поурочные планы по химии 9 класс
план-конспект урока по химии (9 класс) на тему

Хангалова Светлана Баировна

поурочные планы по химии 9 класс по учебнику О.С. Габриеляна, 2 часа в неделю

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл no_20-28.docx36.51 КБ
Файл no26-41_9kl.docx44.21 КБ
Файл no31-32nem.docx18.82 КБ
Файл no1_organika.docx12.32 КБ
Файл no2_alkany.docx29.64 КБ

Предварительный просмотр:

Урок 18 АЛЮМИНИЙ: ЕГО ФИЗИЧЕСКИЕ И ХИМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА

Элементы содержания: алюминий.

Требования к уровню подготовленности выпускников.

Уметь: характеризовать алюминий на основании его положения в Периодической системе и строения атома; составлять уравнения реакций с участием алюминия.

Цели: продолжить формировать у учащихся представления о переходных химических элементах; формировать умения составлять уравнения химических реакций с участием простых веществ.

Оборудование: алюминий (фольга, порошок, стружка, пластинки, гранулы), растворы соляной кислоты, сульфата меди, гидроксида натрия; пробирки, спиртовка, ступка с пестиком, йод кристаллический, пипетка.

        Ход урока        

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Ответы у доски: подтвердить уравнениями реакций основный характер оксида магния, гидроксида кальция; проверка упр. 4; упр. 5; устно: применение соединений магния и кальция человеком; нахождение этих соединений в природе.

ПI. Изучение нового материала.

Охарактеризуйте строение атома алюминия по его положению в ПСХЭ.

Почему алюминий проявляет переходные свойства?

Опишите физические свойства алюминия.

  • Алюминий химически активен, он может реагировать с неметаллами, водой, кислотами. Почему же тогда из алюминия делают посуду? Оказывается, на его поверхности образуется очень прочная оксидная плёнка, которая предохраняет алюминий от воздействия факторов внешней среды. Для того чтобы алюминий начал реагировать, с его поверхности нужно удалить оксидную плёнку.
  • Запишите уравнение окисления алюминия кислородом воздуха:

А1 + 02 -> ……;

порошок алюминия реагирует с йодом в присутствии влаги (вода - катализатор):

А1 + J2 -> ……. (демонстрационный опыт);

вспомните, что образуется при взаимодействии алюминия с водой, запишите уравнение реакции:

2А1 + 6Н20 -> 2А1(ОН)3+ЗН2. (Условия?)

Алюминий реагирует с соляной кислотой:

2А1 + 6НСl -> 2А1С13 + ЗН2 (опыт) и со щелочами:

2А1 + 2NаОН + 2Н20 -> 2NаАlO2 + ЗН2 (опыт);

или 2А1 + 2NаОН + 6Н20- →2Na [Al(0H)4]+ЗH2.

Это подтверждает его переходные свойства.

Алюминий используют в алюминотермии: ЗFе304 + 8Al → А12О3 + 9Fе;

алюминий может вытеснять металлы из растворов их солей:

2А1 + ЗСuСl2 → 3Сu + 2А1С13 (опыт).

Применение алюминия.

IV. Закрепление материала.  Упр. № 2 к § 13

V. Домашнее задание: § 13, упр. 1, повторить § 2.

Урок    СОЕДИНЕНИЯ АЛЮМИНИЯ

Элементы содержания: амфотерность оксида и гидроксида алюминия.

Требования к уровню подготовленности выпускников.

Уметь: составлять уравнения реакций с участием соединений алюминия.

Цель: продолжить формирование умений составлять уравнения реакций с участием амфотерных соединений.

Оборудование: растворы хлорида алюминия, гидроксида натрия, соляной кислоты, карбоната натрия, таблицы «Соединения алюминия в природе», образцы минералов и горных пород.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Опрос у доски: химические свойства алюминия;

Устно: перечислить физические свойства алюминия; объяснить, исходя из электронного строения, почему у алюминия переходные свойства; почему свойства бериллия и алюминия сходны? Проверка упр.1.

ПI. Изучение нового материала.

Вспомните, какие соединения называют амфотерными.

Как можно получить гидроксид алюминия? Как доказать его амфотерность?

Учитель проводит опыты, ученики записывают уравнения реакций:

А1С13 + NaОН    NаС1 + А1(ОН)3

А1(ОН)3 + 3НС1 -> А1С13 + ЗН2О

А1(0Н)3 + NаОН  →Na[Al(OH)4] или НАlO2 + NаОН -> NаАlO2 + H20

Гидроксид алюминия разлагается при нагревании: 2А1(ОН)3  → А12О3+3Н20

Оксид алюминия химически пассивен и реагирует с концентрированными кислотами и щелочами при нагревании:

А12О3 + 6HСl (к) → 2AlСl3 + 3Н2O  

А12О3+2NаОН (к) → NаАlO2 +Н20

Из расплава оксида алюминия электролизом получают Al: глсктролиз ,900°С

                                                                                              2А1203        4Al + 3O2

Распознать ионы алюминия можно так:

1)        при добавлении к соли алюминия щёлочи выпадает белый осадок, растворяющийся в избытке щёлочи;

2)        при добавлении к соли алюминия карбоната натрия выпадает осадок А1(ОН)з и выделяется углекислый газ:

IV. Закрепление материала.  Упр. № 5 к § 13

V. Домашнее задание: § 13, упр. 4, повторить § 2.

Урок № 20  РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ НА РАСЧЕТ ВЫХОДА ПРОДУКТА ОТ ТЕОРЕТИЧЕСКИ ВОЗМОЖНОГО

Элементы содержания: вычисления по химическим уравнениям.

Требования к уровню подготовленности выпускников.

Уметь: вычислять количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции.

Цель: сформировать умение решать задачи на выход продукта, продолжить формирование навыков решения задач по уравнению реакции.

Оборудование: кодоскоп, кодотранспарант с образцом решения задачи.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Опрос у доски:

получение и химические свойства гидроксида алюминия;

химические свойства оксида алюминия,  его применение человеком;

упр. 6;      упр. 5,    распознавание иона алюминия.

Устный опрос: какие соединения алюминия встречаются в природе, как они используются человеком?  

Задание. Как различить растворы хлоридов магния и алюминия?

ПI. Изучение нового материала.

В 8 классе мы решали задачи, связанные с понятием «доля»: массовая доля растворённого вещества в растворе, массовая доля примесей в веществе, объёмная доля кислорода в воздухе и т. д. Сегодня мы познакомимся с задачами, в которых вычисляется массовая или объёмная доля выхода продукции реакции. Количество продукта, рассчитанное по уравнению реакции, -это теоретический выход, он соответствует 100 %. Практический выход, то есть реально полученное количество вещества, меньше 100 %, (ⱳ)

  • Сколько л водорода выделится при действии избытка соляной кислоты на 2,7 г алюминия, если выход водорода составляет 90 % от теоретического?

