Рабочая программа по химии 8 класс
рабочая программа по химии (8 класс) на тему
Рабочая программа учебного курса химии для 8 класса (далее – Рабочая программа) составлена на основе Примерной программы основного общего образования по химии и программы курса химии для учащихся 8 классов общеобразовательных учреждений автора О. С. Габриеляна (2012 года).
Программа рассчитана на 102 часа, в том числе на контрольные и практические работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
8_klass_khimiya_rabochaya_programma_2014-2015.doc | 392.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Ростовская область
Родионово-Несветайский район
сл. Аграфеновка
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Родионово-Несветайского района
«Аграфеновская средняя общеобразовательная школа»
«Утверждаю» Директор МБОУ «Аграфеновская СОШ» _________________ В.Н.Чубенко Приказ №____ от «___»______2014 года м.п. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по ХИМИИ
(указать учебный предмет, курс)
Уровень общего образования (класс)
Среднего общее образование 8 класса
(начальное, основное, среднее)
Количество часов 105
Учитель Руденко Людмила Владимировна
(ФИО)
Программа разработана на основе базы программ основного общего образования по химии (базовый уровень) и авторской программы О.С. Габриеляна, издательство М: Дрофа, 2012г.
(указать примерную программу/программы, издательство, год издания при наличии)
2014-2015 учебный год
Раздел I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного курса химии для 8 класса (далее – Рабочая программа) составлена на основе Примерной программы основного общего образования по химии и программы курса химии для учащихся 8 классов общеобразовательных учреждений автора О. С. Габриеляна (2012 года).
Программа рассчитана на 105 часа, в том числе на контрольные и практические работы.
Содержание программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует Образовательной программе школы. Она включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования по химии и авторской программой учебного курса.
Рабочая программа построена на основе концентрического подхода, особенностькоторого состоит в вычленении дидактической единицы (в данной программе таковой является «химический элемент») и дальнейшем усложнении и расширении ее (здесь таковыми выступают формы существования (свободные атомы, простые и сложные вещества).
Преобладающей формой текущего контроля выступает письменный (самостоятельные и контрольные работы) и устный опрос (собеседование).
Для реализации Рабочей программы используется учебно-методический комплект, включающий: учебник (Габриелян О. С.. Химия 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений – М.: Дрофа, 2008. – 270 с.) и методическое пособие для учителя (Габриелян О. С.. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений – М.: Дрофа, 2005. – 78 с.).
Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы
Федеральный уровень
- Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 04.10.2010 №986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений»
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.12.2010 № 2106 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача от 29.12.2010 № 189 Об утверждении СанПиН 2.4.2.282110 Российской Федерации «Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
- Письмо Департамента общего образования Минобрнауки России от 19.04.2011 № 03-255 «О введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;
- Письмо Департамента общего образования Минобрнауки России от 10.02.2011 № 03-105 «Об использовании учебников и учебных пособий в образовательном процессе»;
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. № МД-1634/03 «Об использовании учебников в образовательном процессе»;
- Приказ Министерства образования Российской Федерации от 05 марта 2004 года №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2010 года № 889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 года №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. № 1067 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013-2014 учебный год»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.11.2008 № 362 Положение о формах и порядке проведения государственной (итоговой) аттестации, освоивших основные бщеобразовательные программы среднего (полного) общего бразования (утверждено Порядок проведения единого государственного экзамена (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24.02.2009 № 57) в ред. приказа МОН от 11.10.2011 № 24/51;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 03.03.2009 № 70 «Порядок проведения государственного выпускного экзамена»;14. Примерная программа основного общего образования (ФКГОС, 2004 г);
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования/ М-во образования и науки Рос. Федерации. – М: Просвещение, 2011. – 48 с.-(Стандарты второго поколения);
- Примерные программы по учебным предметам. Химия. 8-9 классы: проект. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2011. – 44 с. (ФГОС, 2010). Примерные программы по учебным предметам. Химия. 10-11 классы:.– М.: Просвещение, 2012. – 88 с. (ФГОС, 2012).
- Методическое письмо ФИПИ «Об использовании результатов единого государственного экзамена 2012 года в преподавании ХИМИИ в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования»;
- Габриелян О.С. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2009.
Документы, обеспечивающие правовую основу организации работы
кабинета химии
- Федеральный закон от 17.07.1999 г. № 181-ФЗ «Об основах охраны труда в РФ».
- Трудовой кодекс законов Российской Федерации от 30.12.01 г. № 197-ФЗ.
- Постановление Минтруда РФ от 27.02.1995 г. № 11 «Об утверждении рекомендаций по планированию мероприятий по охране труда».
- Федеральный закон от 21.12.1994 г. № 69-03 «О пожарной безопасности».
- Методические рекомендации по разработке государственных нормативных требований охраны труда (Постановление Минтруда РФ от 06.04.2001 г. № 30).
- Письмо Минобразования РФ от 12.07.2000 г. № 22-06-788 «О создании безопасных условий жизнедеятельности обучающихся в общеобразовательных учреждениях».
- Перечень оснащения общеобразовательных учреждений материальной и информационной средой. Данный Перечень составлен на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта (утвержден приказом Министерства образования РФ №1089 от 05.03.2004) и его развития в Стандарте общего образования второго поколения.
- Приказ Министерства просвещения СССР от 10 июня 1987 г. № 127 «О введении в действие Правил техники безопасности для кабинетов (лабораторий) химии общеобразовательных школ Министерства просвещения СССР».
- Правила техники безопасности для кабинетов (лабораторий) химии общеобразовательных школ Министерства просвещения СССР (Бюллетень нормативных актов Минпроса СССР № 10, 1987 г.).
- Постановление Российской Федерации от 30 июня 1998 г № 681 «Об утверждении перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации».
- Федеральный закон от 18 июня 2009г №117-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием контроля за оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ».
- Постановление правительства РФ от 9 июня 2010 г. N 419 "О представлении сведений о деятельности, связанной с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ, и регистрации операций, связанных с их оборотом";
- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», зарегистрированные в Минюсте России 03 марта 2011 года, регистрационный номер 1993.
Цели и задачи изучения предмета
Изучение химии на базовом уровне на ступени основного общего образования в 8 классе направлено на достижение следующих целей:
освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;
овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;
развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Ведущими идеями предлагаемого курса являются:
Материальное единство веществ природы, их генетическая связь;
Причинно-следственные связи между составом, строением, свойствами и применением веществ;
Познаваемость веществ и закономерностей протекания химических реакций;
Объясняющая и прогнозирующая роль теоретических знаний для фактического материала химии элементов;
Конкретное химическое соединение представляет собой звено в непрерывной цепи превращений веществ, оно участвует в круговороте химических элементов и в химической эволюции;
Законы природы объективны и познаваемы, знание законов дает возможность управлять химическими превращениями веществ, находить экологически безопасные способы производства и охраны окружающей среды о загрязнений.
Наука и практика взаимосвязаны: требования практики – движущая сила науки, успехи практики обусловлены достижениями науки;
Развитие химической науки и химизации народного хозяйства служат интересам человека и общества в целом, имеют гуманистический характер и призваны способствовать решению глобальных проблем современности.
Концепция, заложенная в содержании учебного предмета
Данная программа построена по концентрической концепции.
Отличительные особенности рабочей программы по сравнению с авторской
В инвариантной части Базисного учебного плана на учебный предмет «Химия» в 8 классе выделено 2 часа в неделю. Мы проводим 3 часа в неделю за счёт вариативной части.
Основное содержание курса химии 8 класса составляют сведения о химическом элементе и формах его существования — атомах, изотопах, ионах, простых веществах и важнейших соединениях элемента (оксидах и других бинарных соединениях, кислотах, основаниях и солях), о строении вещества (типологии химических связей и видах кристаллических решеток), некоторых закономерностях протекания реакций и их классификации.
