поурочные планы по химии 9 класс
план-конспект урока по химии (9 класс) на тему
поурочные планы по химии 9 класс по учебнику О.С. Габриеляна, 2 часа в неделю
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
no_20-28.docx | 36.51 КБ |
no26-41_9kl.docx | 44.21 КБ |
no31-32nem.docx | 18.82 КБ |
no1_organika.docx | 12.32 КБ |
no2_alkany.docx | 29.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок 18 АЛЮМИНИЙ: ЕГО ФИЗИЧЕСКИЕ И ХИМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА
Элементы содержания: алюминий.
Требования к уровню подготовленности выпускников.
Уметь: характеризовать алюминий на основании его положения в Периодической системе и строения атома; составлять уравнения реакций с участием алюминия.
Цели: продолжить формировать у учащихся представления о переходных химических элементах; формировать умения составлять уравнения химических реакций с участием простых веществ.
Оборудование: алюминий (фольга, порошок, стружка, пластинки, гранулы), растворы соляной кислоты, сульфата меди, гидроксида натрия; пробирки, спиртовка, ступка с пестиком, йод кристаллический, пипетка.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
Ответы у доски: подтвердить уравнениями реакций основный характер оксида магния, гидроксида кальция; проверка упр. 4; упр. 5; устно: применение соединений магния и кальция человеком; нахождение этих соединений в природе.
ПI. Изучение нового материала.
Охарактеризуйте строение атома алюминия по его положению в ПСХЭ.
Почему алюминий проявляет переходные свойства?
Опишите физические свойства алюминия.
- Алюминий химически активен, он может реагировать с неметаллами, водой, кислотами. Почему же тогда из алюминия делают посуду? Оказывается, на его поверхности образуется очень прочная оксидная плёнка, которая предохраняет алюминий от воздействия факторов внешней среды. Для того чтобы алюминий начал реагировать, с его поверхности нужно удалить оксидную плёнку.
- Запишите уравнение окисления алюминия кислородом воздуха:
А1 + 02 -> ……;
порошок алюминия реагирует с йодом в присутствии влаги (вода - катализатор):
А1 + J2 -> ……. (демонстрационный опыт);
вспомните, что образуется при взаимодействии алюминия с водой, запишите уравнение реакции:
2А1 + 6Н20 -> 2А1(ОН)3+ЗН2. (Условия?)
Алюминий реагирует с соляной кислотой:
2А1 + 6НСl -> 2А1С13 + ЗН2 (опыт) и со щелочами:
2А1 + 2NаОН + 2Н20 -> 2NаАlO2 + ЗН2 (опыт);
или 2А1 + 2NаОН + 6Н20- →2Na [Al(0H)4]+ЗH2.
Это подтверждает его переходные свойства.
Алюминий используют в алюминотермии: ЗFе304 + 8Al → А12О3 + 9Fе;
алюминий может вытеснять металлы из растворов их солей:
2А1 + ЗСuСl2 → 3Сu + 2А1С13 (опыт).
Применение алюминия.
IV. Закрепление материала. Упр. № 2 к § 13
V. Домашнее задание: § 13, упр. 1, повторить § 2.
Урок СОЕДИНЕНИЯ АЛЮМИНИЯ
Элементы содержания: амфотерность оксида и гидроксида алюминия.
Требования к уровню подготовленности выпускников.
Уметь: составлять уравнения реакций с участием соединений алюминия.
Цель: продолжить формирование умений составлять уравнения реакций с участием амфотерных соединений.
Оборудование: растворы хлорида алюминия, гидроксида натрия, соляной кислоты, карбоната натрия, таблицы «Соединения алюминия в природе», образцы минералов и горных пород.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
Опрос у доски: химические свойства алюминия;
Устно: перечислить физические свойства алюминия; объяснить, исходя из электронного строения, почему у алюминия переходные свойства; почему свойства бериллия и алюминия сходны? Проверка упр.1.
ПI. Изучение нового материала.
Вспомните, какие соединения называют амфотерными.
Как можно получить гидроксид алюминия? Как доказать его амфотерность?
Учитель проводит опыты, ученики записывают уравнения реакций:
А1С13 + NaОН NаС1 + А1(ОН)3
А1(ОН)3 + 3НС1 -> А1С13 + ЗН2О
А1(0Н)3 + NаОН →Na[Al(OH)4] или НАlO2 + NаОН -> NаАlO2 + H20
Гидроксид алюминия разлагается при нагревании: 2А1(ОН)3 → А12О3+3Н20
Оксид алюминия химически пассивен и реагирует с концентрированными кислотами и щелочами при нагревании:
А12О3 + 6HСl (к) → 2AlСl3 + 3Н2O
А12О3+2NаОН (к) → NаАlO2 +Н20
Из расплава оксида алюминия электролизом получают Al: глсктролиз ,900°С
2А1203 4Al + 3O2
Распознать ионы алюминия можно так:
1) при добавлении к соли алюминия щёлочи выпадает белый осадок, растворяющийся в избытке щёлочи;
2) при добавлении к соли алюминия карбоната натрия выпадает осадок А1(ОН)з и выделяется углекислый газ:
IV. Закрепление материала. Упр. № 5 к § 13
V. Домашнее задание: § 13, упр. 4, повторить § 2.
Урок № 20 РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ НА РАСЧЕТ ВЫХОДА ПРОДУКТА ОТ ТЕОРЕТИЧЕСКИ ВОЗМОЖНОГО
Элементы содержания: вычисления по химическим уравнениям.
Требования к уровню подготовленности выпускников.
Уметь: вычислять количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции.
Цель: сформировать умение решать задачи на выход продукта, продолжить формирование навыков решения задач по уравнению реакции.
Оборудование: кодоскоп, кодотранспарант с образцом решения задачи.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
Опрос у доски:
получение и химические свойства гидроксида алюминия;
химические свойства оксида алюминия, его применение человеком;
упр. 6; упр. 5, распознавание иона алюминия.
Устный опрос: какие соединения алюминия встречаются в природе, как они используются человеком?
Задание. Как различить растворы хлоридов магния и алюминия?
ПI. Изучение нового материала.
В 8 классе мы решали задачи, связанные с понятием «доля»: массовая доля растворённого вещества в растворе, массовая доля примесей в веществе, объёмная доля кислорода в воздухе и т. д. Сегодня мы познакомимся с задачами, в которых вычисляется массовая или объёмная доля выхода продукции реакции. Количество продукта, рассчитанное по уравнению реакции, -это теоретический выход, он соответствует 100 %. Практический выход, то есть реально полученное количество вещества, меньше 100 %, (ⱳ)
- Сколько л водорода выделится при действии избытка соляной кислоты на 2,7 г алюминия, если выход водорода составляет 90 % от теоретического?