IV. Закрепление.

Фронтальное решение задач.

1) Выход железа при взаимодействии железной окалины с алюминием составляет 85 %. Сколько г железа можно получить из 1 кг железной окалины?

2) Выход водорода в реакции взаимодействия натрия с водой составляет 95 %. Сколько литров водорода получится при растворении в воде 2,3 г натрия?

V. Домашнее задание:

решать задачи после § 1, упр. 8;

§ 8, упр. 3;

§ 11 упр. 2;

§ 13, упр. 7 (проверка через урок);

Подготовиться к ПР «Соединения металлов 1А-IIIА подгрупп»

Урок № 19      ЖЕЛЕЗО. ФИЗИЧЕСКИЕ И ХИМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА

Элементы содержания: железо.

Требования к уровню подготовленности выпускников.

Уметь: составлять уравнения реакций с участием железа.

Цель: сформировать представление о химических свойствах железа, зависимости проявляемой им степени окисления от природы окислителя.

Оборудование: железо (порошок, булавка, пластина), сера, колба с кислородом, соляная кислота, сульфат меди, спиртовка, спички.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Опрос у доски:

1. Получение и химические свойства гидроксида алюминия;

2. Химические свойства оксида алюминия,  его применение человеком;

3. упр. 6;      упр. 5,    

Устный опрос: какие соединения алюминия встречаются в природе, как они используются человеком?  

ПI. Изучение нового материала.

План изучения.

1. Положение железа в ПСХЭ.

2. Нахождение в природе.

3. Физические свойства.

4. Химические свойства.

5. Получение и применение железа.  

IV. Закрепление.

Фронтальное решение задач из параграфа к учебнику.

V. Домашнее задание:

§ 14, упр. 1-3;

Подготовиться к ПР «Соединения металлов 1А-IIIА подгрупп»

Урок № 24    СОЕДИНЕНИЯ ЖЕЛЕЗА Fe+2 и Fe +3

Элементы содержания: оксиды, гидроксиды и соли железа.

Требования к уровню подготовленности выпускников.

Уметь: характеризовать связь между составом, строением и свойствами веществ, составлять уравнения реакций с участием соединений железа (II) и (III).

Цель: развивать умения учащихся составлять уравнения реакций с участием всех классов неорганических веществ; сформировать знания учащихся о качественных реакциях на ионы железа.

Оборудование: сульфат железа (П), хлорид железа (III), гидроксид натрия, красная и жёлтая кровяные соли, роданид калия.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Опрос у доски:

1. Положение железа в ПСХЭ.

2. Нахождение в природе.

3. Физические свойства.

4. Химические свойства.

5. Получение и применение железа.  

ПI. Изучение нового материала.

План изучения.

1.Соединения с валентностью 2

А) оксид, его свойства

Б) гидроксид, его свойства.

2.Соединения с валентностью 3

А) оксид, его свойства

Б) гидроксид, его свойства.

3. Распознавание ионов Fe+2 и Fe +3

IV. Закрепление.

Фронтальное решение задания №4 к § 14.

V. Домашнее задание:

§ 14, упр. 5;

Подготовиться к ПР «Соединения металлов 1А-IIIА подгрупп»

Урок №22

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №3

«Получение и свойства соединений металлов I-IIIА групп»

Элементы содержания: щелочные и щелочноземельные металлы и их соединения. Алюминий. Амфотерность оксида и гидроксида.

Требования к уровню подготовленности выпускников.

Уметь: обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием; использовать приобретенные знания и умения для безопасного обращения с веществами и материала-ми; составлять уравнения реакций с участием металлов IА, IIА, IIIА подгрупп и их соединений.

Цели: развивать у учащихся навыки работы с химическими веществами и оборудованием; проверить усвоение важнейших химических свойств соединений металлов I-IIIА групп, качественных реакций на ионы Сa2+   Мg2+, Ва2+, А13+.

Оборудование: наборы для практической работы на каждом ученическом рабочем месте.

Ход урока

I. Организационный момент.

II.Выполнение практической работы.

1. Повторение Правил ТБ при работе в кабинете химии

2.Выполнение работы.

Опыт №1 «Получение амфотерного гидроксида Аl(ОН)3 реакцией обмена.

Опыт №2  «Доказательство амфотерности Аl(ОН)3 –взаимодействие с кислотами.  

Опыт №3  «Доказательство амфотерности Аl(ОН)3 –взаимодействие со щелочами.  

Опыт №4  «Докажите, что выданный вам раствор содержит ионы алюминия.

Опыт №5  «Осуществление цепочки превращений MgCl2 → Mg(OH)2 → MgSO4 → BaSO4 

3. Оформление результатов работы в тетрадях и формулирование выводов по работе».

III. Подведение итогов урока-практикума.

      IV. Домашнее задание ПР № 3

Карта-инструкция к практической работе №2

«Получение и свойства соединений металлов I-III А групп»

№ опыта

Название опыта

Как выполнять опыт

Опыт №1

«Получение амфотерного гидроксида Аl(ОН)3 реакцией обмена».

В чистую пробирку налить 3 мл. хлорида алюминия AlCl3, добавить к нему по каплям гидроксид натрия NaOH до изменения цвета.

Что наблюдали?

Какой можно сделать вывод о способе получении гидроксида алюминия?

Содержимое пробирки разделить на 2 пробирки.

Опыт №2

«Доказательство амфотерности Аl(ОН)3 –взаимодействие с кислотами».  

К осадку Аl(ОН)3 прилить 3 мл раствора соляной кислоты HCl.

Что наблюдаете?

Какой вывод можно сделать о свойствах Аl(ОН)3?

Опыт №3

«Доказательство амфотерности Аl(ОН)3 –взаимодействие со щелочами».  

К осадку Аl(ОН)3 прилить 3 мл раствора гидроксида натрия NaOH.

Что наблюдаете?

Какой вывод можно сделать о свойствах Аl(ОН)3?

Опыт №4

«Доказать, что выданный вам раствор содержит ионы алюминия».

В пробирку налить раствор соли алюминия. Необходимо доказать наличие иона алюминия. Для этого необходимо прилить раствор гидроксида натрия NaOH.  

Что наблюдаете?

Что является реактивом на ион алюминия?

Опыт №5

«Осуществление цепочки превращений MgCl2 → Mg(OH)2 → MgSO4 → BaSO4».

В чистую пробирку налейте раствор соли MgCl2 и затем в этой же пробирке осуществляйте все другие реакции, используя имеющиеся на столе реактивы.

Карта-инструкция к практической работе №3

«ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ ПО РАСПОЗНАВАНИЮ И ПОЛУЧЕНИЮ ВЕЩЕСТВ»

№ опыта

Название опыта

Как выполнять опыт

Опыт №1

«Получение гидроксида железа (II) Fe(ОН)2 реакцией обмена».

