Рабочая программа по химии
рабочая программа по химии (9 класс) на тему
Данная рабочая программа предназначена для реализации в 9 классе по УМК Габриеляна О.С.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
9_klass_poyasnitelnaya_zapiska.docx | 42.56 КБ |
kalendarnoe_planirovanie.docx | 51.43 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса химии для 9-го класса составлена в соответствии с:
- Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012 № 273-ФЗ (пп.2, 3 ст. 28);
- Областным законом от 14.11.2013 № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области».
- федеральным компонентом государственного стандарта общего образования (приказ Министерства образования Российской Федерации №1089 от 05.03.2004);
- федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (приказ Министерства образования Российской Федерации № 1312 от 09.03.2004);
- приказом Министерства общего и профессионального образования Ростовской области №987 от 30.04.2004 «О введении федерального базисного учебного плана, федерального и регионального компонентов государственных образовательных стандартов общего образования в образовательные учреждения Ростовской области»;
- приказом Минобрнауки России от 20 августа 2008 года № 241 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 года № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
- приказом Минобрнауки России от 30.08.2010 года № 889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
- приказом Минобрнауки России от 03.06. 2011 года № 1994 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312»;
- приказом Минобрнауки России от 10 ноября 2011 года № 2643 «О внесении изменений в Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 года № 1089»;
- приказом Минобрнауки России от 31.01.2012 года № 69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 года № 1089»;
- приказом Минобрнауки России от 01.02.2012 года № 74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 года № 1312»;
- приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
- приказом Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
- приказ Министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 30.04.2014 № 63 «Об утверждении примерного учебного плана для образовательных учреждений Ростовской области на 2014 -2015 учебный год»;
- примерной программой основного общего образования по химии;
- авторской программой О.С. Габриеляна «Химия 8-9 классы», М.: Просвещение, 2012;
- региональным компонентом содержания образования в Ростовской области.
Изучение химии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
- освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;
- овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;
- развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
- воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
- применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Предлагаемые материалы разработаны на основе авторской программы О.С. Габриеляна, соответствующей Федеральному компоненту Государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации (О.С. Габриелян Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений / О.С. Габриелян. – 2-е издание, переработанное и дополненное – М.: Дрофа, 2012.).
Авторской программе соответствует учебник: «Химия 9 класс» О.С. Габриелян - рекомендовано Министерством образования и науки РФ / 10-е издание, переработанное – М.: Дрофа, 2012
Направленность курса
Основные цели учебного курса: формирование обобщённых сведений о свойствах классов веществ - металлов и неметаллов; подробных сведений о свойства щелочных и щелочноземельных металлов, алюминия и железа, халькогенов и галогенов. Наряду с этим в курсе раскрываются также и свойства отдельных важных в народнохозяйственном отношении веществ. Заканчивается курс кратким знакомством с органическими соединениями, в основе отбора которых лежит идея генетического развития органических веществ от углеводородов до биополимеров (белков и углеводов).
Основные задачи учебного курса:
Изучить важнейшие факты, понятия, законы и теории, химический язык, доступные обобщения и понятия о принципах химического производства;
Развить умения работать с веществами, выполнять несложные химические опыты, соблюдать правила техники безопасности, грамотно применять химические знания в общении с природой;
Раскрыть роли химии в решении глобальных проблем человечества;
Развивать личность обучающихся, формировать у них гуманистические отношения и экологически целесообразное поведение в быту и в трудовой деятельности.
Методические особенности изучения предмета:
Значительное место в содержании курса отводится химическому эксперименту. Он выполняет роль источника знаний, служит основой для выдвижения и проверки гипотез, средством закрепления знаний, умений и умений, методом контроля усвоения материала, сформированности умений и навыков. Химический эксперимент сочетается с другими средствами обучения, в том числе с аудиовизуальными, средствами новых информационных технологий.
Программа направлена на формирование общеучебных умений и навыков: учебно-управленческих, учебно-коммуникативных, учебно-информационных умений и навыков; информационных компетентностей, компетентностей разрешения проблем, способов деятельности: сравнение, сопоставление, ранжирование, анализ, синтез.
Организация обучения
Формы организации обучения: индивидуальная, парная, групповая, интерактивная
Методы обучения:
- По источнику знаний: словесные, наглядные, практические;
- По уровню познавательной активности: проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный;
- По принципу расчленения или соединения знаний: аналитический, синтетический, сравнительный, обобщающий, классификационный.
Технологии обучения: индивидуально-ориентированная, разноуровневая, ИКТ.
Результаты обучения
Формы проверки и оценки результатов обучения: (формы промежуточного, итогового контроля, том числе презентации, защита сообщений, творческих, проектных, исследовательских работ)
Способы проверки и оценки результатов обучения: устные зачёты, проверочные работы, интерактивные задания, тестовый контроль, практические и лабораторные работы.
Тематическое планирование уроков
Разделы курса | Часы |
Введение. Общая характеристика химических элементов. | 6 |
Характеристика химического элемента на основании его положения в периодической системе Д.И. Менделеева. | 2 |
Характеристика химического элемента по кислотно-основным свойствам образуемых им соединений. | 2 |
Амфотерные оксиды и гидроксиды. Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. | 2 |
Глава 1. Металлы. | 14 |
Положение металлов в периодической системе Д.И. Менделеева. Строение атомов. Физические свойства металлов. | 1 |
Химические свойства металлов | 2 |
Получение металлов | 1 |
Коррозия металлов. Сплавы. | 1 |
Щелочные металлы | 1 |
Бериллий, магний и щелочноземельные металлы | 2 |
Алюминий. Практическая работа №1 «Осуществление цепочки превращений» | 2 |
Железо. Практическая работа №2 «Качественные реакции на ионы металлов» | 2 |
Обобщение темы «Металлы» | 1 |
Контрольная работа №1 «Металлы» | 1 |
Глава 2. Неметаллы. | 26 |
Общая характеристика неметаллов | 1 |
Галогены. Соединения галогенов. Получение галогенов. Применение галогенов. Практическая работа №3 «Получение соляной кислоты и ее свойства» | 3 |
Кислород | 2 |
Практическая работа №4 «Подгруппа кислорода» | 1 |
Сера. Соединения серы. | 3 |
Азот, аммиак, соли аммония. Кислородные соединения азота Практическая работа №5 «Получение аммиака и его свойства». Практическая работа №6 «Экспериментальные задачи по теме «Подгруппа азота». | 7 |
Фосфор и его соединения. Фосфорные удобрения. | 2 |
Углерод. Кислородные соединения углерода. Практическая работа №7 «Получение оксида углерода (IV) и распознавание его свойств». | 4 |
Минеральные удобрения. | 1 |
Обобщение темы «Неметаллы». | 1 |
Контрольная работа №2. «Неметаллы» | 1 |
Глава 3. Органические вещества. | 14 |
Предмет органической химии | 1 |
Предельные углеводороды | 1 |
Непредельные углеводороды. Этилен и его гомологи. | 1 |
Ацетилен. | 1 |
Ароматические углеводороды | 1 |
Спирты. Альдегиды. | 1 |
Карбоновые кислоты. Сложные эфиры. | 1 |
Аминокислоты Белки | 1 |
Углеводороды | 1 |
Полимеры | 1 |
Практическая работа №8 «Экспериментальные задачи по распознаванию и определению веществ». Практическая работа №9 «Распознавание пластмасс». | 2 |
Обобщение темы «Органические Вещества» | 1 |
Контрольная работа №3 «Органические вещества» | 1 |
Повторение и обобщение знаний по курсу химии основной школы) | 5 |
Обобщение основных тем, изученных в курсе основной школы. | 3 |
Контрольная работа №4 «Итоговая контрольная работа» | 1 |
Подведение итогов работы за год | 1 |
ВСЕГО | 65 |
СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА
9 КЛАСС
Введение. Общая характеристика химических элементов – 4 часа
Строение атома. Химическая связь. Строение вещества
Классы неорганических соединений. Свойства веществ
Знать:
- классификацию и номенклатуру основных классов неорганических веществ;
- типичные химические свойства основных классов неорганических веществ (оксиды, кислоты, соли, основания).
