Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций (дифференцированный алгоритм)
методическая разработка по химии (8 класс) по теме
Дифференцированный алгоритм составления уравнений ОВР.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
differentsirovannyy_algoritm_samostoyatelnoy_deyatelnosti_uchashchegosya.doc | 91.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Дифференцированный алгоритм самостоятельной деятельности учащегося
Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций (ОВР)
Химическое превращение, химическая реакция
есть главный предмет химии.
Лауреат Нобелевской премии Н. Н. Семенов
Цель учебной работы: научиться отличать ОВР от прочих химических реакций и
составлять уравнения окислительно-восстановительных реакций.
Дыхание, сжигание топлива в топках паровых котлов и двигателей машин, получение металлов — все это окислительно-восстановительные процессы. Окислительно-восстановительные реакции лежат также в основе получения серной, азотной и других кислот, производства строительных материалов, удобрений и т. д.
Человечество постоянно использует ОВР.
Сегодня изучение химии без понимания сущности ОВР невозможно.
Для правильного написания уравнений окислительно-восстановительных реакций необходимо уметь определять степени окисления атомов химических элементов (если вы еще не умеете это делать, обратитесь к маршруту № 5) и владеть приемами расстановки коэффициентов в уравнениях любых химических реакций (см. маршрут № 13).
Окислительно-восстановительные реакции - это реакции, при которых происходит изменение степеней окисления атомов химических элементов, входящих в состав реагирующих веществ.
Окислением называют процесс отдачи электронов; вещество, отдающее электроны,
называют восстановителем.
Процесс присоединения электронов называют восстановлением, а вещество,
присоединяющее электроны, — окислителем.
Задание 1. Из перечня приведенных уравнений химических реакций выберите уравнения ОВР:
- 2NaOH + H2SO4= Na2SO4 + 2Н2О;
- CaO + Н2О = Са(ОН)2;
- Zn + 2НС1 = ZnCl2 + Н2;
- 2Н2 + О2 = 2Н2О;
- СuО + Н2= Сu+ Н2О;
- СuС12 + 2КОН = 2КС1 + Сu(ОН)2;
- Mg + Br2 =MgBr2.
Сравните полученные вами результаты с правильными, для этого обратитесь к подсказке.
Подсказка. Правильные ответы — 3,4, 5, 7.
Если задание 1 выполнено верно, приступайте к заданию 5 и расстановке коэффициентов в уравнениях ОВР. Для этого воспользуйтесь алгоритмом, который приведен после задания 5.
Если вы неверно выполнили задание, то обратите внимание на следующую информацию.
Для того чтобы определить принадлежность реакции к ОВР, необходимо:
а) указать степени окисления атомов всех химических элементов, образующих исходные вещества и продукты реакции;
б) сравнить степени окисления атомов химических элементов до и после реакции;
в) еще раз обратиться к определению понятия « окислительно - восстановительная реакция» и сделать вывод.
Теперь выполните задания 2, 3, 4.
Задание 2. Перепишите в тетрадь уравнения реакций (1) и (3) из задания 1 и попытайтесь определить степени окисления атомов химических элементов, образующих все вещества (действуйте самостоятельно).
Задание 3. Сравните значения определенных вами степеней окисления атомов с указанными ниже:
+1 -2+1 +1+6-2 +1 +6-2 +1 -2
2NaOH + H2SO4 = Na2SO4 + 2Н2О; (1)
О +1-1 +2 -1 О
Zn + 2HC1 = ZnCl2 + H2. (3)
Сравните степени окисления атомов химических элементов до и после реакций и сделайте вывод.
Вывод: к ОВР относится реакция (3), поскольку при ее протекании
изменились степени окисления атомов химических элементов.
Задание 4. Еще раз вернитесь к заданию 1.
Задание 5. Составьте 3 уравнения окислительно-восстановительных реакций.
Подсказка. К ОВР относятся все химические реакции, в которых участвуют простые вещества. В ходе реакции степень окисления атомов, из которых они состоят, непременно изменяется.
Выполненное задание 5 покажите учителю.
Рассмотрите усложненный вариант. Проанализируйте, почему второе уравнение труднее первого.
В правой части уравнения четыре атома азота (два в Cu(NO3)2 и два в NO2), следовательно, перед формулой HNO3 нужно поставить коэффициент 4:
Сu + 4HNO3 → Cu(NO3)2 + 2NO2 + Н2О.
В левой части уравнения четыре атома водорода, в правой - два, следовательно, перед формулой Н2О нужно поставить коэффициент 2:
Сu + 4HNO3 → Cu(NO3)2 + 2NO2 + 2Н2О.
Проверку правильности коэффициентов проводят подсчетом числа атомов кислорода. В левой части уравнения: 4*3 = 12; в правой: 3*2 + 2*2 + 2*1 = = 12. Значит, уравнение составлено верно:
Сu + 4HNO3 = Cu(NO3)2 + 2NO2 + 2Н2О.
Дифференцированное задание.
Методом электронного баланса расставьте коэффициенты в следующих схемах реакций:
Li + 02 = Li2O;
MnO2 + Al = A12O3 + Mn;
KOH + Cl2 = KC1O + KC1 + H2O;
HNO3 = NO2 + O2 + H2O.
Результат покажите учителю
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Растворение. Растворы. Реакции ионного обмена и окислительно-восстановительные реакции» (тема 5) ( контрольная работа № 4 - 8 класс)
Материалы для учителей, работающих по программе О.С.Габриеляна...
Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций
Тема урока: "Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций". Рассказ нового материала с использованием интерактивной доски...
Конспект урока "Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса" (Химия, 8 класс)
Цель урока: обеспечение условий для самостоятельного вывода учащимися и применения ими на практике алгоритма по составлению ОВР методом электронного баланса. Прилагается презентация....
Составление уравнений окислительно – восстановительных реакций методом электронного баланса.
Конспект урока по теме "Составление уравнений окислительно- восстановительных реакций методом электронного баланса"...
9 класс Тема: «Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса»
Тема: «Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса»...
8 класс Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций
УМК Н.Е.Кузнецовой...
Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций
Презентацию можно использовать при изучении темы "Окислительно -восстановительные реакции. Расстановка коэффициентов методом электронного баланса" в 8 классе...