В чистую пробирку налить 3 мл. сульфата железа FeSO4, добавить к нему по каплям гидроксид натрия NaOH до изменения цвета.

Что наблюдали?

Какой можно сделать вывод о способе получении гидроксида железа (II)?  

Опыт №2

«Доказательство основных свойств Fe(ОН)2 –взаимодействие с кислотами».  

К осадку Fe(ОН)2 прилить 3 мл раствора соляной кислоты HCl.

Что наблюдаете?

Какой вывод можно сделать о свойствах Fe(ОН)2?

Опыт №3

«Получение гидроксида железа (III) Fe(ОН)3 реакцией обмена».

В чистую пробирку налить 3 мл. хлорида железа (III) FeCl3, добавить к нему по каплям гидроксид натрия NaOH до изменения цвета.

Что наблюдали?

Какой можно сделать вывод о способе получении гидроксида железа (III)?  

Опыт №4

«Доказательство основных свойств Fe(ОН)3 –взаимодействие с кислотами».  

К осадку Fe(ОН)3 прилить 3 мл раствора соляной кислоты HCl.

Что наблюдаете?

Какой вывод можно сделать о свойствах Fe(ОН)3?

Опыт №5

«Докажите, что выданный вам раствор содержит ионы железа».

В пробирку налить раствор соли железа. Необходимо доказать наличие иона железа. Для этого необходимо прилить раствор гидроксида натрия NaOH.  

Что наблюдаете?

Что является реактивом на ион железа?  

Опыт №6

«Осуществление цепочки превращений FeSO4, → Fe(OH)2 → FeCl2».

В чистую пробирку налейте раствор соли FeSO4, и затем в этой же пробирке осуществляйте все другие реакции, используя имеющиеся на столе реактивы.

Урок №20

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА  №3 «ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ ПО РАСПОЗНАВАНИЮ И ПОЛУЧЕНИЮ ВЕЩЕСТВ»

Элементы содержания: железо; оксиды, гидроксиды и соли железа (II) и (III).

Требования к уровню подготовленности выпускников.

Уметь: обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием; составлять уравнения реакций с участием железа и его соединений.

Цели: развивать у учащихся навыки работы с химическими реактивами и оборудованием; проверить усвоение химических свойств соединений железа.

Оборудование: наборы для практической работы на каждом ученическом рабочем столе.

Ход урока.

I. Организационный момент.

II.Выполнение практической работы.

1. Повторение Правил ТБ при работе в кабинете химии

2.Выполнение работы.

Опыт №1 «Получение гидроксида Fe(ОН)2 реакцией обмена».

Опыт №2  «Доказательство основных свойств Fe(ОН)2 –взаимодействие с кислотами».  

Опыт №3  «Получение гидроксида Fe(ОН)3 реакцией обмена».

Опыт №4  «Доказательство основных свойств Fe(ОН)3 –взаимодействие с кислотами».  

Опыт №5  «Докажите, что выданный вам раствор содержит ионы железа».

Опыт №5  «Осуществление цепочки превращений FeCl2 → Fe(OH)2 → FeSO4». Оформление результатов работы в тетрадях и формулирование выводов по работе».

III. Подведение итогов урока-практикума.

      IV. Домашнее задание Повторение темы.

Урок №21

Повторение и обобщение темы «Металлы».

Цель: актуализировать и обобщить знания о металлах.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Повторение, обобщение материала.

Контрольная работа по теме: «Металлы». Вариант №4. Часть А.

1.Какой из частиц соответствует электронная формула 1s22s22p63s23p64s23d5:

1).Ca                       2)Mn.                            3)V.                          4)Ti.

2.Какая химическая cвязь возникает между атомами элементa с порядковым номером 19:

1)ионной      2)ковалентной полярной    3) ковалентной неполярной   4)металлической

3.К амфотерным оксидам относится:

1)CaO                    2)Ga2O3                         3)SO2                       4)BaO

4.Высший оксид марганца соответствует формуле:

1)R2O7                     2)R2O5                         3)R2O3                       4)RO4

5.В какой из реакций можно получить воду:

1)Ca+HCl              2)Al2O3  +Cl2                  3) ZnO+HCl                     4)B2O3+HCl

6.У какого из атомов, электронные конфигурации которых приведены ниже, металлические свойства будут проявляться сильнее:

1)…3s2                   2)…4s2                         3)…5s2                                   4)…6s2

7.Свойства металлов, связанных с высокой подвижностью свободных электронов, сталкиваясь  с колеблющимися в узлах решетки ионами, электроны обмениваются с ними энергией называется:

1)теплопроводность   2)твердость          3)плотность             4)пластичность

8.Самопроизвольное разрушение металлов называется:

1)электролиз          2)гидролиз                3)коррозия               4)сплав

9.Сплав на основе алюминия, который по прочности равен стали, но легче ее в 3 раза называется:

1)латунь                 2)дюралюминий        3)бронза                  4)нихром

10.Плотность железа 7,864 г/см3, следовательно оно относиться:

1)тугоплавким       2)легким                     3)тяжелым              4)легкоплавким

11.Получение металлов на основе электролиза растворов или расплава называется:

1)электрометаллургия    2)пирометаллургия   3)гидрометаллургия   4)карботермия

Часть В.

12.Высший оксид марганца имеет формулу и проявляет свойства:

1)Mn2O7    2)Mn(OH)2   3)MnO   4)MnO2                a)основные  б)кислотные  в)амфотерные

13.Укажите окислитель и восстановитель, расставьте коэффициенты в реакции: ZnS+O2=ZnO+SO2

14. Установите соответствие: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго:

А)MgO                                                                        1)метаалюминиевая кислота

Б)Ca(OH)2                                                                  2)гашеная известь

В)K3[Fe(CN)6]                                                    3)ортоалюминиевая кислота

Г)HAlO2                                                              4)красная кровяная соль

                                                                                   5)жженая магнезия

                                                                                    Часть С.

15.Осуществите превращения:Mg→MgO  →MgCl2→ Mg(OH)2→Mg(NO3)2

                                                                                   ↓

                                                                               MgF2     

                     

16.Вычислите массу хлорида алюминия, образующегося при взаимодействии 81 г алюминия с соляной кислотой, если выход продукта реакции от теоретически возможного составляет 80%?

ПI. Домашнее задание:

Подготовиться к КР.  Повторить тему «Металлы», § 8-14.

Урок № 28

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ «МЕТАЛЛЫ И ИХ СОЕДИНЕНИЯ»

Цель: контроль за уровнем усвоения темы учащимися.

Оборудование: карточки с тестами контрольной работы; периодическая система, таблица растворимости, ряд напряжений металлов.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Выполнение контрольного теста.  

ПI. Домашнее задание: повторить  пар 1.



