Вода.
план-конспект урока по химии (8 класс) на тему
Цель урока: обобщить и расширить знания учащихся о воде, её значении в жизни человека, о необходимости бережного отношения к водным ресурсам, роли каждого человека в решении экологических проблем.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
3.doc | 74 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Вода.
Цель урока: обобщить и расширить знания учащихся о воде, её значении в жизни человека, о необходимости бережного отношения к водным ресурсам, роли каждого человека в решении экологических проблем.
Задачи урока:
- Образовательные: актуализировать и систематизировать знания учащихся о воде, дополнить их новыми сведениями через систему познавательных заданий, опорных сигналов, лабораторно-демонстрационного эксперимента; доказать, что вода - одно из важнейших веществ на Земле; выяснить соответствие органолептических и химических показателей воды нормативным показателям;
- Развивающие: развивать познавательный интерес, умение сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы, работать с лабораторным оборудованием;
- Воспитательные: воспитывать бережное и экономное отношение к водным ресурсам, продолжить экологическое просвещение школьников, прививать заботу к окружающей среде и своему здоровью, развивать чувство прекрасного.
Оборудование: экран, мультимедийный проектор, компьютер; презентация к уроку.
Химические реактивы и оборудование: штатив с пробирками, водопроводная вода, индикаторная бумага, спирт, лимонная кислота, сода, спички, платок, ареометр, термометр, спиртовка,
Тип урока: изучение нового материала.
Методы: частично - поисковый, методы проблемного обучения.
Формируемые химические знания, умения, навыки учащихся: систематизация знаний учащихся о распространенности воды в природе, физических свойствах, областях применения воды, расширение знаний учащихся об экологических проблемах, связанных с очисткой воды.
Ход урока:
- Организационный момент.
- Мотивирование к учебной деятельности. (1 слайд)
Стук в дверь. Входит первоклассник с бутылкой, которую нашел на улице. Он просит учителя химии помочь ему определить, что за вещество в бутылке, не опасна ли она для окружающей среды. Учитель предлагает классу помочь первокласснику определить, что за вещество в бутылке.
Учитель химии.
Лабораторная работа. " Свойства веществ, которые мы измеряем”.
На стол каждой группы ставится мензурка с веществом из бутылки.
Необходимо заполнить таблицу:
Свойства вещества | |
Агрегатное состояние |
|
Цвет |
|
Форма |
|
Запах |
|
Прозрачность |
|
Плотность | |
Т кипения |
- Опыт 1. Несгораемый платочек.
Батистовый платочек погрузить в воду или в раствор силикатного клея (1 : 10) для полного смачивания. Затем платок отжать, погрузить в спирт и слегка отжать. После этого берут за уголок в железные щипцы и поджигают. Платок вспыхивает ярким пламенем, но не сгорает.
- Опыт 2. Без воды нет реакции.
В стеклянный цилиндр или в колбу с широким горлом поместите равные массы питьевой соды и лимонной кислоты (или щавелевой). Перемешайте. Никаких изменений не происходит. Прилейте воды. Начинается бурное взаимодействие между веществами. Зажечь лучинку и вносить ее в сосуд: она в сосуде тухнет, на воздухе загорается.
- А кто знает, какими ещё физическими свойствами обладает это удивительное вещество? (замерзания 0 градусов)
При всей своей кажущейся простоте, вода до сих пор преподносит загадки, при чём одна сложнее другой. При охлаждении вода сжимается, но лишь до +4 градусов, при дальнейшем же охлаждении она расширяется.
- Что будет, если вынести бутылку на мороз? (бутылка лопнет)
- Как вы думаете, из ведра снега может получиться ведро воды? (Нет. Плотность воды 1 г/см?, а плотность льда – 0,92 г/см?. Поэтому лёд всегда находится на поверхности, сохраняя всё живое в водоёме.
