» Овюрского кожууна РТ
«Утверждаю»
Директор школы:
__________/А.О. Монгуш/
«__» __________ 20__ г.
9 класс
Учитель химии
Догбал Чодураа Михайловна
с. Солчур
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_khimii_9_klass.docx | 35.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Солчурская средняя общеобразовательная школа» Овюрского кожууна РТ
«Утверждаю»
Директор школы:
__________/А.О. Монгуш/
«__» __________ 20__ г.
Рабочая программа по химии
9 класс
Учитель химии
Догбал Чодураа Михайловна
с. Солчур
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по химии для 9 класса создана на основе:
- Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утвержденного приказом Минобразования РФ от 05.03.2004 года № 1089;
- БУП – 2004, утвержденного приказом Минобразования РФ №1312 от 09.03.2004 года;
- Регионального базисного учебного плана образовательных учреждений РТ, утвержденного приказом Минобразования и науки РТ от 29 августа 2012 года №953 /д-1.
- Программы по химии под редакцией Н.Н. Гара - Просвещение, 2011 (образовательный стандарт);
- Учебного плана МБОУ Солчурской СОШ, утвержденного приказом директора №73 от 30 августа 2014 года.
Рабочая программа по химии в 9 классе Солчурской СОШ составлена на основе Примерной программы основного общего образования по химии (базовый уровень), (Химия. Естествознание. Содержание образования: Сборник нормативно-правовых документов и методических материалов. – М.:Вентана-Граф, 2007 – Современное образование), соответствующих федеральному компоненту государственного стандарта общего образования, а также авторской программы Н.Н. Гара (Предметная линия учебников Г.Е. Рудзитиса, Ф.Г. Фельдмана)
Рабочая программа ориентирована на использование учебника:
Рудзитис Г.Е Химия: Неорганическая химия: учебник для 9 кл. общеобразовательных учреждений/ Г.Е Рудзитис, Ф.Г Фельдман.- 12-е изд., испр. - М.: Просвещение, 2010.
Программа корректирует содержание предметных тем государственного образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса. Программа рассчитана на 68 часов в IX классе, из расчета - 2 учебных часа в неделю, из них: для проведения контрольных - 4 часа, практических работ - 6 часов.
УМК:
- учебник «Химия 9 класс», Г.Е.Рудзитис, Ф.Г.Фельдман, М., Просвещение, 2010 г.
- пособие для учителя «Уроки химии 9 класс», Н.Н.Гара, М., Просвещение, 2010 г.
- рабочая тетрадь к учебнику «Химия 9 класс», Г.Е.Рудзитис, Ф.Г.Фельдман, М., Просвещение, 2010г
Рабочая программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования, федеральному базисному учебному плану 2004 года, и учебному плану образовательного учреждения на 2013-2014 учебный год.
Требования к уровню подготовки учащихся не изменяются и соответствуют стандартам освоения обязательного минимума федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.
Общая характеристика учебного предмета
В системе естественно-научного образования химия как учебный предмет занимает важное место в познании законов природы, в материальной жизни общества, в решении глобальных проблем человечества, в формировании научной картины мира, а также в воспитании экологической культуры людей.
Химия как учебный предмет вносит существенный вклад в научное миропонимание, в воспитание и развитие учащихся; призвана вооружить учащихся основами химических знаний, необходимых для повседневной жизни, заложить фундамент для дальнейшего совершенствования химических знаний как в старших классах, так и в других учебных заведениях, а также правильно сориентировать поведение учащихся в окружающей среде.
Структура
Программа по химии состоит из четырех взаимосвязанных между собой отделов: пояснительная записка, основное содержание курса, требования к знаниям и умениям учащихся, учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса по химии.
Цели и задачи:
- освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;
- овладение умениями наблюдать химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;
- развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
- воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
- на примере полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждение явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
- изучение органической химии основано на учении А.М. Бутлерова о химическом строении веществ. Указанные теоретические основы курса позволяют учащимся объяснять свойства изучаемых веществ, а также безопасно использовать эти вещества и материалы в быту, сельском хозяйстве и на производстве.
