Рабочие программы по химии
рабочая программа по химии на тему
Рабочие программы по учебнику Новошинского И.И., Новошинской Н.С.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_8_klass_novoshinskiy.doc | 163.5 КБ |
rabochaya_programma_9_klass._novoshinskiy.doc | 150 КБ |
rabochaya_programma_10_klass_novoshinskiy.docx | 34.79 КБ |
rabochaya_programma._11_klass._novoshinskiy.docx | 40.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с.Маскара»
Кукморского муниципального района Республики Татарстан
Рассмотрено на заседании Согласовано с зам. Утверждаю
МО учителей-предметников директора по УР МБОУ Директор МБОУ «СОШ с.Маскара»
естественного цикла «СОШ с.Маскара» __________ М.В.Хадиев
Протокол №1 от «25» августа 2014 г. _______Аглиуллина М.Ш. Введено в действие приказом
Руководитель МО ______ Гарипова А.И 27 августа 2014 г. №142 от 29.08.2014 г.
Рабочая программа
по химии для 8 класса основного общего образования
ФИО, должность автора-составителя рабочей программы Мустафина Ильзия Райнуровна,
учитель биологии и химии
Год разработки программы 2014-2015 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по химии 8 класса составлена на основе:
- федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (Приказ МО и Н РФ от 5 марта 2004г. №1089),
- Примерной программы основного общего образования по химии, М.:Дрофа,2010.-112 с.
- Программы по химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений. Новошинский И.И., Новошинская Н.С – М.: ООО « ТИД Русское слово – РС», 2012. – 88с.
- образовательной программы МБОУ «СОШ с.Маскара» Кукморского муниципального района РТ,
- Учебного плана 1-11 классов муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа с.Маскара» Кукморского муниципального района Республики Татарстан на 2014 – 2015 учебный год (Приказ №142 от 29 августа 2014 г.)
По учебному плану 1-11 классов муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа с.Маскара» Кукморского муниципального района Республики Татарстан на 2014 – 2015 учебный год на изучение химии в 8 классе отводится 68 часов, 2 часа в неделю.
Используемый учебно-методический комплект:
- Новошинский И. И., Новошинская Н. С. Химия.: учеб. для 8 кл. общеобразоват. учеб. заведений. -М.: “Русское слово”, 2008 г.
Цель курса:
освоить важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике и овладеть умениями наблюдать химические явления
Задачи:
- развивать познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельно приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
- воспитывать отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
- применить полученные знания и умения для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Учебно-тематический план
№ | Название раздела | Количество часов | Лабораторные и практические работы |
1 | Методы познания веществ и химических явлений | 3 | 2 |
2 | Вещество | 30 | 2 |
3 | Химическая реакция | 23 | 7 |
4 | Важнейшие классы неорганических соединений, способы их получения и химические свойства | 11 | 2 |
5 | Химия и жизнь | 1 | - |
Итог | 68 |
Содержание программы
Методы познания веществ и химических явлений (3 ч)
Химия как часть естествознания. Химия- наука о веществах, их строении, свойствах и превращениях.
Наблюдение, описание, измерение, эксперимент, моделирование. Понятие о химическом анализе и синтезе.
Экспериментальное изучение химических свойств неорганических веществ.
Проведение расчетов на основе формул и уравнений реакций: 1) массовой доли химического элемента в веществе; 2) массовой доли растворенного вещества в растворе; 3) количества вещества, массы или объемы по количеству вещества, массе или объему одного из реагентов или продуктов реакции.
Практические работы
Правила работы в школьной лаборатории. Лабораторная посуда и оборудование. Нагревательные устройства. Правила безопасности.
Вещества и их физические свойства.
Вещество (30 ч)
Атомы и молекулы. Химический элемент. Знаки химических элементов, химические формулы. Закон постоянства состава.
Относительные атомная и молекулярная массы. Количество вещества, моль. Молярная масса. Молярный объем.
Чистые вещества и смеси веществ.
Качественный и количественный состав вещества. Простые и сложные вещества. Основные классы неорганических веществ.
Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. Группы и периоды периодической системы.
Строение атома. Ядро ( протоны, нейтроны) и электроны. Изотопы. Строение электронных оболочек атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И.Менделеева.
Строение молекул. Химическая связь. Типы химических связей: ковалентная (полярная и неполярная), ионная, металлическая. Понятие о валентности и степени окисления.
Вещества в твердом, жидком и газообразном состоянии. Кристаллические и аморфные вещества. Типы кристаллических решеток (атомная, молекулярная, ионная и металлическая).
Лабораторные работы
Определение принадлежности веществ к простым или сложным по их формулам.
Определение принадлежности соединений к соответствующему классу по их формулам.
Химическая реакция (23 ч)
Химическая реакция. Условия и признаки химических реакций. Сохранение массы веществ при химических реакциях.
Классификация химических реакций по различным признакам: числу и составу исходных и полученных веществ; изменению степеней окисления химических элементов; поглощению или выделению энергии. Понятие о скорости химических реакций.
Электролитическая диссоциация веществ в водных растворах. Электролиты и неэлектролиты. Ионы. Катионы и анионы. Электролитическая диссоциация кислот, щелочей и солей. Реакции ионного обмена.
Лабораторные работы
Физические и химические явления.
Проведение химических реакций при нагревании. Типы химических реакций.
Индикаторы. Окраска индикаторов в различных средах.
Условия протекания реакций ионного обмена в растворах.
Практические работы
Взвешивание. Приготовление раствора с определенной массовой долей растворенного вещества. Получение кристаллов солей.
Разделение смесей. Очистка загрязненной поваренной соли. Фильтрование.
Проведение химических реакций в растворах. Признаки химических реакций.
Важнейшие классы неорганических соединений, способы их получения
и химические свойства (11 ч)
Основные оксиды. Кислотные и амфотерные оксиды. Основания. Кислоты. Амфотерные гидроксиды. Положение элементов в периодической системе и кислотно-основные свойства их оксидов и гидроксидов. Соли. Генетическая связь между классами неорганических веществ.
Лабораторные работы
Взаимодействие оксида магния с кислотами.
Обнаружение кислот и оснований.
Химия и жизнь (1 ч)
Человек в мире веществ, материалов и химических реакций.
Проблемы безопасного использования веществ и химических реакций в повседневной жизни. Токсичные, горючие и взрывоопасные вещества. Бытовая химическая грамотность.
