Рабочая программа по химии
рабочая программа по химии (8 класс) на тему

Елена Александровна Морозова-Винникова

Данная рабочая программа предназначена для реализации в 8 классе по УМК Габриеляна О.С.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kalendarnoe_planirovanie_8a.docx37.92 КБ
Файл 8_klass_poyasnitelnaya_zapiska.docx50.49 КБ

Предварительный просмотр:

Календарно - тематическое планирование по химии в 8 А классе

№ п/п

Тема урока

Тип урока

Элементы содержания урока

Требования к уровню подготовки обучающихся

Демонстрации и лабораторные опыты

Дата

план

факт

Введение (5 часов)

1.

(1)

Предмет химии. Вещества.

Урок формирования новых знаний

Химия как часть естествознания. Химия – наука о веществах, их строении, свойствах и превращениях. Наблюдение, описание, измерение, эксперимент.

Знать: определение важнейших понятий – простые и сложные вещества, химический элемент, атом, молекула. Различать понятия «вещество» и «тело», «простое вещество» и «химический элемент».

Коллекция изделий тел из алюминия и стекла

03.09

2.

(2)

Превращение веществ. Краткий очерк истории развития химии.

Урок формирования новых знаний

Атомы, молекулы. Химический элемент. Простые вещества – металлы и неметаллы. Сложные вещества.

Знать: определение важнейших понятий – простые и сложные вещества, химический элемент, атом, молекула. Различать понятия «вещество» и «тело», «простое вещество» и «химический элемент».

Уметь отличать химические реакции от физических явлений. Использовать приобретенные знания для безопасного обращения с веществами и материалами, экологически грамотного поведения в окружающей среде, оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека.

Взаимодействие соляной кислоты с мрамором.

05.09

3.

(3)

Практическая работа 1. «Приемы обращения с лабораторным оборудованием»

Урок-практикум

Отработка практических навыков

Уметь обращаться с лабораторным оборудованием

10.09

4.

(4)

Практическая работа №2 «Наблюдение за горящей свечой»

Урок-практикум

Отработка практических навыков. Анализ, наблюдение.

Уметь анализировать увиденные явления

12.09

5.

(5)

Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева.

 Химические формулы.

Комбинированный урок

Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. группы и периоды ПС. Язык химии. Знаки химических элементов. Химические формулы. Закон постоянства состава. Качественный и количественный состав вещества. Относительная атомная и молекулярная массы.

Уметь определять положение химического элемента в ПС, называть хим. элементы; знать знаки первых 20 хим. элементов.

 Знать определение химической формулы вещества, формулировку закона постоянства состава вещества. Понимать и записывать химические формулы веществ. Определять состав веществ по химической формуле, принадлежность к простым и сложным веществам.

Уметь вычислять массовую долю химического элемента по формуле соединения.

Таблица Д.И. Менделеева

17.09

Атомы химических элементов (11 часов).

1.

(6)

 Основные сведения о строении атома.

Комбинированный урок

Строение атома. Ядро (протоны, нейтроны), электроны.

Уметь объяснять физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента.

Модели атомов химических элементов

19.09

2.

(7)

Атомы химических элементов

Комбинированный урок

Строение атома. Ядро (протоны, нейтроны), электроны.

Уметь объяснять физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента.

Модели атомов химических элементов

24.09

3.

(8)

Изменения в составе ядер атомов химических элементов. Изотопы.

Урок формирования новых знаний

Изотопы

Знать определение понятия «химический элемент»

Модели атомов химических элементов

26.09

4.

(9)

Строение электронных оболочек атомов.

Комбинированный урок

Строение электронных оболочек атомов первых 20 элементов

Уметь объяснять физический смысл номера группы и периода, составлять схемы строения атомов первых 20 элементов ПС химических элементов Д.И. Менделеева.

01.10

5.

(10)

Изменение числа электронов на внешнем энергетическом уровне атомов химических элементов.

Комбинированный урок

Изменение числа электронов на внешнем электронном уровне атома химического элемента – образование положительных и отрицательных ионов. Ионы, образованные атомами металлов и неметаллов. Понятие об ионной связи.

Уметь характеризовать химические элементы (от Н до Са) на основе их положения в ПС и особенностей строения их атомов.

03.10

6.

(11)

Ковалентная химическая связь.

Комбинированный урок

Ковалентная химическая связь. Одинарная, двойная и тройная ковалентные химические связи. Длина связи. Электроны и структурные формулы.

Знать определения «ковалентная связь», уметь составлять структурные формулы химических веществ.

08.10

7.

(12)

Ковалентная полярная химическая связь

Комбинированный урок

Ковалентная  полярная химическая связь.

Уметь определять тип химической связи в соединениях.

10.10

8.

(13)

Ковалентная полярная химическая связь

Комбинированный урок

Ковалентная  полярная химическая связь.

Уметь определять тип химической связи в соединениях.

15.10

9.

(14)

Металлическая химическая связь

Комбинированный урок

Металлическая связь

Знать определение металлической связи, объяснять свойства металлов, исходя из типа химической связи, находить черты сходства и различия ее с ковалентной и ионной связью

17.10

10.

(15)

Обобщающий урок по теме «Атомы химических элементов»

Урок закрепления изученного материала

Строение атома, виды химической связи, характеристика элемента по положению в периодической системе.

22.10

11.

(16)

Контрольная работа №1. «Атомы химических элементов»

Урок контроля

Строение атома, виды химической связи, характеристика элемента по положению в периодической системе

Уметь решать типовые задачи.

24.10

Простые вещества (4 ч.)

1.

(17)

Простые вещества – металлы и неметаллы.

Урок формирования новых знаний

Положение металлов в Периодической системе. Важнейшие простые вещества – металлы. Общие физические свойства металлов.

Важнейшие простые вещества – неметаллы. Аллотропные модификации кислорода, фосфора, олова.

Знать общие физические свойства металлов. Характеризовать связь между составом, строением и свойствами металлов.

