Методический материал по теме "Ионные реакции"
методическая разработка по химии (8 класс) на тему
Тема "Ионные реакции" изучается в курсе химии 8 класса. Данный материал представлен в помощь учителям и для самостоятельного изучения данной темы учащимися.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_ionnye_reaktsii.doc | 49 КБ |
urok_ionnye_reaktsii.ppt | 58.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по ОУУН
Тема: «Ионные уравнения реакций».
Цель:
- Обобщить сведения учащихся об ионах и их классификации;
- Развивать инфомационно-коммуникативную деятельность через приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов.
- Развитие умений и навыков при работе с таблицей растворимости веществ.
- Развитие познавательного интереса учащихся к предмету химии.
Ход урока:
- Организационный момент урока.
- Актуализация знаний по теме:
На последнем уроке мы с вами рассмотрели ТЭД, познакомились с ее основными положениями.
? Давайте вспомним, какой процесс называется Электролитической диссоциацией?
- Процесс распада электролита на ионы.
? А что такое ион?
- Это положительно (катионы) или отрицательно (анионы) заряженные частицы.
? Давайте вспомним определение кислот, оснований и солей с точки зрения ТЭД?
- кислоты – электролиты, которые при диссоциации образуют катионы водорода и анионы кислотного остатка.
НСl = Н + Cl‾
- основания – электролиты, которые при диссоциации образуют катионы металла и анионы гидроксогрупп ОН‾.
NaOH = Na + OH‾
- соли – электролиты, которые при диссоциации образуют катионы металла и анионы кислотных остатков.
KCl = K + Cl‾
Тема сегодняшнего урока «Ионные уравнения реакций».
- Изучение нового материала.
Запишем уравнение реакции взаимодействия солей друг с другом в молекулярном виде (т.е. записанное в виде молекул):
Na2SO4 + BaCl2 = BaSO4↓ + 2NaCl
(работа с таблицей растворимости)
? Укажите тип химической реакции.
- реакция обмена.
? Какие реакции называются реакциями обмена?
- Реакция обмена – это реакции между двумя сложными веществами, при которых они обмениваются своими составными частями.
? А отражает ли эта запись в истинном свете проведенную реакцию? Разве в растворе есть молекулы Na2SO4 или молекулы BaCl2 - ведь это электролиты? Что же в действительности произошло с молекулами электролитов?
- электролиты распались на ионы.
?Давайте запишем, те ионы, которые имеются в растворе, вместо молекул.
? Итак, кто запишет на доске на какие ионы распалась молекула Na2SO4 ?
- 2Na + SO4‾²
? На какие ионы распалась молекула BaCl2 ?
- Ba ² + 2Cl‾
(на доске запись: 2Na + SO4‾² + Ba ² + 2Cl‾ = …..)
? Теперь напишем продукты реакции в виде ионов.
- BaSO4↓ (т.к. вещество выпадает в осадок – нерастворимое, поэтому записываем его в молекулярном виде).
- 2Na + 2Cl‾
(на доске полная запись: 2Na + SO4‾² + Ba ² + 2Cl‾ = BaSO4↓ + 2Na + 2Cl‾)
? Итак, мы записали с вами уравнение реакции в виде ионов, значит, какое это будет уравнение?
- ионное уравнение.
? Сделайте вывод, какое уравнение называется ионным?
- Ионное уравнение реакции – уравнение реакции между ионами.
? Теперь давайте сократим из обеих частей уравнения одинаковые ионы.
(на доске полная запись: 2Na + SO4‾² + Ba ² + 2Cl‾ = BaSO4↓ + 2Na + 2Cl‾)
? Какие ионы не участвуют в реакции?
- Ba ² и SO4‾²
? Запишем оставшиеся ионы и молекулы, соблюдая математические знаки.
(на доске запись: Ba ² + SO4‾² = BaSO4↓)
? Глядя на эту запись уравнения, какой вывод мы можем сделать, к чему сводится суть реакции?
- При взаимодействии ионов Ba ² и сульфат-ионов SO4‾² образуется осадок BaSO4↓
? Скажите, последнее уравнение будет являться ионным? Докажите это.
- Да. Т.к. в составе уравнения имеются ионы.
? А теперь посмотрите на эти два ионных уравнения и сравните их, в чем общность и в чем различия между ними? Подберите аргументы.
- общность: и в том и другом электролиты расписаны на ионы, т.е. эти два уравнения являются ионными.
- различия: в первом расписаны все молекулы на ионы, т.е. полная запись уравнения, а во втором – те которые не участвуют в реакции.
? Исходя из того что вы мне сказали, давайте попробуем дать названия этим уравнениям. Первое уравнение, в котором все молекулы расписаны на ионы – как мы его назовем?