Календарно- тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Дата проведения | Примечание | |||
План | Факт | |||||
Методы познания веществ и химических явлений (3 ч) | ||||||
1 | Химия как часть естествознания. Химия-наука о веществах, их строении, свойствах и превращениях. Вещество. Тело Понятие о химическом анализе и синтезе. | 3.09 |
| |||
2 | Наблюдение, описание, измерение, эксперимент. Практическая работа №1 «Правила работы в школьной лаборатории. Лабораторная посуда и оборудование. Нагревательные устройства. Правила безопасности» | 5.09 | ||||
3 | Физические свойства веществ Практическая работа №2 «Вещества и их физические свойства» | 10.09 | ||||
Вещество (30 ч) | ||||||
4 | Атомы и молекулы. Строение молекул. Относительная атомная и молекулярная массы. Атомная единица массы. | 12.09 | ||||
5 | Химические элементы. Язык химии. Знаки химических элементов. | 17.09 |
| |||
6 | Строение атома. Ядро (протоны, нейтроны) и электроны. | 19.09 | ||||
7 | Изотопы | 24.09 |
| |||
8 | Строение электронной оболочки атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И.Меделеева | 26.09 | ||||
9 | Классификация элементов на основе строения их атомов | 1.10 |
| |||
10 | Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. Группы и периоды периодической системы. | 3.10 | ||||
11 | Периодическое изменение некоторых характеристик и свойств атомов химических элементов | 8.10 | ||||
12 | Характеристика химического элемента на основе его положения в периодической системе элементов и строения атома | 10.10 | ||||
13 | Обобщение и систематизация знаний по теме: «Строение атома. Структура периодической системы химических элементов Д.И.Менделеева» | 15.10 | ||||
14 | Химические формулы. Качественный и количественный состав вещества. | 17.10 | ||||
15 | Экспериментальное изучение химических свойств неорганических веществ. Вычисление массовой доли химического элемента в веществе по его формуле. | 22.10 | ||||
16 | Простые и сложные вещества. | 24.10 | ||||
17 | Лабораторная работа №1 «Определение принадлежности веществ к простым или сложным по их формулам» | 29.10 | ||||
18 | Контрольная работа №1 «Строение атома. Знаки химических элементов» | 31.10 | ||||
19 | Анализ контрольной работы | 12.11 | ||||
20 | Химическая связь. Типы химических связей: ковалентная (полярная и неполярная). | 14.11 | ||||
21 | Вещества молекулярного строения. Закон постоянство состава. | 19.11 | ||||
22 | Вещества в твердом, жидком и газообразным состоянии. Кристаллические и аморфные вещества. Типы кристаллических решеток (атомная, молекулярная). | 21.11 | ||||
23 | Типы химических связей: ионная, металлическая. Вещества немолекулярного строения. Типы кристаллических решеток (ионная и металлическая). | 26.11 | ||||
24 | Понятия о валентности и степени окисления. Составление химических формул бинарных соединений по степени окисления | 28.11 | ||||
25 | Количество вещества. Моль. Молярная масса. Молярный объем. | 3.12 | ||||
26 | Решение задач с использованием физических величин «количества вещества» и «молярная масса» | 5.12 | ||||
27 | Контрольная работа №2 «Строение веществ» | 10.12 | ||||
28 | Анализ контрольной работы | 12.12 | ||||
29 | Основные классы неорганических веществ. Оксиды | 17.12 | ||||
30 | Основные классы неорганических веществ. Основания | 19.12 | ||||
31 | Основные классы неорганических веществ. Кислоты | 24.12 | ||||
32 | Соли Лабораторная работа № 2 «Определение принадлежности соединений к соответствующему классу по их формулам» | 26.12 | ||||
33 | Обобщение и систематизация знаний по теме «Классификация сложных неорганических веществ» | 14.01 | ||||
Химическая реакция (23ч) | ||||||
34 | Физические и химические явления. Химические реакции. Лабораторная работа № 3 «Физические и химические явления» | 16.01 | ||||
35 | Сохранение массы веществ при химических реакциях. Уравнения химических реакций | 21.01 |
| |||
36 | Условия и признаки химических реакций. Практическая работа № 3 « Проведение химических реакций в растворах. Признаки химических реакций» | 23.01 | ||||
37 | Классификация химических реакций по различным признакам: числу и составу исходных и полученных веществ. | 28.01 | ||||
38 | Классификация химических реакций по различным признакам: числу и составу исходных веществ, поглощению или выделению энергии. Лабораторная работа № 4 «Проведение химических реакций при нагревании. Типы химических реакций» | 30.01 | ||||
39 | Проведение расчетов на основе уравнений реакций: количества вещества, массы или объема по количеству вещества, массе или объему одного из реагентов или продуктов реакции. | 4.02 | ||||
40 | Расчеты по термохимическим уравнениям | 6.02 | ||||
41 | Основные положения атомно-молекулярного учения | 11.02 | ||||
42 | Контрольная работа №3 «Химические реакции» | 13.02 | ||||
43 | Анализ контрольной работы. | 18.02 | ||||
44 | Чистые вещества и смеси. Природные смеси: воздух, природный газ, нефть, природные воды. Разделение смесей веществ. | 20.02 | ||||
45 | Практическая работа № 4 «Разделение смесей. Очистка загрязненной поваренной соли. Фильтрование. Получение кристаллов солей». | 25.02 | ||||
46 | Растворы. Растворимость веществ в воде | 27.02 | ||||
47 | Практическая работа № 5 «Взвешивание. Приготовление раствора с определенной массовой долей растворенного вещества » | 4.03 | ||||
48 | Массовая доля растворенного вещества в растворе | 6.03 | ||||
49 | Электролитическая диссоциация веществ в водных растворах. Электролиты и неэлектролиты. | 11.03 | ||||
50 | Основные положения теории электролитической диссоциации. Ионы. Катионы и анионы. | 13.03 | ||||
51 | Электролитическая диссоциация кислот, щелочей и солей. | 18.03 | ||||
52 | Среда водных растворов электролитов | 20.03 | ||||
53 | Лабораторная работа № 5 «Индикаторы. Окраска индикаторов в различных средах» Среда водных растворов электролитов | 1.04 | ||||
54 | Реакции ионного обмена | 3.04 | ||||
55 | Реакции ионного обмена Лабораторная работа № 6 «Условия протекания реакций ионного обмена в растворах» | 8.04 | ||||
56 | Обобщение и систематизация знаний по теме «Растворы. Электролитическая диссоциация» | 10.04 | ||||
Важнейшие классы неорганических соединений, способы их получения и химические свойства (11 ч) | ||||||
57 | Основные оксиды Лабораторная работа № 7 «Взаимодействие оксида магния с кислотами» | 15.04 | ||||
58 | Кислотные и амфотерные оксиды | 17.04 | ||||
59 | Основания | 22.04 | ||||
60 | Кислоты Лабораторная работа № 8 «Обнаружение кислот и оснований» | 24.04 | ||||
61 | Кислоты | 29.04 | ||||
62 | Амфотерные гидроксиды | 6.05 | ||||
63 | Промежуточная аттестация. Контрольная работа. | 8.05 | ||||
64 | Положение элементов в периодической системе и кислотно-основные свойства их оксидов и гидроксидов | 13.05 | ||||
65 | Соли | 15.05 | ||||
66 | Генетическая связь между классами неорганических веществ | 20.05 | ||||
67 | Обобщение и систематизация знаний по теме « Важнейшие классы неорганических соединений, способы их получения, химические свойства» | 22.05 | ||||
Химия и жизнь ( 1 ч) | ||||||
68 | Человек в мире веществ, материалов и химических реакций. Проблемы безопасного использования веществ и химических реакций в повседневной жизни. Токсичные, горючие и взрывоопасные вещества. Бытовая химическая грамотность. | 27.05 |
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения химии ученик должен
Знать\понимать
- химические символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;
- важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, химическая реакция, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация;
- основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;
Уметь
- называть: химические элементы, соединения изученных классов;
- объяснять: физический смысл атомного (порядкового )номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д.И.Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; сущность реакций ионного обмена;
- характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И.Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; химические свойства основных классов неорганических веществ;
- определять: состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений , типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, тип химической связи в соединениях, возможность протекания реакций ионного обмена;
- составлять: формулы неорганических соединений изученных классов схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И.Менделеева; уравнения химических реакций;
- вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количества вещества, объем или массе реагентов или продуктов реакции;
использовать приобретение знания и умения в практической
деятельности и повседневной жизни для:
- безопасного обращения с веществами и материалами;
- экологически грамотного поведения в окружающей среды на организм человека;
- оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека
- критический оценки информации о веществах, используемых в быту;
- приготовления растворов заданной концентрации.
