Новая роль в новой школе
статья по химии на тему
Проектная деятельность обучающихся – совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность обучающихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
novaya_rol_v_novoy_shkole.docx | 39.82 КБ |
Предварительный просмотр:
РОЛЬ УЧИТЕЛЯ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ –
СТРУКТУРООБРАЗУЮЩЕМ МЕТОДЕ ОРГАНИЗАЦИИ
ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ
Изменения, которые происходят в современном обществе, требуют корректировки содержательных, методических и технологических аспектов образования.
Задача современного образования – формирование таких качеств личности как способность к творческому мышлению, самостоятельность в принятии решений, инициативность.
Чтобы добиться высокого результата в обучении, необходимо научить детей мыслить, находить и решать проблемы, используя для этой цели знания из разных областей, коммуникативные и информационно-технологические умения.
Технология классно-урочной системы, эффективная для массовой передачи знаний, умений, навыков обучающимся, становится неконкурентоспособной в современном мире. Акцент образовательной деятельности переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у обучающихся способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и четко планировать действия.
Этим обусловлено распространение в современной школе методов и технологий на основе проектной и исследовательской деятельности обучающихся.
Проектная деятельность обучающихся – совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность обучающихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.
Что же такое проект?
Проект – это метод обучения. Он может быть использован в изучении любого предмета. Может применяться на уроках и во внеклассной работе. Ориентирован на достижение целей самих обучающихся и потому он уникален. Проект формирует большое количество умений и навыков, опыт деятельности, поэтому эффективен и незаменим.
Проект – это форма организации учебного процесса. Это альтернатива классно – урочному обучению. Будущее школы – в балансе альтернатив.
Проект – это особая философия образования. Философия цели и деятельности. Она принята школой сегодняшнего дня, потому что позволяет соединить несоединимое: ценностно - смысловые основы культуры и процесс деятельностной социализации.
Проект – это план, замысел, в результате которого автор должен получить что-то новое: продукт, отношение, модель и т.д.
В нашей школе в последние годы эффективно используются информационные технологии в образовательном процессе. Создано информационное образовательное пространство, в том числе и компьютерная сеть, объединяющая компьютеры всех учебных кабинетов, администрации. Педагоги школы прошли обучение на курсах пользователей ПК, работает постоянно действующий семинар по информационным технологиям. Поэтому оформление учебных проектов в электронном виде – обязательное условие для их презентации.
В нашем образовательном учреждении также накоплен практический опыт по организации проектной деятельности школьников. Годовая циклограмма этой работы включает следующие обязательные виды деятельности:
∙ Работа с педагогическими кадрами (лекции, постоянно действующий семинар, «Круглый стол» по итогам года, предъявление опыта).
∙ Установочные лекции для старшеклассников, на которых даются все необходимые разъяснения по работе над проектом, мотивация деятельности, знакомство с критериями оценивания проектов, демонстрация образцов лучших проектов прошлых лет.
∙ Этап выбора тематики учебных проектов по различным предметным областям. Согласование работы в группах с учителями разных предметов.
∙ Самообразование и актуализация знаний и умений. Координация деятельности.
∙ Презентация проектов (на уроке, на стендах, на научно-практической конференции).
∙ Рефлексия, анализ выполненной работы. Планирование на следующий год.
Научно-практичная конференция – это праздничное мероприятие, на котором подводятся итоги проектной деятельности старшеклассников за учебный год. Презентации проектов проходят в актовом зале с приглашением всех учителей, администрации школы, родителей и гостей. Проекты участники представляют устно, используя компьютерную мультимедийную презентацию, проецируемую через мультимедиапроектор на большом экране. Лучшие работы отбираются членами жюри для участия в районных и республиканских конференциях. При этом оцениваются и актуальность исследования, и наличие экспериментов, новизны опыта, глубина выводов и качество презентации учебного проекта.
Результаты проектной деятельности постоянно освещаются на сайте школы.
