рабочая программа по химии 8 класс
рабочая программа по химии (8 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Рассмотрено Согласовано Утверждаю
Руководитель МО Зам. директора по УВР Директор
Мотыгуллина Л.Н. МБОУ "Новоибрайкинская СОШ" МБОУ "Новоибрайкинская СОШ"
Протокол №____ от Валиуллина Л.М. Мотыгуллин Р.Н. ___________
«25» 08. 2014 г. «___» ______ 2014 г. Приказ №115 от 01.09.2014 г.
Рабочая программа
учебного предмета
МБОУ «Новоибрайкинская СОШ имени М.И.Абдрахманова»
Мотыгуллиной Ляйсан Нуримановны учителя I квалификационной категории
по химии в 8 классе
Рассмотрено и принято на заседании педагогического совета протокол № 1 от «29» августа 2014 года.
2014-2015 учебный год
Пояснительная записка.
Статус документа.
Исходными документами для составления примерной рабочей программы явились:
1.Федеральный компонент государственного образовательного стандарта , утверждённый Приказом Минобразования РФ №1089 от 05. 03.2004
2.Примерная программа, созданная на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта по химии
3.Учебный план МБОУ “Новоибрайкинская СОШ” на 2014-2015 учебный год
Общая характеристика учебного предмета
Программа выполняет две основные функции: Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета. Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.Рабочая программа составлена на основе Программы основного общего образования по химии,соответствующей федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования(базовый уровень).
Изучение химии в основной школе направлено на достижение следующих целей:
- освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;
- овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;
- развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
- воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
- применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Весь теоретический материал курса химии для 8классаструктуирован по разделам: «Первоначальные химические понятия», « Кислород,Горение», «Водород», «Растворы. Вода»,« Основные классы неорганических соединений», «Периодический закон и периодическая таблица химических элементов Д.И.Менделеева. Строение вещества. Химическая связь. Строение вещества», «Закон Авогадро. Молярный объем газов», «Галогены».Содержание этих учебных блоков в авторских программах направлено на достижение целей химического образования.
В курсе 8 класса учащиеся знакомятся с первоначальными понятиями: атом, молекула, простое и сложное вещество, физические и химические явления, валентность; закладываются простейшие навыки в написании знаков химических элементов, химических формул простых и сложных веществ, составлении несложных уравнений химических реакций; даются понятия о некоторых химических законах: атомно – молекулярном учении, законе постоянства состава, законе сохранения массы вещества; на примере кислорода и водорода углубляются сведения об элементе и веществе. Учащиеся изучают классификацию простых и сложных веществ, свойства воды, оксидов, кислот, оснований, солей; закрепляют практические навыки, необходимые при выполнении практических и лабораторных работ. Изучаются структура периодической системы химических элементов Д.И.Менделеева, периодический закон, виды химической связи.
Важными формами деятельности учащихся являются:
- практическая деятельность учащихся по проведению наблюдений, постановке опытов, описанию экологических последствий при использовании и преобразовании окружающей среды;
- развитие практических умений в работе с дополнительными источниками информации: энциклопедиями, справочниками, словарями, научно-популярной литературой для среднего подросткового возраста, ресурсами Internet и др.
В преподавании курса химии используются следующие формы работы с учащимися:
- работа в малых группах (2-5 человек);
- проектная работа;
- подготовка сообщений, рефератов;
- информационно-поисковая деятельность;
- выполнение практических и лабораторных работ.
Результаты обучения
- Приоритетной является практическая деятельность учащихся по проведению наблюдений, постановке опытов, описанию экологических последствий при использовании и преобразовании окружающей среды.
- Важное внимание обращается на развитие практических навыков и умений в работе с дополнительными источниками информации: энциклопедиями, справочниками, словарями, научно-популярной литературой, ресурсами Internet и др.
- Выдвижение гипотезы на основе житейских представлений или изученных закономерностей;
- Выбор условий проведения наблюдения или опыта, при которых меняется лишь одна величина, а все остальные остаются постоянными;
- Использование приборов для постановки опытов;
- Описание химических объектов и сравнение их по выделенным признакам; выполнение правил безопасности при проведении практических и лабораторных работ.
- Поиск необходимой информации в справочных изданиях (в том числе на электронных носителях, в сети Internet);
- Использование дополнительных источников информации при решении учебных и расчетных задач; работа с текстами естественнонаучного характера (пересказ; выделение в тексте терминов, описаний наблюдений и опытов; составление плана; заполнение предложенных таблиц);
- Подготовка кратких сообщений с использованием естественнонаучной лексики и иллюстративного материала (в том числе компьютерной презентации в поддержку устного выступления);
- Корректное ведение учебного диалога при работе в малой группе сотрудничества;
- Оценка собственного вклада в деятельность группы сотрудничества; самооценка уровня личных учебных достижений по предложенному образцу.
Формы контроля знаний: контрольные работы; фронтальный и индивидуальный опрос; отчеты по практическим и лабораторным работам; творческие задания (защита рефератов и проектов).
Методические аспекты преподавания курса химии .
В рамках преподаваниякурса химии могут быть освоены и эффективно использованы современные информационные и коммуникационные технологии.
Рабочая программа рассчитана на 70 часов в 8 классе, из расчета - 2 учебных часа в неделю, из них: для проведения контрольных - 5 часов, практических работ - 6 часов.