Предварительный просмотр:

Урок 26. Галогены

Новое содержание. Строение атомов галогенов, и их степени окисления, физические и химические свойства галогенов, изменение о-в свойств галогенов (от фтора к йоду).

Планируемые результаты обучения: знать свойства Г, понимать закономерности окислительных свойств Г вниз по группе.

Оборудование: периодическая таблица, план характеристики элемента.

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Повторение материала.

1. Положение неметаллов в ПС.

2. Физические свойства неметаллов.

3. Химические свойства неметаллов.

4. Воздух, его состав.

5. ХЭ в живых организмах.

6. Водород.

III. Изучение нового материала.

1. Положение Г в ПС.

2. Физические свойства Г.

3. Химические свойства Г.

4. Изменение окислительных свойств Г.

5. Характеристика Г.

IY. Закрепление материала.

Упр. № 2.

Y. Домашнее задание.  § 17. Упр. № 3.

Урок №  27. Соединения галогенов.

Новое содержание. Галогеноводороды. Галогеноводородные кислоты, качественные реакции на галогенид-ионы.

Планируемые результаты обучения: Знать важнейшие свойства галогеноводородных кислот, качественные реакции на галогенид-ионы.

Оборудование: периодическая таблица, план характеристики элемента.

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Повторение материала.

1. Положение Г в ПС.

2. Физические свойства Г.

3. Химические свойства Г.

4. Изменение окислительных свойств Г.

5. Характеристика Г.

III. Изучение нового материала.

1. Изменение ОВ свойств Г сверху вниз по группе.

2. Хлороводород, его получение.

3. Соляная кислота, ее получение и свойства: физические и химические.

4. Качественные реакции на галогенид-ионы. .

Ион

Реактив

Цвет осадка

Уравнение

F-

Ag+

Cl-

Ag+

Br-

Ag+

J-

Ag+

IY. Закрепление материала.

Упр. № 2.

Y. Домашнее задание.  § 18. Упр. № 3.

Урок № 29. Получение галогенов. Биологическое значение галогенов и их соединений.

Новое содержание. Получение Г электролизом расплавов и растворов солей, биологическое значение галогенов и их соединений, применение галогенов.

Планируемые результаты обучения: Знать важнейшие методы синтеза и области применения галогенов.

Оборудование: периодическая таблица, план характеристики элемента.

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Повторение материала.  

1. Изменение ОВ свойств Г сверху вниз по группе.

2. Хлороводород, его получение.

3. Соляная кислота, ее получение и свойства: физические и химические.

4. Качественные реакции на галогенид-ионы. .

III. Изучение нового материала.

1. Электролиз растворов.

2. Электролиз расплавов.

3.Применение галогенов.

Галоген

Области применения

IY. Закрепление материала.

Упр. № 1.

Y. Домашнее задание.  § 19. Упр. № 3.

Урок №28 Практическая работа № 4

«Получение соляной кислоты и изучение ее свойств»

Планируемые результаты обучения:

 уметь проводить опыт получения соляной кислоты;

 уметь обнаруживать соляную кислоту в растворе;

 уметь проводить опыты по изучению химических свойств соляной кислоты;

Оборудование. Штатив с пробирками. Г-образная стеклянная трубка, держатель для пробирок, спиртовка.

Реактивы. См. ПР-9

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Выполнение работы.

А.

  • Ознакомление учащихся с правилами ТБ при работе в химической лаборатории,
  • как нужно определить запах незнакомого вещества,
  • зажигать и гасить спиртовку,
  • перемешивать жидкость в пробирке
  • нагревать пробирку с веществом на пламени спиртовки,
  • знакомство с прибором для получения хлороводорода,

Б.

Выполнение работы

  • собрать прибор для получения хлороводорода;
  • получить хлороводород;
  • растворить его в воде и получить раствор соляной кислоты;
  • исследовать свойства соляной кислоты, выполнив реакции взаимодействия ее с:
  •  металлом (цинк),
  • оксидом металла (оксид кальция),
  • основанием (гидр. натрия),
  • солью более слабой кислоты;
  • осуществить качественную реакцию на хлорид-ион.

Необходимо обратить внимание учащихся на правильную организацию рабочего места, чистоту и порядок на столе, а так же попросить ставить посуду и приборы на середину стола, а не на край.

В. Оформление записей, выполнение рисунков, выводы по работе.

III. Домашнее задание. Практическая работа № 4.

Урок № 30. Кислород.

Новое содержание. Кислород в природе, химические свойства кислорода, горение и медленное окисление, дыхание и фотосинтез, получение и применение кислорода.

Планируемые результаты обучения: Знать важнейшие свойства кислорода и области его применения.

Оборудование: периодическая таблица, план характеристики элемента.

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Повторение материала.

Тест по теме «Галогены».

III. Изучение нового материала.

1. Положение кислорода в ПС.

2. Физические свойства кислорода.

3. Химические свойства кислорода.

4. Получение.

5. Применение.

6. Вода.

IY. Закрепление материала.

Упр. № 2.

Y. Домашнее задание.  § 20. Упр. № 3.

Урок № 31. Сера.

Новое содержание. Сера: строение атома и степени окисления, аллотропия, химические свойства серы. Сера в природе, биологическое значение и применение серы.

Планируемые результаты обучения: Знать важнейшие свойства серы, биологическое значение и области ее применения.

Оборудование: периодическая таблица, план характеристики элемента.

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Повторение материала.

Тест по теме «Кислород».

III. Изучение нового материала.

1. Положение серы в ПС.

2. Физические свойства серы.

3. Химические свойства серы.

4. Получение серы.

5. Применение серы.

6. ОВ свойства серы.

IY. Закрепление материала.

Упр. № 3.

Y. Домашнее задание.  § 21. Упр. № 2.

Урок № 32. Соединения серы.

Новое содержание. Сероводород и сульфиды, сернистый газ, сернистая кислота, сульфиты, серная кислота. .

Планируемые результаты обучения: Знать важнейшие соединения серы и их свойства, биологическое значение и области ее применения.

Оборудование: периодическая таблица, план характеристики элемента.

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Повторение материала.

Тест по теме «Кислород».

III. Изучение нового материала.

1. Степени окисления серы и соединения со с/о: -2, 0, +4, +6. .

2. Сероводород и сульфиды .

3. Сернистый газ и сернистая кислота.

4. Серная кислота и сульфаты.

IY. Закрепление материала.

Упр. № 3.

Y. Домашнее задание.  § 22. Упр. № 2.

Урок № 33.Серная кислота: свойства, получение, применение.

Новое содержание. Серная кислота: химические свойства, окислительные свойства, получение, применение.  

Планируемые результаты обучения: Знать важнейшие свойства серной кислоты, биологическое значение и области ее применения.

Оборудование: периодическая таблица, таблица растворимости..

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Повторение материала.

Тест по теме «Соединения серы».

