Рабочая программа по химии 8 класс
рабочая программа по химии (8 класс) на тему
Рабочая программа по химии 8 класс. По учебнику О.С. Габриеляна. 2 часа в неделю 68 часов. Базовый уровень.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_progr_polnaya.doc | 504 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Соответствие Государственному образовательному стандарту. Ссылка на нормативные документы
Рабочая программа разработана в соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании», Типовой программой основного общего (среднего, полного) образования по химии, авторской программой О.С. Габриеляна, допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации и с учетом накопленного опыта преподавания химии в школе, на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта, утвержденного приказом Минобразования Российской Федерации от 5 марта 2004г. № 1089, Уставом образовательного учреждения, Концепцией профильного обучения на старшей ступени общего образования, утвержденной приказом Министерства образования Российской Федерации от 18.07.2002 г. № 2783, а также на основе Базисного учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации, утвержденного приказом Минобрнауки Российской Федерации от 30.08.2010 г. № 889.
Адресат
Программа рекомендована учащимся для обучения химии в 8 классе общеобразовательной школы.
Объем и сроки обучения
Программа по химии общим объемом 68 часов изучается в течение учебного года согласно Базисного учебного плана общеобразовательного учреждения.
Роль и место дисциплины (курса, предмета)
Курс входит в число дисциплин, включенных в учебный план для общеобразовательных учреждений РФ, особое место данного курса обусловлено необходимостью формирования целостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях и способах деятельности, приобретении опыта разнообразной деятельности, познания и самопознания, подготовке к осуществлению осознанного выбора индивидуальной образовательной или профессиональной траектории. Особенности содержания курса «Химия» являются главной причиной того, что в базисном учебном (образовательном) плане этот предмет появляется последним в ряду естественнонаучных дисциплин, поскольку для его освоения школьники должны обладать не только определенным запасом предварительных естественнонаучных знаний, но и достаточно хорошо развитым абстрактным мышлением. Изучение данного курса тесно связано с такими дисциплинами, как биология, геология, физика, математика, экология.
Актуальность
В настоящее время к числу важных вопросов образования относится проблема обучения химии. Химия является междисциплинарной наукой и играет ключевую роль среди естественных наук. Она дает фундаментальные знания, необходимые для прикладных наук, таких как астрономия, материаловедение, химическая технология, медицина и фармакология. Курс химии в школе в настоящее время находится в связи с другими дисциплинами (физикой, математикой, биологией, геологией, экологией). Преподавание химии развивается в направлении все большего соответствия учебной дисциплины химической науке – ее системе и характеру проявляемой научной деятельности. В связи этим в химическом образовании значительно повышается статус предмета «Химия».
Особенности программного материала
Специфика данной учебной дисциплины обусловлена возрастными и психологическими особенностями данного возраста, основана на принципах индивидуализации и дифференциации материала.
Программа составлена с учетом особенностей подросткового возраста — начало перехода от детства к взрослости. В возрасте от 11 до 14— 15 лет происходит развитие познавательной сферы, учебная деятельность приобретает черты деятельности по саморазвитию и самообразованию, учащиеся начинают овладевать теоретическим, формальным, рефлексивным мышлением. На первый план у подростков выдвигается формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие гражданской идентичности, коммуникативных, познавательных качеств личности. На этапе основного общего среднего образования происходит включение обучаемых в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы и умозаключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятиям. Сюда же относятся приемы, сходные с определением понятий: описание, характеристика, разъяснение, сравнение, различение, классификация, наблюдение, умения и навыки проведения эксперимента, умения делать выводы и заключения, структурировать материал и др. Эти умения ведут к формированию познавательных потребностей и развитию познавательных способностей. Таким образом, в программе обозначено целеполагание курса химии на разных уровнях: на уровне метапредметных, предметных и личностных целей; на уровне метапредметных, предметных и личностных образовательных результатов (требований); на уровне учебных действий. Особенности содержания обучения химии в основной школе обусловлены спецификой химии как науки и поставленными задачами. Основными проблемами химии являются изучение состава и строения веществ, зависимости их свойств от строения, получение веществ с заданными свойствами, исследование закономерностей химических реакций и путей управления ими в целях получения веществ, материалов, энергии. Поэтому в программе по химии нашли отражение основные содержательные линии:
•вещество — знания о составе и строении веществ, их важнейших физических и химических свойствах, биологическом действии;
•химическая реакция — знания об условиях, в которых проявляются химические свойства веществ, способах управления химическими процессами которые наиболее часто употребляются в повседневной жизни, широко используются в промышленности, сельском хозяйстве, на транспорте;
•язык химии — система важнейших понятий химии и терминов, в которых они описываются, номенклатура неорганических веществ, т. е. их названия (в том числе и тривиальные), химические формулы и уравнения, а также правила перевода информации с естественного языка на язык химии и обратно.
Данный курс ориентирован на реализацию развивающего обучения, в частности прогностической направленности изучаемого химического материала. Учащимся предлагается не запоминать набор химических фактов, а генерировать эти знания на основе общих принципов, теорий и законов химии.
Изучение химии в 8 классе строится в два этапа: в статике рассматриваются состав, строение основных классов неорганических соединений и, далее, на их основе изучается динамика, т.е. основные химические свойства. Качественная и количественная стороны предмета (расчеты по формулам и уравнениям) рассматриваются в неразрывном единстве. Особое внимание уделяется связи изучаемого материала с жизнью. Особый акцент в программе сделан на использование коллективных дискуссий, проектную, групповую и парную работу учащихся, что является очевидным признаком соответствия современным требованиям к организации учебного процесса.
В авторской программе О.С. Габриеляна практические работы сгруппированы в блоки – химические практикумы. В данной рабочей программе 9 практических работ распределены по темам и проводятся после изучения соответствующего теоретического материала, что считается более целесообразно, так как служит не только средством закрепления знаний, умений и навыков, но также является средством контроля качества их сформированности.
Предлагаемая программа построена на основе УМК «Химия-8», автор О.С. Габриелян.
Базой данного курса является учебник, который полностью соответствует современным методологическим концепциям обучения, богат социокультурным компонентом, а также предлагает новые педагогические технологии, направленные на реализацию Государственного образовательного стандарта в практической деятельности учителя. Объем и качественное представление материала не входит в противоречие с типовой государственной программой.
Учебник построен по концентрическому принципу и содержат весь необходимый теоретический и практический материал, предусмотренный федеральным компонентом государственного стандарта по химии основного общего образования. В основу курса положено ключевое понятие «химический элемент» в виде трех форм его существования (атомы, простые вещества, соединения с другими элементами). Ведущая идея курса — знания не заучиваются, а выводятся на основании минимальных, но тщательно отобранных первоначальных сведений, например о строении атома: ядра и электронной оболочки. С первых же уроков учащиеся знакомятся с таблицей Менделеева Д.И. Просто, доступно и занимательно ведет автор изложение материала, переходя от простого к сложному.
Пользуясь необычным приемом художественного образа при описании химического объекта, автор приводит многочисленные яркие, своеобразные примеры из литературы и истории.
Ведущая идея учебника — способствовать формированию у выпускников школ единой химической картины мира через единство основных понятий, законов и теорий неорганической и органической химии.
Интересен представленный в учебнике химический эксперимент. Отдельные работы сгруппированы в блоки.
Учебник хорошо иллюстрирован. Основные правила и определения, ключевые слова и словосочетания специально выделены в тексте учебника, так что их более прочному запоминанию будет способствовать и зрительная память ученика. В конце каждого параграфа приводится перечень интересных вопросов, направленных на демонстрацию связи химии с другими науками и повседневной жизнью.
В данный учебник включен дополнительный материал, расширяющий знания о веществах и химических реакциях, а также задания творческого характера.
Целевая установка
В соответствии с этим, целью прохождения настоящего курса является дальнейшее развитие универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных, коммуникативных), обеспечивающих овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться и межпредметными понятиями. Содействие формированию умения проектировать собственную деятельность, создание условий для анализа ситуации принятия решений, представления и оценивания результатов, а также корректировка собственной деятельности, формирование целостного представления о гуманистических ценностях и нормах поведения.