- положение металлов и неметаллов в ПСХЭ;
- отличие физических и химических свойств металлов, и неметаллов;
- значение ПЗ для науки и практики.
уметь:
- составлять схемы строения атомов Х.Э. (№1-20);
- составлять уравнения генетической связи между основными классами неорганических веществ;
- объяснять физический смысл порядкового номера Х.Э., номера группы и периода;
- объяснять сходство и различие в строении атомов Х.Э.;
- объяснять закономерности изменения свойств Х.Э.;
- характеризовать Х.Э. малых периодов, калия и кальция;
- описывать свойства высших оксидов Х.Э. (№1-20), свойства соответствующих им кислот и оснований;
- определять вид химической связи между атомами элементов в простых веществах и типичных соединениях;
- называть вещества по их химическим формулам;
- составлять формулы неорганических соединений различных классов по валентности;
- определять принадлежность неорганических веществ к определенному классу;
- характеризовать химические свойства неорганических веществ различных классов;
- вычислять количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции;
-составлять генетические ряды металла и неметалла;
I. Химия металлов - 14 часов
Положение элементов – металлов в таблице Д.И. Менделеева и особенности строения их атомов.
Физические свойства металлов
Химические свойства металлов. Электрохимический ряд напряжений металлов.
Металлы в природе. Общие способы получения металлов.
Применение металлов. Сплавы металлов. Коррозия металлов
Щелочные металлы. Щелочноземельные металлы. Алюминий. Железо.
знать/понимать:
- положение металлов в П.С.; металлическая связь, металлическая кристаллическая решетка;
- физические свойства металлов.
- общие химические свойства Ме: взаимодействие с НеМе, водой, кислотами, солями.
- классификацию сплавов на основе черных (чугун и сталь) и цветных металлов, характеристику физических свойств металлов.
- основные способы получения Ме в промышленности.
- важнейшие соединения щелочноземельных металлов
- химические свойства алюминия.
- химические свойства железа.
уметь:
- объяснять закономерности изменения свойств элементов-металлов в пределах главных подгрупп;
- характеризовать строение и общие свойства металлов;
- описывать свойства высших оксидов элементов-металлов и соответствующих им оснований;
- описывать реакции восстановления металлов из их оксидов;
- характеризовать условия и способы предупреждения коррозии металлов;
- характеризовать свойства и области применения металлических сплавов;
- составлять схемы строения атомов элементов-металлов (лития, натрия, магния, алюминия, калия, кальция);
- объяснять закономерности изменения свойств элементов-металлов в пределах главных подгрупп;
- характеризовать химические свойства металлов и их соединений;
- описывать связь между составом, строением, свойствами веществ-металлов и их применением;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для безопасного обращения с Ме, экологически грамотного поведения в окружающей среде, критической оценки информации о веществах, используемых в быту;
- записывать уравнения реакций взаимодействия с НеМе, кислотами, солями, используя электрохимический ряд напряжения Ме для характеристики химических свойств;
- описывать свойства и области применения различных металлов и сплавов;
- составлять схему строения атома железа;
- записывать уравнения реакций химических свойств железа (ОВР) с образованием соединений с различными степенями окисления;
- определять соединения, содержащие ионы Fe2+ и Fe3+ с помощью качественных реакций
- обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;
- распознавать опытным путем соединения металлов;
II. Химия неметаллов - 28 часов
Общая характеристика элементов-неметаллов
Простые вещества-неметаллы, их состав, строение, общие свойства и получение
Водород.
Водородные и кислородные соединения неметаллов
Галогены.
Общая характеристика элементов подгруппы кислорода и их простых веществ. Биологические функции халькогенов Кислород. Озон. Круговорот кислорода в природе
Сера. Аллотропия и свойства серы
Сероводород. Сульфиды
Кислородсодержащие соединения серы. Серная кислота Круговорот серы в природе
Общая характеристика элементов подгруппы азота. История открытия элементов подгруппы азота
Азот – простое вещество
Аммиак
Соли аммония
Оксиды азота
Азотная кислота
Нитраты – соли азотной кислоты. Круговорот азота в природе
Фосфор – элемент и простое вещество. Круговорот фосфора в природе
Общая характеристика элементов подгруппы углерода. Углерод – простое вещество. Круговорот углерода в природе
Оксиды углерода. Угольная кислота и ее соли
Кремний и его свойства. Соединения кремния
знать/понимать:
- положение неметаллов в ПС. Д.И. Менделеева;
- атомные характеристики элементов-неметаллов, причины и закономерности их изменения в периодах и группах;
- особенности кристаллического строения неметаллов;
- строение атомов-неметаллов, физические свойства.
- строение атомов галогенов, степени окисления, физические и химические свойства.
- свойства серной кислоты в свете представлений ТЭД;
- окислительные свойства концентрированной серной кислоты в свете ОВР;
- качественную реакцию на сульфат-ион.
- физические и химические свойства азота;
- круговорот азота в природе.
- строение молекулы аммиака;
- донорно-акцепторный механизм образования связи в ионе аммония;
- свойства аммиака;
- способы получения и распознавания аммиака
- свойства кислородных соединений азота и азотной кислоты как окислителя.
- характеризовать свойства углерода и элементов подгруппы углерода
- свойства, значение соединений углерода и кремния в живой и неживой природе.
