«Карбоновые кислоты: получение, свойства, применение»
план-конспект урока по химии (10 класс) на тему

Урок позволяет познакомить учащихся с многообразием карбоновых кислот; Рассмотреть строение, некоторые свойства и применение карбоновых кислот, на примере уксусной кислоты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_-_karbonovye_kisloty.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока

Тема урока: «Карбоновые кислоты: получение, свойства, применение»

Класс: 10

Учитель: Наумова И. В.

Цели урока:

Методическая цель:

  • За счет таких приёмов педагогической техники, как принцип открытости, принцип деятельности, принцип обратной связи, повысить активность учащихся на уроке;
  • Активизировать мыслительную деятельность учащихся за счет создания проблемной ситуации на уроке.

Образовательные цели:

  • Познакомить учащихся с многообразием карбоновых кислот;
  • Рассмотреть строение, некоторые свойства и применение карбоновых кислот, на примере уксусной кислоты.

Развивающие цели:

  • Уметь записывать некоторые уравнения реакций, доказывающие химические свойства уксусной кислоты;
  • Развивать логическое мышление за счет приёмов умственной деятельности (сравнение свойств органических и неорганических кислот)
  • Формировать умения устанавливать причинно – следственные связи при рассмотрении строения, свойств, применения карбоновых кислот
  •  проводить химический эксперимент, соблюдая правила техники безопасности.
  • Продолжить формировать умения отвечать на вопросы теста.

Воспитательные цели:

  • При помощи игровых моментов урока повысить интерес у школьников к предмету;
  • Создать положительную психологическую атмосферу на уроке;
  • Расширить кругозор учащихся на основе научных данных применения карбоновых кислот, с которыми они часто имеют дело в повседневной жизни.

Тип урока: усвоение новых знаний 

Методы обучения: словесно – поисковый, наглядно – демонстрационный, наглядно – графический, наглядно – иллюстративный,  тест – контроль.

Оборудование: граф – схема: «уксусная кислота», картинки с изображением фруктов; лоток, пробирки, хим. стаканы, пробиркодержатель, спиртовка, спички.

Реактивы: уксусная кислота, лакмус, этиловый спирт, магний, основание натрия, мел, карбонат натрия, вода.

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Активизация знаний и умений.

Создание проблемной ситуации: среди предложенных веществ определить кислоту. (Лабораторная работа)

Помни, каждый ученик,

Знай, любая кроха:

Безопасность - хорошо,

А халатность - плохо!

Не спеши хватать пробирку,

А инструкцию читай.

Убедись, что ты все понял,

Вот тогда и начинай.

Если хочешь долго жить,

Надо медленно спешить.

Инструкция к лабораторной работе.

Учащиеся предлагают варианты ответа и проверяют на практике. 

(на столе: H2O. NaOH. Na2CO3. CH3COOH. Лакмус..)

  1. Изучение нового материала.                        O

2).Строение молекулы: карбоксильная группа: -C           

                                                                                     OH

3)Номенклатура: CH3COOH. Этановая кислота,  

                           C2H5COOH.пропановая кислота,

                           C3H7COOH бутановая кислота

1).Определение: карбоновые кислоты – это органические вещества, молекулы которых содержат одну или несколько карбоксильных групп, соединенных с углеводородным радикалом или водородным атомом.

4).Исторические названия уксусной кислоты. (граф – схема)

5).Физические свойства: (демонстрация уксусной кислоты)- бесц. жидкость с резким запахом, смешивается с водой в любых отношениях, t кипения 118 °С

6).Химические свойства: (демонстрационные опыты)

  • Изменение окраски индикатора
  • Взаимодействие с металлами
  • Взаимодействие с основаниями
  • Взаимодействие с солями
  • Взаимодействие со спиртами (реакция этерификации – взаимодействие кислот со спиртами с образованием сложных эфиров)

(учащиеся работают с граф -  схемой)

7).Получение карбоновых кислот (учащиеся работают с граф -  схемой)

8).Применение уксусной кислоты- (учебник рисунок 55 стр 88)

9).Нахождение в природе: (на доске прикреплены картинки с изображением продуктов питания, задание: какие кислоты скрываются здесь).

Яблочная: HOOC- CH – CH2 –COOH (содержится в яблоках, плодах рябины)

                                  OH

Молочная: CH3 – CH-COOH  (была открыта в 1780 г. швед. химиком – фармацевтом К Шееле в прокисшем

                                OH молоке, содержится в квашенной капусте, соленых огурцах)

Винная: HOOC – CH –CH –COOH (также была открыта Шееле в осадке на дне винной бочки, во фруктах)

                                OH   OH

  1. Закрепление знаний, умений.

