Рабочая программа по химии 9 класс
рабочая программа по химии (9 класс) на тему
Рабочая программа по химии 9 класс по учебнику О.С. Габриелян (2 часа в неделю)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_khimii.doc | 228.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Российская Федерация Тюменская область Ханты-Мансийский автономный округ – Югра Нижневартовский район муниципальное бюджетное (сменное) общеобразовательное учреждение
« Излучинский центр образования
Рассмотрено УТВЕРЖДАЮ:
на заседании МО Директор МОУ ОЦО пгт.Излучинск
Протокол № 1 _____________И.И.Туровская
от « » ____________2014 г Приказ № ______
от «_____ » _____________ 2014г
Рабочая программа
по химии в 9 классе
составитель:
Хабибярова Ания Адгамовна
на 2014-2015 учебный год
пгт. Излучинск
Пояснительная записка.
Рабочая программа по химии для 9 класса соответствует программе Министерства Просвещения РФ «Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений» ( автор О.С.Габриелян - М: Дрофа, 2010), соответствует учебнику «Химия. 9 класс» авторы О.С. Габриелян, Г.Г.Лысова.-М.: Дрофа.- 2009г., который соответствует обязательному минимуму содержания образования по химии.
Изучение химии на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
- освоение систем знаний о химической составляющей естественно - научной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях;
- овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;
- развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;
- воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;
- применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Содержание курса химии в 9 классе продолжается изучением неорганической химии и химии органических соединений, их генетической связи в порядке усложнения строения. Теоретическую основу предмета «Химия – 11» составляют Периодический закон, рассматриваемый в контексте современных представлений о строении атома, а также учение о химической связи и строении вещества. Обучающиеся знакомятся с зависимостью свойств от химического строения, электронного и пространственного строения молекул, практическим значением органических и неорганических соединений.
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения химии на базовом уровне ученик должен:
Знать/понимать
Химическую символику:
- знаки химических элементов,
- формулы химических веществ и уравнения химических реакций;
Важнейшие химические понятия:
- химический элемент, атом, молекула,
- относительные атомная и молекулярная массы,
- ион, изотопы, химическая связь,
- вещество, классификация веществ,
- моль, молярная масса, молярный объём,
- химическая реакция, классификация реакций,
- окислитель и восстановитель, окисление и восстановление;
Основные законы химии:
- сохранения массы веществ,
- постоянства состава,
- периодический закон
Уметь:
Называть:
- химические элементы по символам,
- вещества по их химическим формулам ,
- соединения изученных классов;
Определять:
- состав вещества по их формулам,
- принадлежность веществ к определенному классу соединений,
- типы химических реакций,
- валентность и степень окисления элемента в соединениях,
- тип химической связи в соединениях,
Характеризовать:
- химические элементы малых периодов, а также калий и кальций на основе их положения в периодической системе элементов Д.И.Менделеева и особенностей строения их атомов;
- связь между составом, строением и свойствами веществ;
- химические свойства веществ различных классов неорганических и органических соединений;
Объяснять:
- физический смысл порядкового номера химического элемента, номеров групп и периода, к которым он принадлежит в п.с. химических элементов Д.И.Менделеева;
- закономерности изменения свойств элементов в пределах периодов и главных подгрупп;
Составлять:
- формулы неорганических соединений изученных классов;
- схемы строения атомов первых 20 элементов Периодической системы Д.И.Менделеева;
- уравнения химических реакций;
Вычислять:
- массовую долю химического элемента по формуле соединения;
- массовую долю вещества в растворе;
Следовать правилам:
- техники безопасности в кабинете химии;
- пользования химической посудой и оборудованием;
- нагревания, отстаивания, фильтрования и выпаривания;
- оказания помощи пострадавшим от неумелого обращения с веществами.
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельность и повседневной жизни для:
- безопасного обращения с веществами и материалами;
- экологически грамотного поведения в окружающей среде;
- оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;
- критической оценки информации о веществах, используемых в быту.
Рабочая программа рассчитана на 70 часов в год, что соответствует учебному плану школы – 2 часа в неделю.
Количество контрольных работ – 4.
Количество практических работ – 6.
