рабочая программа по химии 8 класс
рабочая программа по химии (8 класс) на тему

Сундукова Земфира Рамилевна

химия-точная наука!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_programma.odt29.76 КБ
Файл moy_kalend.-_tematich._plan.odt30.32 КБ

Предварительный просмотр:


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

« Средняя общеобразовательная школа с. Зубочистка Вторая»

«Рассмотрено»

Руководитель ШМО

__________

Протокол № _____ от

«___»__________ 2013 г.

                 

«Согласовано»

Заместитель директора школы по УР МБОУ «СОШ с. Зубочистка Вторая»

________Мухамеджанова Г. З.

«___»__________ 2013 г.

«Утверждено»

Директор МБОУ «СОШ с. Зубочистка Вторая»

__________ Аблязова З. М.

Приказ №___«__»___ 2013 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по химии

8 класс, 70 часов

УМК: Г.Е.Рудзитис и Ф.Г.Фельдман.

(базовый уровень)

                                                                        

                                                  Составитель:                                

Сундукова Земфира Рамилевна                

учитель химии и биологии                        

с. Зубочистка Вторая — 2013 г.

Пояснительная записка

к рабочей программе по химии 8 класс

За основу рабочей программы взята программа курса химии для 8-9 классов общеобразовательных учреждений (автор Н.Н.Гара), рекомендованная Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования РФ, опубликованная издательством «Просвещение» в 2009 году (Гара Н.Н. Программы общеобразовательных учреждений. Химия.- М.: Просвещение, 2008. -56с.).

Рабочая программа ориентирована на использование учебника:

Рудзитис Г.Е. Ф.Г Фельдман Химия: Неорганическая химия: учебник для 8 кл. общеобразовательных учреждений/ Г.Е Рудзитис, Ф.Г Фельдман.- 12-е изд., испр. - М.: Просвещение, 2008.-176с., Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа рассчитана на 70 часов, из расчета - 2 учебных часа в неделю.

 Программа курса химии для 8 класса средней общеобразовательной школы, построенна на основе линейной концепции школьного химического образования. В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения химии на ступени полного общего образования, в ней так же заложены предусмотренные стандартом возможности формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

 Химия как учебный предмет вносит существенный вклад в научное миропонимание, в воспитание и развитие учащихся; призвана вооружить учащихся основами химических знаний, необходимых для повседневной жизни, заложит фундамент для дальнейшего совершенствования химических знаний как в старших классах, так и в других учебных заведениях, а также правильно сориентировать поведение учащихся в окружающей среде. Учащиеся получают сведения о конкретных мерах по защите окружающей среды.

 В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Химия» на ступени основного общего образования являются: использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдения, измерения, опыты, эксперимент); проведение практических и лабораторных работ, несложных экспериментов и описание их результатов; соблюдение норм и правил поведения в химических лабораториях, в окружающей среде, а также правил здорового образа жизни. Программа по химии позволяет раскрыть ведущие идеи и отдельные положения, важные в познавательном и мировоззренческом отношении: зависимость свойств веществ от состава и строения, обусловленность применения веществ их свойствами. Теоретическую основу изучения неорганической химии составляет атомно- молекулярное учение, периодический закон Д.И.Менделеева с краткими сведениями о строении атомов, видах химической связи, закономерностях химических реакций.

Изменения, внесенные в авторскую программу:

 Тема «Закон Авогадро. Молярный объем газов» изучается учащимися после тем «Кислород» и «Водород» в объеме 2 часов. Такая последовательность изучения тем является логичной и позволяет учащимся освоить алгоритм решения задач на нахождение объемных отношений, относительной плотности газа, вычисления по химическим уравнениям объема и количества вещества одного из продуктов реакции по по массе, объему или количеству исходного вещества.

 Тема «Растворы. Вода» изучается в объеме 7 часов, вместо 6 часов. Дополнительный час отводится на расчетные задачи по нахождению массовой доли растворенного вещества в растворе; нахождению массы вещества или раствора по массовой доле вещества.

 Тема «Периодический закон» изучается в объеме 9 часов, вместо 8 часов.

Дополнительный час отводится на строение атома для закрепления знаний и навыков заполнения электронных оболочек атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И.Менделеева.

Изучение химии в основной школе направлено на достижение следующих целей и задач:

  1. освоение важнейших знаний о химической символике, об основных химических понятиях, фактах, теориях и законах химии;
  2. овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, а также умениями производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;
  3. развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе усвоения химических знаний и проведения химического эксперимента; самостоятельного приобретения новых знаний по химии в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
  4. воспитание убежденности в познаваемости химической составляющей картины мира; отношения к химии как к элементу общечеловеческой культуры;
  5. овладение методами научного познания для объяснения химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;
  6. применение полученных знаний и умений для химически грамотного использования веществ и материалов, применяемых в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде;
  7. химическое образование необходимо также для создания у школьника отчетливых представлений о роли химии в решении экологических, cырьевых, энергетических, продовольственных, медицинских проблем человечества.

 Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Химия» на ступени основного общего образования являются: использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдения, измерения, опыты, эксперимент); проведение практических и лабораторных работ, несложных экспериментов и описание их результатов; использование для решения познавательных задач различных источников информации; соблюдение норм и правил поведения в химических лабораториях, в окружающей среде, а также правил здорового образа жизни.

Требования к уровню подготовки обучающихся.

В результате изучения химии ученик должен: знать/понимать:

 химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;

 важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объем, химическая реакция, классификация реакций, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление;

 основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;

уметь:  называть: знаки химических элементов, соединения изученных классов, типы химических реакций;

 объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д.И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; сущность реакций ионного обмена;

 характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И.Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; химические свойства основных классов неорганических веществ;

 определять: состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, тип химической связи в соединениях, возможность протекания реакций ионного обмена;

 составлять: формулы неорганических соединений изученных классов; схемы строения атомов, формулы оксидов, водородных соединений неметаллов, гидроксидов, солей; схемы строения атомов первых двадцати элементов периодической системы; уравнения химических реакций;

 обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;

 распознавать опытным путем: кислород, водород, углекислый газ, растворы кислот и щелочей.

 вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции;

 использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

 безопасного обращения с веществами и материалами;

 экологически грамотного поведения в окружающей среде;

 оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;

 критической оценки информации о веществах, используемых в быту;

 приготовления растворов заданной концентрации.

Проверка и оценка знаний и умений учащихся

  Результаты обучения химии должны соответствовать общим задачам предмета и требованиям к его усвоению. Результаты обучения оцениваются по пятибалльной системе. При оценке учитываются следующие качественные показатели ответов:
глубина (соответствие изученным теоретическим обобщениям); осознанность (соответствие требуемым в программе умениям применять полученную информацию); полнота (соответствие объему программы и информации учебника).
При оценке учитываются число и характер ошибок (существенные или несущественные).
 Существенные ошибки связаны с недостаточной глубиной и осознанностью ответа (например, ученик неправильно указал основные признаки понятий, явлений, характерные свойства веществ, неправильно сформулировал закон, правило и т.п. или ученик не смог применить теоретические знания для объяснения и предсказания явлений, установления причинно-следственных связей, сравнения и классификации явлений и т. п.).
Несущественные ошибки определяются неполнотой ответа (например, упущение из вида какого-либо нехарактерного факта при описании вещества, процесса). К ним можно отнести оговорки, описки, допущенные по невнимательности (например, на два и более уравнения реакций в полном ионном виде допущена одна ошибка в обозначении заряда иона). Результаты обучения проверяются в процессе устных и письменных ответов учащихся, а также при выполнении ими химического эксперимента.

Оценка теоретических знаний

Отметка «5»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий;материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком; ответ самостоятельный.
Отметка
«4»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий;материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.
Отметка
«3»: ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный, несвязный.
Отметка
«2»: при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя.
Отметка
«1»: отсутствие ответа.

Оценка экспериментальных умений

Оценка ставится на основании наблюдения за учащимся и письменного отчета за работу. Отметка «5»: работа выполнена полностью и правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы; эксперимент проведен по плану с учетом техники безопасности и правил работы с веществами и оборудованием; проявлены организационно-трудовые умения (поддерживаются чистота рабочего места и порядок на столе, экономно используются реактивы).
Отметка
«4»: работа выполнена правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы, но при этом эксперимент проведен не полностью или допущены несущественные ошибки в работе с веществами и оборудованием.
Отметка
«3»: работа выполнена правильно не менее чем наполовину или допущена существенная ошибка в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которая исправляется по требованию учителя.
Отметка
«2»: допущены две (и более) существенные ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя.
Отметка
«1»: работа не выполнена, у учащегося отсутствуют экспериментальные умения.

Оценка умений решать экспериментальные задачи

Отметка «5»: план решения составлен правильно; правильно осуществлен подбор химических реактивов и оборудования; дано полное объяснение и сделаны выводы.
Отметка
«4»: план решения составлен правильно; правильно осуществлен подбор химических реактивов и оборудования, при этом допущено не более двух несущественных ошибок в объяснении и выводах.
Отметка
«3»: план решения составлен правильно; правильно осуществлен подбор химических реактивов и оборудования, но допущена существенная ошибка в объяснении и выводах.
Отметка
«2»: допущены две (и более) существенные ошибки в плане решения, в подборе химических реактивов и оборудования, в объяснении и выводах.
Отметка
«1»: задача не решена.

