Рабочая программа по химии
рабочая программа по химии (10 класс) на тему
Данная рабочая программа предназначена для реализации в 10 классе по УМК Габриеляна О.С.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
10_klass_poyasnitelnaya_zapiska.docx | 51.52 КБ |
kalendarnoe_planirovanie.docx | 41.13 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса химии для 10 класса составлена в соответствии с:
- Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012 № 273-ФЗ (пп.2, 3 ст. 28);
- Областным законом от 14.11.2013 № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области».
- федеральным компонентом государственного стандарта общего образования (приказ Министерства образования Российской Федерации №1089 от 05.03.2004);
- федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (приказ Министерства образования Российской Федерации № 1312 от 09.03.2004);
- приказом Министерства общего и профессионального образования Ростовской области №987 от 30.04.2004 «О введении федерального базисного учебного плана, федерального и регионального компонентов государственных образовательных стандартов общего образования в образовательные учреждения Ростовской области»;
- приказом Минобрнауки России от 20 августа 2008 года № 241 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 года № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
- приказом Минобрнауки России от 30.08.2010 года № 889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
- приказом Минобрнауки России от 03.06. 2011 года № 1994 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312»;
- приказом Минобрнауки России от 10 ноября 2011 года № 2643 «О внесении изменений в Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 года № 1089»;
- приказом Минобрнауки России от 31.01.2012 года № 69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 года № 1089»;
- приказом Минобрнауки России от 01.02.2012 года № 74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 года № 1312»;
- приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
- приказом Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
- приказ Министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 30.04.2014 № 63 «Об утверждении примерного учебного плана для образовательных учреждений Ростовской области на 2014 -2015 учебный год»;
- примерной программой среднего общего образования по химии;
- авторской программой среднего общего образования по химии 10-11 классы О.С. Габриеляна.
- региональным компонентом содержания образования в Ростовской области.
Ведущими идеями предлагаемого курса являются:
• материальное единство веществ природы, их генетическая связь;
• причинно-следственные связи между составом, строением, свойствами и применением веществ;
• познаваемость веществ и закономерностей протекания химических реакций;
• объясняющая и прогнозирующая роль теоретических знаний для фактологического материала химии элементов;
• конкретное химическое соединение представляет собой звено в непрерывной цепи превращений веществ, оно участвует в круговороте химических элементов и в химической эволюции;
• законы природы объективны и познаваемы; знание законов химии дает возможность управлять превращениями веществ, находить экологически безопасные способы производства веществ и материалов и охраны окружающей среды от химического загрязнения;
• наука и практика взаимосвязаны; требования практики — движущая сила развития науки, успехи практики обусловлены достижениями науки;
• развитие химической науки и химизация народного хозяйства служат интересам человека и общества в целом, имеют гуманистический характер и призваны способствовать решению глобальных проблем современности.
Цели:
изучение химии в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
• освоение знаний о химической составляющей естественно-научной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях;
• овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;
• развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;
• воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;
• применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, для решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Общая характеристика учебного курса
Особенности содержания обучения химии в средней школе обусловлены спецификой химии как науки. Основными проблемами химии являются изучение состава и строение вещества, зависимости свойств от строения, получение веществ с заданными свойствами, исследование закономерностей химических реакций и путей управления ими в целях получения необходимых человеку веществ, материалов, энергии. Поэтому в данной рабочей программе нашли отражение следующие содержательные линии:
- «Вещество» - знания о составе и строении веществ, их важнейших физических и химических свойствах, биологическом действии;
- «Химическая реакция» - знания об условиях, в которых проявляются химические свойства веществ, способах управления химическими процессами;
- «Применение веществ» - знание и опыт практической деятельности с веществами, которые наиболее часто употребляются в повседневной жизни, широко используются в промышленности, сельском хозяйстве, на транспорте;
- «Язык химии» - система важнейших понятий химии и терминов, в в которых они описываются, номенклатура органических и неорганических веществ, т.е. их названия (в том числе и тривиальные), химические формулы и уравнения, а также правила перевода информации с русского языка на язык химии и обратно.
Место учебного предмета в учебном плане
В учебном плане средней школы химия включена в раздел «Содержание, формируемое участниками образовательного процесса». В МБОУ Конзаводской СОШ реализуется универсальный учебный план, предусматривающий изучение химии на базовом уровне из расчета 2 часа в неделю, 70 часов в год.
Кл. | Полное название курса, предмета, дисциплины (модуля) | инвариантная или вариативная часть учебного плана | количество часов | ||
в неделю | в год | ||||
по программе | фактически | ||||
10 | Химия | инвариантная | 1 | 70 | 68 |
вариативная | 1 |
Содержание учебного предмета «Химия»
Данная программа содержит все темы, включённые в федеральный компонент содержания образования.
Содержание программы носит образовательный характер. При проведении уроков используются беседы, лекции, семинары, работа в группах.
Введение (4 ч)
Предмет органической химии. Особенности строения и свойств органических соединений. Значение и роль органической химии в системе естественных наук и в жизни общества.
Предпосылки создания теории строения: теория радикалов и теория типов, работы А. Кекуле, Э. Франкланда и А. М. Бутлерова, съезд врачей и естествоиспытателей в г. Шпейере. Основные положения теории строения органических соединений А.М. Бутлерова. Химическое строение и свойства органических веществ. Изомерия на примере н-бутана и изобутана.
Электронное облако и орбиталь, их формы: s и р. Электронные и электронно-графические формулы атома углерода в нормальном и возбужденном состояниях. Ковалентная химическая связь и ее разновидности: s u p. Водородная связь. Сравнение обменного и донорно-акцепторного механизмов образования ковалентной связи.
Первое валентное состояние — sp3-гибридизация — на примере молекулы метана и других алканов. Второе валентное состояние — sр2-гибридизация — на примере молекулы этилена. Третье валентное состояние — sp-гибридизация — на примере молекулы-ацетилена. Геометрия молекул рассмотренных веществ и характеристика видов ковалентной связи в них.
Демонстрации. Коллекция органических веществ, материалов и изделий из них. Модели молекул СН4 и СН3ОН; С2Н2, С2Н4 и С6Н6; н-бутана и изобутана. Взаимодействие натрия с этанолом и отсутствие взаимодействия с диэтиловым эфиром. Коллекция полимеров, природных и синтетических каучуков, лекарственных препаратов, красителей. Шаростержневые и объемные модели молекул Н2, С12, N2, H2O, СН4. Шаростержневые и объемные модели СН4, С2Н4, С2Н2.
Тема 1
Строение и классификация органических соединений (4 ч)
Классификация органических соединений по строению «углеродного скелета»: ациклические (алканы, алкены, алкины, алкадиены), карбоциклические (циклоалканы и арены) и гетероциклические. Классификация органических соединений по функциональным группам: спирты, фенолы, простые эфиры, альдегиды, кетоны, карбоновые кислоты, сложные эфиры.
Основы номенклатуры органических соединений
Структурная изомерия и ее виды: изомерия «углеродного скелета», изомерия положения (кратной связи и функциональной группы), межклассовая изомерия. Пространственная изомерия и ее виды: геометрическая и оптическая. Биологическое значение оптической изомерии.
Демонстрации. Образцы представителей различных классов органических соединений и шаростержневые или объемные модели их молекул. Таблицы «Название алканов и алкильных заместителей» и «Основные классы органических соединений». Шаростержневые модели органических соединений различных классов. Модели молекул изомеров разных видов изомерии.
Тема 2
Химические реакции в органической химии (2 ч)
Понятие о реакциях замещения. Галогенирование алканов и аренов, щелочной гидролиз галогеналканов.
Понятие о реакциях присоединения. Гидрирование, гидрогалогенирование, галогенирование. Реакции полимеризации и поликонденсации.
Понятие о реакциях отщепления (элиминирования). Дегидрирование алканов. Дегидратация спиртов. Дегидрохлорирование на примере галогеналканов. Понятие о крекинге алканов.
Реакции изомеризации.
Гомолитический и гетеролитический разрыв ковалентной химической связи; образование ковалентной связи по донорно-акцепторному механизму.
Расчетные задачи. 1. Вычисление выхода продукта реакции от теоретически возможного. 2. Комбинированные задачи.