НАИМЕНОВАНИЕ ТЕМЫ | ВСЕГО ЧАСОВ | Практическая работа | Контрольная работа |
Введение | 6 |
|
|
1. Металлы. | 18 | Практическая работа № 1, № 2, № 3 | Контрольная работа№1 «Металлы». |
2. Неметаллы. | 26 | Практическая работа № 4, № 5, № 6
| Контрольная работа №2 «Неметаллы». |
3. Органические вещества. | 13 |
| Контрольная работа №3 «Органические соединения». |
4. Обобщение знаний по химии за курс основной школы | 6 | Итоговая контрольная работа за курс органической химии. | |
Резерв | 1 | ||
Общее число часов по курс | 70 |
Повторение основных вопросов курса 8 класса и введение в курс 9 класса
(6 часа)
Образовательные цели:
Уметь:
- давать характеристику химическому элементу по его положению в ПС;
- классифицировать вещества;
- анализировать изменение свойств элементов и соединений с увеличением порядкового номера.
Развивающие цели:
- развивать наблюдательность и остроту зрения,
- развивать умения анализировать, сравнивать, делать выводы.
Воспитательные цели:
- воспитывать культуру общения, речи, ведения записей.
№ п/п | Раздел, тема урока | Вопросы изучаемые на уроке | Кол-во часов | Тип урока | Дата |
Д/З | |
план | факт | ||||||
1-3. |
Характеристика химического элемента на основании его положения в периодической системе Д.И.Менделеева. | Строение атома. Простое вещество. Сравнение свойств простых веществ по периодам и в группах; состав и характер высшего оксида, гидроксида; состав летучего водородного соединения. Свойства электролитов в свете ТЭД. Генетические ряды металла и неметалла. | 3 | комбин |
| &1, упр 1 | |
4. | Амфотерные оксиды и гидроксиды. | Понятие о переходных элементах. Амфотерность. Генетический ряд переходного элемента. | 1 | комбин |
| &2, упр 2,3 | |
5-6. | Периодический закон и система элементов Д.И.Менделеева. | Значение ПС и ПЗ. Строение атома. | 2 | комбин |
| &3, упр 3-5 |
Тема 1. Металлы. (18 часов)
Образовательные цели:
Уметь:
- давать характеристику химическому элементу по его положению в ПС;
- составлять уравнения химических реакций характеризующие химические свойства;
- решать задачи на выход продуктов реакции.
Развивающие цели:
- развивать умения анализировать, сравнивать, делать выводы.
Воспитательные цели:
- воспитывать культуру общения, речи, ведения записей.
7. | Положение металлов в ПС Д.И.Менделеева и строение их атомов. |
Характеристика положения элементов – металлов в ПС. Строение атомов металлов. Металлические кристаллические решетки. Металлическая связь. Физические свойства металлов – простых веществ. | 1 | комбин |
| &5-6, упр 1-3 | |
8-9. | Химические свойства металлов. | Характеристика общих химических свойств металлов на основании их положения в электрохимическом ряду напряжений в свете представлений об окислительно-восстановительных реакциях. | 2
| Комбин |
| & 8, упр 1-3 | |
10. | Практическая работа №1. Осуществление цепочки химических превращений металлов. | Правила по Технике безопасности при работе с химикатами Осуществление цепочки химических превращений. | 1 | Практи- кум |
| Оформить работу | |
11. |
Получение металлов. | Основные способы получения металлов. Нахождение в природе. Понятие о самородных металлах, минералах и рудах. Металлургия и её разновидность. | 1
| комбин |
| & 9, упр 1, 2-4 | |
12. | Сплавы. Коррозия металлов. | Характеристика сплавов, их свойства. Важнейшие сплавы и их значение. Коррозия металлов. Способы защиты металлов от коррозии. | 1
| лекция |
| & 7, 10, упр 1-4 | |
13. | Общая характеристика элементов главной подгруппы I группы. | Сравнительная характеристика щелочных металлов: строение атомов, простые вещества, физические и химические свойства, кислородные соединения. | 1
| комбин |
| & 10, упр 1, 2 | |
14. | Соединения щелочных металлов.