Преобладающими формами текущего контроля знаний, умений и навыков являются самостоятельные и контрольные работы. Промежуточная и итоговая аттестация проводится согласно локальному акту образовательного учреждения в форме контрольных работ.При организации учебного процесса используются следующие формы: уроки изучения новых знаний, уроки закрепления знаний, комбинированные уроки, уроки обобщения и систематизации знаний, уроки контроля, практические и лабораторные работы, а также сочетание указанных форм.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ХИМИЯ
8класс 70 часов в год ( 2 часа в неделю)
НЕОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ
Тема 1. Первоначальные химические понятия (18 ч)
Предмет химии. Химия как часть естествознания. Вещества и их свойства. Чистые вещества и смеси. Способы очистки веществ: отстаивание, фильтрование, выпаривание, кристаллизация, дистилляция, хроматография. Физические и химические явления. Химические реакции. Признаки химических реакций и условия возникновения и течения химических реакций.
Атомы и молекулы. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Качественный и количественный состав вещества. Простые и сложные вещества. Химический элемент. Язык химии. Знаки химических элементов, химические формулы. Закон постоянства состава веществ.
Атомная единица массы. Относительная атомная и молекулярная массы. Количество вещества, моль. Молярная масса.
Валентность химических элементов. Определение валентности элементов по формулам их соединений. Составление химических формул по валентности.
Атомно-молекулярное учение. Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения. Классификация химических реакций по числу и составу исходных и полученных веществ.
Демонстрации. Ознакомление с образцами простых и сложных веществ. Способы очистки веществ: кристаллизация, дистилляция, хроматография. Опыты, подтверждающие закон сохранения массы веществ.
Химические соединения количеством вещества 1 моль. Модель молярного объема газов.
Лабораторные опыты. Рассмотрение веществ с различными физическими свойствами. Разделение смеси с помощью магнита. Примеры физических и химических явлений. Реакции, иллюстрирующие основные признаки характерных реакций. Разложение основного карбоната меди(II). Реакция замещения меди железом.
Практические работы
• Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Ознакомление с лабораторным оборудованием.
• Очистка загрязненной поваренной соли.
Расчетные задачи. Вычисление относительной молекулярной массы вещества по формуле. Вычисление массовой доли элемента в химическом соединении. Установление простейшей формулы вещества по массовым долям элементов. Вычисления по химическим уравнениям массы или количества вещества по известной массе или количеству одного из вступающих или получающихся в реакции веществ.
Тема 2. Кислород (5 ч)
Кислород. Нахождение в природе. Физические и химические свойства. Получение, применение. Круговорот кислорода в природе. Горение. Оксиды. Воздух и его состав. Медленное окисление. Тепловой эффект химических реакций.
Топливо и способы его сжигания. Защита атмосферного воздуха от загрязнений.
Демонстрации. Получение и собирание кислорода методом вытеснения воздуха, методом вытеснения воды. Определение состава воздуха.Коллекции нефти, каменного угля и продуктов их переработки.
Лабораторные опыты. Ознакомление с образцами оксидов.
Практическая работа. Получение и свойства кислорода.
Расчетные задачи. Расчеты по термохимическим уравнениям.
Тема 3. Водород (3 ч)
Водород. Нахождение в природе. Физические и химические свойства. Водород — восстановитель. Получение, применение.
Демонстрации. Получение водорода в аппарате Киппа, проверка водорода на чистоту, горение водорода, собирание водорода методом вытеснения воздуха и воды.
Лабораторные опыты. Получение водорода и изучение его свойств. Взаимодействие водорода с оксидом меди(II).
Тема 4. Растворы. Вода (6 ч)
Вода — растворитель. Растворимость веществ в воде. Определение массовой доли растворенного вещества. Вода. Методы определения состава воды — анализ и синтез. Физические и химические свойства воды. Вода в природе и способы ее очистки. Круговорот воды в природе.
Демонстрации. Анализ воды. Синтез воды.
Практическая работа. Приготовление растворов солей с определенной массовой долей растворенного вещества.
Расчетные задачи. Нахождение массовой доли растворенного вещества в растворе. Вычисление массы растворенного вещества и воды для приготовления раствора определенной концентрации.
Тема 5. Основные классы неорганических соединений (9 ч)
Оксиды. Классификация. Основные и кислотные оксиды. Номенклатура. Физические и химические свойства. Получение. Применение.
Основания. Классификация. Номенклатура. Физические и химические свойства. Реакция нейтрализации. Получение. Применение.
Кислоты. Классификация. Номенклатура. Физические и химические свойства. Вытеснительный ряд металлов Н. Н. Бекетова. Применение.
Соли. Классификация. Номенклатура. Физические и химические свойства. Способы получения солей.
Генетическая связь между основными классами неорганических соединений.
Демонстрации. Знакомство с образцами оксидов, кислот, оснований и солей. Нейтрализация щелочи кислотой в присутствии индикатора.
Лабораторные опыты. Опыты, подтверждающие химические свойства кислот, оснований.
Практическая работа. Решение экспериментальных задач по теме «Основные классы неорганических соединений».
Тема 6. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Строение атома (8 ч)
Первые попытки классификации химических элементов. Понятие о группах сходных элементов. Периодический закон Д. И. Менделеева. Периодическая таблица химических элементов. Группы и периоды. Короткий и длинный варианты периодической таблицы. Значение периодического закона. Жизнь и деятельность Д. И. Менделеева.