Демонстрации. Взрыв смеси метана с хлором. Обесцвечивание йодной воды этиленом и ацетиленом. Получение фенолоформальдегидной смолы. Деполимеризация полиэтилена. Получение этилена и этанола. Крекинг керосина. Взрыв гремучего газа. Горение метана или пропанобутановой смеси (из газовой зажигалки). Взрыв смеси метана или пропанобутановой смеси с кислородом (воздухом).
Тема 3 Углеводороды (17 ч)
Понятие об углеводородах.
Природные источники углеводородов. Нефть и ее промышленная переработка. Фракционная перегонка, термический и каталитический крекинг. Природный газ, его состав и практическое использование. Каменный уголь. Коксование каменного угля. Происхождение природных источников углеводородов. Риформинг, алкилирование и ароматизация нефтепродуктов. Экологические аспекты добычи, переработки и использования полезных ископаемых.
Алканы. Гомологический ряд и общая формула алканов. Строение молекулы метана и других алканов. Изомерия алканов. Физические свойства алканов. Алканы в природе. Промышленные способы получения: крекинг алканов, фракционная перегонка нефти. Лабораторные способы получения алканов: синтез Вюрца, декарбоксилирование солей карбоновых кислот, гидролиз карбида алюминия. Реакции замещения. Горение алканов в различных условиях. Термическое разложение алканов. Изомеризация алканов. Применение алканов. Механизм реакции радикального замещения, его стадии. Практическое использование знаний о механизме (свободно-радикальном) реакций в правилах техники безопасности в быту и на производстве.
Алкены. Гомологический ряд и общая формула алкенов. Строение молекулы этилена и других алкенов. Изомерия алкенов: структурная и пространственная. Номенклатура и физические свойства алкенов. Получение этиленовых углеводородов из алканов, галогеналканов и спиртов. Реакции присоединения (галогенирование, гидрогалогенирование, гидратация, гидрирование). Реакции окисления и полимеризации алкенов. Применение алкенов на основе их свойств.
Алкины. Гомологический ряд алкинов. Общая формула. Строение молекулы ацетилена и других алкинов. Изомерия алкинов. Номенклатура ацетиленовых углеводородов. Получение алкинов: метановый и карбидный способы. Физические свойства алкинов. Реакции присоединения: галогенирование, гидрогалогенирование, гидратация (реакция Кучерова), гидрирование. Тримеризация ацетилена в бензол. Применение алкинов. Окисление алкинов.
Алкадиены. Общая формула алкадиенов. Строение молекул. Изомерия и номенклатура алкадиенов. Физические свойства. Взаимное расположение π-связей в молекулах алкадиенов: кумулированное, сопряженное, изолированное. Особенности строения сопряженных алкадиенов, их получение. Аналогия в химических свойствах алкенов и алкадиенов. Полимеризация алкадиенов. Натуральный и синтетический каучуки. Вулканизация каучука. Резина. Работы С.В. Лебедева. Особенности реакций присоединения к алкадиенам с сопряженными π-связями.
Циклоалканы. Понятие о циклоалканах и их свойствах. Гомологический ряд и общая формула циклоалканов. Изомерия циклоалканов (по «углеродному скелету», цис-, транс-, межклассовая). Химические свойства циклоалканов: горение, разложение, радикальное замещение, изомеризация. Особые свойства циклопропана, циклобутана.
Арены. Бензол как представитель аренов. Строение молекулы бензола. Сопряжение π-связей. Изомерия и номенклатура аренов, их получение. Гомологи бензола. Влияние боковой цепи на электронную плотность сопряженного π-облака в молекулах гомологов бензола на примере толуола. Химические свойства бензола. Реакции замещения с участием бензола: галогенирование, нитрование и алкилирование. Применение бензола и его гомологов. Радикальное хлорирование бензола. Механизм и условия проведения реакции радикального хлорирования бензола. Каталитическое гидрирование бензола. Сравнение реакционной способности бензола и толуола в реакциях замещения. Ориентирующее действие группы атомов СН3— в реакциях замещения с участием толуола.
Расчетные задачи. 1. Нахождение молекулярной формулы органического соединения по массе (объему) продуктов сгорания. 2. Нахождение молекулярной формулы вещества по его относительной плотности и массовой доле элементов в соединениях. 3. Комбинированные задачи.
Демонстрации. Коллекция «Природные источники углеводородов». Сравнение процессов горения нефти и природного газа. Образование нефтяной пленки на поверхности воды. Каталитический крекинг парафина. Растворение парафина в бензине и испарение растворителя из смеси. Плавление парафина и его отношение к воде (растворение, сравнение плотностей, смачивание). Разделение смеси бензин — вода с помощью делительной воронки.
Получение метана из ацетата натрия и гидроксида натрия. Модели молекул алканов — шаростержневые и объемные. Горение метана, пропанобутановой смеси, парафина в условиях избытка и недостатка кислорода. Взрыв смеси метана с воздухом. Отношение метана, пропанобутановой смеси, бензина, парафина к йодной воде и раствору перманганата калия. Восстановление оксида меди (II) парафином.
Шаростержневые и объемные модели молекул структурных и пространственных изомеров алкенов. Получение этена из этанола. Обесцвечивание этеном бромной воды. Обесцвечивание этеном раствора перманганата калия. Горение этена.
Получение ацетилена из карбида кальция. Физические свойства. Взаимодействие ацетилена с бромной водой. Взаимодействие ацетилена с раствором перманганата калия. Горение ацетилена. Взаимодействие ацетилена с раствором соли меди или серебра.
Модели (шаростержневые и объемные) молекул алкадиенов с различным взаимным расположением π-связей.
Шаростержневые модели молекул циклоалканов и алкенов. Отношение циклогексана к раствору перманганата калия и бромной воде.
Шаростержневые и объемные модели молекул бензола и его гомологов. Обесцвечивание толуолом подкисленного раствора перманганата калия и йодной воды.
Лабораторные опыты. 1. Построение моделей молекул алканов. 2. Сравнение плотности и смешиваемости воды и углеводородов. 3. Построение моделей молекул алкенов. 4. Обнаружение алкенов в бензине. 5. Получение ацетилена и его реакции с йодной водой и раствором перманганата калия.
Тема 4
Спирты и фенолы (5 ч)
Спирты. Состав и классификация спиртов. Изомерия спиртов (положение гидроксильных групп, межклассовая, «углеродного скелета»). Физические свойства спиртов, их получение. Межмолекулярная водородная связь. Особенности электронного строения молекул спиртов. Химические свойства спиртов, обусловленные наличием в молекулах гидроксильных групп: образование алкоголятов, взаимодействие с галогеноводородами, межмолекулярная и внутримолекулярная дегидратация, этерификация, окисление и дегидрирование спиртов. Особенности свойств многоатомных спиртов. Качественная реакция на многоатомные спирты. Важнейшие представители спиртов. Физиологическое действие метанола и этанола. Алкоголизм, его последствия. Профилактика алкоголизма.
Фенолы. Фенол, его физические свойства и получение. Химические свойства фенола как функция его строения. Кислотные свойства. Взаимное влияние атомов и групп в молекулах органических веществ на примере фенола. Поликонденсация фенола с формальдегидом. Качественная реакция на фенол. Применение фенола. Классификация фенолов. Сравнение кислотных свойств веществ, содержащих гидроксильную группу: воды, одно- и многоатомных спиртов, фенола. Применение производных фенола.
Расчетные задачи. Вычисления по термохимическим уравнениям.
Демонстрации. Физические свойства этанола, пропанола-1 и бутанола-1. Шаростержневые модели молекул изомеров с молекулярными формулами С3Н8О и С4Н10О. Количественное вытеснение водорода из спирта натрием. Сравнение реакций горения этилового и пропилового спиртов. Сравнение скоростей взаимодействия натрия с этанолом, пропанолом-2, глицерином. Получение простого эфира. Получение сложного эфира. Получение этена из этанола. Растворимость фенола в воде при обычной и повышенной температуре. Вытеснение фенола из фенолята натрия угольной кислотой. Реакция фенола с хлоридом железа (III).
Лабораторные опыты. 6. Построение моделей молекул изомерных спиртов. 7. Растворимость спиртов с различным числом атомов углерода в воде. 8. Растворимость многоатомных спиртов в воде. 9. Взаимодействие многоатомных спиртов с гидроксидом меди (II). 10. Взаимодействие водного раствора фенола с йодной водой.