уметь:
- составлять схемы строения атомов химических элементов -неметаллов;
- давать характеристику элементам-неметаллам на основе их положения в ПСХЭ;
- объяснять сходство и различие в строении атомов элементов-неметаллов;
- объяснять закономерности изменения свойств химических элементов-неметаллов;
- характеризовать химические элементы-неметаллы малых периодов;
- описывать свойства высших оксидов химических элементов-неметаллов малых периодов, а также общие свойства соответствующих им кислот;
- сравнивать неметаллы с металлами
- составлять схемы строения атомов галогенов;
- на основании строения атомов объяснять изменение свойств галогенов в группе;
- записывать уравнения реакций с точки зрения ОВР
- характеризовать химические элементы подгруппы серы;
- записывать уравнения химических реакций в молекулярном и с точки зрения ОВР
- описывать свойства аммиака с точки зрения ОВР и его физиологическое воздействие на организм
- обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;
- получать и собирать аммиак;
- распознавать опытным путем аммиак
- составлять схемы строения атомов элементов подгруппы углерода
- составлять формулы соединений углерода и кремния, иллюстрирующие свойства карбонатов и силикатов
-распознавать растворы кислот и щелочей, хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы и ионы аммония;
- описывать химическое загрязнение окружающей среды как следствие производственных процессов, способы защиты от загрязнений
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
- экологически грамотного поведения в окружающей среде;
- оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
- безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;
- критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.
III. Основы органической химии - 19 часов
Возникновение и развитие органической химии. Теория химического строения А.М. Бутлерова
Изомерия.
Углеводороды. Классификация углеводородов. Номенклатура углеводородов
Природные источники углеводородов. Применение углеводородов. Причины многообразия углеводородов
Спирты.
Карбоновые кислоты
Жиры
Углеводы
Аминокислоты и белки.
знать/понимать:
- понятия: предельные углеводороды, гомологический ряд предельных углеводородов, изомерия
- характерные химические свойства предельных углеводородов
- правила составления названий алкенов и алкинов;
- важнейшие свойства этена и ацетилена;
- качественные реакции на кратную связь.
- классификацию и номенклатуру ароматических соединений.
- природные источники углеводородов
- основы номенклатуры карбоновых кислот;
- строение карбоксильной группы;
- значение карбоновых кислот в природе и повседневной жизни человека
- понятия: изомерия, гомология, углеродный скелет, функциональная группа, вещества, используемые в практике
- иметь первоначальные сведения о белках и аминокислотах, их роли в живом организме
уметь:
- называть органические вещества по их химическим формулам;
- определять принадлежность вещества к определенному классу;
- объяснять причины многообразия органических веществ;
- характеризовать химические свойства органических соединений различных классов;
- описывать связь между составом, строением, свойствами органических веществ и их применением;
- описывать свойства и физиологическое действие на организм этилового спирта, бензина и других веществ;
- характеризовать биологически важные соединения; характеризовать состав, свойства и применение глюкозы, сахарозы, крахмала и клетчатки;
-записывать структурные формулы изомеров и гомологов;
-давать названия изученным веществам
- определять принадлежность веществ к классу аренов, характеризовать строение бензола
- называть спирты по тривиальной и международной номенклатуре; определять принадлежность веществ к классу спиртов
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
- экологически грамотного поведения в окружающей среде;
- оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
- безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;
- критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.
V. Итоговое повторение курса химии основной школы -3 часа
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ
(дидактические единицы группируются из обобщенных требований к уровню подготовки выпускников)
В результате изучения курса ученик должен:
Знать/понимать: положение металлов и неметаллов в периодической системе Д.И. Менделеева; общие физические и химические свойства металлов и основные способы их получения; основные свойства применения важнейших соединений щелочных и щелочноземельных метало; алюминия; качественные реакции на важнейшие катионы и анионы.
Уметь: а) давать определения и применять следующие понятия: сплавы, коррозия металлов, переходные элементы, амфотерность;
б) характеризовать свойства классов химических элементов(щелочных и щелочноземельных металлов, галогенов) и элементов(алюминия, железа, серы, азота, фосфора, углерода, кремния) в свете изученных теорий;
в) распознавать важнейшие катионы и анионы;
г) решать расчётные задачи с использованием изученных химических понятий.
Требования к решению расчётных задач.
Должны уметь вычислять массу, объём или количество вещества по известным данным об исходных веществах, одно из которых дано в избытке, массовую долю продукта реакции по известной массе или объёму одного из исходных веществ, содержащего примеси.
Требования к результатам усвоения учебного материала по органической химии.
Учащиеся должны знать:
а) причины многообразия углеводородных соединений (изомерию); виды связей (одинарную, двойную, тройную); важнейшие функциональные группы органических веществ, номенклатуру основных представителей групп органических веществ;
б) строение, свойства и практическое применение метана, этилена, ацетилена, одноатомных и многоатомных спиртов, уксусного альдегида и уксусной кислоты.
в) понятия об альдегидах, сложных эфирах, жирах, аминокислотах, белках и углеводах; реакциях этерификации, полимеризации и поликонденсации.
Учащиеся должны уметь:
а) разъяснять на примерах причины многообразия органических веществ, материальное единство и взаимосвязь органических веществ, причинно-следственную зависимость между составом, строением, свойствами, и практически использованием веществ;
б) составлять уравнения химических реакций, подтверждающих свойства изученных органических веществ, их генетическую связь;
в) выполнять обозначенные в программе эксперименты и распознавать важнейшие органические вещества.
Учебно-методический комплект
1. Федеральный компонент Государственного стандарта 2004 г.
2. Примерная программа основного общего образования по химии.
3. Габриелян О. С., Воскобойникова Н. П., Яшукова А. В. Настольная книга учителя. Химия.9 кл.: Методическое пособие. — М.: Дрофа, 2010.
4. Химия. 9 кл.: Контрольные и проверочные работы к учебнику О. С. Габриеляна «Химия. 9»/ О. С. Габриелян, П. Н. Березкин, А. А. Ушакова и др. — М.: Дрофа, 2010.
5. Габриелян О. С., Смирнова Т. В. Изучаем химию в 9 кл.: Дидактические материалы. — М.: Блик плюс, 2009.
6. Габриелян О. С., Яшукова А. В. Рабочая тетрадь. 9 кл. К учебнику О. С. Габриеляна «Химия 9». — М.: Дрофа, 2013.
7. Габриелян О. С., Рунов Н. Н., Толкунов В. И. Химический эксперимент в основной школе. 9 кл. — М.: Дрофа 2005 г.
8. Габриелян О. С., Воскобойникова Н. П. Химия в тестах, задачах, упражнениях. 8-9 кл. — М.: Дрофа, 2005.
