Вода.
план-конспект урока по химии (8 класс) на тему

Чернышёв Виталий Иванович

Цель урока: обобщить и расширить знания учащихся о воде, её значении в жизни человека, о необходимости бережного отношения к водным ресурсам, роли каждого человека в решении экологических проблем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 3.doc74 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Вода.

Цель урока: обобщить и расширить знания учащихся о воде, её значении в жизни человека, о необходимости бережного отношения к водным ресурсам, роли каждого человека в решении экологических проблем.

Задачи урока:

  • Образовательные:  актуализировать и систематизировать знания учащихся о воде, дополнить их новыми сведениями через систему познавательных заданий, опорных сигналов, лабораторно-демонстрационного эксперимента; доказать, что вода - одно из важнейших веществ на Земле; выяснить соответствие органолептических и химических показателей воды нормативным показателям;
  • Развивающие: развивать познавательный интерес, умение сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы, работать с лабораторным оборудованием;
  • Воспитательные: воспитывать  бережное и экономное отношение к водным ресурсам, продолжить экологическое просвещение школьников, прививать заботу  к окружающей среде и  своему здоровью, развивать чувство прекрасного.

Оборудование: экран, мультимедийный проектор, компьютер; презентация к уроку.

Химические реактивы и оборудование: штатив с пробирками, водопроводная вода, индикаторная бумага, спирт, лимонная кислота, сода, спички, платок, ареометр, термометр, спиртовка,

Тип урока: изучение нового материала.

Методы: частично - поисковый, методы проблемного обучения.

Формируемые химические знания, умения, навыки учащихся: систематизация знаний учащихся о распространенности воды в природе, физических свойствах, областях применения воды, расширение знаний учащихся об экологических проблемах, связанных с очисткой воды.

Ход урока: 

  1. Организационный момент.
  2. Мотивирование к учебной деятельности. (1 слайд)

Стук в дверь. Входит первоклассник с бутылкой, которую нашел на улице. Он просит учителя химии помочь ему определить, что за вещество в бутылке, не опасна ли она для окружающей среды. Учитель предлагает классу помочь первокласснику определить, что за вещество в бутылке.

Учитель химии.

Лабораторная работа. " Свойства веществ, которые мы измеряем”.

На стол каждой группы ставится мензурка с веществом из бутылки.

Необходимо заполнить таблицу:

Свойства вещества

Агрегатное состояние

 

Цвет

 

Форма

 

Запах

 

Прозрачность

 

Плотность

Т кипения

  • Опыт 1. Несгораемый платочек.

  Батистовый платочек погрузить в воду или в раствор силикатного клея (1 : 10) для полного смачивания. Затем платок отжать, погрузить в спирт и слегка отжать. После этого берут за уголок в железные щипцы и поджигают. Платок вспыхивает ярким пламенем, но не сгорает.

  • Опыт 2. Без воды нет реакции.

В стеклянный цилиндр или в колбу с широким горлом поместите равные массы питьевой соды и лимонной кислоты (или щавелевой). Перемешайте. Никаких изменений не происходит. Прилейте воды. Начинается бурное взаимодействие между веществами. Зажечь лучинку и вносить ее в сосуд: она в сосуде тухнет, на воздухе загорается.

  • А кто знает, какими ещё физическими свойствами обладает это удивительное вещество? (замерзания 0 градусов)

            При всей своей кажущейся простоте, вода до сих пор преподносит загадки, при чём одна сложнее другой. При охлаждении вода сжимается, но лишь до +4 градусов, при дальнейшем же охлаждении она расширяется.

  • Что будет, если вынести бутылку на мороз? (бутылка лопнет)
  • Как вы думаете, из ведра снега может получиться ведро воды? (Нет. Плотность воды 1 г/см?, а плотность льда – 0,92 г/см?. Поэтому лёд всегда находится на поверхности, сохраняя всё живое в водоёме.