Поурочно-тематический план по объему скорректирован в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования и требованиями, предъявляемыми к уровню подготовки выпускников основной школы и включает вопросы теоретической и практической подготовки учащихся.
Данная программа содержит все темы, включенные в федеральный компонент содержания образования.
Сроки реализации.
Данная рабочая программа по предмету рассчитана на реализацию в 2014-2015 учебном году.
Формы, методы, технологии обучения
При преподавании курса химии я использую следующие технологии обучения: технологии сотрудничества, разноуровневого обучения, деятельностного подхода, метод проекта, ИКТ, здоровьесберегающие технологии и игровые технологии.
При использовании ИКТ учитываются здоровьесберегающие аспекты урока.
Авторские цифровые образовательные ресурсы: презентации PowerPoint к урокам, презентации к интерактивной доске SMARTBoard
Оборудование:
- компьютеры;
- мультимедийный проектор;
- интерактивная доска.
Используемое программное обеспечение:
- Cyberlink Power DVD
- Word
- PowerPoint
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные опыты и практические работы, предусмотренные Примерной и авторской программами. Программа О.С. Габриеляна включает все лабораторные работы, предусмотренные Примерной программой.
Значительное место в содержании курса отводится химическому эксперименту. Он открывает возможность формировать у учащихся специальные предметные умения работать с веществами, выполнять простые химические опыты, учит школьников безопасному и экологически грамотному обращению с веществами в быту и на производстве.
Предполагаемые результаты обучения
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций: умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность; использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа; определение сущностных характеристик изучаемого объекта; умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства; оценивание и корректировка своего поведения в окружающем мире.
При выполнении творческих работ формируется умение определять адекватные способы решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов, комбинировать известные алгоритмы деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них, мотивированно отказываться от образца деятельности, искать оригинальные решения. Учащиеся должны научиться представлять результаты индивидуальной и групповой познавательной деятельности в форме исследовательского проекта, публичной презентации. Реализация поурочно-тематического плана обеспечивает освоение общеучебных умений и компетенций в рамках информационно-коммуникативной деятельности.
Требования к уровню подготовки обучающихся включают в себя как требования, основанные на усвоении и воспроизведении учебного материала, понимании смысла химических понятий и явлений, так и основанные на более сложных видах деятельности: объяснение физических и химических явлений, приведение примеров практического использования изучаемых химических явлений и законов. Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно ориентированного подходов, овладение учащимися способами интеллектуальной и практической деятельности, овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
Формы текущего контроля и промежуточной аттестации
Текущий контроль - позволяет дать оценку результатам повседневной работы. В процессе данного вида контроля устанавливается не только результат предшествующей работы, качество усвоения знаний, умений, навыков, но и готовность учащихся к восприятию нового материала. Текущий контроль как наиболее оперативная и динамичная проверка результатов позволяет выяснить сдвиг в развитии учеников и содействует организации ритмичной работы учащихся. Основная цель данного контроля – анализ хода формирования ЗУН, что дает учителю и ученику возможность своевременно отреагировать на недостатки, выявить их причины, принять необходимые меры к устранению, возвратиться к еще не усвоенным правилам, операциям и действиям.
Устный контроль – предназначен для проверки умения воспроизводить изученное, обосновывать отдельные понятия, законы, явления.
При фронтальной работе опрашивается весь класс. Желающие отвечают на вопросы с места, уточняя, дополняя друг друга.
Индивидуальная форма представляет ответы на серию вопросов. Ученики следят за ответами друг друга, расширяют, углубляют их, дают про себя оценку уровню сформированности знаний
Беседа — форма организации урока, при которой ограниченная дидактическая единица передается в интерактивном информационном режиме для достижения локальных целей воспитания и развития.
Письменный контроль - осуществляется в конкретные отрезки времени. Находясь в жестком лимите времени, ученики должны проявить готовность мобилизовать усилия, знания и умение на безошибочное выполнение работы. Уроки письменного контроля обладают большой мобилизирующей силой, требуя от каждого ученика проявления наибольшей активности в выполнении предложенных заданий, что содействует формированию ответственного отношения к учебе.
Контрольная работа – используется при фронтальном текущем и итоговом контроле с целью проверки знаний, умений школьников по достаточно крупной и полностью изученной теме программы.
Предлагая проверочные контрольные работы, педагогу необходимо учитывать индивидуальные особенности детей. Учащимся предлагаются учебные задания в соответствии с их учебными возможностями, уровнем подготовки. Например, учащиеся могут решить более простую или сложную задачу, если рассчитывать трудность заданий таким образом, чтобы они были ориентированы на зону ближайшего развития учащегося.
Практическая работа, лабораторная работа – используется для формирования практических умений по проведению и описанию опытов, наблюдений, исследований с целью закрепления теоретических знаний
Формами промежуточной аттестации являются задания, нацеленные на проверку трех уровней усвоения.
1 уровень воспроизведения (вопросы репродуктивного характера). Обучаемый может воспроизвести (повторить) информацию, операции, действия, решить типовые задачи, рассмотренные при обучении. Он обладает знанием-копией.
2 уровень умений и навыков (вопросы на установление последовательности, соответствия, задачи на применение ЗУН в стандартной ситуации). На этом уровне усвоения обучаемый умеет выполнять действия, общая методика и последовательность (алгоритм) которых изучены на занятиях, но содержание и условия их выполнения новые.
3 уровень применения ЗУН в нестандартной ситуации, прогнозирования, творчества (проблемные, исследовательские задачи).
Раздел III. МЕСТО ПРЕДЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Авторская программа рассчитана на 102 часа в год, 3 часа в неделю, рабочая программа составлена на 105 часов в год, 3 часа в неделю в соответствии с учебным планом МБОУ «Аграфеновская СОШ» и годовым календарным графиком на 2014 - 2015 учебный год.
Раздел IV. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Введение
Химия — наука о веществах, их свойствах и превращениях.
Понятие о химическом элементе и формах его существования: свободных атомах, простых и сложных веществах.
Превращения веществ. Отличие химических реакций от физических явлений. Роль химии в жизни человека. Хемофилия и хемофобия.
Краткие сведения из истории возникновения и развития химии. Период алхимии. Понятие о философском камне. Химия в XVI в. Развитие химии на Руси. Роль отечественных ученых в становлении химической науки — работы М. В. Ломоносова, А. М. Бутлерова, Д. И. Менделеева.
Химическая символика. Знаки химических элементов и происхождение их названий. Химические формулы. Индексы и коэффициенты. Относительные атомная и молекулярная массы. Расчет массовой доли химического элемента по формуле вещества.
Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева, ее структура: малые и большие периоды, группы и подгруппы (главная и побочная). Периодическая система как справочное пособие для получения сведений о химических элементах.
Расчетные задачи. 1. Нахождение относительной молекулярной массы вещества по его химической формуле. 2. Вычисление массовой доли химического элемента в веществе по его формуле.
ТЕМА 1 Атомы химических элементов
Атомы как форма существования химических элементов. Основные сведения о строении атомов. Доказательства сложности строения атомов. Опыты Резерфорда. Планетарная модель строения атома.
Состав атомных ядер: протоны и нейтроны. Относительная атомная масса. Взаимосвязь понятий «протон», «нейтрон», «относительная атомная масса».
Изменение числа протонов в ядре атома — образование новых химических элементов.
Изменение числа нейтронов в ядре атома — образование изотопов. Современное определение понятия «химический элемент». Изотопы как разновидности атомов одного химического элемента.
Электроны. Строение электронных оболочек атомов химических элементов № 1—20 периодической системы Д. И. Менделеева. Понятие о завершенном и незавершенном электронном слое (энергетическом уровне).
Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева и строение атомов: физический смысл порядкового номера элемента, номера группы, номера периода.
Изменение числа электронов на внешнем электронном уровне атома химического элемента — образование положительных и отрицательных ионов. Ионы, образованные атомами металлов и неметаллов. Причины изменения металлических и неметаллических свойств в периодах и группах.
Образование бинарных соединений. Понятие об ионной связи. Схемы образования ионной связи.
Взаимодействие атомов химических элементов-неметаллов между собой — образование двухатомных молекул простых веществ. Ковалентная неполярная химическая связь. Электронные и структурные формулы.
Взаимодействие атомов химических элементов-неметаллов между собой — образование бинарных соединений неметаллов. Электроотрицательность. Понятие о ковалентной полярной связи.
Взаимодействие атомов химических элементов-металлов между собой — образование металлических кристаллов. Понятие о металлической связи.
Демонстрации. Модели атомов химических элементов. Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева.
ТЕМА 2 Простые вещества
Положение металлов и неметаллов в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Важнейшие простые вещества — металлы: железо, алюминий, кальций, магний, натрий, калий. Общие физические свойства металлов.
Важнейшие простые вещества — неметаллы, образованные атомами кислорода, водорода, азота, серы, фосфора, углерода. Способность атомов химических элементов к образованию нескольких простых веществ — аллотропия. Аллотропные модификации кислорода, фосфора и олова. Металлические и неметаллические свойства простых веществ. Относительность деления простых веществ на металлы и неметаллы.
Постоянная Авогадро. Количество вещества. Моль. Молярная масса. Молярный объем газообразных веществ. Кратные единицы количества вещества — миллимоль и киломоль, миллимолярная и киломолярная массы вещества, миллимолярный и киломолярный объемы газообразных веществ.
Расчеты с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «молярный объем газов», «постоянная Авогадро».
Расчетные задачи. 1. Вычисление молярной массы веществ по химическим формулам. 2. Расчеты с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «молярный объем газов», «постоянная Авогадро».
Демонстрации. Получение озона. Образцы белого и серого олова, белого и красного фосфора. Некоторые металлы и неметаллы количеством вещества 1 моль. Модель молярного объема газообразных веществ.
ТЕМА 3 Соединения химических элементов
Степень окисления. Определение степени окисления элементов по химической формуле соединения. Составление формул бинарных соединений, общий способ их называния.
Бинарные соединения неметаллов: оксиды, хлориды, сульфиды и др. их состав и названия. Составление их формул. Представители оксидов: вода, углекислый газ и негашеная известь. Представители летучих водородных соединений: хлороводород и аммиак.
Основания, их состав и названия. Растворимость оснований в воде. Таблица растворимости гидроксидов и солей в воде. Представители щелочей: гидроксиды натрия, калия и кальция. Понятие о качественных реакциях. Индикаторы. Изменение окраски индикаторов в щелочной среде.
Кислоты, их состав и названия. Классификация кислот. Представители кислот: серная, соляная и азотная. Изменение окраски индикаторов в кислотной среде.
Соли как производные кислот и оснований. Их состав и названия. Растворимость солей в воде. Представители солей: хлорид натрия, карбонат и фосфат кальция.
Аморфные и кристаллические вещества.
Межмолекулярные взаимодействия. Типы кристаллических решеток: ионная, атомная, молекулярная и металлическая. Зависимость свойств веществ от типов кристаллических решеток.
Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Закон постоянства состава для веществ молекулярного строения.
Чистые вещества и смеси. Примеры жидких, твердых и газообразных смесей. Свойства чистых веществ и смесей. Их состав. Массовая и объемная доли компонента смеси. Расчеты, связанные с использованием понятия «доля».
Расчетные задачи. 1. Расчет массовой и объемной долей компонентов смеси веществ. 2. Вычисление массовой доли вещества в растворе по известной массе растворенного вещества и массе растворителя. 3. Вычисление массы растворяемого вещества и растворителя, необходимых для приготовления определенной массы раствора с известной массовой долей растворенного вещества.
Демонстрации. Образцы оксидов, кислот, оснований и солей. Модели кристаллических решеток хлорида натрия, алмаза, оксида углерода (IV). Взрыв смеси водорода с воздухом. Способы разделения смесей. Дистилляция воды.
Лабораторные опыты. 1. Знакомство с образцами веществ разных классов. 2. Разделение смесей.
ТЕМА 4 Изменения, происходящие с веществами
Понятие явлений как изменений, происходящих с веществами.
Явления, связанные с изменением кристаллического строения вещества при постоянном его составе, — физические явления. Физические явления в химии: дистилляция, кристаллизация, выпаривание и возгонка веществ, центрифугирование.
Явления, связанные с изменением состава вещества, — химические реакции. Признаки и условия протекания химических реакций. Понятие об экзо- и эндотермических реакциях. Реакции горения как частный случай экзотермических реакций, протекающих с выделением света.
Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения. Значение индексов и коэффициентов. Составление уравнений химических реакций.
Расчеты по химическим уравнениям. Решение задач на нахождение количества вещества, массы или объема продукта реакции по количеству вещества, массе или объему исходного вещества. Расчеты с использованием понятия «доля», когда исходное вещество дано в виде раствора с заданной массовой долей растворенного вещества или содержит определенную долю примесей.
Реакции разложения. Понятие о скорости химических реакций. Катализаторы. Ферменты.
Реакции соединения. Каталитические и некаталитические реакции. Обратимые и необратимые реакции.
Реакции замещения. Электрохимический ряд напряжений металлов, его использование для прогнозирования возможности протекания реакций между металлами и растворами кислот. Реакции вытеснения одних металлов из растворов их солей другими металлами.
Реакции обмена. Реакции нейтрализации. Условия протекания реакций обмена в растворах до конца.
Типы химических реакций (по признаку «число и состав исходных веществ и продуктов реакции») на примере свойств воды. Реакция разложения — электролиз воды. Реакции соединения — взаимодействие воды с оксидами металлов и неметаллов. Понятие «гидроксиды». Реакции замещения — взаимодействие воды с щелочными и щелочноземельными металлами. Реакции обмена (на примере гидролиза сульфида алюминия и карбида кальция).
Расчетные задачи. 1. Вычисление по химическим уравнениям массы или количества вещества по известной массе или количеству вещества одного из вступающих в реакцию веществ или продуктов реакции. 2. Вычисление массы (количества вещества, объема) продукта реакции, если известна масса исходного вещества, содержащего определенную долю примесей. 3. Вычисление массы (количества вещества, объема) продукта реакции, если известна масса раствора и массовая доля растворенного вещества.
Демонстрации. Примеры физических явлений: а) плавление парафина; б) возгонка иода или бензойной кислоты; в) растворение перманганата калия; г) диффузия душистых веществ с горящей лампочки накаливания. Примеры химических явлений: а) горение магния, фосфора; б) взаимодействие соляной кислоты с мрамором или мелом; в) получение гидроксида меди (II); г) растворение полученного гидроксида в кислотах; д) взаимодействие оксида меди (II) с серной кислотой при нагревании; е) разложение перманганата калия; ж) взаимодействие разбавленных кислот с металлами; з) разложение пероксида водорода; и) электролиз воды.
Лабораторные опыты. 1. Сравнение скорости испарения воды и спирта по исчезновению их капель на фильтровальной бумаге. 2. Окисление меди в пламени спиртовки или горелки. 3. Помутнение известковой воды от выдыхаемого углекислого газа. 4. Получение углекислого газа взаимодействием соды и кислоты. 5. Замещение меди в растворе хлорида меди (II) железом.
ТЕМА 5 Практикум № 1
Простейшие операции с веществом
1. Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Приемы обращения с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами. 2. Наблюдения за изменениями, происходящими с горящей свечой, и их описание. 3. Анализ почвы и воды. 4. Признаки химических реакций. 5.Приготовление раствора сахара и определение массовой доли его в растворе.