Оценка умений решать расчетные задачи

Отметка «5»: в логическом рассуждении и решении нет ошибок, задача решена рациональным способом.
Отметка
«4»: в логическом рассуждении и решении нет существенных ошибок, но задача решена нерациональным способом или допущено не более двух несущественных ошибок.
Отметка
«3»: в логическом рассуждении нет существенных ошибок, но допущена существенная ошибка в математических расчетах.

Отметка «2»: имеются существенные ошибки в логическом рассуждении и решении.
Отметка
«1»: задача не решена.

Оценка письменных контрольных работ

Отметка «5»: ответ полный и правильный, возможна несущественная ошибка

Отметка «4»: ответ неполный или допущено не более двух несущественных ошибка.

Отметка «3»: работа выполнена не менее чем наполовину, допущена одна существенная ошибка и две-три несущественные.

Отметка «2»: работа выполнена менее чем наполовину или содержит несколько существенных ошибок.

Отметка «1»: работа не выполнена.


При оценке выполнения письменной контрольной работы необходимо учитывать требования единого орфографического режима. Отметка за итоговую контрольную работу корректирует предшествующие отметки за четверть, полугодие, год.

Рабочая программа рассчитана на 70 часов, из расчета - 2 учебных часа в неделю, из них: для проведения контрольных - 5 часов, практических работ – 6 часов, лабораторных опытов – 14 часов.

№ п/п

Тема

раздела по программе

Количество часов

В том числе:

Рабочая программа

По Н. Н. Гара

уроки

Практические работы

Контрольные работы

Лабораторные опыты

1

Первоначальные химические понятия

18

18

16

2

1

6

2

Кислород

5

5

5

1

3

Водород

3

3

3

4

Закон Авогадро

2

3

2

5

Растворы

7

6

5

1

1

6

Основные классы н/соединений

9

9

7

1

1

6

7

Периодический закон. Строение атома.

9

8

9

1

8

Строение веществ. Химическая связь

9

9

1

1

9

Галогены

6

6

1

1

10

Резервное время

2

3

11

Всего:

70

70

6

5

14

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Неорганическая химия

70 ч/ год (2 час/ неделю; 2 часа – резервное время)

 Тема 1. Первоначальные химические понятия (18 часов).

 Химия – наука о веществах, их строении, свойствах и превращениях.

Наблюдение, описание, измерение, эксперимент, моделирование. Понятие о химическом анализе и синтезе.

 Предмет химии. Химия как часть естествознания. Вещества и их свойства. Чистые вещества и смеси. Природные смеси: воздух, природный газ, нефть, природные воды.

Способы очистки веществ: отстаивание, фильтрование, выпаривание, кристаллизация, дистилляция, хроматография. Способы разделения смесей и их использование. Физические и химические явления, Химические реакции.. Химическая реакция. Условия и признаки химических реакций. Понятие о скорости химических реакций.

Атомы и молекулы. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Качественный и количественный состав вещества. Химический элемент. Простые вещества (металлы и неметаллы). Сложные вещества (органические и неорганические).

Простые и сложные вещества. Химический элемент. Язык химии. Знаки химических элементов, химические формулы. Закон постоянства состава веществ.

Атомная единица массы. Относительная атомная и молекулярная массы. Количества вещества, моль. Молярная масса. Валентность химических элементов. Определение валентности элементов по формулам их соединений. Составление химических формул по валентности.

Атомно – молекулярное учение. Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения. Уравнение и схема химической реакции. Классификация химических реакций по числу и составу исходных и полученных веществ.

 Научные методы познания веществ и химических явлений. Роль эксперимента и теории в химии. Моделирование химических процессов.

Демонстрации. Ознакомление с образцами простых и сложных веществ. Способы очистки веществ: кристаллизация, дистилляция, хроматография. Опыты, подтверждающие закон сохранения массы веществ. Химические явления (прокаливание медной проволоки; взаимодействие мела с кислотой).

Химические соединения вещества 1 моль. Модель молярного объема газов.

Лабораторные опыты. Рассмотрение веществ с различными физическими свойствами. Разделение смеси с помощью магнита. Примеры физических и химических явлений. Реакции, иллюстрирующие основные признаки характерных реакций. Разложение основного карбоната меди(II). Реакция замещения меди железом.

Практические работы. Правила работы в школьной лаборатории. Лабораторная посуда и оборудование. Правила безопасности. Нагревательные устройства. Проведение химических реакций при нагревании. Знакомство с лабораторным оборудованием. Правила безопасной работы в химической лаборатории

1. Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Ознакомление с лабораторным оборудованием.

2. Очистка загрязненной поваренной соли. Разделение смесей. Очистка веществ. Фильтрование.

Расчетные задачи. Вычисление относительной молекулярной массы вещества по формуле. Вычисление массовой доли элемента в химическом соединении. Установление простейшей формулы вещества по массовым долям элементов. Вычисления по химическим уравнениям массы или количества вещества, по известной массе или количеству одного из вступающих или получающихся в реакции веществ.