Уметь характеризовать физические свойства неметаллов. Понимать связь между составом, строением и свойствами неметаллов.

Демонстрация коллекций металлов.

29.10

2.

(18)

Количество вещества.

Комбинированный урок

Постоянная Авогадро. Количество вещества. Моль. Молярная масса.

Знать определение понятий «моль», «молярная масса». Уметь вычислять молярную массу по формуле соединения, массу вещества и число частиц по известному количеству вещества.

31.10

3.

(19)

Молярный объем газов

Комбинированный урок

Молярный объем газов. Нормальные условия.

Знать определение молярного объема газов. Уметь вычислять объем газа по его количеству, массу определенного объема или числа молекул газа.

12.11

4.

(20)

Обобщение темы «Количество вещества»

Урок закрепления изученного материала

«Количество вещества», «молярная масса», «молярный объем», «число Авогадро».

Уметь решать типовые задачи.

14.11

Соединения химических элементов (11 часов)

1.

(21)

Степень окисления.

Урок формирования новых знаний

Понятие о степени окисления. Составление формул соединений по степени окисления. Химическая номенклатура.

Уметь определять степень окисления элементов в бинарных соединениях, составлять формулы соединений по степени окисления, называть бинарные соединения.

19.11

2.

(22)

Оксиды.

Комбинированный урок

Основные классы неорганических соединений – оксиды.

Уметь определять принадлежность вещества к классу оксидов, называть его, составлять формулы оксидов.

Образцы оксидов.

21.11

3.

(23)

Важнейшие оксиды в природе и жизни человека. Водородные соединения элементов.

Комбинированный урок

Основные классы неорганических соединений – оксиды и летучие водородные соединения.

Уметь определять принадлежность вещества к классу оксидов, называть его, составлять формулы оксидов.

Образцы оксидов.

26.11

4.

(24)

Основания.

Комбинированный урок

Основные классы неорганических соединений – основания.

Уметь определять принадлежность вещества к классу оснований, называть его, составлять формулы оснований. Знать качественную реакцию на углекислый газ, на распознание щелочей.

Твердые щелочи и их растворы. Индикаторы.

28.11

5.

(25)

Кислоты.

Комбинированный урок

Основные классы неорганических соединений – кислоты.

Уметь определять принадлежность вещества к классу кислот, называть его, составлять формулы кислот. Знать качественную реакцию на распознание кислот.

Растворы кислот. Индикаторы.

03.12

6.

(26)

Соли.

Комбинированный урок

Основные классы неорганических соединений – соли.

Уметь определять принадлежность вещества к классу солей, называть их, составлять формулы солей.

Образцы кристаллических солей.

05.12

7.

(27)

Соли.

Комбинированный урок

Основные классы неорганических соединений – соли.

Уметь определять принадлежность вещества к классу солей, называть их, составлять формулы солей.

Образцы кристаллических солей.

10.12

8.

(28)

Кристаллические решетки. Чистые вещества и смеси.

Комбинированный урок

Амфотерные и кристаллические вещества. Типы кристаллических решёток. Зависимость свойств веществ от типов кристаллических решёток.

Чистые вещества и смеси. Основные способы разделения смесей.

Уметь характеризовать и объяснять свойства веществ на основании вида химической связи и типа кристаллической решетки.

Знать основные способы разделения

смесей.

Модели кристаллических решёток хлорида натрия, алмаза, углекислого газа.

Разделение смеси при помощи фильтрования, выпаривания

12.12

9.

(29)

Массовая и объемные доли компонентов смеси (раствора).

Комбинированный урок

Массовая и объемная доли компонентов смеси (раствора). Расчеты, связанные с использованием понятия «доля».

Уметь вычислять массовую долю вещества в растворе.

17.12

10.

(30)

Решение расчетных задач по теме «Массовая и объемные доли»

Урок закрепления изученного материала

Массовая и объемная доли компонентов смеси (раствора). Расчеты, связанные с использованием понятия «доля».

Уметь вычислять массовую долю вещества в растворе.

19.12

11.

(31)

Контрольная работа №2. «Простые вещества. Соединения химических элементов»

Урок контроля

«Количество вещества», «молярная масса», «молярный объем», «число Авогадро». Основные классы неорганических соединений. Решение расчетных задач с использованием понятия «доля».

Уметь решать типовые задачи.

24.12

Изменения, происходящие с веществами (7 ч.)

1.

(32)

Физические явления в химии.

Комбинированный урок

Способы разделения смесей. Очистка веществ. Фильтрование. Возгонка. Отстаивание. Делительная воронка. Кристаллизация и выпаривание. Дистиллированная вода. Дистилляция (перегонка

Знать способы разделения смесей.

Примеры физических явлений (плавление парафина, возгонка йода (видео), растворение перманганата калия, диффузия душистых веществ с горячей лампочки накаливания.

14.01

2.

(33)

Химические реакции

Комбинированный урок

Химическая реакция. Условия и признаки химических реакций. Классификация химических реакций по поглощению или выделению тепла.

Знать определение понятия «химическая реакция», признаки и условия течения химических реакций, типы реакций по поглощению или выделению энергии

Примеры химических явлений: горение магния, фосфора (видео), взаимодействие соляной кислоты с мрамором или мелом, получение гидроксида меди (II).

16.01

3.

(34)

Уравнения химических реакций. Реакции разложения, соединения  и замещения.

Комбинированный урок

Уравнение и схема химической реакции. Сохранение массы веществ при химических реакциях. Правила подбора коэффициентов в уравнениях реакций.

Знать определение понятия «химическая реакция». Уметь составлять уравнения химических реакций на основе закона сохранения массы веществ.

Уметь отличать реакции разложения, замещения, соединения от других типов реакций, составлять уравнения реакций данного типа.

Разложение перманганата калия,  пероксида водорода, электролиз воды (видео).

21.01

4.