Литература
- Учебник: Химия 8 кл. Учебник для общеобразовательных учреждений Новошинский И.И., Новошинская Н.С. Москва. “Русское слово” 2008 год.
- Программа по химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений / И.И.Новошинский, Н.С. Новошинская.-2-е изд.-М.: ООО “ТИД Русское слово-РС”, 2012.-88 с.
- Сборник нармотивных документов. Химия / Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев.- 3-е изд., стереотип.-М.:Дрофа,2010.-112 с.
- Журнал “Химия в школе”.
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с.Маскара»
Кукморского муниципального района Республики Татарстан
Рассмотрено на заседании Согласовано с зам. Утверждаю
МО учителей-предметников директора по УР МБОУ Директор МБОУ «СОШ с.Маскара»
естественного цикла «СОШ с.Маскара» __________ М.В.Хадиев
Протокол №1 от «25» августа 2014 г. _______Аглиуллина М.Ш. Введено в действие приказом
Руководитель МО ______ Гарипова А.И 27 августа 2014 г. №142 от 29.08.2014 г.
Рабочая программа
по химии для 9 класса основного общего образования
ФИО, должность автора-составителя рабочей программы Мустафина Ильзия Райнуровна,
учитель биологии и химии
Год разработки программы 2014-2015 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по химии 9 класса составлена на основе:
- федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (Приказ МО и Н РФ от 5 марта 2004г. №1089),
- Примерной программы основного общего образования по химии, М.:Дрофа,2010.-112 с.
- Программы по химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений. Новошинский И.И., Новошинская Н.С – М.: ООО « ТИД Русское слово – РС», 2012. – 88с.
- образовательной программы МБОУ «СОШ с.Маскара» Кукморского муниципального района РТ,
- Учебного плана 1-11 классов муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа с.Маскара» Кукморского муниципального района Республики Татарстан на 2014 – 2015 учебный год (Приказ №142 от 29 августа 2014 г.)
По учебному плану 1-11 классов муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа с.Маскара» Кукморского муниципального района Республики Татарстан на 2014 – 2015 учебный год на изучение химии в 9 классе отводится 68 часов, 2 часа в неделю.
Используемый учебно-методический комплект:
- Новошинский И. И., Новошинская Н. С. Химия.: учеб. для 9 кл. общеобразоват. учеб. заведений. -М.: “Русское слово”, 2008 г.
Цель курса:
освоить важнейших знаний об основных понятиях и законах химии и овладеть умениями проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций
Задачи:
- развивать познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельно приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
- воспитывать отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
- применить полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Учебно-тематический план
№ | Название раздела | Количество часов | Лабораторные и практические работы |
1 | Повторение некоторых вопросов курса химии 8 класса | 2 | 1 |
2 | Окислительно-восстановительные реакции | 3 | - |
3 | Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева – основа изучения свойств соединений | 4 | - |
4 | Элементарные основы неорганической химии | 47 | 9 |
5 | Первоначальные представления о органических веществах | 10 | - |
6 | Химия и жизнь | 2 | _ |
Итог | 68 |
Содержание программы
Повторение некоторых вопросов курса химии 8 класса (2ч)
Свойства простых веществ металлов и неметаллов, оксидов, оснований, кислот, солей.
Практические работы
Решение экспериментальных задач по темам: «Важнейшие классы неорганических соединений. Реакции ионного обмена».
Окислительно-восстановительные реакции (3 ч)
Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель.
Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева – Основа изучения свойств соединений (4ч)
Открытие периодического закона. Периодический закон и Периодическая система элементов в свете современных представлений.
Характеристика химического элемента и его соединений на основе положения в периодической системе. Значение периодического закона.
Элементарные основы неорганической химии (47 ч)
Свойства простых веществ (металлов и неметаллов), оксидов, оснований, кислот, солей.
Водород. Водородные соединения неметаллов. Кислород. Озон. Вода.
Галогены. Галогеноводородные кислоты и их соли.
Сера. Оксид серы. Серная кислоты и их соли.
Азот. Аммиак. Соли аммония. Оксиды азота. Азотная кислота и ее соли.
Фосфор. Оксид фосфора. Ортофосфорная кислота и ее соли.
Углерод. Алмаз, графит. Угарный и углекислый газы. Угольная кислота и ее соли.
Кремний. Оксид кремния. Кремниевая кислота.
Щелочные и щелочноземельные металлы и их соединения.
Алюминий. Амфотерность оксида и гидроксиды.
Железо. Оксиды, гидроксиды и соли железа.
Лабораторные работы
Вытеснение одних галогенов другими из их соединений.
Качественная реакция на соли аммония.
Получение гидроксида алюминия и исследование его кислотно-основных свойств.
Жесткость воды и ее устранения.
Практические работы
Решение экспериментальных задач «Галогены».
Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа кислорода».
Получение аммиака и изучение его свойств. Соли аммония.
Получение оксида углерода (IV) и изучение его свойств. Распознавание карбонатов.
