Жидкие вещества. Химия. 11 класс.
методическая разработка по химии (11 класс) на тему
Презентация к уроку химии в 11 классе "Жидкие вещества".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zhidkie_veshchestva_.rar | 2.9 МБ |
zhidkie_veshchestva.docx | 32.29 КБ |
Подписи к слайдам:
Сегодня мы с вами должны вспомнить, чем отличаются жидкости от газов, и узнать, почему вода бывает «жесткой».
1.Основной закон, описывающий состояние газовназывают законом _______.2.Один моль любого газа занимает объём _____.3.Атмосферный воздух состоит в основном из __ и ____.4.Аллотропной модификацией кислорода является ____.5.Самый легкий газ -______ получают в аппарате Кипа.6.Углекислый газ получают в промышленности обжигом_______.7. Аммиак распознают по изменению окраски влажной лакмусовой бумаги с красного на ______.
1.Авогадро, 2.22,4 л/моль, 3.Азот, кислород, 4.Озон, 5.Водород, 6.Известняка, 7.Синюю.За каждый правильный ответ – 1 балл.
1 вариант.Задача №1.Какой объём ( при н.у.) будут занимать 2 моль углекислого газа. Задача №2.Человек выдыхает в сутки 1300 г углекислого газа.Определите его объём при н.у.
2 вариантЗадача №1.Какое количество вещества азота содержится в 6,72 л этого газа?Задача №2.При дыхании человек потребляет за час около 56 л кислорода (н.у.). Какое количество вещества кислорода человек потребляет за сутки?
1 ВариантЗадача №1.Ответ: 44,8 л (1 Б)Задача №2.Ответ:661,8 л.(2Б)
2 Вариант.Задача №1.Ответ: 0,3 моль.(1 Б)Задача №2.Ответ: 60 моль.(2 Б)
План изучения новой темы
Физические Свойства Воды3
Особенности Жидкостей1
Жесткость воды4
Вода в природе2
1.Молекулы находятся непосредственно друг возле друга, поэтому жидкости – мало сжимаемы, в отличие от газов;2. Текучи, т.е. не имеют формы , а принимают форму сосуда, в котором находятся;3.В состоянии невесомости принимают форму шара или круглой капли.
Важнейшим жидким веществом является вода, которая покрывает 2/3 поверхности Земли. 97,2 % общего запаса приходится на воды Мирового океана. Запас пресной воды на Земле всего 2,8%,но из них пригодна к использованию лишь 0,3% водных ресурсов. Животные, растения и человек на 70-80 % состоят из воды, потеря 15-20 % массы тела в результате обезвоживания приводит к гибели организма. Благодаря круговороту воды в природе её запасы практически неисчерпаемы. Круговорот воды состоит из 2 процессов: испарения и конденсации.
Физические свойства воды обусловлены строением её молекул, а также межмолекулярными связями. Молекулы воды имеют угловую форму, величина угла НОН равна 104 0. Это приводит к появлению в молекуле 2 полюсов. Электронная плотность смещается к атому кислорода. Полярность молекулы воды делает её универсальным растворителем.
Вода имеет аномально высокую температуру плавления и кипения.Сравните молекулярные массы воды и других гидридов элементов 6 А группы с их температурами кипения. Н2О – М(Н2О) = 18 г/ моль +100 0 Жидкость ! Н2S- M(H2S) = 34 г/ моль -50 0 Газ Н2Se- M (H2Se)= 81г/ моль - 420 Газ Н2Те- М(Н2Те) = 130 г/ моль 0 0 Газ Вывод: В группах с увеличением молекулярной массы соединений увеличиваются температуры кипения и плавления веществ.Причина аномально высокой температуры кипения воды наличие межмолекулярных водородных связей.
Лёд благодаря водо-родным связям имеет ячеистое строение и поэтому легче воды. Какова его плотность? г/см3.
Жесткость природных вод может меняться в зависимости от года: она понижается зимой, а летом –повышается.
Природная вода, содержащая в растворе большое количество солей кальция и магния называется жесткой водой.
Содержание солей кальция и магния в воде зависит и от состава почвы в водоносных слоях.
Общая жесткость состоит из временной и постоянной жесткости.Временная( устранимая)- карбонатная жесткость.Постоянная жесткость не устраняется даже длительным кипячением.
КАРБОНАТНАЯ жесткость зависит от содержания в воде гидрокарбонатов кальция и магния Са(НСО3)2, Mg(HCO3)2.Некарбонатная жесткость вызвана присутствием в воде других солей, например сульфатов кальция и магния СаSO4, MgSO4 Кислые соли- продукт неполного замещения атомов водорода в кислоте.
Жесткая вода- это накипь на деталях бытовой техники , стенках котлов и радиаторов.В жесткой воде плохо разваривается мясо.В жесткой воде не мылится мыло.