Тема 5
Альдегиды. Кетоны (3 ч)
Строение молекул альдегидов и кетонов, их изомерия и номенклатура. Особенности строения карбонильной группы. Физические свойства формальдегида и его гомологов. Отдельные представители альдегидов и кетонов. Химические свойства альдегидов, обусловленные наличием в молекуле карбонильной группы атомов (гидрирование, окисление аммиачными растворами оксида серебра и гидроксида меди (II)). Качественные реакции на альдегиды. Реакция поликонденсации формальдегида с фенолом. Особенности строения и химических свойств кетонов. Взаимное влияние атомов в молекулах.
Демонстрации. Шаростержневые модели молекул альдегидов и изомерных им кетонов. Окисление бензальдегида на воздухе. Реакция «серебряного зеркала». Окисление альдегидов гидроксидом меди (II).
Лабораторные опыты. 11. Построение моделей молекул изомерных альдегидов и кетонов. 12. Реакция «серебряного зеркала». 13. Окисление альдегидов гидроксидом меди (II). 14. Окисление бензальдегида кислородом воздуха.
Тема 6
Карбоновые кислоты, сложные эфиры и жиры (5 ч)
Карбоновые кислоты. Строение молекул карбоновых кислот и карбоксильной группы. Классификация и номенклатура карбоновых кислот. Физические свойства карбоновых кислот и их зависимость от строения молекул. Карбоновые кислоты в природе. Биологическая роль карбоновых кислот. Общие свойства неорганических и органических кислот (взаимодействие с металлами, оксидами металлов, основаниями, солями). Влияние углеводородного радикала на силу карбоновой кислоты. Реакция этерификации, условия ее проведения.
Сложные эфиры. Строение сложных эфиров. Изомерия сложных эфиров («углеродного скелета» и межклассовая). Номенклатура сложных эфиров. Обратимость реакции этерификации, гидролиз сложных эфиров. Равновесие реакции этерификации — гидролиза; факторы, влияющие на него. Решение расчетных задач на определение выхода продукта реакции (в %) от теоретически возможного, установление формулы и строения вещества по продуктам его сгорания (или гидролиза).
Жиры. Жиры — сложные эфиры глицерина и карбоновых кислот. Состав и строение жиров. Номенклатура и классификация жиров. Масла. Жиры в природе. Биологические функции жиров. Свойства жиров. Омыление жиров, получение мыла. Объяснение моющих свойств мыла. Гидрирование жидких жиров. Маргарин. Понятие о CMC. Объяснение моющих свойств мыла и CMC (в сравнении).
Демонстрации. Знакомство с физическими свойствами некоторых карбоновых кислот: муравьиной, уксусной, пропионовой, масляной, щавелевой, лимонной, олеиновой, стеариновой, бензойной. Возгонка бензойной кислоты. Отношение различных карбоновых кислот к воде. Получение приятно пахнущего сложного эфира. Отношение к бромной воде и раствору перманганата калия предельной и непредельной карбоновых кислот. Шаростержневые модели молекул сложных эфиров и изомерных им карбоновых кислот. Отношение сливочного, подсолнечного и машинного масла к водным растворам йода и перманганата калия.
Лабораторные опыты. 15. Построение моделей молекул изомерных карбоновых кислот и сложных эфиров. 16. Сравнение силы уксусной и соляной кислот в реакциях с цинком. 17. Сравнение растворимости в воде карбоновых кислот и их солей. 18. Взаимодействие карбоновых кислот с основными оксидами, основаниями, амфотерными гидроксидами и солями. 19. Растворимость жиров в воде и органических растворителях.
Тема 7 Углеводы (7 ч)
Моно-, ди- и полисахариды. Представители каждой группы.
Биологическая роль углеводов. Их значение в жизни человека и общества.
Моносахариды. Глюкоза, ее физические свойства. Строение молекулы. Равновесия в растворе глюкозы. Зависимость химических свойств глюкозы от строения молекулы. Взаимодействие с гидроксидом меди (II) при комнатной температуре и нагревании, этерификация, реакция «серебряного зеркала», гидрирование. Реакции брожения глюкозы: спиртового, молочнокислого. Глюкоза в природе. Биологическая роль глюкозы. Применение глюкозы на основе ее свойств. Фруктоза как изомер глюкозы. Сравнение строения молекул и химических свойств глюкозы и фруктозы. Фруктоза в природе и ее биологическая роль.
Дисахариды. Строение дисахаридов. Сахароза, лактоза, мальтоза, их строение и биологическая роль. Гидролиз дисахаридов.
Полисахариды. Крахмал и целлюлоза (сравнительная характеристика: строение, свойства, биологическая роль). Физические свойства полисахаридов. Химические свойства полисахаридов. Гидролиз полисахаридов. Качественная реакция на крахмал. Полисахариды в природе, их биологическая роль. Применение полисахаридов. Понятие об искусственных волокнах. Взаимодействие целлюлозы с неорганическими и карбоновыми кислотами — образование сложных эфиров.
Демонстрации. Образцы углеводов и изделий из них. Взаимодействие сахарозы с гидроксидом меди (II). Получение сахарата кальция и выделение сахарозы из раствора сахарата кальция. Реакция «серебряного зеркала» для глюкозы. Взаимодействие глюкозы с фуксинсернистой кислотой. Отношение растворов сахарозы и мальтозы (лактозы) к гидроксиду меди (II) при нагревании. Ознакомление с физическими свойствами целлюлозы и крахмала. Набухание целлюлозы и крахмала в воде.
Лабораторные опыты. 20. Ознакомление с физическими свойствами глюкозы. 21. Взаимодействие глюкозы с гидроксидом меди (II) при обычных условиях и при нагревании. 22. Взаимодействие глюкозы и сахарозы с аммиачным раствором оксида серебра. 23. Кислотный гидролиз сахарозы. 24. Качественная реакция на крахмал. 25. Знакомство с коллекцией волокон.
Экспериментальные задачи. 1. Распознавание растворов глюкозы и глицерина. 2. Определение наличия крахмала в меде, хлебе, маргарине.
Тема 8
Азотсодержащие органические соединения (11 ч)
Амины. Состав и строение аминов. Классификация, изомерия и номенклатура аминов. Алифатические амины. Анилин. Получение аминов: алкилирование аммиака, восстановление нитросоединений (реакция Зинина). Физические свойства аминов. Химические свойства аминов: взаимодействие с водой и кислотами. Гомологический ряд ароматических аминов. Алкилирование и ацилирование аминов. Взаимное влияние атомов в молекулах на примере аммиака, алифатических и ароматических аминов. Применение аминов.
Аминокислоты и белки. Состав и строение молекул аминокислот. Изомерия аминокислот. Двойственность кислотно-основных свойств аминокислот и ее причины. Взаимодействие аминокислот с основаниями. Взаимодействие аминокислот с кислотами, образование сложных эфиров. Образование внутримолекулярных солей (биполярного иона). Реакция поликонденсации аминокислот. Синтетические волокна (капрон, энант и др.). Биологическая роль аминокислот. Применение аминокислот.
Белки как природные биополимеры. Пептидная группа атомов и пептидная связь. Пептиды. Белки. Первичная, вторичная и третичная структуры белков. Химические свойства белков: горение, денатурация, гидролиз, качественные (цветные) реакции. Биологические функции белков. Значение белков. Четвертичная структура белков как агрегация белковых и небелковых молекул. Глобальная проблема белкового голодания и пути ее решения.
Нуклеиновые кислоты. Общий план строения нуклеотидов. Понятие о пиримидиновых и пуриновых основаниях. Первичная, вторичная и третичная структуры молекулы ДНК. Биологическая роль ДНК и РНК. Генная инженерия и биотехнология. Трансгенные формы животных и растений.
Демонстрации. Физические свойства метиламина. Горение метиламина. Взаимодействие анилина и метиламина с водой и кислотами. Отношение бензола и анилина к йодной воде. Окрашивание тканей анилиновыми красителями. Обнаружение функциональных групп в молекулах аминокислот. Нейтрализация щелочи аминокислотой. Нейтрализация кислоты аминокислотой. Растворение и осаждение белков. Денатурация белков. Качественные реакции на белки. Модели молекулы ДНК и различных видов молекул РНК. Образцы продуктов питания из трансгенных форм растений и животных; лекарств и препаратов, изготовленных с помощью генной инженерии.
Лабораторные опыты. 26. Построение моделей молекул изомерных аминов. 27. Смешиваемость анилина с водой. 28. Образование солей аминов с кислотами. 29. Качественные реакции на белки.