 (19 слайд) В 1913 году печальное известие облетело весь мир. Погиб, столкнувшись с айсбергом, гигантский океанический лайнер «Титаник». По-разному объясняли эксперты причины катастрофы. Сошлись на том, что в тумане капитан не разглядел огромную плавающую ледяную гору и, налетев на нее корабль, окончил свое земное существование. Если мы посмотрим на это прискорбное событие глазами химика, то придем к весьма неожиданному выводу: «Титаник» пал жертвой одной из аномалий воды. Устрашающие ледяные глыбы - айсберги плавают, подобно пробке, на поверхности воды.

Глыбы в десятки тысяч тонн не тонут и все потому, что лед легче воды. Попробуйте расплавить любой металл и в расплав бросить кусочек того же металла: он моментально утонет. Твердое состояние любого вещества имеет большую плотность, чем жидкое. Лед и вода - удивительное исключение из этого правила. Не будь этого исключения, все водоемы средних широт быстро промерзли бы до дна: все живое бы погибло.

Чтобы растаял лед, нужно много тепла. Несравненно больше, чем для плавления любого другого вещества, взятого в таком же количестве. Когда вода замерзнет, это тепло снова выделяется. Лед и снег, отдавая тепло обратно, подогревают землю и воздух. Они смягчают резкий переход к суровой зиме и позволяют осени воцариться на несколько недель. Весной же таяние льда задерживает наступление знойных дней. Космический холод давно проник бы на Землю, если бы она не была одета в теплую шубу. Шуба - атмосфера планеты, а роль теплой воды выполняют водяные пары. Если бы не чрезвычайная теплоемкость воды, наша планета давно бы остыла и жизнь на ней угасла.

Вода обладает большим поверхностным натяжением. У абсолютно чистой воды, эта величина столь велика, что по ней можно было бы кататься на коньках, как по льду.

Температура кипения воды 100С, плавления – 0С. Это тоже аномально высокие значения. Учёные объясняют такой факт тем, что молекулы воды способны соединяться в агрегаты с помощью водородных связей. На разрыв, которых и затрачивается большое количество тепловой энергии при нагревании.

(20 слайд)

  • Чистая вода жидкость без цвета, вкуса и запаха
  • Кипит при температуре 1000С и замерзает при 00С
  • Существует в трех агрегатных состояниях
  • Максимальная плотность при 40С принята за 1г/мл, все остальные вещества сравниваются по плотности и массе с водой
  • Плотность льда меньше, чем у жидкой воды, что является аномальным свойством воды
  • Вода обладает самой большой теплоемкостью
  • Она не проводит электрический ток.

       «Вода… Ты не имеешь ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать – тобой наслаждаешься, не ведая, что ты такое. Ты не просто необходима для жизни, ты и есть сама жизнь. Ты божество, ты совершенство, ты  самое большое богатство на свете»

Такие слова написал о воде французский писатель   Антуан де Сент – Экзюпери.

      (2 слайд) И наш урок посвящается  самому знакомому и в то же время самому загадочному   веществу – воде. 

(3 слайд)

В кружево будто одеты

Деревья, кусты, провода.

И кажется сказкою это,

А все это просто вода.

(4, 5, 6, 7 слайд)

Безбрежная ширь океана

И тихая заводь пруда,

(8 слайд)

Каскад водопада и (9 слайд) брызги фонтана,

А в сущности, это вода.

(10 слайд)

Высокие волны вздымая,

Бушует морская вода,

И топит, и губит, играя,

Большие морские суда.

Вот белым легли покрывалом

На землю родную снега...

А время придет — все растает,

И будет простая вода.                        

                                   А. Фет

  1. Изучение нового материала.