Интернет-ресурсы:
http://www.xumuk.ru/ - Химическая энциклопедия
http://chemistry.narod.ru/ - Описания химических веществ и отраслей науки
http://www.alhimikov.net/ - Алгоритмы решения задач
http://schoolchemistry.by.ru/ - Тесты по химии
http://chemistry-chemists.com/ - Видео-опыты по химии
http://www.chem.msu.su/rus/elibrary/ - Электронная библиотека
http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=4605&tmpl=com – Сетевое объединение Химоза
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания методического совета МБОУ Конзаводской СОШ от __ августа 2014 г.№__ _________ О.В.Немтина | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ____ Е.В.Дронова-Латухова _________________ 2014 г. |
Предварительный просмотр:
Календарно - тематическое планирование по химии в 9 классе
№ п/п | Тема урока | Тип урока | Элементы содержания урока | Требования к уровню подготовки обучающихся | Демонстрации и лабораторные опыты | Дата | ||
план | факт | |||||||
Введение (6 часов) | ||||||||
1. (1) | Введение общая характеристика химических элементов | Урок формирования новых знаний | Периодический закон Д.И. Менделеева. Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева – графическое отображение Периодического закона. Физический смысл номера элемента, номера периода и номера группы. Закономерности изменения свойств элементов в периодах и группах. Значение Периодического закона и периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева | Знать/понимать: химические понятия: химический элемент, атом; основные законы химии: Периодический закон. Уметь: называть: химические элементы по их символам; объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д.И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов главных подгрупп. | 01.09 | |||
2. (2) | Диагностическая контрольная работа | Урок контроля | Выявление уровня остаточных знаний | Уметь: Решать типовые задачи за курс 8 класса | 02.09 | |||
3. (3) | Характеристика химического элемента-металла на основании его положения в Периодической системе Д.И. Менделеева. | Комбинированный урок | Состав атома. Строение электронных оболочек атома первых 20 элементов периодической системы Д.И. Менделеева. Характер простого вещества; сравнение свойств простого вещества со свойствами простых веществ, образованных соседними по периоду элементами; аналогично для соседей по подгруппе. Состав и характер высшего оксида, гидроксида, летучего водородного соединения (для неметаллов). Генетические ряды металла и неметалла. | Знать/понимать: химические понятия: вещество, классификация веществ. Уметь: называть: соединения изученных классов; характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И. Менделеева и особенности строения их атомов; определять: принадлежность веществ к определённому классу соединений; составлять: схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И. Менделеева. | 08.09 | |||
4. (4) | Характеристика химического элемента-неметалла на основании его положения в Периодической системе Д.И. Менделеева. | Комбинированный урок | Состав атома. Строение электронных оболочек атома первых 20 элементов периодической системы Д.И. Менделеева. Характер простого вещества; сравнение свойств простого вещества со свойствами простых веществ, образованных соседними по периоду элементами; аналогично для соседей по подгруппе. Состав и характер высшего оксида, гидроксида, летучего водородного соединения (для неметаллов). Генетические ряды металла и неметалла. | Знать/понимать: химические понятия: вещество, классификация веществ. Уметь: называть: соединения изученных классов; характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И. Менделеева и особенности строения их атомов; определять: принадлежность веществ к определённому классу соединений; составлять: схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И. Менделеева. | 09.09 | |||
5. (5) | Характеристика химического элемента по кислотно-основным свойствам образуемых им соединений | Комбинированный урок | Амфотерность. Классификация и свойства гидроксидов. Характеристика амфотерного элемента по положению в периодической системе. | Знать/понимать: химические понятия: амфотерность. Уметь: составлять: уравнения реакций для амфотерных гидроксидов. | Взаимодействие солей амфотерных элементов с сильными кислотами и щелочами. | 15.09 | ||
6. (6) | Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. | Комбинированный урок | Три формулировки Периодического закона. Графическое отображение Периодического закона – Периодическая система химических элементов. | Знать/понимать: химические понятия: три формулировки Периодического закона. Уметь: составлять: графические формулы строения атома для химических элементов №1-20. | 16.09 | |||
Металлы (14 часов) | ||||||||
1. (7) | Положение металлов в Периодической системе Д.И. Менделеева, строение их атомов. Физические свойства металлов. | Комбинированный урок | Положение металлов в ПСХЭ. Строение атомов металлов. Металлическая химическая связь. Металлическая кристаллическая решетка. Общие физические свойства металлов. | Уметь: характеризовать: положение металлов в периодической системе Д.И. Менделеева и особенности строения их атомов; определять: взаимосвязь строения и физических свойств металлов; составлять: схемы строения атомов металлов | Коллекция металлов | 22.09 | ||
2. (8) | Химические свойства металлов. | Комбинированный урок | Общие химические свойства металлов | Уметь: характеризовать: химические свойства металлов; определять: взаимосвязь строения и химических свойств металлов; составлять: уравнения реакций, характеризующих химические свойства металлов. | Взаимодействие металлов с водой | 23.09 | ||
3. (9) | Химические свойства металлов. | Комбинированный урок | Общие химические свойства металлов | Уметь: характеризовать: химические свойства металлов; определять: взаимосвязь строения и химических свойств металлов; составлять: уравнения реакций, характеризующих химические свойства металлов. | Взаимодействие металлов с кислотами | 29.09 | ||
4. (10) | Получение металлов | Комбинированный урок | Природные соединения металлов. Самородные металлы, руды. Металлургия и ее виды: пиро-, гидро-, электрометаллургия | Уметь: характеризовать: химические свойства металлов; определять: взаимосвязь строения и химических свойств металлов; составлять: уравнения реакций, характеризующих химические свойства металлов. | 30.09 | |||
5. (11) | Сплавы. Коррозия металлов | Комбинированный урок | Сплавы, их свойства. Коррозия металлов. Классификация видов коррозии. Способы защиты от коррозии. | Уметь: характеризовать: состав различных сплавов; определять: взаимосвязь свойств и состава различных сплавов; предлагать: различные варианты защиты от коррозии. | Коллекция сплавов | 06.10 | ||
6. (12) | Щелочные металлы. | Комбинированный урок | Строение атомов щелочных металлов. Щелочные металлы – простые вещества, их физические и химические свойства. Важнейшие соединения щелочных металлов – оксиды, гидроксиды и соли, их свойства и применение в народном хозяйстве. | Уметь: называть: соединения щелочных металлов (оксиды, гидроксиды, соли); объяснять: закономерности изменения свойств щелочных металлов в пределах главной подгруппы; сходства и различия в строении атомов щелочных металлов; характеризовать: щелочные металлы (литий, натрий, калий) по их положению в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева; связь между составом, строением и свойствами щелочных металлов; составлять: уравнения химических реакций, характеризующие свойства щелочных металлов, их оксидов и гидроксидов; использовать приобретённые знания в практической деятельности и повседневной жизни: NaCI – консервант пищевых продуктов. | Взаимодействие ЩМ с водой | 07.10 | ||
