Сборник самостоятельных (внеаудиторных) работ по естествознанию
методическая разработка по химии на тему
Данный сборник содержит работы которые предлагаются студентам для самостоятельного изучения теоретических вопросов курса естествознания в СПО. он содержит как теоретичесую работу, так и задания и методику проектно-исследовательских работ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sbornik_samostoyatelnykh_rabot_estestvoznanie.docx | 70.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Хабаровского края
КГБОУ СПО «Комсомольский–на–Амуре
авиационно-технический техникум»
ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ
(химия и биология)
СБОРНИК САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ
(ВНЕАУДИТОРНЫХ) РАБОТ
Учебно-методическое пособие
для студентов I курса
средних профессиональных учебных заведений
Комсомольск – на – Амуре, 2014
СОДЕРЖАНИЕ
Введение .......................................................................................................3
Глава 1. Требования к оформлению самостоятельных
(внеаудиторных) работ ………………………………………………………….. 4
Глава 2. Теоретическое изучение материала …………………………… 6
Язык естествознания ………………………………………...…….. 6
Планеты Солнечной системы ………………………..……………. 7
Топливо ……………………………...……...…………………….....7
Строение клетки …………………………………..……………….. 7
Основные положения синтетической теории эволюции ………... 8
Биоритмы ………………..…………………………….…………… 8
Обмен информацией ………………………..……...……………… 8
Классификация веществ ………………………………………...… 9
Химические источники тока …………………………..…..…...…..9
Химия в быту …………………………………..…………………. 10
Лекарства …………………………………..…………………..….. 11
Биотехнология. Нанотехнология ……………………………..…. 11
Создание интерактивной презентации (I блок) …………....…… 12
Создание интерактивной презентации (II блок) …………...…… 13
Глава 3. Проектно-исследовательские работы …………………….….. 15
Органолептическое определение показателей воды …………… 15
Характеристика воды по химическим показателям ……………. 16
Способы улучшения качества воды ………………………….…. 17
Вымораживание воды ……………………………….…………… 18
Используемая литература ………………………………………...…….. 20
ВВЕДЕНИЕ
Самостоятельные работы являются неотъемлемой частью образовательного процесса. В связи с внедрение новых ФГОС основой современного образования становятся не столько учебные дисциплины, сколько способы мышления и деятельности. В связи с этим сегодня изменяются характер и функции профессионального образования: оно должно не только передать знания, сформировать умения, но и развить способности к самоопределению, подготовить будущих специалистов к самостоятельным действиям, научить нести ответственность за себя и свои поступки. Качественно меняется и характер взаимодействия преподавателя и студентов. Студент становится не столько объектом обучения, сколько субъектом этого процесса, а преподаватель - его организатором. Происходит переход от обучения фактическим знаниям к осмыслению событий, обретению навыков и применения в жизни того, что накоплено при обучении. Ставятся задачи по развитию творческих способностей будущих специалистов, совершенствованию навыков самостоятельной работы. Ведь истина, добытая путем собственного напряжения усилий, имеет огромную познавательную ценность.
В данном учебно-методическом пособии предложено несколько форм самостоятельной работы студентов общим объемом 35 часов: это самостоятельное изучение и написание конспектов на определенные темы образовательной программы, это создание интерактивных презентация по дополнительным вопросам, не вошедшим в программу образовательной дисциплины, а также проведение проектно-исследовательских работ.
В каждой работе приводится план изучения теоретического материала и подробная методика проведения эксперимента. В качестве информационных источников выступают учебники, дополнительная литература и Интернет-ресурсы.
Данное учебно-методическое пособие предназначено для студентов специальности 180400 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров и позволяет реализовать следующие общие компетенции (ОК):
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые
методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их
эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных
ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации,
необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач,
профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии
в профессиональной деятельности.
ОК 10. Логически верно, аргументировано и ясно излагать устную и письменную речь.
ГЛАВА 1
ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ
САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ (ВНЕАУДИТОРНЫХ) РАБОТ
I. Составление конспекта
Самостоятельное теоретическое изучение материала закрепляется написанием конспекта в рабочей (лекционной) тетради.