Сегодня любой школьник без труда назовёт формулу воды Н2О и скажет, что это сложное вещество. А древние философы принимали воду за простое вещество. Вода считалась единым и неделимым веществом вплоть до конца 18 века. (11 слайд)

Изучением состава воды занимался французский химик Лавуазье. В феврале 1785 г. он пришёл к выводу, что вода содержит 85 % кислорода и 15% водорода. Итак, природа воды была раскрыта. В середине 80-х годов 18 века было окончательно установлено, что вода образуется двумя газообразными веществами - кислородом и водородом. Это выдающееся открытие сыграло важную роль в познании окружающей природы.

  • Как вы понимаете слова «Где вода там и жизнь»?

      (12 слайд)

Вода - самое важное вещество в окружающем нас мире. Она и знакома, и незнакома; известна и загадочна… Природная вода! Около 71% поверхности Земли покрыто Мировым океаном. Все знают текущие по суше потоки: ручьи, речушки, реки. Иногда они широко и вольно развиваются по равнине, иногда образуют мощные стремнины, падают водопадами с высоты десятков и сотен метров, неся свои воды в океаны и моря.

(13, 14, 15, 16 слайд) Взгляните на небо, и вы увидите облака или тучи, которые тянутся на многие километры. (17 слайд) И это – тоже природная вода. Антарктида, Гренландия и высочайшие вершины гор  покрыты толстыми ледниками, состоящими из замершей пресной воды. Земля – самая водная планета Солнечной системы.

         Живых организмов, не содержащих воду, на Земле не найдено. Вода – основная часть  клеток, тканей, растительных и животных соков. Все биохимические процессы ассимиляции и диссимиляции, газообмен в организме осуществляются при наличии воды. Все живое на нашей планете на 2/3 состоит из воды.

  • Как вы думаете, в каких живых организмах больше воды?

         На первом месте в живом веществе по массе стоят микроорганизмы, на втором - растения, на третьем – животные, на последнем – человек.

         Бактерии на 81% состоят из воды, споры на 50%, ткани животных в среднем на 70%, лимфа.

  • Как вы думаете, много ли в вашем теле воды?

      (18 слайд) Самая богатая водой ткань -  стекловидное тело глаза, которое содержит до 99% влаги, самая бедная – зубная эмаль - всего лишь 0,2%.

       А теперь с помощью простых математических  расчетов давайте подсчитаем, сколько воды содержится в вашем теле. Кровь - 90%, кости - 30%, слюни - 99,5%, мышцы - 80%, мозг - 81%.

Расчет будем проводить по формуле

m воды = m тела  . % содержания

      Вода в организме выполняет несколько функций: растворенные в ней вещества реагируют друг с другом, вода помогает удалению отходов обмена веществ, служит регулятором температуры, являясь хорошим переносчиком тепла, а так же смазочным веществом.

Вода - одно из главных природных богатств человечества. И поэтому ей было посвящено много пословиц и загадок. Больше всего восточных пословиц о воде, т.к. там испытывается дефицит пресной воды. Вот некоторые из них: "Вода дороже алмаза", "Где вода иссякла, там и страна приходит в упадок", "Где вода, там и жизнь", "Земля умирает, если ушла вода".

А теперь отгадайте загадки:

"Что видно, когда ничего не видно?" (туман).

"Приходил - стучал по крыше, уходил - никто не слышал". (дождь).

"И не снег, и не лёд. А серебром деревья уберёт". (иней).

"Рыбам в зиму жить тепло. Крыша - толстое стекло". (лёд).

Природную воду с химической точки зрения нельзя назвать чистой, так как она содержит растворенные вещества, главным образом соли. Именно поэтому морская вода солённая, а дождевая по вкусу отличается от  речной. В некоторых местах на поверхность земли выходят воды, богатые солями, которых мало в речной или ключевой воде. Такая вода называется минеральной. Состав минеральных вод разнообразен, многие из них обладают полезными свойствами.

  • Какие полезные минеральные воды есть у нас на Камчатке?
  • Хотя вода - самое распространённое вещество на Земле, но воды пригодной для питья очень мало.