IV. Закрепление.
Фронтальное решение задач.
1) Выход железа при взаимодействии железной окалины с алюминием составляет 85 %. Сколько г железа можно получить из 1 кг железной окалины?
2) Выход водорода в реакции взаимодействия натрия с водой составляет 95 %. Сколько литров водорода получится при растворении в воде 2,3 г натрия?
V. Домашнее задание:
решать задачи после § 1, упр. 8;
§ 8, упр. 3;
§ 11 упр. 2;
§ 13, упр. 7 (проверка через урок);
Подготовиться к ПР «Соединения металлов 1А-IIIА подгрупп»
Урок № 19 ЖЕЛЕЗО. ФИЗИЧЕСКИЕ И ХИМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА
Элементы содержания: железо.
Требования к уровню подготовленности выпускников.
Уметь: составлять уравнения реакций с участием железа.
Цель: сформировать представление о химических свойствах железа, зависимости проявляемой им степени окисления от природы окислителя.
Оборудование: железо (порошок, булавка, пластина), сера, колба с кислородом, соляная кислота, сульфат меди, спиртовка, спички.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
Опрос у доски:
1. Получение и химические свойства гидроксида алюминия;
2. Химические свойства оксида алюминия, его применение человеком;
3. упр. 6; упр. 5,
Устный опрос: какие соединения алюминия встречаются в природе, как они используются человеком?
ПI. Изучение нового материала.
План изучения.
1. Положение железа в ПСХЭ.
2. Нахождение в природе.
3. Физические свойства.
4. Химические свойства.
5. Получение и применение железа.
IV. Закрепление.
Фронтальное решение задач из параграфа к учебнику.
V. Домашнее задание:
§ 14, упр. 1-3;
Подготовиться к ПР «Соединения металлов 1А-IIIА подгрупп»
Урок № 24 СОЕДИНЕНИЯ ЖЕЛЕЗА Fe+2 и Fe +3
Элементы содержания: оксиды, гидроксиды и соли железа.
Требования к уровню подготовленности выпускников.
Уметь: характеризовать связь между составом, строением и свойствами веществ, составлять уравнения реакций с участием соединений железа (II) и (III).
Цель: развивать умения учащихся составлять уравнения реакций с участием всех классов неорганических веществ; сформировать знания учащихся о качественных реакциях на ионы железа.
Оборудование: сульфат железа (П), хлорид железа (III), гидроксид натрия, красная и жёлтая кровяные соли, роданид калия.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
Опрос у доски:
1. Положение железа в ПСХЭ.
2. Нахождение в природе.
3. Физические свойства.
4. Химические свойства.
5. Получение и применение железа.
ПI. Изучение нового материала.
План изучения.
1.Соединения с валентностью 2
А) оксид, его свойства
Б) гидроксид, его свойства.
2.Соединения с валентностью 3
А) оксид, его свойства
Б) гидроксид, его свойства.
3. Распознавание ионов Fe+2 и Fe +3
IV. Закрепление.
Фронтальное решение задания №4 к § 14.
V. Домашнее задание:
§ 14, упр. 5;
Подготовиться к ПР «Соединения металлов 1А-IIIА подгрупп»
Урок №22
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №3
«Получение и свойства соединений металлов I-IIIА групп»
Элементы содержания: щелочные и щелочноземельные металлы и их соединения. Алюминий. Амфотерность оксида и гидроксида.
Требования к уровню подготовленности выпускников.
Уметь: обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием; использовать приобретенные знания и умения для безопасного обращения с веществами и материала-ми; составлять уравнения реакций с участием металлов IА, IIА, IIIА подгрупп и их соединений.
Цели: развивать у учащихся навыки работы с химическими веществами и оборудованием; проверить усвоение важнейших химических свойств соединений металлов I-IIIА групп, качественных реакций на ионы Сa2+ Мg2+, Ва2+, А13+.
Оборудование: наборы для практической работы на каждом ученическом рабочем месте.
Ход урока
I. Организационный момент.
II.Выполнение практической работы.
1. Повторение Правил ТБ при работе в кабинете химии
2.Выполнение работы.
Опыт №1 «Получение амфотерного гидроксида Аl(ОН)3 реакцией обмена.
Опыт №2 «Доказательство амфотерности Аl(ОН)3 –взаимодействие с кислотами.
Опыт №3 «Доказательство амфотерности Аl(ОН)3 –взаимодействие со щелочами.
Опыт №4 «Докажите, что выданный вам раствор содержит ионы алюминия.
Опыт №5 «Осуществление цепочки превращений MgCl2 → Mg(OH)2 → MgSO4 → BaSO4
3. Оформление результатов работы в тетрадях и формулирование выводов по работе».
III. Подведение итогов урока-практикума.
IV. Домашнее задание ПР № 3
Карта-инструкция к практической работе №2
«Получение и свойства соединений металлов I-III А групп»
№ опыта | Название опыта | Как выполнять опыт |
Опыт №1 | «Получение амфотерного гидроксида Аl(ОН)3 реакцией обмена». | В чистую пробирку налить 3 мл. хлорида алюминия AlCl3, добавить к нему по каплям гидроксид натрия NaOH до изменения цвета. Что наблюдали? Какой можно сделать вывод о способе получении гидроксида алюминия? Содержимое пробирки разделить на 2 пробирки. |
Опыт №2 | «Доказательство амфотерности Аl(ОН)3 –взаимодействие с кислотами». | К осадку Аl(ОН)3 прилить 3 мл раствора соляной кислоты HCl. Что наблюдаете? Какой вывод можно сделать о свойствах Аl(ОН)3? |
Опыт №3 | «Доказательство амфотерности Аl(ОН)3 –взаимодействие со щелочами». | К осадку Аl(ОН)3 прилить 3 мл раствора гидроксида натрия NaOH. Что наблюдаете? Какой вывод можно сделать о свойствах Аl(ОН)3? |
Опыт №4 | «Доказать, что выданный вам раствор содержит ионы алюминия». | В пробирку налить раствор соли алюминия. Необходимо доказать наличие иона алюминия. Для этого необходимо прилить раствор гидроксида натрия NaOH. Что наблюдаете? Что является реактивом на ион алюминия? |
Опыт №5 | «Осуществление цепочки превращений MgCl2 → Mg(OH)2 → MgSO4 → BaSO4». | В чистую пробирку налейте раствор соли MgCl2 и затем в этой же пробирке осуществляйте все другие реакции, используя имеющиеся на столе реактивы. |
Карта-инструкция к практической работе №3
«ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ ПО РАСПОЗНАВАНИЮ И ПОЛУЧЕНИЮ ВЕЩЕСТВ»
№ опыта | Название опыта | Как выполнять опыт |
Опыт №1 | «Получение гидроксида железа (II) Fe(ОН)2 реакцией обмена». | В чистую пробирку налить 3 мл. сульфата железа FeSO4, добавить к нему по каплям гидроксид натрия NaOH до изменения цвета. Что наблюдали? Какой можно сделать вывод о способе получении гидроксида железа (II)? |
Опыт №2 | «Доказательство основных свойств Fe(ОН)2 –взаимодействие с кислотами». | К осадку Fe(ОН)2 прилить 3 мл раствора соляной кислоты HCl. Что наблюдаете? Какой вывод можно сделать о свойствах Fe(ОН)2? |
Опыт №3 | «Получение гидроксида железа (III) Fe(ОН)3 реакцией обмена». | В чистую пробирку налить 3 мл. хлорида железа (III) FeCl3, добавить к нему по каплям гидроксид натрия NaOH до изменения цвета. Что наблюдали? Какой можно сделать вывод о способе получении гидроксида железа (III)? |
Опыт №4 | «Доказательство основных свойств Fe(ОН)3 –взаимодействие с кислотами». | К осадку Fe(ОН)3 прилить 3 мл раствора соляной кислоты HCl. Что наблюдаете? Какой вывод можно сделать о свойствах Fe(ОН)3? |
Опыт №5 | «Докажите, что выданный вам раствор содержит ионы железа». | В пробирку налить раствор соли железа. Необходимо доказать наличие иона железа. Для этого необходимо прилить раствор гидроксида натрия NaOH. Что наблюдаете? Что является реактивом на ион железа? |
Опыт №6 | «Осуществление цепочки превращений FeSO4, → Fe(OH)2 → FeCl2». | В чистую пробирку налейте раствор соли FeSO4, и затем в этой же пробирке осуществляйте все другие реакции, используя имеющиеся на столе реактивы. |
Урок №20
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №3 «ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ ПО РАСПОЗНАВАНИЮ И ПОЛУЧЕНИЮ ВЕЩЕСТВ»
Элементы содержания: железо; оксиды, гидроксиды и соли железа (II) и (III).