(35)

Реакции обмена

Комбинированный урок

Классификация химических реакций по числу и составу исходных и получившихся веществ – реакция разложения.

 Уметь отличать реакции обмена от других типов реакций, составлять уравнения реакций данного типа, определять возможность протекания реакций обмена в растворах до конца.

Реакции обмена, реакции нейтрализации

23.01

5.

(36)

Расчеты по химическим уравнениям

Комбинированный урок

Вычисление по химическим уравнениям массы, объема или количества одного из продуктов реакции по массе исходного вещества и вещества, содержащего определенную долю примесей.

Уметь вычислять по химическим уравнениям массу, объем или количество одного из продуктов реакции по массе исходного вещества и вещества, содержащего определенную долю примесей.

28.01

6.

(37)

Обобщение темы «Изменения, происходящие с веществами»

Урок закрепления изученного материала

Изменения, происходящие  с веществами.

Уметь решать типовые задачи.

30.01

7.

(38)

Контрольная работа №3 «Изменения, происходящие с веществами»

Урок контроля

Изменения, происходящие  с веществами

Уметь решать типовые задачи.

04.02

Простейшие операции с веществом (практикум) (5 ч.)

1.

(39)

Практическая работа №3 «Анализ почвы и воды»

Урок-практикум

Отработка практических навыков. Анализ, наблюдение.

Уметь анализировать увиденные явления

06.02

2.

(40)

Практическая работа №4 «Признаки химических реакций»

Урок-практикум

Отработка практических навыков. Анализ, наблюдение.

Уметь анализировать увиденные явления

11.02

3.

(41)

Практическая работа №5 «Получение водорода и определение его свойств»

Урок-практикум

Отработка практических навыков. Анализ, наблюдение.

Уметь анализировать увиденные явления

13.02

4.

(42)

Практическая работа №6 «Получение и свойства кислорода»

Урок-практикум

Отработка практических навыков. Анализ, наблюдение.

Уметь анализировать увиденные явления

18.02

5.

(43)

Практическая работа №7 «Приготовление раствора сахара и расчет его массовой доли в растворе»

Урок-практикум

Отработка практических навыков. Анализ, наблюдение.

Уметь анализировать увиденные явления

20.02

Скорость химических реакций.  Химическое равновесие (4 ч.)

1.

(44)

Скорость химической реакции. Катализаторы

Урок формирования новых знаний

Скорость химической реакции, единицы измерения скорости химической реакции, молярная концентрация, гомо- и гетерогенные реакции.

Катализ, катализаторы. Биологические катализаторы белковой природы.

Уметь решать типовые задачи на определение скорости химической реакции.

Знать виды катализаторов, уметь применять знания о биологических катализаторах  белковой природы в быту.

Взаимодействие соляной кислоты с различными металлами. Перекись водорода. Варённое мясо, сырая морковь, сахар.

25.02

2.

(45)

Необратимые и обратимые реакции

Комбинированный урок

Понятия обратимых и необратимых реакций. Условия протекания необратимых реакций.

Закрепить навыки и умения по составлению уравнений необратимых реакций.

27.02

3.

(46)

Химическое равновесие и способы его смещения

Комбинированный урок

Химическое равновесие, условия его смещения

Уметь применять принцип Ле-Шателье для определения, в какую сторону сместилось химическое равновесие.

04.03

4.

(47)

Обобщение темы «Скорость химических реакций.  Химическое равновесие»

Урок закрепления изученного материала

Скорость химической реакции. Способы смещения химического равновесия. Обратимые и необратимые реакции.

Уметь решать типовые задачи

06.03

Растворение. Растворы. Реакции ионного обмена. Окислительно-восстановительные реакции

(14 ч.)

1.

(48)

Растворение. Растворимость веществ в воде.

Урок формирования новых знаний

Растворы. Процесс растворения. Растворимость веществ в воде. Хорошо растворимые, малорастворимые и практически нерастворимые вещества.

Зависимость растворимости твердых веществ от температуры.

Знать определение понятия «растворы», условия растворения веществ в воде. Уметь пользоваться таблицей растворимости.

Растворение веществ в различных растворителях.

11.03

2.

(49)

Электролитическая диссоциация

Комбинированный урок

Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация. Сильные и слабые электролиты.

Знать определение понятий «электролит», «неэлектролит», «электролитическая диссоциация», «сильный электролит», «слабый электролит», понимать сущность процесса электролитической диссоциации.

Электропроводность растворов. Растворы кислот, щелочей, солей, сахара, спирта.

13.03

3.

(50)

Основные положения теории электролитической диссоциации.

Комбинированный урок

Ионы. Катионы и анионы.

Знать основные положения теории электролитической диссоциации.

18.03

4.

(51)

Ионные уравнения.

Комбинированный урок

Реакции ионного обмена.

Уметь составлять уравнения реакций ионного обмена, понимать их сущность. Определять возможность протекания реакций ионного обмена.

20.03

5.

(52)

Кислоты, их классификация и свойства.

Комбинированный урок

Классификация кислот. Ряд напряжений металлов.

Знать классификацию и химические свойства кислот.

01.04

6.

(53)

Химические свойства кислот

Комбинированный урок

Классификация кислот, их химические свойства. Условия протекания типичных реакций кислот. Ряд напряжений металлов.

Уметь составлять уравнения реакций, характеризующих химические свойства кислот в молекулярном и ионном виде.

03.04

7.

(54)

Основания, их классификация и свойства

Комбинированный урок

Классификация оснований, их химические свойства. Условия протекания типичных реакций оснований.

Знать классификацию и химические свойства оснований. Уметь составлять уравнения реакций, характеризующих химические свойства оснований в молекулярном и ионном виде.

08.04

8.

(55)

Оксиды, их классификация и свойства

Комбинированный урок

Классификация оксидов, их химические свойства. Условия протекания типичных реакций кислотных и основных оксидов с водой.

Знать классификацию и химические свойства оксидов. Уметь составлять уравнения реакций, характеризующих химические свойства оксидов в молекулярном и ионном виде.