ТЕМА 6 Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов
Растворение как физико-химический процесс. Понятие о гидратах и кристаллогидратах. Растворимость. Кривые растворимости как модель зависимости растворимости твердых веществ от температуры. Насыщенные, ненасыщенные и пересыщенные растворы. Значение растворов для природы и сельского хозяйства.
Понятие об электролитической диссоциации. Электролиты и неэлектролиты. Механизм диссоциации электролитов с различным типом химической связи. Степень электролитической диссоциации. Сильные и слабые электролиты.
Основные положения теории электролитической диссоциации. Ионные уравнения реакций. Условия протекания реакции обмена между электролитами до конца в свете ионных представлений.
Классификация ионов и их свойства.
Кислоты, их классификация. Диссоциация кислот и их свойства в свете теории электролитической диссоциации. Молекулярные и ионные уравнения реакций кислот. Взаимодействие кислот с металлами. Электрохимический ряд напряжений металлов. Взаимодействие кислот с оксидами металлов. Взаимодействие кислот с основаниями — реакция нейтрализации. Взаимодействие кислот с солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств кислот.
Основания, их классификация. Диссоциация оснований и их свойства в свете теории электролитической диссоциации. Взаимодействие оснований с кислотами, кислотными оксидами и солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств оснований. Разложение нерастворимых оснований при нагревании.
Соли, их классификация и диссоциация различных типов солей. Свойства солей в свете теории электролитической диссоциации. Взаимодействие солей с металлами, условия протекания этих реакций. Взаимодействие солей с кислотами, основаниями и солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств солей.
Обобщение сведений об оксидах, их классификации и химических свойствах.
Генетические ряды металлов и неметаллов. Генетическая связь между классами неорганических веществ.
Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель, окисление и восстановление.
Реакции ионного обмена и окислительно-восстановительные реакции. Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса.
Свойства простых веществ — металлов и неметаллов, кислот и солей в свете представлений об окислительно-восстановительных процессах.
Демонстрации. Испытание веществ и их растворов на электропроводность. Движение окрашенных ионов в электрическом поле. Зависимость электропроводности уксусной кислоты от концентрации. Взаимодействие цинка с серой, соляной кислотой, хлоридом меди (II). Горение магния. Взаимодействие хлорной и сероводородной воды.
Лабораторные опыты. 1. Реакции, характерные для растворов кислот (соляной или серной). 2. Реакции, характерные для растворов щелочей (гидроксидов натрия или калия). 3. Получение и свойства нерастворимого основания, например гидроксида меди (II). 4. Реакции, характерные для растворов солей (например, для хлорида меди (II). 5. Реакции, характерные для основных оксидов (например, для оксида кальция). 6. Реакции, характерные для кислотных оксидов (например, для углекислого газа).
ТЕМА 7 Практикум № 2
Свойства растворов электролитов
6. Ионные реакции. 7. Условия протекания химических реакций между растворами электролитов до конца.8. Свойства кислот, оснований, оксидов и солей. 9. Решение экспериментальных задач.
ТЕМА 8 Портретная галерея великих химиков
Повторение материала 8 класса
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Наименование темы/раздела | Всего часов | В том числе | ||
Теория | Практика | Контроль | |||
Введение | 6 | 5 | |||
1 | Атомы химических элементов. | 13 | 12 | 1 | |
2 | Простые вещества. | 9 | 8 | 1 | |
3 | Соединения химических элементов | 16 | 15 | 1 | |
4 | Изменения, происходящие с веществами. | 13 | 12 | 1 | |
5 | Практикум №1. | 5 | 5 | ||
6 | Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов. | 26 | 25 | 1 | |
7 | Практикум №2 | 4 | 4 | ||
8 | Портретная галерея великих химиков (Повторение) | 6 | 6 | ||
9 | Повторение изученного | 7 | 7 | 1 | |
Итого | 105 | 90 | 9 | 6 |
РАЗДЕЛ V. КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ХИМИИ 8 КЛАСС.
№ | Дата | Тема урока | Опорные понятия | Виды деятельности | Химический эксперимент | Примерно Дом. задание | |||||
план | факт | ||||||||||
Тема Введение ( 6 часов) | |||||||||||
1. | 02.09. | Предмет химии. Понятие о химическом элементе и формах его существования. | Что изучает химия, физика, биология? Понятие: физическое тело, молекулы, атомы. | Различать предметы изучения естественных наук. Наблюдать свойства веществ и их изменения в ходе | Л/о №1 «Рассмотрение вещества с различными физическими свойствами». | П.1 упр. 3,5,4. | |||||
2. | 04.09. | Превращение веществ. Роль химии в нашей жизни. Краткие сведения по истории возникновения и развития химии. | Атом. Молекула. Физические явления. Химические явления или химические реакции. Основные законы химии | Л/о №2 «Взаи модействие соляной кислоты с карбонатом кальция, помутнение известковой воды» | П.2 упр. 1 –5. П. 3. упр. 1 - 5 | ||||||
3. 4. | 05.09. 09.09. | Знаки химических элементов. Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. | Обозначение химических элементов и их названия. Периодическая система химических элементов, её структура, периоды большие и малые, подгруппа – главная и побочная. | П.4 упр. 1 – 5. | |||||||
5. | 11.09. | Химические формулы. | Знаки химических элементов. Химическая формула, индексы и коэффициенты | П.5, упр. 1 – 5. | |||||||
6. | 12.09. | Относительная атомная и молекулярная Масса. | Относительная атомная масса. Относительная молекулярная Масса. | П.5, | |||||||
Тема № 1 «Атомы химических элементов» (13 часов) | |||||||||||
7. | 16.09. | Основные сведения о строении атомов. Состав атомных ядер: протоны, нейтроны. | Атом. Относительная атомная масса | .Различать понятия «молекула», «атом». Моделировать строение атома. Определять понятия «химический элемент», «порядковый номер», «массовое число», «изотоп», «относительная атомная масса», «электронная оболочка», «электронный слой», «периодическая система химических элементов». Описывать и характеризовать структуру таблицы «Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева» Делать умозаключения о характере изменения свойств химических элементов с увеличением зарядов атомных ядер. | П. 6 упр.1,3. | ||||||
8. | 18.09. | Изменения в составе ядер атомов химических элементов. Изотопы. | Строение атома. Протоны. Физический смысл порядкового номера. Атомная масса элементов. |
П. 7, упр.5, 4, 6. | |||||||
9. | 19.09. | Электроны. Строение электронных уровней атомов химических элементов малых периодов. | Строение атома. Порядковый номер и его физический смысл. Современное определение понятия «химический элемент». Изотопы. | До стр. 50 П. 8, упр.3 –7. | |||||||
10 | 23.09. | Понятие о s, p – электронах и их распределении по энергетическим уровням и подуровням. | Строение атома. Порядковый номер и его физический смысл. Электронная оболочка. S и Р – электроны. Энергетический уровень. | П. 8 до конца. | |||||||
11. | 25.09. | Физический смысл периодической системы Д. И. Менделеева. | Физический смысл номера группы, периода, порядкового номера. Атомная масса. | П. 9 до … | |||||||
12. | 26.09. | Образование ионов. | . | Конкретизировать понятия «химическая связь», «кристаллическая решетка». Обобщать понятия «ковалентная неполярная связь», «ковалентная полярная связь», «ионная связь», «ионная кристаллическая решетка», «атомная кристаллическая решетка», «молекулярная кристаллическая решетка». | П. 9. упр. 1, 2, 3, 4. | ||||||
13. | 30.09. | Ионная связь. | Положительные и отрицательные ионы. Ионная связь | Конспект. | |||||||
14. | 02.10. | Образование молекул простых веществ. Ковалентная неполярная связь. | Ковалентная (неполярная) связь. Кратность хим. связи (одинарная, двойная, тройная). Длина связи. Электронные и структурные формулы. | П. 10. упр.1 – 5. | |||||||