На основе требований Государственного образовательного стандарта 2004 года предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи предмета химии. Компетентностный подход определяет следующие особенности предъявления содержания образования: оно представлено в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование компетенций. Они предусматривают воспроизведение учащимися определенных сведений о неорганических веществах и химических процессах, применение теоретических знаний (понятий, законов, теорий химии)-это обеспечивает развитие учебно-познавательной и рефлексивной компетенций. Использование различных способов деятельности (составление формул и уравнений, решение расчетных задач и др.), а также проверку практических умений проводить химический эксперимент, соблюдая при этом правила техники безопасности- это обеспечивает развитие коммуникативной компетенции учащихся. Оригинально подобранный материал по химии элементов позволяет отвечать на вопросы «почему?» и «как?», что развивает творческий потенциал учащихся. Таким образом, планирование обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.
Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.
Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития химических процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего, что происходит вокруг. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.
Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет выпускнику адаптироваться в мире, где объем информации растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодействию с людьми.
Учебно-воспитательные задачи курса химии решаются в процессе усвоения учащимися основных понятий химии, научных фактов, законов, теорий и ведущих идей, составляющих основу для подготовки школьников к трудовой деятельности и формирования их научного мировоззрения.
В соответствии с типовым учебным планом в школе изучаются основы неорганической химии в VIII—IX классах, органической химии в X классе, проводится заключительное обобщение и углубление знаний по неорганической и органической химии в XI классе (общая химия).
Учебно-воспитательные задачи предмета:
изучение основ науки: важнейших фактов, понятий, химических законов и теорий, химической символики, доступных обобщений мировоззренческого характера;
ознакомление с технологическим применением законов химии, с научными основами химического производства, с трудом людей на химическом и смежных производствах;
воспитание нравственности, гуманизма, бережного отношения к природе и собственности;
воспитание осознанной потребности в труде, совершенствование трудовых умений и навыков, подготовка к сознательному выбору профессии в соответствии с личными способностями и потребностями общества;
формирование умений сравнивать, вычленять в изученном существенное; устанавливать причинно-следственные связи; делать обобщения; связно и доказательно излагать учебный материал; самостоятельно применять, пополнять и систематизировать знания;
формирование умений обращаться с химическими веществами, простейшими приборами, оборудованием; соблюдать правила техники безопасности; учитывать химическую природу вещества для предупреждения опасных для человека явлений (пожаров, взрывов, отравлений и т. п.); наблюдать и объяснять химические явления, происходящие в природе, лаборатории, на производстве и в повседневной жизни; фиксировать результаты опытов; делать соответствующие обобщения;
формирование умений организовывать свой учебный труд; пользоваться учебником, справочной литературой; соблюдать правила работы в классе, коллективе, на рабочем месте.
Изучение химии в средней школе направлено на достижение следующих целей:
освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;
овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;
развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями,
воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Программа по химии позволяет раскрыть ведущие идеи и отдельные положения, важные в познавательном и мировоззренческом отношении:
зависимость свойств веществ от состава и строения;
обусловленность применения веществ их свойствами;
материальное единство неорганических и органических веществ;
движение познания к все более глубокой сущности;
обусловленность превращений веществ действием законов природы;
переход количественных изменений в качественные и разрешение противоречий;
развитие химии под влиянием требований научно-технического прогресса;
возрастающая роль химии в создании новых материалов, в решении энергетической и продовольственной проблем, в выполнении задач химизации народного хозяйства, экономии сырья, охраны окружающей среды.
В целях политехнической подготовки программа дает возможность знакомить учащихся с химическими производствами и основными направлениями их развития:
освоение новых источников сырья;
внедрение прогрессивных технологических процессов (мало стадийных, безотходных), аппаратов оптимально большой единичной мощности;
использование автоматизированных средств управления и микропроцессорной техники. Учащиеся получают сведения о конкретных мерах по защите окружающей среды. В целях профориентации учащихся дается характеристика профессий аппаратчика, оператора, лаборанта химических производств.
Формы организации учебного процесса
Программа предусматривает проведение традиционных уроков, практических занятий, конференций, диспутов, уроков-путешествий. Значительное место в учебном процессе должны занять лекции, семинарские занятия, разнообразные по форме их проведения, ролевые игры, групповые и индивидуальные самостоятельные работы, зачеты, различные виды проверки и самопроверки знаний и умений. На уроках следует использовать средства обучения и воспитания в комплексе, включая технические средства, микропроцессорную технику. Учебные экскурсии на химические и другие предприятия местной промышленности следует проводить за счет времени, отводимого на изучение соответствующих тем курса. Целесообразно проведение комплексных экскурсий по ряду учебных предметов на тот или иной объект. Выполнению химических опытов и проведению производственных экскурсий должно предшествовать ознакомление учащихся с правилами техники безопасности, которые необходимо строго соблюдать.
Взаимосвязь коллективной (аудиторной) и самостоятельной работы обучаемых
При изучении курса для обучаемых предусмотрены большие возможности для самостоятельной работы, а именно использование знаний, требующих поиска, переработки и представления информации в новом виде. Освоение курса предполагает изменения роли ученика и учителя в учебном процессе относительно традиционной парадигмы, а также учета динамики передачи ученику ответственности за собственное учение. В ходе прохождения программного материала обучающиеся самостоятельно могут выбирать уровень сложности и характер задания, роль и характер участия в групповой работе, выполнять исследовательские задания на разрешение проблем и проектные работы.
Структура программы
Программа по химии для 8 класса включает следующие разделы (темы):
1. Введение в химию.
2. Атомы химических элементов.
3. Простые вещества.
4. Соединения химических элементов.
5. Изменения, происходящие с веществами.
7. Химические свойства классов неорганических веществ.
Итоговый контроль
Оценка знаний и умений обучающихся проводится с помощью контрольных работ (зачетов, тестирования, текстовых контрольных работ, итогового тестирования), которые включают вопросы по основным проблемам курса.
Предполагаемый результат
Требования к уровню подготовки выпускников направлены на реализацию культурологического, личностно-ориентированного, деятельностного и практико-ориентированного подходов: овладение учащимися способами интеллектуальной, в том числе учебной, и практической деятельности, ключевыми компетенциями, востребованными в повседневной жизни и позволяющими эффективно ориентироваться в современном мире, значимыми для развития личности и ее социокультурной позиции.
Деятельность образовательного учреждения общего образования в обучении химии должна быть направлена на достижение обучающимися следующих личностных результатов:
- в ценностно-ориентационной сфере — чувство гордости за российскую химическую науку, гуманизм, отношение к труду, целеустремленность;
- в трудовой сфере — готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории;
3) в познавательной (когнитивной, интеллектуальной) сфере — умение управлять своей познавательной деятельностью.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по химии являются:
- использование умений и навыков различных видов познавательной деятельности, применение основных методов познания (системно-информационный анализ, моделирование) для изучения различных сторон окружающей действительности;
- использование основных интеллектуальных операций: формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов;
- умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;
- умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике;
- использование различных источников для получения химической информации.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по химии являются:
1. В познавательной сфере:
•давать определения изученных понятий: вещество (химический элемент, атом, ион, молекула, кристаллическая решетка, вещество, простые и сложные вещества, химическая формула, относительная атомная масса, относительная молекулярная масса, валентность, оксиды, кислоты, основания, соли, амфотерность, индикатор, периодический закон, периодическая система, периодическая таблица, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, степень окисления, электролит); химическая реакция (химическое уравнение, генетическая связь, окисление, восстановление, электролитическая диссоциация, скорость химической реакции);
•описывать демонстрационные и самостоятельно проведенные эксперименты, используя для этого естественный (русский, родной) язык и язык химии;
•описывать и различать изученные классы неорганических соединений, простые и сложные вещества, химические реакции;
•классифицировать изученные объекты и явления;
•наблюдать демонстрируемые и самостоятельно проводимые опыты, химические реакции, протекающие в природе и в быту;
•делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных химических закономерностей, прогнозировать свойства неизученных веществ по аналогии со свойствами изученных;
•структурировать изученный материал и химическую информацию, полученную из других источников;
•моделировать строение атомов элементов первого — третьего периодов (в рамках изученных положений теории Э. Резерфорда), строение простейших молекул.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
• анализировать и оценивать последствия для окружающей среды бытовой и производственной деятельности человека, связанной с переработкой веществ.
3. В трудовой сфере:
•проводить химический эксперимент.
4. В сфере безопасности жизнедеятельности:
•оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием.
Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по химии в 8 классе по данной программе
1. Требования к химическим знаниям и практическим умениям.