10.04

9.

(56)

Соли, их классификация и свойства

Комбинированный урок

Классификация солей.

Знать классификацию и химические свойства солей.

15.04

10

(57)

Химические свойства солей.

Комбинированный урок

Классификация солей, их химические свойства. Условия протекания типичных реакций солей с металлами.

Уметь составлять уравнения реакций, характеризующих химические свойства солей в молекулярном и ионном виде.

17.04

11.

(58)

Генетическая связь между классами веществ

Комбинированный урок

Химические свойства основных классов неорганических соединений. Генетическая связь между основными классами неорганических соединений.

Уметь составлять уравнения химических реакций, характеризующих химические свойства и генетическую связь основных классов неорганических соединений в молекулярном и ином виде.

22.04

12.

(59)

Окислительно-восстановительные реакции

Комбинированный урок

Классификация химических реакций по изменению степеней окисления химических элементов. Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель. Окисление и восстановление. Метод электронного баланса.

Знать определения понятий «окислитель», «восстановитель», «окисление», «восстановление». Уметь определять окислители и восстановители, отличать окислительно-восстановительные реакции от других типов реакций, классифицировать реакции по различным типам, расставлять коэффициенты в окислительно-восстановительных реакциях методом электронного баланса.

24.04

13.

(60)

Обобщение темы «Растворение. Растворы. Реакции ионного обмена. Окислительно-восстановительные реакции»

Урок закрепления изученного материала

Химические свойства основных классов неорганических соединений. Генетическая связь между основными классами неорганических соединений.

Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель. Окисление и восстановление.

Уметь решать типовые задачи

29.04

14.

(61)

Контрольная работа №4 «Растворение. Растворы. Реакции ионного обмена. Окислительно-восстановительные реакции»

Урок контроля

Химические свойства основных классов неорганических соединений. Генетическая связь между основными классами неорганических соединений.

Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель. Окисление и восстановление.

Уметь решать типовые задачи

06.05

Свойства электролитов (химический практикум) (3 ч.)

1.

(62)

Практическая работа №8 «Ионные реакции»

Урок-практикум

Отработка практических навыков. Анализ, наблюдение.

Уметь анализировать увиденные явления

08.05

2.

(63)

Практическая работа №9 «Условия протекания химических реакций между растворами электролитов до конца»

Урок-практикум

Отработка практических навыков. Анализ, наблюдение.

Уметь анализировать увиденные явления

13.05

3.

(64)

Практическая работа №10 «Свойства кислот, оснований, оксидов, солей»

Урок-практикум

Отработка практических навыков. Анализ, наблюдение.

Уметь анализировать увиденные явления

15.05

Повторение (4 часа)

1.

(65)

Повторение. Основные сведения о строении атома.

Урок-обобщение

Повторение основных тем курса

20.05

2.

(66)

Повторение. Основные классы неорганических соединений.

Урок-обобщение

Повторение основных тем курса

22.05

3.

(67)

Контрольная работа №5 «Итоговая контрольная работа»

Урок контроля

Химические свойства основных классов неорганических соединений. Генетическая связь между основными классами неорганических соединений.

Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель. Окисление и восстановление.

Уметь решать типовые задачи

27.05

4.

(68)

Резервный урок

29.05



Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа курса химии для 8-х классов составлена в соответствии с:

  • Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012 № 273-ФЗ (пп.2, 3 ст. 28);
  • Областным законом от 14.11.2013 № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области».
  • федеральным компонентом государственного стандарта общего образования (приказ Министерства образования Российской Федерации №1089 от 05.03.2004);
  • федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (приказ Министерства образования Российской Федерации № 1312 от 09.03.2004);
  • приказом Министерства общего и профессионального образования Ростовской области №987 от 30.04.2004 «О введении федерального базисного учебного плана, федерального и регионального компонентов государственных образовательных стандартов общего образования в образовательные учреждения Ростовской области»;
  • приказом Минобрнауки России от 20 августа 2008 года № 241 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 года №  1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
  • приказом Минобрнауки России от 30.08.2010 года № 889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
  • приказом Минобрнауки России от 03.06. 2011 года № 1994 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312»;
  • приказом Минобрнауки России от 10 ноября 2011 года № 2643 «О внесении изменений в Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 года № 1089»;
  • приказом Минобрнауки России от 31.01.2012 года № 69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 года № 1089»;
  • приказом Минобрнауки России от 01.02.2012 года № 74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 года № 1312»;
  • приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
  •  приказом Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
  • приказ Министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 30.04.2014 № 63 «Об утверждении  примерного учебного плана для образовательных учреждений Ростовской области на 2014 -2015 учебный год»;
  • примерной программой основного общего образования по химии;
  • авторской программой основного общего образования по химии О.С. Габриеляна «Химия 8-9 классы», М.: Дрофа, 2013;
  • региональным компонентом содержания образования в Ростовской области.

Изучение химии на базовом уровне основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о химической составляющей естественнонаучной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях;
  • овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;
  • развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;
  • воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;
  • применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

Курс химии направлен на решение следующих задач:

  • формирование у учащихся представлений о химической картине мира как части целостной естественно-научной картины мира;
  • развитие познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей учащихся в процессе изучения химической науки и её вклада в научно-технический прогресс;
  • освоение приёмов логического мышления (анализ, синтез, обобщение, конкретизация, сравнение и др.) при изучении важнейших понятий и законов о составе, строении и свойствах веществ;
  • воспитание убеждённости в том, что применение полученных знаний и умений является объективной необходимостью для безопасной работы с веществами и материалами в быту и на производстве;
  • проектирование и реализация выпускниками основной школы личной образовательной траектории: выбор профиля обучения в старшей школе или профессионального образовательного учреждения;
  • овладение ключевыми компетенциями: учебно-познавательными, информационными, ценностно-смысловыми, коммуникативными.

Общая характеристика учебного курса.