Структура работы:
- Наличие темы.
- Номер вопроса и сам вопрос по плану.
- Краткий ответ на вопрос. Нежелательно пространственное изложение вопроса и излишним количеством материала.
Требование к оформлению: запись должна быть четкой, аккуратной. Допускаются только общепринятые сокращения слов, например, т.к., т.е., р-р, к-та и т.п.
За каждую самостоятельную работу студенты получают оценку.
II. Оформление интерактивной презентации
- Презентация выполняется в программе Microsoft Office Power Point.
- Общее количество слайдов – 15.
- Наличие титульного слайда (!-й), в котором указана тема презентации, данные автора (Ф.И., группа), Ф.И.О. преподавателя.
- Последний слайд (15-й) называется «Источники информации» и содержит перечень сайтов, книг, периодических изданий, которыми студент пользовался при создании презентации.
- Все слайды должны быть оформлены в едином цветовом стиле.
- Текст должен быть написан шрифтом Times New Roman.
- В содержании слайдов приветствуется наличие большого количества иллюстраций, а текст может быть предложен в виде тезисов, высказываний, терминов. Не должен быть на каждом слайде большой объем текстовой информации, иначе данная работа уже будет называться рефератом.
III. Оформление проектно-исследовательской работы
Работа проектно-исследовательского характера оформляется в виде отдельного отчета.
- Отчет выполняется в папках. Листы должны быть вставлены в пластиковые файлы.
- Работа обязательно должна иметь титульный лист. Содержание титульного листа: тема проектно-исследовательской работы, данные автора (Ф.И., группа), Ф.И.О. преподавателя.
- Последний лист называется «Источники информации» и содержит перечень сайтов, книг, периодических изданий, которыми студент пользовался при работе над проектом.
- Требования к печатному тексту:
1. Поля: верхнее – 2см; левое – 3 см; правое – 1,5 см; нижнее – 1,5 см.
2. Шрифт – 14, Times New Roman.
3. Интервал – 1,5.
4. Абзац – 1, 2 см.
5. Выравнивание по ширине
- В содержании проекта приветствуется наличие фотографий сделанных в ходе эксперимента.
- В целом проектно-исследовательская работа должна быть представлена всеми этапами работы.
Этапы проектно-исследовательской работы:
1-й этап – подготовительный: формулирование темы, цели, определение источников информации (источники информации).
2-й этап – планирование: выдвижение гипотезы, которая будет подтверждена или опровергнута в ходе работы; разработка плана действий.
3-й этап – исследование: оформление методики проведения эксперимента; проведение эксперимента.
4-й этап – подведение итогов и и формулирование вывода: оформление и запись результатов эксперимента, формулирование вывода в соответствии с гипотезой.
ГЛАВА 2.
ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ МАТЕРИАЛА
Тема № 1. Язык естествознания (2 часа).
Задание. Изучите самостоятельно тему, и составьте конспект по следующему плану:
- Объясните для чего врачам, географам, биологам, физикам, химикам нужна своя терминология.
- Биологическая терминология:
а) бинарная номенклатура
б) систематические группы (на примере бурого медведя)
Царство | |
Тип | |
Класс | |
Отряд | |
Семейство | |
Род | |
Вид | Бурый медведь |
- Химическая терминология:
а) химические элементы, отражающие свойства – Hydrogenium – рождающий воду (водород), приведите еще 2 примера.
б) химические элементы названные в честь небесных тел – Selena – Луна (селен), приведите еще два примера.
в) химические элементы по древнегреческой мифологии: титан, приведите еще 2 примера.
г) химические элементы, названные в честь ученых: менделевий, приведите еще 2 примера.
д) химические элементы, имеющие географические корни: рутений (Ruthenia – латинское название России), приведите еще 2 примера.
е) составьте названия для следующих неорганических веществ: Na2O, Al2O3, P2O5, NaOH, Ca(OH)2, Fe(OH)3, HCl, H2SO4, HNO3, H2CO3, H3PO4, NaCl, CaCO3, FeSO4, NaNO3.
