ЕГЭ по химии
материал для подготовки к егэ (гиа) по химии по теме

Окислительно-восстановительные реакции

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon tema_ovr.ppt894 КБ
Файл с213.04 КБ
Файл с417.04 КБ
Файл с516.27 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Готовимся к ЕГЭ Тема «Окислительно- восстановительные реакции»

Слайд 2

Химические реакции, в результате которых происходит изменение степеней окисления атомов химических элементов или ионов, образующих реагирующие вещества, называют - ОКИСЛИТЕЛЬНО- ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫМИ РЕАКЦИЯМИ. В окислительно-восстановительных реакциях электроны не уходят из сферы реакции, а передаются от одного элемента к другому.

Слайд 3

Основные положения теории ОВР 1. Окислением называется процесс отдачи электронов атомом, молекулой или ионом. Al 0 - 3e - = Al +3 Fe 2+ - e - = Fe +3 H 2 0 - 2 e - = 2H + 2Cl - - 2e - = Cl 2 0 При окислении степень окисления повышается. 2 . Восстановлением называется процесс присоединения электронов атомом, молекулой или ионом. S + 2 е - = S -2 С l 2 + 2е - = 2С l - Fe +3 + e - = Fe +2 При восстановлении степень окисления понижается .

Слайд 4

Атомы, молекулы или ионы, отдающие электроны называются восстановителями. Во время реакции они окисляются. Атомы, молекулы или ионы, присоединяющие электроны, называются окислителями . Во время реакции они восстанавливаются. Так как ионы входят в состав определенных веществ, то и эти вещества соответственно называются восстановителями или окислителями. Окислительно-восстановительные реакции представляют собой единство двух противоположных процессов - окисления и восстановления. Число электронов, отдаваемых восстановителем, равно числу электронов, присоединяемых окислителем. Запомните: окислитель восстанавливается, восстановитель окисляется!

Слайд 5

Распознавание окислителя и восстановителя +4 -2 +1 -2 0 SO 2 + 2H 2 S → 3S + 2H 2 O +4 SO 2 + 4 окислитель + 3 + 2 + 1 0 -1 -2 -2 H 2 S восстановитель

Слайд 6

Степень окисления Степень окисления атомов элементов простых веществ равна нулю Сумма всех степеней окисления атомов в соединении равна нулю Сумма всех степеней окисления атомов в ионе равна значению заряда иона Отрицательную степень окисления проявляют в соединении атомы элемента, имеющего наибольшую электроотрицательность Максимально возможная (положительная) степень окисления элемента соответствует номеру группы, в которой расположен элемент в Периодической таблице Д.И. Менделеева. Фтор, имеющий наивысшую среди элементов электроотрицательность, во всех соединениях имеет степень окисления -1 Степень окисления водорода в соединениях +1, кроме гидридов, Si Н 4 Mg º, Cl 2 º, O 2 º +1 -1 -1 HCl, Si Н 4 , NaH +1 +6 -2 H 2 SO 4 2(+1) +6+4(-2)=0 +6 -2 SO 4 6+4(-2)=-2 -2 -1 --1 H 2 S, Si Н 4 , OF 2 +7 +5 HClO 4 , Н 3 РО 4 -1 -1 -1 HF, OF 2 , NF 3

Слайд 7

-2 -1 +2 H 2 O, Н 2 О 2 , OF 2 Металлы I А подгруппы, во всех соединениях имеют степень окисления +1 Металлы II А подгруппы, а также цинк и кадмий во всех соединениях имеют степень окисления + 2 Степень окисления кислорода в соединениях -2, кроме пероксидов и соединений с фтором Степень окисления Заряд иона

Слайд 8

Важнейшие окислители и восстановители Атом элемента в своей положительной высшей степени окисления проявляет только окислительные свойства (только восстанавливается), Атом в своей низшей степени окисления не может принимать электроны и проявляет только восстановительные свойства (только окисляется). Атом элемента, имеющий промежуточную степень окисления, может проявлять как окислительные, так и восстановительные свойства. Рассмотрим на примере азота : -3 0 +2 +3 +4 +5 NH 3 N 2 NO HNO 2 NO 2 HNO 3 только окислитель – восстановитель только восстановитель окислитель

Слайд 9

Важнейшие окислители. 1. Все неметаллы по отношению к простым веществам (к металлам, к неметаллам с меньшей электроотрицательностью) являются окислителями. Из них наиболее сильными окислителями являются галогены, кислород, озон (они могут окислять и сложные вещества): 2. Кислоты-окислители за счет аниона. Это концентрированная серная кислота и азотная кислота в любом виде. Они окисляют почти все металлы и такие неметаллы, как углерод, фосфор, серу, и многие сложные вещества. Возможные продукты восстановления этих кислот: H 2 SO 4  SO 2  S  H 2 S HNO 3  NO 2  NO  N 2 O  N 2  NH 3 (NH 4 NO 3 ) При взаимодействии с металлами получаются три вещества: соль, вода и продукт восстановления кислоты, который зависит от концентрации кислоты, активности металла и температуры.

Слайд 10

Чем активнее металл и чем меньше концентрация кислоты, тем дальше восстанавливается азот NO 2 NO N 2 O N 2 NH 4 NO 3 Неактивные металлы (правее железа) + конц. кислота Неметаллы + конц. кислота Неактив-ные металлы (правее железа) + разб. кислота Активные металлы (щелочные, щелочноземель-ные, цинк) + конц. кислота Активные металлы (щелочные, щелочноземель-ные, цинк) + кислота среднего разбавления Активные металлы (щелочные, щелочноземель-ные, цинк) + очень разб. кислота Пассивация: с холодной концентрированной азотной кислотой не реагируют: Al, Cr, Fe, Be, Co. Не реагируют с азотной кислотой ни при какой концентрации: Au, Pt, Pd. Азотная кислота с металлами. — не выделяется водород, образуются продукты восстановления азота.

Слайд 11

Серная кислота с металлами. — разбавленная серная кислота реагирует как обычная минеральная кислота с металлами левее Н в ряду напряжений, при этом выделяется водород; — при реакции с металлами концентрированной серной кислоты не выделяется водород, образуются продукты восстановления серы.

Слайд 12

Важнейшие окислители.