15. | 03.10. | Электроотрицательность. Ковалентная полярная связь | Строение атома.Электроны. Электроотрицатель ность Ковалентная неполярная связь. | П.11 упр.1 – 4. | |||||||
16. | 07.10. | Металлическая химическая связь. | . Металлическая связь. Обобществлённые электроны | П.12 упр.1, 3, 2. | |||||||
17. 18. | 09.10. 10.10. | Обобщающий урок. Урок повторения и обобщения. Подготовка к контрольной работе. | |||||||||
19. | 14.10. | Контрольная работа №1. Тема: «Атомы химических элементов». | |||||||||
Тема №2. «Простые вещества» (9 часов) | |||||||||||
20. | 16.10. | Простые вещества – металлы. Физические свойства металлов. | Физические свойства металлов: ковкость, пластичность, металлический блеск, электро – и теплопроводность. | Л/о № 2. Коллекция металлов Са, Fе, Аℓ, Nа, Сu. | П. 13. упр.1, 3, 4, 5 | ||||||
21 | 17.10. | Простые вещества – неметаллы. Физические свойства неметаллов. Аллотропия. | Строение атомов неметаллов. Положение их в ПСХЭ. Ковалентная неполярная связь. Строение атома. Аллотропия. Аллотропные видоизменения | . | Л/о №3. Коллекция неметаллов – сера, фосфор, уголь, йод. Л/о №4. Аллотропные модификации серы и углерода. | П. 14. упр.1 – 5. | |||||
22 | 21.10. | Количество вещества. Моль. Число Авогадро. | Атом. Молекула. Относительная атомная и молекулярная масса | . | П.15» упр 1. | ||||||
23 | 23.10. | Молярная масса вещества. | Количество вещества. Число Авогадро. Моль. Молярная масса. | П.15 до конца упр.3, 4, 5 | |||||||
24 | 24.10. | Молярный объём газообразных веществ. | Моль. Газообразное агрегатное состояние. Молярный объём газа. Нормальные условия. | П. 16. пр. 1 –3. | |||||||
25 26 | 28.10. 30.10. | Решение задач. Расчёты на количество вещества, молярной массы и молярного объёма. | Моль. Молярная масса. Молярный объём. Число Авогадро. Нормальные условия. | П.16. упр 4, 5 | |||||||
27 | 31.10. | Контрольная работа №2. Тема: «Простые вещества». | |||||||||
28 | 11.11. | Анализ контрольной работы. | |||||||||
Тема №3. «Соединения химических элементов» (16 часов) | |||||||||||
29 | 13.11. | Степень окисления. Определение степени окисления в бинарных соединениях. | Строение атома. Электроотрицательность. Ковалентная и ионная связь. | Определять валентность атомов в бинарных соединениях. Описывать простейшие вещества с помощью химических формул. Описывать простейшие вещества с помощью химических формул. Составлять формулы бинарных соединений по валентности атомов. | П. 17 Упр. 1,2, 3, 4. | ||||||
30 | 14.11. | Составление формул бинарных соединений металлов и неметаллов. | Электроотрицательность. Степень окисления. | П. 17упр. 4, 5, 6. | |||||||
31. | 18.11. | Валентность и степень окисления. | Степень окисления. Валентность. | Конспект. | |||||||
32 | 20.11. | Важнейшие классы бинарных соединений – оксиды и летучие водородные соединения. | Электроотрицательность. Степень окисления. | П.18 упр. 1- 6. | |||||||
33 | 21.11. | Расчет массовой доли элемента в бинарных соединениях. | Решение задач | ||||||||
34 | 25.11. | Основания, их состав и названия. | Гидроксид –ион. Название оснований. Щёлочи. Индикаторы -лакмус, метил оранжевый, фенолфталеин | Исследовать свойства изучаемых веществ. Классифицировать изучаемые вещества по составу и свойствам. | Л/о № 5.Дйствие растворов щелочей на индикаторы. | П. 19 упр. 1- 6. | |||||
35 | 27.11. | Кислоты, их состав и названия. | Сложные вещества, степень окисления. Названия кислот: соляная, серная, азотная, фосфорная. Заряд ионов. | Л/о № 6. Действие растворов кислот на индикаторы. | П. 20. упр. 2, 3, 4, | ||||||
36 | 28.11 | Соли, их состав и название. | Название солей: хлориды, нитраты, сульфаты, фосфаты. Таблица растворимости веществ в воде. | Л/о № 7. Растворимость солей. | П. 21. упр.1 – 3. | ||||||
37 | 02.12. | Составление названий сложных веществ, расчёт степени окисления. | Названия сложных веществ. (кислот, солей, оснований). Степень окисления. | Повторить п. 9 – 21. | |||||||
38 | 04.12. | Типы кристаллических решёток. Аморфные и кристаллические вещества. | Атом. Молекула. Ионная, ковалентная, металлическая связь. Аморфные вещества. Кристаллические решётки: атомные, ионные, металлические и молекулярные | . | Л/о № 8. Модели кристаллических решёток. | П. 22. Упр. 1 – 6. | |||||
39 40 | 05.12. 09.12. | Решение задач на тему: «Массовая и объёмная доли компонентов смеси (раствора)». | Массовая доля.. Объёмная доля и объёмный объем. Состав воздуха. | Стр 124 –128. упр. 1- 7. | |||||||
41 42 | 11.12. 12.12. | Урок обобщения и систематизации знаний. Подготовка к контрольной работе. | Решение задач. | Всё повторить. | |||||||
43 | 16.12. | Контрольная работа № 3. Тема: «Соединения химических элементов». | |||||||||
44 | 18.12. | Анализ контрольной работы. | |||||||||
Тема № 4. «Изменения, происходящие с веществами» (13 часов) | |||||||||||
45. | 19.12. | Физические явления в химии. | Смеси. Физические явления. Способы очистки веществ. Дистилляция или перегонка. Кристаллизация, выпаривание, фильтрование, возгонка, отстаивание. | Наблюдать химические и физические превращения изучаемых веществ. Наблюдать свойства веществ и их изменения в ходе химических реакций. Изучать строение пламени. Наблюдать и описывать химические реакции. Делать выводы из результатов проведенных химических экспериментов. .Описывать простейшие химические реакции с помощью химических уравнений. | Л/о № 9. Разделение смеси. Л/о № 10. Плавление парафина, испарение воды. . | П.25. упр. 1 – 4. | |||||
46. 47. | 23.12. 25.12. | Химические реакции. Признаки и условия их протекания. | Химическая реакция. Признаки химической реакции. Экзо – и эндотермические реакции. Реакция горения. | П. 26 упр.1, 3, 5, 6. | |||||||
48. | 26.12. | Признаки химических реакций. | Признаки химических реакций. | Повторить п. 26. Упр.2, 4 | |||||||
49. | 30.12. | Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения. | Атом. Молекула. Индекс. Формула вещества. Коэффициент. Правила подбора коэффициентов в уравнениях реакций. Закон сохранения массы веществ. | П.27. упр.1, 2,3,4. | |||||||
50. | 13.01. | Реакции разложения и соединения. | Химические уравнения. Индекс. Катализаторы, ферменты, скорость химической реакции. | П. 29. упр.1-6. П.30. Упр.1–6 | |||||||
51 | 15.01. | Реакции замещения и обмена. | Коэффициент, ряд активности металлов, условия взаимодействия металлов с растворами кислот и солей. | П. 31. упр.1–5 П. 32. упр.1-6 | |||||||
52. | 16.01. | Составление уравнений химических реакций. Определение типа реакций.. | Реакции соединения, разложения, замещения и обмена. | Повторить п 29-32 | |||||||
53. 54 | 20.01. 22.01. | Расчёты по химическим уравнениям. | Решение задач. Единицы важнейших величин. Алгоритм вычисления по уравнению реакции. |
П.28 упр.2,3, 4,5. | |||||||
55. | 23.01. | Типы химических реакций на примере свойств воды. | Фотосинтез, фотолиз, электролиз, гидролиз. | П. 33. упр.1–5 стр. 173. | |||||||
56. | 27.01. | Подготовка к контрольной работе. Обобщающий урок по теме: «Изменения, происходящие с веществами». | п. 25 – 33. | ||||||||
57 | 29.01. | Контрольная работа № 4 по теме: «Изменения, происходящие с веществами». | п. 25 – 33. | ||||||||
Практикум № 1. Простейшие операции с веществом ( 5ч) | |||||||||||
58 | 30.01. | П.Р.№ 1 Правила по ТБ при работе в химическом кабинете. Приемы обращения с нагревательными приборами и лабораторным оборудованием. | Правила поведения в кабинете химии. Название химического оборудования. | Оформить работы. Сделать вывод. | П.Р.№ 1 | ||||||
59 | 03.02. | П.р. №2 Наблюдения за изменениями, происходящие с горящей свечой, их описание. | П.р.№ 2 | ||||||||
60 | 05.02. | П.Р. №3 Анализ почвы и воды. | Чистое вещество. Смеси. Молекулы. Диффузия. | П.Р. №3 | |||||||
