«Карбоновые кислоты: получение, свойства, применение»
план-конспект урока по химии (10 класс) на тему
Урок позволяет познакомить учащихся с многообразием карбоновых кислот; Рассмотреть строение, некоторые свойства и применение карбоновых кислот, на примере уксусной кислоты.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_-_karbonovye_kisloty.doc | 60 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока
Тема урока: «Карбоновые кислоты: получение, свойства, применение»
Класс: 10
Учитель: Наумова И. В.
Цели урока:
Методическая цель:
- За счет таких приёмов педагогической техники, как принцип открытости, принцип деятельности, принцип обратной связи, повысить активность учащихся на уроке;
- Активизировать мыслительную деятельность учащихся за счет создания проблемной ситуации на уроке.
Образовательные цели:
- Познакомить учащихся с многообразием карбоновых кислот;
- Рассмотреть строение, некоторые свойства и применение карбоновых кислот, на примере уксусной кислоты.
Развивающие цели:
- Уметь записывать некоторые уравнения реакций, доказывающие химические свойства уксусной кислоты;
- Развивать логическое мышление за счет приёмов умственной деятельности (сравнение свойств органических и неорганических кислот)
- Формировать умения устанавливать причинно – следственные связи при рассмотрении строения, свойств, применения карбоновых кислот
- проводить химический эксперимент, соблюдая правила техники безопасности.
- Продолжить формировать умения отвечать на вопросы теста.
Воспитательные цели:
- При помощи игровых моментов урока повысить интерес у школьников к предмету;
- Создать положительную психологическую атмосферу на уроке;
- Расширить кругозор учащихся на основе научных данных применения карбоновых кислот, с которыми они часто имеют дело в повседневной жизни.
Тип урока: усвоение новых знаний
Методы обучения: словесно – поисковый, наглядно – демонстрационный, наглядно – графический, наглядно – иллюстративный, тест – контроль.
Оборудование: граф – схема: «уксусная кислота», картинки с изображением фруктов; лоток, пробирки, хим. стаканы, пробиркодержатель, спиртовка, спички.
Реактивы: уксусная кислота, лакмус, этиловый спирт, магний, основание натрия, мел, карбонат натрия, вода.
Ход урока
- Организационный момент.
- Активизация знаний и умений.
Создание проблемной ситуации: среди предложенных веществ определить кислоту. (Лабораторная работа)
Помни, каждый ученик,
Знай, любая кроха:
Безопасность - хорошо,
А халатность - плохо!
Не спеши хватать пробирку,
А инструкцию читай.
Убедись, что ты все понял,
Вот тогда и начинай.
Если хочешь долго жить,
Надо медленно спешить.
Инструкция к лабораторной работе.
Учащиеся предлагают варианты ответа и проверяют на практике.
(на столе: H2O. NaOH. Na2CO3. CH3COOH. Лакмус..)
- Изучение нового материала. O
2).Строение молекулы: карбоксильная группа: -C
OH
3)Номенклатура: CH3COOH. Этановая кислота,
C2H5COOH.пропановая кислота,
C3H7COOH бутановая кислота
1).Определение: карбоновые кислоты – это органические вещества, молекулы которых содержат одну или несколько карбоксильных групп, соединенных с углеводородным радикалом или водородным атомом.
4).Исторические названия уксусной кислоты. (граф – схема)
5).Физические свойства: (демонстрация уксусной кислоты)- бесц. жидкость с резким запахом, смешивается с водой в любых отношениях, t кипения 118 °С
6).Химические свойства: (демонстрационные опыты)
- Изменение окраски индикатора
- Взаимодействие с металлами
- Взаимодействие с основаниями
- Взаимодействие с солями
- Взаимодействие со спиртами (реакция этерификации – взаимодействие кислот со спиртами с образованием сложных эфиров)
(учащиеся работают с граф - схемой)
7).Получение карбоновых кислот (учащиеся работают с граф - схемой)
8).Применение уксусной кислоты- (учебник рисунок 55 стр 88)
9).Нахождение в природе: (на доске прикреплены картинки с изображением продуктов питания, задание: какие кислоты скрываются здесь).