Требования к уровню подготовленности выпускников.
Уметь: обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием; составлять уравнения реакций с участием железа и его соединений.
Цели: развивать у учащихся навыки работы с химическими реактивами и оборудованием; проверить усвоение химических свойств соединений железа.
Оборудование: наборы для практической работы на каждом ученическом рабочем столе.
Ход урока.
I. Организационный момент.
II.Выполнение практической работы.
1. Повторение Правил ТБ при работе в кабинете химии
2.Выполнение работы.
Опыт №1 «Получение гидроксида Fe(ОН)2 реакцией обмена».
Опыт №2 «Доказательство основных свойств Fe(ОН)2 –взаимодействие с кислотами».
Опыт №3 «Получение гидроксида Fe(ОН)3 реакцией обмена».
Опыт №4 «Доказательство основных свойств Fe(ОН)3 –взаимодействие с кислотами».
Опыт №5 «Докажите, что выданный вам раствор содержит ионы железа».
Опыт №5 «Осуществление цепочки превращений FeCl2 → Fe(OH)2 → FeSO4». Оформление результатов работы в тетрадях и формулирование выводов по работе».
III. Подведение итогов урока-практикума.
IV. Домашнее задание Повторение темы.
Урок №21
Повторение и обобщение темы «Металлы».
Цель: актуализировать и обобщить знания о металлах.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Повторение, обобщение материала.
Контрольная работа по теме: «Металлы». Вариант №4. Часть А.
1.Какой из частиц соответствует электронная формула 1s22s22p63s23p64s23d5:
1).Ca 2)Mn. 3)V. 4)Ti.
2.Какая химическая cвязь возникает между атомами элементa с порядковым номером 19:
1)ионной 2)ковалентной полярной 3) ковалентной неполярной 4)металлической
3.К амфотерным оксидам относится:
1)CaO 2)Ga2O3 3)SO2 4)BaO
4.Высший оксид марганца соответствует формуле:
1)R2O7 2)R2O5 3)R2O3 4)RO4
5.В какой из реакций можно получить воду:
1)Ca+HCl 2)Al2O3 +Cl2 3) ZnO+HCl 4)B2O3+HCl
6.У какого из атомов, электронные конфигурации которых приведены ниже, металлические свойства будут проявляться сильнее:
1)…3s2 2)…4s2 3)…5s2 4)…6s2
7.Свойства металлов, связанных с высокой подвижностью свободных электронов, сталкиваясь с колеблющимися в узлах решетки ионами, электроны обмениваются с ними энергией называется:
1)теплопроводность 2)твердость 3)плотность 4)пластичность
8.Самопроизвольное разрушение металлов называется:
1)электролиз 2)гидролиз 3)коррозия 4)сплав
9.Сплав на основе алюминия, который по прочности равен стали, но легче ее в 3 раза называется:
1)латунь 2)дюралюминий 3)бронза 4)нихром
10.Плотность железа 7,864 г/см3, следовательно оно относиться:
1)тугоплавким 2)легким 3)тяжелым 4)легкоплавким
11.Получение металлов на основе электролиза растворов или расплава называется:
1)электрометаллургия 2)пирометаллургия 3)гидрометаллургия 4)карботермия
Часть В.
12.Высший оксид марганца имеет формулу и проявляет свойства:
1)Mn2O7 2)Mn(OH)2 3)MnO 4)MnO2 a)основные б)кислотные в)амфотерные
13.Укажите окислитель и восстановитель, расставьте коэффициенты в реакции: ZnS+O2=ZnO+SO2
14. Установите соответствие: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго:
А)MgO 1)метаалюминиевая кислота
Б)Ca(OH)2 2)гашеная известь
В)K3[Fe(CN)6] 3)ортоалюминиевая кислота
Г)HAlO2 4)красная кровяная соль
5)жженая магнезия
Часть С.
15.Осуществите превращения:Mg→MgO →MgCl2→ Mg(OH)2→Mg(NO3)2
↓
MgF2
16.Вычислите массу хлорида алюминия, образующегося при взаимодействии 81 г алюминия с соляной кислотой, если выход продукта реакции от теоретически возможного составляет 80%?
ПI. Домашнее задание:
Подготовиться к КР. Повторить тему «Металлы», § 8-14.
Урок № 28
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ «МЕТАЛЛЫ И ИХ СОЕДИНЕНИЯ»
Цель: контроль за уровнем усвоения темы учащимися.
Оборудование: карточки с тестами контрольной работы; периодическая система, таблица растворимости, ряд напряжений металлов.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Выполнение контрольного теста.
ПI. Домашнее задание: повторить пар 1.
Предварительный просмотр:
Урок 26. Галогены
Новое содержание. Строение атомов галогенов, и их степени окисления, физические и химические свойства галогенов, изменение о-в свойств галогенов (от фтора к йоду).