 Тема 2. Кислород (5 часов)

Кислород. Простые вещества (металлы и неметаллы). Физические и химические свойства, получение и применение. Получение газообразных веществ. Качественные реакции на газообразные вещества. Кислород. Нахождение в природе. Круговорот кислорода в природе. Горение. Оксиды. Воздух и его состав. Медленное окисление. Тепловой эффект химических реакций. Топливо и способы его сжигания. Защита атмосферного воздуха от загрязнений. Классификация химических реакций по поглощению или выделению энергии. Тепловой эффект химической реакции.

Демонстрации. Получение и собирание кислорода методом вытеснения воздуха и воды. Определение состава воздуха. Коллекции нефти, каменного угля и продуктов их переработки.

Лабораторные опыты. Ознакомление с образцами оксидов.

Практическая работа. Получение и свойства кислорода. Получение, собирание и распознавание кислорода. Качественная реакция.

Расчетные задачи. Расчеты по термохимическим уравнениям.

 Тема 3. Водород (3 часа)

Водород, физические и химические свойства, получение. Получение газообразных веществ. Качественные реакции на газообразные вещества.

Водород. Нахождение в природе. Водород-восстановитель. Получение, применение.

Демонстрации. Получение водорода в аппарате Киппа, проверка водорода на чистоту, горение водорода, собирание водорода методом вытеснения воздуха и воды. Получение водорода и изучение его свойств. Взаимодействие водорода с оксидом меди (II).

 Тема 4 Закон Авогадро. Молярный объем газов. (2 часа)

Закон Авогадро. Молярный объем газов. Относительная плотность газов. Объемные отношения газов при химических реакциях. Получение газообразных веществ.

Расчетные задачи. Объемные отношения газов при химических реакциях.

Вычисления по химическим уравнениям массы, объема и количества вещества одного из продуктов реакции по массе исходного вещества, объему или количеству вещества, содержащего определенную долю примесей.

Демонстрации. Модель молярного объема газов.

 Тема 5. Растворы. Вода. (7 часов)

Вода и её свойства. Растворимость веществ в воде. Тепловые явления при растворении.Получение кристаллов солей (стандарт). Вода-растворитель. Растворимость веществ в воде. Способы выражения концентрации растворов: массовая доля растворенного вещества. Определение массовой доли растворенного вещества. Вода. Методы определения состава воды - анализ и синтез. Физические и химические свойства воды. Вода в природе и способы ее очистки. Круговорот воды в природе.

Демонстрации. Анализ воды. Синтез воды.

Практическая работа. Взвешивание. Приготовление растворов.

Определение массовой доли растворенного вещества.  Приготовление растворов с определенной массовой долей растворенного вещества.

Расчетные задачи. Нахождение массовой доли растворенного вещества в растворе. Вычисление массы растворенного вещества и воды для приготовления раствора определенной концентрации.

 Тема 6. Основные классы неорганических соединений (9 часов)

Основные классы неорганических веществ. Химические свойства основных классов неорганических соединений (требования к уровню подготовки)

 Оксиды. Классификация. Основные и кислотные оксиды. Номенклатура. Физические и химические свойства. Получение.  Применение.

 Основания. Классификация. Номенклатура. Физические и химические свойства. Реакция  нейтрализации. Получение. Применение.

 Кислоты. Классификация. Номенклатура. Физические и химические свойства. Вытеснительный ряд металлов Н.Н.Бекетова. Применение.

 Соли. Классификация. Номенклатура. Физические и химические свойства. Способы получения.

Генетическая связь между основными классами неорганических соединений.

Демонстрации. Знакомство с образцами оксидов, кислот, оснований и солей. Нейтрализация щелочи кислотой в присутствии индикатора.

Лабораторные опыты. Опыты, подтверждающие химические свойства кислот, оснований. Взаимодействие оксида магния с кислотами. Взаимодействие углекислого газа с известковой водой. Получение осадков нерастворимых гидроксидов и изучение их свойств.

Практическая работа. Решение экспериментальных задач по теме «Основные классы неорганических соединений». Выполнение опытов, демонстрирующих генетическую связь между основными классами неорганических соединений

 Тема 7. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. Строение атома.(9 часов)

 Химический элемент. Первые попытки классификации химических элементов. Понятие о группах сходных элементов. Периодический закон Д.И.Менделеева. Периодическая таблица химических элементов. Группы и периоды. Короткий и длинный Варианты периодической таблицы.

Значение периодического закона. Жизнь и деятельность Д.И.Менделеева.

Строение атома. Состав атомных ядер: ядро (протоны, нейтроны). Электроны. Изотопы. Строение электронных оболочек атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И.Менделеева. Атомные орбитали. Электронная классификация элементов (s-, p- элементы).

