Рабочая программа по химии 8 класс
рабочая программа по химии (8 класс) на тему
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Солчурская средняя общеобразовательная школа» Овюрскогокожууна РТ
«Утверждаю»
Директор школы:
__________/А.О. Монгуш/
«__» __________ 20__ г.
8 класс
Учитель химии
ДогбалЧодураа Михайловна
с. Солчур
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_khimii_8_klass.docx | 36.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Солчурская средняя общеобразовательная школа» Овюрскогокожууна РТ
«Утверждаю»
Директор школы:
__________/А.О. Монгуш/
«__» __________ 20__ г.
Рабочая программа по химии
8 класс
Учитель химии
ДогбалЧодураа Михайловна
с. Солчур
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по химии для 8 класса создана на основе:
- Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утвержденного приказом Минобразования РФ от 05.03.2004 года № 1089;
- БУП – 2004, утвержденного приказом Минобразования РФ №1312 от 09.03.2004 года;
3. Регионального базисного учебного плана образовательных учреждений РТ, утвержденного приказом Минобразования и науки РТ от 29 августа 2012 года №953 /д-1.
4. Программа по химии под редакцией Н.Н. Гара - Просвещение, 2011 (образовательный стандарт);
5. Учебного плана МБОУ Солчурской СОШ, утвержденного приказом директора №73 от 29 августа 2013 года.
Рабочая программа по химии в 8 классе Солчурской СОШ составлена на основе Примерной программы основного общего образования по химии (базовый уровень), а также авторской программы Н.Н. Гара (Предметная линия учебников Г.Е. Рудзитиса, Ф.Г. Фельдмана) и Государственного образовательного стандарта.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника:
Рудзитис Г.Е Химия: Неорганическая химия: учебник для 8 кл. общеобразовательных учреждений/ Г.Е Рудзитис, Ф.Г Фельдман.- 12-е изд., испр. - М.: Просвещение, 2010.
Программа корректирует содержание предметных тем государственного образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса. Программа рассчитана на 68 часов в VIII классе, из расчета - 2 учебных часа в неделю, из них: для проведения контрольных - 5 часов, практических работ - 6 часов.
Рабочая программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования, федеральному базисному учебному плану 2004года, и учебному плану образовательного учреждения на 2013-2014 учебный год.
Требования к уровню подготовки учащихся не изменяются и соответствуют стандартам освоения обязательного минимума федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.
Общая характеристика учебного предмета
В системе естественно-научного образования химия как учебный предмет занимает важное место в познании законов природы, в материальной жизни общества, в решении глобальных проблем человечества, в формировании научной картины мира, а также в воспитании экологической культуры людей.
Химия как учебный предмет вносит существенный вклад в научное миропонимание, в воспитание и развитие учащихся; призвана вооружить учащихся основами химических знаний, необходимых для повседневной жизни, заложить фундамент для дальнейшего совершенствования химических знаний как в старших классах, так и в других учебных заведениях, а также правильно сориентировать поведение учащихся в окружающей среде.
Структура рабочей программы
Программа по химии состоит из четырех взаимосвязанных между собой отделов: пояснительная записка, основное содержание курса, требования к знаниям и умениям учащихся, учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса по химии.
Цели и задачи:
- освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;
- овладение умениями наблюдать химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;
- развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
- воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
- на примере полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждение явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
- в изучении курса значительная роль отводится химическому эксперименту: проведению практических и лабораторных работ, несложных экспериментов и описанию их результатов; соблюдению норм и правил поведения в химических лабораториях.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности (УУД- универсальные учебные действия)
- использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдения, измерения, опыты, эксперимент);
- проведение практических и лабораторных работ, несложных экспериментов и описание их результатов;
- использование для решения познавательных задач различных источников информации;
- соблюдение норм и правил поведения в химических лабораториях, в окружающей среде, а также правил здорового образа жизни.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.
Познавательная деятельность
Использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдений, измерений, эксперимента, моделирования и др.) Приобретение умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории; приобретение опыта экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез; выделение значимых функциональных связей и отношений между объектами изучения; выявление характерных причинно-следственных связей; творческое решение учебных и практических задач: умение искать оригинальные решения, самостоятельно выполнять различные творческие работы; умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность от постановки цели до получения результата и его оценки.