В процессе обучения ученики 8 класса должны знать и понимать:
-химическую символику: знаки химических элементов;
-химические понятия: вещество, химический элемент, атом, ион, молекула относительная атомная и молекулярная массы;
-основные законы: периодический закон;
-изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления;
- химические понятия: моль, молярная масса, молярный объём;
- растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация;
-окислитель и восстановитель, окисление и восстановление;
Уметь
-называть химические элементы называть химические элементы и характеризовать их на основе положения в периодической системе;
-объяснять физический смысл атомного номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым принадлежит в периодической системе Д.И.Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп;
- характеризовать элементы (от водорода до кальция) по их положению в периодической системе Д.И.Менделеева и особенностей строения их атомов;
- изображать электронные формулы атомов химических элементов № 1–20;
-определять валентность химических элементов, определять степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона;
-составлять схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И.Менделеева;
-составлять формулы высших оксидов химических элементов и соответствующих им оснований, кислот, водородных соединений;
-объяснять зависимость свойств веществ от их состава и строения;
-вычислять количество вещества, объём или массу по количеству вещества, объёму или массе реагентов или продуктов реакции;
-называть изученные вещества, определять принадлежность веществ к различным классам соединений;
- перечислять признаки и условия протекания химических реакций;
- определять (по химическим уравнениям) принадлежность реакций к изученным типам (соединения, разложения, обмена, замещения, экзо- и эндотермические, РИО, ОВР);
-объяснять сущность реакций ионного обмена;
- определять окислитель и восстановитель.
- характеризовать химические свойства изученных веществ;
- объяснять зависимость свойств веществ от их состава и строения;
- выполнять обозначенные в программе эксперименты;
- соблюдать правила безопасной работы в химической лаборатории;
- выполнять несложные опыты по получению и собиранию кислорода, водорода;
- осуществлять нагревание, отстаивание, фильтрование и выпаривание
- выполнять химический эксперимент по распознаванию веществ;
2. Требования к развитию учащихся.
После изучения курса учащиеся должны уметь:
- определять и разъяснять смысл изученных понятий и законов;
- высказывать суждения о свойствах веществ на основе их состава;
- на основе изученных законов и теорий устанавливать причинно-следственные связи между строением и свойствами веществ, делать выводы и обобщения;
- ставить задачи проведения химического эксперимента, фиксировать и интерпретировать его результаты;
- связно и доказательно излагать учебный материал как в устной, так и в письменной форме;
- находить нужную информацию химического содержания с помощью оглавления и предметно-именного указателя
- вычленять главное содержание в несложных химических текстах, составлять их план.
3. Требования к воспитанию учащихся.
После изучения курса учащиеся должны:
- раскрывать идею материального единства химических элементов;
- показывать на примерах развитие познания к выявлению всё более глубокой сущности явления (например, от атомно-молекулярного учения к теории строения атома);
- понимать зависимость истинности знаний об окружающем мире от уровня развития науки;
- на основе полученных на уроках теоретических знаний аргументированно отстаивать собственную позицию по отношению к сообщениям СМИ с химическим содержанием.
Тема №1 Введение (9 часов)
Цель: Сформировать представление о предмете химии. Дать первоначальные понятия о веществе, химическом элементе, о простых и сложных веществах, о трех формах существования хим. элемента. Начать формирование умения описывать свойства веществ, находить различия между понятиями « химический элемент» и « простое вещество». Дать понятие о знаках хим. элементов, познакомить учащихся со структурой Периодической таблицы. Научить записывать хим. формулы, читать их. Дать понятие о коэффициентах и индексах, научить рассчитывать относительную молекулярную массу (учебно-познавательная, ценностно-ориентационная, смысло-поисковая компетенции).
№ п/п | Система уроков | Дидакти ческая модель обучения | Педагоги ческие средства | Вид деятельности учащихся | Задачи. Планируемый результат и уровень усвоения. | Здоровьесбе режение | ||
Компетенция | ||||||||
Учебно-познавательная | Информационная | |||||||
Базовый уровень | Продвинутый уровень |
1 | Предмет химии. Вещества. | Проблем ное изложение
| Рассказ, беседа | Индиви дуальная
| Знать предмет изучения химии. Знать: - основные методы познания природы (наблюдения, описание, измерение, эксперимент, моделирование); молекула, вещество, тело. Знать определение элемента. Уметь подразделять вещества на простые и сложные, различать вещества простые и сложные. | Уметь: - различать понятия химический элемент и простое вещество, тело и вещество( П ). Уметь: - описывать физические свойства веществ; составлять и определять модели сложных и простых веществ; Уметь характеризовать вещество по приведенному плану. | Уметь обосновывать высказанное суждение. Работа с учебником. Работа с таблицами и схемами. | Строгая дозировка учебной нагрузки. Построение урока с учетом динамичности учащихся и их работоспособности. Соблюдение гигиенических требований. Наличие мотивации деятельности учащихся на уроке. |
2 | Превращения веществ. Роль химии в жизни человека. | Объясни тельно-иллюстра тивная, демонст рация | Беседа, рассказ
| Групповая
| Уметь различать физические и химические явления. Уметь приводить примеры химических реакций. Знать роль химии в современном мире. Понимать: - роль химии в различных областях жизни человека( Р ); | Уметь: приводить примеры и отличать физические явления от химических превращений( П ) | Уметь обосновывать высказанное суждение. Извлекать информацию, представлен ную в разных формах. Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации. Работа с учебником. | Построение урока с учетом динамичности учащихся и их работоспособности. Соблюдение гигиенических требований. Благоприят ный эмоциона льный настрой. Наличие мотивации деятельности учащихся на уроке. Рефлексия |
3 | Краткий очерк истории развития химии. | Объясните льно-иллюстра тивная, демонстра ция. | Беседа, рассказ
| Групповая
| Знать историю развития химии. Знать основополож ников отечественной науки. | Знать основополож ников отечественно Знать основополож ников отечественной науки.й науки. | Уметь обосновывать высказанное суждение. Извлекать информацию, представлен ную в разных формах. Работа с учебником. Работа с таблицами и схемами. | Строгая дозировка учебной нагрузки. Построение урока с учетом динамичности учащихся и их работоспособности. Соблюдение гигиенических требований. Благоприят ный эмоциона льный настрой. Наличие мотивации деятельности учащихся на уроке. Средняя продолжительность и частота чередования видов деятельности. Рефлексия. |
4-5 | Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. | Объясните льно-иллюстра тивная, демонстра ция. | Беседа, рассказ
| Индиви дуальная
| Знать структуру ПСХЭ Д.И. Менделеева. | Уметь определять положение элемента в периодической системе. | Уметь обосновывать высказанное суждение. Работа с учебником. Работа с таблицами и схемами. | Строгая дозировка учебной нагрузки. Построение урока с учетом динамичности учащихся и их работоспособности. Соблюдение гигиенических требований. Благоприят ный эмоциона льный настрой. Наличие мотивации деятельности учащихся на уроке. Средняя продолжительность и частота чередования видов деятельности. Рефлексия. |
6 | Знаки химических элементов. Периодическая таблица химических элементов Д. И. Менделеева. | Объясни тельно-иллюстра тивная. | Беседа, рассказ. | Индиви дуальная | Знать: химическую символику элементов, химические знаки. | Уметь:- называть химические элементы и определять их положение в Периодической системе ( П ). | Извлекать информацию, представлен ную в разных формах. Работа с учебником. Работа с алгоритмами. | Строгая дозировка учебной нагрузки. Построение урока с учетом динамичности учащихся и их работоспособности. Средняя продолжительность и частота чередования видов деятельности. Рефлексия. |
7 | Химические | Проблем ное изложение | Проблемные задания | Индивидуальная | Уметь записывать формулы веществ под диктовку. Знать: - физические величины Аr, Mr,( Р ). Понимать смысл химической формулы. Понимать смысл понятий относительной атомной и молекулярной массы. | Уметь: - вычислять Mr по предложенной химической формуле вещества; | Уметь обосновывать высказанное суждение. Извлекать информацию, представлен ную в разных формах. Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации. | Соблюдение гигиенических требований. Благоприят ный эмоциона льный настрой. Наличие мотивации деятельности учащихся на уроке. Средняя продолжительность и частота чередования видов деятельности. Рефлексия. |
8 | Вычисления по химическим формулам. | Проблем ное изложение | Проблемные задания | Индиви дуальная | Уметь записывать формулы веществ под диктовку. Знать: - физические величины Аr, Mr,( Р ). | Уметь: - вычислять массовые доли элементов в химическом соединении ( П ); | Извлекать информацию, представлен ную в разных формах. Работа с учебником. Работа с алгоритмами. | Строгая дозировка учебной нагрузки. Построение урока с учетом динамичности учащихся и их работоспособности. Средняя продолжительность и частота чередования видов деятельности. Рефлексия. |
9 | Повторение, обобщение темы. Входная диагностика. | Обобщаю щее повторение | Семинар тренинг-минимум | Индиви дуальная Групповая | Выполнение упражнений и заданий разного уровня сложности | Выполнение упражнений и заданий разного уровня сложности | Уметь обосновывать высказанное суждение. Извлекать информацию, представлен ную в разных формах. Работа с учебником. Работа с алгоритмами. Работа с таблицами и схемами. | Строгая дозировка учебной нагрузки. Построение урока с учетом динамичности учащихся и их работоспособности. Наличие мотивации деятельности учащихся на уроке. |
Тема №2 Атомы химических элементов ( 8 ч.)