Кипячение переводит растворимые гидрокарбонаты в нерастворимые карбонаты. Са(НСО3)2 =СаСО3↓+Н2О+СО2↑Метод осаждения и ионного обмена переводит ионы Са2+ и Мg2+ в нерастворимые соединения.
В минеральной воде содержатся растворенные соли, микроэлементы, а также некоторые биологически активные компоненты.
1
2
3
4
5
1 Вариант
Б
Б
В
А
Б
2 Вариант
А
Б
Г
Б
А
Подсчитайте свои баллы (каждый правильный ответ теста- 1балл)Поставьте себе оценку: 13-12 баллов- «пять» 11-10 баллов- «четыре» 9-7 баллов- «три» менее 7 баллов- « два»!
Если Вы получили: «5» - § 9, №11, кроссворд; «4» - § 9, № 7,10; «3» - § 9, № 1,3, повторить § 8.
Предварительный просмотр:
Тема урока "Жидкие вещества"
учитель: Шагвалеева Ольга Николаевна
Цель: Расширить знания учащихся об особенностях жидкого состояния веществ.
Задачи:
- Углубить знания учащихся о роли воды в природе и жесткости природных вод.
- Развивать логическое мышление, умение устанавливать закономерности, сравнивать, делать выводы, выделять главное.
- Формировать экологическую грамотность, ответственность, умение объективно оценивать себя и других.
Оборудование: ПК, презентация с материалами урока, Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева, учебник, минеральная вода.
ХОД УРОКА
I. Организационный этап.
Приветствие, проверка готовности класса к уроку.
Демонстрация видеоролика «Притча народов мира – легенда про воду».
II. Постановка целей.
Сегодня мы продолжим знакомство с агрегатными состояниями веществ. На этом уроке о чем пойдет разговор? (О жидком состоянии вещества).
Откройте тетради и запишите число и тему урока со слайда № 1.
Что мы с вами будем выясним ( Чем отличается жидкое состояние вещества от газообразного, какими обладают свойствами и узнаем, почему вода бывает “жесткой”. (Слайд № 2)
III. Проверка домашнего задания и актуализация знаний.
1.Давайте вспомним, что мы учили на прошлом уроке.
Выполните задания на карточке со слайда № 3: допишите предложения, вставьте пропущенные слова.
- Основной закон, описывающий состояние газов, называется законом___________ .
- 1 Моль любого газа занимает объём __________ .
- Атмосферный воздух в основном состоит из ______ и ____.
- Аллотропной модификацией кислорода является _______ .
- Самый легкий газ _______ получают в аппарате Кипа.
- Углекислый газ получают в промышленности обжигом__________ .
- Аммиак распознают по изменению окраски влажной лакмусовой бумажки с красного на _________.
Теперь осуществим взаимопроверку: поменяйтесь тетрадями с соседом по парте, возьмите ручку другого цвета. Сверьте ваши ответы с ответами на слайде № 4, за каждый правильный ответ ставьте один балл.
Ответы: 1. Авогадро. 2. 22,4 л. 3. Азот и кислород. 4. Озон. 5. Водород. 6. Известняка. 7. Синий.
2. А сейчас выполним задание по вариантам. На слайде № 5 вы видите 2 варианта задач разной степени сложности. Выберите и решите одну задачу своего варианта. На решение задачи отводится 2 минуты. Сравните ваши ответы с ответами на слайде №6 и запишите заработанные вами балы.
IV. Изучение нового материала.
Знакомство учащихся с планом изучения нового материала. (Слайд № 7)
1. Вначале мы изучим основные отличия жидкого состояния от газообразного. (Слайд № 8)
Прочитайте 1 предложение и ответьте на вопрос: Какая главная мысль данного предложения?
Ответ учащегося: Жидкости – малосжимаемы.
Что главного в предложении №2?
Ответ учащегося: Жидкости текучи, т.е. не имеют формы.
Какая основная мысль предложения 3?
Ответ: Капли жидкости круглые.
Запищите в тетрадь основные свойства жидкостей.
2. Рассмотрим состояние воды в природе: Прочитайте слайд № 9.
Беседа по вопросам:
1. Почему, изучая жидкости, мы говорим в первую очередь о воде?
Ответ: Т.к. вода является самой распространенной жидкостью на Земле, покрывает 2/3 поверхности Земли.
2. Почему Экзюперри сказал о воде “…Ты сама жизнь”?
Ответ: Животные, растения и человек на 70-80 % состоят из воды, потеря 15-20% массы тела приводит к гибели человека от обезвоживания.
3. Почему запасы воды неисчерпаемы?
Ответ: Потому что, постоянно происходит процесс круговорота воды в природе: испарение и конденсация.