Слайд 14

Важнейшие восстановители

Слайд 15

Окислительно-восстановительная двойственность Пероксид водорода: Н 2 О 2 + окислитель  O 2 + восстановитель  Н 2 О или ОН - Нитриты щелочных металлов и аммония: К NO 2 + окислитель  KNO 3 + восстановитель  NO Примеры реакций: H 2 O 2 + 2KI + H 2 SO 4  I 2 + K 2 SO 4 + 2 H 2 O 5H 2 O 2 + 2KMnO 4 + 3H 2 SO 4  5 O 2 + 2MnSO 4 + K 2 SO 4 + 8H 2 O KNO 2 + H 2 O 2  KNO 3 + H 2 O 2KNO 2 + 2KI + 2H 2 SO 4  I 2 +2 NO + 2K 2 SO 4 + 2H 2 O

Слайд 16

Типы ОВР Если элементы, изменяющие степень окисления, находятся в составе разных молекул, то такие окислительно-восстановительные реакции называются межмолекулярными ОВР, например: В случае внутримолекулярной окислительно-восстановительной реакции, элементы, изменяющие степень окисления, находятся в составе одного и того же вещества, например: Реакции, в которых степень окисления изменяет один и тот же элемент в одном и том же веществе, относятся к реакциям самоокисления – самовосстановления (диспропорционирования) а если в разных веществах , то к реакциям конпропорционирования например: 2H 2 S + SO 2 = 3S + 2H 2 O

Слайд 17

На ход окислительно – восстановительных реакций в растворах влияет среда, в которой протекает реакция и, поэтому, окислительно – восстановительный процесс между одними и теми же веществами в разных средах приводит к образованию различных продуктов. Для создания кислой среды обычно используют разбавленную серную кислоту. Азотную и соляную применяют редко, т.к. первая является сильным окислителем, а вторая способна окисляться. Для создания щелочной среды применяют растворы гидроксидов калия или натрия.

Слайд 18

Окислительно – восстановительные реакции, а не реакции обмена . Окислители – соединения железа ( III ), восстановители – сульфиды, йодиды. При этом катион Fe 3+ восстанавливается до катиона Fe 2+ , сульфид – анион S 2- окисляется до серы S 0 , а йодид – анион I - окисляется до йода I 2 . 2FeCl 3 + H 2 S = S  + 2FeCl 2 + 2HCl 2FeCl 3 + Na 2 S = S  + 2FeCl 2 + 2NaCl Fe 2 (SO 4 ) 3 + H 2 S = S  + 2FeSO 4 +H 2 SO 4 Fe(OH) 3 + 6HI = 2FeI 2 + I 2  + 6H 2 O 2FeCl 3 +2HI = 2FeCl 2 + I 2  + 2HCl 2FeCl 3 + 2KI = 2FeCl 2 + I 2  + 2KCl Fe 2 (SO 4 ) 3 + 2KI = 2FeSO 4 + I 2  + K 2 SO 4

Слайд 19

2. Окислители – соединения меди ( II ), восстановители - йодиды. При этом катион Cu 2+ восстанавливается до катиона Cu + , а йодид – анион окисляется до йода I 2 : 2CuSO 4 + 4KI = 2CuI  + I 2  + 2K 2 SO 4 2CuCl 2 + 4KI = 2CuI  + I 2  + 4KCl 2CuCl 2 + 4HI = 2CuI  + I 2  + 4HCl 3. Окислитель – азотная кислота или серная концентрированная кислота, восстановитель – соединения железа ( II ). При этом азотная кислота восстанавливается до NO 2 или NO , серная – до SO 2 , а катион Fe 2+ окисляется до катиона Fe 3+ : Fe(OH) 2 + 4HNO 3 конц = Fe(NO 3 ) 3 + NO 2 + 3H 2 O FeO + 4HNO 3 конц = Fe(NO 3 ) 3 + NO 2 + 2H 2 O 3Fe(NO 3 ) 2 + 4 Н NO 3 разб = 3Fe(NO 3 ) 3 + NO+ 2H 2 O 2Fe(OH) 2 + 4H 2 SO 4 конц = Fe 2 (SO 4 ) 3 + SO 2 + 6H 2 O

Слайд 20

4 . Окислитель – азотная кислота, восстановитель – сульфиды, йодиды, сульфиты. При этом азотная кислота, в зависимости от концентрации, восстанавливается до NO 2 (концентрированная), до NO (разбавленная); сульфид – анион S 2- окисляется до серы S 0 или сульфат – аниона SO 4 2- , йодид – анион – до йода I 2 , a сульфит – анион SO 3 2- - до сульфат – аниона SO 4 2- : 8HNO 3 конц . + CuS = CuSO 4 + 8NO 2 + 4H 2 O 4HNO 3 конц + CuS = S  +2NO 2 +Cu(NO 3 ) 2 + 2H 2 O 8HNO 3 разб + 3CuS = 3S  + 2NO + 3Cu(NO 3 ) 2 + 4H 2 O 2HNO 3 разб + H 2 S = 3S  + 2NO + 4H 2 O 8HNO 3 конц + H 2 S = H 2 SO 4 + 8NO 2 + 4H 2 O 2HNO 3 конц + H 2 S = S  + 2NO 2 + 2H 2 O 2HNO 3 разб + 3K 2 SO 3 = 3K 2 SO 4 + 2NO + H 2 O 6HNO 3 конц + HI = HIO 3 + 6NO 2 + 3H 2 O 2HNO 3 конц + 2KI = I 2 + 2NO 2 + H 2 O

Слайд 21

5. Железная окалина – Fe 3 O 4 , это смесь двух оксидов - FeO и Fe 2 O 3 . Поэтому при взаимодействии с сильными окислителями она окисляется до соединения железа ( III ) за счёт катионов Fe 2+ - восстановителей, а при взаимодействии с сильными восстановителями восстанавливается до соединения железа ( II ) за счёт катионов Fe 3+ - окислителей: Fe 3 O 4 + 10HNO 3 конц = 3Fe(NO 3 ) 3 + NO 2 + 5H 2 O 3F е 3 O 4 + 28HNO 3 разб = 9Fe(NO 3 ) 3 + NO + 14H 2 O Fe 3 O 4 + 8 HI = 3 FeI 2 + I 2  + 4 H 2 O При взаимодействии с большинством кислот происходит реакция обмена, получаются две соли: Fe 3 O 4 + 8HCl = FeCl 2 + 2FeCl 3 + 4H 2 O Fe 3 O 4 + 4H 2 SO 4 разб = FeSO 4 + Fe 2 (SO 4 ) 3 + 4H 2 O

Слайд 22

Реакции диспропорционирования 1. Все галогены, кроме F 2 , диспропорционируют в растворах всех щелочей. При комнатной температуре или на холоде получаются две соли – МГ, МГО и Н 2 О; при нагревании – две соли: МГ, МГО 3 и Н 2 О. Cl 2 +2 KOH = KCl + KClO + H 2 O – на холоде, 3 Cl 2 + 6 KOH = 5 KCl + KClO 3 + 3 H 2 O – при нагрев. 2 Br 2 + 2 Sr ( OH ) 2 = SrBr 2 + Sr ( BrO ) 2 + H 2 O – на холоде , 6 Br 2 +6 Sr ( OH ) 2 =5 SrBr 2 + Sr ( BrO 3 ) 2 +6 H 2 O –при нагрев. Аналогично происходят реакции с растворами карбонатов: Cl 2 + K 2 CO 3 = KCl + KClO + CO 2 – на холоде, 3 Cl 2 + 3 K 2 CO 3 = 5 KCl + KClO 3 + 3 CO 2 – при нагревании.