- в изучении курса значительная роль отводится химическому эксперименту: проведению практических и лабораторных работ, несложных экспериментов и описанию их результатов; соблюдению норм и правил поведения в химических лабораториях.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности (УУД – универсальные учебные действия)
- использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдения, измерения, опыты, эксперимент);
- проведение практических и лабораторных работ, несложных экспериментов и описание их результатов;
- использование для решения познавательных задач различных источников информации;
- соблюдение норм и правил поведения в химических лабораториях, в окружающей среде, а также правил здорового образа жизни.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.
Познавательная деятельность
Использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдений, измерений, эксперимента, моделирования и др.) Приобретение умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории; приобретение опыта экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез; выделение значимых функциональных связей и отношений между объектами изучения; выявление характерных причинно-следственных связей; творческое решение учебных и практических задач: умение искать оригинальные решения, самостоятельно выполнять различные творческие работы; умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность от постановки цели до получения результата и его оценки.
Информационно-коммуникативная деятельность
Развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение. Приобретение умения получать информацию из разных источников и использовать ее; отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели; перевод информации из одной знаковой системы в другую; умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства; использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности; владение основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога и диспута.
Рефлексивная деятельность
Приобретение умений контроля и оценки своей деятельности, умения предвидеть возможные результаты своих действий; объективное оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности; учет мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке; определение собственного отношения к явлениям современной жизни; осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
Содержание учебной дисциплины
1. В содержании данного курса представлены основополагающие теоретические знания, включающие изучение состава и строения веществ, зависимости их свойств и строения, конструирование веществ с заданными свойствами, исследование закономерностей химических превращений и путей управления ими в целях получения веществ, материалов, энергии.
2. Фактологическая часть программы включает сведения о неорганических и органических веществах. Учебный материал отобран таким образом, чтобы можно было объяснить на современном и доступном для учащихся уровне теоретические положения, изучаемые свойства веществ, химические процессы, протекающие в окружающем мире.
3. Теоретическую основу изучения неорганической химии составляет атомно-молекулярное учение, периодический закон Д.И.Менделеева с краткими сведениями о строении атомов, видах химической связи, закономерностях химических реакций.
4. В курсе 9 класса учащиеся изучают теорию электролитической диссоциации, окислительно-восстановительные реакции, некоторые вопросы общей химии (Закономерности протекания химических реакций), углубляют знания по теме «Строение атома и периодический закон Д.И. Менделеева» на примере характеристик подгрупп некоторых элементов. Продолжается изучение основных законов химии (закон Авогадро), отрабатываются навыки в выполнении практических работ и решении качественных и расчетных задач.
Календарно-тематическое планирование курса химии 9 класса:
№ | Темы, разделы | Количество часов | в т.ч. практических работ | Контрольные работы | С использованием ИКТ | Тесты | Экскурсии | Внеклассная работа |
1 | Тема 1. Теория электролитической диссоциации | 12 | 1 | 1 | 5 | 3 | - | 1 |
2 | Тема 2. Подгруппа кислорода | 11 | 1 | - | 3 | 3 | - | 2 |
3 | Тема 3. Подгруппа азота | 11 | 2 | - | 4 | 2 | 1 | 1 |
4 | Тема 4. Углерод и кремний | 7 | 1 | 1 | 3 | 2 | - | 2 |
5 | Тема 5. Общие свойства металлов | 14 | 1 | 1 | 3 | 2 | 1 | 1 |
6 | Тема 6. Первоначальные представления об органических веществах | 2 | - | - | 1 | - | - | - |
7 | Углеводороды | 3 | - | - | 1 | 1 | - | - |
8 | Спирты | 1 | - | - | - | - | - | - |
9 | Карбоновые кислоты | 2 | - | - | - | 1 | 1 | - |
10 | Углеводы | 1 | - | - | - | - | - | 1 |
11 | Белки. Полимеры | 2 | - | 1 | - | - | - | - |
Неорганическая химия
Тема 1. Теория электролитической диссоциации (ТЭД) (12 часов)
Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация веществ.