Мини – тест:

Вариант № 1

1 Название этого вещества: HCOOH                                               4. какой цвет лакмуса в пропановой

  1. Метановая кислота                                                             кислоте.                    
  2. Пентановая кислота                                                               а) синий
  3. Угольная кислота                                                                    b) красный
  4. Этиловый спирт                                                                       c) бесцветный

     2.Какая из этих кислот необходима при консервировании:                        d) не знаю

  1. Молочная  кислота                                                                      5. Какая функциональная группа харак  -
  2. Уксусная кислота                                                                             терна для карбоновых кислот                                
  3. Щавелевая кислота                                                                             a) OH  
  4. Серная кислота                                                                                    b) COH

3.Какая реакция отличает органические кислоты от неорганических. c) COOH

  1. Гидролиз                                                                                  d) NH2
  2. Этерификации
  3. Нейтрализации
  4. Не знаю

Мини – тест:

Вариант № 2

1 Название этого вещества: C2H5OH                                               4. какой цвет лакмуса в пентановой

  1. Метановая кислота                                                             кислоте.                    
  2. Пентановая кислота                                                               а) синий
  3. Угольная кислота                                                                    b) красный
  4. Этиловый спирт                                                                          c) бесцветный

                                                                                                            d) не знаю

     2.Каким из этих веществ можно нейтрализовать действие крапивы,

содержащей муравьиную  кислоту.                      

  1. питьевая сода                                                                              5. Какая кислота участвует  в –
  2. Уксусная кислота                                                                  производстве фотопленки
  3. основание натрия                                                                                  a) уксусная кислота  
  4. вода                                                                                                         b) муравьиная кислота

3.Какая реакция отличает органические кислоты от неорганических. c) серная кислота

  1. Гидролиз                                                                                  d) аммиак
  2. Этерификации
  3. Нейтрализации
  4. Не знаю

  1. Домашнее задание.

                 § 12. № 25.1., № 25.2

       6.   Итог урока.

    Инструкция к лабораторной работе « Карбоновые кислоты»

  1. Проводить опыты только по указанию учителя, соблюдая правила техники безопасности
  2. Проводить все опыты только в лотке
  3. Определяя вещество на запах, строго соблюдать правила по технике безопасности, чтобы не произошел ожог слизистой оболочки носа (не наклоняться близко над пробиркой)
  4. При работе с индикатором  (лакмусом), отрывать окрашенную часть, не касаясь её.
  5. Не пробовать вещества на вкус.
  6. Пролитые или рассыпанные реактивы немедленно удалить по указанию учителя.
  7. О несчастных случаях немедленно сообщать учителю.
  8. Навести порядок на рабочем столе.
  9. После проведенной работы, помыть руки.

Инструкция составлена

зав. кабинетом химии                              Наумова И. В. ____________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока « Свойства и получение карбоновых кислот»

                           Технологическая карта урока. 10 класс....

Методическая разработка проведения открытого урока по учебной дисциплине ОУД.б.06 Химия на тему: Получение карбоновых кислот окислением альдегидов. Хими-ческие свойства уксусной кислоты. Применение уксусной кислоты на ос-нове ее свойств

Данная методическая разработка открытого урока по учебной дисциплине ОУД.б.06 Химия, на тему:  «Получение карбоновых кислот окислением альдегидов. Химические свойства уксусной кислоты. Прим...

Азотная кислота. Соли азотной кислоты. Получение и применение азотной кислоты

Азотная кислота. Соли азотной кислоты. Получение и применение азотной кислоты....

Урок по химии для 11 класса вечерней школы по теме "Химические свойства, получение и применение карбоновых кислот"

Цели урока:Создать условия для достижения учащимися следующих результатов:Личностных: готовность к сознательному выбору и построению индивидуальной образовательной траектории на основе познавательных ...

Химические свойства предельных карбоновых кислот. Химические свойства непредельных карбоновых кислот.

Дистанционное обучение. Опорный конспект для учащихся.Тема урока: Химические свойства предельных карбоновых кислот. Химические свойства непредельных карбоновых кислот.(используем опорную схему 10, при...

Задачи на тему: "Кислоты. Состав и классификация кислот. Получение и применение кислот"

Данные задачи подходят для обобщени по темам написанным выше....