Слайд 23

2. Диспропорционирование серы в растворах щелочей: 3S + 6KOH = 2K 2 S + K 2 SO 3 + 3H 2 O или 4S + 6KOH = K 2 S 2 O 3 + 2K 2 S +3H 2 O 3. Диспропорционирование фосфора в растворах щелочей. 4P + 3KOH + 3H 2 O = PH 3 + 3KH 2 PO 2 8P + 3Ba(OH) 2 + 6H 2 O = 2PH 3 + 3Ba(H 2 PO 2 ) 2 P 4 ( белый фосфор ) +3KOH + 3H 2 O =PH 3 +3KH 2 PO 2

Слайд 24

4. Диспропорционирование оксида азота ( IV ) в воде и щелочах: 2NO 2 + H 2 O = HNO 2 + HNO 3 2NO 2 + 2NaOH = NaNO 2 + NaNO 3 + H 2 O 5. Другие реакции диспропорционирования: 3K 2 MnO 4 + 2H 2 O = 2KMnO 4 + MnO 2 + 4KOH 4NaClO 3 = 3NaClO 4 + NaCl 4K 2 SO 3 = 3K 2 SO 4 + K 2 S ClO 2 + H 2 O = HCl + HClO 3

Слайд 25

Особенности поведения некоторых окислителей и восстановителей. Во что переходят восстановители в реакциях с KMnO 4 или K 2 Cr 2 O 7 ? а) S 2- , I - , Br - , Cl -  переходят в Э 0 б) Р -3 , As -3  +5 в) N +3 , S +4 , P +3 , и т.п.  в высшую с. о. (соль или кислота) кислородсодержащие соли и кислоты хлора в реакциях с восстановителями обычно переходят в хлориды: КClO 3 + P = P 2 O 5 + KCl если в реакции участвуют вещества, в которых один и тот же элемент имеет отрицательную и положительную степени окисления — они встречаются в нулевой степени окисления (выделяется простое вещество). H 2 S −2 + S (+4) O 2 = S 0 + H 2 O

Слайд 26

Возможные ошибки. Расстановка степеней окисления: проверяйте каждое вещество внимательно, часто ошибаются в следующих случаях: а) степени окисления в водородных соединениях неметаллов: фосфин РН 3 — степень окисления у фосфора — отрицательная ; б) аммиак и соли аммония — в них азот всегда имеет степень окисления −3; г) кислородные соли и кислоты хлора — в них хлор может иметь степень окисления +1, +3, +5, +7; д) пероксиды и надпероксиды — в них кислород не имеет степени окисления −2, бывает −1, а в КО 2 — даже −(½) е) двойные оксиды: Fe 3 O 4 , Pb 3 O 4 — в них металлы имеют две разные степени окисления, обычно только одна из них участвует в переносе электронов.

Слайд 27

Возможные ошибки. Выбор продуктов без учёта переноса электронов — то есть, например, в реакции есть только окислитель без восстановителя или наоборот. Пример: в реакции MnO 2 + HCl → MnCl 2 + Cl 2 + H 2 O свободный хлор часто теряется. Получается, что электроны к марганцу прилетели из космоса… Неверные с химической точки зрения продукты: не может получиться такое вещество, которое вступает во взаимодействие со средой! а) в кислой среде не может получиться оксид металла, основание, аммиак; б) в щелочной среде не получится кислота или кислотный оксид; в) оксид или тем более металл, бурно реагирующие с водой, не образуются в водном растворе.

Слайд 28

Задание : Найдите в реакциях ошибочные продукты, объясните, почему они не могут получаться в этих условиях: Ba + HNO 3 → BaO + NO 2 + H 2 O PH 3 + KMnO 4 + KOH → K 2 MnO 4 + H 3 PO 4 + H 2 O P + HNO 3 → P 2 O 5 + NO 2 + H 2 O FeSO 4 + KMnO 4 + H 2 SO 4 → Fe(OH) 3 + MnSO 4 + K 2 SO 4 + H 2 O

Слайд 29

Ответ:

Слайд 30

Составление окислительно-восстановительных реакций Для составления окислительно-восстановительных реакций используют: 1) метод электронного баланса; 2) ионно-электронный метод или составление уравнений окислительно-восстановительных реакций методом полуреакций.

Слайд 31

Составление окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса Метод основан на сравнении степеней окисления атомов в исходных веществах и продуктах реакции и на балансировании числа электронов, смещаемых от восстановителя к окислителю. Метод применяют для составления уравнений реакций, протекающих в любых фазах. В этом универсальность и удобство метода. Недостаток метода — при выражении сущности реакций, протекающих в растворах, не отражается существование реальных частиц.

Слайд 32

Алгоритм "Составление уравнений ОВР методом электронного баланса" 1. Напишите схему реакции и проставьте степени окисления элементов. +1 -1 +1 +7 -2 +1 +6 -2 0 +2 +6 -2 +1 +6 -2 +1 -2 KBr +KMnO 4 + H 2 SO 4  Br 2 + MnSO 4 +K 2 SO 4 +H 2 O 2. Определите молекулы, которые содержат атомы, меняющие свою степень окисления в процессе реакции. +1 -1 +1 +7 -2 +1 +6 -2 0 +2 +6 -2 +1 +6 -2 +1 -2 K Br + K Mn O 4 + H 2 SO 4  Br 2 + Mn SO 4 +K 2 SO 4 + H 2 O Подчеркнуть элементы, степени, окисления которых изменяются.

Слайд 33

3) Составьте первоначальные схемы электронного баланса. 4) Уравняйте число атомов элементов, меняющих степень окисления. В левой части схемы 1 атом марганца и в правой части схемы 1 атом марганца, следовательно, атомов поровну. +7 +2 Mn  Mn - 1 0 2Br  Br 2 В левой части схемы 1 атом брома, а в правой части схемы 2 атома брома. Число атомов неравное, поэтому, в левую часть схемы надо поставить перед символом цифру 2.