Строение атома. Состав атомных ядер. Электроны. Изотопы. Строение электронных оболочек атомов первых 20 элементов периодической системы Д. И. Менделеева.
Лабораторные опыты. Взаимодействие гидроксида цинка с растворами кислот и щелочей.
Тема 7. Строение веществ. Химическая связь (9 ч)
Электроотрицательность химических элементов. Основные виды химической связи: ковалентная неполярная, ковалентная полярная, ионная. Валентность элементов в свете электронной теории. Степень окисления. Правила определения степени окисления элементов. Окислительно-восстановительные реакции.
Кристаллические решетки: ионная, атомная и молекулярная. Кристаллические и аморфные вещества. Зависимость свойств веществ от типов кристаллических решеток.
Демонстрации. Ознакомление с моделями кристаллических решеток ковалентных и ионных соединений. Сопоставление физико-химических свойств соединений с ковалентными и ионными связями.
Тема 8. Закон Авогадро. Молярный объем газов (3 ч)
Закон Авогадро. Молярный объем газов. Относительная плотность газов. Объемные отношения газов при химических реакциях.
Расчетные задачи. Объемные отношения газов при химических реакциях.
Вычисления по химическим уравнениям массы, объема и количества вещества одного из продуктов реакции по массе исходного вещества, объему или количеству вещества, содержащего определенную долю примесей.
Тема 9. Галогены (6 ч)
Положение галогенов в периодической таблице и строение их атомов. Хлор. Физические и химические свойства хлора. Применение. Хлороводород. Соляная кислота и ее соли. Сравнительная характеристика галогенов.
Демонстрации. Знакомство с образцами природных хлоридов. Знакомство с физическими свойствами галогенов. Получение хлороводорода и его растворение в воде.
Лабораторные опыты. Распознавание соляной кислоты, хлоридов, бромидов, иодидов и иода. Вытеснение галогенов друг другом из раствора их соединений.
Практическая работа. Получение соляной кислоты и изучение ее свойств.
Требования к уровню подготовки обучающихся по учебному предмету «Химия»,
8 класс:
- называть изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре;
- определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, принадлежность веществ к различным классам органических соединений;
- характеризовать: элементы малых периодов по их положению в периодической системе Д.И.Менделеева; строение и химические свойства изученных органических соединений;
- объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения; природу химической связи (ионной, ковалентной, металлической); роль химии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика
- выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических и органических веществ;
- проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- безопасного обращения с веществами и материалами;
- экологически грамотного поведения в окружающей среде;
- оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;
- критической оценки информации о веществах, используемых в быту;
- приготовления растворов заданной концентрации.
Специальные умения, навыки и способы деятельности по учебному предмету «Химия»,
8 класс:
Учащиеся должны знать:
- химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ;
- важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объем, химическая реакция, классификация реакций;
- основные законы химии: сохранение массы веществ, постоянство состава, периодический закон.
Должны уметь:
- называть: химические элементы, соединения изученных классов;
- объяснять: физический смысл атомного (порядного) номера химического элемента, номер
группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д.И.Менделеева: закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных групп;
- характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И.Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; химические свойства основных классов неорганических веществ;
- определять: состав веществ по формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, тип химической связи в соотношениях;
- составлять: формулы неорганических соединений изученных классов; схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И.Менделеева, уравнения химических реакций;
- обращаться: с химической посудой и лабораторным оборудованием;
- распознавать опытным путем: кислород, водород, углекислый газ, растворы кислот и щелочей;
- вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количества вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции.
Учебно-тематический план
Название темы | Количество часов | Практические работы | Контрольные работы |
Тема1.Первоначальные химические понятия | 18 | 2 | 1 |
Тема 2. Кислород | 5 | 1 |
|
Тема 3. Водород | 3 |
|
|
Тема 4. Растворы. Вода | 6 | 1 | 1 |
Тема5. Основные классы неорганических соединений | 9 | 1 | 1 |
Тема6.Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Строение атома. | 8 | ||
Тема7. Строение веществ. Химическая связь. | 9 | 1 | |
Тема8. Закон Авогадро. Молярный объём газов. | 3 | ||
Тема9. Галогены. | 6 | 1 | 1 |
ИТОГО | 70 | 6 | 5 |
Требования к уровню подготовки обучающихся по учебному предмету «Химия»,
8 класс:
- называть изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре;
- определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, принадлежность веществ к различным классам органических соединений;
- характеризовать: элементы малых периодов по их положению в периодической системе Д.И.Менделеева; строение и химические свойства изученных органических соединений;
- объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения; природу химической связи (ионной, ковалентной, металлической); роль химии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика
- выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических и органических веществ;
- проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- безопасного обращения с веществами и материалами;
- экологически грамотного поведения в окружающей среде;
- оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;
- критической оценки информации о веществах, используемых в быту;
- приготовления растворов заданной концентрации.
Специальные умения, навыки и способы деятельности по учебному предмету «Химия»,
8 класс:
Учащиеся должны знать:
- химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ;
- важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объем, химическая реакция, классификация реакций;
- основные законы химии: сохранение массы веществ, постоянство состава, периодический закон.
Должны уметь:
- называть: химические элементы, соединения изученных классов;
- объяснять: физический смысл атомного (порядного) номера химического элемента, номер
группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д.И.Менделеева: закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных групп;
- характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И.Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; химические свойства основных классов неорганических веществ;
- определять: состав веществ по формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, тип химической связи в соотношениях;
- составлять: формулы неорганических соединений изученных классов; схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И.Менделеева, уравнения химических реакций;
- обращаться: с химической посудой и лабораторным оборудованием;
- распознавать опытным путем: кислород, водород, углекислый газ, растворы кислот и щелочей;
- вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количества вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции.
КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ
1. Оценка устного ответа.
Отметка «5»:
- ответ полный и правильный на основании изученных теорий;
- материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком;
- ответ самостоятельный.
Ответ «4»;
- ответ полный и правильный на сновании изученных теорий;
- материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.
Отметка «З»:
- ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный, несвязный.
Отметка «2»:
- при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя, отсутствие ответа.
2. Оценка экспериментальных умений.
Оценка ставится на основании наблюдения за учащимися и письменного отчета за работу.
Отметка «5»:
- работа выполнена полностью и правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы;
- эксперимент осуществлен по плану с учетом техники безопасности и правил работы с веществами и оборудованием;
- проявлены организационно - трудовые умения, поддерживаются чистота рабочего места и порядок (на столе, экономно используются реактивы).
Отметка «4»:
- работа выполнена правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы, но при этом эксперимент проведен не полностью или допущены несущественные ошибки в работе с веществами и оборудованием.
Отметка «3»:
- работа выполнена правильно не менее чем наполовину или допущена существенная ошибка в ходе эксперимента в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности на работе с веществами и оборудованием, которая исправляется по требованию учителя.
Отметка «2»:
- допущены две (и более) существенные ошибки в ходе: эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя;
- работа не выполнена, у учащегося отсутствует экспериментальные умения.
3. Оценка умений решать расчетные задачи.
Отметка «5»:
- в логическом рассуждении и решении нет ошибок, задача решена рациональным способом;
Отметка «4»:
- в логическом рассуждении и решения нет существенных ошибок, но задача решена нерациональным способом, или допущено не более двух несущественных ошибок.
Отметка «3»:
- в логическом рассуждении нет существенных ошибок, но допущена существенная ошибка в математических расчетах.
Отметка «2»:
- имеется существенные ошибки в логическом рассуждении и в решении.
- отсутствие ответа на задание.
4. Оценка письменных контрольных работ.
Отметка «5»:
- ответ полный и правильный, возможна несущественная ошибка.
Отметка «4»:
- ответ неполный или допущено не более двух несущественных ошибок.
Отметка «3»:
- работа выполнена не менее чем наполовину, допущена одна существенная ошибка и при этом две-три несущественные.
Отметка «2»:
- работа выполнена меньше чем наполовину или содержит несколько существенных ошибок.
- работа не выполнена.
При оценке выполнения письменной контрольной работы необходимо учитывать требования единого орфографического режима.
5. Оценка тестовых работ.
Тесты, состоящие из пяти вопросов можно использовать после изучения каждого материала (урока). Тест из 10—15 вопросов используется для периодического контроля. Тест из 20—30 вопросов необходимо использовать для итогового контроля.
При оценивании используется следующая шкала: для теста из пяти вопросов
• нет ошибок — оценка «5»;
• одна ошибка - оценка «4»;
• две ошибки — оценка «З»;
• три ошибки — оценка «2».
Для теста из 30 вопросов:
• 25—З0 правильных ответов — оценка «5»;
• 19—24 правильных ответов — оценка «4»;
• 13—18 правильных ответов — оценка «З»;
• меньше 12 правильных ответов — оценка «2».
6. Оценка реферата.
Реферат оценивается по следующим критериям:
• соблюдение требований к его оформлению;
• необходимость и достаточность для раскрытия темы приведенной в тексте реферата информации;
• умение обучающегося свободно излагать основные идеи, отраженные в реферате;
• способность обучающегося понять суть задаваемых членами аттестационной комиссии вопросов и сформулировать точные ответы на них.
№ | Тема урока | Кол-во часов | Характеристика деятельности учащихся или виды деятельности | Дата проведения | |
план | факт | ||||
Тема 1. НЕОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ. Первоначальные химические понятия (18 часов) | |||||
1 | Химия как часть естествознания. Понятие о веществе | 1 | Рассмотрение веществ с различными физическими свойствами. Демонстрации: -различные виды хим. посуды; -предметы, сделанные из разных веществ; -приборы для измерения веса, температуры. | 2.09 | |
2 | Практическая работа. Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Ознакомление с лабораторным оборудованием | 1 | Выполняют практическую работу | 5.09 | |
3 | Чистые вещества и смеси. Способы разделения смесей | 1 | Л Разделение смеси, состоящей из порошков железа и серы. Д Разделение смеси угля и речного песка отстаиванием, разделение сахара и речного песка фильтрованием с последующим упариванием раствора сахара, разделение смеси воды и растительного масла при помощи делительной воронки. | 9.09 | |
4 | Практическая работа. Очистка загрязненной поваренной соли | 1 | . Выполняют практическую работу | 12.09 | |
5 | Физические и химические явления | 1 | Изучение физических и химических явлений. Демонстрации: примеры химических и физическ. явлений.