61 | 06.02. | П.р. № 4 Признаки химических реакций | П.р. № 4 | ||||||||
62 | 10.02. | П.р. № 5 Приготовление раствора сахара и определение массовой доли сахара в растворе. | П.р. № 5 | ||||||||
Тема № 5. «Растворение. Растворы. Реакции ионного обмена и окислительно-восстановительные реакции» (26 часа) | |||||||||||
63 | 12.02. | Растворение как физико – химический процесс. | Растворы. Гидраты. Кристаллогидраты. Химическая и физическая теория растворов. Растворы. Кристаллизационная вода. | .Проводить наблюдения за поведением веществ в растворах, за химическими реакциями, протекающими в растворах. Разделять смеси. Определять массовую и объемную долю компонентов смеси | П.34 Упр. 1,2, | ||||||
64 | 13.02. | Растворимость. Типы растворов. | Раствор. Насыщенные, ненасыщенные, пересыщенные растворы. | П.34, упр.4-6 | |||||||
65 | 17.02. | Массовая и объёмная доля компонентов в смеси. Решение задач. | Понятие о доли компонента в смеси. Расчёты массы и объёма вещества в смеси по его доле. | П. 34. упр.6, 7. | |||||||
66 | 19.02. | Расчёты, связанные с понятием «доля». Решение задач. | Расчёты доли (массовой или объёмной) компонента смеси. | П.34. упр. 3,4, 5. | |||||||
67 | 20.02. | Массовая доля растворённого вещества. Решение задач. | Понятие «доля». | Повторить п. 34. | |||||||
68 | 24.02. | Значение растворов для природы и сельского хозяйства. Понятие о ПДК. | Понятие о ПДК веществ загрязнителей. | Конспект. | |||||||
69 | 26.02. | Электролиты и не электролиты. Механизм диссоциации электролитов. | Ионная, ковалентная связь. Ионные и молекулярные кристаллические решётки. Строение молекулы воды. | Давать определения понятий «электролит», «неэлектролит», «электролитическая диссоциация». Конкретизировать понятие «ион». Обобщить понятия «катион», «анион». | П. 35 Упр. 1, 2, 3 | ||||||
70 | 27.02. | Степень электролитической диссоциации. Сильные и слабые электролиты. | Диссоциация. Электролиты. Сильный электролит. Слабый электролит. | П. 35 до конца. упр. 3, 4,5. | |||||||
71 | 03.03. | Основные положения теории электролитической диссоциации. | Диссоциация. Ассоциация. Ионы: простые, сложные, катионы, анионы, гидра тированные | П. 36.. Упр. 3, | |||||||
72 | 05.03. | Кислоты в свете ТЭД. | Кислоты. Состав кислот. Диссоциация. | Исследовать свойства растворов электролитов. Характеризовать условия течения реакций до конца в растворах электролитов. | П.36. упр. 2, 5. | ||||||
73 | 06.03. | Основания в свете ТЭД. | Основания. Состав оснований. Диссоциация. | П. 36. упр. 1,5,6. | |||||||
74 | 10.03. | Соли в свете ТЭД. | Соли. Состав солей. Диссоциация. | П.36. упр. 4 | |||||||
75 | 12.03. | Решение задач на тему: «Растворы. Электролитическая диссоциация». | Решить Задачу № 3. | ||||||||
76 | 13.03. | Ионные уравнения. | Реакция нейтрализации. Молекулярное и ионное уравнения реакций. | П. 37. упр. 1 –5. | |||||||
77 | 17.03. | Кислоты, их классификация и свойства. | Катион водорода. Одноосновные, двухосновные, трёхосновные | Исследовать свойства изучаемых веществ. Классифицировать изучаемые вещества по составу и свойствам. Характеризовать состав и свойства веществ основных классов неорганических соединений. | П.3 8. упр.1 -6 | ||||||
78 | 19.03. | Основания, их классификация, свойства. | Диссоциация. Гидроксид – ион. Определение оснований и их свойства. | П. 39. упр. 1 – 5. | |||||||
79. | 20.03. | Оксиды, их классификация и свойства. | Основные, кислотные, солеобразующие, несолеобразующие оксиды. | П. 40 упр. 1 –5. | |||||||
80 | 31.03. | Соли, их классификация и свойства. | Диссоциация. Классификация солей: средние, основные, кислые. Типичные свойства средних солей. | П.41. упр. 1 – 5. | |||||||
81 | 02.04. | Генетическая связь между классами веществ. | Генетический ряд металлов и его разновидности. Генетический ряд неметаллов и его разновидности. | П. 42. упр. 1 –5. | |||||||
82 | 03.04. | Окислительно-восстановительные реакции. | Электроотрицательность. Окислительно-восстановительные реакции. | П. 43. упр. 1 – 3. | |||||||
83 | 07.04. | Процессы окисления и восстановления | Окислитель, восстановитель, процесс окисления. Процесс восстановления. | П. 43. упр.4–8 | |||||||
84. 85 | 09.04. 10.04. | «Решение экспериментальных задач по теме: «Основные классы неорг. Соединений». | |||||||||
86 | 14.04. | Подготовка к контрольной работе. | Задача 1, 2. | ||||||||
87 | 16.04. | Контрольная работа № 5 по теме: «Растворы». | повторение | ||||||||
88 | 17.04. | Анализ контрольной работы. | |||||||||
Практикум 2. Свойства растворов электролитов. ( 4ч.) | |||||||||||
89 | 21.04. | П.Р.№ 6 Реакции ионного обмена идущие до конца. Проведение серий реакций, сопровождающихся образованием осадка, газа, слабого электролита воды. | П.Р.№ 6 | ||||||||
90 | 23.03. | П,Р. № 7 Условия протекания химических реакций между растворами электролитов до конца. | П.Р. № 7 | ||||||||
91 | 24.04. | П.Р. № 8 Свойства оснований, кислот, солей , оксидов | П.р. № 8 | ||||||||
92 | 28.04. | П.Р. № 9 Решение экспериментальных задач | П.р. № 9 | ||||||||
Тема № 6 Портретная галерея великих химиков (6ч.) | |||||||||||
93 | 30.04. | Парацельс. Роберт Бойль. М.В. Ломоносов. Повторение материала | Стр. 244 | ||||||||
94 95 | 05.05. 07.05. | А.Л.Лавуазье. К.Л.Бертолле. Д.Дальтон. Повторение материала 8 класса | Стр.246 | ||||||||
96 | 08.05. | А. Авогадро. Повторение материала 8 класса | Стр. 256 | ||||||||
97 98 | 12.05. 14.05. | Д.И.Менделеев. Повторение материала 8 класса | Стр. 258 | ||||||||
Тема № 8. Повторение материала за курс 8 класса» (7 часов) | |||||||||||
99 | 15.05. | Химическая связь. Строение атома | |||||||||
100 | 19.05. | Генетическая связь между классами неорганических соединений. | |||||||||
101 | 21.05. | Ионные уравнения. | |||||||||
102 103 | 22.05. 26.05. | Решение задач. | |||||||||
104 | 28.05. | Итоговая контрольная работа по химии за курс 8 класса. | |||||||||
105 | 29.05. | Подведение итогов за 8 класс. |
Раздел VI. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА И СИСТЕМА ИХ ОЦЕНКИ
В результате изучения химии на базовом уровне ученик должен
знать/понимать:
химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ, уравнения химических реакций;
важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, аллотропия, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология;
основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;
основные теории химии: химической связи, электролитической диссоциации, строения органических соединений;
важнейшие вещества и материалы: основные металлы и сплавы; серная, соляная, азотная и уксусная кислоты; щелочи, аммиак, минеральные удобрения, метан, этилен, ацетилен, бензол, этанол, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы;
уметь:
называть: знаки химических элементов, изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре;
определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, характер среды в водных растворах неорганических соединений, окислитель и восстановитель, принадлежность веществ к различным классам органических соединений;
характеризовать: элементы малых периодов по их положению в периодической системе Д.И.Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений; строение и химические свойства изученных органических соединений;
объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения; природу химической связи (ионной, ковалентной, металлической), зависимость скорости химической реакции и положения химического равновесия от различных факторов;
выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических (кислород, водород, углекислый газ, аммиак, растворы кислот и щелочей, хлорид-, сульфат -, карбонат-ионы, ионы аммония) и органических веществ;
вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения, массовую долю растворённого вещества в растворе, количество вещества, объём или массу реагентов или продуктов реакции.
проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;
экологически грамотного поведения в окружающей среде;
оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;
приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве;
критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.
Формы текущего контроля и промежуточной аттестации
Текущий контроль - позволяет дать оценку результатам повседневной работы. В процессе данного вида контроля устанавливается не только результат предшествующей работы, качество усвоения знаний, умений, навыков, но и готовность учащихся к восприятию нового материала. Текущий контроль как наиболее оперативная и динамичная проверка результатов позволяет выяснить сдвиг в развитии учеников и содействует организации ритмичной работы учащихся. Основная цель данного контроля – анализ хода формирования ЗУН, что дает учителю и ученику возможность своевременно отреагировать на недостатки, выявить их причины, принять необходимые меры к устранению, возвратиться к еще не усвоенным правилам, операциям и действиям.
Устный контроль – предназначен для проверки умения воспроизводить изученное, обосновывать отдельные понятия, законы, явления.
При фронтальной работе опрашивается весь класс. Желающие отвечают на вопросы с места, уточняя, дополняя друг друга.
Индивидуальная форма представляет ответы на серию вопросов. Ученики следят за ответами друг друга, расширяют, углубляют их, дают про себя оценку уровню сформированности знаний
Беседа — форма организации урока, при которой ограниченная дидактическая единица передается в интерактивном информационном режиме для достижения локальных целей воспитания и развития.
Письменный контроль - осуществляется в конкретные отрезки времени. Находясь в жестком лимите времени, ученики должны проявить готовность мобилизовать усилия, знания и умение на безошибочное выполнение работы. Уроки письменного контроля обладают большой мобилизирующей силой, требуя от каждого ученика проявления наибольшей активности в выполнении предложенных заданий, что содействует формированию ответственного отношения к учебе.
Контрольная работа – используется при фронтальном текущем и итоговом контроле с целью проверки знаний, умений школьников по достаточно крупной и полностью изученной теме программы.
Предлагая проверочные контрольные работы, педагогу необходимо учитывать индивидуальные особенности детей. Учащимся предлагаются учебные задания в соответствии с их учебными возможностями, уровнем подготовки. Например, учащиеся могут решить более простую или сложную задачу, если рассчитывать трудность заданий таким образом, чтобы они были ориентированы на зону ближайшего развития учащегося.
Практическая работа, лабораторная работа – используется для формирования практических умений по проведению и описанию опытов, наблюдений, исследований с целью закрепления теоретических знаний
Формами промежуточной аттестации являются задания, нацеленные на проверку трех уровней усвоения.
1 уровень воспроизведения (вопросы репродуктивного характера). Обучаемый может воспроизвести (повторить) информацию, операции, действия, решить типовые задачи, рассмотренные при обучении. Он обладает знанием-копией.
2 уровень умений и навыков (вопросы на установление последовательности, соответствия, задачи на применение ЗУН в стандартной ситуации). На этом уровне усвоения обучаемый умеет выполнять действия, общая методика и последовательность (алгоритм) которых изучены на занятиях, но содержание и условия их выполнения новые.
3 уровень применения ЗУН в нестандартной ситуации, прогнозирования, творчества (проблемные, исследовательские задачи).
Раздел VII. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЦЕССА
Натуральные объекты. Натуральные объекты, используемые в обучении химии, включают в себя коллекции минералов и горных пород, металлов и сплавов, минеральных удобрений, пластмасс, каучуков, волокон и т. д. Ознакомление учащихся с образцами исходных веществ, полупродуктов и готовых изделий позволяет получить наглядное представление об этих материалах, их внешнем виде, а также о некоторых физических свойствах. Значительные учебно-познавательные возможности имеют коллекции, изготовленные самими обучающимися. Предметы для таких коллекций собираются во время экскурсий и других внеурочных занятий.
Коллекции используются только для ознакомления учащихся с внешним видом и физическими свойствами изучаемых веществ и материалов. Для проведения химических опытов коллекции использовать нельзя.
Химические реактивы и материалы. Обращение со многими веществами требует строгого соблюдения правил техники безопасности, особенно при выполнении опытов самими учащимися. Все необходимые меры предосторожности указаны в соответствующих документах и инструкциях, а также в пособиях для учителей химии.
Наиболее часто используемые реактивы и материалы:
7) простые вещества - медь, натрий, кальций, алюминий, магний, железо, цинк, сера;
8) оксиды – меди (II), кальция, железа (III), магния;
9) кислоты - соляная, серная, азотная;
10) основания - гидроксид натрия, гидроксид кальция, гидроксид бария, 25%-ный водный раствор аммиака;
11) соли - хлориды натрия, меди (II), железа(III); нитраты калия, натрия, серебра; сульфаты меди(II), железа(II), железа(III), алюминия, аммония, калия, бромид натрия;
12) органические соединения - крахмал, глицерин, уксусная кислота, метиловый оранжевый, фенолфталеин, лакмус.
Химическая лабораторная посуда, аппараты и приборы. Химическая посуда подразделяется на две группы: для выполнения опытов учащимися и демонстрационных опытов.
Приборы, аппараты и установки, используемые на уроках химии, подразделяют на основе протекающих в них физических и химических процессов с участием веществ, находящихся в разных агрегатных состояниях:
3) приборы для работы с газами - получение, собирание, очистка, сушка, поглощение газов; реакции между потоками газов;
4) аппараты и приборы для опытов с жидкими и твердыми веществами - перегонка, фильтрование, кристаллизация; проведение реакций между твердым веществом и жидкостью, жидкостью и жидкостью, твердыми веществами.