Тема 9
Биологически активные вещества (4 ч)
Витамины. Понятие о витаминах. Их классификация и обозначение. Нормы потребления витаминов. Водорастворимые (на примере витамина С) и жирорастворимые (на примере витаминов А и D) витамины. Понятие об авитаминозах, гипер- и гиповитаминозах. Профилактика авитаминозов. Отдельные представители водорастворимых витаминов (С, РР, группы В) и жирорастворимых витаминов (A, D, E). Их биологическая роль.
Ферменты. Понятие о ферментах как о биологических катализаторах белковой природы. Значение в биологии и применение в промышленности. Классификация ферментов. Особенности строения и свойств ферментов: селективность и эффективность. Зависимость активности фермента от температуры и рН среды. Особенности строения и свойств в сравнении с неорганическими катализаторами.
Гормоны. Понятие о гормонах как биологически активных веществах, выполняющих эндокринную регуляцию жизнедеятельности организмов. Классификация гормонов: стероиды, производные аминокислот, полипептидные и белковые гормоны. Отдельные представители гормонов: эстрадиол, тестостерон, инсулин, адреналин.
Лекарства. Понятие о лекарствах как химиотерапевтических препаратах. Группы лекарств: сульфамиды (стрептоцид), антибиотики (пенициллин), аспирин. Безопасные способы применения, лекарственные формы. Краткие исторические сведения о возникновении и развитии химиотерапии. Механизм действия некоторых лекарственных препаратов, строение молекул, прогнозирование свойств на основе анализа химического строения. Антибиотики, их классификация по строению, типу и спектру действия. Дисбактериоз. Наркотики, наркомания и ее профилактика.
Демонстрации. Образцы витаминных препаратов. Поливитамины. Иллюстрации фотографий животных с различными формами авитаминозов. Сравнение скорости разложения Н2О2 под действием фермента (каталазы) и неорганических катализаторов (KI, FeCl3, MnO2). Плакат или кодограмма с изображением структурных формул эстрадиола, тестостерона, адреналина. Взаимодействие адреналина с раствором FeCl3. Белковая природа инсулина (цветные реакции на белки). Плакаты или кодограммы с формулами амида сульфаниловой кислоты, дигидрофолиевой и ложной дигидрофолиевой кислот, бензилпенициллина, тетрациклина, цефотаксима, аспирина.
Лабораторные опыты. 30. Обнаружение витамина А в растительном масле. 31. Обнаружение витамина С в яблочном соке. 32. Обнаружение витамина D в желтке куриного яйца. 33. Ферментативный гидролиз крахмала под действием амилазы. 34. Разложение пероксида водорода под действием каталазы. 35. Действие дегидрогеназы на метиленовый синий. 36. Испытание растворимости адреналина в воде и соляной кислоте. 37. Обнаружение аспирина в готовой лекарственной форме (реакцией гидролиза или цветной реакцией с сульфатом бериллия).
Практикум 1. Качественный анализ органических соединений. 2. Углеводороды. 3. Спирты и фенолы. 4. Альдегиды и кетоны. 5. Карбоновые кислоты. 6. Углеводы. 7. Амины, аминокислоты, белки. 8. Идентификация органических соединений.
Разделы курса | Характеристика основных содержательных линий | Перечень практических работ |
Введение. | «Язык химии» - система важнейших понятий химии и терминов, в в которых они описываются, номенклатура органических и неорганических веществ, т.е. их названия (в том числе и тривиальные), химические формулы и уравнения, а также правила перевода информации с русского языка на язык химии и обратно. | |
Глава первая. Строение органических соединений. | «Вещество» - знания о составе и строении веществ, их важнейших физических и химических свойствах, биологическом действии «Применение веществ» - знание и опыт практической деятельности с веществами, которые наиболее часто употребляются в повседневной жизни, широко используются в промышленности, сельском хозяйстве, на транспорте. |
|
Глава вторая. Реакции органических соединений | «Химическая реакция» - знания об условиях, в которых проявляются химические свойства веществ, способах управления химическими процессами. | |
Глава третья. Углеводороды. | «Вещество» - знания о составе и строении веществ, их важнейших физических и химических свойствах, биологическом действии «Химическая реакция» - знания об условиях, в которых проявляются химические свойства веществ, способах управления химическими процессами; «Применение веществ» - знание и опыт практической деятельности с веществами, которые наиболее часто употребляются в повседневной жизни, широко используются в промышленности, сельском хозяйстве, на транспорте; «Язык химии» - система важнейших понятий химии и терминов, в в которых они описываются, номенклатура органических и неорганических веществ, т.е. их названия (в том числе и тривиальные), химические формулы и уравнения, а также правила перевода информации с русского языка на язык химии и обратно. | |
Глава четвертая. Кислородсодержащие соединения. | «Вещество» - знания о составе и строении веществ, их важнейших физических и химических свойствах, биологическом действии «Химическая реакция» - знания об условиях, в которых проявляются химические свойства веществ, способах управления химическими процессами; «Применение веществ» - знание и опыт практической деятельности с веществами, которые наиболее часто употребляются в повседневной жизни, широко используются в промышленности, сельском хозяйстве, на транспорте; «Язык химии» - система важнейших понятий химии и терминов, в в которых они описываются, номенклатура органических и неорганических веществ, т.е. их названия (в том числе и тривиальные), химические формулы и уравнения, а также правила перевода информации с русского языка на язык химии и обратно. | |
Глава пятая. Углеводы | «Вещество» - знания о составе и строении веществ, их важнейших физических и химических свойствах, биологическом действии «Химическая реакция» - знания об условиях, в которых проявляются химические свойства веществ, способах управления химическими процессами; «Применение веществ» - знание и опыт практической деятельности с веществами, которые наиболее часто употребляются в повседневной жизни, широко используются в промышленности, сельском хозяйстве, на транспорте; «Язык химии» - система важнейших понятий химии и терминов, в в которых они описываются, номенклатура органических и неорганических веществ, т.е. их названия (в том числе и тривиальные), химические формулы и уравнения, а также правила перевода информации с русского языка на язык химии и обратно. | |
Глава шестая. Азотсодержащие соединения. | «Вещество» - знания о составе и строении веществ, их важнейших физических и химических свойствах, биологическом действии «Химическая реакция» - знания об условиях, в которых проявляются химические свойства веществ, способах управления химическими процессами; «Применение веществ» - знание и опыт практической деятельности с веществами, которые наиболее часто употребляются в повседневной жизни, широко используются в промышленности, сельском хозяйстве, на транспорте; «Язык химии» - система важнейших понятий химии и терминов, в в которых они описываются, номенклатура органических и неорганических веществ, т.е. их названия (в том числе и тривиальные), химические формулы и уравнения, а также правила перевода информации с русского языка на язык химии и обратно. | Практическая работа №1 «Решение экспериментальных задач по идентификации органических соединений» |
Глава седьмая. Биологически активные соединения. | «Вещество» - знания о составе и строении веществ, их важнейших физических и химических свойствах, биологическом действии «Применение веществ» - знание и опыт практической деятельности с веществами, которые наиболее часто употребляются в повседневной жизни, широко используются в промышленности, сельском хозяйстве, на транспорте; «Язык химии» - система важнейших понятий химии и терминов, в в которых они описываются, номенклатура органических и неорганических веществ, т.е. их названия (в том числе и тривиальные), химические формулы и уравнения, а также правила перевода информации с русского языка на язык химии и обратно. | Практическая работа №2 «Распознавание пластмасс и волокон» |
Повторение и обобщение знаний по органической химии за 10 класс | «Вещество» - знания о составе и строении веществ, их важнейших физических и химических свойствах, биологическом действии «Химическая реакция» - знания об условиях, в которых проявляются химические свойства веществ, способах управления химическими процессами; «Применение веществ» - знание и опыт практической деятельности с веществами, которые наиболее часто употребляются в повседневной жизни, широко используются в промышленности, сельском хозяйстве, на транспорте; «Язык химии» - система важнейших понятий химии и терминов, в в которых они описываются, номенклатура органических и неорганических веществ, т.е. их названия (в том числе и тривиальные), химические формулы и уравнения, а также правила перевода информации с русского языка на язык химии и обратно. |