| 16.09 | |
6 | Атомы и молекулы. Атомно-молекулярное учение. Вещества молекулярного и немолекулярного строения | 1 | Примеры веществ молекулярного (сахароза, иод) и немолекулярного (поваренная соль, железо) строения. Разложение воды электрическим током | 19.09 | |
7 | Простые и сложные вещества. Химический элемент | 1 | Ознакомление с образцами простых и сложных веществ, минералов и горных пород, металлов и неметаллов. | 23.09 | |
8 | Язык химии. Знаки химических элементов. Относительная атомная масса | 1 | Знакомство учащихся с химическими знаками наиболее часто упоминаемых элементов | 26.09 | |
9 | Закон постоянства состава веществ | 1 | Производить расчеты на основе закона постоянства состава | 30.09 | |
10 | Относительная молекулярная масса. Химические формулы | 1 | Упражняться в написании химических формул | 3.10 | |
11 | Массовая доля химического элемента в соединении | 1 | Нахождение массовой доли элемента в сложном веществе | 7.10 | |
12 | Валентность химических элементов. | 1 | Составление химических формул соединений по валентности определять валентность атомов по формулам соединений. | 10.10 | |
13 | Составление химических формул по валентности | 1 | Составление химических формул соединений по валентности определять валентность атомов по формулам соединений. | 14.10 | |
14 | Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения | 1 | Опыты, подтверждающие закон сохранения массы веществ: горение красного фосфора в закрытом сосуде, взаимодействие сульфата натрия и хлорида бария в закрытом сосуде. Технические весы с разновесами. | 17.10 | |
15 | Классификация химических реакций по числу и составу исходных и полученных веществ | 1 | Прокаливание медной пластинки, горение магния. Разложение основного карбоната меди(II). Реакция замещения меди железом. | 21.10 | |
16 | Моль — единица количества вещества. Молярная масса | 1 | Алгоритмы решения задач Решение задач на нахождение количества вещества. | 24.10 | |
17 | Решение расчетных задач по химическим уравнениям реакций | 1 | Алгоритмы решения задач | 28.10 | |
18 | Контрольная работа по теме «Первоначальные химические понятия» | 1 | Выполняют контрольную работу | 31.10 | |
| Тема 2. Кислород. (5 часов) | ||||
19 | Кислород, его общая характеристика и нахождение в природе. Получение кислорода и его физические свойства | 1 | обсуждение демонстрационного опыта — получения кислорода из пероксида водорода | 11.11 | |
20 | Свойства кислорода. Оксиды. Применение. Круговорот кислорода в природе | 1 | Ознакомление с образцами оксидов. | 14.11 | |
21 | Практическая работа. Получение и свойства кислорода | 1 | Выполняют практическую работу | 18.11 | |
22 | Воздух и его состав. Защита атмосферного воздуха от загрязнения | 1 | Определение состава воздуха (сжигание фосфора под колоколом). | 21.11 | |
23 | Горение и медленное окисление. Тепловой эффект химических реакций | 1 | Демонстрации: количественное определение кислорода в воздухе | 25.11 | |
Тема 3.Водород(3 часа) | |||||
24 | Водород, его общая характеристика и нахождение в природе. Получение водорода и его физические свойства | 1 | Получение и свойства водорода Демонстрации: получение водорода взаимодействием кислоты с цинком, обнаружение водорода и соли | 28.11 | |
25 | Химические свойства водорода. Применение | 1 | Демонстрации: 1)ознакомление с физическимими свойствами | 2.12 | |
26 | Повторение и обобщение по темам «Кислород», «Водород» | 1 | Соблюдать меры предосторожности при работе с химическими реактивами. | 5.12 | |
Тема 4. Растворы. Вода ( 6 часов) | |||||
27 | Вода — растворитель. Растворы. Насыщенные и ненасыщенные растворы. Растворимость веществ в воде | 1 | Растворение в воде сахара (соли), глины, керосина. Растворение серной кислоты в воде. | 9.12 | |
28 | Концентрация растворов. Массовая доля растворенного вещества | 1 | Приготовление ненасыщенных и насыщенных растворов. | 12.12 | |
29 | Практическая работа. Приготовление растворов солей с определенной массовой долей растворенного вещества | 1 | Приготовление раствора с определенной массовой долей растворенного вещества. | 16.12 | |
30 | Вода. Методы определения состава воды — анализ и синтез. Вода в природе и способы ее очистки | 1 | Сообщения учащихся | 19.12 | |
31 | Физические и химические свойства воды. Круговорот воды в природе | 1 | Обобщение Взаимодействие воды с натрием, магнием, оксидом кальция, оксидом фосфора(V). | 23.12 | |
32 | Контрольная работа по темам 2–4 | 1 | Решение заданий | 26.12 | |
Тема 5 Основные классы неорганических соединений ( 9 часов) | |||||
33 | Оксиды. Классификация. Номенклатура. Физические и химические свойства оксидов. Получение. Применение | 1 | Образцы оксидов. Взаимодействие кислотных и основных оксидов с водой; взаимодействие основных оксидов с кислотами; взаимодействие кислотных оксидов с основаниями (щелочами). | 13.01 | |
34 | Основания. Классификация. Номенклатура. Получение | 1 | Демонстрации. Получение нерастворимых оснований | 16.01 | |
35 | Физические и химические свойства оснований. Реакция нейтрализации | 1 | Демонстрация. Реакция нейтрализации | 20.01 | |
36 | Кислоты. Классификация. Номенклатура. Физические и химические свойства кислот | 1 | Действие растворов кислот на индикаторы (фенолфталеин, лакмус, метиловый оранжевый), взаимодействие кислот с металлами. | 23.01 | |