Тепловые явления при растворении. Диссоциация кислот, солей и оснований.
Степень электролитической диссоциации. Сильные и слабые электролиты.
Реакции ионного обмена.
Реакции ионного обмена. Условия их протекания.
Основные положения ТЭД. Молекулярное, полное и сокращенное ионное уравнения реакции.
Окислительно-восстановительные реакции. Окисление и восстановление.
Химические свойства кислот и щелочей в свете ТЭД (семинар)
Химические свойства нерастворимых оснований, гидрооксидов и солей в свете ТЭД, Гидролиз солей.
Обобщение и систематизация знаний по теме ТЭД.
Практическая работа №1. Решение экспериментальных задач по теме «ТЭД»
Контрольная работа №1
Тема 2. Подгруппа кислорода (11 часов).
Кислород и сера. Общая характеристика подгруппы кислорода. Озон- аллотропная модификация кислорода.
Строение простых веществ. Аллотропия.
Сера. Строение молекул. Аллотропия серы. Физические и химические свойства. Применение.
Сероводород. Сульфиды.
Сернистый газ. Сернистая кислота и ее соли.
Оксид серы (IV). Серная кислота и ее соли.
Окислительные свойства концентрированной серной кислоты.
Практическая работа №2. Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа кислорода»
Обобщение и систематизация знаний по теме «Подгруппа кислорода»
Понятие о скорости химических реакций. Катализаторы. Химическое равновесие.
Вычисления по химическим уравнениям реакций массы, количества веществ или объема по известной массе, количеству вещества или объему одного из вступивших или получающихся в реакции веществ.
Тема 3. Подгруппа азота (11 часов)
Общая характеристика элементов подгруппы азота. Строение их атомов. Азот.
Физические и химические свойства азота.
Аммиак. Физические и химические свойства аммиака. Получение и применение.
Соли аммония.
Азотная кислота. Строение молекул. Получение азотной кислоты.
Окислительные свойства азотной кислоты.
Соли азотной кислоты.
Практическая работа № 3. Получение аммиака и изучение его свойств.
Фосфор. Аллотропия фосфора. Свойства фосфора.
Оксид фосфора (V). Ортофосфорная кислота и ее соли. Минеральные удобрения.
Практическая работа № 4. Определение минеральных удобрений.
Тема 4. Углерод и кремний (7 часов). Положение углерода и кремния в периодической системе химических элементов, строение их атомов. Аллотропные модификации углерода.
Химические свойства углерода. Адсорбция.
Угарный газ, свойства, физиологическое действие на организм.
Углекислый газ. Угольная кислота и ее соли.
Практическая работа № 5. Получение оксида углерода (IV). И изучение его свойств. Распознавание карбонатов.
Кремний и его соединения. Стекло. Цемент.
Контрольная работа №2 по темам 2-4.
Тема 5. Общие свойства металлов (14 часов). Положение металлов в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева. Металлическая связь. Физические свойства металлов.
Химические свойства металлов. Ряд напряжений металлов.
Щелочные металлы. Нахождение в природе. Физические и химические свойства. Применение.
Кальций и его соединения.
Жесткость воды и способы ее устранения.
Алюминий. Нахождение в природе. Свойства алюминия.
Амфотерность оксида и гидрооксида алюминия.
Обобщение знаний по теме «Элементы IА- IIIА-групп периодической таблицы химических элементов»
Железо. Нахождение в природе. Свойства железа.
Оксиды, гидрооксиды и соли железа (II) и железа (III).
Понятие о металлургии. Способы получения металлов. Проблемы безотходных производств в металлургии и охрана окружающей среды.
Сплавы.
Практическая работа №6. Решение экспериментальных задач по теме «Металлы и их соединения».
Контрольная работа №3 по теме 5.
Органическая химия.
Тема 6. Первоначальные представления об органических веществах (2 часа).