Вне этой классификации находятся две группы учебной аппаратуры:
1). для изучения теоретических вопросов химии - иллюстрация закона сохранения массы веществ, демонстрация электропроводности растворов, демонстрация движения ионов в электрическом поле; для изучения скорости химической реакции и химического равновесия;
2). для иллюстрации химических основ заводских способов получения некоторых веществ (серной кислоты, аммиака и т. п.).
Вспомогательную роль играют измерительные и нагревательные приборы, различные приспособления для выполнения опытов.
Модели. Объектами моделирования в химии являются атомы, молекулы, кристаллы, заводские аппараты, а также происходящие процессы. В преподавании химии используются модели кристаллических решеток алмаза, графита, серы, фосфора, оксида углерода(IV), иода, железа, меди, магния. Наборы моделей атомов для составления шаростержневых моделей молекул при изучении органической химии.
Учебные пособия на печатной основе. В процессе обучения химии используются следующие таблицы постоянного экспонирования: «Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева», «Таблица растворимости кислот, оснований и солей», «Электрохимический ряд напряжений металлов».
Для организации самостоятельной работы обучающихся на уроках используют разнообразные дидактические материалы: тетради на печатной основе, карточки с заданиями разной степени трудности для изучения нового материала, самопроверки и контроля знаний учащихся.
Экранно-звуковые средства обучения. Экранно-звуковые пособия делятся на три большие группы: статичные, квазидинамичные и динамичные. Статичными экранно-звуковыми средствами обучения являются диафильмы, диапозитивы (слайды), единичные транспаранты для графопроектора. Серии транспарантов позволяют имитировать движение путем последовательного наложения одного транспаранта на другой. Такие серии относят к квазидинамичным экранным пособиям.
Динамичными экранно-звуковыми пособиями являются произведения кинематографа: документального, хроникального, мультипликационного. К этой же группе относятся экранно-звуковые средства обучения, для предъявления информации которых необходима компьютерная техника.
Технические средства обучения. При комплексном использовании средств обучения неизбежен вопрос о возможности замены одного пособия другим, например демонстрационного или лабораторного опыта его изображением на экране. Информация, содержащаяся в экранном пособии, представляет собой лишь отражение реального мира, и поэтому она должна иметь опору в чувственном опыте обучающихся. В противном случае формируются неправильные и формальные знания. Особенно опасно формирование иска-женных пространственно-временных представлений, поскольку экранное пространство и время значительно отличаются от реального пространства и времени. Экранное пособие не может заменить собой реальный объект в процессе его познания ввиду того, что не может быть источником
чувственного опыта о свойствах, существенных при изучении химии: цвете, запахе, кристаллическом строении и т. д. В то же время при наличии у учащихся достаточных чувственных знаний на некоторых этапах обучения воспроизведение химического опыта в экранном пособии может быть более целесообразным, чем его повторная демонстрация.
Литература для учителя
- Габриелян О.С. ПРОГРАММА КУРСА ХИМИИ для 8- 11 классов общеобразовательных учреждений ДРОФА. МОСКВА. 2007год.
- Габриелян О.С. Химия. 9 класс. Дрофа. МОСКВА.2009год.
- Габриелян О.С., Остроумова И.Г. Настольная книга учителя. Химия. 9кл
- Методическое пособие. - М.: Дрофа, 2002- 2003.
- Габриелян О.С., Березкин П.Н., Ушакова А.А. и др.- Химия. 9кл.: Контрольные и проверочные работы к учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 9». М.: Дрофа, 2008г.
- Габриелян, О.С. Химия. 8-9классы: метод. пособие. О.С. Габриелян, Яшукова.- 2е изд., перераб.- М.: Дрофа, 2008.
- Габриелян О.С., Яшукова А В. Рабочая тетрадь. 9кл. К учебнику О.С.
- Габриеляна «Химия.9.».-М.: Дрофа, 2007.
- Габриелян О. С. Изучаем химию в 9 классе (дидактические материалы). Москва «БЛИК и КО» 2005г.
- Каверина А.А. и др. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по химии. - 2-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2005 г. - 48 с.
- Курдюмова Т.Н., Новшанская Н.С. Сборник контрольных работ и тестов по химии для 8-11 классов: Кн. Для учителя. - М.: Просвещение, 2007 г. - 158с.
- Контрольные и проверочные работы ХИМИЯ к учебнику О. С. Габриеляна «Химия. 9» ДРОФА. МОСКВА. 2004год.
- Маршанова Г.Л. 500 задач по химии. 8-11 класс. - М.: Издат.-школа, 2004 г.
- Насонова А.Е. Химия в таблицах. 8-11 класс: Справочное пособие. - М.: Дрофа,- 2007г.-96 с.
- Радецкий A.M., Горшкова В.П. Дидактический материал по химии для 8-9 классов: Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2006 г. - 77 с.
- Рябов М.А. Тесты по химии: 9кл.: к учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 9кл.» М.А.Рябов, Е.Ю.Невская.- М.: «Экзамен», 2006.
- Е. В. Савинкина, Н. Д. Свердлова Сборник задач и упражнений по химии к учебнику О.С. Габриеляна « химия 9 класс». Москва. Издательство «ЭКЗАМЕН» 2006г.
Литература для учащихся
- Вивюрский В.Я. Учись приобретать и применять знания по химии. Москва «ВЛАДОС» 2007г.
- Габриелян, О.С. Химия. 9 класс: учеб. Для общеобразовательных учреждений ( О.С.Габриелян.—14е изд., перераб.—М.: Дрофа, 2008).
- Габриелян О.С., Яшукова А В. Рабочая тетрадь. 9кл. К учебнику О.С. Габриеляна «Химия.9.».-М.: Дрофа, 2007.
- Габриелян О С., Воскобойникова Н.П. Химия в тестах, задачах, упражнениях. 8—9кл.- М: Дрофа, 2005.
- Пичугина Г.В. Повторяем химию на примерах из повседневной жизни. Издательство «Аркти» Москва. 2007г.
- Рябов М.А. Тесты по химии: 9кл.: к учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 9кл.» М.А.Рябов, Е.Ю.Невская.- М.: «Экзамен», 2006.
- Савинкина Е.В. Свердлова Н. Д. Сборник задач и упражнений по химии к учебнику О.С. Габриеляна « химия 9 класс». Москва. Издательство «ЭКЗАМЕН» 2006г.
- Хомченко И.Г. Решение задач по химии.—М.: «Новая Волна», 2005.
СОГЛАСОВАНО Руководитель РМО учителей (предмет) __________ ФИО подпись Протокол №___ От «____»_________________2014 года | |
РЕКОМЕНДОВАТЬ РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ К УТВЕРЖДЕНИЮ Протокол заседания Школьного МО МБОУ «Аграфеновская СОШ» от «____» августа 2014 года №____ Председатель ШМО __________ | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР __________________ Н.Б.Будникова «____» августа 2014 года |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна
Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...
Рабочая программа по химии (класс естественнонаучный)
Рабочая программа по химии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования.Рабочая программа конкретизирует содержание предметных ...
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Рабочая программа по химии для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна
Рабочая программа по химии для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...
Рабочая программа по химии для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна
Рабочая программа по химии для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...
Рабочая программа по химии для 10-11 классов, составленная на основе авторской программы М.Н.Афанасьева, Москва "Просвещение" 2017г к учебникам " Химия.10 класс" и ""Химия. 11класс" Г.Е Рудзитиса ФГ Фельдмана, Москва "Просвещение"
Данная рабочая программа реализуется в учебниках для общеобразовательных учреждений авторов Г.Е. Рудзитиса и Ф.Г. Фельдмана «Химия. 10 класс» и «Химия 11 класс». Рабочая ...
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...