Планируемые результаты обучения: знать свойства Г, понимать закономерности окислительных свойств Г вниз по группе.
Оборудование: периодическая таблица, план характеристики элемента.
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Повторение материала.
1. Положение неметаллов в ПС.
2. Физические свойства неметаллов.
3. Химические свойства неметаллов.
4. Воздух, его состав.
5. ХЭ в живых организмах.
6. Водород.
III. Изучение нового материала.
1. Положение Г в ПС.
2. Физические свойства Г.
3. Химические свойства Г.
4. Изменение окислительных свойств Г.
5. Характеристика Г.
IY. Закрепление материала.
Упр. № 2.
Y. Домашнее задание. § 17. Упр. № 3.
Урок № 27. Соединения галогенов.
Новое содержание. Галогеноводороды. Галогеноводородные кислоты, качественные реакции на галогенид-ионы.
Планируемые результаты обучения: Знать важнейшие свойства галогеноводородных кислот, качественные реакции на галогенид-ионы.
Оборудование: периодическая таблица, план характеристики элемента.
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Повторение материала.
1. Положение Г в ПС.
2. Физические свойства Г.
3. Химические свойства Г.
4. Изменение окислительных свойств Г.
5. Характеристика Г.
III. Изучение нового материала.
1. Изменение ОВ свойств Г сверху вниз по группе.
2. Хлороводород, его получение.
3. Соляная кислота, ее получение и свойства: физические и химические.
4. Качественные реакции на галогенид-ионы. .
Ион | Реактив | Цвет осадка | Уравнение |
F- | Ag+ | ||
Cl- | Ag+ | ||
Br- | Ag+ | ||
J- | Ag+ |
IY. Закрепление материала.
Упр. № 2.
Y. Домашнее задание. § 18. Упр. № 3.
Урок № 29. Получение галогенов. Биологическое значение галогенов и их соединений.
Новое содержание. Получение Г электролизом расплавов и растворов солей, биологическое значение галогенов и их соединений, применение галогенов.
Планируемые результаты обучения: Знать важнейшие методы синтеза и области применения галогенов.
Оборудование: периодическая таблица, план характеристики элемента.
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Повторение материала.
1. Изменение ОВ свойств Г сверху вниз по группе.
2. Хлороводород, его получение.
3. Соляная кислота, ее получение и свойства: физические и химические.
4. Качественные реакции на галогенид-ионы. .
III. Изучение нового материала.
1. Электролиз растворов.
2. Электролиз расплавов.
3.Применение галогенов.
Галоген | Области применения |
IY. Закрепление материала.
Упр. № 1.
Y. Домашнее задание. § 19. Упр. № 3.
Урок №28 Практическая работа № 4
«Получение соляной кислоты и изучение ее свойств»
Планируемые результаты обучения:
уметь проводить опыт получения соляной кислоты;
уметь обнаруживать соляную кислоту в растворе;
уметь проводить опыты по изучению химических свойств соляной кислоты;
Оборудование. Штатив с пробирками. Г-образная стеклянная трубка, держатель для пробирок, спиртовка.
Реактивы. См. ПР-9
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Выполнение работы.
А.
- Ознакомление учащихся с правилами ТБ при работе в химической лаборатории,
- как нужно определить запах незнакомого вещества,
- зажигать и гасить спиртовку,
- перемешивать жидкость в пробирке
- нагревать пробирку с веществом на пламени спиртовки,
- знакомство с прибором для получения хлороводорода,
Б.
Выполнение работы
- собрать прибор для получения хлороводорода;
- получить хлороводород;
- растворить его в воде и получить раствор соляной кислоты;
- исследовать свойства соляной кислоты, выполнив реакции взаимодействия ее с:
- металлом (цинк),
- оксидом металла (оксид кальция),
- основанием (гидр. натрия),
- солью более слабой кислоты;
- осуществить качественную реакцию на хлорид-ион.
Необходимо обратить внимание учащихся на правильную организацию рабочего места, чистоту и порядок на столе, а так же попросить ставить посуду и приборы на середину стола, а не на край.
В. Оформление записей, выполнение рисунков, выводы по работе.
III. Домашнее задание. Практическая работа № 4.
Урок № 30. Кислород.
Новое содержание. Кислород в природе, химические свойства кислорода, горение и медленное окисление, дыхание и фотосинтез, получение и применение кислорода.
Планируемые результаты обучения: Знать важнейшие свойства кислорода и области его применения.
Оборудование: периодическая таблица, план характеристики элемента.
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Повторение материала.
Тест по теме «Галогены».
III. Изучение нового материала.
1. Положение кислорода в ПС.
2. Физические свойства кислорода.
3. Химические свойства кислорода.
4. Получение.
5. Применение.
6. Вода.
IY. Закрепление материала.
Упр. № 2.
Y. Домашнее задание. § 20. Упр. № 3.
Урок № 31. Сера.
Новое содержание. Сера: строение атома и степени окисления, аллотропия, химические свойства серы. Сера в природе, биологическое значение и применение серы.
Планируемые результаты обучения: Знать важнейшие свойства серы, биологическое значение и области ее применения.
Оборудование: периодическая таблица, план характеристики элемента.
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Повторение материала.
Тест по теме «Кислород».
III. Изучение нового материала.
1. Положение серы в ПС.
2. Физические свойства серы.
3. Химические свойства серы.
4. Получение серы.
5. Применение серы.
6. ОВ свойства серы.
IY. Закрепление материала.
Упр. № 3.
Y. Домашнее задание. § 21. Упр. № 2.
Урок № 32. Соединения серы.
Новое содержание. Сероводород и сульфиды, сернистый газ, сернистая кислота, сульфиты, серная кислота. .
Планируемые результаты обучения: Знать важнейшие соединения серы и их свойства, биологическое значение и области ее применения.
Оборудование: периодическая таблица, план характеристики элемента.
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Повторение материала.
Тест по теме «Кислород».
III. Изучение нового материала.
1. Степени окисления серы и соединения со с/о: -2, 0, +4, +6. .
2. Сероводород и сульфиды .
3. Сернистый газ и сернистая кислота.
4. Серная кислота и сульфаты.
IY. Закрепление материала.
Упр. № 3.
Y. Домашнее задание. § 22. Упр. № 2.
Урок № 33.Серная кислота: свойства, получение, применение.
Новое содержание. Серная кислота: химические свойства, окислительные свойства, получение, применение.
Планируемые результаты обучения: Знать важнейшие свойства серной кислоты, биологическое значение и области ее применения.
Оборудование: периодическая таблица, таблица растворимости..
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Повторение материала.
Тест по теме «Соединения серы».
III. Изучение нового материала.
1. Структурная формула серной кислоты. .