Первоначальные сведения о строении органических веществ. Основные положения теории строения органических соединений А.М. Бутлерова.
Изомерия. Упрощенная классификация органических соединений.
Тема 7. Углеводороды (3 часа).
Предельные углеводороды. Метан, этан. Физические и химические свойства. Применение.
Непредельные углеводороды. Классификация. Номенклатура и гомологи.
Природные источники углеводородов. Природный газ и нефть.
Тема 8. Спирты. Одноатомные и многоатомные спирты. Физиологическое действие спиртов на организм человека. Применение.
Тема 9. Карбоновые кислоты. Жиры (2 часа).
Муравьиная и уксусная кислоты. Высшие карбоновые кислоты. Применение.
Жиры. Роль жиров в процессе обмена веществ в организме.
Тема 10. Углеводы.
Углеводы – природные полимеры. Применение углеводов.
Тема 11. Белки. Полимеры.
Контрольная работа №4 по теме «Органические соединения»
Требования к результатам усвоения учебного материала
Учащиеся должны знать:
Положение металлов и неметаллов в периодической системе Д.И.Менделеева; общие физические и химические свойства металлов и основные способы их получения; основные свойства и применение важнейших соединений щелочных и щелочноземельных металлов; алюминия; качественные реакции на важнейшие катионы и анионы.
Учащиеся должны уметь:
а) давать определения и применять следующие понятия: сплавы, коррозия металлов, переходные элементы, амфотерность;
б) характеризовать свойства классов химических элементов (металлов), групп химических элементов (щелочных и щелочноземельных металлов, галогенов) и важнейших химических элементов (алюминия, железа, серы, азота, фосфора, углерода и кремния) в свете изученных теорий; в) распознавать важнейшие катионы и анионы;
г) решать расчетные задачи.
Учащиеся должны уметь:
а) разъяснять на примерах причины многообразия неорганических веществ, материальное единство и взаимосвязь неорганических веществ, причинно-следственную зависимость между составом, строением, свойствами и практическим использованием веществ; б) составлять уравнения химических реакций, подтверждающих свойства изученных неорганических веществ, металлов, неметаллов, их генетическую связь; в) выполнять обозначенные в программе эксперименты и распознавать важнейшие неорганические вещества.
Промежуточная аттестация проводится согласно Уставу и (или) локальному акту образовательного учреждения в форме письменной работы.
Методы контроля: письменный и устный.
Формы контроля: тест, самостоятельная работа, устный опрос, контрольные работы.
При изучении курса прослеживаются межпредметные связи с биологией, физикой, географией.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса по химии.
При использовании учебно-методических и материально-технических средств образовательного процесса по химии следует учитывать временные и здоровьесберегающие технологии, налагаемые санитарными правилами и нормами (Сан. ПиН. 2.4.2. 178-02)
- Учебно-методические средства обучения: учебники (учебно-методические комплекты), включенные в федеральные перечни учебников. Учебные пособия на печатной основе: таблицы постоянного экспонирования «Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева», «Таблица растворимости кислот, оснований и солей», «Электрохимический ряд напряжений металлов» и др. а также дидактические материалы: тетради на печатной основе или отдельные рабочие листы- инструкции, карточки с заданиями разной степени трудности для самопроверки, контроля знаний, демонстрационные таблицы (портреты выдающихся химиков, комплекты таблиц).
- Натуральные объекты: коллекции минералов и горных пород, металлов и сплавов, минеральных удобрений, а также коллекции, изготовленные самими учащимися.
- Химические реактивы и материалы, лабораторное оборудование: химическая посуда, аппараты и приборы.
- Модели: атомы, кристаллы, кристаллические решетки, шаростержневые модели молекул.
- Экранно-звуковые средства обучения: к экранно-звуковым средствам обучения относят такие пособия, которые могут быть восприняты зрением и слухом. Это видеофильмы, диафильмы, компакт - диски, слайды, транспаранты, серии диапозитивов.
- Информационно – коммуникативные средства обучения: электронные книги, электронно- информационно- энциклопедическая литература.