Информационно-коммуникативная деятельность
Развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение. Приобретение умения получать информацию из разных источников и использовать ее; отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели; перевод информации из одной знаковой системы в другую; умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства; использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности; владение основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога и диспута.
Рефлексивная деятельность
Приобретение умений контроля и оценки своей деятельности, умения предвидеть возможные результаты своих действий; объективное оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности; учет мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке; определение собственного отношения к явлениям современной жизни; осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
Содержание учебной дисциплины
1. В содержании данного курса представлены основополагающие теоретические знания, включающие основные понятия и законы химии, символика, знаки и название химических элементов, изучение состава и строения веществ, зависимости их свойств и строения, конструирование веществ с заданными свойствами, исследование закономерностей химических превращений и путей управления ими в целях получения веществ, материалов, энергии.
2. Фактическая часть программы включает сведения о неорганических веществах (основных классов неорганических веществ). Учебный материал отобран таким образом, чтобы можно было объяснить на современном и доступном для учащихся уровне теоретические положения, изучаемые свойства веществ, химические процессы, протекающие в окружающем мире.
3. Теоретическую основу изучения неорганической химии составляет атомно-молекулярное учение, периодический закон Д.И.Менделеева с краткими сведениями о строении атомов, видах химической связи, закономерностях химических реакций.
4. В курсе 8 класса учащиеся знакомятся с первоначальными понятиями: химический элемент, атом, молекула, простые и сложные вещества, физические и химические явления, валентность: закладываются простейшие навыки в написании знаков химических элементов, химических формул простых и сложных веществ, составлении несложных уравнений химических реакций; даются понятия о некоторых химических законах, на примере кислорода и водорода углубляются сведения об элементе и веществе. Учащиеся изучают классификацию простых и сложных веществ, свойства воды, оксидов, кислот, оснований и солей; закрепляют практические навыки, необходимые при выполнении практических и лабораторных работ. Изучаются структура Периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева, периодический закон, виды химической связи.
Календарно-тематическое планирование курса химии 8 класса:
№ | Темы, разделы | Количество часов | в т.ч. практических работ | Контрольные работы | С использованием ИКТ | Тесты | Экскурсии | Внеклассная работа |
1 | Тема 1. Первоначальные химические понятия | 18 | 2 | 2 | 6 | 5 | 2 | 2 |
2 | Тема 2. Кислород. Оксиды. Горение. | 5 | 1 | - | 2 | - | - | - |
3 | Тема 3. Водород | 3 | - | - | 1 | 1 | - | - |
4 | Тема 4. Растворы. Вода. | 6 | 1 | 1 | 3 | 1 | 2 | 1 |
5 | Тема 5. Основные классы неорганических соединений | 10 | 1 | 1 | 4 | 3 | 2 | 1 |
6 | Тема 6. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Строение атома. | 8 | - | - | 4 | 2 | - | 1 |
7 | Тема 7. Строение вещества. Химическая связь | 9 | - | 1 | 3 | 2 | - | - |
8 | Тема 8. Закон Авогадро. Молярный объем газов. | 3 | - | - | 1 | - | - | - |
9 | Тема 9. Галогены. | 6 | 1 | 1 | 2 | 2 | - | - |
НЕОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ
Тема 1. Первоначальные химические понятия (18 часов)
Химия как часть естествознания. Понятие о веществе.
Чистые вещества и смеси. Способы разделения смесей.
Физические и химические явления. Химические реакции.
Атомы и молекулы. Атомно-молекулярное учение. Вещества молекулярного и немолекулярного строения.
Простые и сложные вещества. Химический элемент.
Язык химии. Знаки химических элементов. Относительная атомная масса.
Закон постоянства состава веществ.
Относительная молекулярная масса. Химические формулы.
Практическая работа №1. Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Ознакомление с лабораторным оборудованием.
Практическая работа №2. Очистка поваренной соли.
Массовая доля химического элемента в соединении.