III. Изучение нового материала.

1. Структурная формула серной кислоты. .

2. Физические свойства серной кислоты.

3. Химические свойства серной кислоты.

Свойство

Пример

Диссоциация

С основными оксидами

С основаниями

С солями более слабых кислот

Свойства разбавленной кислоты

Свойства концентрированной кислоты

Качественная реакция на сульфат-ион

4. Получение серной кислоты.

5. Применение серной кислоты.

IY. Закрепление материала.

Упр. № 3.

Y. Домашнее задание.  § 22 Упр. № 2.

Урок №34 Практическая работа № 5

«Экспериментальные задачи по теме «Подгруппа кислорода»

Планируемые результаты обучения:

 уметь проводить опыты по доказательству качественного состава серной кислоты;

 уметь обнаруживать серную кислоту и сульфаты в растворе;

 уметь проводить опыты по изучению химических свойств серной кислоты;

уметь проводить опыты по осуществлению цепочек превращений;

Оборудование. Штатив с пробирками, держатель для пробирок,

Реактивы. См. ПР-5

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Выполнение работы.

А.

  • Ознакомление учащихся с правилами ТБ при работе в химической лаборатории,
  • как нужно определить запах незнакомого вещества,
  • зажигать и гасить спиртовку,
  • перемешивать жидкость в пробирке
  • нагревать пробирку с веществом на пламени спиртовки,

Б.

Выполнение работы

  • доказательство качественного состава серной кислоты;
  • исследовать свойства серной кислоты, выполнив реакции взаимодействия ее с:
  •  металлом (цинк),
  • оксидом металла (оксид кальция),
  • основанием (гидроксид натрия),
  • солью более слабой кислоты;
  • обнаружение сульфат-иона в растворе;
  • осуществление цепочек превращений;

Необходимо обратить внимание учащихся на правильную организацию рабочего места, чистоту и порядок на столе, а так же попросить ставить посуду и приборы на середину стола, а не на край.

В. Оформление записей, выполнение рисунков, составление выводов по работе.

III. Домашнее задание. Практическая работа № 5.

Урок № 35.Азот.

Новое содержание. Азот: строение атома и молекулы азота, свойства азота, химические свойства. Азот в природе, биологическое значение и применение.

Планируемые результаты обучения: Знать важнейшие свойства азота, биологическое значение и области его применения.

Оборудование: периодическая таблица, план характеристики элемента.

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Повторение материала.

Тест по теме «Серная кислота».

III. Изучение нового материала.

1. Положение азота в ПС.

2. Физические свойства азота.

3. Химические свойства азота.

4. Получение азота.

5. Применение азота.

6. Биологическая роль.

IY. Закрепление материала.

Упр. № 3.

Y. Домашнее задание.  § 23. Упр. № 2.

Урок № 36.Аммиак.

Новое содержание. Аммиак: строение атома и молекулы, физические свойства, химические свойства, получение и применение. Аммиак в природе, биологическое значение и применение.

Планируемые результаты обучения: Знать важнейшие свойства аммиака, биологическое значение и области его применения.

Оборудование: периодическая таблица, план характеристики элемента.

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Повторение материала.

1. Положение азота в ПС.

2. Физические свойства азота.

3. Химические свойства азота.

4. Получение азота.

5. Применение азота.

6. Биологическая роль .

III. Изучение нового материала.

1. Состав и строение молекулы аммиака, водородная связь в молекуле.

2. Физические свойства аммиака.

3. Химические свойства аммиака.

4. Получение аммиака.

5. Применение аммиака.

6. Биологическая роль.

IY. Закрепление материала.

Упр. № 3.

Y. Домашнее задание.  § 24. Упр. № 2.

Урок № 37 Соли аммония.

Новое содержание. Соли аммония: физические свойства, химические свойства, получение и применение.

Планируемые результаты обучения: Знать важнейшие свойства и области применения солей аммония.

Оборудование: периодическая таблица, таблица растворимости. .

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Повторение материала.

1. Состав и строение молекулы аммиака, водородная связь в молекуле.

2. Физические свойства аммиака.

3. Химические свойства аммиака.

4. Получение аммиака.

5. Применение аммиака.

6. Биологическая роль.

III. Изучение нового материала.

1. Состав и строение катиона аммония.

2. Физические свойства солей аммония.

3. Химические свойства солей аммония.

4. Получение солей аммония.

5. Применение солей аммония.

IY. Закрепление материала.

Упр. № 3.

Y. Домашнее задание.  § 25. Упр. № 2.

Урок №38 Практическая работа № 7

«Получение аммиака и изучение его свойств»

Планируемые результаты обучения:

 уметь проводить опыт получения аммиака;

 уметь обнаруживать аммиак в растворе;

 уметь проводить опыты по изучению химических свойств гидроксида аммония;

Оборудование. Штатив с пробирками. Прибор для получения аммиака, держатель для пробирок, спиртовка.

Реактивы. См. ПР-6

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Выполнение работы.

А.

  • Ознакомление учащихся с правилами ТБ при работе в химической лаборатории,
  • как нужно определить запах незнакомого вещества,
  • зажигать и гасить спиртовку,
  • перемешивать жидкость в пробирке
  • нагревать пробирку с веществом на пламени спиртовки,
  • знакомство с прибором для получения аммиака,

Б.

Выполнение работы

  • собрать прибор для получения аммиака;
  • получить аммиак;
  • доказать наличие газа аммиака;
  • растворить его в воде и получить раствор гидроксида аммония;
  • исследовать свойства аммония, выполнив реакции взаимодействия его с:
  • кислотой,
  • фенолфталеином,
  • солью,
  • осуществить качественную реакцию на катион аммония.

Необходимо обратить внимание учащихся на правильную организацию рабочего места, чистоту и порядок на столе, а так же попросить ставить посуду и приборы на середину стола, а не на край.

В. Оформление записей, выполнение рисунков, выводы по работе.

III. Домашнее задание. Практическая работа № 6.

Урок № 39. Кислородные соединения азота.

Новое содержание. Кислородсодержащие соединения азота, азотная кислота, нитраты.

Планируемые результаты обучения: Знать важнейшие свойства азотной кислоты, биологическое значение и области ее применения.

Оборудование: периодическая таблица, таблица растворимости.

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Повторение материала.

1. Состав и строение катиона аммония.

2. Физические свойства солей аммония.

3. Химические свойства солей аммония.

4. Получение солей аммония.

5. Применение солей аммония.

III. Изучение нового материала.

1. Степени окисления азота и соединения со с/о: -3, 0, +1, +2,+4, +5. .

2. Оксиды азота.

3. Азотная кислота: состав молекулы, физические свойства.

4. Химические свойства азотной кислоты:

Свойство

Пример

Диссоциация

С основными оксидами

С основаниями

С солями более слабых кислот

Свойства разбавленной кислоты

Свойства концентрированной кислоты

Качественная реакция на нитрат-ион

4. Получение азотной кислоты.