География | Шакуров Ильдар | Природный комплекс Ермекеевского района «Таш-Урда» |
Халяфиев Салават | Мониторинг состояния берегов, изменений морфометрических ососбенностей реки ИК | |
Ефремова Татьяна | Физико-географическая характеристика природного объекта | |
Здоровье | Тёркина Кристина | Мы за здоровый образ жизни |
Психология человека | Салихова Ирина | Стресс и психологическая экология |
Культура | Абдулхаков Альмир | Наш земляк - композитор Раис Ханнанов |
Математика | Кашапова Алсу | Божественная пропорция |
Тарасова Катерина | Привелегии числу 7 | |
Кузьмина Ольга | 10 способов решения квадратных уравнений | |
Экология | Кашапова Илюса | Оценка качества водных ресурсов с. Ермекеево. Определение степени антропогенной нагрузки на реку Ря |
Нагаева Гульнара | Оценка загрязнённости пищевых продуктов спорами грибов | |
Физика | Никитин Дмитрий Муллагалиев Ильнур | Определение КПД кухонной газовой плиты и определение эффективности газовой и электрических плит |
История Башкортостана | Тинякова Александра | По следам Багрова - внука |
Биология | Мухаметзянова Гузель | Растения луга |
Математика | Исламова Залия | Проценты в жизни и в школе |
Кутлуев Ильнар | Мистическое число 13 | |
Михайлов Антон | Рукотворные мерки | |
Ахмадуллина Эльвира | Экскурсия в мир чисел | |
Яковлев Дмитрий | Натуральные числа | |
Ванюшин Александр | Прогрессия в природе | |
Исламов Зинфир | Софья Васильевна Ковалевская | |
Тарасов Владимир | Какая из дробей ближе к единице: правильная или обратная ей, неправильная? | |
Минлибаева Анастасия | Считаете ли вы число 13 счастливым? | |
Газиев Альмир | Способы решения задачи | |
История и культура Башкорто- стана | Меньшикова Вера | История моей семьи в истории моей страны |
Хабибуллина Эльвина | Моя родословная | |
Тарасова Катерина | Связь народов | |
Шевченко Олеся | История села и школы | |
Физика | Муллагалиев Ильнур Васильев Антон | Определение КПД кухонной газовой плиты и сравнение эффективности газовой и электрических плит |
Экология | Газизова Динара | Изучение лекарственных растений окрестностей села Ермекеево |
Ягафарова Сумбель | Исследование экологического состояния почвы пришкольного участка | |
Галимов Айдар | Охрана биологического разнообразия в природе | |
Кашапова Алсу | Вред полиэтиленовых пакетов на окружающую среду | |
Лингвистика | Мухаметзянова Гузель Дамировна | Жизнь и творчество татарского народного поэта Габдуллы Тукая ( на татарском языке) |
Русский язык | Мазитов Эльвир Меньшикова Анна Товмасян Дарья | Влияние мультипликационных фильмов на речь школьников |
Урсакий Олеся | Алфавит | |
Гареева Мария | Моё имя | |
Зарипова Карина | Молодёжный сленг | |
История | Шафикова Алсу | Защитники Отечества - достойная опора Родины |
Широких Вадим | Загадки египетских пирамид | |
Здоровье | Иванов Иван | Сколько весит здоровье ученика |
Ахмадуллина Эльвира | Человек и наркотики | |
Аникина Софья | Курение-враг здоровья | |
Биология | Гильмутдинова Гузель | Апитерапия |
Ягудина Диана | Почему желтеют листья | |
Головин Илья | Применение сока алоэ при укоренении растений и выявление его лечебных свойств | |
Головина О. Горбунова А. Пушкарева Ю. | Лекарственное растение нашего края мать-и-мачеха | |
Литература | Галимов Айдар | А.П. Чехов-пишущий врач или врачующий писатель? |
Сабирова Алина | Сказка - ложь, да в ней намёк | |
Сиразева Элина | Поэты, павшие на фронтах Великой Отечественной войны | |
История и культура Башкортостана | Ефимова Анастасия | Мой край в 2020 году |
Большинство старшеклассников выбирают тематику учебных проектов, близкую их профессиональным предпочтениям.