7. (13) | Бериллий, магний и щелочно-земельные металлы. | Комбинированный урок | Строение атомов щелочноземельных металлов. Щелочноземельные металлы – простые вещества, их физические и химические свойства. | Уметь: называть: соединения щелочноземельных металлов (оксиды, гидроксиды, соли); объяснять: закономерности изменения свойств щелочноземельных металлов в пределах главной подгруппы; сходства и различия в строении атомов щелочноземельных металлов; характеризовать: щелочноземельные металлы по их положению в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева; связь между составом, строением и свойствами щелочноземельных металлов; составлять: уравнения химических реакций, характеризующие свойства щелочноземельных металлов, их оксидов и гидроксидов. | 13.10 | |||
8. (14) | Бериллий, магний и щелочно-земельные металлы. | Комбинированный урок | Строение атомов щелочноземельных металлов. Щелочноземельные металлы – простые вещества, их физические и химические свойства. | Уметь: называть: соединения щелочноземельных металлов (оксиды, гидроксиды, соли); объяснять: закономерности изменения свойств щелочноземельных металлов в пределах главной подгруппы; сходства и различия в строении атомов щелочноземельных металлов; характеризовать: щелочноземельные металлы по их положению в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева; связь между составом, строением и свойствами щелочноземельных металлов; составлять: уравнения химических реакций, характеризующие свойства щелочноземельных металлов, их оксидов и гидроксидов. | 14.10 | |||
9. (15) | Алюминий | Комбинированный урок | Строение атома алюминия. Физические и химические свойства алюминия - простого вещества. Области применения алюминия. Природные соединения алюминия. Соединения алюминия - оксид и гидроксид, их амфотерный характер. | Уметь: называть: соединения алюминия по их химическим формулам; характеризовать: алюминий по его положению в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева; физические и химические свойства алюминия; составлять: уравнения химических реакций, характеризующие свойства алюминия | 20.10 | |||
10. (16) | Практическая работа №1 «Осуществление цепочки превращений» | Урок-практикум | Применение на практике полученные знания | Уметь: характеризовать: химические свойства металлов и их соединений; составлять: уравнения химических реакций, характеризующие свойства металлов и их соединений; обращаться: с химической посудой и лабораторным оборудованием; использовать приобретённые знания в практической деятельности и повседневной жизни для: безопасного обращения с веществами. | 21.10 | |||
11. (17) | Железо | Комбинированный урок | Строение атома железа. Степени окисления железа. Физические и химические свойства железа – простого вещества. Области применения железа. Оксиды и гидроксиды железа. Генетические ряды Fe2+ и Fe3+. Важнейшие соли железа. | Уметь: называть: соединения железа по их химическим формулам; характеризовать: особенности строения атома железа по его положению в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева; физические и химические свойства железа, оксидов железа (II) и (III); области применения железа; составлять: уравнения химических реакций, характеризующие свойства железа – простого вещества, оксидов железа (II) и (III). | 27.10 | |||
12. (18) | Практическая работа №2 «Качественные реакции на ионы металлов» | Урок-практикум | Применение на практике полученные знания | Уметь: характеризовать: химические свойства металлов и их соединений; составлять: уравнения химических реакций, характеризующие свойства металлов и их соединений; обращаться: с химической посудой и лабораторным оборудованием; использовать приобретённые знания в практической деятельности и повседневной жизни для: безопасного обращения с веществами. | 28.10 | |||
13. (19) | Обобщение темы «Металлы» | Урок обобщения и систематизации | Основные понятия темы «Металлы» | 10.11 | ||||
14. (20) | Контрольная работа №1 «Металлы» | Урок контроля | Уметь решать типовые задачи. | 11.11 | ||||
Неметаллы (26 часов) | ||||||||
1. (21) | Общая характеристика неметаллов. | Урок формирования новых знаний | Положение неметаллов в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева. Особенности строения атомов неметаллов. Электроотрицательность, ряд электроотрицательности. Кристаллическое строение неметаллов – простых веществ. Аллотропия. Физические свойства неметаллов. Состав воздуха. | Знать/понимать: химическую символику: знаки химических элементов-неметаллов. Уметь: называть: химические элементы-неметаллы по их символам; объяснять: закономерности изменения свойств неметаллов в пределах малых периодов и главных подгрупп; характеризовать: неметаллы малых периодов на основе их положения в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева; особенности строения атомов неметаллов; связь между составом, строением (кристаллические решётки) и свойствами неметаллов – простых веществ; определять: тип химической связи в соединениях неметаллов. | Образцы неметаллов | 17.11 | ||
2. (22) | Общая характеристика галогенов. Галогены – простые вещества. | Комбинированный урок | Строение атомов галогенов и их степени окисления. Строение молекул галогенов. Физические и химические свойства галогенов | Знать/понимать: химическую символику: знаки химических элементов-галогенов, формулы простых веществ – галогенов. Уметь: объяснять: закономерности изменения свойств галогенов в пределах главной подгруппы; характеризовать: особенности строения атомов галогенов; использовать приобретённые знания в практической деятельности и повседневной жизни для: безопасного обращения с хлором. | Образцы галогенов. | 18.11 | ||
3. (23) | Соединения галогенов. Получение и применение галогенов. Соляная кислота и ее свойства. | Комбинированный урок | Применение галогенов и их соединений в народном хозяйстве. | характеризовать: физические и химические свойства галогенов: взаимодействие с металлами, водородом, растворами солей галогенов; определять: степень окисления галогенов в соединениях; тип химической связи в соединениях галогенов; составлять: уравнения химических реакций, характеризующие свойства галогенов; использовать приобретённые знания в практической деятельности и повседневной жизни для: безопасного обращения с хлором. | 24.11 | |||
4. (24) | Практическая работа №3 «Получение соляной кислоты и ее свойства» | Урок-практикум | Применение на практике полученные знания | использовать приобретённые знания в практической деятельности и повседневной жизни для: безопасного обращения с хлором. | 25.11 | |||
5. (25) | Общая характеристика халькогенов. Кислород. | Комбинированный урок | Кислород в природе. Физические и химические свойства кислорода. Горение и медленное окисление. Получение и применение кислорода. Распознавание кислорода. | Знать/понимать: химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительная атомная и молекулярная массы, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление. Уметь: объяснять: строение атома кислорода по его положению в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева; характеризовать: физические свойства кислорода; химические свойства кислорода: взаимодействие с простыми веществами (металлами и неметаллами), сложными веществами; определять: тип химической связи в молекуле кислорода и в оксидах; степень окисления атома кислорода в соединениях; составлять: уравнения химических реакций, характеризующие свойства кислорода; распознавать опытным путём: кислород среди других газов; использовать приобретённые знания в практической деятельности и повседневной жизни для: безопасного обращения с кислородом (условия горения и способы его прекращения). | Природные соединения, содержащие кислород и серу | 01.12 | ||