- Полное ионное уравнение.
? Второе уравнение будет являться соответственно?
- Сокращенным.
? Сделайте вывод, какие бывают ионные уравнения?
- Ионные уравнения бывают полные и сокращенные.
? Как из полного ионного уравнения получить сокращенное?
- Нужно в левой и правой части полного ионного уравнения вычеркнуть одинаковые ионы.
? Давайте обобщим все то, что мы изучили сегодня в этой части урока.
- сегодня мы познакомились с ионными уравнениями реакций – уравнения реакциями между ионами.
- определили, что ионные уравнения бывают полные и сокращенные.
- Закрепление материала.
? А теперь давайте на другом примере попробуем аргументировано доказать как из полного ионного уравнения получить сокращенное ионное уравнения.
(к доске выходит ученик)
? Записываем реакцию взаимодействия NaOH и HNO3.
(на доске запись: NaOH + HNO3 = NaNO3 + H2O)
? Укажите тип химической реакции.
- Реакция обмена. Нейтрализации.
? Распишите все имеющиеся электролиты на ионы.
(на доске полная запись: Na + OH‾ + H + NO3‾ = Na + NO3‾ + H2O)
? Какое мы записали уравнение?
- Полное ионное уравнение.
? Подберите аргументы, чтобы доказать, что мы записали полное ионное уравнение.
- Это уравнение является полным ионы, т.к. в нем все молекулы электролитов расписаны на ионы.
? Как из полного ионного уравнения получить сокращенное ионное уравнение. Запишите.
- OH‾ + H = H2O
? В чем сущность данной реакции?
- Сущность реакции заключается в том, что при взаимодействии ионов водорода и гидроксид-ионов образуется малодиссоциирующее вещество - вода).
? Рассмотрим ионные реакции, которые протекают с образованием газа.
(к доске выходит ученик)
? Записываем реакцию взаимодействия Na2CO3 и HCl.
(на доске запись: Na2CO3 + 2HCl = 2NaCl + H2O + CO2↑).
? Укажите тип химической реакции.
- Реакция обмена.
? Распишите все имеющиеся электролиты на ионы.
(на доске полная запись: 2Na + CO3‾² + 2H + 2Cl‾ = 2Na + 2Cl‾ + H2O + CO2↑).
? Какое мы записали уравнение?
- Полное ионное уравнение.
? Подберите аргументы, чтобы доказать, что мы записали полное ионное уравнение.
- Это уравнение является полным ионы, т.к. в нем все молекулы электролитов расписаны на ионы.
? Как из полного ионного уравнения получить сокращенное ионное уравнение. Запишите.
CO3‾² + 2H = H2O + CO2↑
? В чем сущность данной реакции?
- Сущность реакции заключается в том, что при взаимодействии ионов водорода и карбонат-ионов образуются два малодиссоциирующих вещества - вода и газ.
? Итак, какие вещества не диссоциируют на ионы?
- Малодиссоциирующие вещества – газообразные, нерастворимые и вода не диссоциируют на ионы.
- Домашнее задание.
§ 37, упражнения 3,4.
По аналогии с теми реакциями, которые мы рассматривали с вами на уроке.
Упражнение 3 – записать молекулярное и ионные уравнения реакций на конкретном примере.
Упражнение 4 – предложить свои примеры ионных уравнений, протекающих с образованием осадков, пользуясь таблицей растворимости.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка. Типы химических реакций.
В разработке представлен конспект урока химии в 8 классе на тему "Типы химических реакций" (методика Л.М.Кузнецовой) и презентация к конспекту. А также самоанализ у...
Дидактический материал по теме "Реакции ионного обмена"
Представлена презентация для проверки знаний учащихся 9 класса по теме "Реакции ионного обмена" в тестовом виде...
Методическая разработка урока: "Химические реакции"
Кузьмина Марина Владимировна.Учитель химииГБОУ школа № 212 Фрунзенского районаСанкт - Петербурга Класс: 8 Тема урока: «Химические реакции».Цель урока: установить отличия физических явл...
2 часть «Музыкально-практический материал» к работе « Музыкально- методический материал по духовно- нравственному воспитанию учащихся»
Методический материал для учителя, ноты, тексты песен....
Методическая разработка урока «Химические реакции». Урок – «открытия» нового знания.
Методическая разработка урока «Химические реакции». Урок – «открытия» нового знания....
Специальные карточки. Повторение материала. Методический материал "Иди по стрелке"
Методический материал...
Учебно - методический материал «Дидактический материал для учащихся 7 кл. по русскому языку, тема "Служебные части речи"
Учебно - методический материал «Дидактический материал для учащихся 7 кл. по русскому языку, тема "Служебные части речи"...