37 | Соли. Классификация. Номенклатура. Способы получения солей | 1 | самостоятельная работа с учебником | 27.01 | |
38 | Физические и химические свойства солей | 1 | фронтальная беседы, работа в группах, самостоятельная работы с учебником. | 30.01 | |
39 | Генетическая связь между основными классами неорганических соединений | 1 | Классифицируют неорганические вещества; составлять генетические ряды металла и неметалла; | 3.02 | |
40 | Практическая работа. Решение экспериментальных задач по теме «Основные классы неорганических соединений» | 1 | составить план решения задачи, определить перечень необходимых для этого реактивов и оборудования, | 6.02 | |
41 | Контрольное тестирование по теме «Важнейшие классы неорганических соединений» | 1 | Выполняют тестовую работу | 10.02 | |
Тема 6 Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Строение атома. | |||||
42 | Классификация химических элементов. Амфотерные соединения. | 1 | Л. Взаимодействие гидроксида цинка с растворами кислот и щелочей. | 13.02 | |
43 | Периодический закон Д. И. Менделеева | 1 | Взаимодействие оксидов Na, Mg, P, S с водой, исследования свойств полученных продуктов | 17.02 | |
44 | Периодическая таблица химических элементов. Группы и периоды | 1 | Анализ периодической системы химических элементов | 20.02 | |
45 | Строение атома. Состав атомных ядер. Изотопы. Химический элемент | 1 | составление с учащимися обобщающей таблицы | 24.02 | |
46 | Строение электронных оболочек атомов первых 20 элементов периодической системы Д. И. Менделеева. Современная формулировка периодического закона | 1 | Характеристика химического элемента по положению его в периодической таблице элементов с дополнениями | 27.02 | |
47 | Состояние электронов в атомах. Периодическое изменение свойств химических элементов в периодах и главных подгруппах | 1 | составление электронных формул первых 20 элементов | 3.03 | |
48 | Значение периодического закона. Жизнь и деятельность Д. И. Менделеева | 1 | Сообщение учащихся фронтальная беседа | 6.03 | |
49 | Повторение и обобщение по теме: «Строение атома.» | 1 | работа в группах или парах, фронтальная беседа, самостоятельная работа. | 10.03 | |
Тема 7. Строение веществ. Химическая связь( 9 часов) | |||||
50 | Электроотрицательность химических элементов | 1 | Сравнивание электроотрицательность элементов, расположенных в одной подгруппе и в одном периоде периодической таблицы. | 13.03 | |
51 | Ковалентная связь | 1 | упражняются в умении составлять электронные формулы соединений и электронные схемы образования ковалентных (полярных и неполярных) соединений | 17.03 | |
52 | Полярная и неполярная ковалентные связи | 1 | упражняются в умении составлять электронные формулы соединений и электронные схемы образования ковалентных (полярных и неполярных) соединений | 20.03 | |
53 | Ионная связь | 1 | Составление схемы образования ионных соединений и их электронные формулы. | 3.04 | |
54 | Кристаллические решетки | 1 | Составление моделей молекул и кристаллов веществ с различными видами химической связи. | 7.04 | |
55 | Валентность и степень окисления. Правила определения степеней окисления элементов | 1 | Определение степени окисления элемента по формуле вещества и составлять формулы по известной степени окисления элементов. | 10.04 | |
56 | Окислительно-восстановительные реакции | 1 | алгоритм составления уравнения окислительно-восстановительной реакции, взаимодействия кальция с кислородом, методом электронного баланса. | 14.04 | |
57 | Повторение и обобщение по теме | 1 | Фронтальная беседа, работа в парах, индивидуальные задания. | 17.04 | |
58 | Контрольная работа по темам 6 и 7 | 1 | Выполняют контрольную работу | 21.04 | |
Тема 8. Закон Авогадро. Молярный объем газов ( 3 часа) | |||||
59 | Закон Авогадро. Молярный объем газов | 1 | На основании закона Авогадро и следствия из него школьники учатся производить расчеты. | 24.04 | |
60 | Относительная плотность газов | 1 | решение задач с использованием понятий «молярный объем», «количество вещества», «масса». | 28.04 | |
61 | Объемные отношения газов при химических реакциях | 1 | Решение задач | 1.05 | |
| Тема 9. Галогены ( 6 часов) | ||||
62 | Положение галогенов в периодической таблице и строение их атомов. Хлор. Физические и химические свойства хлора. Применение | 1 | Работа с текстом учебника | 5.05 | |
63 | Хлороводород. Получение. Физические свойства | 1 | Демонстрации: Взаимодействие соляной кислоты с металлами, оксидами металлов и с основаниями | 8.05 | |
64 | Соляная кислота и ее соли | 1 | Демонстрации. Качественная реакция на соляную кислоту и ее соли. | 12.05 | |
65 | Сравнительная характеристика галогенов | 1 | Работа с учебником | 15.05 | |
66 | Практическая работа. Получение соляной кислоты и ее свойства | 1 | строгое соблюдение правил техники безопасности | 19.05 | |
67 | Контрольная работа по темам 8 и 9 | 1 | Выполняют контрольную работу | 22.05 | |
68 | Анализ контрольной работы | 1 | 26.05 | ||
69 | Итоговая контрольная работа | 1 | 29.05 | ||
70 | Анализ контрольной работы | 1 | 29.05 |
Учебно – методический комплект:
Для учителя:
Гара Н.Н. Химия. Программы общеобразовательных учреждений Пособие для учителей общеобразовательных учреждений Базовый уровень Москва Просвещение, 2010
Троегубова Н.П. Контрольно-измерительные материалы. Химия: 8 класс Москва Вако, 2011
Горковенко М.Ю. Поурочные разработки по химии 8 класс Москва Вако,2004- 284 с.