Слайд 34

5) Определите заряды в левой и правой частях схем. Чтобы определить заряд, необходимо число атомов умножить на степень окисления элемента. Определить, какой элемент окисляется (его степень окисления повышается) и какой элемент восстанавливается (его степень окисления понижается) в процессе реакции.

Слайд 35

6) Определите число электронов в левой части схемы, которые необходимо добавить или отнять, чтобы уравнять заряд в схемах.

Слайд 36

7. Сбалансировать число электронов между окислителем и восстановителем. Определить основные коэффициенты и проставить в правую часть схемы реакции. Основные коэффициенты - это числа, на которые необходимо умножить каждую схему так, чтобы произведения были равными.

Слайд 37

8. Определить коэффициенты для окислителя и восстановителя, продуктов окисления и восстановления. 9. Уравнять число атомов всех других элементов кроме водорода и кислорода. Записать коэффициент перед формулой вещества, определяющего среду раствора. 10 KBr +2KMnO 4 + 8 H 2 SO 4  5 Br 2 +2 MnSO 4 + 6 K 2 SO 4 + H 2 O

Слайд 38

10) Уравнять число атомов водорода. 10KBr + 2KMnO 4 + 8H 2 SO 4  5Br 2 +2MnSO 4 +6K 2 SO 4 + 8 H 2 O 11) Проверьте число атомов кислорода и поставьте знак равенства. Посчитаем количество атомов кислорода справа и слева, если их будет равное количество – уравнение мы уравняли. 12) Определить восстановитель (атом элемента, от которого смещаются электроны) и окислитель (атом элемента, к которому смещаются электроны). +7 KMnO4 – окислитель, за счет Mn ; KBr – восстановитель, за счет В r -1

Слайд 39

Используя метод электронного баланса, составьте уравнение реакции: FeSO 4 +KMnO 4 +…→…+K 2 SO 4 +K 2 MnO 4 1. Степень окисления Mn изменяется от +7 до +6 в щелочной среде. FeSO 4 окисляется в щелочной среде до Fe ( OH ) 3. FeSO 4 +KMnO 4 + KOH → Fe ( OH ) 3 +K 2 SO 4 +K 2 MnO 4 2. Электронный баланс: FeSO 4 +KMnO 4 +3KOH→ Fe ( OH ) 3 +K 2 SO 4 +K 2 MnO 4 3. FeSO 4 – восстановитель, за счет Fe +2 ; KMnO 4 – окислитель, за счет Mn +7

Слайд 40

Используя метод электронного баланса, составьте уравнение p еакции: Zn+KMnO 4 +…→…+K 2 SO 4 +MnSO 4 +Н 2 О Степень окисления Mn изменяется от +7 до + 2 в кислой среде! Zn+KMnO 4 + H 2 SO 4 → ZnSO 4 +K 2 SO 4 +2MnSO 4 +Н 2 О 1. Электронный баланс: Mn +7 + 5 e - → Mn +2 2 Zn 0 – 2e - → Zn +2 5 2. Расставление коэффициентов в уравнении реакции: 5 Zn+ 2 KMnO 4 +8H 2 SO 4 → 5 ZnSO 4 +K 2 SO 4 + 2 MnSO 4 + 8 Н 2 О 3. Определение окислителя и восстановителя: Zn – восстановитель; KMnO 4 – окислитель, за счет Mn +7

Слайд 41

Используя метод электронного баланса, составьте уравнение реакции: K 2 SO 3 +KMnO 4 +…→…+MnO 2 +… Степень окисления Mn изменяется от +7 до + 4 в нейтральной среде! K 2 SO 3 +KMnO 4 + H 2 O → K 2 SO 4 +MnO 2 + K О H 1.Электронный баланс: Mn +7 + 3 e - → Mn +4 2 S +4 – 2e - → S +6 3 2. Расставление коэффициентов в уравнении реакции: 3 K 2 SO 3 + 2 KMnO 4 +H 2 O→ 3 K 2 SO 4 + 2 MnO 2 + 2K О H 3. Определение окислителя и восстановителя: K 2 SO 3 – восстановитель, за счет S +4 ; KMnO 4 – окислитель, за счет Mn +7

Слайд 42

Используя метод электронного баланса, составьте уравнение p еакции: H 2 S+K 2 Cr 2 O 7 +…→…+Cr 2 (SO 4 ) 3 +…+H 2 O Соли Cr ( III ) образуются в кислой среде! H 2 S+K 2 Cr 2 O 7 + H 2 SO 4 → 3S ↓ +Cr 2 (SO 4 ) 3 + K 2 SO 4 +7H 2 O 1. Электронный баланс: 2Cr + 6 + 6e - → 2Cr + 3 1 S -2 – 2e - → S 0 3 2. Расставление коэффициентов в уравнении реакции: 3 H 2 S+K 2 Cr 2 O 7 +4H 2 SO 4 → 3 S ↓ +Cr 2 (SO 4 ) 3 +K 2 SO 4 +7H 2 O 3. Определение окислителя и восстановителя: H 2 S – восстановитель, за счет S -2 ; K 2 Cr 2 O 7 – окислитель, за счет Cr + 6

Слайд 43

Используя метод электронного баланса, составьте уравнение p еакции: H 2 S+K 2 CrO 4 +…→…+Cr(OH) 3 ↓ +KOH Гидроксид хрома( III ) образуется в нейтральной среде. H 2 S+K 2 CrO 4 + H 2 O → S↓ +Cr(OH) 3 ↓ +KOH 1 . Электронный баланс: Cr + 6 +3 e - → Cr + 3 2 S -2 – 2e - → S 0 3 2. Расставление коэффициентов в уравнении реакции: 3 H 2 S+ 2 K 2 CrO 4 +2H 2 O → 3 S↓ + 2 Cr(OH) 3 ↓ +4KOH 3. Определение окислителя и восстановителя: H 2 S – восстановитель, за счет S -2 ; K 2 Cr 2 O 7 – окислитель, за счет Cr + 6

Слайд 44

Используя метод электронного баланса, составьте уравнение p еакции: K 2 CrO 4 +H 2 O 2 +…→K 3 [Cr(OH) 6 ]+O 2 ↑+… Комплексный анион [Cr(OH) 6 ] 3- образуется в щелочной среде. K 2 CrO 4 +H 2 O 2 + KOH →K 3 [Cr(OH) 6 ]+O 2 ↑+ H 2 O 1. Электронный баланс: Cr + 6 +3 e - → Cr + 3 2 2O -1 – 2e - → O 2 3 2. Расставление коэффициентов в уравнении реакции: 2 K 2 CrO 4 + 3 H 2 O 2 +2KOH+2H 2 O → 2 K 3 [Cr(OH) 6 ]+ 3 O 2 ↑ Т.к. в правой части уравнения в составе гидроксокомплекса содержится уже 6 атомов водорода, вода переносится в левую часть уравнения. 3. Определение окислителя и восстановителя: H 2 О 2 – восстановитель, за счет О -1 ; K 2 CrO 4 – окислитель, за счет Cr + 6