Решение экспериментальных задач по теме «Металлы».
Первоначальные представления об органических веществах (10 ч)
Первоначальные сведения о строение органических веществ.
Углеводороды: метан, этан, этилен.
Спирты (метанол, этанол, глицерин) и карбоновые кислоты (уксусная, стеариновая) как представители кислородсодержащих органических соединений.
Биологически важные вещества: жиры, углеводы, белки.
Химия и жизнь (2 ч )
Химия и здоровье. Лекарственные препараты; проблемы, связанные с их применением.
Природные источники углеводородов. Нефть и природный газ, их применение. Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Дата проведения | Примечание | ||||||||||||
План | Факт | ||||||||||||||
Повторение некоторых вопросов курса химии 8 класса (2ч) | |||||||||||||||
1/1 | Свойства простых веществ металлов и неметаллов, оксидов, оснований, кислот, солей. | 2.09 | |||||||||||||
2/2 | Практическая работа №1 Решение экспериментальных задач по темам: «Важнейшие классы неорганических соединений. Реакции ионного обмена». | 5.09 | |||||||||||||
Окислительно-восстановительные реакции (3ч) | |||||||||||||||
1/3 | Классификация химических реакций по различным признакам: изменению степеней окисления химических элементов. Окислительно-восстановительные реакции. | 9.09 | |||||||||||||
2/4 | Окислитель и восстановитель. Окислительно-восстановительная двойственность. | 12.09 | |||||||||||||
3/5 | Алгоритм составления окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса. | 16.09 | |||||||||||||
Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева – Основа изучения свойств соединений (4ч) | |||||||||||||||
1/6 | Открытие периодического закона | 19.09 | |||||||||||||
2/7 | Периодический закон и Периодическая система элементов в свете современных представлений. | 23.09 | |||||||||||||
3/8 | Характеристика химического элемента и его соединений на основе положения в периодической системе. Значение периодического закона. | 26.09 | |||||||||||||
4/9 | Обобщение и коррекция знаний по темам «Окислительно-восстановительные реакции» и «Периодический закон. Периодическая система химических элементов». | 30.09 | |||||||||||||
Элементарные основы неорганической химии (47 ч)
| |||||||||||||||
Водород и его важнейшие соединения (7 ч) | |||||||||||||||
1/10 | Водород. Водородные соединения неметаллов. | 3.10 | |||||||||||||
2/11 | Свойства и применение водорода. | 7.10 | |||||||||||||
3/12 | Газообразное состояние вещества. Получение газообразных веществ. | 10.10 | |||||||||||||
4/13 | Методы анализа веществ. Качественные реакции на газообразные вещества и ионы в растворе. | 14.10 | . | ||||||||||||
5/14 | Оксид водорода – вода. | 17.10 | |||||||||||||
6/15 | Обобщение и коррекция знаний по теме «Водород и его важнейшие соединения». | 21.10 | |||||||||||||
7/16 | Контрольная работа №1 «Окислительно-восстановительные реакции. Периодический закон и периодическая система химических элементов» | 24.10 | |||||||||||||
Галогены (5 ч) | |||||||||||||||
1/17 | Галогены. Галогеноводородные кислоты и их соли. Лабораторная работа №1 «Вытеснение одних галогенов другими из их соединений» | 28.10 | |||||||||||||
2/18 | Хлор. | 31.10 | |||||||||||||
3/19 | Хлороводород и соляная кислота. | 11.11 | |||||||||||||
4/20 | Изучение свойств соляной кислоты. Практическая работа №2. Решение экспериментальных задач «Галогены». | 14.11 | |||||||||||||
5/21 | Решение расчетных задач на избыток (недостаток) реагентов. | 18.11 | |||||||||||||
Скорость химических реакций (2 ч) | |||||||||||||||
1/22 | Понятие о скорости химических реакций. Катализаторы. | 21.11 | |||||||||||||
2/23 | Условия, влияющие на скорость химических реакций. Обратимые и необратимые реакции. | 25.11 | |||||||||||||
Подгруппа кислорода(9 ч) | |||||||||||||||
1/24 | Кислород. Озон. | 28.11 | |||||||||||||
2/25 | Сера | 2.12 | |||||||||||||
3/26 | Сероводород. Оксид серы(IV). Сернистая кислота и ее соли . | 5.12 | |||||||||||||
4/27 | Оксид серы(VI). Серная кислота и ее соли. | 9.12 | |||||||||||||
5/28 | Химизм промышленного способа получения серной кислоты. | 12.12 | |||||||||||||
6/29 | Проведение химических расчетов, связанных с участием веществ, содержащих примеси. | 16.12 | |||||||||||||
7/30 | Практическая работа №3. Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа кислорода». | 19.12 | |||||||||||||
8/31 | Обобщение и коррекция знаний по темам «Галогены», «Скорость химических реакций», «Подгруппа кислорода». | 23.12 | |||||||||||||
9/32 | Контрольная работа №2 «Галогены. Подгруппа кислорода» | 26.12 | |||||||||||||
Подгруппа азота (7 ч) | |||||||||||||||
1/33 | Азот и оксиды азота. | 13.01 | |||||||||||||
2/34 | Аммиак. Соли аммония. Лабораторная работа №2 «Качественная реакция на соли аммония». | 16.01 | |||||||||||||
3/35 | Практическая работа №4. «Получение аммиака и изучение его свойств. Соли аммония». | 20.01 | |||||||||||||
4/36 | Азотная кислота и ее соли. Круговорот азота в природе. | 23.01 | |||||||||||||
5/37 | Фосфор, оксид фосфора. Ортофосфорная кислота и ее соли. | 27.01 | |||||||||||||
6/38 | Ознакомление с минеральными удобрениями и их распознавание. | 30.01 | |||||||||||||
7/39 | Обобщение и коррекция знаний по теме «Подгруппа азота». | 3.02 | |||||||||||||
Подгруппа углерода (5 ч) | |||||||||||||||
1/40 | Углерод. Алмаз, графит. | 6.02 | |||||||||||||
2/41 | Угарный и углекислый газы. Угольная кислота и ее соли. | 10.02 | |||||||||||||
3/42 | Практическая работа № 5 «Получение оксида углерода (IV) и изучение его свойств. Распознавание карбонатов». | 13.02 | |||||||||||||
4/43 | Кремний. Оксид кремния, кремниевая кислота. Силикаты. Химические вещества как строительные и поделочные материалы (мел, мрамор, известняк, стекло, цемент). | 17.02 | |||||||||||||
5/44 | Контрольная работа №3 «Подгруппа азота и углерода» | 20.02 | |||||||||||||
Металлы и их соединения (12 ч) | |||||||||||||||
1/45 | Общая характеристика металлов. Получение и физические свойства металлов. | 24.02 | |||||||||||||
2/46 | Химические свойства металлов. Сплавы металлов. | 27.02 | |||||||||||||
3/47 | Вычисление массы(объема) компонентов в смеси. | 3.03 | |||||||||||||
4/48 | Алюминий. Амфотерность оксида и гидроксида. Лабораторная работа №3 «Получение гидроксида алюминия и исследование его кислотно-основных свойств». | 6.03 | |||||||||||||
5/49 | Щелочноземельные металлы и их соединения. Магний и кальций. | 10.03 | |||||||||||||
6/50 | Жесткость воды и способы ее устранения. Лабораторная работа №4 «Жесткость воды и ее устранения». | 13.03 | |||||||||||||