Яблочная: HOOC- CH – CH2 –COOH (содержится в яблоках, плодах рябины)
OH
Молочная: CH3 – CH-COOH (была открыта в 1780 г. швед. химиком – фармацевтом К Шееле в прокисшем
OH молоке, содержится в квашенной капусте, соленых огурцах)
Винная: HOOC – CH –CH –COOH (также была открыта Шееле в осадке на дне винной бочки, во фруктах)
OH OH
- Закрепление знаний, умений.
Мини – тест:
Вариант № 1
1 Название этого вещества: HCOOH 4. какой цвет лакмуса в пропановой
- Метановая кислота кислоте.
- Пентановая кислота а) синий
- Угольная кислота b) красный
- Этиловый спирт c) бесцветный
2.Какая из этих кислот необходима при консервировании: d) не знаю
- Молочная кислота 5. Какая функциональная группа харак -
- Уксусная кислота терна для карбоновых кислот
- Щавелевая кислота a) OH
- Серная кислота b) COH
3.Какая реакция отличает органические кислоты от неорганических. c) COOH
- Гидролиз d) NH2
- Этерификации
- Нейтрализации
- Не знаю
Мини – тест:
Вариант № 2
1 Название этого вещества: C2H5OH 4. какой цвет лакмуса в пентановой
- Метановая кислота кислоте.
- Пентановая кислота а) синий
- Угольная кислота b) красный
- Этиловый спирт c) бесцветный
d) не знаю
2.Каким из этих веществ можно нейтрализовать действие крапивы,
содержащей муравьиную кислоту.
- питьевая сода 5. Какая кислота участвует в –
- Уксусная кислота производстве фотопленки
- основание натрия a) уксусная кислота
- вода b) муравьиная кислота
3.Какая реакция отличает органические кислоты от неорганических. c) серная кислота
- Гидролиз d) аммиак
- Этерификации
- Нейтрализации
- Не знаю
- Домашнее задание.
§ 12. № 25.1., № 25.2
6. Итог урока.
Инструкция к лабораторной работе « Карбоновые кислоты»
- Проводить опыты только по указанию учителя, соблюдая правила техники безопасности
- Проводить все опыты только в лотке
- Определяя вещество на запах, строго соблюдать правила по технике безопасности, чтобы не произошел ожог слизистой оболочки носа (не наклоняться близко над пробиркой)
- При работе с индикатором (лакмусом), отрывать окрашенную часть, не касаясь её.
- Не пробовать вещества на вкус.
- Пролитые или рассыпанные реактивы немедленно удалить по указанию учителя.
- О несчастных случаях немедленно сообщать учителю.
- Навести порядок на рабочем столе.
- После проведенной работы, помыть руки.
Инструкция составлена
зав. кабинетом химии Наумова И. В. ____________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Практическая работа "Получение карбоновых кислот и изучение его свойств"
Практическая работа № 1...
Технологическая карта урока « Свойства и получение карбоновых кислот»
Технологическая карта урока. 10 класс....
Методическая разработка проведения открытого урока по учебной дисциплине ОУД.б.06 Химия на тему: Получение карбоновых кислот окислением альдегидов. Хими-ческие свойства уксусной кислоты. Применение уксусной кислоты на ос-нове ее свойств
Данная методическая разработка открытого урока по учебной дисциплине ОУД.б.06 Химия, на тему: «Получение карбоновых кислот окислением альдегидов. Химические свойства уксусной кислоты. Прим...
Азотная кислота. Соли азотной кислоты. Получение и применение азотной кислоты
Азотная кислота. Соли азотной кислоты. Получение и применение азотной кислоты....
Урок по химии для 11 класса вечерней школы по теме "Химические свойства, получение и применение карбоновых кислот"
Цели урока:Создать условия для достижения учащимися следующих результатов:Личностных: готовность к сознательному выбору и построению индивидуальной образовательной траектории на основе познавательных ...
Химические свойства предельных карбоновых кислот. Химические свойства непредельных карбоновых кислот.
Дистанционное обучение. Опорный конспект для учащихся.Тема урока: Химические свойства предельных карбоновых кислот. Химические свойства непредельных карбоновых кислот.(используем опорную схему 10, при...
Задачи на тему: "Кислоты. Состав и классификация кислот. Получение и применение кислот"
Данные задачи подходят для обобщени по темам написанным выше....