Слайд 45

Используя метод электронного баланса, составьте уравнение p еакции: NaCrO 2 +…+NaOH→…+NaBr +H 2 O Соединения хрома( III ) при окислении в щелочной среде образуют хроматы ( CrO 4 2- ) . Степень окисления хрома увеличивается от +3 до +6, следовательно NaCrO 2 является восстановителем, а окислителем будет служить Br 2 , степень окисления которого снижается от 0 до -1. 2 NaCrO 2 + 3Br 2 +8NaOH→ 2 Na 2 CrO 4 + 6NaBr +4H 2 O Электронный баланс: Cr +3 -3e - → Cr +6 2 Br 2 +2e - →2Br - 3 Br 2 – окислитель; NaCrO 2 – восстановитель, за счет Cr +3

Слайд 46

Окислительно-восстановительные реакции в органической химии.

Слайд 47

Ацетиленовые углеводороды. 3 C2H2 + 8 KMnO4 = 8 MnO2 + 3 K2C2O4 + 2 KOH + 2 H2O 1.Определение с.о. углерода: C 2 H 2 : 2х + 2 * (+1)=0 х= -1 К 2 С 2 О 4 : = 2 * ( +1)+ 2х +2 * (-2)=0 х= +3 2. Электронный баланс: 2С -1 - 8е - = 2С +3 3 Mn +7 + 3e - = Mn +4 8

Слайд 48

Ацетиленовые углеводороды. 5C 2 H 2 + 8KMnO 4 +12H 2 SO 4 = 5H 2 C 2 O 4 + + 8MnSO 4 + 4K 2 SO 4 + 12H 2 O 1.Определение с.о. углерода: C 2 H 2 : 2х + 2 * (+1)=0 х= -1 Н 2 С 2 О 4 : = 2 * ( +1)+ 2х +2 * (-2)=0 х= +3 2. Электронный баланс: 2С -1 - 8е - = 2С +3 3 Mn +7 + 5 e - = Mn + 2 8

Слайд 49

Ацетиленовые углеводороды . 5C 3 H 4 + 8KMnO 4 + 12 H 2 SO 4 = 5CO 2 + +5CH 3 COOH + 8MnSO 4 + 4K 2 SO 4 + 12H 2 O 1.Определение с.о. углерода: C 3 H 4: 3х + 4 * (+1)=0 х= - 4/3 Н 4 С 2 О 2 : = 4 * ( +1)+ 2х +2 * (-2)=0 х= 0 СО 2: +4 2. Электронный баланс: 3С - 4/3 - 8е - = С +4 + 2С 0 3 Mn +7 + 5 e - = Mn + 2 8

Слайд 50

Этиленовые углеводороды. 3C 2 H 4 + 2 KMnO 4 + 4 H 2 O = 2MnO 2 + +2KOH + + 3CH 2 OH-CH 2 OH 2С - 2 - 2 е - =2С -1 3 Mn +7 + 3e - = Mn +4 2 C 3 H 6 + 2KMnO 4 + 2KOH= 2K 2 MnO 4 + + CH 3 -CH(OH)-CH 2 (OH) 3С - 2 - 2 е - =3С - 4/3 1 Mn +7 + 1 e - = Mn + 6 2

Слайд 51

5C 2 H 4 + 12KMnO 4 +18H 2 SO 4 = 10CO 2 + +12MnSO 4 + 6K 2 SO 4 + 28H 2 O Этиленовые углеводороды. 2С - 2 - 12е - = 2С +4 5 Mn +7 + 5 e - = Mn + 2 12

Слайд 52

Этиленовые углеводороды. 5H 3 C-H 2 C-HC=CH-CH 3 + 8KMnO 4 + 12H 2 SO 4 = 5C 2 H 5 COOH+5CH 3 COOH+ 4K 2 SO 4 + 8MnSO 4 + 12H 2 O 5H 3 C-HC=C(CH 3 )-CH 2 -CH 3 + +6KMnO 4 +9H 2 SO 4 = 5CH 3 COOH+ 5CH 3 -C(O)-C 2 H 5 +6MnSO 4 + 3K 2 SO 4 + 9H 2 O

Слайд 53

Ароматические углеводороды. C 6 H 5 CH 3 +2 MnO 2 + 2H 2 SO 4 = C 6 H 5 C(H)O +2MnSO 4 + 3H 2 O 5C 6 H 5 CH 3 + 6KMnO 4 +9H 2 SO 4 = 5C 6 H 5 COOH +6MnSO 4 + 3K 2 SO 4 + 14H 2 O C 6 H 5 CH 3 + 2KMnO 4 = C 6 H 5 COOK+ +H 2 O+2MnO 2 +KOH

Слайд 54

С2. Даны вещества, напишите уравнения четырёх возможных реакций между этими веществами: 1.Концентрированные бромоводородная кислота и гидроксид натрия, перманганат натрия, сера (3 ОВР). 2. Йод, азотная кислота (концентр.), сероводород и кислород (4 ОВР). 3. Сульфид алюминия, азотная кислота (концентр.), хлороводородная кислота, углерод (3 ОВР). 4. Концентрированная азотная кислота и растворы карбоната натрия, хлорида железа ( III ), сульфида натрия (2 ОВР). 5. Хлорид меди ( II ), кислород, серная кислота (конц.) и йодоводородная кислота . (3 ОВР). Задания для самостоятельной работы.



Предварительный просмотр:

С2 (старое). Реакции, подтверждающие взаимосвязь различных классов неорганических веществ

 

Напишите уравнения четырех возможных реакций между этими веществами.

 

1. Нитрат натрия, фосфор, бром, гидроксид калия (раствор).  

2. Алюминий, вода, азотная кислота (разб. р-р), гидроксид натрия (конц. р-р).  

3. Оксид натрия, оксид железа (III), иодоводород и углекислый газ.  

4. Дихромат калия, серная кислота (конц.), фторид натрия, гидроксид рубидия.  

5. Разбавленные водные растворы: брома, хлорной кислоты, сероводорода и гидроксида калия.  

6. Карбонат калия (раствор), гидрокарбонат калия (раствор), углекислый газ, хлорид магния (раствор), магний.  

7. Водные растворы: гексагидроксоалюмината калия

К3[А1(ОН)6], хлорида алюминия, сероводорода и гидроксида рубидия.

 8. Йод, азотная кислота, сероводород и кислород.  