6. (26) | Сера – простое вещество | Комбинированный урок | Строение атома серы и степени окисления серы. Аллотропия серы. Химические свойства серы. Сера в природе. Биологическое значение серы, её применение (демеркуризация | Уметь: объяснять: строение атома серы по её положению в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов (кислорода и серы) в пределах главной подгруппы; характеризовать: физические свойства серы; химические свойства серы (взаимодействие с металлами, кислородом, водородом) в свете представлений об окислительно-восстановительных реакциях; определять: тип химической связи в соединениях серы; степень окисления атома серы в соединениях; составлять: уравнения химических реакций, характеризующие свойства серы; использовать приобретённые знания в практической деятельности и повседневной жизни для: экологически грамотного поведения (для удаления и обезвреживания разлитой ртути). | Образцы соединений серы | 02.12 | ||
7. (27) | Соединения серы. | Комбинированный урок | Оксиды серы (IV) и (VI), их получение, свойства и применение. Сернистая кислота и её соли. | Знать/понимать: химическую символику: формулы оксида серы (IV) и оксида серы (VI). Уметь: называть: оксиды серы по их химическим формулам; характеризовать: физические свойства оксидов серы; химические свойства оксидов серы (как типичных кислотных оксидов); определять: принадлежность оксидов серы к кислотным оксидам; степень окисления атома серы и тип химической связи в оксидах; составлять: уравнения химических реакций взаимодействия оксидов с водой, с основными оксидами, щелочами; использовать приобретённые знания в практической деятельности и повседневной жизни для: экологически грамотного поведения в окружающей среде (кислотные дожди). | 08.12 | |||
8. (28) | Серная кислота. | Комбинированный урок | Свойства серной кислоты в свете теории электролитической диссоциации и окислительно-восстановительных реакций. Сравнение свойств концентрированной и разбавленной серной кислоты. Применение серной кислоты. Соли серной кислоты и их применение в народном хозяйстве. Качественная реакция на сульфат-ион. | Знать/понимать: химическую символику: формулу серной кислоты. Уметь: называть: серную кислоту и сульфаты по их химическим формулам; характеризовать: физические свойства концентрированной серной кислоты; химические свойства серной кислоты в свете теории электролитической диссоциации и окислительно-восстановительных реакций; народнохозяйственное значение серной кислоты и её солей; определять: принадлежность серной кислоты и её солей к соответствующим классам неорганических соединений; валентность и степень окисления серы в серной кислоте и в сульфатах; составлять: химические формулы сульфатов; уравнения химических реакций, характеризующие свойства разбавленной серной кислоты; уравнения химических реакций, характеризующие свойства концентрированной серной кислоты (взаимодействие с медью); распознавать опытным путём: серную кислоту среди растворов веществ других классов; сульфат-ион среди других ионов; использовать приобретённые знания в практической деятельности и повседневной жизни для: безопасного обращения с концентрированной серной кислотой (растворение). | Концентрированная серная кислота, медь. | 09.12 | ||
9. (29) | Практическая работа №4 «Подгруппа кислорода» | Урок-практикум | Применение на практике полученные знания | Уметь:
химические свойства соединений серы; -- составлять: уравнения химических реакций, характеризующие свойства соединений серы;
с химической посудой и лабораторным оборудованием;
безопасного обращения с веществами. | 15.12 | |||
10. (30) | Азот – простое вещество. | Комбинированный урок | Строение атома и молекулы азота. Физические и химические свойства азота в свете представлений об окислительно-восстановительных реакциях. Получение и применение азота. Азот в природе и его биологическое значение | Знать/понимать: химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительная атомная и молекулярная массы, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление. Уметь: объяснять: строение атома азота по его положению в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева; характеризовать: физические свойства азота; химические свойства азота как простого вещества в свете представлений об окислительно-восстановительных реакциях; определять: тип химической связи в молекуле азота и в его соединениях; степень окисления атома азота в соединениях; составлять: уравнения химических реакций, характеризующие свойства азота. | Соединения азота | 16.12 | ||
11. (31) | Аммиак | Комбинированный урок | Строение молекулы аммиака. Физические и химические свойства, получение, собирание и распознавание аммиака | Знать/понимать: химическую символику: формулу аммиака. Уметь: называть: аммиак по его химической формуле; характеризовать: физические и химические свойства аммиака; определять: тип химической связи в молекуле аммиака; валентность и степень окисления атома азота в аммиаке; составлять: уравнения химических реакций, характеризующие свойства аммиака (взаимодействие с водой, кислотами и кислородом); распознавать опытным путём: аммиак среди других газов; использовать приобретённые знания в практической деятельности и повседневной жизни для: критической оценки информации о применении аммиака в быту (нашатырный спирт). | 22.12 | |||
12. (32) | Соли аммония. | Комбинированный урок | Состав, получение, физические и химические свойства солей аммония: взаимодействие со щелочами и разложение. Применение солей аммония в народном хозяйстве. | Знать/понимать: химические понятия: катион аммония. Уметь: называть: соли аммония по их химическим формулам; характеризовать: химические свойства солей аммония; определять: принадлежность солей аммония к определённому классу соединений; тип химической связи в солях аммония; составлять: химические формулы солей аммония; уравнения химических реакций, характеризующие свойства солей аммония. | 23.12 | |||
13. (33) | Практическая работа №5 «Получение аммиака и его свойства» | Урок-практикум | Применение на практике полученные знания | Уметь: характеризовать: химические свойства аммиака; составлять: уравнения химических реакций, характеризующие свойства аммиака; обращаться: с химической посудой и лабораторным оборудованием; использовать приобретённые знания в практической деятельности и повседневной жизни для: безопасного обращения с веществами (нашатырный спирт). | 29.12 | |||
14. (34) | Кислородные соединения азота. Соли азотной кислоты | Комбинированный урок | Оксиды азота. Физические и химические свойства оксида азота (IV), его получение и применение. Состав и химические свойства азотной кислоты как электролита. Особенности окислительных свойств концентрированной азотной кислоты. Применение азотной кислоты. Нитраты и их свойства. Проблема повышенного содержания нитратов в сельскохозяйственной продукции. | Знать/понимать: химическую символику: формулы оксида азота (II) и оксида азота (IV), азотной кислоты. Уметь: называть: оксиды азота, азотной кислоты по их химическим формулам; характеризовать: физические свойства оксидов азота, азотной кислоты; химические свойства оксида азота (IV) (как типичного кислотного оксида); определять: принадлежность оксидов азота к соответствующему классу неорганических соединений; степень окисления атома азота и тип химической связи в оксидах, кислоте; составлять: уравнения химических реакций, характеризующие свойства оксида азота (IV), азотной кислоты; использовать приобретённые знания в практической деятельности и повседневной жизни для: экологически грамотного поведения в окружающей среде (кислотные дожди). | Коллекция азотных удобрений | 30.12 | ||
15. (35) | Практическая работа №6 «Экспериментальные задачи по теме «Подгруппа азота» | Урок-практикум | Применение на практике полученные знания | Уметь: характеризовать: химические свойства соединений азота; составлять: уравнения химических реакций, характеризующие свойства соединений азота; обращаться: с химической посудой и лабораторным оборудованием; использовать приобретённые знания в практической деятельности и повседневной жизни для: безопасного обращения с веществами (нашатырный спирт). | 12.01 | |||