2. Физические свойства серной кислоты.
3. Химические свойства серной кислоты.
Свойство | Пример |
Диссоциация | |
С основными оксидами | |
С основаниями | |
С солями более слабых кислот | |
Свойства разбавленной кислоты | |
Свойства концентрированной кислоты | |
Качественная реакция на сульфат-ион |
4. Получение серной кислоты.
5. Применение серной кислоты.
IY. Закрепление материала.
Упр. № 3.
Y. Домашнее задание. § 22 Упр. № 2.
Урок №34 Практическая работа № 5
«Экспериментальные задачи по теме «Подгруппа кислорода»
Планируемые результаты обучения:
уметь проводить опыты по доказательству качественного состава серной кислоты;
уметь обнаруживать серную кислоту и сульфаты в растворе;
уметь проводить опыты по изучению химических свойств серной кислоты;
уметь проводить опыты по осуществлению цепочек превращений;
Оборудование. Штатив с пробирками, держатель для пробирок,
Реактивы. См. ПР-5
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Выполнение работы.
А.
- Ознакомление учащихся с правилами ТБ при работе в химической лаборатории,
- как нужно определить запах незнакомого вещества,
- зажигать и гасить спиртовку,
- перемешивать жидкость в пробирке
- нагревать пробирку с веществом на пламени спиртовки,
Б.
Выполнение работы
- доказательство качественного состава серной кислоты;
- исследовать свойства серной кислоты, выполнив реакции взаимодействия ее с:
- металлом (цинк),
- оксидом металла (оксид кальция),
- основанием (гидроксид натрия),
- солью более слабой кислоты;
- обнаружение сульфат-иона в растворе;
- осуществление цепочек превращений;
Необходимо обратить внимание учащихся на правильную организацию рабочего места, чистоту и порядок на столе, а так же попросить ставить посуду и приборы на середину стола, а не на край.
В. Оформление записей, выполнение рисунков, составление выводов по работе.
III. Домашнее задание. Практическая работа № 5.
Урок № 35.Азот.
Новое содержание. Азот: строение атома и молекулы азота, свойства азота, химические свойства. Азот в природе, биологическое значение и применение.
Планируемые результаты обучения: Знать важнейшие свойства азота, биологическое значение и области его применения.
Оборудование: периодическая таблица, план характеристики элемента.
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Повторение материала.
Тест по теме «Серная кислота».
III. Изучение нового материала.
1. Положение азота в ПС.
2. Физические свойства азота.
3. Химические свойства азота.
4. Получение азота.
5. Применение азота.
6. Биологическая роль.
IY. Закрепление материала.
Упр. № 3.
Y. Домашнее задание. § 23. Упр. № 2.
Урок № 36.Аммиак.
Новое содержание. Аммиак: строение атома и молекулы, физические свойства, химические свойства, получение и применение. Аммиак в природе, биологическое значение и применение.
Планируемые результаты обучения: Знать важнейшие свойства аммиака, биологическое значение и области его применения.
Оборудование: периодическая таблица, план характеристики элемента.
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Повторение материала.
1. Положение азота в ПС.
2. Физические свойства азота.
3. Химические свойства азота.
4. Получение азота.
5. Применение азота.
6. Биологическая роль .
III. Изучение нового материала.
1. Состав и строение молекулы аммиака, водородная связь в молекуле.
2. Физические свойства аммиака.
3. Химические свойства аммиака.
4. Получение аммиака.
5. Применение аммиака.
6. Биологическая роль.
IY. Закрепление материала.
Упр. № 3.
Y. Домашнее задание. § 24. Упр. № 2.
Урок № 37 Соли аммония.
Новое содержание. Соли аммония: физические свойства, химические свойства, получение и применение.
Планируемые результаты обучения: Знать важнейшие свойства и области применения солей аммония.
Оборудование: периодическая таблица, таблица растворимости. .
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Повторение материала.
1. Состав и строение молекулы аммиака, водородная связь в молекуле.
2. Физические свойства аммиака.
3. Химические свойства аммиака.
4. Получение аммиака.
5. Применение аммиака.
6. Биологическая роль.
III. Изучение нового материала.
1. Состав и строение катиона аммония.
2. Физические свойства солей аммония.
3. Химические свойства солей аммония.
4. Получение солей аммония.
5. Применение солей аммония.
IY. Закрепление материала.
Упр. № 3.
Y. Домашнее задание. § 25. Упр. № 2.
Урок №38 Практическая работа № 7
«Получение аммиака и изучение его свойств»
Планируемые результаты обучения:
уметь проводить опыт получения аммиака;
уметь обнаруживать аммиак в растворе;
уметь проводить опыты по изучению химических свойств гидроксида аммония;
Оборудование. Штатив с пробирками. Прибор для получения аммиака, держатель для пробирок, спиртовка.
Реактивы. См. ПР-6
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Выполнение работы.
А.
- Ознакомление учащихся с правилами ТБ при работе в химической лаборатории,
- как нужно определить запах незнакомого вещества,
- зажигать и гасить спиртовку,
- перемешивать жидкость в пробирке
- нагревать пробирку с веществом на пламени спиртовки,
- знакомство с прибором для получения аммиака,
Б.
Выполнение работы
- собрать прибор для получения аммиака;
- получить аммиак;
- доказать наличие газа аммиака;
- растворить его в воде и получить раствор гидроксида аммония;
- исследовать свойства аммония, выполнив реакции взаимодействия его с:
- кислотой,
- фенолфталеином,
- солью,
- осуществить качественную реакцию на катион аммония.
Необходимо обратить внимание учащихся на правильную организацию рабочего места, чистоту и порядок на столе, а так же попросить ставить посуду и приборы на середину стола, а не на край.
В. Оформление записей, выполнение рисунков, выводы по работе.
III. Домашнее задание. Практическая работа № 6.
Урок № 39. Кислородные соединения азота.
Новое содержание. Кислородсодержащие соединения азота, азотная кислота, нитраты.
Планируемые результаты обучения: Знать важнейшие свойства азотной кислоты, биологическое значение и области ее применения.
Оборудование: периодическая таблица, таблица растворимости.
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Повторение материала.
1. Состав и строение катиона аммония.
2. Физические свойства солей аммония.
3. Химические свойства солей аммония.
4. Получение солей аммония.
5. Применение солей аммония.
III. Изучение нового материала.
1. Степени окисления азота и соединения со с/о: -3, 0, +1, +2,+4, +5. .
2. Оксиды азота.
3. Азотная кислота: состав молекулы, физические свойства.
4. Химические свойства азотной кислоты:
Свойство | Пример |
Диссоциация | |
С основными оксидами | |
С основаниями | |
С солями более слабых кислот | |
Свойства разбавленной кислоты | |
Свойства концентрированной кислоты | |
Качественная реакция на нитрат-ион |
4. Получение азотной кислоты.