9. Сульфид меди (II). кислород, хлор, азотная кислот: (конц), серная кислота (конц).  

10. Серная кислота (конц), сульфит натрия, иод и оксид марганца (IV).  

11. Сульфат меди (II). иодид натрия, цинк, серная кислота (конц). 

12. Хлор и водные растворы иодида кальция, гидроксида натрия и бромида калия.  

13. Медь, азотная кислота, сульфид меди (II), оксид азота (II).

 14. Магний, азот, аммиак, азотная кислота (разб.).

 15. Кальций, фосфор, азотная кислота.

 16. Сера, сероводород. азотная кислота (конц.). серная кислота (конц.).  

17. Сульфит натрия, вода, гидроксид калия, перманганат калия, фосфорная кислота. 

18. Раствор хромата калия, сероводородная кислота, хлороводородная кислота и азотная кислота. 

19. Йод, азотная кислота, сероводород и кислород.

 20. Железо, оксид железа (III), иодоводород и оксид железа (П).  

21. Алюминий, раствор гидроксида калия, нодоводоролная кислота и красный фосфор. . 

23. Углерод, водород, серная кислота (конц.), дихромат калия.  

24. Алюминий, хлор, йодид калия и концентрированная серная кислота.  

25. Кремний, соляная кислота, едкий натр, гидрокарбонат натрия.

 26. Алюминий, оксид марганца(IV), водный раствор сульфата меди и концентрированная соляная кислота. 

27. Оксид серы (VI). вода,   концентрированная серная кислота и иодид калия. 

29. Оксид азота (IV), гидроксид калия (раствор), белый фосфор, водород. 

30. Сульфат меди (II), иодид калия, магний, концентрированная серная кислота

 31.  Нитрит натрия, хлорид аммония, гидроксид натрия, хлорид железа (II), кремний

 32. Концентрированная азотная кислота, растворы карбоната натрия, хлорида железа (III), сульфида натрия 

33. Сульфид алюминия, азотная кислота (конц.), хлороводородная кислота, углерод

 34. Концентрированная азотная и соляная кислоты, сера и гидроксид железа (II)

 



Предварительный просмотр:

С 4. Расчеты: массы (объема, количества вещества) продуктов реакции, если одно из веществ дано в избытке (имеет примеси), если одно из веществ дано в виде раствора с определенной массовой долей растворенного вещества

 

1. Сколько литров хлора (н.у.) выделится, если к 200 мл 35%-ной соляной кислоты (плотностью 1,17 г/мл) добавить при нагревании 26,1 г оксида марганца(IV)? Сколько граммов гидроксида натрия в холодном растворе прореагирует с этим количеством хлора?

 

2.  Рассчитайте, какой объем 10%-мого раствора хлороводорода плотностью 1,05 г/мл пойдет на полную нейтрализацию гидроксида кальция, образовавшегося при гидролизе карбида кальция, если выделившийся при гидролизе газ занял объем 8,96 л (н.у.).

 

3.  Газообразный аммиак, выделившийся при кипячении 160 г 7%-ного раствора гидроксида калия с 9.0 г хлорида аммония, растворили в 75 г воды. Определите массовую долю аммиака в полученном растворе.

 

4.   При обработке карбида алюминия раствором соляной кислоты, масса которого 320 г и массовая доля HCI 22 %, выделилось 6,72 л (н.у.) метана. Рассчитайте массовую долю соляной кислоты в полученном растворе.

 

5.  Карбид кальция обработан избытком воды. Выделившийся газ занял объем 4,48 л (н.у.). Рассчитайте, какой объем 20%-ной соляной кислоты плотностью 1,10 г/мл пойдет на полную нейтрализацию щелочи, образовавшейся из карбида кальция.

 

6. На нейтрализацию 7,6 г смеси муравьиной и уксусной кислот израсходовано 35 мл 20%-ного раствора гидроксида калия (плотность 1,20 г/мл). Рассчитайте массу уксусной кислоты и её массовую долю в исходной смеси кислот.

 

7. Определите массу Mg3N2, полностью подвергшегося разложению водой, если для солеобразования с продуктами гидролиза потребовалось 150 мл 4%-го раствора соляной кислоты плотностью 1,02 г/мл.

 

8. Сероводород, выделившийся при взаимодействии избытка концентрированной серной кислоты с 1,44 г магния, пропустили через 160 г 1,5%-ного раствора брома. Определите массу выпавшего при этом осадка и массовую долю кислоты в образовавшемся растворе.

 

9. Оксид фосфора (V) массой 1,42 г растворили в 60 г 8,2%-иой ортофосфорной кислоты и полученный раствор прокипятили. Какая соль и в каком количестве образуется, если к полученному раствору добавить 3,92 г гидроксида калия?

 

10.  Смешали 200 мл 20%-ного раствора гидроксида натрия (плотностью 1,22 г/мл) и 150 мл 30%-ного раствора соляной кислоты (плотностью 1,15 г/мл). Определите среду полученного раствора и массовую долю хлорида натрия в нём.

 

11.  К раствору, полученному при добавлении 3,9 г калия к 100 мл воды, добавили 50 мл 38%-ного раствора соляной кислоты (плотностью 1,19 г/мл). Определите массовую долю соли в полученном растворе.

 

12.  Для полного окисления некоторого количества угля потребовалось столько кислорода, сколько образуется при разложении 100 г нитрата натрия, содержащего 15% бескислородной примеси. Определите массу сгоревшего угля и объём газообразного продукта его окисления (при н.у.).

 

13.  К раствору, полученному при добавлении 20 г гидрида калия к 500 мл воды, прилили 100 мл 32%-ного раствора соляной кислоты (плотностью 1,16 г/мл). Определить массовые доли веществ в полученном растворе.

 

14. 27,2 г смеси карбидов кальция и алюминия обработали кислотой, получили 11,2 л смеси газов (при н.у.). Определить объёмную долю ацетилена в смеси.

 

15.  50,0 г нитрида магния обработали водой. Определите минимальный объём 9,8%-ного раствора серной кислоты (плотностью 1,065 г/мл), необходимый для поглощения выделившегося газа.

 

16.  На нейтрализацию газа, выделившегося при гидролизе нитрида магния, пошло 91,3 мл 30%-ного раствора азотной кислоты (плотностью 1,15 г/мл). Определите объём выделившегося газа и массу нитрида магния.

 

17.  Хлор без остатка прореагировал с 445 мл горячего 50%-ного раствора гидроксида калия (плотностью 1,51 г/мл). Определите массовые доли веществ в полученном растворе.