Главные условия организации работы над проектом
- Профессионализм учителя, осознание широких возможностей обучающихся в процессе проектной деятельности.
- Обучение обучающихся технологии проектной деятельности, умению чётко выполнять спланированную работу.
- Стремление обучающихся работать над проектом.
- Начатую совместную деятельность учителя и обучающихся по проекту следует доводить до конца, поэтапно согласуя промежуточные результаты.
- Доступность информации о ходе проекта.
- Наличие материалов справочной литературы для самопроверки.
- Учебные пособия и другие материалы, отобранные в соответствии с их полезностью.
Последовательность выполнения исследовательского проекта и роль учителя на каждом этапе
На первом этапе происходит определение проблемы – выбор темы исследования, уточнение цели, обсуждение задания. Обучающиеся обсуждают тему, уточняют информацию. Учитель объясняет цели проекта.
Второй этап предполагает обсуждение и поиск способов решения проблемы – анализ проблемы, определение источников информации, уточнение планов деятельности, распределение ролей в команде, сбор и уточнение информации. Обучающиеся уточняют план деятельности, источники информации. Учитель направляет обучающихся, помогает им найти оптимальный вариант решения.
Третий этап – поэтапное планирование работы над проектом. Обучающиеся выделяют в своих исследованиях этапы. Учитель консультирует их по вопросам составления плана работы.
На четвертом этапе обучающиеся проводят исследование, работают с информацией. Учитель советует, консультирует.
Пятый этап предполагает обсуждение промежуточных результатов, полученных в ходе работы над проектом. Обучающиеся обсуждают полученные результаты по каждому из этапов. Учитель участвует в обсуждении, консультирует.
На шестом этапе обучающиеся оформляют результаты исследования, указывая при этом цели и задачи работы, методы исследования; выделяется окончательный результат работы над проектом. Обучающиеся оформляют свой проект, представляют конкретные рекомендации, выводы. Учитель наблюдает, консультирует.
На седьмом этапе обучающиеся публично защищают проект, готовят доклады, презентации, объясняют полученные результаты. Учитель наблюдает, фиксирует ход защиты.
Восьмой этап предполагает оценку и самооценку результатов проведенной работы, рефлексию. Обучающиеся оценивают итоги работы, проводят анализ и самоанализ (рефлексия). Учитель и другие обучающиеся участвуют в обсуждении и оценивании проекта.
Продумывание учителем темы проекта
Для определения темы проекта учитель выбирает учебный раздел, часть стандартного учебного курса или нескольких курсов в соответствии с программой своего учебного предмета.
Выбор возрастной категории учащихся
Учитель выбирает определенную возрастную группу, например, учеников начальной, средней или старшей школы, разновозрастную группу (3-4, 5-7, 8–11 классы) учащихся и т. п.
Формулирование основополагающего вопроса и проблемных вопросов учебной темы
Формулирует учитель. Например, основополагающие вопросы (те, на которые нельзя ответить одним предложением): "Что такое свет?" Вопросы, на которые учащиеся должны дать ответ в результате работы по проекту: "Свет является частицей или волной?"
Формулирование дидактических целей проекта
Формулирует учитель. Например, "Формирование критического мышления, навыков работы в команде»
Формулирование методических задач
Формулирует учитель. Например, освоить представление об электролизе расплавов и растворов веществ и окислительно-восстановительных процессах (химия), освоить понятие "парниковый эффект" (экология), научить проводить химический анализ растворов (химия), научить пользоваться Microsoft Power Point для оформления результатов (информатика), научить, в краткой форме, излагать свои мысли устно и письменно (русский язык, литература).
Формулирование проблемы (выбор темы индивидуальных исследований обучающихся)
Ученики самостоятельно формулируют проблемы (темы) индивидуальных исследований в рамках заявленного проекта. Например, "Как кошки могут видеть в темноте?», «Почему дует ветер?», «От чего происходят землетрясения?» и т. д.