Весь теоретический материал курса химии для основной школы рассматривается на первом году обучения, что позволяет учащимся более осознанно и глубоко изучить фактический материал — химию элементов и их соединений. Наряду с этим такое построение программы дает возможность развивать полученные первоначально теоретические сведения на богатом фактическом материале химии элементов. В результате выигрывают обе составляющие курса: и теория, и факты.

Программа построена с учетом реализации межпредметных связей с курсом физики 7 класса, где изучаются основные сведения о строении молекул и атомов, и биологии 6-9 классов, где дается знакомство с химической организацией клетки и процессами обмена веществ.
Основное содержание курса химии 8 класса составляют сведения о химическом элементе и формах его существования — атомах, изотопах, ионах, простых веществах и важнейших соединениях элемента (оксидах и других бинарных соединениях, кислотах, основаниях и солях), о строении вещества (типологии химических связей и видах кристаллических решеток), некоторых закономерностях протекания реакций и их классификации.
        

Место учебного предмета химия в учебном плане школе.

Изучение предмета «химия» начинается в 8 классе общеобразовательной школы. Это связано с тем, что для полноценного усвоения учебного материала по химии, обучающиеся должны накопить определенный багаж знаний по другим предметам: физике, биологии, математике.

Учебный план МБОУ Конзаводской СОШ предусматривает изучение данного предмета в 8 классе в объеме 2 часа в неделю (70 часов в год).

Кл.

Полное

название курса, предмета, дисциплины (модуля)

инвариантная или вариативная часть учебного плана

количество часов

в неделю

в год

по программе

фактически

8

Химия

инвариантная

2

70

68

Содержание учебного предмета химия.

Введение (5 ч)

Химия — наука о веществах, их свойствах и превращениях.

Понятие о химическом элементе и формах его существования: свободных атомах, простых и сложных веществах.
Превращения веществ. Отличие химических реакций от физических явлений. Роль химии в жизни человека. Хемофилия и хемофобия.
Краткие сведения из истории возникновения и развития химии. Период алхимии. Понятие о философском камне. Химия в XVI в. Развитие химии на Руси. Роль отечественных ученых в становлении химической науки — работы М. В. Ломоносова, А. М. Бутлерова, Д. И. Менделеева.
Химическая символика. Знаки химических элементов и происхождение их названий. Химические формулы. Индексы и коэффициенты. Относительные атомная и молекулярная массы. Расчет массовой доли химического элемента по формуле вещества.

Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева, ее структура: малые и большие периоды, группы и подгруппы (главная и побочная). Периодическая система как справочное пособие для получения сведений о химических элементах.

Расчетные задачи. 1. Нахождение относительной молекулярной массы вещества по его химической формуле. 2. Вычисление массовой доли химического элемента в веществе по его формуле.

Атомы химических элементов (10 ч.)

 Атомы как форма существования химических элементов. Основные сведения о строении атомов. Доказательства сложности строения атомов. Опыты Резерфорда. Планетарная модель строения атома.

Состав атомных ядер: протоны и нейтроны. Относительная атомная масса. Взаимосвязь понятий «протон», «нейтрон», «относительная атомная масса». Изменение числа протонов в ядре атома — образование новых химических элементов. Изменение числа нейтронов в ядре атома — образование изотопов. Современное определение понятия «химический элемент». Изотопы как разновидности атомов одного химического элемента.
Электроны. Строение электронных оболочек атомов химических элементов № 1-20 периодической системы Д. И. Менделеева. Понятие о завершенном и незавершенном электронном слое (энергетическом уровне). Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева и строение атомов: физический смысл порядкового номера элемента, номера группы, номера периода. Изменение числа электронов на внешнем электронном уровне атома химического элемента — образование положительных и отрицательных ионов. Ионы, образованные атомами металлов и неметаллов. Причины изменения металлических и неметаллических свойств в периодах и группах.
Образование бинарных соединений. Понятие об ионной связи. Схемы образования ионной связи. Взаимодействие атомов химических элементов-неметаллов между собой — образование двухатомных молекул простых веществ. Ковалентная неполярная химическая связь. Электронные и структурные формулы.

Взаимодействие атомов химических элементов-неметаллов между собой — образование бинарных соединений неметаллов. Электроотрицательность. Понятие о ковалентной полярной связи.
Взаимодействие атомов химических элементов-металлов между собой — образование металлических кристаллов. Понятие о металлической связи.
Демонстрации. Модели атомов химических элементов. Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева.

Простые вещества (6 ч.)

 Положение металлов и неметаллов в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Важнейшие простые вещества — металлы: железо, алюминий, кальций, магний, натрий, калий. Общие физические свойства металлов.
Важнейшие простые вещества — неметаллы, образованные атомами кислорода, водорода, азота, серы, фосфора, углерода. Способность атомов химических элементов к образованию нескольких простых веществ — аллотропия. Аллотропные модификации кислорода, фосфора и олова. Металлические и неметаллические свойства простых веществ. Относительность деления простых веществ на металлы и неметаллы.
Постоянная Авогадро. Количество вещества. Моль. Молярная масса. Молярный объем газообразных веществ. Кратные единицы количества вещества — миллимоль и киломоль, миллимолярная и киломолярная массы вещества, миллимолярный и киломолярный объемы газообразных веществ.
Расчеты с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «молярный объем газов», «постоянная Авогадро».
Расчетные задачи.

1. Вычисление молярной массы веществ по химическим формулам.

2. Расчеты с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «молярный объем газов», «постоянная Авогадро».
Демонстрации. Получение озона. Образцы белого и серого олова, белого и красного фосфора. Некоторые металлы и неметаллы количеством вещества 1 моль. Модель молярного объема газообразных веществ.

Соединения химических элементов (11 ч.)