7/51 | Щелочные металлы и их соединения. | 17.03 | |||||||||||||
8/52 | Железо. Оксиды, гидроксиды и соли железа. | 20.03 | |||||||||||||
9/53 | Коррозия металлов. | 3.04 | |||||||||||||
10/54 | Практическая работа №6 Решение экспериментальных задач по теме «Металлы». | 7.04 | |||||||||||||
11/55 | Обобщение и коррекция знаний по теме «Металлы и их соединения». | 7.04 | |||||||||||||
12/56 | Контрольная работа №4 «Металлы и их соединения» | 10.04 | |||||||||||||
Первоначальные представления об органических веществах (10 ч) | |||||||||||||||
1/57 | Первоначальные сведения о строение органических веществ. | 14.04 | |||||||||||||
2/58 | Углеводороды: метан, этан. | 17.04 | |||||||||||||
3/59 | Углеводороды: этилен. Представления о полимерах на примере полиэтилена. | 21.04 | |||||||||||||
4/60 | Углеводороды: ацетилен | 24.04 | |||||||||||||
5/61 | Спирты (метанол, этанол, глицерин) как представители кислородсодержащих органических соединений. | 28.04 | |||||||||||||
6/62 | Карбоновые кислоты (уксусная, стеариновая) как представители кислородсодержащих органических соединений. Консерванты пищевых продуктов (поваренная соль, уксусная кислота). | 28.04 | |||||||||||||
7/63 | Промежуточная аттестация. Контрольная работа. | 5.05 | |||||||||||||
8/64 | Биологически важные вещества: жиры, углеводы. белки. Химия и пища. Калорийность жиров, углеводов и белков. | 8.05 | |||||||||||||
9/65 | Азотосодержащие органические соединения. | 12.05 | |||||||||||||
10/66 | Экспериментальное изучение химических свойств органических соединений. | 15.05 | |||||||||||||
Химия и жизнь (2 ч) | |||||||||||||||
1/67 | Химия и здоровье. Лекарственные препараты; проблемы, связанные с их применением. | 19.05 | |||||||||||||
2/68 | Природные источники углеводородов. Нефть и природный газ, их применение. Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия. | 22.05 |
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения химии ученик должен
знать\понимать
- химические символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;
- важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объем, химическая реакция, классификация реакций, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление;
- основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;
уметь
- называть: химические элементы, соединения изученных классов;
- объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д.И.Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; сущность реакций ионного обмена;
- характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И. Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; химические свойства основных классов неорганических веществ;
- определять: состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, тип химической связи в соединениях, возможность протекания реакций ионного обмена;
- составлять: формулы неорганических соединений изученных классов схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И.Менделеева; уравнения химических реакций;
- обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;
- распознавать опытным путем: кислород, водород, углекислый газ, аммиак; растворы кислот и щелочей, хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы;
- вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количества вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции;
использовать приобретение знания и умения в практической
деятельности и повседневной жизни для:
- безопасного обращения с веществами и материалами;
- экологически грамотного поведения в окружающей среды на организм человека;
- оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека
- критический оценки информации о веществах, используемых в быту;
- приготовления растворов заданной концентрации.
Литература
- Учебник. Химия 9 кл. Учебник для общеобразовательных учреждений (Новошинский И.И., Новошинская Н.С., Москва. ООО “Русское слово” 2008 год.
- Программа по химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений / И.И.Новошинский, Н.С. Новошинская.-2-е изд.-М.: ООО “ТИД Русское слово-РС”, 2012.-88 с.
- Сборник нармотивных документов. Химия / Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев.- 3-е изд., стереотип.-М.:Дрофа,2010.-112 с.
- Журналы “Химия в школе”
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с.Маскара»
Кукморского муниципального района Республики Татарстан
Рассмотрено на заседании Согласовано с зам. Утверждаю
МО учителей-предметников директора по УР МБОУ Директор МБОУ «СОШ с.Маскара»
естественного цикла «СОШ с.Маскара» __________ М.В.Хадиев
Протокол №1 от «25» августа 2014 г. _______Аглиуллина М.Ш. Введено в действие приказом
Руководитель МО ______ Гарипова А.И 27 августа 2014 г. №142 от 29.08.2014 г.
Рабочая программа
по химии для 10 класса среднего общего образования
ФИО, должность автора-составителя рабочей программы Мустафина Ильзия Райнуровна,
учитель биологии и химии
Год разработки программы 2014-2015 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по химии 10 класса составлена на основе:
- федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования (Приказ МО и Н РФ от 5 марта 2004г. №1089),
- Примерной программы среднего (полного) общего образования по химии (базовый уровень), М.:Дрофа,2010.-112 с.
- Программы по химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений. Новошинский И.И., Новошинская Н.С – М.: ООО « ТИД Русское слово – РС», 2012. – 88с.
- образовательной программы МБОУ «СОШ с.Маскара» Кукморского муниципального района РТ,
- Учебного плана 1-11 классов муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа с.Маскара» Кукморского муниципального района Республики Татарстан на 2014 – 2015 учебный год (Приказ №142 от 29 августа 2014 г.)
По учебному плану 1-11 классов муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа с.Маскара» Кукморского муниципального района Республики Татарстан на 2014 – 2015 учебный год на изучение химии в 10 классе отводится 34 часа, 1 час в неделю.
Используемый учебно-методический комплект:
Новошинский И. И., Новошинская Н. С. Химия.: учеб. для 11 кл. общеобразоват. учеб. заведений. М.: “Русское слово”, 2008 г.
Цель курса:
овладеть умениями характеризовать вещества, химические реакции и проводить расчеты по химической информации, оценивать ее достоверность; ориентироваться и принимать решения в проблемных ситуациях
Задачи:
- развивать познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;
- воспитывать убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде.