(19 слайд) В 1913 году печальное известие облетело весь мир. Погиб, столкнувшись с айсбергом, гигантский океанический лайнер «Титаник». По-разному объясняли эксперты причины катастрофы. Сошлись на том, что в тумане капитан не разглядел огромную плавающую ледяную гору и, налетев на нее корабль, окончил свое земное существование. Если мы посмотрим на это прискорбное событие глазами химика, то придем к весьма неожиданному выводу: «Титаник» пал жертвой одной из аномалий воды. Устрашающие ледяные глыбы - айсберги плавают, подобно пробке, на поверхности воды.
Глыбы в десятки тысяч тонн не тонут и все потому, что лед легче воды. Попробуйте расплавить любой металл и в расплав бросить кусочек того же металла: он моментально утонет. Твердое состояние любого вещества имеет большую плотность, чем жидкое. Лед и вода - удивительное исключение из этого правила. Не будь этого исключения, все водоемы средних широт быстро промерзли бы до дна: все живое бы погибло.
Чтобы растаял лед, нужно много тепла. Несравненно больше, чем для плавления любого другого вещества, взятого в таком же количестве. Когда вода замерзнет, это тепло снова выделяется. Лед и снег, отдавая тепло обратно, подогревают землю и воздух. Они смягчают резкий переход к суровой зиме и позволяют осени воцариться на несколько недель. Весной же таяние льда задерживает наступление знойных дней. Космический холод давно проник бы на Землю, если бы она не была одета в теплую шубу. Шуба - атмосфера планеты, а роль теплой воды выполняют водяные пары. Если бы не чрезвычайная теплоемкость воды, наша планета давно бы остыла и жизнь на ней угасла.
Вода обладает большим поверхностным натяжением. У абсолютно чистой воды, эта величина столь велика, что по ней можно было бы кататься на коньках, как по льду.
Температура кипения воды 100С, плавления – 0С. Это тоже аномально высокие значения. Учёные объясняют такой факт тем, что молекулы воды способны соединяться в агрегаты с помощью водородных связей. На разрыв, которых и затрачивается большое количество тепловой энергии при нагревании.
(20 слайд)
- Чистая вода жидкость без цвета, вкуса и запаха
- Кипит при температуре 1000С и замерзает при 00С
- Существует в трех агрегатных состояниях
- Максимальная плотность при 40С принята за 1г/мл, все остальные вещества сравниваются по плотности и массе с водой
- Плотность льда меньше, чем у жидкой воды, что является аномальным свойством воды
- Вода обладает самой большой теплоемкостью
- Она не проводит электрический ток.
«Вода… Ты не имеешь ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать – тобой наслаждаешься, не ведая, что ты такое. Ты не просто необходима для жизни, ты и есть сама жизнь. Ты божество, ты совершенство, ты самое большое богатство на свете»
Такие слова написал о воде французский писатель Антуан де Сент – Экзюпери.
(2 слайд) И наш урок посвящается самому знакомому и в то же время самому загадочному веществу – воде.
(3 слайд)
В кружево будто одеты
Деревья, кусты, провода.
И кажется сказкою это,
А все это просто вода.
(4, 5, 6, 7 слайд)
Безбрежная ширь океана
И тихая заводь пруда,
(8 слайд)
Каскад водопада и (9 слайд) брызги фонтана,
А в сущности, это вода.
(10 слайд)
Высокие волны вздымая,
Бушует морская вода,
И топит, и губит, играя,
Большие морские суда.
Вот белым легли покрывалом
На землю родную снега...
А время придет — все растает,
И будет простая вода.
А. Фет
- Изучение нового материала.
Сегодня любой школьник без труда назовёт формулу воды Н2О и скажет, что это сложное вещество. А древние философы принимали воду за простое вещество. Вода считалась единым и неделимым веществом вплоть до конца 18 века. (11 слайд)
Изучением состава воды занимался французский химик Лавуазье. В феврале 1785 г. он пришёл к выводу, что вода содержит 85 % кислорода и 15% водорода. Итак, природа воды была раскрыта. В середине 80-х годов 18 века было окончательно установлено, что вода образуется двумя газообразными веществами - кислородом и водородом. Это выдающееся открытие сыграло важную роль в познании окружающей природы.