| Обзор важнейших соединений щелочных металлов: щелочи, соли. Понятие о калийных удобрениях. Природные соединения щелочных металлов. | 1 | комбин |
| & 10, упр 3, 5 | |
15. | Общая характеристика элементов главной подгруппы II группы. | Характеристика щелочноземельных металлов, аналогичная характеристике щелочных металлов. | 1
| комбин | & 11-12, упр1-5 | ||
16. | Кальций и остальные щелочноземельные металлы. | Обзор важнейших щелочноземельных металлов и в первую очередь кальция: оксиды, гидроксиды, соли, их свойства и значение. | 1
| комбин | & 12, упр 2, 3, 7 | ||
17. | Алюминий, его физические и химические свойства. | Строение атома алюминия, физические и химические свойства алюминия – простого вещества. Применение алюминия на основе его свойств. | 1
| комбин | & 13 до стр 60, упр 1, 4, 7 | ||
18. | Соединения алюминия. | Амфотерность оксида и гидроксида алюминия. Глинозём и его модификации. Распространенность алюминия в природе. | 1
| Комбин | & 13, упр 2, 5, 6 | ||
19. | Практическая работа №2. «Получение и свойства соединений алюминия». | Правила по технике безопасности при работе с химикатами | 1 | Практи- кум | Оформить работу | ||
20. | Железо, его физические и химические свойства. | Особенности строения атомов элементов на примере железа. Степени окисления железа в соединениях физические и химические свойства железа – простого вещества. | 1
| комбин | & 14, упр 1, 5 | ||
21. | Генетические ряды Fe+2 и Fe+3. | Характеристика химических свойств оксидов и гидроксидов железа. Важнейшие соли железа (II) и (III). Качественные реакции на Fe+2 и Fe+3. | 1
| комбин | &14 до конца, упр 2,3,7 | ||
22. | Повторение и обобщение по теме «Металлы». |
Обобщение знаний, решение задач и упражнений. Подготовка к контрольной работе. | 1
| комбин | Подгот к контр работе. | ||
23. | Практическая работа №3 Решение экспериментальных задач на распознавание и получение веществ | Качественные реакции на ионы металлов. | 1 | Практи-кум | |||
24. | Контрольная работа по теме: «Металлы». |
Проверка знаний и умений по данной теме. | 1
| Контр. ЗУН |
|
Тема 2. Неметаллы. (25 часов)
Образовательные цели:
Уметь:
- давать характеристику химическому элементу по его положению в ПС;
- составлять уравнения химических реакций характеризующие химические свойства;
- решать задачи на выход продуктов реакции.
Развивающие цели:
- развивать умения анализировать, сравнивать, делать выводы.
Воспитательные цели:
- воспитывать культуру общения, речи, ведения записей.
25. |
Общая характеристика неметаллов. |
Положение неметаллов в ПС, особенности строения их атомов. ЭО как мера неметалличности. Ряд ЭО. Кристаллическое строение. Аллотропия. Озон. Состав воздуха. Физические свойства неметаллов. | 1
| комбин | & 15, конспект, упр 1, 3,4 | ||
26. | Общая характеристика галогенов. Галогены – простые вещества. | Строение атомов галогенов, их степени окисления. Физические и химические свойства в зависимости от увеличения порядкового № химического элемента. | 1
| комбин | & 17, упр 1-4, 7 | ||
27. | Соединения галогенов. | Хлороводород и соляная кислота. Хлориды, их применение в народном хозяйстве. Получение галогенов. | 1
| комбин | & 18- 19, упр 1-4, упр 1,2 | ||
28. | Получение соляной кислоты и изучение ее свойств | 1 | Практи-кум | ||||
29. | Общая характеристика халькогенов. Кислород. | Общая характеристика халькогенов. Реакции горения, медленного окисления. Роль кислорода в природе. получение и применение кислорода. Озон. | 1
| & 20, упр 3-6 | |||
30. | Сера – простое вещество. | Строение атома серы. Аллотропия. Физические свойства. Характеристика химических свойств серы в свете представлений об ОВР. | 1
| & 22, упр 1,2 | |||
31. | Соединения серы. | Получение и свойства оксидов серы (IV) и (VI) как кислотных оксидов. Сероводород и сульфиды. | 1
| & 22, упр 1, 2, 3, 5 | |||
32. | Серная кислота и её соли. | Характеристика состава и свойств серной кислоты в свете теории электролитической диссоциации и ОВР. Сравнение свойств концентрированной и разбавленной серной кислоты. Производство серной кислоты. Соли серной кислоты, их применение в народном хозяйстве. Распознавание сульфат-иона. | 1