 Степень окисления. Определение степени окисления элементов по химической формуле соединения. Составление формул бинарных соединений, общий способ их называния. Бинарные соединения: оксиды, хлориды, сульфиды и др. Составление их формул. Представители оксидов: вода, углекислый газ и негашеная известь. Представители летучих водородных соединений: хлороводород и аммиак. Основания, их состав и названия. Растворимость оснований в воде. Таблица растворимости гидроксидов и солей в воде. Представители щелочей: гидроксиды натрия, калия и кальция. Понятие о качественных реакциях. Индикаторы. Изменение окраски индикаторов в щелочной среде.

Кислоты, их состав и названия. Классификация кислот. Представители кислот: серная, соляная и азотная. Изменение окраски индикаторов в кислотной среде.

Соли как производные кислот и оснований. Их состав и названия. Растворимость солей в воде. Представители солей: хлорид натрия, карбонат и фосфат кальция.

Аморфные и кристаллические вещества. Межмолекулярные взаимодействия. Типы кристаллических решеток: ионная, атомная, молекулярная и металлическая. Зависимость свойств веществ от типов кристаллических решеток.

Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Закон постоянства состава для веществ молекулярного строения.
Чистые вещества и смеси. Примеры жидких, твердых и газообразных смесей. Свойства чистых веществ и смесей. Их состав. Массовая и объемная доли компонента смеси. Расчеты, связанные с использованием понятия «доля».
Расчетные задачи.

1. Расчет массовой и объемной долей компонентов смеси веществ.

2. Вычисление массовой доли вещества в растворе по известной массе растворенного вещества и массе растворителя.

3. Вычисление массы растворяемого вещества и растворителя, необходимых для приготовления определенной массы раствора с известной массовой долей растворенного вещества.

Демонстрации. Образцы оксидов, кислот, оснований и солей. Модели кристаллических решеток хлорида натрия, алмаза, оксида углерода (IV). Взрыв смеси водорода с воздухом. Способы разделения смесей. Дистилляция воды.
Лабораторные опыты.

1. Знакомство с образцами веществ разных классов.

2. Разделение смесей.

Изменения, происходящие с веществами (7 ч.)

 Понятие явлений как изменений, происходящих с веществами. Явления, связанные с изменением кристаллического строения вещества при постоянном его составе, — физические явления. Физические явления в химии: дистилляция, кристаллизация, выпаривание и возгонка веществ, центрифугирование.
Явления, связанные с изменением состава вещества, — химические реакции. Признаки и условия протекания химических реакций. Понятие об экзо- и эндотермических реакциях. Реакции горения как частный случай экзотермических реакций, протекающих с выделением света.
Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения. Значение индексов и коэффициентов. Составление уравнений химических реакций.
Расчеты по химическим уравнениям. Решение задач на нахождение количества вещества, массы или объема продукта реакции по количеству вещества, массе или объему исходного вещества. Расчеты с использованием понятия «доля», когда исходное вещество дано в виде раствора с заданной массовой долей растворенного вещества или содержит определенную долю примесей.

Реакции разложения. Понятие о скорости химических реакций. Катализаторы. Ферменты.

Реакции соединения. Каталитические и некаталитические реакции. Обратимые и необратимые реакции.

Реакции замещения. Электрохимический ряд напряжений металлов, его использование для прогнозирования возможности протекания реакций между металлами и растворами кислот. Реакции вытеснения одних металлов из растворов их солей другими металлами.

Реакции обмена. Реакции нейтрализации. Условия протекания реакций обмена в растворах до конца.

Типы химических реакций (по признаку «число и состав исходных веществ и продуктов реакции») на примере свойств воды. Реакция разложения — электролиз воды. Реакции соединения — взаимодействие воды с оксидами металлов и неметаллов. Понятие «гидроксиды». Реакции замещения — взаимодействие воды с щелочными и щелочноземельными металлами. Реакции обмена (на примере гидролиза сульфида алюминия и карбида кальция).

Расчетные задачи.

1. Вычисление по химическим уравнениям массы или количества вещества по известной массе или количеству вещества одного из вступающих в реакцию веществ или продуктов реакции.

2. Вычисление массы (количества вещества, объема) продукта реакции, если известна масса исходного вещества, содержащего определенную долю примесей.

3. Вычисление массы (количества вещества, объема) продукта реакции, если известна масса раствора и массовая доля растворенного вещества.

Демонстрации. Примеры физических явлений: а) плавление парафина; б) возгонка йода или бензойной кислоты; в) растворение перманганата калия; г) диффузия душистых веществ с горящей лампочки накаливания. Примеры химических явлений: а) горение магния, фосфора; б) взаимодействие соляной кислоты с мрамором или мелом; в) получение гидроксида меди (II); г) растворение полученного гидроксида в кислотах; д) взаимодействие оксида меди (II) с серной кислотой при нагревании; е) разложение перманганата калия; ж) взаимодействие разбавленных кислот с металлами; з) разложение пероксида водорода; и) электролиз воды.

Лабораторные опыты.

3. Сравнение скорости испарения воды и спирта по исчезновению их капель на фильтровальной бумаге.

4. Окисление меди в пламени спиртовки или горелки.

5. Помутнение известковой воды от выдыхаемого углекислого газа.

6. Получение углекислого газа взаимодействием соды и кислоты.

7. Замещение меди в растворе хлорида меди (II) железом.

Практикум № 1

Простейшие операции с веществом (6 ч.)

1. Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Приемы обращения с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами.

2. Наблюдения за изменениями, происходящими с горящей свечой, и их описание.

3. Анализ почвы и воды.

4. Признаки химических реакций.

5. Получение водорода и определение его свойств.

6. Получение и свойства кислорода.

7. Приготовление раствора сахара и определение массовой доли его в растворе.

Скорость химических реакций. Химическое равновесие. (6 ч.)

Скорость химических реакций. Зависимость скорости химических реакций от природы реагирующих веществ, концентрации и температуры. Катализаторы.

Необратимые и обратимые реакции. Химическое равновесие и способы его смещения. Принцип Ле-Шателье.

Растворение. Растворы.