- Как вы понимаете слова «Где вода там и жизнь»?
(12 слайд)
Вода - самое важное вещество в окружающем нас мире. Она и знакома, и незнакома; известна и загадочна… Природная вода! Около 71% поверхности Земли покрыто Мировым океаном. Все знают текущие по суше потоки: ручьи, речушки, реки. Иногда они широко и вольно развиваются по равнине, иногда образуют мощные стремнины, падают водопадами с высоты десятков и сотен метров, неся свои воды в океаны и моря.
(13, 14, 15, 16 слайд) Взгляните на небо, и вы увидите облака или тучи, которые тянутся на многие километры. (17 слайд) И это – тоже природная вода. Антарктида, Гренландия и высочайшие вершины гор покрыты толстыми ледниками, состоящими из замершей пресной воды. Земля – самая водная планета Солнечной системы.
Живых организмов, не содержащих воду, на Земле не найдено. Вода – основная часть клеток, тканей, растительных и животных соков. Все биохимические процессы ассимиляции и диссимиляции, газообмен в организме осуществляются при наличии воды. Все живое на нашей планете на 2/3 состоит из воды.
- Как вы думаете, в каких живых организмах больше воды?
На первом месте в живом веществе по массе стоят микроорганизмы, на втором - растения, на третьем – животные, на последнем – человек.
Бактерии на 81% состоят из воды, споры на 50%, ткани животных в среднем на 70%, лимфа.
- Как вы думаете, много ли в вашем теле воды?
(18 слайд) Самая богатая водой ткань - стекловидное тело глаза, которое содержит до 99% влаги, самая бедная – зубная эмаль - всего лишь 0,2%.
А теперь с помощью простых математических расчетов давайте подсчитаем, сколько воды содержится в вашем теле. Кровь - 90%, кости - 30%, слюни - 99,5%, мышцы - 80%, мозг - 81%.
Расчет будем проводить по формуле
m воды = m тела . % содержания
Вода в организме выполняет несколько функций: растворенные в ней вещества реагируют друг с другом, вода помогает удалению отходов обмена веществ, служит регулятором температуры, являясь хорошим переносчиком тепла, а так же смазочным веществом.
Вода - одно из главных природных богатств человечества. И поэтому ей было посвящено много пословиц и загадок. Больше всего восточных пословиц о воде, т.к. там испытывается дефицит пресной воды. Вот некоторые из них: "Вода дороже алмаза", "Где вода иссякла, там и страна приходит в упадок", "Где вода, там и жизнь", "Земля умирает, если ушла вода".
А теперь отгадайте загадки:
"Что видно, когда ничего не видно?" (туман).
"Приходил - стучал по крыше, уходил - никто не слышал". (дождь).
"И не снег, и не лёд. А серебром деревья уберёт". (иней).
"Рыбам в зиму жить тепло. Крыша - толстое стекло". (лёд).
Природную воду с химической точки зрения нельзя назвать чистой, так как она содержит растворенные вещества, главным образом соли. Именно поэтому морская вода солённая, а дождевая по вкусу отличается от речной. В некоторых местах на поверхность земли выходят воды, богатые солями, которых мало в речной или ключевой воде. Такая вода называется минеральной. Состав минеральных вод разнообразен, многие из них обладают полезными свойствами.
- Какие полезные минеральные воды есть у нас на Камчатке?
- Хотя вода - самое распространённое вещество на Земле, но воды пригодной для питья очень мало.
( 21 слайд)
Демонстрация наглядности (колбы с водой).
- Если весь запас воды на Земле принять за 1 литр, то запасы пресной воды его 30 мл, а запасы доступной пресной воды в жидком состоянии - всего 6 мл. (22, 23 слайд)
- Вода - это богатство, к которому надо относиться бережно и экономно.