5. Применение азотной кислоты.
6. Нитраты.
IY. Закрепление материала. Упр. № 3.
Y. Домашнее задание. § 26. Упр. № 2.
Урок № 40.Фосфор и его соединения.
Новое содержание. Аллотропия фосфора, фосфор: строение атома и молекулы, физические свойства, химические свойства, получение и применение. Фосфор в природе, биологическое значение и применение.
Планируемые результаты обучения: Знать важнейшие свойства фосфора и его соединений, биологическое значение и области его применения.
Оборудование: периодическая таблица, таблица растворимости.
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Повторение материала.
Тест по теме «Азотная кислота».
III. Изучение нового материала.
1. Фосфор-химический элемент.
1. Состав и строение молекулы фосфора, аллотропии фосфора.
2. Физические свойства фосфора.
3. Химические свойства фосфора.
4. Получение фосфора.
5. Применение фосфора.
6. Биологическая роль.
7. Фосфорная кислота и фосфаты.
IY. Закрепление материала.
Упр. № 3.
Y. Домашнее задание. § 27. Упр. № 2.
Урок №41 Практическая работа № 7
«Экспериментальные задачи по теме «Подгруппа азота»
Планируемые результаты обучения:
уметь проводить опыты по доказательству качественного состава азотной кислоты;
уметь обнаруживать азотную кислоту и нитраты в растворе;
уметь проводить опыты по изучению химических свойств азотной кислоты;
уметь проводить опыты по осуществлению цепочек превращений;
Оборудование. Штатив с пробирками, держатель для пробирок,.
Реактивы. См. ПР-5
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Выполнение работы.
А.
- Ознакомление учащихся с правилами ТБ при работе в химической лаборатории,
- как нужно определить запах незнакомого вещества,
- зажигать и гасить спиртовку,
- перемешивать жидкость в пробирке
- нагревать пробирку с веществом на пламени спиртовки,
Б.
Выполнение работы
- доказательство качественного состава азотной кислоты;
- исследовать свойства азотной кислоты, выполнив реакции взаимодействия ее с:
- металлом (цинк),
- оксидом металла (оксид кальция),
- основанием (гидроксид натрия),
- солью более слабой кислоты;
- обнаружение нитрат-иона в растворе;
- осуществление цепочек превращений;
Необходимо обратить внимание учащихся на правильную организацию рабочего места, чистоту и порядок на столе, а так же попросить ставить посуду и приборы на середину стола, а не на край.
В. Оформление записей, выполнение рисунков, составление выводов по работе.
III. Домашнее задание. Практическая работа № 7.
Урок № 43. Углерод.
Новое содержание. Строение атома и степени окисления углерода. Аллотропия углерода. Адсорбция. Химические свойства углерода. Круговорот углерода в природе. Углерод в природе, биологическое значение и применение.
Планируемые результаты обучения:
Знать строение атома и степени окисления углерода.
Знать аллотропии углерода.
Знать явление адсорбции.
Знать химические свойства углерода.
Уметь объяснять круговорот углерода в природе.
Уметь составлять уравнения химических реакций, иллюстрирующих химические свойства углерода.
Оборудование: периодическая таблица, таблица растворимости.
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Повторение материала.
Тест по теме «Подгруппа азотас.
III. Изучение нового материала.
1. Углерод-химический элемент.
1. Состав и строение молекулы углерода, аллотропии углерода.
2. Физические свойства углерода.
3. Химические свойства углерода.
4. Получение углерода.
5. Применение углерода.
6. Биологическая роль углерода. Круговорот углерода.
7. Угольная кислота и карбонаты.
IY. Закрепление материала. Упр. № 3.
Y. Домашнее задание. § 27. Упр. № 2.
Урок № 45 Практическая работа № 10
«Получение углекислого газа и изучение его свойств»
Планируемые результаты обучения:
уметь проводить опыты по получению газа СО2;
уметь обнаруживать газ СО2;
уметь собирать газ СО2;
уметь проводить опыты по изучению химических свойств угольной кислоты;
уметь проводить опыты по распознаванию карбонатов;
уметь проводить опыты по осуществлению цепочек превращений;
Оборудование. Штатив с пробирками, держатель для пробирок,.
Реактивы. См. ПР-8
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Выполнение работы.
А.
- Ознакомление учащихся с правилами ТБ при работе в химической лаборатории,
- как нужно определить запах незнакомого вещества,
- зажигать и гасить спиртовку,
- перемешивать жидкость в пробирке
- нагревать пробирку с веществом на пламени спиртовки,
Б.
Выполнение работы
- получение газа СО2;
- доказательство наличия газа СО2;
- исследовать свойства угольной кислоты, выполнив реакции взаимодействия ее с:
- металлом (цинк),
- оксидом металла (оксид кальция),
- основанием (гидроксид натрия),
- обнаружение карбонат-иона в растворе;
- осуществление цепочек превращений;
Необходимо обратить внимание учащихся на правильную организацию рабочего места, чистоту и порядок на столе, а так же попросить ставить посуду и приборы на середину стола, а не на край.
В. Оформление записей, выполнение рисунков, составление выводов по работе.
III. Домашнее задание. Практическая работа № 8.
Предварительный просмотр:
Урок 1(29) ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НЕМЕТАЛЛОВ
Элементы содержания: неметаллы как простые вещества.
Требования к уровню подготовленности выпускников.
Уметь: объяснять закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; характеризовать связь между составом, строением и свойствами неметаллов.
Цель: сформировать представление о положении неметаллов в Периодической системе, о зависимости строения их атомов и свойств от этого положения, о причинах аллотропии.
Оборудование: графит, сера, фосфор, бром, йод; модели кристаллических решеток алмаза и графита; прибор для демонстрации состава воздуха; ряд электроотрицательности, периодическая система.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
ПI. Изучение нового материала.
План изучения неметаллов:
1.Положение с ПСХЭ
2. Строение атома.
3. Атомный радиус.
4. Закономерности изменения свойств по ПСХЭ.
5. Кристаллические решётки.
6. Аллотропии.
7. Химические свойства:
А. окислители.
Б. восстановители.
8. Применение.
IV. Закрепление материала. Упр. № 2 к § 15
V. Домашнее задание: § 15, упр. 1, повторить § 2.
Урок 2 (30). Химические элементы в живых организмах. Водород
Новое содержание. Макро- и микроэлементы и их роль в «деятельности организмов,
водород — физические и химические свойства, получение и применение.
Планируемые результаты обучения. Представлять различие макро- и микроэлементов.
Требования к уровню подготовленности выпускников.
Уметь: составлять уравнения реакций с участием водорода; характеризовать связь между составом, строением и свойствами водорода.