5. Применение азотной кислоты.

6. Нитраты.

IY. Закрепление материала.  Упр. № 3.

Y. Домашнее задание.  § 26. Упр. № 2.

Урок № 40.Фосфор и его соединения.

Новое содержание. Аллотропия фосфора, фосфор: строение атома и молекулы, физические свойства, химические свойства, получение и применение. Фосфор в природе, биологическое значение и применение.

Планируемые результаты обучения: Знать важнейшие свойства фосфора и его соединений, биологическое значение и области его применения.

Оборудование: периодическая таблица, таблица растворимости.

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Повторение материала.

Тест по теме «Азотная кислота».

III. Изучение нового материала.

1. Фосфор-химический элемент.

1. Состав и строение молекулы фосфора, аллотропии фосфора.

2. Физические свойства фосфора.

3. Химические свойства фосфора.

4. Получение фосфора.

5. Применение фосфора.

6. Биологическая роль.

7. Фосфорная кислота и фосфаты.

IY. Закрепление материала.

Упр. № 3.

Y. Домашнее задание.  § 27. Упр. № 2.

Урок №41 Практическая работа № 7

«Экспериментальные задачи по теме «Подгруппа азота»

Планируемые результаты обучения:

 уметь проводить опыты по доказательству качественного состава азотной кислоты;

 уметь обнаруживать азотную кислоту и нитраты в растворе;

 уметь проводить опыты по изучению химических свойств азотной кислоты;

уметь проводить опыты по осуществлению цепочек превращений;

Оборудование. Штатив с пробирками, держатель для пробирок,.

Реактивы. См. ПР-5

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Выполнение работы.

А.

  • Ознакомление учащихся с правилами ТБ при работе в химической лаборатории,
  • как нужно определить запах незнакомого вещества,
  • зажигать и гасить спиртовку,
  • перемешивать жидкость в пробирке
  • нагревать пробирку с веществом на пламени спиртовки,

Б.

Выполнение работы

  • доказательство качественного состава азотной кислоты;
  • исследовать свойства азотной кислоты, выполнив реакции взаимодействия ее с:
  •  металлом (цинк),
  • оксидом металла (оксид кальция),
  • основанием (гидроксид натрия),
  • солью более слабой кислоты;
  • обнаружение нитрат-иона в растворе;
  • осуществление цепочек превращений;

Необходимо обратить внимание учащихся на правильную организацию рабочего места, чистоту и порядок на столе, а так же попросить ставить посуду и приборы на середину стола, а не на край.

В. Оформление записей, выполнение рисунков, составление выводов по работе.

III. Домашнее задание. Практическая работа № 7.

Урок №  43. Углерод.

Новое содержание. Строение атома и степени окисления углерода. Аллотропия углерода. Адсорбция. Химические свойства углерода. Круговорот углерода в природе. Углерод в природе, биологическое значение и применение.

Планируемые результаты обучения:

Знать строение атома и степени окисления углерода.

Знать аллотропии углерода.

Знать явление адсорбции.

Знать химические свойства углерода.

Уметь объяснять круговорот углерода в природе.

Уметь составлять уравнения химических реакций, иллюстрирующих химические свойства углерода.

Оборудование: периодическая таблица, таблица растворимости.

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Повторение материала.

Тест по теме «Подгруппа азотас.

III. Изучение нового материала.

1. Углерод-химический элемент.

1. Состав и строение молекулы углерода, аллотропии углерода.

2. Физические свойства углерода.

3. Химические свойства углерода.

4. Получение углерода.

5. Применение углерода.

6. Биологическая роль углерода. Круговорот углерода.

7. Угольная кислота и карбонаты.

IY. Закрепление материала.  Упр. № 3.

Y. Домашнее задание.  § 27. Упр. № 2.

Урок № 45  Практическая работа № 10

«Получение углекислого газа и изучение его свойств»

Планируемые результаты обучения:

 уметь проводить опыты по получению газа СО2;

 уметь обнаруживать газ СО2;

уметь собирать  газ СО2;

 уметь проводить опыты по изучению химических свойств угольной кислоты;

уметь проводить опыты по распознаванию карбонатов;

уметь проводить опыты по осуществлению цепочек превращений;

Оборудование. Штатив с пробирками, держатель для пробирок,.

Реактивы. См. ПР-8

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Выполнение работы.

А.

  • Ознакомление учащихся с правилами ТБ при работе в химической лаборатории,
  • как нужно определить запах незнакомого вещества,
  • зажигать и гасить спиртовку,
  • перемешивать жидкость в пробирке
  • нагревать пробирку с веществом на пламени спиртовки,

Б.

Выполнение работы

  • получение газа СО2;
  • доказательство наличия газа СО2;
  • исследовать свойства угольной кислоты, выполнив реакции взаимодействия ее с:
  •  металлом (цинк),
  • оксидом металла (оксид кальция),
  • основанием (гидроксид натрия),
  • обнаружение карбонат-иона в растворе;
  • осуществление цепочек превращений;

Необходимо обратить внимание учащихся на правильную организацию рабочего места, чистоту и порядок на столе, а так же попросить ставить посуду и приборы на середину стола, а не на край.

В. Оформление записей, выполнение рисунков, составление выводов по работе.

III. Домашнее задание. Практическая работа № 8.



Предварительный просмотр:

Урок 1(29) ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НЕМЕТАЛЛОВ

Элементы содержания: неметаллы как простые вещества.

Требования к уровню подготовленности выпускников.

Уметь: объяснять закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; характеризовать связь между составом, строением и свойствами неметаллов.

Цель: сформировать представление о положении неметаллов в Периодической системе, о зависимости строения их атомов и свойств от этого положения, о причинах аллотропии.

Оборудование: графит, сера, фосфор, бром, йод; модели кристаллических решеток алмаза и графита; прибор для демонстрации состава воздуха; ряд электроотрицательности, периодическая система.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

ПI. Изучение нового материала.

План изучения неметаллов:

1.Положение с ПСХЭ

2. Строение атома.

3. Атомный радиус.

4. Закономерности изменения свойств по ПСХЭ.

5. Кристаллические решётки.

6. Аллотропии.

7. Химические свойства:

А. окислители.

Б. восстановители.

8. Применение.

IV. Закрепление материала.  Упр. № 2 к § 15

V. Домашнее задание: § 15, упр. 1, повторить § 2.

Урок 2 (30). Химические элементы в живых организмах. Водород

Новое содержание. Макро- и микроэлементы и их роль в «деятельности организмов,

водород — физические и химические свойства, получение и применение.

Планируемые результаты обучения. Представлять различие макро- и микроэлементов.

Требования к уровню подготовленности выпускников.