- применить полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Учебно-тематический план
№ | Название раздела | Количество часов | Практическая и лабораторная работа |
Органическая химия | 31 | 6 | |
1 | Введение | 2 | - |
2 | Предельные углеводороды | 2 | 1 |
3 | Непредельные углеводороды | 4 | - |
4 | Циклические углеводороды природные источники углеводородов | 3 | - |
5 | Функциональные производные углеводородов. Спирты, фенолы, амины | 5 | 1 |
6 | Альдегиды. Карбоновые кислоты и их производные | 6 | 2 |
7 | Полифункциональные соединения | 9 | 2 |
8 | Химия и жизнь | 3 | - |
| ВСЕГО | 34 |
Содержание программы
Органическая химия (31 ч)
Классификация и номенклатура органических соединений. Химические свойства основных классов органических соединений.
Теория строения органических соединений. Углеродный скелет. Радикалы. Функциональные группы. Гомологический ряд, гомологи. Структурная изомерия. Типы химических связей в молекулах органических соединений.
Углеводороды: алканы, алкены и диены, алкины, арены. Природные источники углеводородов: нефть и природный газ.
Кислородсодержащие соединения: одно- и многоатомные спирты, фенол, альдегиды, одноосновные карбоновые кислоты, сложные эфиры, жиры, углеводы.
Азотсодержащие соединения: амины, аминокислоты, белки.
Полимеры: пластмассы, каучуки, волокна.
Лабораторная работа
Модель молекулы метана.
Свойства глицерина. Качественная реакция на глицерина.
Сравнение свойств уксусной и соляной кислот.
Практические работы
Карбоновые кислоты и ее соли.
Углеводы.
Решение экспериментальных задач по теме «Качественные реакции на отдельные классы органических соединений»
Химия и жизнь (3 ч)
Химия и здоровье. Лекарства, ферменты, витамины, гормоны, минеральные воды. Проблемы, связанные с применением лекарственных препаратов.
Химия и пища. Калорийность жиров, белков и углеводов.
Химия в повседневной жизни. Моющие и чистящие средства. Правила безопасной работы со средствами бытовой химии. Бытовая химическая грамотность.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Дата проведения | Примечание | ||
План | Факт | ||||
Органическая химия ( 31 ч) | |||||
Введение (2ч) | |||||
1/ 1 | Предмет органической химии. Классификация и номенклатура органических соединений. Причины многообразия веществ: изомерия, гомология. | 2.09 | |||
2/2 | Теория строения органических веществ. | 9.09 | |||
Предельные углеводороды (2 ч) | |||||
1/3 | Типы химических связей в молекулах органических соединений. | 16.09 | |||
2/4 | Углеводороды: алканы. Гомологический ряд, номенклатура, гомология и структурная изомерия алканов. Радикалы. Лабораторная работа №1 «Модель молекулы метана» | 23.09 | |||
Непредельные углеводороды (4 ч) | |||||
1/5 | Углеводороды: алкены. Гомологический ряд, номенклатура, гомология и изомерия. Углеродный скелет | 30.09 | |||
2/6 | Получение, химические свойства и применение алкенов | 7.10 | |||
3/7 | Углеводороды: алкадиены. Гомологический ряд, номенклатура, гомология и изомерия. Натуральный и синтетический каучуки. | 14.10 | |||
4/8 | Углеводороды: алкины. Гомологический ряд, номенклатура, гомология и изомерия. Получение, свойства и применение алкинов. | 21.10 | |||
Циклические углеводороды природные источники углеводородов (3ч) | |||||
1/9 | Углеводороды: арены. Состав и строение. Получение, свойства и применение бензола | 28.10 | |||
2/10 | Природные источники углеводородов: нефть и природный газ. | 11.11 | |||
3/11 | Контрольная работа №1 «Углеводороды» | 18.11 | |||
Функциональные производные углеводородов. Спирты, фенолы, амины ( 5 ч) | |||||
1/12 | Функциональные группы. Кислородсодержащие соединения: одноатомные спирты. Гомологический ряд, гомологи. | 25.12 | |||
2/13 | Получение и применение предельных одноатомных спиртов | 2.12 | |||
3/14 | Кислородсодержащие соединения: многоатомные спирты Лабораторная работа №2 «Свойства глицерина. Качественная реакция на глицерина». | 9.12 | |||
4/15 | Кислородсодержащие соединения: фенолы. | 16.12 | |||
5/16 | 23.12 | ||||
Альдегиды. Карбоновые кислоты и их производные (6 ч) | |||||
1/17 | Кислородсодержащие соединения: альдегиды. Состав, номенклатура, получение, свойства и применение. | 13.01 | |||
2/18 | Кислородсодержащие соединения: одноосновные карбоновые кислоты. Состав, номенклатура, физические и химические свойства. Лабораторная работа №3 «Сравнение свойств уксусной и соляной кислот» | 20.01 | |||
3/19 | Получение и применение карбоновых кислот Практическая работа №1 «Карбоновые кислоты и ее соли» | 27.01 | |||
4/20 | Кислородсодержащие соединения: сложные эфиры карбоновых кислот | 3.02 | |||
5/21 | Кислородсодержащие соединения: жиры | 10.02 | |||
6/22 | Контрольная работа №2 «Функциональные производные углеводородов» | 17.02 | |||
Полифункциональные соединения (9 ч) | |||||
1/23 | Кислородсодержащие соединения: углеводы. Моносахариды. Состав, строение молекулы, свойства и применение глюкозы | 24.02 | |||
2/24 | Дисахариды. Сахароза, ее состав, свойства, нахождение в природе и применение | 3.03 | |||
3/25 | Полисахариды. Крахмал и целлюлоза как природные полимеры Практическая работа №2 «Углеводы» | 10.03 | |||
4/26 | Искусственные и синтетические волокна | 17.03 | |||
5/27 | Полимеры: пластмассы, каучуки и волокна. | 7.04 | |||
6/28 | Азотсодержащие соединения: аминокислоты | 14.04 | |||
7/29 | Азотсодержащие соединения: белки. | 21.04 | |||
8/30 | Практическая работа № 3 Решение экспериментальных задач по теме «Качественные реакции на отдельные классы органических соединений» | 28.04 | |||
9/31 | Обобщение и коррекция знаний по теме «Полифункциональные соединения» | 5.05 | |||
10/32 | Промежуточная аттестация. Контрольная работа. | 12.05 | |||
Химия и жизнь ( 4 ч ) | |||||
1/33 | Химия и здоровье. Лекарства, ферменты, витамины, гормоны, минеральные воды. Проблемы, связанные с применением лекарственных препаратов. Химия и пища. Калорийность жиров, белков и углеводов. | 19.05 | |||
2/34 | Химия в повседневной жизни. Моющие и чистящие средства. Правила безопасной работы со средствами бытовой химии. Бытовая химическая грамотность. | 26.05 |
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения химии ученик должен знать/понимать:
- важнейшие химические понятия: углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология;
- важнейшие вещества и материалы: метан, этилен, ацетилен, бензол, этанол, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, белки, искусственные и синтетические волокно, каучуки, пластмассы;
уметь
- называть изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре;
- определять: принадлежность веществ к различным классам органических соединений;
- характеризовать: основных классов органических соединений; строение и химические свойства изученных органических соединений;
- выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших органических веществ;
- проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных без данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;
- экологически грамотного поведения в окружающей среде;
- безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;
- приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве;
- критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.