Теоретически можно считать водные ресурсы неисчерпаемыми, если принять, что при их рациональном использовании они непрерывно возобновляются в процессе круговорота. Вместе с тем потребление воды увеличивается, так как она служит одним из главных видов сырья для промышленности. Кто, для чего и сколько потребляют воду? (Найдем ответ в учебнике стр.81-82).
3. Перейдем к изучению физических свойств воды.
Слайд № 10 прочитайте и запишите в тетрадь структурную формулу воды и величину угла НОН.
Посчитайте молекулярные массы водородных соединений элементов главной подгруппы VI группы. Сравните ваши результаты с записями на слайде № 11.
1. Какую закономерность вы наблюдаете?
Ответ: Молекулярные массы возрастают.
2. Как изменяются температуры кипения от сероводорода до теллуроводорода?
Ответ: Температуры кипения возрастают.
3. Какой можно сделать вывод?
Ответ: С возрастанием молекулярной массы температуры кипения тоже возрастают.
Сверить вывод, сделанный вами, с правильным выводом. (Для этого на сайде открывается скрытый вывод). Запишите этот вывод в тетрадь.
4. Почему молекулярная масса воды низкая, а температура кипения очень высокая в сравнении с другими гидридами главной подгруппы VI группы?
Ответ: причина в межмолекулярных водородных связях.
Открываю ответ, сверяем ответы учеников с выводом на слайде, записываем в тетради.
Зарисуйте схему образования водородной связи между молекулами воды в тетради.
5. Рассмотрим ещё одно аномальное свойство воды (слайд № 12).
Прочитайте текст слайда и ответьте на вопрос. (Найдем чему равна плотность льда и воды в справочниках).
5.1. Какая плотность льда?
Ответ: Плотность льда 0,92 г/см3.
5.2. Какое биологическое значение имеет низкая плотность льда?
Ответ: Водоемы не промерзают до самого дна и возможна жизнь в водоемах зимой.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА!
Сядьте ровно, расправьте плечи, вдохните и с расправленными плечами выдохнули.
Закрыли глазки и посчитали до 10. Упражнение для глаз.
4. Переходим к последнему разделу урока, познакомимся с важной характеристикой воды это -жесткостью.
Рассмотрите слайд 13. Прочитайте предложения и найдите в каждом из них главную мысль.
Со слайда № 14 запишите в тетрадь виды жесткости: постоянную и временную.
Для дальнейшего знакомства с видами жесткости, рассмотрите слайд № 15 и запишите в тетрадь: карбонатная и некарбонатная жесткости.
Вопрос: Сравните формулы гидрокарбонтов (кислых солей) и средних солей.
Почему гидрокарбонаты называют кислыми солями?
Ученики высказывают предположения, которые потом проверяем на слайде № 15 и записываем определение в тетрадь.
Рассматриваем слайд № 16. “Что такое жесткая вода?”, по тексту слайда проводим беседу.
На слайде № 17 “Устранение жесткости” рассматриваем с учениками способы устранения жесткости, ученики записывают в тетрадь уравнение реакции разложения гидрокарбоната кальция Са(НСО3)2 = Са СО3 + СО2 + Н2О.
Самая жесткая природная вода – это морская вода. Общее среднее содержание солей в Мировом океане составляет 35 г/л. Самые мягкие природные воды – это дождевая и талая, содержание солей в которых близко к нулю. Самая мягкая искусственная вода – дистиллированная. Казалось бы, дистиллированная вода наиболее полезна для организма. Однако ее использование нежелательно и даже вредно, так как она «вымывает» из организма человека необходимые ему минеральные соли. Эти соли поступают в организм с пищей и напитками, в том числе с минеральной водой, природной или искусственной.
В водах некоторых имеются катионы К+, Na+, Ca+, Mg+ и др., а также анионы Cl-, SO4-2, HCO3- и др., т.е. необходимые организму минеральные соли, содержание которых превышает 1 г/л. такие воды называют минеральными. Наиболее богат и известны минеральными источниками район Кавказских Минеральных Вод, например марки воды, как Нарзан и Ессентуки, Солуки, Боржоми, также Обуховская. Кроме Кавказа в России есть другие крупные источники — на Камчатке, в Приморье — Шмаковка , Монастырская, Липецкая (железистая). В сибирском регионе широко известны минеральные воды Карачинская, Кожановская, Тагарская и другие.
Практическая часть урока:
На столе находятся разные виды минеральных вод, рассмотрите и ознакомитесь с составом воды, какое значение они имеют? слайд № 18 (работа в группах)
Вывод: В минеральной воде содержится растворённые соли, микроэлементы, а также некоторые биологически активные компоненты. Минеральные воды имеют важное значение и их широко используют в санаторно-курортном лечении. Так воды для наружного применения используются для ванн, купаний, душей, проводимых в лечебных бассейнах, а также для ингаляций и полосканий при заболеваниях носоглотки и верхних дыхательных путей и других целей.