Свойства растворов электролитов (16 ч.)

Растворение как физико-химический процесс. Понятие о гидратах и кристаллогидратах. Растворимость. Кривые растворимости как модель зависимости растворимости твердых веществ от температуры. Насыщенные, ненасыщенные и пересыщенные растворы. Значение растворов для природы и сельского хозяйства.

Понятие об электролитической диссоциации. Электролиты и неэлектролиты. Механизм диссоциации электролитов с различным типом химической связи. Степень электролитической диссоциации. Сильные и слабые электролиты.

Основные положения теории электролитической диссоциации. Ионные уравнения реакций. Условия протекания реакции обмена между электролитами до конца в свете ионных представлений.
Классификация ионов и их свойства.

Кислоты, их классификация. Диссоциация кислот и их свойства в свете теории электролитической диссоциации. Молекулярные и ионные уравнения реакций кислот. Взаимодействие кислот с металлами. Электрохимический ряд напряжений металлов. Взаимодействие кислот с оксидами металлов. Взаимодействие кислот с основаниями — реакция нейтрализации. Взаимодействие кислот с солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств кислот.

Основания, их классификация. Диссоциация оснований и их свойства в свете теории электролитической диссоциации. Взаимодействие оснований с кислотами, кислотными оксидами и солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств оснований. Разложение нерастворимых оснований при нагревании.

Соли, их классификация и диссоциация различных типов солей. Свойства солей в свете теории электролитической диссоциации. Взаимодействие солей с металлами, условия протекания этих реакций. Взаимодействие солей с кислотами, основаниями и солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств солей.
Обобщение сведений об оксидах, их классификации и химических свойствах.
Генетические ряды металлов и неметаллов. Генетическая связь между классами неорганических веществ.

Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель, окисление и восстановление.

Реакции ионного обмена и окислительно-восстановительные реакции. Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса.

Свойства простых веществ — металлов и неметаллов, кислот и солей в свете представлений об окислительно-восстановительных процессах.
Демонстрации. Испытание веществ и их растворов на электропроводность. Движение окрашенных ионов в электрическом поле. Зависимость электропроводности уксусной кислоты от концентрации. Взаимодействие цинка с серой, соляной кислотой, хлоридом меди (II). Горение магния. Взаимодействие хлорной и сероводородной воды.

Лабораторные опыты.

8. Реакции, характерные для растворов кислот (соляной или серной).

9. Реакции, характерные для растворов щелочей (гидроксидов натрия или калия).

10. Получение и свойства нерастворимого основания, нп. (гидроксида меди(II)).

11. Реакции, характерные для растворов солей (например, для хлорида меди (II).

12. Реакции, характерные для основных оксидов (например, для оксида кальция).

13. Реакции, характерные для кислотных оксидов (например, для углекислого газа).

Практикум № 2

Свойства растворов электролитов (3 ч.)

8. Ионные реакции. Условия протекания химических реакций между растворами электролитов до конца.

9. Свойства кислот, оснований, оксидов и солей.

10. Решение экспериментальных задач.

Разделы курса, содержательные линии программы

Характеристика основных содержательных линий

Перечень лабораторных и практических работ

Введение.

вещество – объединяет знания о составе и строении веществ, их важнейших физических и химических свойствах, биологическом значении;

Практическая работа №1«Приемы обращения с лабораторным оборудованием»

Практическая работа №2 «Наблюдение за горящей свечой»

Атомы химических элементов.

язык химии – объединяет систему важнейших понятий химии, терминов, с помощью которых они описываются; названия неорганических соединений, т.е. номенклатура; химические формулы и уравнения, а также правила перевода информации с языка химии на естественный язык и наоборот;

вещество – объединяет знания о составе и строении веществ, их важнейших физических и химических свойствах, биологическом значении;

Простые вещества.

вещество – объединяет знания о составе и строении веществ, их важнейших физических и химических свойствах, биологическом значении;

применение веществ – объединяет знания безопасного обращения и опыт практической деятельности с веществами, наиболее часто применяемыми в повседневной жизни, широко используемыми в промышленности, на транспорте, в сельском хозяйстве;

Практическая работа №4 «Приготовление раствора сахара и расчет его массовой доли»

Соединения химических элементов

вещество – объединяет знания о составе и строении веществ, их важнейших физических и химических свойствах, биологическом значении;

применение веществ – объединяет знания безопасного обращения и опыт практической деятельности с веществами, наиболее часто применяемыми в повседневной жизни, широко используемыми в промышленности, на транспорте, в сельском хозяйстве;

химические производства – объединяют знания об условиях получения веществ промышленным способом, их роли в народном хозяйстве, промышленном сырье и способах его обработки.

Изменения, происходящие с веществами.

химическая реакция – объединяет знания о типах реакций, условиях их протекания, признаках реакций, способах управления химическими реакциями;

применение веществ – объединяет знания безопасного обращения и опыт практической деятельности с веществами, наиболее часто применяемыми в повседневной жизни, широко используемыми в промышленности, на транспорте, в сельском хозяйстве;

химические производства – объединяют знания об условиях получения веществ промышленным способом, их роли в народном хозяйстве, промышленном сырье и способах его обработки.

Практическая работа №3 «Признаки химических реакций»

Простейшие операции с веществом (химический практикум)

химическая реакция – объединяет знания о типах реакций, условиях их протекания, признаках реакций, способах управления химическими реакциями;

применение веществ – объединяет знания безопасного обращения и опыт практической деятельности с веществами, наиболее часто применяемыми в повседневной жизни, широко используемыми в промышленности, на транспорте, в сельском хозяйстве;

Практическая работа №5 «Ионные реакции»

Практическая работа №6 «Условия протекания химических реакций до конца»

Скорость химических реакций. Химическое равновесие.