Лабораторные опыты. Взаимодействие гидроксида цинка с растворами кислот и щелочей.

 Тема 8. Строение вещества. Химическая связь.(9 часов)

 Строение молекул. Химическая связь. Типы химических связей: ковалентная (полярная и неполярная), ионная, металлическая.

 Электроотрицательность химических элементов. Основные виды химической связи: ковалентная неполярная, ковалентная полярная, ионная. Ионная связь как предельный случай полярной ковалентной связи (стандарт). Валентность элементов в свете электронной теории. Степень окисления. Правила определения степени окисления элементов. Классификация химических реакций по изменению степеней окисления химических элементов. Окислительно - восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель. Вещества в твердом, жидком и газообразном состоянии. Кристаллические и аморфные вещества. Типы кристаллических решеток (атомная, молекулярная,

ионная и металлическая). Зависимость свойств веществ от типов кристаллических решеток.

Демонстрации. Ознакомление с моделями кристаллических решеток ковалентных и ионных соединений. Сопоставление физико – химических свойств соединений с ковалентными и ионными связями.

 Тема 9. Галогены (6 часов)

 Положение галогенов в периодической таблице и строение их атомов. Хлор. Физические и химические свойства хлора. Применение. Хлороводород. Соляная кислота и ее соли. Методы анализа веществ.Сравнительная характеристика галогенов.

Демонстрации. Знакомство с образцами природных хлоридов. Знакомство с физическими свойствами галогенов. Получение хлороводорода и его растворение в воде.

Лабораторные опыты. Распознавание соляной кислоты, хлоридов, бромидов и иода.

Вытеснение галогенов друг другом из раствора их соединений.

Практическая работа. Получение соляной кислоты и изучение ее свойств. Качественная реакция на хлорид ион.

 



Предварительный просмотр:


Календарно – тематическое планирование

70 ч/год (2 ч/нед.; 2 ч – резервное время)

№ п/п

Дата

Тема урока

Элементы содержания

Лабораторные опыты

Д/з

план

факт

Тема № 1.  «Первоначальные химические понятия»  (18часов)

1

Предмет и задачи химии. Вещества и их свойства.

Химия – наука о веществах, их строении и свойствах.

Наблюдение, описание.

Предмет химии. Вещества и их свойства.

Лаб. опыт № 1

Рассмотрение веществ с различными физическими свойствами.

§1 (стр. 5 - 6)

2

Практическая работа №1

«Знакомство с лабораторным оборудованием. Правила безопасной работы в химической лаборатории»

Правила работы в школьной лаборатории. Лабораторная посуда и оборудование.

Нагревательные устройства. Проведение химических реакций при нагревании.

Знакомство с лабораторным оборудованием. Правила безопасной работы в химической лаборатории.

стр.48-49

3

Чистые вещества и смеси.

Чистые вещества и смеси веществ. Природные смеси: воздух, природный газ, нефть, природные воды.

Cпособы  очистки веществ.

Лаб. опыт №2

Разделение смесей. Разделение смеси с помощью магнита.

§ 2 (стр. 7 - 10)

4

Практическая работа  №2

«Очистка загрязненной поваренной соли».

Разделение смесей. Очистка веществ. Фильтрование.

Практические занятия:

Очистка загрязненной поваренной соли.

стр. 52

5

Физические и химические явления. Химические реакции.

Химическая реакция. Условия и признаки химических реакций.

Физические и химические явления. Признаки химических реакций, условия их возникновения и течения.

Лаб. опыт № 3

Физические явления (плавление парафина).

Лаб. опыт № 4

Химические явления (прокаливание медной проволоки).

§ 3 (стр. 11 - 13).

стр. 50

6

Молекулы и атомы

Атомно-молекулярное учение.

Атомы и молекулы. Вещества молекулярного и немолекулярного строения.

Атомно-молекулярное учение. Закон сохранения массы веществ.

Демонстрации

Образцы простых и сложных веществ.

§4 (стр. 13 - 17)

§13 (35 - 37)

§14(стр. 37- 39)

7

Простые и

сложные вещества. Химические элементы

Химический элемент. Простые вещества (металлы и неметаллы). Сложные вещества (органические и неорганические).

Лаб. опыт № 5

знакомство с образцами простых и сложных веществ.

§ 5, 6 (стр. 17 - 21)

8

Химические элементы. Относительная атомная масса химических элементов. Знаки химических элементов.

Химический элемент. Язык химии. Знаки химических элементов, химические формулы. Закон постоянства состава. Относительные атомная и молекулярная массы.

Атомная единица массы.

§ 6, 7, 8

(стр. 19 - 24)

9

Закон постоянства состава веществ. Химические формулы.