( 21 слайд)

Демонстрация наглядности (колбы с водой).

  • Если весь запас воды на Земле принять за 1 литр, то запасы пресной воды его 30 мл, а запасы доступной пресной воды в жидком состоянии - всего 6 мл. (22, 23 слайд)
  • Вода - это богатство, к которому надо относиться бережно и экономно.

Вы открываете кран, и из него сверкающей струйкой бежит чистая вода. А ведь попадает она в дом из реки. Из той реки, по которой ходят моторные лодки, в которой купаются люди, на берегу которой находятся населённые пункты. Поэтому прежде чем вода из реки попадёт в кран и утолит вашу жажду, ей предстоит пройти через многочисленные фильтры. (24 слайд)

Работа водоочистительной станции (схема). Работа с учебником с.106.

(25 слайд)  Источники загрязнения: Нефтяные загрязнения, сточные воды коммунальных хозяйств, авария на нефтепроводах. Как это противоестественно - сбрасывать грязь и нечистоты туда, откуда берёшь воду для питья.

Не забывайте, что вода - это богатство, красота и жизнь нашей планеты, и её надо беречь. Закончить урок мне хочется словами из стихотворения Евгения Евтушенко:

Берегите эти земли, эти воды,
Даже малую былиночку любя.
Берегите всех зверей внутри природы.
Убивайте лишь зверей внутри себя!

  1. Домашнее задание §28, приготовить ребусы, кроссворды о воде. Названия литературных произведений, названия картин в которых рассказывается о воде. Составить рассказ о жизни Капельки воды.

Как-то утром я проспал.
В школу
быстро собирался:
Чал холодный наливал,
Сахар всыпал, помешал,
Но не сладким он остался.
Я ещё досыпал ложку,
Стал послаще он немножко.
Чай допил я до остатка,
А в
остатке стало сладко
Сахар ждал меня на дне!
Стал прикидывать в уме –
Отчего судьбы немилость?
Виновата –
растворимость.

С глубокой древности человек связан с использованием воды и водных растворов: изготовление красок, стекла, керамики. Производство глиняных изделий, выработка цветной глазури, покрывающей стены подземных гробниц фараонов, искусство бальзамирования в Древнем Египте основано на растворах.

Так что же такое раствор?

синквейн (пятистрочный стих) по данной теме.

  1. Одно существительное
  2. Два прилагательных
  3. Три глагола
  4. Составить предложение
  5. Назвать синоним своего существительного


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вода. методы определения состава воды.Вода в природе, способы ее очистки.

Разработка урока химии в 8 классе, для учащихся обучающихся по  программе Рудзитиса Г.Е., Фельдмана Ф.Г. материал урока включает элементы исследовательской деятельности учащихся. к уроку разработ...

Внеклассное мероприятие "Вода. Вода. Кругом вода..."

Цель мероприятия: повысить уровень информированности учащихся 8-ых классов в вопросе защиты воды как важнейшего природного источника жизнеобеспечения человека. Информация о значении воды, содержании е...

Презентация "Вода. Вода. Кругом вода..."

Презентация составлена для внеклассного мероприятия "Вода. Вода. Кругом вода...", которое проводилось для учащихся восьмых классов с целью повысить уровень информированности в вопросе защиты воды...

Внеклассное мероприятие "Вода. Вода. Кругом вода!"

Внеклассное мероприятие можно провести в рамках недели географии, а также как обобщающий урок по теме "Гидросфера" в 6 классе.. Форма мероприятия - игра по типу телевизионной игры "Вопрос на засыпку"...

"Вода, вода, кругом вода..." интеллектуальная игра для учащихся по химии и не только, презентация

Игра подготовлена для учащихся 9 классов, состоит из 16 вопросов, объединенных в отдельные конкурсы: Географический, Биологический, Свойства воды, Обо всем понемногу. Правильные ответы появляются...