| & 22, упр 4, 6, 7 | |||
33. | Практическая работа №4. решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа кислорода» | Экспериментальные задачи по распознаванию и получению веществ. | 1 | Практи-кум | |||
34. | Азот – простое вещество. | Строение атома азота. Строение молекулы азота. Физические и химические свойства в свете представлений об ОВР. | 1
| комбин | &23, упр 2,3 | ||
35. | Аммиак и его свойства. | Строение молекулы аммиака. Физические свойства. Получение, собирание и распознавание аммиака. Химические свойства аммиака: восстановительные и образование иона аммония по донорно-акцепторному механизму. | 1
| комбин | &24, упр 1-6 | ||
36. | Соли аммония. | Соли аммония: состав, получение. Физические и химические свойства. Представители. Применение в народном хозяйстве. | 1
| комбин | &25, упр 2-4 | ||
37. | Кислородные соединения азота. | Оксиды азота, классификация и химические свойства. Состав и химические свойства азотной кислоты как электролита. Особенности окислительных свойств концентрированной кислоты: её взаимодействие с медью. Получение азотной кислоты из аммиака и азота. Применение. | 1
| комбин | &26, упр 1-5 | ||
38. | Соли азотной и азотистой кислот. | Нитраты и нитриты. Их свойства и представители. Применение в народном хозяйстве. Проблема повышенного содержания нитратов и нитритов в сельскохозяйственной продукции. | 1
| комбин | & 26. | ||
39. | Фосфор. Соединения фосфора. |
Строение атома. Аллотропия. Сравнение свойств и применение красного и белого фосфора. Химические свойства фосфора. Оксид фосфора (V) и ортофосфорная кислота. Её соли. | 1
| комбин |
& 27, упр1-3 | ||
40. | Биологическое значение фосфора. Его применение. | Значение фосфора в природе. Фосфорные удобрения. | 1
| лекция | &27 | ||
41. | Углерод. | Строение атома углерода. Аллотропия. Свойства модификаций – алмаза и графита. Их применение. Аморфный углерод: кокс, сажа, древесный уголь. Адсорбция и её практическое значение. Химические свойства углерода. | 1
| комбин | & 29, упр4-8 | ||
42. | Оксиды углерода (II) и (IV). | Строение молекул СО и СО2. Физические и химические свойства оксидов углерода, их значение и применение. | 1
| комбин | &29 до угольной кислоты, упр 1-4. | ||
43. | Угольная кислота и её соли. | Важнейшие соли угольной кислоты (карбонаты): кальцит, сода, поташ – их значение и применение. Распознавание карбонатов. Переход карбонатов в гидрокарбонаты и обратно. | 1
| комбин | &29 до конца, упр 5-8 | ||
44. | Практическая работа №5. решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа азота и углерода». | Экспериментальные задачи по распознаванию и получению веществ. | 1 | Практи-кум | |||
45. | Минеральные удобрения. | Обобщить и систематизировать знания о химических удобрениях. Типы классификаций удобрений. | 1
| комбин | Упр 2 , стр 208 | ||
46 . | Кремний. Соединения кремния. | Строение атома, сравнение его свойств со свойствами атома углерода. Природные соединения кремния. | 1 | комбин | & 30, упр 2-4 | ||
47. | Силикатная промышленность. | Производство стекла, фарфора, цемента. | 1 | лекция | |||
48. | Практическая работа №6 «Получение, собирание и распознавание газов». | Правила работы при получении, собирании и распознавании газов | 1
| Практи-кум |
| ||
49. | Повторение и обобщение по теме «Свойства неметаллов». |
Решение задач и упражнений по теме. «Цепочка переходов». | 1
| закреп | Подготовка к контр работе. | ||
50. | Контрольная работа по теме «Неметаллы». |
Контроль и учёт знаний по данной теме. | 1
| Контр ЗУН |
|
Тема 3. Органические соединения (13 часов).
Образовательные цели:
Уметь:
- составлять формулы углеводородов и их изомеров, давать им названия;
- подтверждать химические свойства уравнениями реакций;
Развивающие цели:
- развивать умения анализировать, сравнивать, делать выводы.
Воспитательные цели:
- воспитывать культуру общения, речи, ведения записей.