Относительная молекулярная масса

Закон постоянства состава. Качественный и количественный состав вещества

§ 10, 11

(стр. 27 - 33)

10

Вычисление по химическим формулам.

Решение расчетных задач.

Расчетные задачи

Вычисление относительной молекулярной массы вещества по формуле.

Вычисление массовой доли элемента в химическом соединении.

Установление простейшей формулы вещества по массовым долям элементов.

§ 10 (стр. 30 - 31)

11

Валентность химических элементов.

Определение валентности элементов по формулам их соединений

Понятие о

 валентности химических элементов.

Составление формул  соединений  по валентности

Определение валентности элементов по формулам их соединений.

§11, 12

(стр. 32 - 34)

12

Составление формул  соединений  по валентности

Составление формул  соединений  по валентности.

§ 12 (стр. 34 - 35)

13

Закон сохранения массы веществ

Сохранение массы веществ  при химических реакциях.  Закон сохранения массы веществ.

§ 14 (стр. 37 - 39)

14

Химические уравнения

химическая реакция. Уравнение и схема химической реакции. Условия и признаки химических реакций.

Химические уравнения.

§ 15 (стр. 39 - 40)

15

Типы химических реакций

Классификация химических реакций по числу и составу исходных и полученных веществ

Лаб. опыт № 6. Разложение основного карбоната меди

Лаб. опыт № 7. Реакция замещения меди железом

§ 16 (стр. 40 - 41)

16

Количество вещества. Моль. Молярная масса.

Количество вещества, моль. Молярная масса.  

Демонстрации

Химические соединения количеством вещества в 1 моль

§ 17 (стр. 41 - 44)

17

Вычисления по химическим уравнениям реакций.

Расчетные задачи

Расчетные задачи

Вычисления по химическим уравнениям массы или количества одного из продуктов реакции по массе исходного вещества.

§ 17 (стр. 44 - 47)

Повторить все ранее изученное

18

Контрольная работа № 1

по теме: «Первоначальные химические понятия»

Тема № 2 «Кислород»  (5 часов)

19/1

Кислород, его общая характеристика и нахождение в природе.

Получение кислорода

Кислород. Нахождение в природе. Получение кислорода.

Демонстрации

Получение и собирание кислорода методом вытеснения воздуха и воды.

§ 18, 19 (стр. 53 - 55)

20/2

Свойства кислорода. Применение кислорода. Круговорот кислорода в природе.

Физические и химические свойства кислорода, применение.

Демонстрации

Горение магния.

Знакомство с образцами оксидов.

Горение в кислороде фосфора, серы, углерода, железа.

§ 20, 21 (стр. 55 - 59)

21/3

Воздух и его состав

Топливо и способы его сжигания.

Воздух и его состав.

Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия. Топливо и способы его сжигания. Защита атмосферного воздуха от загрязнений.

Демонстрации

Определение состава воздуха.

§ 22 (стр. 60 - 64)

§ 24 (стр. 66 - 68)

22/4

Тепловой эффект химической реакции.

Классификация химических реакций по поглощению или выделению энергии. Тепловой эффект химической реакции

Расчетные задачи.

Расчеты по термохимическим уравнениям

§ 23 (стр. 64 - 66)

23/5

Практическая работа № 3

«Получение и свойства кислорода».

Практические занятия:

Получение, собирание и распознавание газов (кислорода, водорода, углекислого газа). Получение газообразных веществ.

Качественные реакции на газообразные вещества.

С.70 оформление работы.

Тема № 3 «Водород»  (3 часа)

24/1

Водород, его общая характеристика, нахождение в природе. Получение.

Водород. Нахождение в природе. Получение.

Демонстрации Получение, собирание и распознавание водорода.

§ 25, 26 (стр. 71 – 74)

25/2

Свойства и применение водорода.

Физические и химические свойства. Применение.

§ 27 (стр. 74 - 76)

26/3

Повторение и обобщение по темам «Кислород», «Водород».

Физические и химические свойства водорода и кислорода. Получение и применение.

Повторить § 18 - 27

Тема № 4 «Закон Авогадро. Молярный объем газов» (2 часов)

27/1

Закон Авогадро. Молярный объем газов

Относительная плотность газов

Молярный объем газов.

Закон Авогадро

Относительная плотность газов. Получение газообразных веществ.

Демонстрации

Модель молярного объема газов.

§ 44 (стр. 153 - 155)

28/2

Объемные отношения газов при химических реакциях

Объемные отношения газов при химических реакциях. Вычисления по химическим уравнениям массы, объема или количества одного из продуктов реакции по массе исходного вещества и вещества, содержащего определенную долю примесей

Презентация

«Закон Авогадро и его применение»

§ 45 (стр. 155 - 156)

Тема № 5 «Растворы. Вода»  (7 часов)

29/1

Вода – растворитель. Растворы.

