"Спирты, альдегиды, кетоны"(10-11 классы)
материал для подготовки к егэ (гиа) по химии (10 класс) на тему

Матюнова Татьяна Петровна

      Материал содержит краткое теоретическое введение, примеры решения заданий  и задания для самостоятельной работы, которые можно использовать и для контроля знаний в 10 классе, но и  для подготовки к ЕГЭ в 11 классе. К  задачам приведены ответы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Спирты, альдегиды, кетоны

Теоретическое введение

    Спирты это производные углеводородов, у которых один или несколько атомов водорода замещены на гидроксильные группы −ОН.

Химические свойства спиртов определяются гидроксильной группой −ОН. Химические реакции спиртов могут протекать с участием всей группы          (с разрывом связи С−О) или идти по водороду гидроксильной группы           (с разрывом связи О−Н), например реакция этерификации.

   Фенолы это органические соединения, в которых гидроксильная группа соединена непосредственно с атомом углерода бензольного кольца. Простейшим представителем фенолов является гидроксибензол или фенол, имеющий одну гидроксильную группу в бензольном кольце (С6Н5−ОН).

Фенол – твердое кристаллическое вещество с характерным запахом, плохо растворяющееся в воде. Химические свойства фенолов определяются гидроксильной группой и связанным с ней бензольным кольцом.

Кислотные свойства. Фенолы проявляют кислотные свойства и взаимодействуют со щелочными металлами и щелочами:

2C6H5OH + 2Na → 2C6H5ONa + H2;

C6H5OH + NaOH → C6H5ONa + H2O.

Реакции замещения в бензольном кольце. Гидроксильная группа оказывает очень большое влияние на бензольное кольцо, увеличивая его реакционную способность. Поэтому фенол легко вступает в реакции электрофильного замещения (с ориентацией заместителей в о- и п-положения). Например, он легко бромируется бромной водой с образованием 2,4,6- трибромфенола.

Качественная реакция на фенол. Фенол образует с FeCl3 комплексную соль, окрашенную в фиолетовый цвет.

    Под действием окислителей (K2Cr2O7, KMnO4) в присутствии H2SO4 спирты окисляются с образованием альдегидов и кетонов, например:

2H5OH + K2Cr2O7 + 4H2SO4 → Cr2(SO)3 + K2SO4 + 3СН3 – СОН + 7Н2О

                                                                                           уксусный альдегид

Альдегиды и кетоны содержат в молекуле карбонильную группу С = О

     В молекулах альдегидов карбонильная группа соединена с углеводородным радикалом и атомом водорода. Первым членом гомологического ряда аль- дегидов является метаналь НСОН (формальдегид), 40 %-ный водный раствор формальдегида называется формалином.

    В молекулах кетонов карбонильная группа соединена с двумя разными R−CO−Rили одинаковыми радикалами. Например, Н3С-С-СН3

                                                                                                             ║     ацетон

                                                                                                             О

По своим химическим свойствам альдегиды являются восстановителями, которые легко окисляются в кислоты. Например, при окислении альдегидов аммиачным раствором оксида серебра образуется карбоновая кислота и происходит выделение металлического серебра («реакция серебряного зеркала») и является качественной на альдегиды:

СН3-СН2-СОН + 2[Ag(NH3)2]OH → СН3-СН2-СООН + 2Ag↓ + 4NH3 + H2O.

   пропаналь                                                   пропановая кислота

      Кетоны окисляются значительно труднее альдегидов и только сильными окислителями. При этом происходит разрыв углеродной цепи и образование смеси продуктов. Кетоны не вступают в реакцию серебряного зеркала.

Примеры решения задач

Пример 1. Составить уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения:

С2Н4 → Х → Y → С2Н5−О−С2Н5.

Указать условия протекания реакций. Назвать вещества Х и Y.

Решение. Конечный продукт – диэтиловый эфир – получается из этилового спирта, следовательно, вещество Y – этанол. Перейти от этилена к этанолу можно через промежуточное соединение – галогенопроизводное этана (вещество Х).

При взаимодействии этилена с бромоводородом образуется бромэтан:

C2H4 + HBr → C2H5Br.

Бромэтан гидролизуется до спирта действием водного раствора NaOH:

C2H5Br + NaOH → C2H5OH + NaBr.

При нагревании этанола до 140 °С в присутствии серной кислоты в качестве катализатора образуется диэтиловый эфир:

C2H5OH → С2Н5−О−С2Н5 + H2O. (t ,Н+)

Пример 2. Какая масса пропилата натрия может быть получена при взаимодействии 15 г пропанола-1 с 9,2 г натрия?

Решение. Записываем уравнение реакции между пропанолом-1 и металлическим натрием:

2CH3−СH2−СН2−OH + 2Na → 2CH3−СH2−СН2−ONa + H2.

Определяем количества вещества пропанола-1 и натрия:

υ (С3Н7ОН) = m/ M = 15/60 = 0,25моль;

υ (Na) =m/M=9,2/23 = 0,4 моль (Na)

Из уравнения реакции следует, что число моль спирта и натрия должны быть равны, следовательно, натрий взят в избытке.

На основании уравнения реакции записываем:

υ (C3H7ONa) = υ(C3H7OH); υ (C3H7ONa) = 0,25 моль.

Определяем массу пропилата натрия, которую можно получить:

m (C3H7ONa) = υ(C3H7ONa) ∙ M(C3H7ONa);

m (C3H7ONa) = 0,25 ∙ 82 = 20,5 г.

Пример 3. Формалин представляет собой 40 %-ный водный раствор формальдегида. Рассчитать массу метанола, которую необходимо окислить для получения 600 г формалина.