4. Единицы физических величин в СИ
Величина | Название единицы | Обозначение единицы | ||
русское | международное | русское | международное | |
Длина | ||||
Масса | ||||
Объем | ||||
Температура | ||||
Время | ||||
Количество вещества | ||||
Давление |
Тема № 2. Планеты Солнечной системы (1 час)
Задание. Изучите самостоятельно материал и заполните таблицу
Планета | Атмосфера | Поверхность | Сутки |
Меркурий | |||
Венера | |||
Земля | |||
Марс | |||
Юпитер | |||
Сатурн | |||
Уран | |||
Нептун | |||
Плутон |
Тема № 3. Топливо (1 час).
Задание. Изучите самостоятельно материал и заполните таблицу
Виды топлива
Топливо | Внешние признаки | ||
Агрегатное состояние | Цвет | Прочность | |
Торф | |||
Горючий сланец | |||
Бурый уголь | |||
Черный уголь | |||
Антрацит | |||
нефть | |||
Природный газ |
Тема № 4. Строение клетки (1 час).
Задание. Изучите самостоятельно материал и заполните таблицу
Сравнение строения растительной и животной клеток
Признак | Растительная клетка | Животная клетка |
Рисунок | ||
Клеточная стенка | ||
Пластиды | ||
Вакуоли | ||
Основной запасной углевод |
Тема № 5. Основные положения синтетической теории эволюции (2 часа).
Задание. Самостоятельно изучите тему и составьте конспект по следующему плану:
- Главный движущий фактор эволюции – естественный отбор:
а) определение;
б) виды естественного отбора (движущий, стабилизирующий разрывающий (дизруптивный) – с примерами).
2. Исходный материал эволюции - мутации:
а) определение;
б) виды мутаций (генные, хромосомные, геномные (полиплоидия, гетероплоидия) мутации – с примерами).
3. Элементарная единица эволюции – популяция:
а) определение;
б) генофонд популяции.
4. Виды эволюции (микроэволюция, макроэволюция, привести по одному примеру).
Тема № 6. Биоритмы (2 часа).
Задание. Самостоятельно изучите тему и оформите конспект по следующему плану:
- Биологические часы.
- Биологические ритмы:
а) определение;
б) виды биоритмов (физиологические, экологические, фотопериодизм – с примерами).
- Лунные ритмы.
- Биологические часы человека («жаворонки», «совы»).
- Дисинхронизм.
Тема № 7. Обмен информацией (2 часа)
Задание. Самостоятельно изучите тему и оформите конспект по следующему плану:
- Определение.
- Уровни обмена информацией:
а) молекулярный (на примере комплементарности и действии ферментов);
б) клеточный (на примере фагоцитоза, иммунитет);
в) тканевый (рефлекторная деятельность);
г) органный (анализаторы и их виды в животном мире – 3 примера);
д) популяционно-видовой (поведение животных – 3 примера).
Тема № 8. Классификация веществ (2 часа)
Задание. Самостоятельно изучите тему и оформите конспект по следующему плану:
- Неорганические вещества (определение, аллотропия, по три примера).
- Классификация неорганических веществ:
а) простые – металлы, неметаллы, благородные газы (по 3 примера);
б) сложные – оксиды, основания, кислоты, соли (по три примера).
3. Органические вещества (определение, изомерия, по три примера).
4. Сравнение свойств этилового спирта и диметилового эфира
Признаки сравнения | Этиловый спирт | Диметиловый эфир |
Молекулярная формула | С2Н6О | С2Н6О |
Структурная формула | ||
Температура кипения | ||
Агрегатное состояние | ||
Растворимость в воде | ||
Взаимодействие с натрием (уравнение) | ||
Реакция дегидратации (уравнение) |
5. Классификация углеводородов (алканы, алкены, алкадиены, арены: различия в строении, по три примера, названия).
6. Кислородсодержащие органические соединения (функциональная группа, спирты, альдегиды, карбоновые кислоты, углеводы: различия в строении, по три примера, названия).
7. Азотсодержащие органические соединения (амины, аминокислоты: различия в строении, по три примера, названия).