Вы открываете кран, и из него сверкающей струйкой бежит чистая вода. А ведь попадает она в дом из реки. Из той реки, по которой ходят моторные лодки, в которой купаются люди, на берегу которой находятся населённые пункты. Поэтому прежде чем вода из реки попадёт в кран и утолит вашу жажду, ей предстоит пройти через многочисленные фильтры. (24 слайд)
Работа водоочистительной станции (схема). Работа с учебником с.106.
(25 слайд) Источники загрязнения: Нефтяные загрязнения, сточные воды коммунальных хозяйств, авария на нефтепроводах. Как это противоестественно - сбрасывать грязь и нечистоты туда, откуда берёшь воду для питья.
Не забывайте, что вода - это богатство, красота и жизнь нашей планеты, и её надо беречь. Закончить урок мне хочется словами из стихотворения Евгения Евтушенко:
Берегите эти земли, эти воды,
Даже малую былиночку любя.
Берегите всех зверей внутри природы.
Убивайте лишь зверей внутри себя!
- Домашнее задание §28, приготовить ребусы, кроссворды о воде. Названия литературных произведений, названия картин в которых рассказывается о воде. Составить рассказ о жизни Капельки воды.
Как-то утром я проспал.
В школу быстро собирался:
Чал холодный наливал,
Сахар всыпал, помешал,
Но не сладким он остался.
Я ещё досыпал ложку,
Стал послаще он немножко.
Чай допил я до остатка,
А в остатке стало сладко
Сахар ждал меня на дне!
Стал прикидывать в уме –
Отчего судьбы немилость?
Виновата – растворимость.
С глубокой древности человек связан с использованием воды и водных растворов: изготовление красок, стекла, керамики. Производство глиняных изделий, выработка цветной глазури, покрывающей стены подземных гробниц фараонов, искусство бальзамирования в Древнем Египте основано на растворах.
Так что же такое раствор?
синквейн (пятистрочный стих) по данной теме.
- Одно существительное
- Два прилагательных
- Три глагола
- Составить предложение
- Назвать синоним своего существительного
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Вода. методы определения состава воды.Вода в природе, способы ее очистки.
Разработка урока химии в 8 классе, для учащихся обучающихся по программе Рудзитиса Г.Е., Фельдмана Ф.Г. материал урока включает элементы исследовательской деятельности учащихся. к уроку разработ...
Внеклассное мероприятие "Вода. Вода. Кругом вода..."
Цель мероприятия: повысить уровень информированности учащихся 8-ых классов в вопросе защиты воды как важнейшего природного источника жизнеобеспечения человека. Информация о значении воды, содержании е...
Презентация "Вода. Вода. Кругом вода..."
Презентация составлена для внеклассного мероприятия "Вода. Вода. Кругом вода...", которое проводилось для учащихся восьмых классов с целью повысить уровень информированности в вопросе защиты воды...
Конспект урока" Вода. Методы определения состава воды - анализ и синтез. Вода в природе и способы ее очистки"
Конспект урока с презентацией по ФГОС...
презентация по теме урока "Вода. Методы определения состава воды - анализ и синтез. Вода в природе и способы ее очистки"
слайды к уроку...
Внеклассное мероприятие "Вода. Вода. Кругом вода!"
Внеклассное мероприятие можно провести в рамках недели географии, а также как обобщающий урок по теме "Гидросфера" в 6 классе.. Форма мероприятия - игра по типу телевизионной игры "Вопрос на засыпку"...
"Вода, вода, кругом вода..." интеллектуальная игра для учащихся по химии и не только, презентация
Игра подготовлена для учащихся 9 классов, состоит из 16 вопросов, объединенных в отдельные конкурсы: Географический, Биологический, Свойства воды, Обо всем понемногу. Правильные ответы появляются...