Гаврусенко Н.П. Проверочные работы по неорганической химии : Дидактический материал для 8 класса.: Пособие для учителя.- М.: Просвещение, 1990.- 64с.
Халиуллин Р.И. Неорганик химиядән дидактик материаллар. 8-9 класслар очен. Казан Магарф, 2001. -152 б.
Для учащихся:
Рудзитис Г.Е. , Фельдман Ф.Г. Химия 8 класс Казань. Магариф, 2001
MULTIMEDIA – поддержка предмета:
Учебно-электронное издание Химия (8-11 класс) Виртуальная лаборатория
Приложение
Контрольная работа №1 по теме «Первоначальные химические понятия».
Контрольная работа №2 по темам «Кислород. Водород. Растворы. Вода».
Контрольная работа №3 по теме «Основные классы неорганических соединений. Периодический закон».
Контрольная работа № 4 по теме«Строение веществ. Химическая связь. Галогены». Итоговая контрольная работа по курсу неорганической химии 8 класса.
Контрольная работа №1 по теме «Первоначальные химические понятия».
Вариант 1.
1. Определите валентность химических элементов по формулам соединений:
ВаВr2 ,NaH,N2O, P2O3.
2. Составить формулы соединений, в состав которых входят следующие элементы : водород и селен; углерод и кислород; кальций и азот.
3. Расставьте коэффициенты в уравнении химических реакций:
Fe +F2 = FeF3
Zn + Hcl = ZnCl2 + H2
Для последнего уравнения рассчитать массу цинка. Необходимую для получения 6г водорода.
4. Допишите уравнение реакции:
Rb+O2=? H2+Cl2 =?
5. Вычислить массу 6 моль сероводорода H2S. Сколько молекул H2S содержится в этом количестве вещества? Сколько атомов водорода и серы содержится в этом же количестве? Чему равна массовая доля серы в Н2S?
Вариант 2.
1. Определите валентность химических элементов по формулам соединений:
FeBr2, CH4, N2O3, SO3.
2. Составить формулы соединений, в состав которых входят следующие элементы : водород и кальций; железо(II) и кислород; натрий и азот.
3. Расставьте коэффициенты в уравнении химических реакций:
Li+O2= Li2O
Al+HCl=AlCl3+H2
Для последнего уравнения рассчитать массу алюминия, израсходованную получение 1г водорода.
4. Допишите уравнение реакции:
Mg+O2=? Ba+S=?
5. Вычислить массу 7 моль дисульфида FeS2. Сколько молекул FeS2 содержится в этом количестве вещества? Сколько атомов железа и серы содержится в этом же количестве? Чему равна массовая доля железа в дисульфиде железа FeS2?
Контрольная работа №2 по темам «Кислород. Водород. Растворы. Вода»
Вариант 1.
1. Основные физические и химические свойства кислорода. Получение кислорода в лаборатории.
2. Осуществить превращения и дать названия полученным соединениям:
H2S---------H2------HCl------H2------Hg
3. В 420г дистиллированной воды растворили 80г соли. Вычислите содержание расворенного вещества в полученном растворе в процентах.
4. Дописать уравнения химической реакции:
SO3+H2O=...... Ca+H2O=....
….+H2O=LiOH …H2SO4=MgSO4+....
Вариант 2.
1. Основные физические и химические свойства водорода. Получение водорода в лаборатории.
2. Осуществить превращения и дать названия полученным соединениям:
H2O-------О2------СО2------СаСО3
Li2O
3. В 360 г раствора, массовая доля вещества в котором 0,25, добавили 140г воды. Вычислить массовую долю растворенного вещества в полученном растворе.
4. Дописать уравнения химических реакций:
СО2+ H2O=......
.....+H2O= КОН
Zn+H2O=.....
….+H2SO4=FeSO4+.....
Контрольная работа №3 по теме «Основные классы неорганических соединений».
Вариант 1.
1. Осуществите следующие превращения. Дайте названия полученным соединениям:
Mg 1 MgS 2 MgCl2 3 MgCO3
4↓ 5↓ 6↑
H2 7 Cu Mg(OH)2
Реакцию1 рассмотрите как окислительно-восстановительную, укажите окислитель и восстановитель, определите степени окисления элементов.
2. Определите число протонов и, нейтронов и электронов в атомах изотопов: 28Si и 40K.
Изобразите схему строения атомов лития, хлора.
3. Дайте краткую характеристику элементов натрия и фосфора, их соединений на основании положения в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева. Как и почему изменяются свойства химических элементов и их соединений в пределах одного периода?
4. Кислород образует связи с магнием, водородом, серой. Определите степени окисления элементов в данных соединениях. Укажите тип химической связи в каждом из соединений. Какие из связей наименее и наиболее полярны? В сторону какого из атомов происходит сдвиг электронной плотности?
5. В реакции алюминия с серной кислотой образовалось 68,4г сульфата алюминия. Вычислить массу и количество алюминия, вступившего в реакцию.
Вариант 2.
1. Осуществите следующие превращения. Дайте названия полученным соединениям.