химическая реакция – объединяет знания о типах реакций, условиях их протекания, признаках реакций, способах управления химическими реакциями;

применение веществ – объединяет знания безопасного обращения и опыт практической деятельности с веществами, наиболее часто применяемыми в повседневной жизни, широко используемыми в промышленности, на транспорте, в сельском хозяйстве;

химические производства – объединяют знания об условиях получения веществ промышленным способом, их роли в народном хозяйстве, промышленном сырье и способах его обработки.

Растворение. Растворы. Реакции ионного обмена. Окислительно-восстановительные реакции.

химическая реакция – объединяет знания о типах реакций, условиях их протекания, признаках реакций, способах управления химическими реакциями;

применение веществ – объединяет знания безопасного обращения и опыт практической деятельности с веществами, наиболее часто применяемыми в повседневной жизни, широко используемыми в промышленности, на транспорте, в сельском хозяйстве;

химические производства – объединяют знания об условиях получения веществ промышленным способом, их роли в народном хозяйстве, промышленном сырье и способах его обработки.

Свойства электролитов (химический практикум).

химическая реакция – объединяет знания о типах реакций, условиях их протекания, признаках реакций, способах управления химическими реакциями;

применение веществ – объединяет знания безопасного обращения и опыт практической деятельности с веществами, наиболее часто применяемыми в повседневной жизни, широко используемыми в промышленности, на транспорте, в сельском хозяйстве.

Практическая работа №7 «Свойства кислот, солей, оснований и оксидов»

Практическая работа №8 «Решение экспериментальных задач»

Тематическое планирование

№ п/п

Тема

Количество часов

1.

Введение.

5 часов

2.

Атомы химических элементов.

11 часов

3.

Простые вещества.

4 часа

4.

Соединения химических элементов

11 часов

5.

Изменения, происходящие с веществами.

7 часов

6.

Простейшие операции с веществом (химический практикум)

5 часов

7.

Скорость химических реакций. Химическое равновесие.

4 часов

8.

Растворение. Растворы. Реакции ионного обмена. Окислительно-восстановительные реакции.

14 часов

9.

Свойства электролитов (химический практикум).

3 часа

10.

Повторение

4 часа

ВСЕГО

68

Требования базового стандарта химического образования к знаниям и умениям учащихся 8 класса

Ученик должен знать:

  • важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, атомная и молекулярная масса, ион, аллотропия, изотопы, химическая связь, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объём, растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, скорость химической реакции, катализ,
  • основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;
  • основные теории химии: химической связи электролитической диссоциации;
  • важнейшие вещества и материалы: основные металлы, оксиды, кислоты, щёлочи;

 
Ученик должен уметь:

  • называть изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре;
  • определять валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, характер среды в водных растворах неорганических соединениях,
  • характеризовать элементы малых периодов по их положению в ПСХЭ; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических соединений;
  • объяснять зависимость свойств веществ от их состава и строения; природу химической связи (ионной, ковалентной, металлической),
  • выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических веществ;
  • проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников;
  • использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту, на производстве; экологически грамотного поведения в окружающей среде; оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы.


Учебно-методический комплект

1. Федеральный компонент Государственного стандарта 2004 г.

2. Примерная программа основного общего образования по химии.

3. Габриелян О. С., Воскобойникова Н. П., Яшукова А. В. Настольная книга учителя. Химия. 8 кл.: Методическое пособие. — М.: Дрофа, 2010.

4. Химия. 8 кл.: Контрольные и проверочные работы к учебнику О. С. Габриеляна «Химия. 8»/ О. С. Габриелян, П. Н. Березкин, А. А. Ушакова и др. — М.: Дрофа, 2010.

5. Габриелян О. С., Смирнова Т. В. Изучаем химию в 8 кл.: Дидактические материалы. — М.: Блик плюс, 2009.

6. Габриелян О. С., Яшукова А. В. Рабочая тетрадь. 8 кл. К учебнику О. С. Габриеляна «Химия. 8». — М.: Дрофа, 2013.

7. Габриелян О. С., Рунов Н. Н., Толкунов В. И. Химический эксперимент в основной школе. 8 кл. — М.: Дрофа 2005 г.

8. Габриелян О. С., Воскобойникова Н. П. Химия в тестах, задачах, упражнениях. 8— 9 кл. — М.: Дрофа, 2005.

Интернет-ресурсы:

http://www.xumuk.ru/ - Химическая энциклопедия

http://chemistry.narod.ru/ - Описания химических веществ и отраслей науки

http://www.alhimikov.net/ - Алгоритмы решения задач

http://schoolchemistry.by.ru/ - Тесты по химии

http://chemistry-chemists.com/ - Видео-опыты по химии

http://www.chem.msu.su/rus/elibrary/ - Электронная библиотека

http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=4605&tmpl=com – Сетевое объединение Химоза

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания

методического совета

МБОУ Конзаводской СОШ

от __ августа 2014 г.№__

_________ О.В.Немтина

СОГЛАСОВАНО

Заместитель

директора по УВР

____ Е.В.Дронова-Латухова

_________________ 2014 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна

Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по химии для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна

Рабочая программа по химии  для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...

Рабочая программа по химии для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна

Рабочая программа по химии  для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...

Рабочая программа по химии для 10-11 классов, составленная на основе авторской программы М.Н.Афанасьева, Москва "Просвещение" 2017г к учебникам " Химия.10 класс" и ""Химия. 11класс" Г.Е Рудзитиса ФГ Фельдмана, Москва "Просвещение"

Данная рабочая программа реализуется в учебниках для общеобразовательных учреждений авторов Г.Е. Рудзитиса и Ф.Г. Фельдмана «Химия. 10 класс» и «Химия 11 класс».  Рабочая ...

Рабочая программа по химии 8-9 класс к учебникам Г. Е. Рудзитис и Ф. Г. Фельдман Химия 8, Химия 9

Рабочая программа по химии разработана в соответствии с ФГОС по химии . Она содержит пояснительную записку, планируемые результаты освоения учебного предмета,учебно-тематический план и т. д....

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...