Тема № 9. Химические источники тока (2 часа).
Задание. Самостоятельно изучите тему и оформите конспект по следующему плану:
- Гальванический элемент (определение, 3 примера его использования).
- Принцип действия гальванического цинко-медного элемента.
- Устройство сухого щелочного элемента (батарейки).
- Использование электрохимических процессов: гальванизация, электрофорез.
Тема № 10. Химия в быту (2 часа).
Задание. Самостоятельно изучите тему и оформите конспект по следующему плану:
- Моющие и чистящие средства:
а) основной компонент – поверхностно-активные вещества (ПАВ): функция, строение молекулы моющего вещества (схема).
б) дополнительные компоненты: отбеливатели, оптические отбеливатели, энзимы.
в)
Виды моющих средств | Состав | Принцип действия |
Мыло твердое | ||
Мыло жидкое | ||
Стиральный порошок | ||
Чистящее средство |
- Инсектициды, правила их использования.
- Средства гигиены и косметики:
а) зубная паста
Основные компоненты | Состав | Функции |
Абразивные | ||
Связующие | ||
Пенообразующие | ||
Загустители |
б) дезодоранты (определение, виды, основные компоненты);
4. Пищевые добавки
а) определение;
б) классификация пищевых добавок (по три примера)
Группа | Код | Название |
Красители | ||
Консерванты | ||
Замедлители брожения и окисления | ||
Стабилизаторы – обеспечивают длительное сохранение консистенции | ||
Эмульгаторы – сохраняют однородность продукта | ||
Ароматизаторы | ||
Антифламинги, не позволяют слеживаться сыпучим продуктам |
в) запрещенные пищевые добавки:
Аллергены: Е131, Е141, Е215-218, Е230-232, Е239;
Вызывают пищевые отравления: Е121, Е123 (назовите их);
Канцерогены (провоцируют образование опухолей: Е211, Е240, Е330, Е442 (назовите их).
Тема № 11. Лекарства (2 часа).
Задание. Самостоятельно изучите тему и оформите конспект по следующему плану:
1. Дайте определение терминам «галеновые препараты», «наркоз», «анестезия», «пастеризация», «алкалоид», «антибиоз», «причинная терапия».
2. Терапия:
а) определение;
б) виды терапии
Виды терапии | Особенности | Преимущество (у какого метода и в чем) |
Химиотерапия | ||
Фармакотерапия |
3. Антибиотики:
а) определение;
б) сущность лечебного воздействия;
в) побочные действия неграмотного применения антибиотиков.
4. Автомобильная аптечка
Содержимое аптечки | Назначение |
Тема 12. Биотехнология. Нанотехнология. (2 часа)
Задание. Самостоятельно изучите тему и оформите конспект по следующему плану:
1. Биотехнология:
а) определение;
б) этапы развития биотехнологии
Этапы | Особенности развития |
Ранний | |
Новый | |
Новейший |
2. Генная инженерия:
а) определение;
б) генетически модифицированные организмы;
в) трансгенные продукты (приведите 3 примера с пояснениями)
3. Клеточная инженерия:
а) определение;
б) клонирование (пример).
4. Биологическая инженерия:
а) определение;
б) значение.
5. Нанотехнология.
а) определение;
б) подходы в нанотехнологии
Подходы | Особенности |
«Сверху – вниз» | |
«Снизу – вверх» |
в) методы нанотехнологий: молекулярный синтез, самосборка, наноскопическое выращивание кристаллов, полимеризация (сущность метода, примеры).
г) Нанотехнологии в различных сферах деятельности
Сферы деятельности | Примеры |
Энергетика | |
Электроника | |
Авиация и космонавтика | |
Оптика | |
Медицина | |
Сельское хозяйство | |
Экология |
Тема № 13. Создание интерактивной презентации (I блок) по индивидуальной теме (4 часа).
Задание: создайте интерактивную презентацию по индивидуальной теме, согласно номеру в учебном журнале.
- Алмаз, как минерал. История знаменитого алмаза «Шах».