Валентность химических элементов. Составление химических формул по валентности.
Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения.
Классификация химических уравнений по числу и составу исходных и полученных веществ.
Количество вещества. Моль-единица количества вещества. Молярная масса.
Решение расчетных задач по химическим уравнениям реакций.
Контрольная работа по теме 1.
Тема 2. Кислород. Оксиды. Горение (5 часов).
Кислород, его общая характеристика и нахождение в природе. Получение кислорода и его физические свойства.
Химические свойства кислорода. Оксиды. Применение. Круговорот кислорода в природе.
Воздух и его состав. Защита атмосферного воздуха от загрязнения.
Практическая работа№3. Получение и свойства кислорода.
Горение и медленное окисление. Тепловой эффект химических реакций. Реакции экзо- и эндотермические.
Тема 3. Водород (3 часа). Водород, его общая характеристика и нахождение в природе. Получение водорода и его физические свойства.
Химические свойства водорода. Применение.
Повторение и обобщение по темам «Кислород» и «Водород».
Тема 4. Растворы. Вода (6 часов).
Вода – растворитель. Растворы. Насыщенные и ненасыщенные растворы. Растворимость веществ в воде.
Массовая доля растворенного вещества.
Физические и химические свойства воды.
Вода. Анализ и синтез воды. Вода в природе и способы ее очистки.
Практическая работа№4. Приготовление растворов солей с определенной массовой долей растворенного вещества.
Контрольная работа по темам 2-4.
Тема 5. Основные классы неорганических соединений (10 часов).
Оксиды: классификация, номенклатура, свойства оксидов, получение и применение.
Основания: классификация, номенклатура, получение.
Физические и химические свойства оснований. Реакция нейтрализации.
Кислоты: классификация, номенклатура, получение.
Физические и химические свойства кислот.
Соли: классификация, номенклатура, способы получения.
Физические и химические свойства солей.
Генетическая связь между основными классами неорганических соединений.
Практическая работа№ 5. Решение экспериментальных задач по теме «Основные классы неорганических соединений»
Контрольная работа по теме 5.
Тема 6. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Строение атома (8 часов)
Классификация химических элементов. Амфотерные соединения.
Периодический закон Д.И. Менделеева.
Периодическая таблица химических элементов. Группы и периоды.
Строение атома. Состав атомных ядер. Изотопы. Химический элемент.
Строение электронных оболочек атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И. Менделеева. Современная формулировка периодического закона.
Состояние электронов в атомах. Периодическое изменение свойств химических элементов в периодах и главных подгруппах.
Значение периодического закона. Жизнь и деятельность Д.И. Менделеева.
Повторение и обобщение по теме 6.
Тема 7. Строение вещества. Химическая связь (9 часов).
Электроотрицательность химических элементов.
Ковалентная связь.
Полярная и неполярная ковалентная связи.
Ионная связь.
Кристаллические решетки.
Валентность и степень окисления. Правила определения степеней окисления элементов.
Окислительно-восстановительные реакции.
Обобщающий урок по теме 7.
Контрольная работа по темам 6 и 7.
Тема 8. Закон Авогадро. Молярный объем газов (3 часа).
Закон Авогадро. Молярный объем газов.
Относительная плотность газов.
Объемные отношения газов при химических реакциях.
Тема 9. Галогены (6 часов).
Положение галогенов в периодической таблице и строение их атомов. Хлор. Физические и химические свойства хлора. Применение.
Хлороводород. Получение. Физические свойства.
Соляная кислота и ее соли.
Сравнительная характеристика галогенов.
Практическая работа № 6. Получение соляной кислоты и ее свойства.
Контрольная работа по темам 8 и 9.
Требования к результатам усвоения учебного материала
Требования к уровню подготовки учащихся:
В результате изучения химии учащиеся должны
знать / понимать:
--химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;
-важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объем, химическая реакция, классификация реакций, ;
-основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава,
-периодический закон;
Учащиеся должны уметь
- называть: химические элементы, соединения изученных классов;
- объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента;
- номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д.И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; сущность реакций ионного обмена;
- характеризовать: химические свойства основных классов неорганических веществ;
- определять: состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, тип химической связи в соединениях, возможность протекания реакций ионного обмена;
- составлять: формулы неорганических соединений изученных классов; схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И. Менделеева; уравнения химических реакций;
- обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;
- распознавать опытным путем: кислород, водород; растворы кислот и щелочей, хлорид- ионы.
- вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- безопасного обращения с веществами и материалами;
- экологически грамотного поведения в окружающей среде;
- оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;
- критической оценки информации о веществах, используемых в быту;
- приготовление растворов заданной концентрации.
Формирование общеучебных умений и навыков учащихся
Учебно - организационные:
- уметь использовать в работе этапы индивидуального плана;
- владеть техникой консультирования;
- уметь вести познавательную деятельность в коллективе, сотрудничать
- заданий (умеет объяснять, оказывать и принимать помощь и т.п.); анализировать и оценивать собственную учебно-познавательную деятельность.
Учебно - интеллектуальные:
- уметь устанавливать причинно-следственные связи, аналогии;
- уметь выделять логически законченные части в прочитанном, устанавливать взаимосвязь и взаимозависимость между ними;
- уметь пользоваться исследовательскими умениями (постановка задач, выработка гипотезы, выбор методов решения, доказательство, проверка;
- уметь синтезировать материал, обобщать, делать выводы.
Учебно - информационные:
- уметь применять справочный аппарат книги
- самостоятельно составлять список литературы для индивидуального плана обучения;
- уметь составлять тезисы, реферат, аннотацию.
Учебно - коммуникативные:
- связно самостоятельно формировать вопросы на применение знаний;
- излагать материал из различных источников;
- владеть основными видами письма, составлять план на основе различных источников, тезисы, конспекты, лекции.
Промежуточная аттестация проводится согласно Уставу и (или) локальному акту образовательного учреждения в форме письменной работы.
Методы контроля: письменный и устный.
Формы контроля: тест, самостоятельная работа, устный опрос, контрольные работы.
При изучении курса прослеживаются межпредметные связи с биологией, физикой, географией.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса по химии.
При использовании учебно-методических и материально-технических средств образовательного процесса по химии следует учитывать временные и здоровьесберегающие технологии, налагаемые санитарными правилами и нормами (Сан. ПиН. 2.4.2. 178-02)
1. Учебно-методические средства обучения: учебники (учебно-методические комплекты), включенные в федеральные перечни учебников. Учебные пособия на печатной основе: таблицы постоянного экспонирования «Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева», «Электрохимический ряд напряжений металлов» и др. а также дидактические материалы: тетради на печатной основе или отдельные рабочие листы- инструкции, карточки с заданиями разной степени трудности для самопроверки, контроля знаний, демонстрационные таблицы (портреты выдающихся химиков, комплекты таблиц).
2.. Натуральные объекты: коллекции минералов и горных пород, металлов и сплавов, минеральных удобрений, а также коллекции, изготовленные самими учащимися.
3. Химические реактивы и материалы, лабораторное оборудование: химическая посуда, аппараты и приборы.
4. Модели: атомы, кристаллы, кристаллические решетки, шаростержневые модели молекул.
Экранно-звуковые средства обучения: к экранно-звуковым средствам обучения относят такие пособия, которые могут быть восприняты зрением и слухом. Это видеофильмы, диафильмы, компакт - диски, слайды, транспаранты, серии диапозитивов.
- Информационно – коммуникативные средства обучения: электронные книги, электронно- информационно- энциклопедическая литература.
6. Технические средства обучения: мультимедийный компьютер, мультипроектор, сканер, принтер, цифровой фотоаппарат, телевизор, видеоплейер.
7. Образовательные сайты на интернете.
8. Специальное оборудование кабинета химии: наличие демонстрационного стола, вытяжки и наличие медицинской аптечки.
MULTIMEDIA – поддержка предмета:
1. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки химии. 8-9 классы. – М.: ООО «Кирилл и Мефодий», 2004
2. Виртуальная лаборатория – компакт - диск
9. Объекты для образовательных экскурсий по химии: кожуунная аптека (тема: приготовление растворов), экскурсии на природу для наблюдения химических явлений, экскурсия в г. Дус-ДагсумонаДус-Даг, ФАП, каменно- угольный разрез Чадана и т.д.