Уметь: составлять уравнения реакций с участием водорода; характеризовать связь между составом, строением и свойствами водорода.

Цель: на примере водорода показать окислительно-восстановительную двойственность неметаллов, сформировать знания о способах получения водорода, его применении.

Оборудование: аппарат Киппа, цинк, раствор НС1, спички, спиртовка, лучинка, консервная банка с дыркой в дне.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Выполнение теста по двум вариантам.

ПI. Изучение нового материала.

План изучения:

1. Понятие макроэлементов, их роль в жизнедеятельности организмов.

2. Понятие микроэлементов, их роль в жизнедеятельности организмов.

3. Водород-химический элемент (характеристика по положению в ПСХЭ).

4. Двойственное положение водорода в ПСХЭ.

5. Водород – простое вещество.

6. Физические свойства водорода. .

7. Способы получения:

       А. В промышленности Н2 получают:

  • из углеводородов: СН4  = С + 2Н2;
  • взаимодействием угля с водой: С + Н20 = СО+Н2;
  • взаимодействием метана с водой: СН4 + Н20 = СО + 3Н2;
  • ток
  • электролизом воды: 20 = 2Н2 + 02.

Б. В лаборатории обычно используют взаимодействие цинка с кислотой:

Zп + 2НС1=ZпС122.

7. Химические свойства:

А. окислительные при взаимодействии с активными металлами;.

Б. восстановительные при взаимодействии с неметаллами и оксидами металлов..

8. Применение.

IV. Закрепление материала.  Упр. № 1-2 к § 17

V. Домашнее задание: § 17, упр. 3, повторить § 2.



Предварительный просмотр:

Урок № 49 Предмет органической химии.

Общие представления об органических веществах

Новое содержание. Предмет изучения ОХ. Особенности строения ОВ. Валентность и степень окисления. Теория химического строения А.М. Бутлерова.

Планируемые результаты обучения:

Знать, что изучает органическая химия.

Понимать особенности строения органических соединений.

Знать основные положения теории строения органических соединений

А.М.Бутлерова.

Уметь иллюстрировать их примерами.

Оборудование: периодическая система х/э Д.И. Менделеева, модели молекул.  

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Изучение нового материала.

1. Предмет ОХ.

2. Многообразие ОВ.

3. Состав ОВ.

4. Особенности ОВ.

5. Валентность и степень окисления.

6. Химическое строение.

7. Основные положения теории строения ОВ А.М. Бутлерова.

8. Значение теории строения ОВ А.М. Бутлерова.

III. Закрепление материала.  Упр. № 1,2.

IY. Домашнее задание.  § 32. Упр. № 6.



Предварительный просмотр:

Тема урока № 50   «Предельные углеводороды»

Цель урока: изучение класса органических соединений – алканов.

Образовательные цели:

учащиеся должны усвоить, что:

  1. углеводороды-это-органические вещества, состоящие из атомов углерода и водорода;
  2. углеводороды состоят из гомологических рядов: алканы, алкены и алкины;
  3. общая формула алканов- СnН2n+2;
  4. изомеры - это вещества, имеющие одинаковый состав, но разное строение, гомологи - это вещества, имеющие одинаковое строение, но отличающиеся друг от друга по составу на одну или несколько - СН2 групп;
  5. алканам характерна реакция замещения;
  6. необходимо знать основные правила по Т.Б при работе с химическими веществами.

Развивающие цели: 

учащиеся должны научиться:

  1. определять общую формулу алканов;
  2. строить структурные формулы гомологов углеводородов по названию;
  3. составлять уравнения химических реакций взаимодействия этана с галогенами, азотной кислотой, горения на воздухе, разложения;
  4. решать задачи по УХР (уравнениям химических реакций);

Воспитательные цели:

учащиеся должны убедиться, что

  1. практика-критерии истинности знаний;
  2. в химии действительны законы диалектики, причинноследственная связь (строение и свойства);
  3. между гомологическими рядами углеводородов существует взаимосвязь;
  4. между веществами неорганической и органической химии существует взаимосвязь единства живой и неживой природы;
  5. алканы  имеют широкое применение в народном хозяйстве.

Задачи:

  • Сформулировать знания учащихся о пространственном строении алканов.
  • Дать понятия о гомологах, ознакомить с правилами составления названий орг. соединений по систематической номенклатуре.
  • Рассмотреть способы получения, химические и физические свойства алканов, показать взаимосвязь между строением и свойствами.
  • Познакомить с основными областями применения насыщенных углеводородов.
  • Продолжить формирование умений анализировать, сравнивать, делать выводы; развить навыки культуры общения.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: 

  • Шаростержневая модель молекулы метана.
  • Зажигалка.
  • Опросные листы (тесты).
  • Таблицы: “Строение метана”; “Строение этана и бутана”;

Методы и методические приёмы:

Беседа, проблемные вопросы, самостоятельная работа, групповая работа, лабораторный опыт» построение шаростержневых моделей, решение задач.

Внутрипредметная связь: органическая химия: алканы, алкены, алкины, номенклатура, изомерия, химические свойства, применение углеводородов.

Межпредметные связи: математика, физика.

Оборудование: шаростержневые модели молекул органических веществ, таблицы; Развиваемые понятия: Реакции замещения, горения, изомеры, гомологи;

                                                                    ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Проверка знаний

  1. Фронтальная беседа (5 мин).
  • Что называется органической химией?
  • Что является теоретической основой органической химии?
  • Кто и когда сформулировал теорию строения органических соединений?
  • Назовите основные положения этой теории и объясните их.
  • Что называется изомерией? Приведите примеры.
  1. Работа с тестом (5 мин).

III. Изучение нового материала

Цели урока:

  • Познакомиться с классом органических соединений – алканами,
  • Рассмотреть пространственное строение молекулы метана и его гомологов,
  • Изучить химические, физические свойства предельных углеводородов и их применение.

Знакомство с планом новой темы:

  1. Понятие об углеводородах.
  2. Особенности пространственного строения предельных углеводородов.
  3. Гомологический ряд метана и составление названий алканов.
  4. Изомеры.
  5. Получение алканов.
  6. Химические свойства.
  7. Физические свойства алканов.
  8. Применение алканов.

1. Понятия об углеводородах.
Углеводороды – это органические соединения, состоящие из двух элементов - углерода и водорода. Таких соединений очень много.