Переходными свойствами от жидких веществ к твердым кристаллическим обладают жидкие кристаллы. Подобно жидкостям, они текучи. Подобно кристаллическим веществам, они обладают сравнительно упорядоченным расположением молекул. (Сообщение обучающих о жидких кристаллах).
V. Проверка понимания нового материала.
Вот мы и рассмотрели новый материал, теперь выполните тест по вариантам для проверки понимания вами изученного материала. Тест вы получите на карточках. На вопросы теста отвечайте в тетради. Обратите внимание задание 3, 4 и 5, это задание из ЕГЭ.
I вариант
1. При комнатной температуре вода находится в:
а) газообразном,
б) жидком,
в) твердом,
г) жидкокристаллическом состоянии.
2. Содержание воды в живых организмах:
а) 20 %, б) 70-80 %, в) 50%, г) 90-95 %.
3. Аномальные физические свойства воды объясняются:
а) её химическим составом,
б) её цветом,
в) наличием межмолекулярных водородных связей,
г) полярностью её молекул.
4.Формула кислой соли:
а) Са(НСО3 )2, б)СаСО3, в)Мg OHCI, г) NaCI.
5. Реакция разложения веществ водой называется:
а) гидратацией,
б) гидролизом,
в) гидрированием,
г) растворением.
II вариант
1. Температура плавления и кипения воды равны соответственно:
а) 0о и 100о С , б) -80о С и 0о С,
в) 100о С и 0о С, г) -130 о С и 20о С.
2. Плотность воды при 4 °С и льда при -2 °С соответственно равны (г/см3):
а) 0,92 и 1,0,
б) 1,0 и 0,92,
в) 1,0 и1,0,
г) 0,92 и 0,92.
3.Формула кислой соли:
а) Na2CO3 ,
б) BaSO4,
в) MgCI2,
г) NaHCO3.
4. Для устранения жесткости воды нельзя применять:
а) кипячение, б) действие мыла, в) действие ионитов, г) действие соды.
5. Жесткость воды обусловлена содержанием в воде ионов:
а) Са2+ и Mg2+ б)Na+ и Ca2+
в) Li+ и CI- г) SO42- и Na+ .
Теперь поменяйтесь с соседом тетрадями и проведите взаимопроверку по ключу на слайде № 19.
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 вариант | Б | Б | В | А | Б |
2 вариант | А | Б | Г | Б | А |
VI. Подведение итогов урока.
Посчитайте баллы, полученные вами за задания в начале урока и тест, и поставьте себе оценку:
Если вы набрали 12-11 баллов - ваша оценка “5”;
Если ваш балл 10-9, оценка “4”;
Если вы набрали 8-6 баллов - оценка “3”:
Ну а если меньше 6 баллов, вам нужно поработать еще.
VII. Рефлексия.
VIII. Домашнее задание.
Те, кто получил за урок “пять” § 9, упр.11, Решить кроссворд.
Если ваша оценка “ четыре” § 9, упр. 7, 10;
Если вы получили “ три” учите § 9, упр1, 3, повт.§ 8.
Если вы потерпели неудачу - учите § 5, 8, 9.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Контрольная работа «Основные классы неорганических веществ» химия 8 класс по программе О.С. Габриеляна ( 16 вариантов)
Контрольная работа по теме «Основные классы неорганических веществ» для учащихся 8 класса обучающихся по программе О.С. Габриеляна. Работа содержит 16 вариантов. Задания каждого варианта одинако...
Взаимодействие жидких веществ и поверхностей твёрдых тел
Для углубления знаний по теме «Первоначальные сведения о строении вещества» изучаем формы взаимодействия жидкостей и поверхности твердых тел. Развиваем творческое мышление путём прим...
Презентация по теме "Жидкие вещества"
Презентация по теме "Жидкие вещества". по уч. О.С. Габриеляна 11 класс...
Урок по химии "Предмет органической химии. Органические вещества" 10 класс
Курс "Химия" по программе О.С. Габриелян 10 класс...
Презентация "Предмет органической химии. Теория химического строения органических веществ" химия 9 класс
Презентация к уроку химии 9 класса "Предмет органической химии. Теория химического строения органических веществ" составлена к учебнику О.С.Габриеляна. Презентация содержит эпиграф, проверку эмоционал...
Генетическая связь между классами органических и неорганических веществ (11 класс. ХИМИЯ, базовый уровень)
Задания разного уровня сложности: 6 тестовых заданий, установить соостветствие, осуществить цепочку превращений, составить генетический ряд....
Поурочный план по естествознанию на тему: "Структура твердых, жидких и газообразных веществ" - 5 класс
Поурочный план по естествознанию на тему: "Структура твердых, жидких и газообразных веществ" - 5 класс...