Цель: Дать понятие о составе атома и атомного ядра. Раскрыть взаимосвязь понятий: протон, нейтрон, массовое число. Рассмотреть строение электронных оболочек атомов элементов №1-20. Дать понятие о металлических и неметаллических свойствах элементов, вскрыть причины изменения этих свойств в периодах и группах на основе строения их атомов. Познакомить учащихся с видами химической связи. Научить записывать схемы образования ковалентной, ионной, металлической связей. (Учебно-познавательная, рефлексивная, коммуникативная, смысло-поисковая компетенции).
№ п/п | Система уроков | Дидакти ческая модель обучения | Педагоги ческие средства | Вид деятельности учащихся | Задачи. Планируемый результат и уровень усвоения. | Здоровьесбе режение | ||
Компетенция | ||||||||
Учебно-познавательная | Информационная | |||||||
Базовый уровень | Продвинутый уровень |
10/1 | Основные сведения о строении атомов. | Объясни тельно-иллюстра тивная | Беседа. рассказ | Индиви дуальная | Знать: - определение атома с точки зрения его строения; | Уметь: - определять состав атома предложенного элемента (№1-№20), используя Периодическую систему как справочную таблицу; | Уметь обосновывать высказанное суждение. Извлекать информацию, представлен ную в разных формах. Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации. Работа с учебником. Работа с таблицами и схемами. | Строгая дозировка учебной нагрузки. Построение урока с учетом динамичности учащихся и их работоспособности. Соблюдение гигиенических требований. Благоприят ный эмоциона льный настрой. Наличие мотивации деятельности учащихся на уроке. Средняя продолжительность и частота чередования видов деятельности. Рефлексия. |
11/2 | Изотопы | Поисковая | Проблемные задания | Групповая | Знать определение «химический элемент». Иметь представление о превращении ядер элементов. Уметь подсчитывать число протонов и нейтронов в изотопе. | Объяснять понятие: « изотопы» как разновидность атомов одного хим. элемента, приводить примеры изотопов ( П ). | Уметь обосновывать высказанное суждение. Извлекать информацию, представлен ную в разных формах. Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации. Работа с учебником. Работа с таблицами и схемами. | Построение урока с учетом динамичности учащихся и их работоспособности. Соблюдение гигиенических требований. Благоприят ный эмоциона льный настрой. Наличие мотивации деятельности учащихся на уроке. Рефлексия. |
12/3 | Строение электронных оболочек атомов элементов №1-20. | Поисковая | Проблемные задания | Групповая | Знать определение «химический элемент». Иметь представление о превращении ядер элементов. Уметь подсчитывать число протонов и нейтронов в изотопе. | Объяснять строение электронных оболочек атомов элементов №1-20, сравнивать их строение ( П ). Объяснять понятие: « изотопы» как разновидность атомов одного хим. элемента, приводить примеры изотопов ( П ). | Извлекать информацию, представлен ную в разных формах. Работа с учебником. Работа с алгоритмами. Работа с таблицами и схемами. | Строгая дозировка учебной нагрузки. Построение урока с учетом динамичности учащихся и их работоспособности. Соблюдение гигиенических требований. Благоприят ный эмоциона льный настрой. Наличие мотивации деятельности учащихся на уроке. Средняя продолжительность и частота чередования видов деятельности. Рефлексия. |
13/4 | Периодические изменения свойств элементов и простых веществ. | Объясни тельно-иллюстра тивная | Беседа, рассказ | Индиви дуальная | Понимать причину изменения металлических и неметаллических свойств в группах и периодах. | Уметь объяснять физический смысл порядкового номера элемента, номера группы, периода. Объяснять закономерности изменения свойств химических элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп ( П ). | Уметь обосновывать высказанное суждение. Извлекать информацию, представлен ную в разных формах. Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации. Работа с учебником. Работа с алгоритмами. Работа с таблицами и схемами. | Строгая дозировка учебной нагрузки. Построение урока с учетом динамичности учащихся и их работоспособности. Соблюдение гигиенических требований. Благоприят ный эмоциона льный настрой. Наличие мотивации деятельности учащихся на уроке. Средняя продолжительность и частота чередования видов деятельности. |
14/5 | Ионная химическая связь | Поисковая | Проблемные задания | Парная | Иметь представление об ионах, образованных атомами металлов и неметаллов, ионной связи ( Р ). Уметь распознавать вещества с ионной связью. | Уметь объяснять образование ионной связи. Уметь составлять схемы образования ионных соединений ( П ) | Уметь обосновывать высказанное суждение. Работа с учебником. Работа с таблицами и схемами. | Строгая дозировка учебной нагрузки. Построение урока с учетом динамичности учащихся и их работоспособности. |
15/6 | Ковалентная химическая | Поисковая | Проблемные задания | Парная | Знать определение КНС. Понимать различие между ионной и ковалентной неполярной связью. Объяснять образование ковалентной связи в молекулах Уметь распознавать вещества с ковалентной связью. Знать определение КПС. Понимать различие между ионной и ковалентной полярной связью. Объяснять образование ковалентной связи в молекулах Уметь распознавать вещества с ковалентной связью. Уметь определять тип химической связи по величине электроотрицательности и типу взаимодействую щих атомов (металл, неметалл). | Уметь записывать схемы образования молекул бинарных соединений элементов- неметаллов (ковалентная полярная и неполярная связь). Уметь записывать электронные и структурные формулы веществ с данным видом связи. Знать определение понятия « электроотрица тельность» ( П ). | Уметь обосновывать высказанное суждение. Работа с учебником. Работа с алгоритмами. Работа с таблицами и схемами. | Строгая дозировка учебной нагрузки. Построение урока с учетом динамичности учащихся и их работоспособности. Соблюдение гигиенических требований. Наличие мотивации деятельности учащихся на уроке. Рефлексия. |
16/7 | Металлическая связь | Поисковая | Проблемные задания | Парная | Знать определение МС. Уметь объяснять образование связи в металлах. Понимать различие между ковалентной. ионной и металлической связями. Уметь распознавать вещества с МС. | Уметь: - определять тип химической связи в соединениях; ( П ). | Извлекать информацию, представлен ную в разных формах. Работа с учебником. Работа с алгоритмами. Работа с таблицами и схемами. | Строгая дозировка учебной нагрузки. Построение урока с учетом динамичности учащихся и их работоспособности. Соблюдение гигиенических требований. |
17/8 | Контрольная работа №1 «Атомы химических элементов». | Урок обучаю щего контроля. | Тестирова ние | Индиви дуальная | Контроль основных вопросов темы №2. | Контроль основных вопросов темы №2. | Работа с таблицами и схемами. | Наличие мотивации деятельности учащихся на уроке. |
Тема №3. Простые вещества ( 4 ч.)