  • Предельные углеводороды - это органические вещества, состоящие только из углерода и водорода, соответствующие общей формуле Сn Н2n +2.
  • У этих веществ только простые одинарные связи между атомами углерода, которые соединяются с максимально возможным количеством числом атомов водорода. Их поэтому называют предельными или насыщенными.
  • Алканы – название предельных углеводородов по международной номенклатуре. Исторически алканы называют парафинами, что в переводе с латинского языка означает малоактивный. Их также называют насыщенными, т.к. все валентности атомов С насыщены атомами водорода

Гомологический ряд предельных углеводородов
таблица

 п\п

Формула

вещества

Название

вещества

 формула радикала

Название радикала

1

СН4

метан

-СН3

метил

2

С2Н6

Этан

2Н5

этил

3

С3Н8

пропан

3Н7

пропил

4

С4Н10

бутан

- С4Н9

бутил

5

С5Н12

пентан

5Н11

пентил

6

С6Н14

гексан

-С6Н13

гексил

7

С7Н16

гептан

-С7Н15

гептил

8

С8Н18

октан

-С8Н17

октил

9

С9Н20

нонан

-С9Н19

нонил

10

С10Н22

декан

-С10Н21

децил

Гомологи

  • Гомологи – вещества, расположенные в порядке возрастания относительных молекулярных масс, сходных по строению и свойствам, но отличающихся друг от друга по составу на одну или несколько групп -СН2-
  • Гомологический ряд- ряд веществ, расположенных в порядке возрастания относительных молекулярных масс, сходных по строению и свойствам, но отличающихся друг от друга по составу на одну или несколько групп -СН2-

Изомеры

  • Изомеры - это вещества, имеющие одинаковый качественный и количественный состав, но отличающиеся по своему строению и свойствам
  • Изомерия- это явление существования веществ с одинаковым качественным и количественным составом, но отличающимся по своему строению и свойствам

Примеры изомеров.

Для вещества с общей молекулярной формулой С4Н10 существуют 2 изомера:

  СН3-СН2-СН2-СН3 (н - бутан, t кип.=-0,50С)

  СН3- СН -СН3        (изобутан, t кип.=-11,70С)

            |

           СН3           

Физические свойства

  • Агрегатное состояние: первые четыре члена гомологического ряда(С14) – газы, С515- жидкости, С16 и более тяжелые – твердые вещества
  • Температура кипения и плавления постепенно увеличиваются  с ростом молекулярной массы вещества

      Растворимость в воде – плохая

Нахождение в природе и получение.

Предельные углеводороды встречаются:

 √ в природном газе (98%- метан);

 √ в попутном нефтяном газе (С16);;

 √ в нефти (С550);

 √ в каменном угле

Получают их из природного сырья

Химические свойства.

Для предельных углеводородов характерны следующие  химические реакции:

√   замещения (по свободно-радикальному механизму);

√   окисления (полное и неполное);

√   разложения (крекинг, дегидрирование);

√   изомеризации.

Для предельных углеводородов  совсем не характерны реакции присоединения.

Реакции замещения.

Реакция хлорирования на свету

        1               2                3               4

СН4 →СН3 Сl →СН2 Сl 2 →СН Сl 3 →С Сl 4

  1. СН4 +Cl2 → СН3 Сl                      (первая стадия)

 хлорметан

2. СН3 Сl +Cl2 → СН2 Сl 2                 (вторая стадия)

 дихлорметан

3. СН2 Сl 2 +Cl2 → СН Сl 3                 (третья стадия)

  тр ихлорметан 

    4. СН Сl 3 +Cl2 → С Сl 4                       (четвертая стадия)

  тетрахлорметан

2. Реакция нитрования (реакция Коновалрва)  СН4 +НNO3→ СН3 NO2 +H2O

Реакции окисления.

1. Полное окисление – горение  СН4 + 2О 2→СО 2 +2Н2О +Q

2. Неполное окисление  СН4 + [О] →метиловый спирт, метаналь (формальдегид),

                                                                                            метановая (муравьиная)кислота

Реакции разложения.

1. крекинг (реакции идут при нагревании с разрывом углеродной цепи)

        15000С

 СН4→ 2С+2Н2

С4Н10→ С2Н42Н6

2. отщепление молекулы водорода (дегидрирование)

С2Н6→ С2Н42

Реакции изомеризации.

В реакциях изомеризации не меняется количественный и качественный состав веществ, меняется лишь их пространственное строение

                                                    кат.

СН3-СН2-СН2-СН3, → СН3- СН -СН3

                                                 

                                                 СН3 

        н - бутан                          изобутан

Применение углеводородов.

Предельные углеводороды находят свое применение как:

√ топливо (бензин, керосин, мазут и др.);

√ растворители ;

√ химическое сырье (для получения алкенов ацетилена, бутадиена и др.);

√ сырье для синтеза ( водорода, сажи, парафина, сероуглерода и др.)

IV. Первичная проверка полученных знаний
1. Укажите ошибочное определение алканов:
а) предельные углеводороды;
б) карбоциклические соединения (в молекулах имеются циклы);
в) насыщенные углеводороды;
г) парафиновые углеводороды.
2. Общая формула алканов:
а) С
nH2n;
б) С
nH2n+1;
в) С
nH2n+2;
г) С
nН2n-2.
3. Признаки, характеризующие строение алканов:
а)
SP3-гибридизация, плоская форма молекул 120о, и -связи;
б)
SP-гибридизация, линейная форма молекул 180о, и -связи;
в)
SP3-гибридизация, форма молекул – тетраэдр 109о28', -связи.
4. Невозбуждённый атом углерода имеет электронную конфигурацию:
а) 1
S22S12P3;
б) 1
S22S22P2;
в) 1S
22S22P3;
г) 1S
22S22P4.
5. Возбужденный атом углерода имеет электронную конфигурацию:
а) 1S
22S22P3;
б) 1S
22S22P2;
в) 1S
22S22P4;
г) 1S
22S12P3.
6. Всем алканам присущи свойства:
а) вступать в реакцию замещения;
б) окисляться при обычных условиях;
в) гореть в кислороде;
г) реагировать с активными металлами.
V. Итоги урока, оценки, дом. задание.
Пар-ф 46, стр. 154, А(2,4,6). Тест (стр. 156-158) – обязательный уровень, А(5,8) – повыш. Сложности. Составить задание по пройден.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Поурочные планы для 9 класса по теме"Теория вероятностей и математическая статистика"

Приведены разработки 4 уроков по теории вероятности.  Материал изучается в 9 классе. Много интересных примеров...

Поурочные планы в 3 классе по ФГОС.

Цели деятельности педагога:  ·         создать условия для ознакомления с содержанием учебника, положительного эмоционального настроя на изучение учебного ...

Поурочные планы алгебра 9 класс Дорофеев

Поурочные планы для учебника Дорофеева 9 класс алгебра.Урок 1Действительные числаЦели: обобщить и систематизировать знания о действительных числах; совершенствовать навыки решения задач.Ход урокаI. Ор...

поурочные планы по химии 8 класс

Поурочные планы по химии 8 класс по учебнику О.С. Габриеляна с 1-18 урок...

поурочные планы по химии 8-9 классы

поурочные планы по химии 8-9 классы...

Поурочные планы 5-6 класс

Пособие можно использовать для составления планов уроков географии в 5 и 6 классе...