Литература
1.Учебник.Органическая химия. Учебник для общеобразовательных учреждений. Новошинский И.И., Новошинская Н.С. Москва,Изд. “Русское слово”, 2008 год.
2. Сборник нармотивных документов. Химия / Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев.- 3-е изд., стереотип.-М.:Дрофа,2010.-112 с.
3. Программа по химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений / И.И.Новошинский, Н.С. Новошинская.-2-е изд.-М.: ООО “ТИД Русское слово-РС”, 2012.-88 с.
4. Журнал химия в школе.
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с.Маскара»
Кукморского муниципального района Республики Татарстан
Рассмотрено на заседании Согласовано с зам. Утверждаю
МО учителей-предметников директора по УР МБОУ Директор МБОУ «СОШ с.Маскара»
естественного цикла «СОШ с.Маскара» __________ М.В.Хадиев
Протокол №1 от «25» августа 2014 г. _______Аглиуллина М.Ш. Введено в действие приказом
Руководитель МО ______ Гарипова А.И 27 августа 2014 г. №142 от 29.08.2014 г.
Рабочая программа
по химии для 11 класса среднего общего образования
ФИО, должность автора-составителя рабочей программы Мустафина Ильзия Райнуровна,
учитель биологии и химии
Год разработки программы 2014-2015 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по химии 11 класса составлена на основе:
- федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования (Приказ МО и Н РФ от 5 марта 2004г. №1089),
- примерной программы среднего (полного) общего образования по химии (базовый уровень), М.:Дрофа,2010.-112 с.
- Программы по химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений. Новошинский И.И., Новошинская Н.С – М.: ООО « ТИД Русское слово – РС», 2012. – 88с.
- образовательной программы МБОУ «СОШ с.Маскара» Кукморского муниципального района РТ,
- Учебного плана 1-11 классов муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа с.Маскара» Кукморского муниципального района Республики Татарстан на 2014 – 2015 учебный год (Приказ №142 от 29 августа 2014 г.)
По учебному плану 1-11 классов муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа с.Маскара» Кукморского муниципального района Республики Татарстан на 2014 – 2015 учебный год на изучение химии в 11 классе отводится 34 часа, 1 час в неделю.
Используемый учебно-методический комплект:
Новошинский И. И., Новошинская Н. С. Химия.: учеб. для 10 кл. общеобразоват. учеб. заведений. М.: “Русское слово”, 2008 г.
Цель:
освоить знания о химической составляющей естественнонаучной картины мира, важнейших понятиях, законах, теориях и овладеть умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий
Задачи:
- развивать познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;
- воспитывать убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;
- применить полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Учебно- тематический план
№ | Название темы | Количество часов | Лабораторные и практические работы |
1 | Методы познания в химии | 1 | - |
2 | Теоритические основы химии | 23 | |
Современные представления о строение атома | 4 | - | |
Химическая связь | 7 | - | |
Вещество. Химические реакции | 12 | 2 | |
3 | Неорганическая химия | 7 | 4 |
4 | Химия и жизнь | 3 | 1 |
ВСЕГО | 34 |
Содержание программы
Методы познания в химии (1ч)
Научные методы познания веществ и химических явлений. Роль эксперимента и теории в химии. Моделирование химических процессов.
Теоритические основы химии (23 ч)
Современные представления о строении атома (4ч)
Атом. Изотопы. Атомные орбитали, s-, p-элементы. Особенности строения электронных оболочек атомов переходных элементов. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева.
Химическая связь (7 ч)
Ковалентная связь, ее разновидности и механизмы образования. Электроотрицательность. Степень окисления и валентность химических элементов. Ионная связь. Катионы и анионы. Металлическая связь. Водородная связь.
Вещество. Химические реакции (12 ч)
Качественный и количественный состав вещества. Вещества молекулярного и немолекулярного строения.
Причины многообразия веществ: изомерия, гомология, аллотропия.
Явления, происходящие при растворении веществ, - разрушение кристаллической решетки, диффузия, диссоциация, гидратация.
Чистые вещества и смеси. Истинные растворы. Растворение как физико-химический процесс. Способы выражения концентрации растворов: массовая доля растворенного вещества. Диссоциация электролитов в водных растворах. Сильные и слабые электролиты.
Золи, гели, понятие о коллоидах.
Классификация химических реакций в неорганической химии.
Реакции ионного обмена в водных растворах. Среда водных растворов: кислая, нейтральная, щелочная. Водородный показатель (pH) раствора.
Окислительно-восстановительные реакции. Электролиз растворов и расплавов.
Скорость реакции, ее зависимость от различных факторов. Катализ.
Обратимость реакций. Химическое равновесие и способы его смещения.
Лабораторные работы
Процесс плавления.
Проведение химических реакций в растворах. Окислительно-восстановительные реакции.
Неорганическая химия (7 ч)
Классификация неорганических соединений. Химические свойства основных классов неорганических соединений.
Металлы. Электрохимический ряд напряжений металлов. Общие способы получения металлов. Понятие о коррозии металлов. Способы защиты от коррозии.
Неметаллы. Окислительно-восстановительные свойства типичных неметаллов. Общая характеристика подгруппы галогенов.
Лабораторные работы
Качественные реакции на неорганические вещества и ионы. Катионы магния, цинка.
Правила безопасности при работе с едкими веществами. Взаимодействие металлов с щелочами.
Практическая работа
Проведение химических реакций при нагревание. Определение характера среды. Индикаторы. Гидролиз солей.
Решение экспериментальных задач по теме «Качественный и количественный анализ. Вещества и их свойства»
Химия и жизнь (3 ч)
Химические вещества как строительные и поделочные материалы. Вещества, используемые в полиграфии, живописи, скульптуре, архитектуре.
Общие представления о промышленных способах получения химических веществ (на примере производства серной кислоты)
Химические загрязнение окружающей среды и его последствия.