Цель: Познакомить с общими физическими свойствами металлов и неметаллов, дать понятие об аллотропии. Сформировать понятие о количестве вещества и единицах его измерения, о постоянной Авогадро. Показать взаимосвязь физико-химических величин: количества вещества, массы и числа частиц. ( Учебно-познавательная, рефлексивная, коммуникативная, смысло-поисковая компетенции)
№ п/п | Система уроков | Дидакти ческая модель обучения | Педагоги ческие средства | Вид деятельности учащихся | Задачи. Планируемый результат и уровень усвоения. | Здоровьесбе режение | ||
Компетенция | ||||||||
Учебно-познавательная | Информационная | |||||||
Базовый уровень | Продвинутый уровень |
18/1 | Простые вещества-металлы. | Объясни тельно-иллюстра тивная | Рассказ, беседа | Групповая | Знать: - понятие и определение металлической связи, структуры металлической кристаллической решётки ( Р ); | Понимать: зависимость общих физических свойств металлов от типа кристаллической решётки. - давать характеристику металлов, исходя из их положения в П.С.; | Извлекать информацию, представленную в разных формах. Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации. Работа с учебником. Работа с таблицами и схемами. | Построение урока с учетом динамичности учащихся и их работоспособности. Соблюдение гигиенических требований. Наличие мотивации деятельности учащихся на уроке. |
19/2 | Простые вещества-неметаллы. | Поисковая
| Проблемные задания | Групповая | Объяснять строение атомов неметаллов, физические свойства неметаллов- простых веществ. Уметь характеризовать положение неметаллов в Периодической системе, | Уметь объяснять аллотропию неметаллов на примере модификаций кислорода, фосфора, углерода. Уметь объяснять относительность понятий: « металлические» и « неметаллические» свойства ( П ). | Уметь обосновывать высказанное суждение. Извлекать информацию, представленную в разных формах. Работа с учебником. Работа с таблицами и схемами. | Строгая дозировка учебной нагрузки. Построение урока с учетом динамичности учащихся и их работоспособности. Соблюдение гигиенических требований. |
20/3 | Количество вещества | Поисковая | Совместная деятельность | Индиви дуальная | Знать и понимать: - важнейшую физическую величину – количество вещества и её единицы измерения. | Уметь:- производить расчёты с использованием понятий «количество вещества», «масса», «постоянная Авогадро»; | Уметь обосновывать высказанное суждение. Работа с учебником. Работа с алгоритмами. Работа с таблицами и схемами. | Наличие мотивации деятельности учащихся на уроке. Средняя продолжительность и частота чередования видов деятельности. Рефлексия. |
21/4 | Молярная масса и молярный объем вещества | Поисковая | Совместная деятельность | Индиви дуальная | Вычислять молярные массы веществ по их хим. формулам, количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему. | Вычислять молярные массы веществ по их хим. формулам, количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции ( П ) . | Извлекать информацию, представленную в разных формах. Работа с учебником. Работа с алгоритмами. Работа с таблицами и схемами. | Построение урока с учетом динамичности учащихся и их работоспособности. Наличие мотивации деятельности учащихся на уроке. Средняя продолжительность и частота чередования видов деятельности. Рефлексия. |
Тема №4 Соединения химических элементов (17ч.).
Цель: Сформировать понятие о степени окисления. Научить находить степени окисления по формуле вещества и составлять формулы бинарных соединений по степени окисления. Познакомить учащихся с составом, названиями, классификацией и представителями классов: оксидов, оснований, кислот, солей. Познакомить с типами кристаллических решеток, их взаимосвязью с видами хим. связи и их влиянием на физические свойства веществ. Дать представление о законе постоянства состава веществ.Сформировать понятие « доля», научить рассчитывать массовую и объемную доли компонента в смеси. (Смысло-поисковая, ценностно-ориентационная, рефлексивная, коммуникативная компетенции).
№ п/п | Система уроков | Дидакти ческая модель обучения | Педагоги ческие средства | Вид деятельности учащихся | Задачи. Планируемый результат и уровень усвоения. | Здоровьесбе режение | ||
Компетенция | ||||||||
Учебно-познавательная | Информационная | |||||||
Базовый уровень | Продвинутый уровень |
22/1 | Степень окисления. | Поисковая | Совместная деятельность | Индиви дуальная | Знать: - определение степени окисления; ( Р ) | Уметь: - находить степени окисления по формуле вещества и составлять формулы бинарных соединений по степени окисления ( П ); | Извлекать информацию, представленную в разных формах. Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации. Работа с учебником. Работа с таблицами и схемами. | Построение урока с учетом динамичности учащихся и их работоспособности. Соблюдение гигиенических требований. Наличие мотивации деятельности учащихся на уроке. | |
23/2 | Бинарные соединения металлов и неметаллов. | Объясни тельно-иллюстра тивная | Рассказ, беседа | Индиви дуальная | Уметь называть бинарные соединения, составлять формулы бинарных соединений, производить расчеты по формулам ( Р ). | Уметь различать формулы оксидов металлов и неметаллов ( П ). | Уметь обосновывать высказанное суждение. Извлекать информацию, представленную в разных формах. Работа с учебником. Работа с таблицами и схемами. | Строгая дозировка учебной нагрузки. Построение урока с учетом динамичности учащихся и их работоспособности. Соблюдение гигиенических требований. | |
24/3 | Практическая работа №1 «Правила ТБ при работе в кабинете химии. Приёмы обращения с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами» | Практикум | Практикум | Парная | Знать: - об основных правилах работы и безопасности в школьной лаборатории; ( Р ); | Уметь: - характеризовать физические и химические явления при нагревании ( П ). | Работа с учебником. Работа с таблицами и схемами. | Наличие мотивации деятельности учащихся на уроке. Средняя продолжительность и частота чередования видов деятельности. Рефлексия. | |
25/4 | Важнейшие классы бинарных соединений- оксиды, летучие водородные соединения. | Поисковая | Проблемные задания | Индиви дуальная | Уметь называть бинарные соединения, составлять формулы бинарных соединений, производить расчеты по формулам ( Р ). | Уметь различать формулы оксидов металлов и неметаллов ( П ). | Извлекать информацию, представленную в разных формах. Работа с учебником. Работа с алгоритмами. Работа с таблицами и схемами. | Построение урока с учетом динамичности учащихся и их работоспособности. Наличие мотивации деятельности учащихся на уроке. Средняя продолжительность и частота чередования видов деятельности. Рефлексия. | |
26/5 | Основания | Объясни тельно-иллюстра тивная | Беседа, рассказ | Индиви дуальная | Знать: - определение оснований, их номенклатуру; | Уметь: - составлять формулы оснований по степени окисления, давать названия и классификацию ( П ); | Извлекать информацию, представленную в разных формах. Работа с учебником. Работа с таблицами и схемами. | Построение урока с учетом динамичности учащихся и их работоспособности. Соблюдение гигиенических требований. Наличие мотивации деятельности учащихся на уроке. | |
27/6 | Кислоты | Объясни тельно-иллюстра тивная | Беседа, рассказ | Индивидуальная | Знать: - определение кислот, их номенклатуру и классификацию ( Р ); | Уметь: - давать характеристику кислоты по предложенному плану; ( П ); | Уметь обосновывать высказанное суждение. Извлекать информацию, представленную в разных формах. Работа с учебником. Работа с таблицами и схемами. | Строгая дозировка учебной нагрузки. Построение урока с учетом динамичности учащихся и их работоспособности. Соблюдение гигиенических требований. | |
28/7 | Соли. | Поисковая | Проблемные задания | Групповая | Знать: - определение солей, их номенклатуру и классификацию ( Р ); | Уметь: - составлять химические формулы солей, пользуясь таблицей растворимости; ( П ). | Уметь обосновывать высказанное суждение. Работа с учебником. Работа с алгоритмами. Работа с таблицами и схемами. | Наличие мотивации деятельности учащихся на уроке. Средняя продолжительность и частота чередования видов деятельности. Рефлексия. | |
29/8 | Представители класса солей | Объясни тельно-иллюстра тивная | Беседа, рассказ | Индивидуальная | Знать об использовании солей в повседневной жизни (поваренная соль, мел, мрамор, известняк, сода, фосфорит, гипс). | Уметь: - составлять химические формулы солей, пользуясь таблицей растворимости; ( П ). | Извлекать информацию, представленную в разных формах. Работа с учебником. Работа с алгоритмами. Работа с таблицами и схемами. | Построение урока с учетом динамичности учащихся и их работоспособности. Наличие мотивации деятельности учащихся на уроке. Средняя продолжительность и частота чередования видов деятельности. Рефлексия. | |