SO3 1 H2SO4 2 NaHSO4 3 Na2SO4 4 BaSO4
5↓ 6↓
Al2(SO4)3 H2
Реакцию 6 рассмотрите как окислительно-восстановительную, укажите окислитель и восстановитель, определите степени окисления элементов.
2. Определите число протонов и, нейтронов и электронов в атомах изотопов: 18F и 121Sb.
Изобразите схему строения атомов бора, фосфора.
3. Дайте краткую характеристику элементов кислорода и серы, их соединений на основании положения в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева. Как и почему изменяются свойства химических элементов и их соединений в пределах одной подгруппы?
4. Кальций образует связи с кислородом, водородом,фтором. Определите степени окисления элементов в данных соединениях. Укажите тип химической связи в каждом из соединений. Какие из связей наименее и наиболее полярны? В сторону какого из атомов происходит сдвиг электронной плотности?
5. В реакции образовалось 14,2г оксида фосфора (V). Рассчитать массу и количество вещества израсходованного кислорода.
Контрольная работа №4 по теме «Строение веществ. Химическая связь. Галогены».
Вариант 1.
1. Определите относительную плотность фтора по воздуху.
2. Вычислить какой объем водорода потребуется для получения 50 м3 бромоводорода(н.у.).
3. Осуществите превращения:
NaCl→HCl→MnCl2→Mn
↓ ↓
Cl2 H2→HI→KI→I2
Дайте названия полученным соединениям. Укажите окислительно-восстановительные реакции. В одной из них (любой) укажите окислитель и восстановитель, а так же изменение степеней окисления элементов.
4. Сформулируйте закон Авагадро, а так же следствие из этого закона.
5. Какое количество цинка прореагирует с соляной кислотой, взятой в избытке, для получения 11,2 л водорода (н.у.)?
Вариант 2.
1. Определите относительную плотность хлороводорода по воздуху.
2. Вычислить какой объем фтора потребуется для получения 100 л хлора из хлорида калия(н.у.).
3. Осуществите превращения:
Br2→HBr→AlBr3→Al(OH)3
↓ ↓
I2 H2→ Ag →AgBr
Дайте названия полученным соединениям. Укажите окислительно-восстановительные реакции. В одной из них (любой) укажите окислитель и восстановитель, а так же изменение степеней окисления элементов.
4. Как получают хлор в лаборатории? Что вам известно о применении галогенов и их соединений?
5. Какое количество алюминия прореагирует с бромоводородной кислотой, взятой в избытке, для получения 5,6л водорода(н.у)?
Итоговая контрольная работа по курсу неорганической химии 8 класса.
Вариант 1.
1. Составьте электронную формулу атома элемента №15 и формулы его оксида, водородного соединения, соединения с кальцием.
2. Как изменяются (усиливаются или ослабевают) неметаллические свойства в ряду:В→С→N→O? Атом, какого из перечисленных элементов обладает наименьшим радиусом?
3. Даны химические формулы следующих веществ:
K2S, Cr(OH)3, BaCO3, LiOH, MgBr2, Al2O3, FeCl2,H3PO4,ZnO, CO2, H2SiO3.
Выписать отдельно формулы кислот, оснований, солей, оксидов. Дать названия соединениям.
4. Напишите уравнения химических реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения, укажите тип каждой реакции:
Hg ← Mg→ MgO→ MgSO4
↓ ↓ ↓
MgBr2 MgCO3 Mg(OH)2
Укажите вид химической связи в молекуле бромида магния.
Уравняйте методом электронного баланса одну окислительно-восстановительную реакцию(любую).
5. Решите задачу:
Какой объем кислорода потребуется для окисления 2,7 г алюминия?
Вариант 2.
1. Составьте электронную формулу атома элемента №20 и формулы его оксида, гидроксида, фторида.
2. Как изменяются (усиливаются или ослабевают) металлические свойства в ряду:Na→Mg→Al? Атом, какого из перечисленных элементов обладает наибольшим радиусом?
3. Даны химические формулы следующих веществ:
СuCl2, Fe(OH)3, Sr3(PO4)2,KOH, MnF2, P2O5, PbSO3, H2SO4,NiO, K2O, H2SO4.
Выписать отдельно формулы кислот, оснований, солей, оксидов. Дать названия соединениям.
4. Напишите уравнения химических реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения, укажите тип каждой реакции:
Pb← Zn →ZnO →ZnSO4
↓ ↓ ↓
ZnI2 ZnCO3 Zn(OH)2
Укажите вид химической связи в молекуле иодида цинка.
Уравняйте методом электронного баланса одну окислительно-восстановительную реакцию(любую).
5. Решите задачу:
Какой объем кислорода потребуется для окисления 6 г углерода?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна
Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...
Рабочая программа по химии (класс естественнонаучный)
Рабочая программа по химии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования.Рабочая программа конкретизирует содержание предметных ...
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Рабочая программа по химии для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна
Рабочая программа по химии для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...
Рабочая программа по химии для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна
Рабочая программа по химии для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...
Рабочая программа по химии для 10-11 классов, составленная на основе авторской программы М.Н.Афанасьева, Москва "Просвещение" 2017г к учебникам " Химия.10 класс" и ""Химия. 11класс" Г.Е Рудзитиса ФГ Фельдмана, Москва "Просвещение"
Данная рабочая программа реализуется в учебниках для общеобразовательных учреждений авторов Г.Е. Рудзитиса и Ф.Г. Фельдмана «Химия. 10 класс» и «Химия 11 класс». Рабочая ...
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...