- Драгоценные камни в искусстве, литературе, музыке, кинофильмах.
- История возникновения и развития зеркального производства.
- История металлических денег в России.
- История спички.
- Биогаз, его производство и применение.
- Роль нефти в развитии человеческой цивилизации (от Древнего мира до наших дней).
- История стекла в человеческой цивилизации.
- История открытия жидких кристаллов. Жидкие кристаллы и человеческий организм.
- Аллотропия олова и фосфора
- Аминокислоты – «кирпичики» жизни.
- Области применения альдегидов в промышленности и сельском хозяйстве.
- История шелка, шелковое искусство.
- Русский лён: от Древней Руси до наших дней.
- Фракционная перегонка жидкого воздуха.
- Области применения дистиллированной воды.
- Практическое использование ферментов в народном хозяйстве, в научных исследованиях и медицине.
- Биологическая роль и физиологическое действие аммиака.
- Экологическая безопасность при производстве, транспортировке и применении аммиака.
- Кислотные дожди: причины, следствия, профилактика.
- Показатель водорода. Величина рН жидких сред организма (растительных, животных).
- Соли в жизни растений и животных.
- Феромоны и репелленты. Их применение в сельском хозяйстве.
- История мыла и шампуня.
- Косметические гели.
- Поваренная соль как химическое сырье.
- Реакция горения в быту и на производстве.
- Изотопы водорода.
- Применение твердого и газообразного оксида углерода(IV).
- Защита озонового экрана от химического загрязнения.
Тема № 14. Создание интерактивной презентации (II блок) по индивидуальной теме (4 часа).
Задание: создайте интерактивную презентацию по индивидуальной теме, согласно номеру в учебном журнале.
- Бактерии – первые обитатели нашей планеты. Бактерии на службе человека.
- Фотосинтез.
- Проклятие вирусов: открытия и загадки.
- Отражение истории мировых эпидемий в искусстве, литературе, кинематографе.
- Экологические катастрофы, способы ликвидации их последствий и предупреждения.
- Ледниковая эпоха в истории Земли и ее последствия для животного и растительного мира.
- Роль температуры в жизни растений и животных.
- Вода и климат на планете.
- Вода в жизни растений и животных.
- Почва – мостик между живой и неживой природой.
- Грибы-паразиты.
- Плотоядные растения.
- Основные этапы эволюции жизни: архейская и протерозойская эры.
- Основные этапы эволюции жизни: палеозойская, мезозойская и кайнозойская эры.
- Эволюция человека: от парапитека и дриопитек, до неоантропов.
- Происхождение и развитие земледелия и животноводства.
- Одомашнивание. Происхождение породы собаки (по выбору).
- Растения как источник витаминов.
- Бери-бери и открытие витамина В1.
- Поливитамины: их виды, нормы, польза и опасность бесконтрольного применения.
- Фитогормоны. Эндорфины.
- Наиболее сильные извержения вулканов в XX – XXI вв.
- Крупнейшие гейзеры мира (Исландия и Камчатка).
- Отображение природных катастроф в литературе и искусстве.
- Морская тема в литературе и искусстве.
- Смерчи, их классификация, причины и места образования.
- Южный океан.
- Звезды. Звезды-гиганты и белые карлики.
- История открытия планет Солнечной системы.
- Наша галактика – Млечный Путь.
ГЛАВА 3.
ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ РАБОТЫ (6 часов)
Работа № 1. Органолептическое определение показателей воды.
Возьмите пробы воды из различных природных источников. Забор пробы лучше осуществлять на глубине 50 см в объеме 2 – 3 литров. Внимательно изучите внешний вид образца воды. Внесите наблюдения в таблицу показателей по каждому источнику образца воды.
ОРГАНОЛЕПТИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ ВОДЫ В РАЗНЫХ ИСТОЧНИКАХ
Источник | Цвет | Прозрачность | Запах | Наличие примесей, осадка |
Ручей | ||||
Река | ||||
Озеро |
1. Определение цвета. В цилиндр или большую пробирку прилейте 10-12 мл исследуемой воды. Под него подложите лист белой бумаги (в качестве фона). Определите цвет воды, рассматривая воду сверху при достаточном боковом освещении. Выберите наиболее точное название оттенка: слабо-желтоватая, светло-желтоватая, желтая, корочневая, красно-коричневая и др.