 

18.  Для хлорирования 62,8 г смеси алюминия и цинка израсходовано 31,36 л хлора (н.у.). Полученную смесь хлоридов растворили в воде. Определите, какой объём 40%-ного раствора гидроксида калия (плотность 1,4 г/мл) потребуется для полного осаждения гидроксидов металлов из этого раствора.

 

19.  Газы, полученные при прокаливании 122,6 г смеси нитратов натрия и меди (II), пропустили через 54,4 г воды, причём 11,2л (при н.у.) газа не поглотилось. Определите массовую долю вещества в полученном растворе.

 

20.  Аммиак, выделившийся при взаимодействии 5,6 г гидроксида калия с 5,0 г хлорида аммония, растворили в 50 г воды. Определите массовую долю аммиака в полученном растворе. Сколько миллилитров 10%-ной азотной кислоты плотностью 1,06 г/мл потребуется для нейтрализации аммиака.

 

21. Для окисления некоторого количества сероводорода до оксида  серы (IV) потребовался такой объем кислорода (ну), который образуется при разложении 26 г нитрата натрия, содержащего 2% бескислородной примеси Определите массу сероводорода, вступившего в реакцию, и объем образовавшегося газообразного продукта окисления (и.у.).

 

22. Смешали 250 мл 7%-ного раствора уксуса (плотностью 1,05 г/мл) и 150 мл 10%-ного раствора гидроксида калия (плотностью 1,06 г/мл). Сколько миллилитров воды следует добавить к полученной смеси, чтобы массовая доля ацетата калия в ней составила бы 2%?

 

23.  В 100 мл 5%-ного раствора соляной кислоты (плотностью 1,02 г/мл) внесли 6,4 г карбида кальция. Сколько миллилитров 15%-ной азотной кислоты (плотностью 1,08 г/мл) следует добавить к подученной смеси для ее полной нейтрализации''

 

24.  Хлор получали в результате реакции 177 г концентрированной соляной кислоты с кристаллическим перманганатом калия Этого количества хлора хватило для реакции с 53 г этилбензола при УФ освещении с образованием монохлорзамещенного. Вычислить концентрацию соляной кислоты

 

25. Смешали 125 мл 5%-ного раствора гидроксида лития (ρ = 1,05 г/мл) и 100 мл 5%-ного раствора азотной кислоты (ρ = 1,03 г/мл). Определите среду полученного раствора и массовую долю нитрата лития в нем.

 

26. Оксид серы (VI) массой 8 г растворили в 110 г 8%-ной серной кислоты. Какая соль и в каком количестве образуется, если к полученному раствору добавить 10,6 г гидроксида калия?

 

27. Аммиак, выделившийся при взаимодействии 107 г 20%-ного раствора хлорида аммония со 150 г 18%-ного раствора гидроксида натрия, полностью прореагировал с 60%-ной ортофосфорной кислотой с образованием дигидрофосфата аммония. Определите массовую долю хлорида натрия в растворе и необходимую массу 60%-ного раствора фосфорной кислоты

 

28. Магний массой 4,8 г растворили в 200 мл 12%-ного раствора серной кислоты (р = 1,05 г/мл). Вычислите массовую долю сульфата магния в конечном растворе.

 

29.  Сероводород объемом 5,6 л (н.у.) прореагировал без остатка с 59,02 мл 20%-ного раствора КОН (плотность 1,186 г/мл). Определите массу соли, полученной в результате этой химической реакции.

 

30. Оксид, образовавшийся при сжигании 9,3 г фосфора в 22,4 л (н.у) кислорода, растворили в 100 мл дистиллированной воды. Вычислите массовую долю получившегося раствора ортофосфорной кислоты

 

Ответы: 1- V(Cl2)=6,72л, m(NaOH)=24г; 2-278,1 мл; 3-3,67%; 4-8,07%; 5-66,4мл; 6- 3г, 39,5%; 7-2,13г; 8-m(S)=0,48г, w(HBr)=1,5%; 9-KH2PO4=0,07моль; 10-кислая, 17%; 11-4,56%; 12-m(С)=6г, V(CO2)=11,2л; 13-w(KCl)=5,9%, w(HCl)=3%; 14-40%, 15-469мл; 16-11,2л, 25 г; 17-w(KCl)=42%, w(KClO3)=13,8%; 18-280мл; 19-33%, 20-3,08%, 55,3мл; 21-3,4г, 2,24л; 22-968,5мл; 23-23,3мл; 24-33%; 25-щелочная, 2,4%; 26- 0,19моль KHSO4; 27-9,1%, 65,3г; 28-11,2%; 29-18г KHS, 30-24,24%. 



Предварительный просмотр:

С 5.      Нахождение молекулярной формулы вещества.

 

1. При взаимодействии 0,672 л алкена (н.у.) с хлором образуется 3,39 г его дихлорпроизводного. Определите молекулярную формулу алкена, запишите его структурную формулу и название.

 

2. При сгорании 9 г первичного амина выделилось 2,24 л азота (н.у.). Определите молекулярную формулу амина, приведите его название.

 

3. При взаимодействии 0,672 л алкена (н.у.) с хлором образуется 3,39 г его дихлорпроизводного. Определите молекулярную формулу алкена. запишите его структурную формулу и название.

 

4. При взаимодействии 1,74 г алкана с бромом образовалось 4,11 г монобромироизводного. Определите молекулярную формулу алкана.

 

5. При взаимодействии одного и того же количества алкена с различными галогеноводородами образуется соответственно 7,85 г хлорпроизволного или 12,3 г бромпроизводного. Определите молекулярную формулу алкена.

 

6. Установите молекулярную формулу алкена и продукта взаимодействия его с I моль бромоводорода, если это монобромпроизводное имеет относительную плотность по воздуху 4,24. Укажите название одного изомера исходного алкена.

 

7.  При взаимодействии 11,6 г предельного альдегида с избытком гидроксида мсди (II) при нагревании образовался осадок массой 28,8 г. Выведите молекулярную формулу альдегида.

 

8.  При полном сжигании вещества, не содержащего кислорода, образуется азот и вода. Относительная плотность паров этого вещества по водороду равна 16. Объем необходимого на сжигание кислорода равен объему выделившегося азота. Определите молекулярную формулу соединения.

 

9. При сгорании 9 г предельного вторичного амина выделилось 2,24 л азота и 8,96 л углекислого газа. Определите молекулярную формулу амина.

 

10. При полном сгорании навески органического бескислородного вещества выделилось 8,96 л (н.у.) углекислого газа , 3,6 г воды и 14,6 г хлороводорода. Установите молекулярную формулу сгоревшего соединения.

 

11. При сгорании вторичного амина симметричного строения образовалось 44,8 мл углекислого газа, 5,6 мл азота (при н.у.) и 49,5 мг воды. Определите молекулярную формулу амина.