16. (36) | Фосфор. Соединения фосфора. | Комбинированный урок | Строение атома фосфора. Аллотропия фосфора. Химические свойства фосфора. Применение и биологическое значение фосфора. | Уметь: объяснять: строение атома фосфора по его положению в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов (азота и фосфора) в пределах главной подгруппы; характеризовать: химические свойства фосфора (взаимодействие с металлами, кислородом) в свете представлений об окислительно-восстановительных реакциях; определять: тип химической связи в соединениях фосфора; степень окисления атома фосфора в соединениях; составлять: уравнения химических реакций, характеризующие свойства фосфора. | Фосфор (красный), кристаллы и растворы фосфорной кислоты | 13.01 | ||
17. (37) | Биологическое значение фосфора. Его применение. | Комбинированный урок | Оксид фосфора (V) - типичный кислотный оксид. Ортофосфорная кислота и три ряда её солей: фосфаты, гидрофосфаты и дигидрофосфаты | Знать/понимать: химическую символику: формулы оксида фосфора (V) и ортофосфорной кислоты. Уметь: называть: оксид фосфора (V), ортофосфорную кислоту и её соли по их химическим формулам; характеризовать: химические свойства оксида фосфора (V), ортофосфорной кислоты в свете теории электролитической диссоциации; народнохозяйственное значение фосфатов; определять: принадлежность оксида фосфора (V), ортофосфорной кислоты и её солей к соответствующим классам неорганических соединений; валентность и степень окисления атома фосфора в оксиде фосфора (V), ортофосфорной кислоте и в фосфатах; составлять: химические формулы фосфатов; уравнения химических реакций, характеризующие свойства оксида фосфора (V) как типичного кислотного оксида; уравнения химических реакций, характеризующие свойства ортофосфорной кислоты. | 19.01 | |||
18. (38) | Углерод. | Комбинированный урок | Строение атома углерода. Аллотропия: алмаз и графит. Физические и химические свойства углерода. | Уметь: объяснять: строение атома углерода по его положению в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева; характеризовать: химические свойства углерода (взаимодействие с металлами, оксидами металлов, водородом, кислородом) в свете представлений об окислительно-восстановительных реакциях; определять: тип химической связи в соединениях углерода; степень окисления атома углерода в соединениях; составлять: уравнения химических реакций, характеризующие свойства углерода. | 20.01 | |||
19. (39) | Оксиды углерода. | Комбинированный урок | Оксид углерода (II) или угарный газ: получение, свойства, применение. Оксид углерода (IV) или углекислый газ: получение, свойства, применение. | Знать/понимать: химическую символику: формулы оксида углерода (II) и оксида углерода (IV). Уметь: называть: оксиды углерода по их химическим формулам; характеризовать: физические свойства оксидов углерода; химические свойства оксида углерода (IV) (как типичного кислотного оксида); определять: принадлежность оксидов углерода к определённому классу соединений; степень окисления атома углерода и тип химической связи в оксидах; составлять: уравнения химических реакций, характеризующие свойства оксида углерода (IV); распознавать опытным путём: углекислый газ среди других газов; использовать приобретённые знания в практической деятельности и повседневной жизни для: безопасного обращения с оксидом углерода (II). | Известковая вода, мрамор, растворы кислот, прибор для получения газов. | 26.01 | ||
20. (40) | Угольная кислота и ее соли. | Комбинированный урок | Состав и химические свойства угольной кислоты. Карбонаты и их значение в природе и жизни человека. Переход карбонатов в гидрокарбонаты и обратно. Распознавание карбонат-иона среди других ионов. | Знать/понимать: химическую символику: формулу угольной кислоты. Уметь: называть: соли угольной кислоты по их химическим формулам; характеризовать: химические свойства угольной кислоты; народнохозяйственное значение карбонатов; определять: принадлежность угольной кислоты и её солей к определённым классам неорганических соединений; валентность и степень окисления углерода в угольной кислоте; составлять: химические формулы карбонатов и гидрокарбонатов; уравнения химических реакций превращения карбонатов в гидрокарбонаты и наоборот; распознавать опытным путём: карбонат-ион среди других ионов. | Мрамор, растворы соляной кислоты, гидроксида кальция, индикаторы. | 27.01 | ||
21. (41) | Практическая работа №7 «Получение оксида углерода (IV) и распознавание его свойств. | Урок-практикум. | Применение на практике полученные знания | Уметь: характеризовать: химические свойства оксида углерода; составлять: уравнения химических реакций, характеризующие свойства оксида углерода; обращаться: с химической посудой и лабораторным оборудованием; использовать приобретённые знания в практической деятельности и повседневной жизни для: безопасного обращения с веществами (нашатырный спирт). | 02.02 | |||
22. (42) | Минеральные удобрения. | Комбинированный урок | Минеральные удобрения. Классификация удобрений. Химическая мелиорация почв. | Коллекция мин. удобрений. | 03.02 | |||
23. (43) | Кремний. | Строение атома кремния, сравнение его свойств со свойствами атома углерода. Кристаллический кремний: его свойства и применение. | характеризовать: химические свойства кремния составлять: химические формулы силикатов; уравнения химических реакций, характеризующие свойства кремния, оксида кремния (IV) и кремниевой кислоты. | Образцы соединений кремния. | 09.02 | |||
24. (44) | Соединения кремния. Применение кремния и его соединений. | Комбинированный урок | Оксид кремния (IV) и его природные разновидности. Кремниевая кислота и её соли. Значение соединений кремния в живой и неживой природе. Понятие силикатной промышленности. | Знать/понимать: химическую символику: формулы оксида кремния (IV) и кремниевой кислоты. Уметь: называть: оксид кремния (IV), кремниевую кислоту и её соли по их химическим формулам; характеризовать: химические свойства оксида кремния (IV), кремниевой кислоты в свете теории электролитической диссоциации; народнохозяйственное значение силикатов; определять: принадлежность оксида кремния (IV), кремниевой кислоты и её солей к определённым классам неорганических соединений; валентность и степень окисления атома кремния в оксиде кремния (IV), кремниевой кислоте и в силикатах; составлять: химические формулы силикатов; уравнения химических реакций, характеризующие свойства кремния, оксида кремния (IV) и кремниевой кислоты. | 10.02 | |||
25. (45) | Обобщение темы «Неметаллы» | Урок обобщения и систематизации | Основные понятия темы «Металлы» | 16.02 | ||||
26. (46) | Контрольная работа №2 «Неметаллы» | Урок контроля | Основные понятия темы «Металлы» | Уметь решать типовые задачи. | 17.02 | |||
Органические вещества (14 часов) | ||||||||
1. (47) | Предмет органической химии. | Урок формирования новых знаний | Вещества органические и неорганические. Особенности органических веществ. Причины многообразия органических соединений. Валентность и степень окисления углерода в органических соединениях. Теория химического строения органических соединений А.М.Бутлерова. Структурные формулы. Значение органической химии. | Знать/понимать: химические понятия: вещество, классификация веществ. Уметь: характеризовать: строение атома углерода; связь между составом и строением органических веществ; определять: валентность и степень окисления углерода в органических соединениях | 24.02 | |||
2. (48) | Предельные углеводороды. | Комбинированный урок | Строение молекул метана и этана. Физические свойства метана. Горение метана и этана. Дегидрирование этана. Применение метана | Знать/понимать: химическую символику: формулы метана и этана. Уметь: называть: метан и этан по их химическим формулам; характеризовать: связь между составом, строением и свойствами метана и этана; химические свойства метана (горение), этана (горение и дегидрирование); определять: принадлежность метана и этана к предельным углеводородам; составлять: уравнения реакций, характеризующие химические свойства метана и этана (горение, дегидрирование); использовать приобретённые знания в практической деятельности и повседневной жизни для: безопасного обращения с метаном (природным газом). | 02.03 | |||