2. Определение характера и интенсивности запаха. В колбу объемом 200 мл налейте 100 мл исследуемой вод, закройте ее пробкой и сильно взболтайте. Выньте пробку и определите характер и интенсивность исследуемой пробы с помощью таблицы.
Характер запаха | Аналог запаха |
Неопределенный | Нет аналога |
Травянистый | Запах сена, скошенной травы |
Сероводородный | Тухлых яиц |
Затхлый | Плесени, застойного воздуха |
Прелый | Свежевспаханной земли |
Древесный | Коры дерева, мокрых опилок |
Фекальный | Сточных вод, гнили |
Болотный | Тины, ила, застойной воды |
Ароматный | Цветов, огурцов, яблок |
Интенсивность запаха
Интенсивность запаха | Характеристика запаха |
Очень сильный | Интенсивный, сразу ощущается |
Отчетливый | Чувствуется отчетливо |
Ощутимо заметный | Обнаруживается без труда |
Слабый | Ощущается не сразу, но чувствуется, если сосредоточиться |
Очень слабый или отсутствует совсем | Может быть зафиксирован только опытным исследователем в лаборатории или отсутствует вообще |
3. Определение прозрачности. Прозрачный мерный цилиндр установите на газетный лист. Подливайте в цилиндр порциями по 10 мл дистиллированную воду до тех, пор, пока текст, на который вы смотрите сверху через толщу воды, не будет расплываться.
Проделайте ту же процедуру с исследуемой водой. Измерьте линейкой высоту столба жидкости. Определите степень прозрачности, разделив высоту ее столба на высоту столба дистиллированной воды и умножив полученный результат на 100 %.
4. Определение наличие примесей, осадка. В двухлитровую колбу наберите исследуемую воду, взболтайте ее, поставьте отстаивать. Через 1-2 часа охарактеризуйте осадок в такой градации: отсутствует, незначительный, заметный, большой. Если осадок есть, определите его характер (хлопьевидный), песчаный, илистый и т.д.) и цвет. Наличие масел оцените визуально – об этом свидетельствуют жирные пятна на поверхности воды.
Работа № 2. Характеристика воды по химическим показателям.
Возьмите пробы воды из различных природных источников. Забор пробы лучше осуществлять на глубине 50 см в объеме 2 – 3 литров. Сравните качество воды из различных источников и ее пригодность для бытовых и промышленных нужд, используя предельно допустимые концентрации, которые найдите в справочной литературе или Интернете. Внесите наблюдения в таблицу показателей по каждому источнику образца воды.
ХАРАКТЕРИСТИКА ВОДЫ ПО ХИМИЧЕСКИМ ПОКАЗАТЕЛЯМ
Источник | Органические вещества | Cl- | SO42+ | Fe3+ | Cu2+ | NO2- |
Ручей | ||||||
Река | ||||||
Озеро |
1. Определение органических веществ. К исследуемым образцам добавьте по несколько капель 0,5%-ного раствора перманганата калия (марганцовки) и 0,5%-ной серной кислоты. Нагрейте растворы. При нагревании происходит изменение окраски, что говорит о наличии в воде органических веществ, способных окисляться.
2. Определение хлорид-ионов. Для этого к исследуемым образцам добавьте несколько капель раствора нитрата серебра. Если растворы помутнели, значит хлорид-ионы присутствуют.
3. Определие сульфат-ионов. Проводится таким же образом. что и предыдущее исследование, только с добавлением нескольких капель раствора хлорида бария.
4. Определение ионов железа (III). в пробы исследуемых образцов добавьте 3-4 капли концентрированной азотной кислоты и кипятите 2-3 минуты с целью окисления ионов железа (II) в ионы железа (III). После охлаждения добавьте 3-4 капли раствора роданида аммония. Окрашивание растворов в красный цвет свидетельствует о наличие ионов железа (III).