Вода – растворитель. Растворимость веществ в воде.

Демонстрации

Растворение веществ в различных растворителях.

Получение кристаллов солей.

§ 28 (стр. 78 - 79)

30/2

Массовая доля растворенного вещества в растворе.

Определение массовой доли растворенного вещества.  

Расчетные задачи Нахождение  массовой доли растворенного вещества в растворе.

§ 28 (стр. 80 - 81)

31/3

Вода и ее свойства.

Вода и ее свойства.

Вода. Методы определения состава воды – анализ и синтез. Физические и химические свойства воды.

Демонстрация реакций взаимодействия воды с кислотными и основными оксидами, с активными

§ 29 (стр. 82 - 86)

32/4

Практическая работа № 4

«Приготовление раствора с заданной массовой долей растворенного вещества».

Взвешивание. Приготовление растворов.

Практические занятия:

Приготовление раствора с заданной массовой долей растворенного вещества.

§28, 29

33/5

Применение воды и растворов

Вода в природе и способы её очистки.

§ 29 (стр. 86- 87)

34/6

Обобщение знаний по темам: «Кислород. Водород. Вода. Растворы».

Водород, кислород: физические и химические свойства, получение и применение.

Молярный объем газов.

Закон Авогадро

Относительная плотность газов.

Вода и ее свойства. Растворимость веществ в воде. Круговорот воды в природе.

§ 18 - 29

35/7

Контрольная работа № 2 по темам: Кислород, водород, закон Авогадро,

вода и растворы.

Тема № 6 «Основные классы неорганических соединений»  (9 часов)

36/1

Оксиды:

состав, классификация и химические свойства.

Основные классы неорганических веществ.

Оксиды. Классификация. Основные и кислотные оксиды. Номенклатура. Физические и химические свойства. Получение. Применение

Лаб. опыт № 8.

Взаимодействие оксида магния с кислотами.

Лаб. опыт № 9.

Взаимодействие углекислого газа с известковой водой.

§ 30 (стр. 89 - 92)

37/2

Основания: состав, классификация, свойства.

Основные классы неорганических веществ.

Основания. Классификация. Номенклатура.

Демонстрации

Знакомство с образцами оснований.

§ 31 ( стр.93 - 95)

38/3

Химические и физические свойства оснований.

Основания. Физические и химические свойства. Реакция нейтрализации

Лаб. опыт № 10.

Получение нерастворимых оснований.

Лаб. опыт№ 11.

Взаимодействие щелочей с индикаторами, с кислотами.

§ 31 (стр. 95 - 99)

39/4

Кислоты: состав, классификация, химические свойства.

Определение характера среды. Индикаторы.

Физические и химические свойства. Вытеснительный ряд Н.Н.Бекетова. Применение.

Демонстрации

Реакций взаимодействия кислот с металлами, основными оксидами, основаниями и солями.

Лаб. опыт № 12.

Растворение железа и цинка в соляной кислоте.

§ 32 (стр. 100 - 104)

40/5

Соли: состав, классификация

Соли. Классификация. Номенклатура. Способы получения солей.

Демонстрации

Знакомство с образцами солей.

§ 33 (стр. 105 - 108)

41/6

Физические и химические свойства солей.

Соли. Физические и химические свойства.

 Применение.

Лаб. опыт № 13.

Вытеснение одного металла другим из раствора соли.

§ 33 (стр. 108 -110 )

42/7

Связь между отдельными классами неорганических соединений.

Химические свойства основных классов неорганических соединений

§ 33 (стр. 110 - 111)

43/8

Практическая работа № 5

Решение экспериментальных задач по теме «Важнейшие классы неорганических соединений».

Практические занятия:

Выполнение опытов, демонстрирующих генетическую связь между основными классами неорганических соединений

Повторить § 30 - 33

44/9

Контрольная работа № 3

По теме

 «  Обобщение сведений о важнейших классах неорганических соединений»

Тема № 7  «Периодический закон и периодическая система Д. И. Менделеева. Строение атома» (9 часов)

45/1

Классификация химических элементов.

Первые попытки классификации химических элементов. Понятие о группах сходных элементов

Лаб. опыт № 14.

Взаимодействие гидроксида цинка с растворами кислот и щелочей

§ 34 ( стр. 115 - 119)

46/2

Периодический закон Д.И. Менделеева

Периодический закон химических элементов Д.И. Менделеева.

§ 35 ( стр. 119 - 122)

47/3

Периодическая таблица химических элементов Д.И.Менделеева

Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Группы и периоды периодической системы. Короткий и длинный варианты периодической таблицы

§ 36 (стр. 122 - 125)

48/4

Строение атома

Строение атома. Ядро (протоны, нейтроны) и электроны. Изотопы.