Тематическое планирование
Разделы курса химии | Часы |
Введение. | 4 |
Предмет органической химии. Органические вещества | 1 |
Теория строения органических соединений Д.И. Бутлерова. | 1 |
Строение атома углерода | 1 |
Валентные состояния атома углерода | 1 |
Глава первая. Строение органических соединений. | 7 |
Классификация органических соединений | 2 |
Основы номенклатуры органических соединений | 1 |
Изомерия и ее виды | 2 |
Обобщение темы «Строение органических веществ» | 1 |
Контрольная работа №1 «Строение органических веществ» | 1 |
Глава вторая. Реакции органических соединений | 4 |
Типы химических реакций в органической химии | 2 |
Типы реакционноспособных частиц и механизмы реакций в органической химии | 2 |
Глава третья. Углеводороды. | 17 |
Природные источники углеводородов | 1 |
Алканы | 3 |
Алкены | 2 |
Алкины | 2 |
Урок-упражнение «Алкены, алкины». | 1 |
Алкадиены | 2 |
Циклоалканы | 2 |
Ароматические углеводороды | 2 |
Обобщение темы «Углеводороды» | 1 |
Контрольная работа №2 «Углеводороды» | 1 |
Глава четвертая. Кислородсодержащие соединения. | 14 |
Спирты | 3 |
Фенолы | 2 |
Альдегиды и кетоны | 2 |
Карбоновые кислоты | 3 |
Сложные эфиры. Жиры. | 2 |
Обобщение темы «Кислородсодержащие соединения» | 1 |
Контрольная работа №3 «Кислородсодержащие соединения» | 1 |
Глава пятая. Углеводы | 7 |
Углеводы, их классификация и значение. | 2 |
Моносахариды. Гексозы. Глюкоза. | 2 |
Полисахариды. Крахмал и целлюлоза. | 2 |
Обобщение темы «Углеводы» | 1 |
Глава шестая. Азотсодержащие соединения. | 5 |
Амины | 1 |
Аминокислоты | 1 |
Белки | 1 |
Нуклеиновые кислоты | 1 |
Практическая работа №1 «Идентификация органических соединений» | 1 |
Глава седьмая. Химия и жизнь. | 7 |
Пластмассы и волокна | 1 |
Практическая работа №2 «Распознавание пластмасс и волокон» | 1 |
Витамины | 1 |
Ферменты | 1 |
Гормоны | 1 |
Лекарства | 1 |
Обобщение темы «Химия и жизнь» | 1 |
Повторение и обобщение знаний по органической химии за 10 класс | 2 |
Подготовка к итоговой контрольной работе за год | 1 |
Итоговая контрольная работа за 10 класс | 1 |
Требования к уровню подготовки
В результате изучения химии на базовом уровне ученик должен
знать/понимать
- важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, аллотропия, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология;
- основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава,
- основные теории химии: химической связи, строения органических соединений;
- важнейшие вещества и материалы метан, этилен, ацетилен, бензол, этанол, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы;
уметь
- называть изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре;
- определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, принадлежность веществ к различным классам органических соединений;
- характеризовать: общие химические основных классов органических соединений; строение и химические свойства изученных органических соединений;
- объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения; зависимость скорости химической реакции и положения химического равновесия от различных факторов;
- выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших органических веществ;
- проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;
Литература
- О.С Габриелян. П.П. Берёзкин, А.А. Ушакова. Контрольные и проверочные работы. Химия. К учебнику О. С. Габриеляна «Химия. 10». «Дрофа», Москва, 2012год.
- О. С. Габриелян, И.Г. Остроумов. Настольная книга учителя химии. «Дрофа», Москва, 2012 год.
- О.С. Габриелян. Программа курса химии для 8 – 11 классов общеобразовательных учреждений. Основная школа, средняя (полная) школа.. Базовый уровень, профильный уровень, «Дрофа», Москва, 2013 год.
- О.С. Габриелян. Химия 10 класс. Профильный уровень. «Дрофа», 2012 год
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания методического совета МБОУ Конзаводской СОШ от __ августа 2014 г.№__ _________ О.В.Немтина | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ____ Е.В.Дронова-Латухова _________________ 2014 г. |
Предварительный просмотр:
Календарно - тематическое планирование по химии в 10 классе
№ п/п | Тема урока | Тип урока | Элементы содержания урока | Требования к уровню подготовки обучающихся | Демонстрации и лабораторные опыты | Дата | ||
план | факт | |||||||
1. (1) | Диагностическая контрольная работа | Урок контроля | Выявление уровня остаточных знаний обучающихся | 01.09 | ||||
Введение (4 часа) | ||||||||
1. (2) | Предмет органической химии | Урок формирования новых знаний | Предмет органической химии. Особенности строения и свойств органических соединений. Значение и роль органической химии в системе естественных наук и в жизни общества. | Знать понятия: пространственное строение молекул, вещества молекулярного и немолекулярного строения, углеродный скелет, функциональная группа, гомология Уметь: молекулярные и структурные формулы органических веществ | 02.09 | |||
2. (3) | Теория строения органических соединений А.М. Бутлерова | Комбинированный урок | Валентность. Химическое строение как порядок соединения атомов в молекуле согласно их валентности. Основные положения теории строения А.М. Бутлерова. химическое строение и свойства органических веществ. Изомерия на примере бутана и изобутана. | Знать: ТСБ, называть основные положения теории Определять: гомологи и изомеры, принадлежность веществ к соответствующему классу Объяснять: сущность основных положений ТСБ Уметь: определять валентность и степени окисления химических элементов, изомеры и гомологи | 08.09 | |||
3. (4) | Строение атома углерода | Комбинированный урок | Электронное облако и орбиталь, их формы: s и р. Электронные и электронно-графические формулы атома углерода в нормальном и возбужденном состояниях. Ковалентная химическая связь и ее разновидности: σ и π. Образование молекул H2, Cl2, N2, HCL, H2O, NH3, CH4, C2H4, C2H2. Водородная связь. | Знать: понятия атомные s, p, d орбитали Уметь: определять тип химической связи Объяснять: природу и способы образования химической связи | 09.09 | |||
4. (5) | Валентные состояния атома углерода | Комбинированный урок | Первое валентное состояние – sp3-гибридизация – на примере молекул метана и других алканов. Второе валентное состояние – sp2-гибридизация – на примере молекулы этилена. Третье валентное состояние - sp-гибридизация – на примере молекулы ацетилена. Геометрия молекул рассмотренных веществ и характеристика видов ковалентной связи в них. | Комбинированный урок | 15.09 | |||
Глава первая. Строение органических соединений. (7 часов) | ||||||||
1. (6) | Строение органических соединений. Классификация органических соединений | Урок формирования новых знаний | Номенклатура тривиальная и ИЮПАК. Принципы образования названий органических соединений по ИЮПАК: замещение, родоначальная структура, старшинство характерных групп (алфавитный порядок). Функциональные группы. | Уметь: определять принадлежность веществ к различным классам органических соединений Знать: понятия функциональная группа, углеродный скелет | 16.09 | |||
2. (7) | Классификация органических соединений по функциональным группам | Комбинированный урок | Номенклатура тривиальная и ИЮПАК. Принципы образования названий органических соединений по ИЮПАК: замещение, родоначальная структура, старшинство характерных групп (алфавитный порядок). Функциональные группы. | Уметь: определять принадлежность веществ к различным классам органических соединений Знать: понятия функциональная группа, углеродный скелет | 22.09 | |||
3. (8) | Основы номенклатуры органических соединений | Комбинированный урок | Номенклатура тривиальная и ИЮПАК. Принципы образования названий органических соединений по ИЮПАК: замещение, родоначальная структура, старшинство характерных групп (алфавитный порядок). Функциональные группы. | Уметь: определять принадлежность веществ к различным классам органических соединений Знать: понятия функциональная группа, углеродный скелет | 23.09 | |||
4. (9) | Изомерия и ее виды. Структурная изомерия. | Комбинированный урок | Структурная изомерия и ее виды: изомерия «углеродного скелета», изомерия положения (кратной связи и функциональной группы), межклассовая изомерия. Пространственная изомерия и ее виды: геометрическая и оптическая. Биологическое значение оптической изомерии. | Знать: понятия радикал, углеродный скелет, структурная и пространственная изомерия Уметь: определять изомеры и гомологи, пространственное строение молекул | 29.09 | |||
5. (10) | Пространственная изомерия | Комбинированный урок | Структурная изомерия и ее виды: изомерия «углеродного скелета», изомерия положения (кратной связи и функциональной группы), межклассовая изомерия. Пространственная изомерия и ее виды: геометрическая и оптическая. Биологическое значение оптической изомерии. | Знать: понятия радикал, углеродный скелет, структурная и пространственная изомерия Уметь: определять изомеры и гомологи, пространственное строение молекул | 30.09 | |||