Литература
Литература для учащихся:
- Рудзитис Г.Е Химия: неорган. химия: учебник для 9 кл. общеобразовательных учреждений/ Г.Е Рудзитис, Ф.Г Фельдман.- 12-е изд., испр. - М.: Просвещение, 2010 г.
- Хомченко И.Г. Решение задач по химии. - М.: ООО «Изд-во Новая Волна»: Издатель Умеренков, 2002.
Литература для учителя:
- Гара Н.Н. Программы общеобразовательных учреждений. Химия. – М.: Просвещение, 2011 г.
- Гара Н.Н. Химия: уроки в 8 кл.: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2011.
- Рыбникова З.Д., Рыбников А.В. Неорганическая химия. 8-9 классы: Ключевые темы. Конспекты занятий. Контрольные и проверочные работы. - М.: Айрис-пресс, 2004.
- Гара Н.Н. Химия: уроки в 8 кл.: пособие для учителя / Н.Н. Гара. - М.: Просвещение, 2010..
Интернет – ресурсы: ЭОР,ЦОР, образовательные сайты: прошколу.ру, http: //school-collection.edu.ru/, tuva_school_123s@mail.ru, http: //www.dnevnik.ru
«Согласовано» «Согласовано»
Руководитель МО учителей биологии, химии, географии на заседании Педагогического совета
_____________/З.А-С.Куулар/ Председатель Педагогического совета:
«___» _______________ 20___ г. _______________/ А.О. Монгуш/
«___» ________________ 20____ г
MULTIMEDIA – поддержка предмета:
1. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки химии. 8-9 классы. – М.: ООО «Кирилл и Мефодий», 2004
2. Виртуальная лаборатория – компакт - диск
9. Объекты для образовательных экскурсий по химии: кожуунная аптека (тема: приготовление растворов), экскурсии на природу для наблюдения химических явлений, экскурсия в г. Дус-ДагсумонаДус-Даг, ФАП, каменно- угольный разрез Чадана и т.д.
Литература
Литература для учащихся:
- Рудзитис Г.Е Химия: неорган. химия: учебник для 9 кл. общеобразовательных учреждений/ Г.Е Рудзитис, Ф.Г Фельдман.- 12-е изд., испр. - М.: Просвещение, 2010 г.
- Хомченко И.Г. Решение задач по химии. - М.: ООО «Изд-во Новая Волна»: Издатель Умеренков, 2002.
Литература для учителя:
- Гара Н.Н. Программы общеобразовательных учреждений. Химия. – М.: Просвещение, 2011 г.
- Гара Н.Н. Химия: уроки в 8 кл.: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2011.
- Рыбникова З.Д., Рыбников А.В. Неорганическая химия. 8-9 классы: Ключевые темы. Конспекты занятий. Контрольные и проверочные работы. - М.: Айрис-пресс, 2004.
- Гара Н.Н. Химия: уроки в 8 кл.: пособие для учителя / Н.Н. Гара. - М.: Просвещение, 2010..
Интернет – ресурсы: ЭОР,ЦОР, образовательные сайты: прошколу.ру, http: //school-collection.edu.ru/, tuva_school_123s@mail.ru, http: //www.dnevnik.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна
Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...
Рабочая программа по химии (класс естественнонаучный)
Рабочая программа по химии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования.Рабочая программа конкретизирует содержание предметных ...
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Рабочая программа по химии для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна
Рабочая программа по химии для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...
Рабочая программа по химии для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна
Рабочая программа по химии для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...
Рабочая программа по химии для 10-11 классов, составленная на основе авторской программы М.Н.Афанасьева, Москва "Просвещение" 2017г к учебникам " Химия.10 класс" и ""Химия. 11класс" Г.Е Рудзитиса ФГ Фельдмана, Москва "Просвещение"
Данная рабочая программа реализуется в учебниках для общеобразовательных учреждений авторов Г.Е. Рудзитиса и Ф.Г. Фельдмана «Химия. 10 класс» и «Химия 11 класс». Рабочая ...
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...