Состав атомных ядер

§ 37 (стр. 125 - 127)

49/5

Строение атома. Изотопы

Строение электронных оболочек атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И. Менделеева

§ 37 ( стр. 127 - 132)

50/6

Состояние электронов в атомах.

Периодическое изменение  свойств химических элементов в периодах и  главных подгруппах.

§ 37 ( стр. 132 - 135)

51/7

Значение периодического закона

Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева.

Значение периодического закона.

§ 38 (стр. 135 - 136)

52/8

Жизнь и деятельность

Д.И.Менделеева

Жизнь и деятельность

Д.И.Менделеева

§ 39 стр. 137

53/9

Обобщение знаний по теме: Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева

Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева.

Строение атома. Ядро (протоны, нейтроны) и электроны. Изотопы. Строение электронных оболочек атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И. Менделеева.

§ 34 - 39

Тема № 8 «Строение вещества. Химическая связь» (9 часов)

54/1

Электроотрицательность  химических элементов.

Строение молекул. Химическая связь. Типы химических связей: Электроотрицательность химических элементов.

§ 40 ( стр. 139 - 141)

55/2

Основные виды химической связи. Ковалентная связь.

Строение молекул. Химическая связь. Типы химических связей: ковалентная (полярная и неполярная, ионная).

§ 41 (стр. 141 - 143)

56/3

Основные виды химической связи. Ковалентная связь: полярная и неполярная.

Химическая связь. Ковалентная связь (полярная и неполярная)

§ 41 (стр. 144 )

57/4

Основные виды химической связи. Ионная связь

Ионная химическая связь

§ 41 (стр. 144 - 145 )

58/5

Кристаллические решетки

Кристаллические и аморфные вещества.

Типы кристаллических решеток (атомная, молекулярная, ионная и металлическая). Закономерность свойств веществ от типов кристаллической решетки.

Демонстрации

Модели кристаллических решеток.

§ 42 ( стр. 146 - 149)

59/6

Степень окисления

Понятие о степени окисления. Составление формул соединений по степени окисления

§ 43 ( стр.149 - 152)

60/7

Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель.

Классификация химических реакций по изменению степеней окисления химических элементов.Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель.

§ 43

61/8

Повторение и обобщение знаний по теме:

Строение атома

Химическая связь. Строение веществ

Строение молекул. Химическая связь. Типы химических связей: ковалентная (полярная и неполярная), ионная.

Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель.

§ 40 - 43

62/9

Контрольная работа № 4

«Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Строение атома

Химическая связь.»

Тема № 9 « Галогены» (6 часов)

63/1

Положение галогенов в периодической таблице и строение их атомов. Хлор.

Галогены.

Положение галогенов в периодической таблице и строение их атомов. Хлор. Физические и химические свойства хлора. Применение

Демонстрации

Распознавание соединений хлора.

Знакомство с физическими свойствами галогенов.

§ 46,  ( стр. 157 - 164)

64/2

Хлороводород

Соляная кислота и её соли

Хлороводород.

Соляная кислота и её соли.

Методы анализа веществ.

Демонстраци

образцы хлоридов. Распознавание соляной кислоты хлоридов

§ 48, 49(стр. 165 - 168)

65/3

Сравнительная характеристика галогенов

Галогены. Сравнительная характеристика галогенов по физическим и химическим свойствам.

Демонстрации

Образцы  хлоридов. бромидов, иодидов.

§ 50 (стр. 169 - 172)

66/4

Практическая работа № 6

Получение соляной кислоты и ее свойства.

Практические занятия: Выполнение опытов по получению соляной кислоты и изучению ее свойств.

Повторить § 46 - 50

67/5

Итоговая контрольная работа №5

68/6

Обобщение знаний по курсу химии 8 класса.

Итоговый урок.

Вычислять количество вещества, объем или массу вещества, массовую долю вещества в растворе. Основные классы неорганических соединений. Строение атома, химическая связь, степень окисления.

69, 70

Резерв


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна

Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...

Рабочая программа по химии (класс естественнонаучный)

Рабочая программа по химии составлена на основе федераль­ного компонента государственного стандарта среднего (полного) об­щего образования.Рабочая  программа конкретизирует содержание предметных ...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по химии для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна

Рабочая программа по химии  для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...

Рабочая программа по химии для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна

Рабочая программа по химии  для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...

Рабочая программа по химии для 10-11 классов, составленная на основе авторской программы М.Н.Афанасьева, Москва "Просвещение" 2017г к учебникам " Химия.10 класс" и ""Химия. 11класс" Г.Е Рудзитиса ФГ Фельдмана, Москва "Просвещение"

Данная рабочая программа реализуется в учебниках для общеобразовательных учреждений авторов Г.Е. Рудзитиса и Ф.Г. Фельдмана «Химия. 10 класс» и «Химия 11 класс».  Рабочая ...

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...