30/9 | Урок- упражнение | Обобщаю щее повторение | Практикум | Групповая | Упражнения в составлении формул по названиям и названий по формулам веществ. Расчеты по формулам соединений | Называть вещества по формулам, составлять формулы по названиям. Классифицировать сложные вещества, определять принадлежность соединений к различным классам по их формулам ( П ). | Извлекать информацию, представленную в разных формах. Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации. Работа с учебником. Работа с таблицами и схемами. | Построение урока с учетом динамичности учащихся и их работоспособности. Соблюдение гигиенических требований. Наличие мотивации деятельности учащихся на уроке. | |
31/ 10 | Кристаллические решетки. . | Объясни тельно-иллюстра тивная | Беседа, рассказ | Индивидуальная | Знать: - особенности трёх агрегатных состояний веществ; влияния их структуры на физические свойства веществ; ( Р ) | Понимать различие аморфной и кристаллической структуры веществ ( П ). - характеризовать и предсказывать свойства веществ, по структуре и типу строения( Т ). | Уметь обосновывать высказанное суждение. Извлекать информацию, представленную в разных формах. Работа с учебником. Работа с таблицами и схемами. | Строгая дозировка учебной нагрузки. Построение урока с учетом динамичности учащихся и их работоспособности. Соблюдение гигиенических требований. | |
32/ 11 | Чистые вещества и смеси. | Поисковая | Проблемные задания | Групповая | Знать: - основные способы разделения различных типов смесей ( Р ). | Понимать различие чистых веществ и смесей; - верно определять способ разделения предло женной смеси ( Т ). | Уметь обосновывать высказанное суждение. Работа с учебником. Работа с алгоритмами. Работа с таблицами и схемами. | Наличие мотивации деятельности учащихся на уроке. Средняя продолжительность и частота чередования видов деятельности. Рефлексия. | |
33/ 12 | Практическая работа № 2 | Поисковая | Проблемные задания | Парная | Знать: - различные приёмы разделения смеси на основе знаний физических свойств её компонентов; безопасного обращения с ним | Уметь: - формулировать цель и правила работы; | Извлекать информацию, представленную в разных формах. Работа с учебником. Работа с алгоритмами. Работа с таблицами и схемами. | Построение урока с учетом динамичности учащихся и их работоспособности. Наличие мотивации деятельности учащихся на уроке. Средняя продолжительность и частота чередования видов деятельности. Рефлексия. | |
34/ 13 | Массовая и объемная доля компонентов смеси. | Поисковая | Практикум, тренинг | Парная | Знать: - понятия «доля», «массовая доля растворённого вещества», «объёмная доля» ( Р ); | Уметь: производить расчёты ( П ) | Извлекать информацию, представленную в разных формах. Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации. Работа с учебником. Работа с таблицами и схемами. | Построение урока с учетом динамичности учащихся и их работоспособности. Соблюдение гигиенических требований. Наличие мотивации деятельности учащихся на уроке. | |
35/ 14 | Расчеты, связанные с понятием « доля». | Поисковая | Практикум, тренинг | Парная | Знать: - понятия «доля», «массовая доля растворённого вещества», «объёмная доля»; - схемы взаимосвязей физических величин с использованием понятия «доля». | Уметь: производить расчёты ( П ) | Работа с алгоритмами. Работа с учебником. Работа с таблицами и схемами. | Строгая дозировка учебной нагрузки. Построение урока с учетом динамичности учащихся и их работоспособности. Соблюдение гигиенических требований. | |
36/ 15 | Практическая работа № 3. « Приготовление раствора сахара и определение массовой доли сахара в растворе» | Поисковая | Проблемные задания | Парная | Уметь: - выполнять важнейшие лабораторные операции: взвешивание, отбор проб твердых и жидких веществ; | Уметь: - готовить растворы заданной концентрации. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для приготовления растворов заданной концентрации( П ). | Работа с учебником. Работа с алгоритмами. Работа с таблицами и схемами. | Наличие мотивации деятельности учащихся на уроке. Средняя продолжительность и частота чередования видов деятельности. Рефлексия. | |
37/ 16 | Обобщение и систематизация знаний по теме. | Обобщаю щее повторение | Совместная учебная деятельность | Индиви дуальная Групповая | Выполнение упражнений и заданий разного уровня сложности | Выполнение упражнений и заданий разного уровня сложности | Извлекать информацию, представленную в разных формах. Работа с учебником. Работа с алгоритмами. Работа с таблицами и схемами. | Построение урока с учетом динамичности учащихся и их работоспособности. Наличие мотивации деятельности учащихся на уроке. Средняя продолжительность и частота чередования видов деятельности. Рефлексия. | |
38/ 17 | Контрольная работа № 2 « Соединения химических элементов». | Урок обучаю щего контроля. | Тестирова ние | Индиви дуальная | Контроль основных вопросов темы №2. | Контроль основных вопросов темы №2. | Работа с таблицами и схемами. | Наличие мотивации деятельности учащихся на уроке. |
Тема №5 Изменения, происходящие с веществами ( 11 ч.)
Цель: Познакомить учащихся с признаками хим. реакций, дать понятие о классификации хим. реакций по признаку выделения или поглощения теплоты, по составу и числу исходных веществ и продуктов реакции. Дать понятие о хим. уравнении, научить записывать уравнения реакций соединения, разложения, замещения, обмена. Дать первоначальное понятие об электрохимическом ряде напряжений. Научить производить расчеты по хим. уравнениям. (Смысло-поисковая, ценностно-ориентационная. рефлексивная, коммуникативная компетенции).
№ п/п | Система уроков | Дидакти ческая модель обучения | Педагоги ческие средства | Вид деятельности учащихся | Задачи. Планируемый результат и уровень усвоения. | Здоровьесбе режение | ||
Компетенция | ||||||||
Учебно-познавательная | Информационная | |||||||
Базовый уровень | Продвинутый уровень |
39/1 | Физические явления и химические реакции. | Объясни тельно-иллюстра тивная | Беседа, рассказ | Индиви дуальная | Знать: - сущность физических явлений, связанных с изменением кристаллического строения вещества при постоянном его составе ( Р ). | Уметь: - приводить и объяснять примеры физических явлений ( П ) Уметь: - описывать условия и признаки различных химических процессов; ( П ). | Уметь обосновывать высказанное суждение. Работа с учебником. Работа с таблицами и схемами. | Строгая дозировка учебной нагрузки. Построение урока с учетом динамичности учащихся и их работоспособности. Соблюдение гигиенических требований. Наличие мотивации деятельности учащихся на уроке. | |
40/2 | ПР №4 «Наблюдения за изменениями, происходящими с горящей свечой, и их описание» | Поисковая | Проблемные задания | Парная | Соблюдать правила ТБ при работе в кабинете химии. Наблюдать за горящей свечой. | Уметь: - описывать условия и признаки различных химических процессов; ( П ). - наблюдать за горящей свечой, объяснять свои наблюдения, делать выводы по работе. | Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации. Работа с учебником. | Построение урока с учетом динамичности учащихся и их работоспособности. Соблюдение гигиенических требований. Благоприят ный эмоциона льный настрой. Наличие мотивации деятельности учащихся на уроке. Рефлексия | |
41/3 | Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения. | Поисковая | Практикум, тренинг | Индиви дуальная | Уметь применять закон сохранения массы веществ при объяснении сущности процессов горения. | Уметь составлять уравнения химических реакций. | Уметь обосновывать высказанное суждение. Извлекать информацию, представлен ную в разных формах. Работа с учебником. Работа с таблицами и схемами. | Строгая дозировка учебной нагрузки. Построение урока с учетом динамичности учащихся и их работоспособности. Соблюдение гигиенических требований. Благоприят ный эмоциона льный настрой. Наличие мотивации деятельности учащихся на уроке. Средняя продолжительность и частота чередования видов деятельности. Рефлексия. | |
42/4 | Типы химических реакций. | Объясни тельно-иллюстра тивная | Рассказ, беседа | Группо | Знать: - определение реакций соединения, разложения, обмена, замещения. ( Р ). | Понимать различие реакций соединения, разложения, обмена, замещения. ( П ). по предложенным схемам, производить по ним расчёты( Т ). | Уметь обосновывать высказанное суждение. Работа с учебником. Работа с таблицами и схемами. | Строгая дозировка учебной нагрузки. Построение урока с учетом динамичности учащихся и их работоспособности. Соблюдение гигиенических требований. Благоприят ный эмоциона льный настрой. Наличие мотивации деятельности учащихся на уроке. Средняя продолжительность и частота чередования видов деятельности. Рефлексия. | |