Решение. Вычисляем массу формальдегида, который потребуется для приготовления формалина:

m (CH2O) = 40*600/100 = 240 г.  

Количество вещества требуемого формальдегида равно

υ (CH2O) = 240/30 = 8 моль.

Составляем уравнение реакции окисления метанола:

CH3OH + [O] → CH2O + H2O.

Из уравнения реакции следует, что υ (CH3OH) = υ(CH2O); υ(CH2O) = 8 моль.

Масса требуемого метанола равна

m (CH3OH) = υ(CH3OH) ∙ M (CH3OH);

m (CH3OH) = 8 ∙ 32 = 256 г.

Задачи и упражнения для самостоятельного решения

1. При взаимодействии бутанола-1 с избытком металлического натрия выделился водород, занимающий при нормальных условиях объем2,8 л. Определить количество вещества бутанола-1, которое вступило в реакцию.

(Ответ: 0,25 моль).

2. Назвать вещества Х и Y и написать уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения:

а) пропанол-1 → Х → пропанол-2;

б) этанол → Y → 1,2-дихлорэтан.

Указать условия протекания реакций.

3. Для получения метанола использовали 2 м3 оксида углерода (II) и 5 м3 водорода при нормальных условиях. Получено 2,04 кг спирта. Определить выход спирта. (Ответ: 71,4 %).

4. Составить уравнения реакций, при помощи которых можно осуществить следующие превращения:

С → СН4 → С2Н6 → С2Н4 → С2Н5ОН → С2Н5ОNa.

5. Определить массу фенолята натрия, который может быть получен при взаимодействии 4,7 г фенола с 4,97 мл 35 %-го раствора NaОН (ρ = 1,38 г/мл). (Ответ: 5,8 г).

6. Написать уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения:

хлорэтан → этанол → этилен → пропаналь.

7. При окислении 13,8 г этанола избытком оксида меди (II) получен альдегид, масса которого составила 9,24 г. Определить выход продукта реакции. (Ответ: 70 %).

8. Определить массу серебра, которая будет получена, если к избытку аммиачного раствора оксида серебра прибавить 50 г 11,6 %-го водного раствора пропаналя. (Ответ: 21,6 г).

9. Какое количество вещества НСНО содержится в его 30 %-м водном растворе объемом 3 л и плотностью 1,06 г/мл? (Ответ: 31,8 моль).

10. 280 мл ацетилена было использовано для получения ацетальдегида, выход которого составил 80 %. Какая масса серебра может образоваться при добавлении всего полученного альдегида к избытку аммиачного раствора оксида серебра? (Ответ: 1,08 г).

11. Составить уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения:

С → СаС2 → С2Н2 → С2Н4 → С2Н6 → С2Н5Cl → С2Н5ОН.

12. При окислении 6 г технического препарата этаналя аммиачным раствором оксида серебра образовалось 20 г металла. Определить массовую долю (%) этаналя в техническом препарате. (Ответ: 67,9 %). С О OН C O

13. Составить уравнения реакций, при помощи которых можно осуществить следующие превращения: метан → ацетилен → уксусный альдегид → этиловый спирт → уксусный альдегид.

14. Составить уравнения реакций, при помощи каких реакций можно осуществить следующие превращения:

С → СН4 → С2Н2 → С6Н6 → С6Н5Cl → С6Н5ОН.

15. Рассчитать массу фенолята калия, которая может быть получена из 3,29 г фенола. (Ответ: 4,62 г).

16. Составить уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения:

уксусный альдегид → этанол → этилен → ацетилен → уксусный альдегид.

17. Написать уравнения реакций, которые надо провести для осуществления следующих превращений:

а) СН4 → Х → СН3ОН → СН3−О−СН3;

б) этанол → этилен → Y → этанол.

Назвать вещества Х и Y.

18. При дегидратации пропанола-2 получили пропилен, который обесцветил бромную воду массой 200 г. Массовая доля брома в бромной воде равна 3,2 %. Определить массу пропанола-2, взятого для реакции. (Ответ: 2,4 г).

19. Рассчитать массу фенола, который можно получить гидролизом бромбензола массой 47,1 г, если массовая доля выхода продукта равна 40 %.

(Ответ: 11,28 г).

20. Составить уравнения реакций, которые необходимо провести для осуществления следующих превращений: пропин → Х → ацетон.

Назвать вещество Х, указать условия протекания реакций.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольная работа по теме "Спирты, альдегиды, карбоновые кислоты" 10 класс

Контрольная работа из 4-х заданий, два варианта, базовый уровень....

П Р А К Т И Ч Е С К А Я Р А Б О Т А № 3. Тема: Кислородсодержащие соединения, их свойства (спирты, фенолы, альдегиды , кетоны).

Цель: закрепить и проверить усвоение знаний о спиртах, фенолах, альдегидах и кетонах....

альдегиды и кетоны, Презентация,10 класс

Презентация к уроку Альдегиды и кетоны по программе О.С.Габриеляна....

Контрольная работа по темам "Спирты. Фенолы. Альдегиды. Кетоны" (профильный уровень)

Контрольная работа составлена по материалам ЕГЭ. Расчитана на 45 минут....

Обобщающий тест по теме "Альдегиды, кетоны, карбоновые кислоты"

Тест дает возможность проверить уровень сформированности УУД обучающихся....

Подготовка к ЕГЭ по химии. Альдегиды. Кетоны.

Подготовка к ЕГЭ по химии. Альдегиды. Кетоны....

Альдегиды. Кетоны

Дидактический материал для 10класса по тмем " Альдегиды.кетоны"...