Практическая работа
Правила работы с горючими и токсичными веществами. Определение неорганических веществ.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Дата проведения | Примечание | ||
План | Факт | ||||
Методы познания в химии (1ч) | |||||
1 | Научные методы познания веществ и химический явлений. Роль эксперимента и теории в химии. Моделирование химических процессов. | 2.09 | |||
Теоритические основы химии (23 ч) | |||||
Современные представления о строение атома (4 ч) | |||||
2 | Атом. Изотопы. | 9.09 | |||
3 | Атомные орбитали. s-, p-элементы. | 16.09 | |||
4 | Особенности строения электронных оболочек атомов переходных элементов | 23.09 | |||
5 | Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева | 30.09 | |||
Химическая связь (7 ч) | |||||
6 | Ковалентная химическая связь, ее разновидности и механизмы образования | 7.10 | |||
7 | Степень окисления и валентность химических элементов. Электроотрицательность | 14.10 | |||
8 | Гибридизация атомных орбиталей | 21.10 | |||
9 | Ионная связь. Катионы и анионы | 28.10 | |||
10 | Металлическая и водородная связь | 11.11 | |||
11 | Кристаллические и аморфные вещества. Виды кристаллических решеток. Явления, происходящие при растворении веществ-разрушение кристаллической решетки | 18.11 | |||
12 | Контрольная работа №1 «Строение атома. Химическая связь» | 25.11 | |||
Вещество. Химические реакции (12 ч) | |||||
13 | Качественный и количественный состав вещества. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. | 2.12 | |||
14 | Чистые вещества и смеси | 9.12 | |||
15 | Скорость реакции, ее зависимость от различных факторов. Катализ | 16.12 | |||
16 | Классификация химических реакций в неорганической химии
| 23.12 | |||
17 | Обратимые и необратимые реакции. Химическое равновесие и способы его смещения | 13.01 | |||
18 | Золи, гели, понятие о коллоидах. | 20.01 | |||
19 | Истинные растворы. Растворение как физико-химический процесс. Гидратация Лабораторная работа № 1 «Процесс плавления» | 27.01 | |||
20 | Способы выражения концентрации растворов: массовая доля растворенного вещества | 3.02 | |||
21 | Явления, происходящие при растворении веществ-диссоциация. Диссоциация электролитов в водных растворах. Сильные и слабые электролиты. | 10.02 | |||
22 | Реакции ионного обмена в водных растворов. | 17.02 | |||
23 | Окислительно-восстановительные реакции. Лабораторная работа № 2 «Проведение химических реакций в растворах. Окислительно-восстановительные реакции» | 24.02 | |||
24 | Электролиз растворов и расплавов | 3.03 | |||
Неорганическая химия ( 7ч) | |||||
25 | Классификация неорганических соединений. Химические свойства основных классов неорганических соединений (оксиды) | 10.03 | |||
26 | Химические свойства основных классов неорганических соединений (гидроксиды) Лабораторная работа № 3 «Качественные реакции на неорганические вещества и ионы. Катионы магния, цинка» | 17.03 | |||
27 | Химические свойства основных классов неорганических соединений (соли) | 7.04 | |||
28 | Гидролиз солей. Среда водных растворов: кислая, нейтральная, щелочная. Водородный показатель (pH) раствора. Практическая работа №1 «Проведение химических реакций при нагревание. Определение характера среды. Индикаторы. Гидролиз солей» | 14.04 | |||
29 | Контрольная работа №2 «Важнейшие классы неорганических соединений, способы их получения и химические свойства» | 21.04 | |||
30 | Причины многообразия веществ: аллотропия. Неметаллы. Окислительно-восстановительные свойства типичных неметаллов. Общая характеристика подгруппы галогенов. Практическая работа №2 Решение экспериментальных задач по теме «Качественный и количественный анализ. Вещества и их свойства» | 28.04 | |||
31 | Промежуточная аттестация. Контрольная работа. | 5.05 | |||
Химия и жизнь( 3 ч) | |||||
32 | Металлы. Электрохимический ряд напряжений металлов. Получение и химические свойства металлов. Понятие коррозия металлов. Способы защиты от коррозии. Лабораторная работа № 4 « Правила безопасности при работе с едкими веществами. Взаимодействие металлов с щелочами» | 12.05 | |||
33 | Химические вещества как строительные и поделочные материалы. Вещества, используемые в полиграфии, живописи, скульптуре, архитектуре. | 12.05 | |||
34 | Общие представления о промышленных способах получения химических веществ (на примере производства серной кислоты) Химические загрязнение окружающей среды и его последствия. Практическая работа №3 «Правила работы с горючими и токсичными веществами. Определение неорганических веществ» | 19.05 |
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения химии ученик должен
знать\понимать
- важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, аллотропия, изотопы, химическая связь, электроотрицателность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие;
- основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;
- основные теории химии: химической связи, электролитической диссоциации;
- важнейшие вещества и материалы: основные металлы и сплавы; серная, соляная, азотная кислота; щелочи, аммиак, минеральные удобрения;
уметь
- определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, характер среды в водных растворах неорганических соединений, окислитель и восстановитель;
- характеризовать: элементы малых периодов по их положению в периодической системе Д. И. Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических соединений;
- объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения; природу химической связи (ионной, ковалентной, металлической), зависимость скорости химической реакции и положения химического равновесия от различных факторов;
- выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических веществ;
- проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;
экологически грамотного поведения в окружающей среде;
оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;
приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве;
критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.
Литература
- Учебник. Неорганическая химия. Учебник для общеобразовательных учреждений. Новошинский И.И., Новошинская Н.С. Москва,Изд. «Образование» 2008 год.
- Программа по химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений / И.И.Новошинский, Н.С. Новошинская.-2-е изд.-М.: ООО “ТИД Русское слово-РС”, 2012.-88 с.
- Сборник нармотивных документов. Химия / Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев.- 3-е изд., стереотип.-М.:Дрофа,2010.-112 с.
4. Журнал химия в школе
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна
Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Рабочая программа по химии для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна
Рабочая программа по химии для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...
Рабочая программа по химии для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна
Рабочая программа по химии для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...
Рабочая программа по химии для 10-11 классов, составленная на основе авторской программы М.Н.Афанасьева, Москва "Просвещение" 2017г к учебникам " Химия.10 класс" и ""Химия. 11класс" Г.Е Рудзитиса ФГ Фельдмана, Москва "Просвещение"
Данная рабочая программа реализуется в учебниках для общеобразовательных учреждений авторов Г.Е. Рудзитиса и Ф.Г. Фельдмана «Химия. 10 класс» и «Химия 11 класс». Рабочая ...
Рабочая программа по химии 8-9 класс к учебникам Г. Е. Рудзитис и Ф. Г. Фельдман Химия 8, Химия 9
Рабочая программа по химии разработана в соответствии с ФГОС по химии . Она содержит пояснительную записку, планируемые результаты освоения учебного предмета,учебно-тематический план и т. д....
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...