51. |
Предмет органической химии. | Органическая химия – химия соединений углерода. Вещества органические и неорганические. Причины многообразия углеродных соединений. Валентность и степень окисления. Теория строения А.М.Бутлерова. | 1 | лекция | . | &31, упр 1,2,4, принести с собой пластилин и спички | |
52. | Предельные углеводороды. | Гомологический ряд алканов. Общая формула. Номенклатура. Изомерия. Физические свойства метана. Горение углеводородов. Термическое разложение, галогенировапние, изомеризация. Применение метана. | 1
| комбин | &32, упр 2, 5 | ||
53. | Непредельные углеводороды. Этилен и его гомологи. | Гомологический ряд этилена. Общая формула. Номенклатура. Изомерия. Двойная связь. Получение и физические свойства этилена. Химические свойства: реакции горения, присоединения. Качественная реакция на двойную связь. | 1
| комбин | & 33, упр 1-6 | ||
54. | Непредельные углеводороды. Ацетилен. | Гомологический ряд ацетилена. Общая формула. Номенклатура. Изомерия. Тройная связь. Получение и физические свойства ацетилена. Химические свойства: реакции горения, присоединения. | 1
| комбин | &34, упр 3,4,6 | ||
55. | Ароматические углеводороды. Бензол. | Бензол как представитель ароматических углеводородов. Строение бензола. Ароматическая связь. Химические свойства: реакции присоединения и замещения. | 1
| комбин | & 35, упр 1, 3, 5 | ||
56. | Спирты. Многоатомные спирты. | Общая формула и гомологический ряд спиртов.. номенклатура. Этанол и метанол, их применение и значение. Атомность спиртов. |
| комбин | & 36, упр 2-4 | ||
57. | Альдегиды. | Общая формула. Гомологический ряд альдегидов. Номенклатура. Свойства и применение альдегидов. | 1
| комбин | & 37, упр 1-3,6 | ||
58. | Предельные одноосновные карбоновые кислоты. | Понятие об одноосновных предельных карбоновых кислот на примере уксусной кислоты. Ацетаты, жирные кислоты. | 1
| комбин | & 38, упр 1-6 | ||
59. | Сложные эфиры. Жиры. | Сложные эфиры в природе, их значение и применение. Жиры как сложные эфиры трехатомного спирта глицерина и жирных кислот. Физические свойства. Гидролиз, гидрирование жиров. Понятие о мылах. | 1
| комбин | &39, упр 2-5 | ||
60. | Аминокислоты и белки. | Аминокислоты как амфотерные органические соединения. Биологическое значение аминокислот. Белки, их биологическая роль, состав, строение, пептидная связь. | 1
| лекция | & 40, упр 1-5 | ||
61. | Углеводы. Полимеры. | Классификация углеводов, их представители и биологическая роль. Природные, химические и синтетические полимеры. Основные понятия химии ВМС. Пластмассы. Волокна. | 1
| лекция | & 41, упр 2-6 | ||
62. | Повторение и закрепление темы «Органические соединения» | ||||||
63. | Контрольная работа по теме «Органические соединения». |
Учёт и контроль знаний по данной теме. | 1
| Контр ЗУН |
|
Тема 4. Обобщение знаний по химии за курс основной школы.
Образовательные цели:
Уметь:
- давать характеристику химическому элементу по его положению в ПС;
- составлять уравнения химических реакций характеризующие химические свойства;
- решать задачи на выход продуктов реакции.
Развивающие цели:
- развивать умения анализировать, сравнивать, делать выводы.
Воспитательные цели:
- воспитывать культуру общения, речи, ведения записей.
64. | Характеристика химического элемента на основании его положения в периодической системе Д.И.Менделеева. |
Строение атома, простое вещество. Сравнение свойств простого вещества со свойствами простых веществ, образованных по периоду и пдгруппе элементами. Состав высшего оксида, гидроксида; состав летучего водородного соединения. Свойства электролитов в свете ТЭД. Генетические ряды металла и неметалла. | 1
| Записи в тетр. | |||
65. | Строение вещества. | Виды химической связи и типы кристаллических решёток. | 1
| Записи в тетр | |||
66. | Химические реакции. | Классификация химических реакций по разным признакам. Обратимость химических реакций и способы смещения химического равновесия. Скорость химической реакции и факторы, влияющие на нее. | 1
| Записи в тетр | |||
67 | Классы химических соединений в свете ТЭД. | Простые и сложные вещества. Металлы и неметаллы. Генетическая связь между классами органических и неорганических соединений. | 1
| Записи в тетр | |||
68. | Решение задач. | Подготовка к итоговой контрольной работе. | 1
| Подгот к контр работе | |||
69. | Итоговая контрольная работа. |
Контроль и учёт знаний за курс химии основной школы. | 1
|
| |||
70 | Резерв | 1 | |||||
Общее число по курсу |
| 70
|
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна
Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...
Рабочая программа по химии (класс естественнонаучный)
Рабочая программа по химии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования.Рабочая программа конкретизирует содержание предметных ...
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Рабочая программа по химии для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна
Рабочая программа по химии для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...
Рабочая программа по химии для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна
Рабочая программа по химии для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...
Рабочая программа по химии для 10-11 классов, составленная на основе авторской программы М.Н.Афанасьева, Москва "Просвещение" 2017г к учебникам " Химия.10 класс" и ""Химия. 11класс" Г.Е Рудзитиса ФГ Фельдмана, Москва "Просвещение"
Данная рабочая программа реализуется в учебниках для общеобразовательных учреждений авторов Г.Е. Рудзитиса и Ф.Г. Фельдмана «Химия. 10 класс» и «Химия 11 класс». Рабочая ...
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...