6. (11) | Обобщение темы «Строение органических соединений» | Комбинированный урок | Структурная изомерия и ее виды: изомерия «углеродного скелета», изомерия положения (кратной связи и функциональной группы), межклассовая изомерия. Пространственная изомерия и ее виды: геометрическая и оптическая. Биологическое значение оптической изомерии. | Знать: понятия радикал, углеродный скелет, структурная и пространственная изомерия Уметь: определять изомеры и гомологи, пространственное строение молекул | 06.10 | |||
7. (12) | Контрольная работа №1 «Строение органических веществ» | Урок контроля | Уметь решать типовые задачи. | 07.10 | ||||
Глава вторая. Реакции органических соединений (4 часа) | ||||||||
1. (13) | Реакции органических соединений. Типы химических реакций в органической химии. | Урок формирования новых знаний | Понятие о реакциях замещения, присоединения. Понятие о радикалах. Реакции полимеризации и поликонденсации. Понятие о реакциях отщепления (элиминирования). Понятие о крекинге алканов. Реакции изомеризации. Гомолитический и гетеролитический разрыв ковалентной химической связи; образование ковалентной связи по донорно-акцепторному механизму. | Знать: основные типы химических реакций в органической химии Уметь: определять типы химических реакций в органической химии | 13.10 | |||
2. (14) | Типы химических реакций в органической химии. | Комбинированный урок | Понятие о реакциях замещения, присоединения. Понятие о радикалах. Реакции полимеризации и поликонденсации. Понятие о реакциях отщепления (элиминирования). Понятие о крекинге алканов. Реакции изомеризации. Гомолитический и гетеролитический разрыв ковалентной химической связи; образование ковалентной связи по донорно-акцепторному механизму. | Знать: основные типы химических реакций в органической химии Уметь: определять типы химических реакций в органической химии | 14.10 | |||
3. (15) | Типы реакционноспособных частиц и механизмы реакции в органической химии | Комбинированный урок | Понятие о реакциях замещения, присоединения. Понятие о радикалах. Реакции полимеризации и поликонденсации. Понятие о реакциях отщепления (элиминирования). Понятие о крекинге алканов. Реакции изомеризации. Гомолитический и гетеролитический разрыв ковалентной химической связи; образование ковалентной связи по донорно-акцепторному механизму. | Знать: основные типы химических реакций в органической химии Уметь: определять типы химических реакций в органической химии | 20.10 | |||
4. (16) | Типы реакционноспособных частиц и механизмы реакции в органической химии | Комбинированный урок | Понятие о реакциях замещения, присоединения. Понятие о радикалах. Реакции полимеризации и поликонденсации. Понятие о реакциях отщепления (элиминирования). Понятие о крекинге алканов. Реакции изомеризации. Гомолитический и гетеролитический разрыв ковалентной химической связи; образование ковалентной связи по донорно-акцепторному механизму. | Знать: основные типы химических реакций в органической химии Уметь: определять типы химических реакций в органической химии | 21.10 | |||
Глава третья. Углеводороды. (17 часов) | ||||||||
1. (17) | Природные источники углеводородов Нефть и природный газ. | Урок формирования новых знаний | Нефть и ее промышленная переработка. Природный газ, его состав и практическое использование. Каменный уголь. Коксование каменного угля. Происхождение природных источников углеводородов. Риформинг, алкилирование и ароматизация нефтепродуктов. Экологические аспекты добычи, переработки и использования полезных ископаемых. | Знать/понимать: природные источники углеводородов и способы их переработки Уметь: осуществлять самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников | 27.10 | |||
2. (18) | Алканы. | Комбинированный урок | Гомологический ряд, изомерия и номенклатура алканов. | Знать: понятия радикал, гибридизация орбиталей, пространственное строение молекул алканов, углеродный скелет, гомология, структурная изомерия, классификацию и номенклатуру алканов Понимать: основные типы реакции алканов Уметь: называть алканы, определять валентность, степень окисления, тип химической, проводить расчеты по химическим формулам связи | 28.10 | |||
3. (19) | Алканы. | Комбинированный урок | Химические свойства алканов на примере метана и этана: горение, замещение, разложение и дегидрирование. Применение алканов на основе свойств. | Знать: понятия радикал, гибридизация орбиталей, пространственное строение молекул алканов, углеродный скелет, гомология, структурная изомерия, классификацию и номенклатуру алканов Понимать: основные типы реакции алканов Уметь: называть алканы, определять валентность, степень окисления, тип химической, проводить расчеты по химическим формулам связи | 10.11 | |||
4. (20) | Химические свойства алканов | Комбинированный урок | Химические свойства алканов на примере метана и этана: горение, замещение, разложение и дегидрирование. Применение алканов на основе свойств. | Знать: понятия радикал, гибридизация орбиталей, пространственное строение молекул алканов, углеродный скелет, гомология, структурная изомерия, классификацию и номенклатуру алканов Понимать: основные типы реакции алканов Уметь: называть алканы, определять валентность, степень окисления, тип химической, проводить расчеты по химическим формулам связи | 11.11 | |||
5. (21) | Практическая работа №1 «Качественный анализ органических соединений» | Урок-практикум | Применение на практике полученные знания | 17.11 | ||||
6. (22) | Алкены | Урок формирования новых знаний | Этилен, его получение (дегидрированием этана и дегидратацией этанола). Химические свойства этилена: горение, качественные реакции (обесцвечивание бромной воды и раствора перманганата калия), гидратация, полимеризация. Полиэтилен, его свойства и применение. Применение этилена на основе свойств. | Знать: понятия гибридизация орбиталей, пространственное строение молекулы этилена, углеродный скелет, гомология, структурная и пространственная изомерия Уметь: называть алкены, определять изомеры и гомологи, типы реакций алкенов, характеризовать строение и свойства алкенов, выполнять химический эксперимент по получения этилена и изучению его свойств | 18.11 | |||
7. (23) | Алкены | Комбинированный урок | Этилен, его получение (дегидрированием этана и дегидратацией этанола). Химические свойства этилена: горение, качественные реакции (обесцвечивание бромной воды и раствора перманганата калия), гидратация, полимеризация. Полиэтилен, его свойства и применение. Применение этилена на основе свойств. | Знать: понятия гибридизация орбиталей, пространственное строение молекулы этилена, углеродный скелет, гомология, структурная и пространственная изомерия Уметь: называть алкены, определять изомеры и гомологи, типы реакций алкенов, характеризовать строение и свойства алкенов, выполнять химический эксперимент по получения этилена и изучению его свойств | 24.11 | |||
8. (24) | Алкины | Комбинированный урок | Ацетилен, его получение пиролизом метана и карбидным способом. Химические свойства ацетилена: горение, обесцвечивание бромной воды, присоединение хлороводорода и гидратация. Применение ацетилена на основе свойств. Реакция полимеризации винилхлорида. Поливинилхлорид и его применение. | Знать: понятия гибридизация орбиталей, пространственное строение молекулы ацетилена, углеродный скелет, гомология, структурная изомерия Уметь: называть изученные вещества, определять пространственное строение молекул, изомеры и гомологи, характеризовать строение и свойства органических соединений, определять тип химической реакции | 25.11 | |||
9. (25) | Алкины | Комбинированный урок | Ацетилен, его получение пиролизом метана и карбидным способом. Химические свойства ацетилена: горение, обесцвечивание бромной воды, присоединение хлороводорода и гидратация. Применение ацетилена на основе свойств. Реакция полимеризации винилхлорида. Поливинилхлорид и его применение. | Знать: понятия гибридизация орбиталей, пространственное строение молекулы ацетилена, углеродный скелет, гомология, структурная изомерия Уметь: называть изученные вещества, определять пространственное строение молекул, изомеры и гомологи, характеризовать строение и свойства органических соединений, определять тип химической реакции | 01.12 | |||
10. (26) | Урок-упражнение «Алкены, алкины». | Урок отработки практических навыков | Отработка навыков, полученных при изучении разделов «Алканы, алкены» | 02.12 | ||||
11. (27) | Алкадиены | Комбинированный урок | Понятие об алкадиенах как углеводородах с двумя двойными связями. | Знать: понятия гибридизация орбиталей, пространственное строение молекул, структурная и пространственная изомерия, гомология, вещества и материалы широко известные в быту – каучуки Уметь: называть алкадиены, определять изомеры, гомологи | 08.12 | |||