43/5 | ПР №5 «Признаки химических реакций» | Поисковая | Проблемные задания | Парная | Соблюдать правила ТБ при работе в кабинете химии. | Уметь: - описывать условия и признаки различных химических процессов; ( П ). - наблюдать за протеканием химических реакций, объяснять свои наблюдения, делать выводы по работе. | Извлекать информацию, представлен ную в разных формах. Работа с учебником. Работа с алгоритмами. | Строгая дозировка учебной нагрузки. Построение урока с учетом динамичности учащихся и их работоспособности. Средняя продолжительность и частота чередования видов деятельности. Рефлексия. | |
44-45/ 6-7 | Расчеты по химическим уравнениям | Поисковая | Проблемные задания | Индиви дуальная | Уметь производить расчеты количества вещества, массы или объема продукта реакции по количеству, массе или объему исходного веществ а( П ) | Уметь производить расчеты количества вещества, массы или объема продукта реакции по количеству, массе или объему исходного вещества ( П ) | Уметь обосновывать высказанное суждение. Извлекать информацию, представлен ную в разных формах. Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации. | Соблюдение гигиенических требований. Благоприят ный эмоциона льный настрой. Наличие мотивации деятельности учащихся на уроке. Средняя продолжительность и частота чередования видов деятельности. Рефлексия. | |
46/8 | ПР №6 «Получение кислорода и изучение его свойств» | Поисковая | Проблемные задания | Парная | Соблюдать правила ТБ при работе в кабинете химии. | Уметь: - собирать прибор для получения газа, описывать условия и признаки химической реакции получения кислорода; - объяснять демонстрируемые процессы, различать признаки и условия реакции. ( П ). - наблюдать за протеканием химических реакций, объяснять свои наблюдения, делать выводы по работе. | Извлекать информацию, представлен ную в разных формах. Работа с учебником. Работа с алгоритмами. | Строгая дозировка учебной нагрузки. Построение урока с учетом динамичности учащихся и их работоспособности. Средняя продолжительность и частота чередования видов деятельности. Рефлексия. | |
47/9 | ПР №6 «Получение водорода и изучение его свойств» | Поисковая | Проблемные задания | Парная | Соблюдать правила ТБ при работе в кабинете химии. | Уметь: - собирать прибор для получения газа, описывать условия и признаки химической реакции получения водорода; - объяснять демонстрируемые процессы, различать признаки и условия реакции. ( П ). - наблюдать за протеканием химических реакций, объяснять свои наблюдения, делать выводы по работе. | Уметь обосновывать высказанное суждение. Извлекать информацию, представлен ную в разных формах. Работа с учебником. Работа с алгоритмами. Работа с таблицами и схемами. | Строгая дозировка учебной нагрузки. Построение урока с учетом динамичности учащихся и их работоспособности. Наличие мотивации деятельности учащихся на уроке. | |
48/ 10 | Обобщение и систематизация знаний по теме. | Обобщаю щее повторение | Тренинг, семинар | Индиви дуальная | Решение задач и упражнений разного уровня сложности | Решение задач и упражнений разного уровня сложности | Уметь обосновывать высказанное суждение. Извлекать информацию, представлен ную в разных формах. Работа с учебником. Работа с алгоритмами. Работа с таблицами и схемами. | Строгая дозировка учебной нагрузки. Построение урока с учетом динамичности учащихся и их работоспособности. Наличие мотивации деятельности учащихся на уроке. | |
49/ 11 | Контрольная работа № 3 «Изменения происходящие с веществами». | Урок обучаю щего контроля. | Тестирова ние | Индиви дуальная | Контроль основных вопросов темы №3. | Контроль основных вопросов темы №3. | Работа с алгоритмами. Работа с таблицами и схемами. | Строгая дозировка учебной нагрузки. Наличие мотивации деятельности учащихся на уроке. |
Тема №6. Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов (16 ч)
Цель: Познакомить учащихся с растворением как физико-химическим процессом, показать зависимость растворимости веществ от температуры. Дать понятие об электролитах и неэлектролитах, рассмотреть механизм диссоциации веществ с различным типом связи. Обобщить основы ТЭД в виде четких положений. Дать понятие о кислотах, основаниях и солях как классах электролитов, рассмотреть их классификацию по различным признакам. Охарактеризовать общие свойства кислот, оснований и солей в свете ионных представлений. Обобщить знания учащихся о составе оксидов, рассмотреть их классификацию и свойства. ( Коммуникативная, рефлексивная, ценностно- ориентационная, смысло-поисковая компетенции).
№ п/п | Система уроков | Дидакти ческая модель обучения | Педагоги ческие средства | Вид деятельности учащихся | Задачи. Планируемый результат и уровень усвоения. | Здоровьесбе режение | ||
Компетенция | ||||||||
Учебно-познавательная | Информационная | |||||||
Базовый уровень | Продвинутый уровень |
50/1 | Растворение. Растворимость веществ в воде. | Объясни тельно-иллюстра тивный | Беседа, рассказ | Индиви дуальная | Иметь представление: - о растворах и растворении с точки зрения физико-химической теории; | Уметь: - пользуясь таблицей растворимости, давать классификацию веществ по растворимости, производить расчёты ( П ). | Уметь обосновывать высказанное суждение. Извлекать информацию, представлен ную в разных формах. Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации. | Соблюдение гигиенических требований. Благоприят ный эмоциона льный настрой. Наличие мотивации деятельности учащихся на уроке. Средняя продолжительность и частота чередования видов деятельности. Рефлексия. |
51/ 52 2-3 | Электролитическая диссоциация. Основные положения ТЭД. | Объяснительно-иллюстра тивная | Беседа, рассказ | Индивидуальная | Знать: - определение процесса диссоциации, электролитов и неэлектролитов, степени диссоциации ( Р ). - механизм диссоциации веществ с разным типом связи. | Уметь: классифицировать вещества по степени диссоциации, используя таблицу растворимости ( П ). | Извлекать информацию, представлен ную в разных формах. Работа с учебником. Работа с алгоритмами. | Строгая дозировка учебной нагрузки. Построение урока с учетом динамичности учащихся и их работоспособности. Средняя продолжительность и частота чередования видов деятельности. Рефлексия. |
53/4 | Ионные уравнения реакций | Объяснительно-иллюстративная | Беседа, рассказ | Индивидуальная | Знать: - определение и сущность ионных уравнений реакций, реакций нейтрализации ( Р ); | Уметь: - составлять ионные уравнения по молекулярным и полные ионные и молекулярные уравнения по сокращённым ионным ( П ). | Уметь обосновывать высказанное суждение. Извлекать информацию, представлен ную в разных формах. Работа с учебником. Работа с алгоритмами. Работа с таблицами и схемами. | Строгая дозировка учебной нагрузки. Построение урока с учетом динамичности учащихся и их работоспособности. Наличие мотивации деятельности учащихся на уроке. |
54/5 | Практическая работа №7 «Условия протекания химических реакций между растворами до конца» | Поисковая | Проблемные задания | Парная | Соблюдать правила ТБ при работе в кабинете химии. - проводить эксперимент по инструкции. | Уметь: - проводить реакции, протекающие в растворах «до конца»; ( Т ). | Извлекать информацию, представлен ную в разных формах. Работа с учебником. Работа с алгоритмами. Работа с таблицами и схемами. | Строгая дозировка учебной нагрузки. Построение урока с учетом динамичности учащихся и их работоспособности. Наличие мотивации деятельности учащихся на уроке. |
55/6 | Практическая работа №8 «Ионные реакции» | Поисковая | Проблемные задания | Парная | Соблюдать правила ТБ при работе в кабинете химии. - проводить эксперимент по инструкции. | Уметь: - проводить реакции, подтверждающие химические свойства основных классов неорганических веществ, протекающие в растворах «до конца»; ( Т ). | Уметь обосновывать высказанное суждение. Извлекать информацию, представлен ную в разных формах. Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации. | Соблюдение гигиенических требований. Благоприят ный эмоциона льный настрой. Наличие мотивации деятельности учащихся на уроке. Средняя продолжительность и частота чередования видов деятельности. Рефлексия. |
56/7 | Оксиды