 

12. Пары монобромалкана в 4,24 раза тяжелее воздуха. Определите молекулярную формулу монобромалкана.

 

13. На полную нейтрализацию раствора, содержащего 18,5 г предельной одноосновной карбоновой кислоты, пошло 500 мл раствора гидроксида натрия, молярная концентрация которого 0,5 моль/л. Определите состав кислоты.

 

14. На полную нейтрализацию раствора, содержащего 18,5 г предельной одноосновной карбоновой кислоты, пошло 50 г 20%-ного раствора гидроксида натрия. Определите состав кислоты.

 

15. При термическом разложении вещества образовалось 22,3 г РЬО, 9,2 г NO2 и 1,12 л кислорода (при н.у.). Определите формулу вещества, если его молярная масса равна 331 г/моль.

 

16.  Плотность паров органического вещества по кислороду равна 1,875. При сгорании 15 г этого вещества образуется 16,8 л углекислого газа (при н.у.) и 18 г воды. Определите состав органического вещества.

 

17. Одно и то же количество алкена при взаимодействии с хлором образует 2,26 г дихлорпроизводного, а при взаимодействии с бромом -4,04 г дибромпроизводного. Определите состав алкена.

 

18.  Смесь 3 мл газообразного углеводорода и 10 мл кислорода взорвали. После приведения условий к первоначальным и конденсации паров воды объём смеси газов составил 8,5 мл. После пропускания полученной смеси через избыток раствора щёлочи объём сё уменьшился до 2,5 мл. Оставшийся газ поддерживает горение. Определите состав углеводорода.

 

19.  10 л смеси алкена с избытком водорода (при н.у.) пропустили над нагретым платиновым катализатором. Объём смеси уменьшился до 7,2 л. При пропускании той же смеси через избыток бромной воды масса склянки увеличилась на 5,25 г. Определите состав алкена.

 

20.  При обработке порции предельного одноатомного спирта натрием получено 2,24 л водорода (н.у.), а при дегидратации такой же порции спирта получено 11,2 г алкена. Определите состав спирта.

 

21.  На нейтрализацию 22 г предельной одноосновной кислоты потребовался раствор, содержащий 10 г гидроксида натрия Определите молекулярную формулу кислоты

 

22. При взаимодействии одноосновной карбоновой кислоты, содержащей 40% углерода и 6.7% водорода, со спиртом образуется вещество, плотность паров которою по воздуху равна 2,55. Определите молекулярную формулу образующегося вещества.

 

23. При взаимодействии 18,5 г предельной одноосновной кислоты с избытком расгвора гидрокарбоната натрия выделилось 5,6 л (ну.) газа. Определите молекулярную формулу кислоты

 

24. При взаимодействии 35,52 г некоторого предельного одноатомного  спирта с металлическим натрием получено 0,48 г водорода Определите молекулярную формулу спирта

 

25. Ацетиленовый углеводород может максимально присоединить 80 г брома с образованием продукта реакции массой 90 г Установите молекулярную формулу этого углеводорода

 

26.  Установите молекулярную формулу предельного третичного амина, содержащего 23,73% азота по массе.

 

 

27. При взаимодействии 11,6 г предельного альдегида с избытком гидроксида меди (II) при нагревании образовался осадок массой 28,8 г. Выведите молекулярную формулу альдегида.

 

28.  Установите химическую формулу соли, если известно, что при нагревании ее с гидроксидом натрия образуются хлорид натрия, вода, а также газ, содержащий 38,71% углерода, 45,16% азота, 61,12% водорода.

 

29.  Установите молекулярную формулу алкена, гидратацией которого получается спирт, пары которого в 2,07 раза тяжелее воздуха.

 

30. Установите молекулярную формулу дибромалкана, содержащего 85,11 % брома.

 

Ответы: 1-С3Н6; 2-(СН3)2NH, 3-C3H6; 4-C4H10; 5-C3H6; 6-C3H6; 7-C3H6O; 8-N2H4; 9-C2H5NH2; 10-C2H4Cl2; 11-(C2H5)2NH; 12-C3H7Br; 13-C3H6O2; 14-C3H6O2; 15-Pb(NO3)2; 16-C3H8O; 17-C3H6; 18-C2H2; 19-C3H6; 20-C4H9OH; 21-C4H8O2; 22-C3H6O2; 23-C3H6O2; 24-C4H9OH; 25-C3H4; 26-C3H9N; 27-C3H6O; 28-[CH3NH3]Cl; 29-C3H6; 30-C2H4Br2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Химия, химия, химия!

9 класслар белән КВН ...

Рабочая программа и планирование по химии в 10-11 классах (базовый уровень) к учебнику Еремин В.В., Дроздов А.А., Кузьменко Н.Е., Лунин В.В. Химия-10, Химия-11

Рабочая программа и планирование по химии в 10-11 классах (базовый уровень) к учебнику Еремин В.В., Дроздов А.А., Кузьменко Н.Е., Лунин В.В. Химия-10, Химия-11...

Внеклассное мероприятие по химии: Сладкоешка-шоу: Поле чудес «Химия, химия, химия…»

Внеклассное мероприятие по химии: Сладкоешка-шоу: Поле чудес «Химия, химия, химия…»...

Рабочая программа по химии для 10-11 классов, составленная на основе авторской программы М.Н.Афанасьева, Москва "Просвещение" 2017г к учебникам " Химия.10 класс" и ""Химия. 11класс" Г.Е Рудзитиса ФГ Фельдмана, Москва "Просвещение"

Данная рабочая программа реализуется в учебниках для общеобразовательных учреждений авторов Г.Е. Рудзитиса и Ф.Г. Фельдмана «Химия. 10 класс» и «Химия 11 класс».  Рабочая ...

Технологическая карта урока по химии "Химия - часть естествознания. Предмет химии. Вещества"

Теннологическая карта урока по химии в 8 классе  "Химия - часть естествознания. Предмет химии. Вещества", УМК Габриелян О.С...

Рабочая программа по химии 8-9 класс к учебникам Г. Е. Рудзитис и Ф. Г. Фельдман Химия 8, Химия 9

Рабочая программа по химии разработана в соответствии с ФГОС по химии . Она содержит пояснительную записку, планируемые результаты освоения учебного предмета,учебно-тематический план и т. д....

Разработка урока химии в 8 классе Предмет и задачи химии. О понятиях и теориях химии.

В разработке урока представлена технологическая карта урока №1 "Предмет и задачи химии. О понятиях и теориях химии."( химия 8 класс УМК Н.Е.Кузнецовой) , презентация к уроку и тест на закреп...