12. (28) | Алкадиены | Комбинированный урок | Химические свойства бутадиена-1,3 и изопрена: обесцвечивание бромной воды и полимеризация в каучуки. Резина. | Уметь: составлять уравнения реакций алкадиенов. | 09.12 | |||
13. (29) | Циклоалканы | Комбинированный урок | 15.12 | |||||
14. (30) | Ароматические углеводороды | Комбинированный урок | Бензол. Получение бензола из гексана и ацетилена. Химические свойства бензола: горение, галогенирование, нитрование. Применение бензола на основе свойств. | Знать: понятия гибридизация орбиталей, пространственное строение молекулы бензола, гомология, структурная изомерия Уметь: называть изученные вещества, изомеры и гомологи, характеризовать строение и свойства органических соединений, определять тип химической реакции, определять характер взаимного влияния в молекулах | 16.12 | |||
15. (31) | Практическая работа №2 «Получение и свойства этилена» | Урок-практикум | Применение на практике полученные знания | Уметь: определять принадлежность веществ к различным классам органических соединений | 22.12 | |||
16. (32) | Обобщение темы «Углеводороды» | Урок отработки практических навыков | Отработка навыков, полученных при изучении темы «Углеводороды» | 23.12 | ||||
17. (33) | Контрольная работа №2 «Углеводороды» | Урок контроля | Уметь решать типовые задачи. | 29.12 | ||||
Глава четвертая. Кислородсодержащие соединения. (14 часов) | ||||||||
1. (34) | Спирты. | Урок формирования новых знаний | Получение этанола брожением глюкозы и гидратацией этилена. Гидроксильная группа как функциональная. Представление о водородной связи. Химические свойства этанола: горение, взаимодействие с натрием, образование простых и сложных эфиров, окисление в альдегид. Применение этанола на основе свойств. Алкоголизм, его последствия и предупреждение. | Знать: понятия химическая связь, электроотрицательность, функциональная группа, структурная изомерия Уметь: называть изученные вещества, определять типы химических реакций, проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям реакций | 30.12 | |||
2. (35) | Спирты. | Комбинированный урок | Химические свойства этанола: горение, взаимодействие с натрием, образование простых и сложных эфиров, окисление в альдегид. Применение этанола на основе свойств. Алкоголизм, его последствия и предупреждение. | Знать: понятия химическая связь, электроотрицательность, функциональная группа, структурная изомерия Уметь: называть изученные вещества, определять типы химических реакций, проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям реакций | 12.01 | |||
3. (36) | Многоатомные спирты. Глицерин. | Комбинированный урок | Понятие о предельных многоатомных спиртах. Глицерин как представитель многоатомных спиртов. Качественная реакция на многоатомные спирты. Применение глицерина на основе свойств. | Знать: понятия химическая связь, функциональная группа, структурная изомерия, вещества и материалы широко используемые в быту: этиленгликоль и глицерин Уметь: называть изученные вещества, определять типы химических реакций, выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших органических веществ | 13.01 | |||
4. (37) | Фенолы. | Комбинированный урок | Взаимное влияние атомов в молекуле фенола: взаимодействие с гидроксидом натрия и азотной кислотой. Поликонденсация фенола с формальдегидом в фенолформальдегидную смолу. Применение фенола на основе свойств. | Знать: функциональная группа, структурная изомерия, вещества и материалы широко используемые в быту: фенол Уметь: называть изученные вещества, определять типы химических реакций, определять характер взаимного влияния в молекулах, характеризовать строение и свойства фенолов | 19.01 | |||
5. (38) | Фенолы. | Комбинированный урок | Взаимное влияние атомов в молекуле фенола: взаимодействие с гидроксидом натрия и азотной кислотой. Поликонденсация фенола с формальдегидом в фенолформальдегидную смолу. Применение фенола на основе свойств. | Знать: функциональная группа, структурная изомерия, вещества и материалы широко используемые в быту: фенол Уметь: называть изученные вещества, определять типы химических реакций, определять характер взаимного влияния в молекулах, характеризовать строение и свойства фенолов | 20.01 | |||
6. (39) | Альдегиды и кетоны | Комбинированный урок | Получение альдегидов окислением соответствующих спиртов. Химические свойства альдегидов: окисление в соответствующую кислоту и восстановление в соответствующий спирт. | Знать: понятия гибридизация орбиталей, пространственное строение молекулы, функциональная группа, углеродный скелет, гомология, структурная изомерия. Уметь: называть изученные вещества, определять пространственное строение молекул, изомеры и гомологи, | 26.01 | |||
7. (40) | Альдегиды и кетоны | Комбинированный урок | Применение формальдегида и ацетальдегида на основе свойств. | Знать: основные типы химических реакций, классификацию и номенклатуру органических веществ, вещества и материалы широко используемые в быту: ацетон, формальдегид, ацетальдегид Уметь: характеризовать строение и свойства органических соединений, определять тип химической реакции | 27.01 | |||
8. (41) | Одноосновные карбоновые кислоты | 02.02 | ||||||
9. (42) | Одноосновные карбоновые кислоты | Комбинированный урок | Получение карбоновых кислот окислением альдегидов. Химические свойства уксусной кислоты: общие свойства с неорганическими кислотами и реакция этерификации. Применение уксусной кислоты на основе свойств. | Знать: понятия пространственное строение молекулы, функциональная группа, углеродный скелет, гомология, структурная изомерия, основные типы химических реакций, классификацию и номенклатуру органических веществ, вещества и материалы широко используемые в быту: карбоновые кислоты Уметь: называть изученные вещества, характеризовать строение и свойства органических соединений, определять тип химической реакции, определять характер взаимного влияния в молекулах | 03.02 | |||
10. (43) | Одноосновные карбоновые кислоты | Комбинированный урок | Высшие жирные кислоты на примере пальмитиновой и стеариновой | Знать: понятия пространственное строение молекулы, функциональная группа, углеродный скелет, гомология, структурная изомерия, основные типы химических реакций, классификацию и номенклатуру органических веществ, вещества и материалы широко используемые в быту: карбоновые кислоты Уметь: называть изученные вещества, характеризовать строение и свойства органических соединений, определять тип химической реакции, определять характер взаимного влияния в молекулах | 09.02 | |||
11. (44) | Сложные эфиры и жиры | 10.02 | ||||||
12. (45) | Сложные эфиры и жиры | Комбинированный урок | Получение сложных эфиров реакцией этерификации. Сложные эфиры в природе, их значение. Применение сложных эфиров на основе свойств. Жиры как сложные эфиры. Химические свойства жиров: гидролиз (омыление) и гидрирование жидких жиров. Применение жиров на основе свойств. | Знать: понятия гидролиз, типы химических реакций, широко используемые на практике: сложные эфиры, жиры, мыло и моющие средства Уметь: выполнять химический эксперимент по распознаванию и получению органических веществ, использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности для экологически грамотного поведения в окружающей среде | 16.02 | |||
13. (46) | Обобщение темы «Кислородсодержащие соединения» | Урок отработки практических навыков | Отработка навыков, полученных при изучении темы «Кислородсодержащие соединения» | 17.02 | ||||
14. (47) | Контрольная работа №3 «Кислородсодержащие соединения» | Урок контроля | Уметь решать типовые задачи. | 24.02 | ||||
Углеводы. (7 часов) | ||||||||
1. (48) | Углеводы, их классификация и значение. | Урок формирования новых знаний | Классификация углеводов: моносахариды (глюкоза), дисахариды (сахароза) и полисахариды (крахмал и целлюлоза). Значение углеводов в живой природе и жизни человека. Понятие о реакции поликонденсации и гидролиза на примере взаимопревращений: глюкоза – полисахарид. | Знать: классификацию и номенклатуру углеводов, вещества и материалы, широко используемые на практике: глюкозу, сахарозу, крахмал, клетчатку, понятия пространственная изомерия, основные типы химических реакций Уметь: называть моносахариды, определять пространственное строение молекул, изомеры и гомологи, выполнять химический эксперимент по распознаванию веществ | 02.03 | |||
2. (49) | Моносахариды. Гексозы. Глюкоза | Комбинированный урок | Глюкоза – вещество с двойственной функцией –альдегидоспирт. Применение глюкозы на основе свойств. | Знать: классификацию и номенклатуру углеводов, вещества и материалы, широко используемые на практике: глюкозу, сахарозу, крахмал, клетчатку, понятия пространственная изомерия, Уметь: называть моносахариды, определять пространственное строение молекул, изомеры и гомологи, | 03.03 | |||
