«Соединения химических элементов»
план-конспект урока по химии (8 класс) на тему

Чернышёв Виталий Иванович

Цели урока:

Обучающая: Повторение, углубление и обобщение сведений об основных классах неорганических соединений, построение названий соединений и их классификации.

Развивающая: Развитие «химического» мышления, умения использовать терминологию, ставить и разрешать проблемы, анализировать, сравнивать, обобщать и систематизировать информацию.

Воспитательные: Формирование интереса к учению, стремления добиваться успеха в учебе за счет добросовестного отношения к своему труду, создание положительной психологической атмосферы, воспитание чувства взаимного уважения между ребятами для максимального раскрытия их способностей на уроке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 6.doc90.5 КБ

Предварительный просмотр:

8 класс

Тема раздела: «Соединения химических элементов»

Тема урока: «Обобщение и систематизация знаний по теме «Классификация сложных веществ»

Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний. Урок-упражнение.

Цели урока:

Обучающая: Повторение, углубление и обобщение сведений об основных классах неорганических соединений, построение названий соединений и их классификации.

Развивающая: Развитие «химического» мышления, умения использовать терминологию, ставить и разрешать проблемы, анализировать, сравнивать, обобщать и систематизировать информацию.

Воспитательные: Формирование интереса к учению, стремления добиваться успеха в учебе за счет добросовестного отношения к своему труду, создание положительной психологической атмосферы, воспитание чувства взаимного уважения между ребятами для максимального раскрытия их способностей на уроке.

Форма урока: Беседа с элементами исследовательской и самостоятельной работы учащихся, работа у доски, индивидуальная, парная и групповая работа.

Ход урока:

I. Организационный этап.

        Здравствуйте, ребята! На предыдущих уроках мы с вами знакомились с основными классами неорганических соединений. Вы, наверное, обратили внимание, что на доске не записана тема урока. Давайте, вместе с вами определим ее. Но для этого  необходимо  выполнить следующее задание: Вам нужно суметь прочитать «химический текст». Работать вы будете в парах.

H2Ag5OBЩFe4Hf4Si6Re2     In    Os2Al5SNa3S2W8AtTePb3Cs3Mn5Lu5Li2As5  

Cs3Po5Fr3NbBe4In5      PrDy6     TcMn7AsNe2     «KAl2Mn2SSCa6FPLi2KrS4Mn2Li4As5 

 NiBe2O5Ar2Mn4AlPb4ЧFe4SZr4Li2Hs     AgCl3Se2Cu3Zn2Ge6Ne2Ti5Cd5In5»

Сегодня мы в занимательной форме повторим основные понятия, термины, а также закрепим умения работать с химическими формулами. Итак, открываем тетради и записываем тему урока.

II. Подготовительный этап.

        Ребята, если вы обратили внимание на доску, то, наверное, заметили, что от названия темы урока вниз идут четыре стрелки. Пустые места мы будем заполнять по мере выполнения следующего упражнения. Оно называется  «четвертый лишний». Ваша задача – определить «лишнюю» формулу в каждой строке, объяснить, почему она лишняя, т.е. назвать критерии, почему она исключается, а также назвать основные признаки состава этого класса.

        1) LiOH    Na2O   KOH   Mg(OH)2

        2) NaOH   HCl   HF   H2SO4                                    Параллельно – заполнение схемы

        3) H2S   KCl   MgSO4   FeCl2

        4) MgO   CO2    CaSO3   FeO

Молодцы!  Чтобы закрепить эти определения, вам предлагается следующее задание: У вас на столах лежат оранжевые карточки. Вам необходимо в тексте вставить пропущенные слова. Это задание будет оценено, поэтому, будьте внимательны.

1 вариант. Почти все мифы древних народов рассказывают о том, что живой мир возник из воды.  И древние человеческие цивилизации возникали и процветали прежде всего вдоль великих рек: Нила, Ганга, Хуанхэ, Тигра и Ефрата. Вода имеет химическую формулу ____. Это вещество относится к классу _________ так как является ___________________ соединением, состоящим из двух химических элементов, один из которых кислород, со степенью окисления _____. Вода образует ион  [-OH], который имеет ________ заряд и называется ________________,а  при соединении с ионами металла образует класс ________________. Они в свою очередь делятся на _________ и _____________ по признаку растворимости.

2 вариант. Это вещество содержится в желудке как составная часть желудочного сока и выполняет две функции: уничтожает большую часть микробов, которые попадают в желудок вместе с пищей и помогает перевариванию пищи. Химическая формула этого вещества ________. Оно относится к классу_______, так как состоит из ионов____________ и ионов ____________. Ионы [-Cl], [=SO4], [-NO3] и другие имеют общее название ___________________. При соединении кислотных остатков с ионами _________ образуется класс неорганических соединений___________.

(взаимопроверка)

III. Основной этап.

У каждого на столах лежат так называемые «шифровки», то есть тексты, в которых спрятаны формулы оксидов, кислот, оснований и солей. Нужно выписать их по классам и дать названия. Будьте внимательны. 4 человека работают у доски, остальные в тетради.