- Технические средства обучения: мультимедийный компьютер, мультипроектор, сканер, принтер, цифровой фотоаппарат, телевизор, видеоплейер.
- Образовательные сайты на интернете.
- Специальное оборудование кабинета химии: наличие демонстрационного стола, вытяжки и наличие медицинской аптечки.
- MULTIMEDIA – поддержка предмета:
1. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки химии. 8-9 классы. – М.: ООО «Кирилл и Мефодий», 2004
2. Виртуальная лаборатория – компакт - диск - Объекты для образовательных экскурсий по химии: кожуунная аптека (тема: приготовление растворов), экскурсии на природу для наблюдения химических явлений, экскурсия в г. Дус-ДагсумонаДус-Даг, ФАП, каменно- угольный разрез Чадана и т.д.
Литература
Литература для учащихся:
- Рудзитис Г.Е Химия: неорган. химия: учебник для 9 кл. общеобразовательных учреждений/ Г.Е Рудзитис, Ф.Г Фельдман.- 12-е изд., испр. - М.: Просвещение, 2010 г.
- Габрусева Н.И. Химия: 9 кл.: рабочая тетр.: пособие для учащихся/ Н.И.Габрусева. – М.: Просвещение, 2008. – 95 с.
- Хомченко И.Г. Решение задач по химии. - М.: ООО «Изд-во Новая Волна»: Издатель Умеренков, 2002.
- Химия. Пособие-репетитор для поступающих в вузы // четв. издание - Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2002.
Литература для учителя:
- Гара Н.Н. Программы общеобразовательных учреждений. Химия. – М.: Просвещение, 2011 г.
- Гара Н.Н. Химия: уроки в 9 кл.: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2011.
- Рыбникова З.Д., Рыбников А.В. Неорганическая химия. 8-9 классы: Ключевые темы. Конспекты занятий. Контрольные и проверочные работы. - М.: Айрис-пресс, 2004.
- Гара Н.Н. Химия: уроки в 9 кл.: пособие для учителя / Н.Н. Гара. - М.: Просвещение, 2010..
- Егоров А.С. Все виды расчетных задач по химии для подготовки к ЕГЭ. - Ростов н/Д: Феникс,2003.
- Новошинский И.И. Типы химических задач и способы их решения. 8-11 кл.: Учеб. пособие для общеобразоват. учреждений / И.И. Новошинский., Н.С. Новошинская. М: ООО «Издательство Оникс»: «Издательство «Мир И Образование», 2006.
- Лидин Р.А. Тесты по химии для обучения и текущего контроля знаний: 8-9 кл.: Кн. Для учителя / Р.А.
- Интернет – ресурсы: ЭОР,ЦОР, образовательные сайты: прошколу.ру, http: //school-collection.edu.ru/, tuva_school_123s@mail.ru, http: //www.dnevnik.ru
«Согласовано» «Согласовано»
Руководитель МО учителей биологии, химии, географии на заседании Педагогического совета
_____________/З.А-С.Куулар/ Председатель Педагогического совета:
«___» _______________ 20__ г. _______________/ А.О. Монгуш/
«___» ________________ 20__ г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна
Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...
Рабочая программа по химии (класс естественнонаучный)
Рабочая программа по химии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования.Рабочая программа конкретизирует содержание предметных ...
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Рабочая программа по химии для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна
Рабочая программа по химии для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...
Рабочая программа по химии для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна
Рабочая программа по химии для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...
Рабочая программа по химии для 10-11 классов, составленная на основе авторской программы М.Н.Афанасьева, Москва "Просвещение" 2017г к учебникам " Химия.10 класс" и ""Химия. 11класс" Г.Е Рудзитиса ФГ Фельдмана, Москва "Просвещение"
Данная рабочая программа реализуется в учебниках для общеобразовательных учреждений авторов Г.Е. Рудзитиса и Ф.Г. Фельдмана «Химия. 10 класс» и «Химия 11 класс». Рабочая ...
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...