3. (50) | Химические свойства глюкозы. Применение глюкозы | Комбинированный урок | Химические свойства глюкозы: окисление в глюконовую кислоту, восстановление в сорбит, брожение (молочнокислое и спиртовое). Применение глюкозы на основе свойств. | Знать: классификацию и номенклатуру углеводов, вещества и материалы, широко используемые на практике: глюкозу, сахарозу, крахмал, клетчатку, понятия пространственная изомерия, основные типы химических реакций Уметь: называть моносахариды, определять пространственное строение молекул, изомеры и гомологи, выполнять химический эксперимент по распознаванию вещест | 10.03 | |||
4. (51) | Полисахариды. | Комбинированный урок | Физические свойства и нахождение в природе крахмала и целлюлозы. Строение крахмала и целлюлозы. | Знать: классификацию и номенклатуру углеводов, вещества и материалы, широко используемые на практике: полисахариды, понятия пространственная изомерия, основные типы химических реакций Уметь: называть полисахариды, определять пространственное строение молекул, изомеры и гомологи, выполнять химический эксперимент по распознаванию вещест | 16.03 | |||
5. (52) | Крахмал и целлюлоза. | Комбинированный урок | Физические свойства и нахождение в природе крахмала и целлюлозы. Строение крахмала и целлюлозы. | Знать: классификацию и номенклатуру углеводов, вещества и материалы, широко используемые на практике: полисахариды, понятия пространственная изомерия, основные типы химических реакций Уметь: называть полисахариды, определять пространственное строение молекул, изомеры и гомологи, выполнять химический эксперимент по распознаванию вещест | 17.03 | |||
6. (53) | Практическая работа №6 «Углеводы» | Урок-практикум | Применение на практике полученные знания | Уметь: определять принадлежность веществ к различным классам органических соединений. Определять химические свойства углеводов. | 30.03 | |||
7. (54) | Обобщение темы «Углеводы» | Урок отработки практических навыков | Отработка навыков, полученных при изучении темы «Углеводы» | 31.03 | ||||
Азотсодержащие соединения. (5 часов) | ||||||||
1. (55) | Амины. | Урок формирования новых знаний | Понятие об аминах. Получение ароматического амина – анилина из нитробензола. Анилин как органическое основание. | Знать: понятия радикал, функциональная группа, гомология, классификация и номенклатура аминов, вещества и материалы, широко используемые на практике: анилин Уметь: называть изученные классы соединений, | 06.04 | |||
2. (56) | Аминокислоты. | Комбинированный урок | Получение аминокислот из карбоновых кислот и гидролизом белков. Химические свойства аминокислот как амфотерных органических соединений: взаимодействие со щелочами, кислотами и друг с другом (реакция поликонденсации). Пептидная связь и полипептиды. Применение аминокислот на основе свойств. | Знать: понятие ион, кислотно-основные реакции в водных растворах, функциональная группа, гомология, изомерия, типы химических реакций, вещества и материалы, используемые на практике – аминокислоты Уметь: называть аминокислоты по тривиальной и международной номенклатуре, характеризовать строение и свойства аминокислот | 07.04 | |||
3. (57) | Белки | Комбинированный урок | Получение белков реакцией поликонденсации аминокислот. Первичная, вторичная, третичная структуры белков. Химические свойства белков: горение, денатурация, гидролиз, качественные (цветные) реакции. Биохимические функции белков. | Знать: пространственное строение белков, гидролиз пептидов Уметь: определять тип химической связи, пространственное строение молекул, выполнять химический эксперимент по распознаванию и получению органических веществ | 13.04 | |||
4. (58) | Нуклеиновые кислоты | Комбинированный урок | Синтез нуклеиновых кислот в клетке из нуклеотидов. Общий план строения нуклеотида. Сравнение строения и функций РНК и ДНК. Роль нуклеиновых кислот в хранении и передаче наследственной информации. Понятие о биотехнологии и генной инженерии. | Знать: понятие гидролиз, пространственное строение молекул Определять: строение молекул, типы химических реакций | 14.04 | |||
5. (59) | Практическая работа №1 «Идентификация органических соединений» | Урок-практикум | Применение на практике полученные знания | Уметь: определять принадлежность веществ к различным классам органических соединений. Определять химические свойства азотсодержащих соединений. | 20.04 | |||
Химия и жизнь. (7 часов) | ||||||||
1. (60) | Пластмассы и волокна | 21.04 | ||||||
2. (61) | Практическая работа №2 «Распознавание пластмасс и волокон» | Урок-практикум | Применение на практике полученные знания | Уметь: определять принадлежность веществ к различным классам органических соединений. Определять химические свойства пластмасс и волокон | 27.04 | |||
3. (62) | Витамины | Урок формирования новых знаний | Понятие о витаминах. Их классификация и обозначение. Нормы потребления витаминов. Водорастворимые (на примере витамина С) и жирорастворимые (на примере витаминов А и D) витамины. Понятие об авитаминозах, гипер- и гиповитаминозах. Профилактика авитаминозов | Уметь: использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для безопасной работы с веществами в быту, на производстве, в лаборатории, определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий; распознавания и идентификации важнейших веществ и материалов; критической оценки достоверности химической информации, поступающей из различных источников | 28.04 | |||
4. (63) | Ферменты | Комбинированный урок | Понятие о ферментах как биологических катализаторах белковой природы. Особенности строения и свойств в сравнении с неорганическими катализаторами. Значение в биологии и применение в промышленности. | Уметь: использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для безопасной работы с веществами в быту, на производстве, в лаборатории, определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий; распознавания и идентификации важнейших веществ и материалов; критической оценки достоверности химической информации, поступающей из различных источников | 05.05 | |||
5. (64) | Гормоны | Комбинированный урок | Понятие о гормонах как биологически активных веществах, выполняющих эндокринную регуляцию жизнедеятельности организмов. Понятие о классификации гормонов. Отдельные представители гормонов: эстрадиол, тестостерон, инсулин, адреналин. | Уметь: использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для безопасной работы с веществами в быту, на производстве, в лаборатории, определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий; распознавания и идентификации важнейших веществ и материалов; критической оценки достоверности химической информации, поступающей из различных источников | 12.05 | |||
6. (65) | Лекарства | Комбинированный урок | Понятие о лекарствах как химиотерапевтических препаратах. Группы лекарств: сульфамиды (стрептоцид), антибиотики (пенициллин), аспирин. Безопасные способы применения. Лекарственные формы. | Уметь: использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для безопасной работы с веществами в быту, на производстве, в лаборатории, определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий; распознавания и идентификации важнейших веществ и материалов; критической оценки достоверности химической информации, поступающей из различных источников | 18.05 | |||
7. (66) | Обобщение темы «Химия и жизнь» | 19.05 | ||||||
Повторение и обобщение знаний по курсу органической химии (2 часа) | ||||||||
1. (67) | Обобщение знаний, полученных в курсе органической химии. | Урок отработки практических навыков | Отработка навыков, полученных при изучении курса органической химии | 25.05 | ||||
2. (68) | Итоговая контрольная работа | Урок контроля | Уметь решать типовые задачи. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна
Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Рабочая программа по химии для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна
Рабочая программа по химии для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...
Рабочая программа по химии для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна
Рабочая программа по химии для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...
Рабочая программа по химии для 10-11 классов, составленная на основе авторской программы М.Н.Афанасьева, Москва "Просвещение" 2017г к учебникам " Химия.10 класс" и ""Химия. 11класс" Г.Е Рудзитиса ФГ Фельдмана, Москва "Просвещение"
Данная рабочая программа реализуется в учебниках для общеобразовательных учреждений авторов Г.Е. Рудзитиса и Ф.Г. Фельдмана «Химия. 10 класс» и «Химия 11 класс». Рабочая ...
Рабочая программа по химии 8-9 класс к учебникам Г. Е. Рудзитис и Ф. Г. Фельдман Химия 8, Химия 9
Рабочая программа по химии разработана в соответствии с ФГОС по химии . Она содержит пояснительную записку, планируемые результаты освоения учебного предмета,учебно-тематический план и т. д....
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...