3. (49) | Непредельные углеводороды. Этилен и его гомологи. | Комбинированный урок | Строение молекулы этилена. Двойная связь. Химические свойства этилена (горение, взаимодействие с водой, бромом). Реакция полимеризации. | Знать/понимать: химическую символику: формулу этилена. Уметь: называть: этилен по его химической формуле; характеризовать: связь между составом, строением и свойствами этилена; химические свойства этилена (горение, взаимодействие с водой, бромом); определять: принадлежность этилена к непредельным углеводородам; составлять: уравнения реакций, характеризующие химические свойства этилена (горение, взаимодействие с водой, бромом). | 03.03 | |||
4. (50) | Ацетилен. | Комбинированный урок | Строение молекулы ацетилена. Тройная связь. Химические свойства ацетилена. | Знать/понимать: химическую символику: формулу ацетилена. Уметь: называть: ацетилен по его химической формуле; характеризовать: связь между составом, строением и свойствами ацетилена; химические свойства ацетилена (горение, взаимодействие с водой, бромом); определять: принадлежность ацетилена к непредельным углеводородам; составлять: уравнения реакций, характеризующие химические свойства ацетилена (горение, взаимодействие с водой, бромом). | 10.03 | |||
5. (51) | Ароматические углеводороды. | Комбинированный урок | Строение молекулы бензола. Химические свойства бензола. | Знать/понимать: химическую символику: формулу бензола. Уметь: называть: бензол по его химической формуле; характеризовать: связь между составом, строением и свойствами бензола; определять: принадлежность бензола к ароматическим углеводородам; | 16.03 | |||
6. (52) | Спирты. Альдегиды. | Комбинированный урок | Спирты – представители кислородсодержащих органических соединений. Физические и химические свойства спиртов. Физиологическое действие на организм метанола и этанола. | Знать/понимать: химическую символику: формулы метанола, этанола и глицерина. Уметь: называть: спирты (метанол, этанол, глицерин) по их химическим формулам; характеризовать: связь между составом и свойствами спиртов; химические свойства метанола и этанола (горение); определять: принадлежность метанола, этанола и глицерина к классу спиртов; составлять: уравнения реакций, характеризующие химические свойства метанола и этанола (горение); использовать приобретённые знания в практической деятельности и повседневной жизни для: критической оценки информации о метаноле и этаноле. | 17.03 | |||
7. (53) | Карбоновые кислоты. Сложные эфиры. | Комбинированный урок | Уксусная кислота, её свойства и применение. Уксусная кислота – консервант пищевых продуктов. Стеариновая кислота – представитель жирных карбоновых кислоты. | Знать/понимать: химическую символику: формулы уксусной и стеариновой кислот. Уметь: называть: уксусную и стеариновую кислоту по их химическим формулам; характеризовать: связь между составом, строением и свойствами кислот; химические свойства уксусной кислоты (общие с другими кислотами); определять: принадлежность уксусной и стеариновой кислот к определённому классу органических соединений; составлять: уравнения реакций, характеризующие химические свойства уксусной кислоты (общие с другими кислотами); использовать приобретённые знания в практической деятельности и повседневной жизни для: безопасного обращения с уксусной кислотой. | 30.03 | |||
8. (54) | Биологически важные вещества: жиры, белки, углеводы. | Комбинированный урок | Жиры в природе и их применение. Белки, их строение и биологическая роль. Глюкоза, крахмал и целлюлоза (в сравнении), их биологическая роль. Калорийность белков, жиров и углеводов. | Уметь: характеризовать: нахождение в природе и применение жиров; состав, физические свойства и применение глюкозы, крахмала и целлюлозы; физические свойства белков и их роль в организме. | 31.03 | |||
9. (55) | Аминокислоты | Комбинированный урок | Аминокислоты – амфотерные органические соединения. Реакции поликонденсации. Пептидная связь. | 06.04 | ||||
10. (56) | Полимеры | Комбинированный урок | Пластмассы. Волокна. Реакции поликонденсации и полимеризации. | 07.04 | ||||
11. (57) | Практическая работа №8 «Экспериментальные задачи по распознаванию и определению веществ» | Урок-практикум. | Применение на практике полученные знания | 13.04 | ||||
12. (58) | Практическая работа №9 «Распознавание пластмасс» | Урок-практикум. | Применение на практике полученные знания | 14.04 | ||||
13. (59) | Обобщение темы «Органические вещества» | Урок обобщения и систематизации | Основные понятия темы «Органические вещества» | 20.04 | ||||
14. (60) | Контрольная работа №3 «Органические вещества» | Урок контроля | Основные понятия темы «Органические вещества» | Уметь решать типовые задачи. | 21.05 | |||
Повторение и обобщение знаний по курсу химии основной школы (5 часов) | ||||||||
1. (61) | Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева в свете учения о строении атома. | Урок обобщения и систематизации | Периодический закон Д.И.Менделеева. Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева – графическое отображение Периодического закона. Физический смысл номера элемента, номера периода и номера группы. Закономерности изменения свойств элементов в периодах и группах. Значение Периодического закона и периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева | Знать/понимать: химические понятия: химический элемент, атом; основные законы химии: Периодический закон. Уметь: называть: химические элементы по их символам; объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д.И.Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов главных подгрупп. | 05.05 | |||
2. (62) | Строение веществ. | Урок обобщения и систематизации | Типы химических связей, типы кристаллических решёток. Взаимосвязь строения и свойств веществ. | Знать/понимать: химические понятия: атом, молекула, ион, химическая связь. Уметь: характеризовать: связь между составом, строением и свойствами веществ; определять: тип химической связи в соединениях. | 12.05 | |||
3. (63) | Классификация химических реакций. | Урок обобщения и систематизации | Классификация химических реакций по различным признакам (число и состав реагирующих и образующихся веществ; тепловой эффект; использование катализатора; направление; изменение степеней окисления атомов). | Знать/понимать: химическую символику: уравнения химических реакций; химические понятия: химическая реакция, классификация реакций. Уметь: определять: типы химических реакций; возможность протекания реакций ионного обмена; составлять: уравнения химических реакций. | 18.05 | |||
4. (64) | Итоговая контрольная работа за курс 9 класса. | Урок контроля | Основные понятия курса химии | Уметь решать типовые задачи. | 19.05 | |||
5. | Итоговый урок. | 25.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна
Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Рабочая программа по химии для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна
Рабочая программа по химии для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...
Рабочая программа по химии для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна
Рабочая программа по химии для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...
Рабочая программа по химии для 10-11 классов, составленная на основе авторской программы М.Н.Афанасьева, Москва "Просвещение" 2017г к учебникам " Химия.10 класс" и ""Химия. 11класс" Г.Е Рудзитиса ФГ Фельдмана, Москва "Просвещение"
Данная рабочая программа реализуется в учебниках для общеобразовательных учреждений авторов Г.Е. Рудзитиса и Ф.Г. Фельдмана «Химия. 10 класс» и «Химия 11 класс». Рабочая ...
Рабочая программа по химии 8-9 класс к учебникам Г. Е. Рудзитис и Ф. Г. Фельдман Химия 8, Химия 9
Рабочая программа по химии разработана в соответствии с ФГОС по химии . Она содержит пояснительную записку, планируемые результаты освоения учебного предмета,учебно-тематический план и т. д....
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...