K2OSNH3P2O5MgSiO3SH3PO4H2OSOHBrNaNO3FeKOHKNZnCl2HPMg(OH)2CNH2SO3UFLiOHP

Oксиды: K2O  P2O5    H2O  SO3

Основания: KOH   Mg(OH)2   LiOH

Кислоты: H3PO4   HBr    H2SO3

Соли: MgSiO3    NaNO3   ZnCl2

А мы идем дальше. Я предлагаю вам два упражнения на соотнесение понятий и формул.  Кстати, отмечу, задания подобного типа очень часто встречаются в части Б Единого государственного экзамена.

1. Соотнесите формулу вещества и его название:

1

Ca(OH)2

А

нитрат кальция

2

CaO

Б

сероводородная кислота

3

H2S

В

хлорид кальция

4

Ca(NO3)2

Г

гидроксид кальция

5

CaCl2

Д

оксид кальция

Ответ:

1

2

3

4

5

Г

Д

Б

А

В


2. Соотнесите степень окисления первого элемента и формулу вещества:

1

SO2

А

+1

2

K2S

Б

+4

3

P2O5

В

+3

4

AlCl3

Г

+2

5

Mg3N2

Д

+5

1

2

3

4

5

Б

А

Д

В

Г

И еще одно задание. Исправьте ошибки в формулах, если они имеются:

Оксид меди (I)                           CuO

Сульфат бария                           Ba2SO4

Гидроксид железа (III)              Fe(OH)2

Cернистая кислота                     H2SO4

Я предлагаю вам отдохнуть от формул и расчетов  провести небольшую исследовательскую работу. У вас на столах находятся реактивы и карта-инструкция по выполнению работы.  Но для начала, давайте вспомним, как называются вещества, помогающие определить среду раствора. (Индикаторы - указатели). Какие вы знаете индикаторы?

1 вариант. В одной из пронумерованных пробирках находится щелочь. С помощью какого вещества можно сразу его определить. Проведите соответствующий опыт и ответ подтвердите рисунком.

*Предложите еще один способ.

2 вариант. В одной из пронумерованных пробирках находится кислота. С помощью какого вещества можно сразу его определить. Проведите соответствующий опыт и ответ подтвердите рисунком.

*Предложите еще один способ.

IV. Закрепление.

И для закрепления того, что мы с вами изучили, выполним тест «Улыбка». В задании по  вариантам выберите правильный ответ и поставьте соответствующую точку на рисунке. А теперь соедините эти точки линией.

Вариант 1.

1) Из предложенного перечня выберите оксид:

а) Na2 О; б) Na(OH); в) H3PO4

2) Вещества, состоящие из атомов Н и кислотных остатков называются:

а) основание; б) кислота; в) соль.

3) В растворах щелочей фенолфталеин имеет цвет:

а) бесцветный; б) синий; в) малиновый.

4) Из предложенного перечня выберите щелочь:

а) гидроксид железа (II); б) гидроксид натрия; в) гидроксид цинка (II).

5) Вещества, состоящие из атомов металлов и кислотных остатков называются:

а) соли; б) кислоты; в) основания.

Вариант 2.

1) Из предложенного перечня выберите оксид:

а) СО2 ; б) Са(ОH)2; в) K2 SО4.

2) Из предложенного перечня выберите щелочь:

а) гидроксид железа(III); б) гидроксид бария; в) гидроксид меди (II).

3) В растворах щелочей лакмус имеет цвет:

а) бесцветный; б) красный; в) синий.

4) Вещества, состоящие из атомов Н и кислотных остатков называются:

а) основания; б) кислоты; в) соли.

5) Вещества, состоящие из атомов металлов и кислотных остатков называются:

а) соли; б) кислоты; в) основания.

Затем поднимите свои работы и я увижу ваши улыбки.

V. Рефлексия.

! – если все понятно

!? – если еще остались вопросы

? – если совсем ничего не поняли

Задача (если позволит время, или на дом): 

Не пересолен ли куринный бульон, если в него положили 0,25 моль поваренной соли. По рецепту необходимо было положить 0,5 столовой ложки. Масса соли в одной столовой ложке 25 граммов.

Приложение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение и систематизация знаний по теме "Соединения химических элементов" в 8 классе

Урок обобщения и систематизации знаний по теме "Соединения химических элементов" в 8 классе. К уроку прилагается презентация....

Обобщение и систематизация знаний по теме "Соединения химических элементов" в 8 классе

Презентация к уроку по теме "Соединения химических элементов" в 8 классе....

Тест по теме: "Соединения химических элементов"

Данный тест предназначен для учащихся 8 класса по теме: "Соединения химических элементов". Тест может быть использован не только учителем для контроля знаний , но и учащимися для самоконтроля. Тест вы...

«Соединения химических элементов» (темы 2, 3) Контрольная работа № 2 (8 класс)

Дидактический материал в помощь учителям, работающим по программе О.С.Габриеляна...

урок химии в 8 классе "Обобщающий урок по теме "Соединения химических элементов"

Данный урок является обобщающим уроком по теме "Соединения химических элементов",...

обобщающий урок по теме "Соединения химических элементов" химия 8 класс

Обобщающий урок по теме "Соединения химических элементов"химия 8 класс. В уроке даны материалы по всем классам неорганическиз соединений(оксиды, кислоты, основания, соли). В конспекте присутствуют тес...

презентация по теме "Оксиды" к уроку "Соединения химических элементов"

прзентация к уроку "Соединения химических элементов"...