5. Определение ионов меди (II). К пробам исследуемых образцов добавьте раствор аммиака, который при взаимодействии с ионами меди образует сначала осадки основных солей сине-зеленного цвета, которые затем в избытке реагента образуют растворимые аммиакаты меди интенсивного синего цвета.
6. Определение нитритов. К 2 мл исследуемой воды добавьте 2 мл физиологического раствора и 2 мл риванольного раствора. Если появится бледно-розовая окраска, это говорит о недопустимости уровня содержания нитритов в воде.
Работа № 3. Способы улучшения качества воды.
В домашних условиях несложно получить разные виды биологически активных вод: талую намагниченную, серебряную, кремниевую.
ПОЛУЧЕНИЕ АКТИВИРОВАННОЙ ВОДЫ
Виды воды | Способ получения |
Водопроводная | Налейте в открытую емкость и поставьте в течение суток для удаления остаточного хлора. |
Талая водопроводная | Заморозьте отстоянную водопроводную воду и дайте ей растаять при комнатной температуре. |
Талая снеговая | Растопите чистую порцию снега при комнатной температуре. |
Серебряная | В отстоянную водопроводную воду или в родниковую положите на сутки серебро (монетку, ювелирное украшение или предмет посуды). |
Кремниевая | Оставьте кусочек кремния на сутки в отстоянной водопроводной воде или в родниковой воде. |
Магнитная | Подвесьте магнит на период эксперимента с внешней стороны от стеклянной банки с водой. |
Активированной водой предстоит поливать репчатый лук для получения витаминной зелени. Вам потребуется 6 небольших головок (по количеству видов активированной воды). Субстратом для выращивания зелени может служить земля, опилки, речной песок. Луковицы высаживаются в небольшие одноразовые стаканчики, которые надо пронумеровать.
Подписанные стаканчики с луком разместите в небольшой коробке на подоконнике и умеренно поливайте через день активированной водой разного вида по 1 столовой ложке. Если в комнате очень тепло и воздух достаточно сухой, а лук начинает вянуть, увеличьте полив до 2-3 ложек.
Чтобы обеспечить равномерное освещение, через каждые 3-4 дня поворачивайте коробку.
Через 2 недели лук подрастет. Срежьте его до основания, разложите по порциям, измерьте длину всех перьев. Суммарная величина будет итоговым показателем. Наблюдения оформите в виде таблицы. Сделайте вывод о влиянии различных видов воды на рост растений.
РЕЗУЛЬТАТЫ НАБЛЮДЕНИЯ ЗА ЛУКОМ
Вид воды | Количество отросших перьев лука | Суммарная длина перьев лука | Вывод |
Водопроводная | |||
Талая водопроводная | |||
Талая снеговая | |||
Серебряная | |||
Кремниевая | |||
Магнитная |
Салат с луком, выращенным своим трудом, будет аппетитным и прекрасным дополнением к обеду.
Работа № 4. Вымораживание воды.
В домашних условиях чистую структурированную, полезную для здоровья воду можно получить методом вымораживания. Лед имеет кристаллическую структуру, состоящую из молекул воды. Инородным примесям, в том числе растворенным в воде солям, газам и красителям, при замерзании ни остается места в кристаллической решетке. Они стекают по структурам кристаллической решетки вместе с загрязненными остатками воды. Если процесс замерзания остановить при температуре -1 … -6оС, то в кристалликах льда будет только чистая вода. Жидкий остаток – «бульон» из примесей, солей и растворяя грязи – вреден для здоровья человека. Речь идет не только о патологических изменениях в кровеносных сосудах и суставах или о занесении в ткани и клетки чужеродных соединений. Доказано, что некачественная вода особенно влияет на функции мозга, на ¾ состоящего из воды.
Опыт показал, что воду лучше замораживать при температуре -1… -6оС, остаток сливать, в нем будут все вредные примеси. За ночь при данной температуре замерзает примерно 2/3 воды. Вымораживание можно проводить в морозильной камере, установив регулятор на -4 … -6оС.