| Поисковая | Организация совместной деятельности | Парная | Узнавать и называть кислотные и основные оксиды ( Р ). | Характеризовать химические свойства кислотных и основных оксидов ( П ). | Извлекать информацию, представлен ную в разных формах. Работа с учебником. Работа с алгоритмами. | Строгая дозировка учебной нагрузки. Построение урока с учетом динамичности учащихся и их работоспособности. Средняя продолжительность и частота чередования видов деятельности. Рефлексия. |
57/8 | Кислоты в свете | Поисковая | Проблемные задания | Групповая | Знать: - определение кислот с точки зрения ТЭД; | Уметь: - классифицировать кислоты по разным признакам; | Уметь обосновывать высказанное суждение. Извлекать информацию, представлен ную в разных формах. Работа с учебником. Работа с алгоритмами. Работа с таблицами и схемами. | Строгая дозировка учебной нагрузки. Построение урока с учетом динамичности учащихся и их работоспособности. Наличие мотивации деятельности учащихся на уроке. |
58/9 | Основания в свете | Поисковая | Проблемные задания | Групповая | Знать: - определение оснований с точки зрения ТЭД; ( Р ). | Знать: - определение оснований с точки зрения ТЭД; | Уметь обосновывать высказанное суждение. Извлекать информацию, представлен ную в разных формах. Работа с учебником. Работа с алгоритмами. Работа с таблицами и схемами. | Строгая дозировка учебной нагрузки. Построение урока с учетом динамичности учащихся и их работоспособности. Наличие мотивации деятельности учащихся на уроке. |
59/ 10 | Соли в свете ТЭД, их свойства. | Поисковая | Проблемные задания | Парная | Узнавать и называть соли ( Р ). Характеризовать их хим. свойства. Знать определение солей как электролитов, их диссоциацию. | Уметь объяснять и записывать уравнения реакций химических свойств солей в молекулярном и ионном видах ( П ). | Уметь обосновывать высказанное суждение. Извлекать информацию, представлен ную в разных формах. Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации. | Соблюдение гигиенических требований. Благоприят ный эмоциона льный настрой. Наличие мотивации деятельности учащихся на уроке. Средняя продолжительность и частота чередования видов деятельности. Рефлексия. |
60/ 11 | Генетическая связь между классами неорганических веществ | Поисковая | Семинар-тренинг | Групповая | Иметь понятие о генетической связи и генетических рядах металлов и неметаллов. | Уметь осуществлять переходы в генетических рядах металлов и неметаллов с помощью уравнений реакций ( Т ). | Извлекать информацию, представлен ную в разных формах. Работа с учебником. Работа с алгоритмами. | Строгая дозировка учебной нагрузки. Построение урока с учетом динамичности учащихся и их работоспособности. Средняя продолжительность и частота чередования видов деятельности. Рефлексия. |
61/ 12 | Обобщение, систематизация и коррекция знаний, умений и навыков учащихся по теме « ТЭД » | Обобщаю щее повторение | Организация совместной деятель ности | Парная | Уметь характеризовать свойства основных классов соединений, | Уметь производить расчеты по уравнениям реакций, характеризовать свойства основных классов соединений, осуществлять переходы в генетических рядах с помощью уравнений реакций ( П ). | Уметь обосновывать высказанное суждение. Извлекать информацию, представлен ную в разных формах. Работа с учебником. Работа с алгоритмами. Работа с таблицами и схемами. | Строгая дозировка учебной нагрузки. Построение урока с учетом динамичности учащихся и их работоспособности. Наличие мотивации деятельности учащихся на уроке. |
62/ 13 | Практическая работа № 9 | Поисковая | Проблемные задания | Парная | Соблюдать правила ТБ при работе в кабинете химии. - проводить эксперимент по инструкции. | Уметь: - самостоятельно проводить исследования и выполнять химические опыты при экспериментальном решении задач; ( Т ). | Уметь обосновывать высказанное суждение. Извлекать информацию, представлен ную в разных формах. Работа с учебником. Работа с алгоритмами. Работа с таблицами и схемами. | Строгая дозировка учебной нагрузки. Построение урока с учетом динамичности учащихся и их работоспособности. Наличие мотивации деятельности учащихся на уроке. |
63/ 14 | Контрольная работа №4 «Свойства растворов электролитов». | Урок обучаю щего контроля. | Тестирова ние | Индиви дуальная | Контроль основных вопросов темы №4. | Контроль основных вопросов темы №4. | Работа с таблицами и схемами. | Наличие мотивации деятельности учащихся на уроке. |
64/ 15 | Окислительно-восстановительные реакции. | Объясните льно-иллюстра тивная | Рассказ, беседа | Групповая | Знать: - сущность и определение окислительно-восстановитель ных реакций; | Уметь: - определять степень окисления по химическим формулам; | Уметь обосновывать высказанное суждение. Извлекать информацию, представлен ную в разных формах. Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации. | Соблюдение гигиенических требований. Благоприят ный эмоциона льный настрой. Наличие мотивации деятельности учащихся на уроке. Средняя продолжительность и частота чередования видов деятельности. Рефлексия. |
65/ 16 | Свойства изученных классов веществ в свете ОВР. | Поисковая | Организация совместной деяте | Пары переменного состава | Уметь характеризовать свойства простых веществ металлов и неметаллов, а также кислот и солей в свете ОВР. | Уметь составлять уравнения ОВР методом электронного баланса ( П ) | Извлекать информацию, представлен ную в разных формах. Работа с учебником. Работа с алгоритмами. | Строгая дозировка учебной нагрузки. Построение урока с учетом динамичности учащихся и их работоспособности. Средняя продолжительность и частота чередования видов деятельности. Рефлексия. |
66-67 | Обобщение и систематизация знаний по теме. | Обобщаю щее повторение, развиваю щее дифферен цированное закрепле ние. | Совместная учебная деятельность | Парная | Решение заданий разных уровней сложности | Решение заданий разных уровней сложности | Уметь обосновывать высказанное суждение. Извлекать информацию, представлен ную в разных формах. Работа с учебником. Работа с алгоритмами. Работа с таблицами и схемами. | Строгая дозировка учебной нагрузки. Построение урока с учетом динамичности учащихся и их работоспособности. Наличие мотивации деятельности учащихся на уроке. |
68 | Контрольная работа №5 (Годовая). | Контроль знаний |
| Индиви дуальная | Решение заданий разных уровней сложности | Решение заданий разных уровней сложности | Работа с таблицами и схемами. | Наличие мотивации деятельности учащихся на уроке. |
Список литературы
- Габриелян О.С. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений.– М.: Дрофа, 2007.
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования // Серия стандарты второго поколения. – М.: Просвещение, 2011. – 48с.
- Денисова В.Г. «Химия. 8 класс. Поурочные планы по учебнику О.С. Габриеляна-Волгоград: Учитель, 2010;
- Габриелян О.С. «Химия. 8кл.: Настольная книга учителя.» – М, Дрофа, 2006.
- Воронцов А.Б. и др. Проектная деятельность в основной и старшей школе. – М.: Просвещение, 2010.
- Маркачев А.Е., Боровских Т.А., Чернобельская Г.М. Применение метода проектов в школьной практике // Химия в школе. – М., 2007. – № 2.
- Новые педагогические информационные технологии в системе образования. – М., 2008.
- Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. – М.: АРКТИ, 2008. – 80с.
- Шамова Т.И., Белова С.Н. и др. Современные средства оценивания результатов обучения в школе: Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2008. – 192с.
- Юнина Е.А. Технологии качественного обучения в школе. Учебно-методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2007. – 224с.
- http://www.chem.km.ru – Мир химии.
- www.fipi.ru – Федеральный институт педагогических измерений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна
Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...
Рабочая программа по химии (класс естественнонаучный)
Рабочая программа по химии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования.Рабочая программа конкретизирует содержание предметных ...
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Рабочая программа по химии для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна
Рабочая программа по химии для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...
Рабочая программа по химии для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна
Рабочая программа по химии для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...
Рабочая программа по химии для 10-11 классов, составленная на основе авторской программы М.Н.Афанасьева, Москва "Просвещение" 2017г к учебникам " Химия.10 класс" и ""Химия. 11класс" Г.Е Рудзитиса ФГ Фельдмана, Москва "Просвещение"
Данная рабочая программа реализуется в учебниках для общеобразовательных учреждений авторов Г.Е. Рудзитиса и Ф.Г. Фельдмана «Химия. 10 класс» и «Химия 11 класс». Рабочая ...
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...