Выдвижение гипотез решения проблем
Формулируются обучающимися. Гипотезы возникают как возможные варианты решения проблем. Затем в ходе исследований они подвергаются проверке. Например, есть проблема исследования: "Почему поют птицы?", гипотезой может служить следующее размышление: "Они поют потому, что таким образом они общаются, учат птенцов, предупреждают о чем-то животных и людей" и т. д. Проблема другого исследования: «Изучение лекарственных растений окрестностей села Ермекеево». Гипотеза: «В Восточной территории села Ермекеево находится малое разнообразие лекарственных растений, необходимо запретить выпас скота, которые уничтожают растения. Запретить сбор редких видов лекарственных растений населением».
Определение творческого названия проекта
Творческое название проекта выбирают учащиеся вместе с учителем, исходя из обсуждения тем индивидуальных исследований. На выбор названия влияет не только учебный предмет, но и возраст участников проекта.
Формирование групп для проведения исследований и определение формы представления результатов
Учащиеся делятся на мини-группы по 4–6 человек, определяющие для себя "цепочки" вопросов и ответов, которые надо доказать в исследованиях, а также выбирающие форму представления результатов – в виде презентации, буклета, веб-сайта, стенда и др. Рекомендуется использовать при этом управляемую дискуссию, метод наводящих вопросов.
Обсуждение плана работы учащихся индивидуально или в группе
Ученики продумывают пути проведения своих исследований: о проведении анкетирования, опытов, создании видеозаписей, сборе статистических данных, образцов, об обработке собранных сведений, о том, как будут оформлены результаты исследования.
Обсуждение со школьниками возможных источников информации, вопросов защиты авторских прав
Учитель обсуждает с учениками, как найти источники информации по теме исследования – в школьной и (или) районной библиотеке, в Интернете, интервью (с кем?), опросы (кого?), веб-сайты (какие?), мультимедиаиздания (какие?), видеофрагменты (где взять и как соблюсти авторские права?). Проводится фронтально со всеми группами. Цель: задать направление поиска информации. При обсуждении информационных источников необходимо особо остановиться на достоверности источников информации.
Самостоятельная работа обучающихся в группах, обсуждение задания каждого в группе
Например, результатом обсуждения должен быть план с точным указанием, кто за что отвечает, и сроки исполнения. В проекте «Причины избыточного веса человека» группа химиков готовит информацию об углеводах и других сладких веществах. Группа биологов занимается сбором информации о вкусовом рецепторе, о профессии дегустатора. Диетологи – сбор информации о взаимосвязи превращения углеводов в нашем организме с основами правильного питания.
«Влияет ли сладкое на характер?» – попытаться найти ответ учащимся из группы психологов. Почему во время депрессии люди часто употребляют шоколад и другие сладости? Что такое эндорфины?
Социологам составить диаграммы по результатам соцопроса и т.д.
Самостоятельная работа групп
Роль учителя – консультирование, направление деятельности обучающихся в методически нужное русло.
Подготовка обучающимися отчетной презентации о проделанной работе
Форма презентации может быть любая, например, доклад на 3–4 минуты с иллюстрациями, раздача изданного информационного бюллетеня, представление веб-сайта с результатами исследований. Роль учителя — консультирование, помощь.
Защита полученных результатов и выводов
Каждой группе на представление полученных результатов представляется до 5 минут. Далее – ответы на вопросы присутствующих. Присутствуют все участники проекта: учителя и ученики. Рекомендуется заранее разработать для учащихся оценочные листы на основе Критериев оценивания.
Оценивание результатов проекта школьниками и учителем
Рефлексия. Группы оценивают работу каждого участника. Учитель оценивает работу групп в целом. Результативность каждого выступает здесь как фундамент для новых исследований по темам проекта
Заключение
Проектирование в школе невозможно без организационной деятельности учителя. На практике это ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности своих учеников.
Проектная деятельность позволяет учителю осуществлять более индивидуальный подход к ребенку.
Меняется и психологический климат на уроке. Из авторитетного источника информации учитель становится соучастником исследовательского, творческого процесса, наставником, консультантом, организатором самостоятельной деятельности обучающихся.