Для выполнения эксперимента приготовьте четыре одинаковые пластиковые бутылки со срезанным горлышком. Бутылки пронумеруйте. В каждую бутылку налейте 300 мл воды: в первую – кипяченную охлажденную воду; во вторую – любую минеральную лечебную воду (например, «Нарзан»); в третью – ржавую или бытовую грязную воду (например, после мытья посуды); в четвертую – воду, окрашенную зеленкой или марганцовкой. Бутылки закройте полиэтиленовыми пакетами.
Поставьте емкости с водой на 6-7 часов в морозильную камеру или на балкон, если эксперимент проводится в холодное время года. Результаты наблюдений запишите в виде таблицы.
ВЫМОРАЖИВАНИЕ ВОДЫ ИЗ РАЗЛИЧНЫХ ИСТОЧНИКОВ
Наблюдение | Вид воды | |||
кипяченная | минеральная | грязная | окрашенная | |
Время замерзания (ч) | ||||
Внешний вид льда (прозрачный, непрозрачный, с газовыми пузырьками, с мутью и т.п.) | ||||
Вид незамерзшей воды в середине | ||||
Внешний вид оттаявшего остатка |
Сделайте вывод об эффективности очистки воды методом вымораживания. Предложите пути использования талой воды в различных областях народного хозяйства.
Используемая литература:
1. Габриелян О.С. Химия: Учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений / О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов. - М.: Издательский центр «Академия», 2010.
2. Габриелян О.С. Практикум по общей, неорганической и органической химии для студ. сред. проф. учеб. заведений- М.: Издательский центр «Академия» - 2009.
3. Ерохин Ю.М. Химия: Учеб. для средних спец. учебных заведений. - М.: Издательский центр «Академия»: Высшая школа, 2010.
4. Естествознание. Базовый уровень. 10 кл.: учебник /О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов, Н.С.Пурышева, С.А. Сладков, В.И. Сивоглазов. – 2-е изд., перераб. – М.: Дрофа, 2013.
5. Естествознание. Базовый уровень. 10 кл.: учебник /О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов, Н.С.Пурышева, С.А. Сладков, В.И. Сивоглазов. – 2-е изд., перераб. – М.: Дрофа, 2013.
6. Константинов В.М. Общая биология: Учеб. для студ. общеобразоват. учреждений сред. проф. образования. / В.М. Константинов, А.Г. Резанов, Е.О. Фадеева; Под ред. В.М. Константинова. - М.: Издательский центр «Академия», 2010.
7. Мамонтов С.Г. Общая биология: Учеб. для студентов средних спец. учеб. заведений / С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров. - 6-е изд., стер. - М.: Высш. шк.; 2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Самостоятельная внеаудиторная работа студентов по дисциплине "Педагогика"
Методические рекомендации по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы по дисциплине "Педагогика". Специальности 050146 Преподавание в начальных классах углубленной подготовки...
Методические рекомендации по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы обучающихся по МДК 02.01
Рекомендации учащимся...
Самостоятельная внеаудиторная работа
формирование общих и профессиональных компетенций у студента...
Организация и проведение самостоятельной внеаудиторной работы
Организация и проведение самостоятельной внеаудиторной работы по дисциплине "Менеджмент" для специальности "Экономика и бухгалтерский учёт в АПК"...
Методические указания по организации самостоятельной внеаудиторной работы студентов по дисциплине "Технология машиностроения"
ВВЕДЕНИЕ1. СУЩНОСТЬ И ХАРАКТЕРИСТИКИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ2. ИНДИВИДУАЛЬНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА В ВИДЕ СИТУАЦИОННЫХ ЗАДАЧ 4. ИНДИВИДУАЛЬНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ...
Методические указания по проведению самостоятельной внеаудиторной работы
Министерство образования Тульской областиГосударственная профессиональная образовательная организация Тульской области«Тульский сельскохозяйственный колледж имени И.С. Ефанова»...
Методические рекомендации по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы по учебной дисциплине ОДБ. 17«Право»
Методический материал для организации самостоятельной внеаудиторной ратоты студентов СПО по учебной дисциплине ОДБ17. Право.....