Цель: на примере водорода показать окислительно-восстановительную двойственность неметаллов, сформировать знания о способах получения водорода, его применении.
Оборудование: аппарат Киппа, цинк, раствор НС1, спички, спиртовка, лучинка, консервная банка с дыркой в дне.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
Выполнение теста по двум вариантам.
ПI. Изучение нового материала.
План изучения:
1. Понятие макроэлементов, их роль в жизнедеятельности организмов.
2. Понятие микроэлементов, их роль в жизнедеятельности организмов.
3. Водород-химический элемент (характеристика по положению в ПСХЭ).
4. Двойственное положение водорода в ПСХЭ.
5. Водород – простое вещество.
6. Физические свойства водорода. .
7. Способы получения:
А. В промышленности Н2 получают:
- из углеводородов: СН4 = С + 2Н2;
- взаимодействием угля с водой: С + Н20 = СО+Н2;
- взаимодействием метана с водой: СН4 + Н20 = СО + 3Н2;
- ток
- электролизом воды: 2Н20 = 2Н2 + 02.
Б. В лаборатории обычно используют взаимодействие цинка с кислотой:
Zп + 2НС1=ZпС12+Н2.
7. Химические свойства:
А. окислительные при взаимодействии с активными металлами;.
Б. восстановительные при взаимодействии с неметаллами и оксидами металлов..
8. Применение.
IV. Закрепление материала. Упр. № 1-2 к § 17
V. Домашнее задание: § 17, упр. 3, повторить § 2.
Предварительный просмотр:
Урок № 49 Предмет органической химии.
Общие представления об органических веществах
Новое содержание. Предмет изучения ОХ. Особенности строения ОВ. Валентность и степень окисления. Теория химического строения А.М. Бутлерова.
Планируемые результаты обучения:
Знать, что изучает органическая химия.
Понимать особенности строения органических соединений.
Знать основные положения теории строения органических соединений
А.М.Бутлерова.
Уметь иллюстрировать их примерами.
Оборудование: периодическая система х/э Д.И. Менделеева, модели молекул.
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Изучение нового материала.
1. Предмет ОХ.
2. Многообразие ОВ.
3. Состав ОВ.
4. Особенности ОВ.
5. Валентность и степень окисления.
6. Химическое строение.
7. Основные положения теории строения ОВ А.М. Бутлерова.
8. Значение теории строения ОВ А.М. Бутлерова.
III. Закрепление материала. Упр. № 1,2.
IY. Домашнее задание. § 32. Упр. № 6.
Предварительный просмотр:
Тема урока № 50 «Предельные углеводороды»
Цель урока: изучение класса органических соединений – алканов.
Образовательные цели:
учащиеся должны усвоить, что:
- углеводороды-это-органические вещества, состоящие из атомов углерода и водорода;
- углеводороды состоят из гомологических рядов: алканы, алкены и алкины;
- общая формула алканов- СnН2n+2;
- изомеры - это вещества, имеющие одинаковый состав, но разное строение, гомологи - это вещества, имеющие одинаковое строение, но отличающиеся друг от друга по составу на одну или несколько - СН2 групп;
- алканам характерна реакция замещения;
- необходимо знать основные правила по Т.Б при работе с химическими веществами.
Развивающие цели:
учащиеся должны научиться:
- определять общую формулу алканов;
- строить структурные формулы гомологов углеводородов по названию;
- составлять уравнения химических реакций взаимодействия этана с галогенами, азотной кислотой, горения на воздухе, разложения;
- решать задачи по УХР (уравнениям химических реакций);
Воспитательные цели:
учащиеся должны убедиться, что
- практика-критерии истинности знаний;
- в химии действительны законы диалектики, причинноследственная связь (строение и свойства);
- между гомологическими рядами углеводородов существует взаимосвязь;
- между веществами неорганической и органической химии существует взаимосвязь единства живой и неживой природы;
- алканы имеют широкое применение в народном хозяйстве.
Задачи:
- Сформулировать знания учащихся о пространственном строении алканов.
- Дать понятия о гомологах, ознакомить с правилами составления названий орг. соединений по систематической номенклатуре.
- Рассмотреть способы получения, химические и физические свойства алканов, показать взаимосвязь между строением и свойствами.
- Познакомить с основными областями применения насыщенных углеводородов.
- Продолжить формирование умений анализировать, сравнивать, делать выводы; развить навыки культуры общения.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование:
- Шаростержневая модель молекулы метана.
- Зажигалка.
- Опросные листы (тесты).
- Таблицы: “Строение метана”; “Строение этана и бутана”;
Методы и методические приёмы:
Беседа, проблемные вопросы, самостоятельная работа, групповая работа, лабораторный опыт» построение шаростержневых моделей, решение задач.
Внутрипредметная связь: органическая химия: алканы, алкены, алкины, номенклатура, изомерия, химические свойства, применение углеводородов.
Межпредметные связи: математика, физика.
Оборудование: шаростержневые модели молекул органических веществ, таблицы; Развиваемые понятия: Реакции замещения, горения, изомеры, гомологи;
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Проверка знаний
- Фронтальная беседа (5 мин).
- Что называется органической химией?
- Что является теоретической основой органической химии?
- Кто и когда сформулировал теорию строения органических соединений?
- Назовите основные положения этой теории и объясните их.
- Что называется изомерией? Приведите примеры.
- Работа с тестом (5 мин).
III. Изучение нового материала
Цели урока:
- Познакомиться с классом органических соединений – алканами,
- Рассмотреть пространственное строение молекулы метана и его гомологов,
- Изучить химические, физические свойства предельных углеводородов и их применение.
Знакомство с планом новой темы:
- Понятие об углеводородах.
- Особенности пространственного строения предельных углеводородов.
- Гомологический ряд метана и составление названий алканов.
- Изомеры.
- Получение алканов.
- Химические свойства.
- Физические свойства алканов.
- Применение алканов.
1. Понятия об углеводородах.
Углеводороды – это органические соединения, состоящие из двух элементов - углерода и водорода. Таких соединений очень много.
- Предельные углеводороды - это органические вещества, состоящие только из углерода и водорода, соответствующие общей формуле Сn Н2n +2.
- У этих веществ только простые одинарные связи между атомами углерода, которые соединяются с максимально возможным количеством числом атомов водорода. Их поэтому называют предельными или насыщенными.