Для руководства проектной деятельностью обучающихся учитель должен:
-владеть всем арсеналом исследовательских, поисковых методов, умением организовать исследовательскую работу учащихся;
-уметь организовать и проводить дискуссии, не навязывая свою точку зрения;
-направлять учащихся на поиск решения поставленной проблемы;
-уметь интегрировать знания из различных областей для решения проблематики выбранных проектов;
-научить учащихся делать выводы по итогам работы и составлять рефераты, доклады, презентации, соответствующие требованиям научного стиля изложения материала.
Определяя содержание ученических исследований, учитель должен следить, чтобы все творческие задания были:
- простыми по содержанию и прямо или косвенно связанными с учебной программой, доступными для понимания, учитывать возраст обучающихся;
- разнообразными по содержанию;
- интересными по замыслу и содержащими элементы занимательности;
- неординарными по форме проведения, привлекательными для учащихся;
- исследовательские работы учащихся должны способствовать раскрытию закономерностей явлений природы, воспитанию любви к труду, бережному отношению к природе, формированию элементарных навыков научного труда.
Рекомендации для учителя, решившего работать с помощью метода проектов
1.Учитель сам выбирает, будет ли он работать с помощью метода проектов.
2.Учитель полностью отвечает за детей, участвующих в проекте, за их успех и безопасность.
3.Учитель доверяет ученикам, считает их равноправными участниками общей созидательной работы и постоянно подчёркивает своим поведением это доверие.
4.Учитель предоставляет возможности детям для самостоятельной работы.
5.Учитель вырабатывает новую позицию. Происходит смена позиции лектора и контролёра на позицию помощника и наставника.
6.Учитель вмешивается в самостоятельную работу детей только тогда, когда этого требуют обстоятельства или сами ученики об этом просят.
Педагогическая тонкость во взаимодействии учителя и ученика заключается в том, что ребёнок должен чувствовать, что проект – это его работа, его создание, его изобретение, реализация его собственных идей и замыслов, рождённых в процессе целеполагания и планирования. Необходимо избежать двух крайностей: нельзя полностью предоставлять учащегося самому себе, но и значительно ограничивать его самостоятельность, постоянно вмешиваясь, направляя, советуя – лишая, таким образом, ребёнка инициативы, тоже не следует. Ученик должен видеть, что учитель с уважением относится к его точке зрения, даже если она не совпадает с мнением самого педагога.
В заключение хочется отметить, что нельзя не согласиться с мнением отечественных и зарубежных педагогов и психологов, согласно которому "проектное обучение не должно вытеснять классно-урочную систему, и его следует использовать как дополнение к другим видам традиционного обучения».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Новой школе - новый учитель, ФГОС - новый классный руководитель
Презентация к выступлению на конкурсе "Учитель года"...
новая роль чителя в новой школе
Роль педагога в обществе меняется вместе с развитием самого общества. Иначе и быть не может: педагог живёт в обществе и, следовательно, вместе с ним переживает все те же исторические перем...
Информационная компетентность педагогов в рамках системы открытого образования. Новая роль в новой школе.
В современных условиях, когда модернизация знаний стремительна, а старые знания быстро устаревают, единственным выходом для получения высокой квалификации и поддержании ее на профессиональном уровне я...
Новая роль в новой школе
В современном мире все меняется достаточно быстро. Меняются ценности, приоритеты, взгляды на мнгие общественно-значимые стороны жизни человека. Не могут остаться без внимания и вопросы воспитания и об...
вебинар "Стратегия открытия нового и освоения новых ролей информационно-библиотечный центр как основа проектной деятельности"
Представляю конспект вебинара "Стратегия открытия нового и освоения новых ролей: информационно-библиотечный центр как основа проектной деятельности", проведенного в рамках проекта ФЦПР...
Вебинар "Стратегия открытия нового и освоение новых ролей"
Интерактивная инновационная площадка молодых педагогов «Новые стратегии успеха в современном образовании» Вебинар «Стратегия открытия нового и освоения новых ролей&r...
Вебинар "Стратегия открытия нового и освоение новых ролей"
Интерактивная инновационная площадка молодых педагогов «Новые стратегии успеха в современном образовании» Вебинар «Стратегия открытия нового и освоения новых ролей&r...