- Алканы – название предельных углеводородов по международной номенклатуре. Исторически алканы называют парафинами, что в переводе с латинского языка означает малоактивный. Их также называют насыщенными, т.к. все валентности атомов С насыщены атомами водорода
Гомологический ряд предельных углеводородов
таблица
№ п\п | Формула вещества | Название вещества | формула радикала | Название радикала |
1 | СН4 | метан | -СН3 | метил |
2 | С2Н6 | Этан | -С2Н5 | этил |
3 | С3Н8 | пропан | -С3Н7 | пропил |
4 | С4Н10 | бутан | - С4Н9 | бутил |
5 | С5Н12 | пентан | -С5Н11 | пентил |
6 | С6Н14 | гексан | -С6Н13 | гексил |
7 | С7Н16 | гептан | -С7Н15 | гептил |
8 | С8Н18 | октан | -С8Н17 | октил |
9 | С9Н20 | нонан | -С9Н19 | нонил |
10 | С10Н22 | декан | -С10Н21 | децил |
Гомологи
- Гомологи – вещества, расположенные в порядке возрастания относительных молекулярных масс, сходных по строению и свойствам, но отличающихся друг от друга по составу на одну или несколько групп -СН2-
- Гомологический ряд- ряд веществ, расположенных в порядке возрастания относительных молекулярных масс, сходных по строению и свойствам, но отличающихся друг от друга по составу на одну или несколько групп -СН2-
Изомеры
- Изомеры - это вещества, имеющие одинаковый качественный и количественный состав, но отличающиеся по своему строению и свойствам
- Изомерия- это явление существования веществ с одинаковым качественным и количественным составом, но отличающимся по своему строению и свойствам
Примеры изомеров.
Для вещества с общей молекулярной формулой С4Н10 существуют 2 изомера:
СН3-СН2-СН2-СН3 (н - бутан, t кип.=-0,50С)
СН3- СН -СН3 (изобутан, t кип.=-11,70С)
|
СН3
Физические свойства
- Агрегатное состояние: первые четыре члена гомологического ряда(С1-С4) – газы, С5-С15- жидкости, С16 и более тяжелые – твердые вещества
- Температура кипения и плавления постепенно увеличиваются с ростом молекулярной массы вещества
Растворимость в воде – плохая
Нахождение в природе и получение.
Предельные углеводороды встречаются:
√ в природном газе (98%- метан);
√ в попутном нефтяном газе (С1-С6);;
√ в нефти (С5-С50);
√ в каменном угле
Получают их из природного сырья
Химические свойства.
Для предельных углеводородов характерны следующие химические реакции:
√ замещения (по свободно-радикальному механизму);
√ окисления (полное и неполное);
√ разложения (крекинг, дегидрирование);
√ изомеризации.
Для предельных углеводородов совсем не характерны реакции присоединения.
Реакции замещения.
Реакция хлорирования на свету
1 2 3 4
СН4 →СН3 Сl →СН2 Сl 2 →СН Сl 3 →С Сl 4
- СН4 +Cl2 → СН3 Сl (первая стадия)
хлорметан
2. СН3 Сl +Cl2 → СН2 Сl 2 (вторая стадия)
дихлорметан
3. СН2 Сl 2 +Cl2 → СН Сl 3 (третья стадия)
тр ихлорметан
4. СН Сl 3 +Cl2 → С Сl 4 (четвертая стадия)
тетрахлорметан
2. Реакция нитрования (реакция Коновалрва) СН4 +НNO3→ СН3 NO2 +H2O
Реакции окисления.
1. Полное окисление – горение СН4 + 2О 2→СО 2 +2Н2О +Q
2. Неполное окисление СН4 + [О] →метиловый спирт, метаналь (формальдегид),
метановая (муравьиная)кислота
Реакции разложения.
1. крекинг (реакции идут при нагревании с разрывом углеродной цепи)
15000С
СН4→ 2С+2Н2
С4Н10→ С2Н4+С2Н6
2. отщепление молекулы водорода (дегидрирование)
С2Н6→ С2Н4+Н2
Реакции изомеризации.
В реакциях изомеризации не меняется количественный и качественный состав веществ, меняется лишь их пространственное строение
кат.
СН3-СН2-СН2-СН3, → СН3- СН -СН3
СН3
н - бутан изобутан
Применение углеводородов.
Предельные углеводороды находят свое применение как:
√ топливо (бензин, керосин, мазут и др.);
√ растворители ;
√ химическое сырье (для получения алкенов ацетилена, бутадиена и др.);
√ сырье для синтеза ( водорода, сажи, парафина, сероуглерода и др.)
IV. Первичная проверка полученных знаний
1. Укажите ошибочное определение алканов:
а) предельные углеводороды;
б) карбоциклические соединения (в молекулах имеются циклы);
в) насыщенные углеводороды;
г) парафиновые углеводороды.
2. Общая формула алканов:
а) СnH2n;
б) СnH2n+1;
в) СnH2n+2;
г) СnН2n-2.
3. Признаки, характеризующие строение алканов:
а) SP3-гибридизация, плоская форма молекул 120о, и -связи;
б) SP-гибридизация, линейная форма молекул 180о, и -связи;
в) SP3-гибридизация, форма молекул – тетраэдр 109о28', -связи.
4. Невозбуждённый атом углерода имеет электронную конфигурацию:
а) 1S22S12P3;
б) 1S22S22P2;
в) 1S22S22P3;
г) 1S22S22P4.
5. Возбужденный атом углерода имеет электронную конфигурацию:
а) 1S22S22P3;
б) 1S22S22P2;
в) 1S22S22P4;
г) 1S22S12P3.
6. Всем алканам присущи свойства:
а) вступать в реакцию замещения;
б) окисляться при обычных условиях;
в) гореть в кислороде;
г) реагировать с активными металлами.
V. Итоги урока, оценки, дом. задание.
Пар-ф 46, стр. 154, А(2,4,6). Тест (стр. 156-158) – обязательный уровень, А(5,8) – повыш. Сложности. Составить задание по пройден.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Поурочные планы для 9 класса по теме"Теория вероятностей и математическая статистика"
Приведены разработки 4 уроков по теории вероятности. Материал изучается в 9 классе. Много интересных примеров...
Поурочный план. Математика. 6 класс. Тема урока: «Обыкновенные дроби».
Тип урока: семинар – практикум....
Поурочные планы в 3 классе по ФГОС.
Цели деятельности педагога: · создать условия для ознакомления с содержанием учебника, положительного эмоционального настроя на изучение учебного ...
Поурочные планы алгебра 9 класс Дорофеев
Поурочные планы для учебника Дорофеева 9 класс алгебра.Урок 1Действительные числаЦели: обобщить и систематизировать знания о действительных числах; совершенствовать навыки решения задач.Ход урокаI. Ор...
поурочные планы по химии 8 класс
Поурочные планы по химии 8 класс по учебнику О.С. Габриеляна с 1-18 урок...
поурочные планы по химии 8-9 классы
поурочные планы по химии 8-9 классы...
Поурочные планы 5-6 класс
Пособие можно использовать для составления планов уроков географии в 5 и 6 классе...